Герберт фон караян

Оглавление

Членство в НСДАП

1941 год

В 1933 году фон Караян вступил в Национал-социалистическую партию; это произошло 8 апреля 1933 года в Зальцбурге спустя два месяца после прихода к власти Адольфа Гитлера в Германии. Как и в случае с сопрано Элизабет Шварцкопф, членство Караяна в нацистской партии в период с по 1945 годы создало ему нелестную репутацию. Попытки Караяна отрицать свою партийную принадлежность были опровергнуты документально. По словам Нормана Лебрехта, «выросший в Зальцбурге во время и после Первой мировой войны, Караян отчаянно пытался сделать карьеру ещё до того, как Гитлер захватил власть в Германии.

С изгнанием еврейских и левых музыкантов 27-летний Караян стал музыкальным директором в Рейхе — „Чудо-Караяном“, как в 1938 году озаглавил свою статью Геббельс. Караян чрезвычайно удачно вписался в контекст новой Германии — белокурый, с резкими чертами лица и пронзительным взглядом, он служил рекламным лицом нацистской культуры» Любимец Геринга и Геббельса, Караян открывал многие свои выступления «Песней Хорста Весселя». Такие музыканты, как Исаак Стерн и Ицхак Перлман, отказывались играть в одних концертах с Караяном.

Подробности личной жизни маэстро

Герберт всегда находился в центре женского внимания. Он впервые женился ещё в молодости, но этот союз не сделал его счастливым. Вскоре молодые люди приняли решение расстаться. Второй избранницей талантливого дирижёра стала очаровательная Анита Гютерманн.

Вторая супруга принесла маэстро серьёзные проблемы из-за еврейских корней. На Герберта даже завели уголовное дело. От него требовали разорвать с женщиной всяческие отношения, но маэстро не только не развелся с женой, но и отстоял право на личную жизнь. С этого времени ему постоянно угрожали, но Герберт не шёл на уловки. Он оставался непоколебим.

Но всё же личная жизнь со второй супругой не сложилась, и парочка приняла решение о расставании. Третьей супругой маэстро стала Эльетта фон Караян. На момент свадьбы дирижёру было 50 лет, а его спутнице – всего 19. Они познакомились в Сен-Тропе.

Они познакомились, когда Эльетта прогуливалась со своими подружками на яхте. Кроме девушек, там было много приглашённых гостей. Прямо на вечеринке девушку укачало. Герберт поступил, как благородный мужчина. Он увёз её с яхты и пригласил в дорогой ресторан. Артист с первого взгляда влюбился в очаровательную молодую девушку.

В следующий раз они встретились только черед год. В этот период времени девушка работала моделью у самого Кристиана Диора. Фотосессия Эльетты проходила в Лондоне. После работы, знакомый пригласил ей на концерт филармонического оркестра.

Watch this video on YouTube

Как раз тогда за дирижёрским пультом стоял Герберт. Они пообщались после концерта и договорились о свидании. С тех пор пара не расставалась. Женщина родила артисту очаровательных дочек.

Музыкальные направления

Караяна в 1941 году .

Караян исследовал широкий репертуар от барокко до музыки XX — го  века. По случаю выхода в свет своей записи оперы Клода Дебюсси « Пеллеас и Мелизанда » , которую он записал только один раз после того, как дирижировал ею несколько раз на сцене, он заявил, что это его любимая книга. В интервью радиостанции France Musique он признался, что был в осмосе с этой работой, как если бы он ее написал, и что перед тем, как записать ее для EMI, он сказал музыкантам Берлинской филармонии, что все, что они делали с ним до тогда была лишь подготовка к записи Пеллеаса .

Однако его имя остается, прежде всего, одним из «столпов» германского репертуара. Фактически, его репертуар — репертуар других шеф-поваров его поколения, точнее, предыдущего поколения. Если он показывает в Моцарте , особенно в 1950-х годах, довольно новую естественность, то ни Шуберт, ни Шуман на самом деле не являются частью его вселенной . Его интерпретации Гайдна и тем более Баха — не его специальность. Работы XX — го  века , которую он возглавлял, тщательно подобранные: Концерт для оркестра по Бартку , Обряд Весны по Стравинскому , в симфонии п о  10 из Шостакович и других ( Honegger , Nielsen ). В 1970 — х годах, он добавил в свой репертуар несколько произведений из «  Венской школы  » и Малера (симфоний н.у.к. .  4, 5, 6, 9 и Песни о Земле ). С Антоном Брукнером он поддерживает те же отношения, что и лидеры, родившиеся за пятнадцать лет до него: если его 4- я , 5- я , 7- я , 8- я и 9- я  симфонии являются частью его репертуара, он лишь изредка отважился на него. другие, которые кажутся ему менее подходящими

В конечном итоге композиторы, которых он практиковал больше всего, наиболее полно и в которых он получил наибольшее признание, — это Бетховен , Брамс , Чайковский , Сибелиус , Пуччини , Вагнер и Рихард Штраус. Следует подчеркнуть важность, которую он придавал музыке Сибелиуса , до такой степени, что по контракту требовалось, чтобы 4- я  симфония появилась в его первой концертной программе с Берлинским филармоническим оркестром

Что касается его стиля управления, он принадлежит к поколению германских лидеров культуры и школы, но на него повлияли некоторые латинские лидеры, особенно итальянские: особенно Тосканини и Де Сабата . По сравнению с дирижерами предыдущего поколения это приводит к более стабильному темпу и большей прозрачности, сохраняя при этом оркестровое звучание германской культуры, большое и мощное. Хотя стиль Караяна явно развивался в течение его карьеры, эти характеристики сохранились, хотя и с растущим пристрастием к легато и звуку.

Поведение за пультом

Токио, апрель 1954 год

Некоторые критики, в особенности британский критик Норман Лебрехт, вменяют Караяну в вину то, что он раскрутил разрушительную инфляционную спираль, требуя огромных гонораров за исполнение. Во время пребывания в должности в качестве директора исполнительских организаций, финансируемых за счёт общественных средств, таких как Венский филармонический оркестр, Берлинский филармонический оркестр и Зальцбургский фестиваль, он начал платить приглашённым звездам заоблачные гонорары, а также комментировать размер своего собственного вознаграждения.

С тех пор, как он получил в своё распоряжение оркестры, он заставлял их записывать диски, а также вплоть до своей смерти повторно записывал свои любимые произведения при возникновении новых технологий (цифровые LP, CD, видеоплёнки, лазерные диски). В дополнение к созданию трудностей для других дирижёров при записях с его оркестрами, Караян также непомерно увеличивал выплаты себе гонораров.

Во время записи бетховенского Тройного концерта с Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером и Мстиславом Ростроповичем, Рихтер попросил Караяна сделать ещё один дубль, на что Караян ответил: «Нет, нет, у нас нет времени, нам ещё нужно сфотографироваться». Это не помешало Ойстраху сказать о Караяне, когда последнему исполнилось 65, что он является «величайшим из ныне живущих дирижёров, мастером в любом стиле».

Наконец, необходимо отметить эксцентричность Караяна. Когда он дирижировал Вагнера в Метрополитен опера, он поднял дирижёрский подиум, чтобы быть на виду у публики; в вердиевских оперных записях он изменял баланс звучания оркестра, перенося работу со звуком на стадию монтажа. Критики сравнивали его с Леонардом Бернстайном, указывая, что оба дирижёра «были непревзойденными мастерами устраивать театральный спектакль на подиуме». В действительности, при работе с хорошо изученными им берлинскими филармоническими музыкантами экономностью своих жестов он часто напоминал Фрица Райнера. Также он часто дирижировал с закрытыми глазами, уверенный в том, что под его управлением находится один из величайших оркестров новейшей эры. В одном он был схож с Бернстайном: если ему не слишком нравилось сочинение — а в «не немецкой» музыке было очень много произведений, которым он не симпатизировал, — это было слишком явно видно в его подходе к исполнению этого произведения.

Герберт фон Караян, все видео (54)

Больше информации совсем скоро

Караян — Вторая жизнь

Герберт фон Караян в студии звукозаписи

док. фильм

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Фантастическая симфония Берлиоза, дирижирует Герберт фон Караян

Парижский оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 1 Бетховена, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 2 Бетховена, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 3 «Героическая» Бетховена, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 4 Бетховена, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 5 Бетховена, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 6 «Пасторальная» Бетховена, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 7 Бетховена, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 8 Бетховена, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 9 Бетховена, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Скрипичный концерт Бетховена, дирижирует Герберт фон Караян — С участием Анне-Софи Муттер

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 6 «Патетическая» Чайковского, дирижирует Герберт фон Караян

Венский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Black and White: Six Ballets by Jiří Kylián

Sarabande, No More Play, Petite Mort, Sweet Dre…

балет

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

«Немецкий реквием» Брамса, дирижирует Герберт фон Караян

Венский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 2 Брамса, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Торжественная месса Бетховена, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

100% французской музыки Дебюсси и Равеля, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

«Реквием» Верди, дирижирует Герберт фон Караян – С участием Хосе Каррераса, Жозе ван Дама

Венский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

«Картинки с выставки» Мусоргского, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 1 Брамса, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

«Кавалер розы» Штрауса

Тео Отто (режиссёр-постановщик), Герберт фон Ка…

опера

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 5 Чайковского, дирижирует Герберт фон Караян

Венский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Симфония № 8 Брукнера, дирижирует Герберт фон Караян

Венский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

«Дон Карлос» Верди

Гюнтер Шнайдер-Симссен (сценограф), Герберт фон…

опера

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

«Дон Жуан» Моцарта

Михаэль Хампе (режиссёр-постановщик), Герберт ф…

опера

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

«Дон Кихот» Штрауса, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Больше информации совсем скоро

Дивертисмент № 17 Моцарта, дирижирует Герберт фон Караян

Берлинский филармонический оркестр

концерт

Доступно для подписчиков

Детские и юношеские годы

Он появился на свет в начале апреля 1908 года. Родители Герберта отношения к творчеству не имели. Глава семейства был уважаемым врачом. По признаниям артиста, он любил и немного побаивался отца. Но это не помешало ему построить с ним дружеские, тёплые отношения.

Немаловажную роль в ранней биографии Герберта сыграл его дедушка. К слову, мужчина реализовал себя в качестве торговца. Он был аристократом и привил внуку правильное воспитание.

Watch this video on YouTube

Герберт с ранних лет увлекался музыкой. Увлечения сына поддерживали родители, которые не стали «давить» на юношу, и поддержали его в решение получить музыкальное образование. Спустя некоторое время молодой человек получил достойное место в немецком театре.

французская Ривьера

У Караяна были свои привычки на Французской Ривьере . Также в Сен-Тропе , в начале 1957 года, он познакомился с Элиетт Муре, 17-летней моделью из Моллан-сюр-Увез (Дром), которая стала его третьей женой на18 октября 1958 г., день 19-летия последнего. Он приобрел виллу La Palme на берегу моря в Кап-де-Сен-Тропе, у входа в бухту Канубье, где были пришвартованы его последующие парусники: Helisara, на которой он принимал участие в многочисленных регатах.

Связь музыканта с морем началась еще в раннем детстве, и в 1938 году он приобрел свою первую парусную лодку Караджанидес . В 1967 году он запустил первую из шести Helisara , которые ознаменуют его жизнь. Это имя является аббревиатурой, образованной от инициалов его собственного имени, его жены и двух дочерей: ( H ) erbert, ( El ) iette, ( Is ) abel и ( Ara ) bel. Пять парусников будут носить это имя до Helisara VI , максимальная длина 24 метра, на борту которого Караян выигрывал многочисленные регаты.

Он основал свое издательство Télémondial в Монако , которое выпустило первые крупные видеодиски в истории современного видео .