Кальвинистская церковь. жан кальвин

Оглавление

Краткая история

Историки относят возникновение кальвинизма к первой половине XVI века, к моменту появления раскола в лютеранстве между немецкими и швейцарскими протестантами. Последних представлял Ульрих Цвингли, которого иногда называют истинным основателем этого течения. Само учение зародилось в Швейцарии. Суть разногласия заключалась в вопросе о причастии:

  • Мартин Лютер считал, что христиане при священнодействии принимают истинное тело и кровь Христову.
  • Приверженцы Цвингли (реформаты) утверждали, что действие имеет строго символический характер.
  • Разногласия коснулись и самих служителей церкви; сторонники реформатов настаивали на отмене целибата и разрешении браков, а также о допустимости вознесения молитв иконам и священным мощам. Лютеране, несмотря на то что они также стремились к изменениям в церковном укладе, не были готовы на столь радикальные перемены.
  • После смерти Цвингли (в 1531 году в результате столкновений с католиками) дело реформатства продолжил Жан Ковен (или Кальвин, от фамилии которого произошёл сам термин).

Распространение идей кальвинизма происходило с огромной быстротой; в 1536 году в Швейцарии было принято Гельветское исповедание, утвердившем религиозное направление на официальном уровне. В 1567 году учение приняли многие крупные страны Восточной Европы (среди них Речь Посполитая и Венгрия). Интересно, что, в отличие от лютеранства и других направлений протестантизма, кальвинизм привлекал к себе в первую очередь привилегированное сословие, а не простолюдинов.

В 1571 году была образована Реформатская церковь в Нидерландах; сторонники кальвинизма прочно закрепились в Голландию, откуда впоследствии учение проникло на территорию Великобритании, Франции (частично) и даже Южной Африки.

В Англии приверженцев этого направления стали называть пуританами; после принятия Вестминстерского исповедания в 1648 году стали очевидны разногласия между отдельными группами кальвинистов.

Как организована кальвинистская церковь

Представление о церкви, соответствующей этому вероучению, у Кальвина сложилось не сразу. На первых порах он не ставил своей целью создать церковь, но позже для ведения борьбы с контрреформацией и разными ересями необходима была церковная организация, которая была бы построена на республиканских основах и имела бы авторитет.

Устройство кальвинистской церкви виделось Кальвину изначально как объединение общин во главе с пресвитером, которого избирали из светских членов общины. Обязанностью проповедников было ведение проповеди религиозно-нравственной направленности

Обратите внимание: они не имели священнического сана. Пресвитеры и проповедники ведали религиозной жизнью общины и решали участь ее членов, совершивших аморальные и антирелигиозные проступки

Позже консистории, которые состояли из пресвитеров и проповедников (министров), стали руководить всеми делами общины.

Все, что касалось основ кальвинистского вероучения, выносилось на обсуждение собрания министров – конгрегации. Затем они преобразовались в синоды, чтобы бороться с ересью и защищать вероучение и культ.

Организация кальвинистской церкви позволила сделать ее более боеспособной, сплоченной и гибкой. Она отличалась нетерпимостью к сектантским учениям и с особой жестокостью расправлялась с инакомыслящими.

Второе поколение (1531–1555)

Портрет Жана Кальвина XVI века работы неизвестного художника. Из собрания Bibliothèque de Genève (Женевская библиотека).

Жан Кальвин — самый известный реформатский теолог поколения, последовавшего за смертью Цвингли, но недавние исследования утверждали, что несколько ранее упускаемых из виду людей оказали по крайней мере такое же влияние на развитие реформатского христианства и представляли различные богословские точки зрения. Генрих Буллингер , преемник Цвингли в Цюрихе, писал более доступным, чем его предшественник, и его труды превратились в радужное распространение спустя долгое время после его смерти. Вслед за Цвингли он отстаивал образное значение Евхаристии. Петр Мученик Вермигли , наиболее образованный реформатский теолог этой эпохи, проповедовал сильную доктрину двойного предопределения , которая учит, что Бог избрал спасать людей для спасения и других для осуждения, и считал, что Христос действительно, хотя и духовно, присутствовал в Евхаристия, позиция, которую также займет Кальвин. Книга Вольфганга Мускула « Общие места христианской религии» была первой реформатской систематической теологической работой

Мускул учил духовному присутствию Христа в Евхаристии и осторожной форме двойного предопределения.

В то время как реформатские идеи и церкви находили в этот период все более широкое распространение, достигнув Англии и Польши, лютеранство также усилило свое господство в Священной Римской империи . Augsburg Промежуточное 1548, урегулирование между императором Священной Римской империи Карла V и протестантов в результате Schmalkaldic войны , сделал некоторые уступки протестантам , но заставили тех , кто желает исповедовать свою религию на законном основании принять практику, реформатской нашли отвратительным. Некоторые изолированные реформатские церкви смогли удержаться в Германии, в том числе церковь в Эмдене во главе с польским реформатором Яном Ласки, которая стала важным центром для протестантских беженцев из Нидерландов . Лондон и несколько других городов Англии; Везель , Ахен и Франкфурт , Германия; и Женева , Швейцария, также были важными городами для реформатских беженцев из Нидерландов, северной Франции и других областей Священной Римской империи, где их не терпели. В этих городах были созданы « чужие церкви » для беженцев-протестантов.

Реформатское движение в этот период было сложным и разнообразным, но французский реформатор Женевы Жан Кальвин был, пожалуй, самым влиятельным реформатским богословом своего времени, и его влияние было долгим. Его Институты христианской религии были широко распространены и считались некоторыми наиболее важными работами в области теологии той эпохи. Женевской консистории , церковный совет, состоящий из мирян и духовенства членов, было дано право исполнять законы и морали отлучить граждан, стали доминирующей силой в повседневной жизни. Эта относительная церковная независимость от гражданской власти была редким достижением и многими считалась реформатским идеалом.

Строгость в быту и воспитании — основа кальвинизма

Что касается главенствующей роли государства или церкви, то вопрос решался однозначно в пользу последней.

Ведущее направление протестантизма предусматривало чрезмерную строгость в нравственном воспитании и в быту. Ни о каком стремлении к роскоши и праздному образу жизни не могло быть и речи. Только труд кальвинистская церковь ставила во главу угла и рассматривала как приоритетную форму служения Творцу. Все доходы от трудовой деятельности верующих должны сразу пускаться в оборот, а не откладываться на черный день. Отсюда и произошел один из главных постулатов кальвинизма. Его кальвинистская церковь кратко трактует следующим образом: «Судьба человека полностью и во всех проявления предопределена Богом». Судить об отношении Всевышнего к нему человек мог исключительно по своим успехам в жизни.

Кальвинистская Церковь

  • Мартин Лютер (Г, 1483–1546)
  • Филипп Меланхтон (Г, 1497–1560)
  • Ганс Таусен (Д, 1494–1561)
  • Олаус Петри (Швец, 1493–1552)
  • Ульрих Цвингли (Швейц, 1484–1531)
  • Жан Кальвин (Швейц, 1509–1564)
  • Томас Кранмер (А, 1489–1556)
  • Джон Нокс (Шот, 1514?–1572)
  • Вальденсы
  • Авиньонское пленение пап (1309–1377)
  • Лолларды
  • Великий западный раскол (1378–1417)
  • Гуситские войны (1420 до

Кальвини́зм — направление протестантизма, наиболее чётко сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными конфессиями, исповедующими кальвинистское богословие, являются пресвитерианская, реформатская и конгрегационалистская церкви. Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских конфессиях, включая баптистов, методистов, пятидесятников и евангельских христиан.

Основные положения

Догматы кальвинизма строятся на интерпретировании Библии самим Кальвином. Священное писание и слово Божие являются откровением Бога человеку. И записаны они самими людьми под влиянием Святого Духа, что считается единственным непогрешимым руководством в вере и в жизни.

Принцип предопределенности

Главное место в кальвинизме принадлежит принципу всевластия Бога над миром, в котором все определено только Богом и никем иным. Божественная воля непостижима для человеческого понимания, так как грех первых людей изменил природу всего человечества и лишил его свободы собственной воли. Все, что совершает человек, греховно и ведет к его смерти, даже если выглядит как добрый поступок.

Из этого выходит постулат об абсолютном предопределении. По нему Бог еще до грехопадения человечества назначил одних к спасению, а других — к адским мукам. Кальвинизм отрицает синергию, свойственную православию, и мысль об участии высшей силы в спасении человечества самим собой.

По мнению кальвинистов, искупление Иисусом грехов спасло не всех людей, а только тех, кого выбрал Бог. Причем спасение реально через благодать, которая так же неодолима, как влияние греха на осужденных. Потому вера и благочестивость не являются основным способом спасения. Они лишь указывают на избранность индивида. Иногда о ней могут говорить успехи в делах, в том числе в материальных.

Таинства и триединство

В плане учения о триединстве кальвинизм пошел по западнохристианской традиции. Согласно ей, Святой Дух исходит и от Отца, и от сына. Большинство кальвинистов признают Апостольский, Афанасьевский и Никейский символы веры, а также понимание Сына Божьего как и настоящего Бога, и как человека, что было обозначено на Халкидонском соборе.

В традиции предопределенности трактуются и церковные таинства. Они не обладают спасительной силой сами по себе. Их всего два — крещение и причастие. Крещение — это инициация члена церкви и его освобождение от грехов. Возможно крещение младенцев, если их родители веруют.

Касательно причастия, в отличие от Лютера, Кальвин считал, что при евхаристии тело и кровь Христовы есть в обряде не только физически, но и духовно. Однако кальвинисты XXI столетия полагают несколько иначе. Они разделяют мнение У. Цвингли, что причастие есть лишь увековеченная память о вечерне, память о жертве Христа.

Иерархия

Иерархии как таковой в кальвинизме нет. Благодаря идее о всеобщем священстве кальвинизм определил четыре категории священнослужителей:

  • пасторы или священники;
  • доктора или учителя;
  • старейшины или пресвитеры;
  • диаконы.

Пасторы выступают как проводники и служители при таинствах. Доктора учат богословию, старейшины следят за дисциплиной. Диаконы заведуют благотворительностью. Иногда доктора и диаконы считаются второстепенными церковнослужителями, а пасторы и старейшины — главными.

Некоторые кальвинистские церкви (например, венгерская) ввели еще и епископов, но только как церковных руководителей, а не как высших священников.

При каждой кальвинистской конгрегации (общине) есть пастор и несколько старейшин. Они формируют сессию или консисторию. Сама церковь координируется собранием конгрегации или пресвитериями, куда входят пасторы и старейшины из общин.

Кальвинизм отрицает целибат и монашество. Некоторые национальные церкви разрешают служение женщинам.

Кальвинизм | Идея Кальвинизма | Суть Кальвинизма

Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни — Кальвина)Время возникновения: XVI векОснователь: Жан Ковен

Это протестантское направление христианства возникло в первой половине XVI век во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни

Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно

Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Распространение в современных странах

Начиная с XX века кальвинизм начинает сближаться с лютеранской церковью и другими протестантскими направлениями. Причина — в наличии множества точек соприкосновения между ними (в частности, схожий катехизис, общие положения которого используются как лютеранами, так и кальвинистами). В 1922 году произошло образование союза евангелических церквей Германии и Швейцарии.

В Нидерландах со второй половины XX века наблюдалось потепление отношений между ответвлениями кальвинизма — пресвитерианства и конгрегационализма — что обусловило общий рост числа паствы и заинтересованности со стороны общества. В современной Великобритании это учение развито, преимущественно, в Шотландии и Уэльсе.

В России протестантское вероучение, вместе с его ответвлениями, не получило широкого развития. Основными очагами распространения русского кальвинизма был Петербург (куда приезжали купцы из Голландии и Венгрии) при Екатерине II Великой, а также Урал.

На сегодняшний день существует несколько крупных центров в Республике Коми, Сибири, а также в близлежащих странах СНГ (один из них — Ассоциация евангельских свободных церквей). По предварительным опросам на территории России насчитывается около 150000 последователей учения Жана Кальвина.

История

Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Ульриху Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса.

История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.

Швейцарско-немецкий кальвинизм

В 1529 году во время Марбургского диспута обозначился раскол между лютеранами (немецкими протестантами) и реформатами (швейцарскими протестантами), которых представлял Ульрих Цвингли. При общей приверженности идеям Реформации их разделил вопрос о причастии. Реформаты настаивали на символическом характере причастия, тогда как Лютер утверждал, что в евхаристии христиане принимают истинное тело и кровь Христа. Цвингли рано погиб в столкновениях с католиками (1531), но дело его Реформации продолжил обосновавшийся в Швейцарии француз Жан Ковен (Кальвин). Связующим звеном между Цвингли и Кальвином был Гийом Фарель. В 1536 году швейцарские протестанты приняли Гельветское исповедание, затем в год окончания католического Тридентского собора (1563) был принят Гейдельбергский катехизис.

Французский кальвинизм

Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов, не имела успеха. Впервые они о себе заявили в 1534 году в ходе т. н. Дела о листовках. В 1559 году состоялся первый гугенотский синод, на котором было принято Галликанское исповедание. В 1560 году примерно 10 % населения Франции были гугенотами (чуть менее 2 миллионов человек). Всю 2 пол. XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны. Оплотом гугенотов были города Орлеан, Ла-Рошель, Ним, Тулуза. В 1572 году католики уничтожили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе т. н. Варфоломеевской ночи. Тем не менее, гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту (1598 год), который был отменён в 1685 году.

Восточноевропейский кальвинизм

Очень рано проник кальвинизм в два важных государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполитую. В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где его приняла верхушка княжества Трансильвания и образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь, которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.

В Речи Посполитой кальвинизм не стал массовым движением, однако им активно заинтересовалась шляхта. Первая кальвинистская община образуется в 1550 году в городе Пиньчув. В Литве активным проводником кальвинизма был Николай Радзивил. По его инициативе кальвинистским пастором Клецка становится Симон Будный. Значительно ослабили кальвинизм идеи антитринитариев, которые проповедовали польские братья и социане. В 1570 кальвинисты попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор. В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании.

Голландский кальвинизм

Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь. В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание, положившее начало Нидерландской революции. В 1618 году состоялся Дордрехтский синод, подтвердивший Гейдельбергский катехизис. Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки. Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем пуритан. Кальвинизм оказал значительное влияние на формирование голландского национального характера.

Англосаксонский кальвинизм

Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции, богословский результат которой неочевиден. С одной стороны, Церковь Англии разделяет кальвинистскую теологию (Вестминстерское исповедание 1648 года), однако радикальные кальвинисты усмотрели в англиканстве слишком много «папистских» черт в пышной церковной иерархии. Несогласные кальвинисты разделились на конгрегационалистов и пресвитериан. Первые обосновались в британской колонии Новая Англия и сыграли важную роль в Американской революции XVIII века. А вторые определили религиозную ситуацию в Шотландии.

Современность

В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран (Прусская уния)

Кальвинизм в Новом Свете

В 1620 году « Мэйфлауэр» прибыл в Плимут с паломниками , большинство из которых принадлежали к кальвинистской сепаратистской группе, известной как браунисты . Другие кальвинистские пуритане поселились в соседней колонии Массачусетского залива . Между тем, в 1628 году голландскими колонистами было основано американское отделение голландской реформатской церкви в колонии Новые Нидерланды , церковь, которая в конечном итоге стала реформатской церковью в Америке . Тем временем Роджер Уильямс основал баптистскую церковь в Провиденсе, штат Род-Айленд, которая была организована по кальвинистскому принципу. В 18 веке кальвинистские баптисты основали Филадельфийскую ассоциацию , в конечном итоге приняв модифицированную версию Лондонского баптистского исповедания 1689 года в 1742 году, переименовав его в Филадельфийское исповедание.

Пресвитерианство будет установлено в колониях в 1703 году, что и установило пресвитерию Филадельфии. Со временем будут сформированы еще два пресвитерия, которые в 1717 году составят Синод. В 1729 году пресвитериане официально примут Вестминстерское вероисповедание и катехизисы в качестве своих конфессиональных стандартов. Шотландские церкви под эгидой своих церквей в старой стране также основали бы церкви в 18 веке, при этом Ассоциированное пресвитерие было основано сидерами в 1758 году, а ковенантеры основали реформатское пресвитерие в 1774 году. Многие из сеседеров и ковенантеров объединятся. в 1782 г., чтобы сформировать Ассоциированную реформатскую пресвитерианскую церковь . Другие участники завета образуют реформатскую пресвитерию, которая после спора о «старом и новом свете» разделится на реформатскую пресвитерианскую церковь в Северной Америке и реформатскую пресвитерианскую церковь, Генеральный синод . В 1789 году пресвитериане, которые были сформированы в 1703 году с учреждением первого пресвитерия, сформировали пресвитерианскую церковь в США.

Реформы Жана Кальвина

Подвергшись гонениям во Франции за свои религиозные взгляды, Кальвин в 1533 г. обосновался в Швейцарии. Среди Альпийских гор, в городах Базель и Женева, он преподавал, писал книги и распространял свои идеи.

В этот период он систематизировал и создал свод протестантского учения «Установление христианской веры», изданный в 1536 г. В этом же году женевские реформаторы предложили Ж. Кальвину принять участие в религиозном обновлении Женевы.

Хотя в Женеве богослов занимал пост советника правительства, он имел огромное влияние на жизнь города. Городской совет разрешил ему провести Реформацию в духе его взглядов, и принимал по его настоянию законы, делающие из Женевы обитель протестантизма. 

Так сложилось новое вероучение кальвинизм, и была создана Кальвинистская церковь. Религиозное обновление Женевы возложило на проповедников обязанность строго следить за нравственностью горожан:

  • горожане обязаны были посещать проповеди только в той церкви, к приходу которой они были прикреплены;

  • все религиозные обряды были сокращены до минимума – разрешалось только крещение и причащение;

  • праздником признавалось только воскресенье.

Истории известно, что за активную деятельность в продвижении идей Реформации его называли «женевским Папой». Вернувшись в Женеву в 1538 г. после трехлетнего перерыва, Кальвин с еще большим рвением продолжил внедрять свое учение.

Реформатор поспособствовал установлению правил, по которым регулировались прически, цвет и покрой платьев женщин. Если говорить кратко, то запрещались веселье и громкий смех, танцы и песни, яркие одежды.

За любой проступок, независимо от классовой принадлежности, горожане отправлялись в тюрьму и подвергались лишениям.

Деспотизм Кальвина породил волну сопротивления. Самыми смелыми его противниками стали ученые, которые вступали с ним в дискуссии по вопросам его учения. С этого периода начинается период догматизма, нетерпимости и жестокости Кальвина в отношении непримиримых оппонентов.

В 1553 г. за инакомыслие был казнен М. Сервет, что рассматривается как «моральный тупик Реформации». В течение двух лет Кальвин с помощью Женевского магистрата уничтожает, изгоняет или подчиняет своих противников и продолжает насаждать свое учение.

Будучи человеком с блестящим образованием, Кальвин за пять лет до своей смерти создал в Женеве университет. В нем начали обучать богословов-проповедников протестантского направления, которые служили во всех европейских странах.

Распространение по миру

Кальвинизм зародился в середине XVI столетия. Его основатель Жан Кальвин отучился на теолога в Париже, Орлеане и Бурже. Помимо этого, он имел образование в сфере юриспруденции и литературы. Находился под влиянием Мартина Лютера и прочих протестантов, благодаря чему вступил на путь реформирования церкви. За свою деятельность подвергся гонениям, из-за чего переехал в Базель.

В 1536 году Кальвин издал теологический труд на латинском языке «Наставление в христианской вере». Оно задумывалось как введение в Библию, но придерживалось реформационных принципов, толкуемых лично Кальвином. Здесь же перечислялись основные постулаты нового религиозного течения. Вскоре Кальвин переехал в Женеву.

Ко второй половине XVI столетия кальвинизм распространился по югу Франции, Швейцарии, Нидерландам, некоторым регионам Германии, Венгрии, а также по Шотландии и Англии. К концу XVI — началу XVI столетия в кальвинизм пришло цвинглианство.

Основные принципы кальвинизма были закреплены в исповеданиях:

  • Галликанском в 1559 году;
  • Бельгийском в 1561 году;
  • Втором Гельветическом в 1566 году;
  • Вестминстерском в 1647 году;
  • Гейдельбергском катехизисе 1563 года.

В начале XVII столетия из кальвинизма выделилось арминианство — учение Я. Арминия. Оно подверглось жесткой критике от сторонников строгого кальвинизма на Дордрехтском синоде в 1618-1619 годах.

Из-за непрекращающихся гонений во Франции, Британии и некоторых землях Германии кальвинисты начали переезжать в другие европейские страны, а затем и вовсе за пределы Западной Европы. С 20-х годов XVII столетия кальвинизм появляется на североамериканском континенте, а с середины века — в Африке. В XVIII-XX веках за счет дальнейшей миграции и активного миссионерства учение проникло в Южную Америку, Азию и Океанию.

Истоки (1519–31)

Хульдрих Цвингли, изображенный Гансом Аспером на портрете маслом 1531 года ( Художественный музей Винтертура )

Хульдрих Цвингли , богословие которого считается первым выражением реформатского богословия, был назначен на служение в Цюрихе , Швейцария, в 1519 году. На него повлиял гуманист эпохи Возрождения Дезидериус Эразм , который побудил его изучать Новый Завет и отцов ранней церкви, а также проповедовать из Библии. Цвингли также знал и находился под влиянием реформатора Виттенберга Мартина Лютера , но он развил свое богословие независимо и расходился с ним по нескольким направлениям. Цвингли выступал против любой религиозной практики, для которой он не мог найти никакого библейского оправдания, такой как использование изображений, органов и пение в богослужении, в то время как Лютер активно выступал против уничтожения изображений в церквях. Акцент Цвингли на строгом следовании Божьему повелению, который содержится в его слове, также привел к большей моральной активности в движениях цвинглианской реформации, чем в лютеранских.

Мартин Бусер , Вольфганг Капито , Иоанн Эколампадиус и Гийом Фарель также были влиятельными фигурами в развитии реформатского богословия. Эти реформаторы происходили из разных академических кругов, но более поздние особенности реформатского богословия уже можно обнаружить в их мысли, особенно приоритет Священного Писания как источника авторитета. Писание также рассматривается как единое целое, что привело к завету зрения таинств о крещении и в Вечере Господней , как видимые признаки завета благодати . Еще одним отличительным признаком реформатов в этих богословах было их отрицание телесного присутствия Христа в Вечере Господней . Каждый из этих богословов также понимал, что спасение дается только по благодати, и утверждал учение об особом избрании (учение о том, что некоторые люди избраны Богом для спасения ). Мартин Лютер и его преемник Филипп Меланхтон, несомненно, оказали значительное влияние на этих богословов и, в большей степени, на более поздних реформатских богословов. Учение об оправдании только верой было прямым унаследованием от Лютера.

Сначала Цвингли считал Лютера своим союзником, и союз между последователями Цвингли и Лютера был возможен, если бы не разногласия по поводу Евхаристии, начавшиеся в 1524 году. Лютер твердо верил, что необходимо утверждать, что Христос физически присутствует в Евхаристии , в то время как Цвингли вместе со своими последователями, включая Иоанна Эколампадия в Базеле, отдавал предпочтение символическому значению обряда, которое было бы названо сакраментарианством . Мартин Бусер в Страсбурге занял позицию посредника. Лютер назвал Цвингли, Эколападия и других, кто считал эту точку зрения кощунственной, антихристианской и фанатичной. В 1529 году немецкий принц Филипп Гессенский устроил Марбургский коллоквиум как попытку примирить враждующие протестантские фракции и заключить союз. Обе стороны пришли к согласию по многим вопросам доктрины, но не смогли найти точки соприкосновения в Евхаристии, и надежда Филиппа на союз потерпела крах.

В течение 1520-х годов влияние Цвингли в Швейцарии росло, хотя многие швейцарцы, особенно в сельских и лесных районах, оставались верными католической церкви и выступали против реформ Цвингли. До 1530 года некоторые города южной Германии поддерживали Цвингли, а некоторые немецкие лютеранские богословы в других областях Германии развили сакраментарианские взгляды независимо от Цвингли, но лютеранские богословы в Виттенберге быстро заставили их замолчать. В начале 1531 года Филипп Гессенский сформировал Шмалькальдскую лигу , укрепив власть лютеран в Германии, исключив цвинглианство. Тем временем Цвингли начал агрессивно применять силу, чтобы закрепить завоевания протестантов в Швейцарии. После успеха против католиков в Первой Каппельной войне 1529 года, Цюрих ввел жесткую блокаду католических кантонов, что привело к Второй Каппельской войне в 1531 году. Цюрихеры потерпели поражение, а Цвингли был убит в битве. Католики продолжали удерживать власть в большинстве швейцарских кантонов, хотя три пятых населения составляли протестанты.