Армия римской империи

Оглавление

Солдатские браки

Анализ статистики по солдатским надписям и эпитафиям императорского времени свидетельствует, что те нередко обзаводились долговременными спутницами, которые рожали им детей. Считается, что между I и III веком порядка 1% солдат из Майнца, 3% солдат гарнизона Рима и 5,2% солдат из Карнунта в Паннонии имели семьи. Кажется, в относительно мирных провинциях эта статистика была ещё выше. Например, из 354 военных эпитафий солдат стоявшего в Нумидии III Августа легиона 206 (58%) надписей упоминают в числе наследников умершего его жену и детей. С точки зрения закона эти солдатские «жёны» оставались лишь сожительницами, а прижитые от них дети были незаконнорождёнными. Однако по выходе в отставку солдаты получали право узаконить сложившиеся отношения, и тогда государство признавало их детей. Власти до поры до времени смотрели на сам факт сожительства сквозь пальцы, настаивая лишь на невозможности легального признания соответствующих отношений на срок действительной службы. Считается, что окончательно ограничение на солдатские браки упразднил император Септимий Север (193—211).

Анализ имён этих солдатских «жён» свидетельствует о том, что большинство из них являлись вольноотпущенницами (liberta), то есть бывшими рабынями, которых солдаты привезли с собой из дома, купили на месте или получили из военной добычи и которые впоследствии были освобождены

Важно отметить, что закон гарантировал патрону приоритетное право сожительствовать со своей вольноотпущенницей как с наложницей (concubina), избегая обвинения в прелюбодеянии. Более того, наложница из числа вольноотпущенниц патрона могла в этих отношениях пользоваться именем, но не правами замужних женщин (matronae nomen)

Некоторые, но не все римские юристы дозволяли брать наложниц из числа свободнорождённых женщин низкого происхождения, в том числе бывших актрис или проституток. Возможно также, что самопродажа в рабство с последующим отпуском на волю являлась просто юридической уловкой, позволявшей если не жене, то хотя бы вольноотпущеннице солдата претендовать на его наследство в случае смерти. Поскольку с точки зрения права эти браки были незаконными, право наследования через завещание признавалось только за гражданами.

Проституция

Альтернативой долговременным отношениям по образцу брака для многих солдат становилось обращение к рынку продажной любви. Низкая стоимость сексуальных услуг в Римской империи — в среднем два асса, что эквивалентно цене 1-фунтовой буханки хлеба — и значительное превышение предложения над спросом делали такого рода отношения более экономичными и простыми по сравнению с покупкой рабыни или постоянным содержанием наложницы. Как с точки зрения закона, так и с точки зрения общественной морали посещение солдатами борделя не являлось чем-то предосудительным. С другой стороны, военные — особенно ветераны с накопленными за время службы сбережениями, но также и молодые солдаты, наследники родительского имущества — являлись весьма привлекательной целевой группой для предпринимателей на рынке сексуальных услуг. Кажется, большинству солдат не составляло особого труда отыскать среди обитательниц борделя спутницу, которая могла скрасить им тяготы военной службы в течение любого срока.

Мы располагаем относительно небольшим числом свидетельств современников об этой стороне военной жизни. Одним из немногих сохранившихся сведений является широко известный анекдот о том, как ревнитель старинной дисциплины Сципион Эмилиан в 133 году до н. э. изгнал из римского лагеря под стенами Нуманции почти 2000 проституток.

Известно также, что в римской армии, разбитой кимврами в 105 году до н. э. в сражении у Араузиона на 80 000 погибших в сражении солдат приходилось по крайней мере 40 000 сопровождавших армию слуг, маркитантов, торговцев и женщин. Римскую армию Квинтилия Вара, уничтоженную херусками в 9 году н. э. в Тевтобургском лесу, сопровождала толпа нестроевых и женщин. Недавно эти данные нашли подтверждение в ходе археологических раскопок в Калькризе, где наряду с останками, принадлежавшими мужчинам 25—45 лет, были найдены многочисленные кости женщин и детей. С точки зрения консервативно настроенного источника, это обстоятельство самым негативным образом сказывалось на боевой подготовке солдат и послужило одной из причин поражения.

Римский закон определял проститутку как женщину, которая зарабатывает деньги, открыто продавая свое тело. Хотя проституция в Римской империи была легальной профессией для представителей обоих полов, однако считалась предосудительным занятием с точки зрения общественной морали, которое влекло за собой понижение социального статуса (infamia), а также поражение в правах. По этой причине его старались не афишировать в эпитафиях и личных историях.

Можно предположить, что в большинстве своём проститутками становились представительницы социальных низов, вынужденные продавать себя из-за бедности и отсутствия иных источников дохода. К занятию проституцией принуждались вольноотпущенницы и рабыни, которых хозяева сдавали внаём. Среди последних встречались женщины, похищенные разбойниками или набранные из пленных. Павел Орозий рассказывает, что после разгрома тевтонов, тигуринов и амбронов при Аквах Секстиевых в 102 году до н. э. воины Гая Мария окружили в лагере большое количество женщин. В ответ на предложение сдаться они потребовали гарантий сохранения их целомудрия. Получив отказ, они массово покончили с собой.

Торговцы живым товаром

Женщин и мужчин для работы в армейских борделях поставляли сутенёры, которые часто перемещались от одного лагеря к другому вдоль границы. Флавий Филострат, биограф философа и чудотворца Аполлония Тианского, рассказывает о забавном недоразумении, которое случилось с его героем в Зевгме: «Когда они добрались до границы Двуречья, мытарь, надзиравший за мостом, привёл их в таможню и спросил, что у них с собой. „Со мною, — отвечал Аполлоний, — Рассудительность, Справедливость, Добродетель, Выдержка, Храбрость, Воздержность“, — и так он перечислил множество имён женского рода. Мытарь, радея о своей корысти, сказал: „Этих рабынь следует записать в таможенное объявление“. „Никак невозможно, — возразил Аполлоний, — ибо не рабынями они при мне, но госпожами“».

Очевидно, таможенный служащий принял Аполлония за торговца живым товаром.

Не так давно в египетском Крокодилополе были найдены документы эпохи Траяна (98—117) с перепиской между владельцем такого рода бизнеса и его агентами на местах, поставлявшими женщин в римские форты (президии) в глубине Восточной пустыни между Нилом и Красным морем. Гарнизонами этих фортов были небольшие отряды солдат, которые несли службу вахтовым методом, сменяясь по истечении какого-то срока. Содержание документов проливает свет на то, как был организован и функционировал этот бизнес. Вот пример такого письма на остраконе — крупном осколке керамической посуды, на которых часто велась повседневная переписка в римском Египте: «N приветствует Птолему. Я послал Проклу в президиум Максимианон за 60 драхм и квинтану. Пожалуйста, отошли её далее с погонщиком ослов, который даст тебе этот остракон. Я получил задаток 12 драхм, из которых заплатил 8 драхм. Получи от погонщика … драхм. Дай ей плащ. Я дам ей тунику. Не делай ничего более».

Письмо на обломке керамики. Музей Аларда Пирсона, Амстердам. Фото автора.

Имя отправителя не сохранилось. Птолема являлся его агентом в Крокодилополе, в обязанности которого входило связываться с военными и договариваться с ними о цене. Как следует из письма босса, Птолема должен был позаботиться о доставке женщин в конечный пункт назначения — в данном случае в президиум Максимианон. Как правило, контракт составлялся на месячный срок, а его обычная стоимость составляла 60 драхм без уплаты налога-квинтаны и 72 драхмы — с уплатой налога. По истечении этого срока женщина отправлялась в соседний форт, а на её место прибывала другая. И сама работа, и перемещение вдоль цепи фортов назывались словом kykleutikon — «цикл» или «круг».

Часть 3. Специальные построения

Murus – – построиться стеной щитов

При произношении первой части команды «му» первая шеренга ставит щиты впереди себя, сам встаёт на одно колено, подпирая им по возможности щит. При наличие пилума/копья – оно ставится под 45 градусов и упирается в землю и вторую ступню. На вторую часть команды «рус» вторая шеренга накладывает щиты на первую шеренгу, а третья, следом, на вторую. Последующие шеренги наложения не делают.

Схема выполнения команды Murus

Построение Murus, реконструкция

Построение Murus, реконструкция

Tela – – построиться защитным строем против метательных снарядов.

При произношении первой части команды «те» первая шеренга закрывается щитами, вторая и последующая шеренги приподнимают щиты, поворачивая их на 90 градусов, готовя тем самым к наложению. На вторую часть команды «ла» вторая и последующие шеренги накладывают щиты на впереди стоящего в ряду легионера.

Подготовка к команде Tela, реконструкция

Построение Tela, реконструкция

Ad cuneum – – построение клином

Построение происходит относительно центрового (центурион/опцион). Центровой остается на месте, его соседи делают два шага назад. Каждый последующий сосед делает на 2 шага назад больше, чем предыдущий. Группа вексилляции заходит внутрь клина, по центру, максимально удаленно от центрового.

Схема построения при команде Ad cuneum

Ad testudinem – – построение черепахой

При произношении первой части команды «ад тэс» первая шеренга закрывается щитами, вторая и последующая шеренги приподнимают щиты, поворачивая их на 90 градусов, готовя тем самым к наложению, за исключением фланговых легионеров, которые вместо этого закрывают щитом свой фланг вне зависимости от шеренги (правый фланг берёт щиты в правую руку). На вторую часть команды «ту-ди» вторая и последующие шеренги накладывают щиты на впереди стоящего в ряду легионера. На третью часть команды «нэм» фланговые легионеры встают плотно в строй, закрывая «черепаху» по бокам.

Схема построения при команде Testuda

Undique servate – – круговая оборона

При произношении первой части команды «ун-ди-квэ» легионеры образуют защитный периметр. При второй части команды «сэр-ва-тэ» — оставшиеся легионеры закрывают внешний защитный периметр щитами сверху. Знамённая группа встаёт в центр построения.

Схема построения при команде Undique servate

В случае присутствия в строю вексиллария равнение и нахлёст щитов идёт относительно него (те, кто справа от него, равняются налево, те, кто слева от вексиллария – направо, с нахлёстом щитов – точно также). То же касается и перестроений с изменением количества рядов.

Схема выравнивая строя относительно знаменосца

Глоссарий команд

Silentium – – тишина

Mandata captate – – внимание

Dirige frontem – – смирно

Venite – – стройся

Signum demittite – — разойдись

Reverte – – отмена команды

Ad contum, clina – – направо

Ad scutum, clina – – налево

Move ad contum – — приставной шаг направо

Move ad scutum – — приставной шаг налево

Ad contun (scutum) depone – – поворот плеча строя по оси направо (налево)

Ad contun (scutum) deponite – — направо (налево) в движении за ведущим

Transforma – – кругом

Redi! – – на исходную

Movete – – вперед марш

Ad contum (scutum) move – – приставными шагами направо (налево)

State – – стоп

Celerate – – быстрее

Tardate – – медленнее

Cede – – движение назад (до команды Sta)

Sta – – остановка движения назад

Unum, duo, tres, sta – – один, два, три, стоп

Gradum servate – – держать шаг

Arma portate – – взять оружие

Arma demittite – – опустить оружие

Ad arma – – к оружию

Gladium destrigite – – меч из ножен

Gladium recondite – – меч в ножны

Vos servate – – закрыться щитами

Percute – – Наступление. Быстрое сближение с противником боевым шагом, закрывшись щитами.

Pila tollite – – Подготовить пилум к броску, прицелиться

Pila jactate – – Метнуть пилум

In primum, secundum numeramini – – на первый-второй рассчитайсь

Ad duo, intra! – встать в 2 шеренги из 1-ой шеренги.

Ad duo, exi! – встать в две шеренги из 4-х шеренг.

Iunge – – сомкнуть ряды на расстояние локтя

Largi – – разомкнуть ряды

Murus – – построиться стеной щитов

Tela – – построиться защитным построением против метательных снарядов

Ad testudinem – – построение черепахой

Ad cuneum – – построение клином

Undique servate – – круговая оборона

Mutare — — поменять первую шеренгу

Бордели

Поскольку женщинам было запрещено посещать военный лагерь, сфера развлечений концентрировалась в примыкавшем к его стенам торгово-ремесленном посаде — так называемой канабе (canabae). Здесь жили ветераны или увечные солдаты, которым некуда было возвращаться после службы, оружейники, плотники и другие ремесленники, трудившиеся на нужды армии, многочисленные торговцы, предприниматели, сутенёры и преступники. Постройки на территории канабы — мастерские, склады, амбары, храмы, бани и т. д. — в большинстве своём обслуживали потребности солдат. Со временем канабы так разрастались, что порой их площадь могла превзойти размеры лагеря.

Для организации общественной жизни здесь создавались органы самоуправления. Постепенно большинство этих поселений наделялись городскими правами. Чтобы беспрепятственно заниматься своей деятельностью, обитатели канабы должны были получить особую лицензию у магистрата поселения, а также уплатить соответствующий налог, который собирали солдаты.

Специально приспособленными местами для занятия проституцией были публичные дома (lupanarii). О внешнем виде этих заведений можно составить представление по описанию в источниках или по лупанарию, раскопанному в Помпеях. В «Сатириконе» вход в бордель отделяла от улицы одна лишь занавеска, за которой расхаживали работницы в лёгких прозрачных одеждах или полностью обнажённые. А вот лупанарий в Помпеях представлял собой коридор с выходившими в него двумя рядами помещений, которые использовались для встреч с клиентами. Никакого приёмного зала, который можно было использовать для увеселительных пирушек, не было. Комнаты, отделявшиеся от коридора занавесками, были совсем маленькими, тёмными, грязными и предназначались, видимо, только для дела.

Помимо лупанариев местами, традиционно ассоциировавшимися с сексуальными утехами, являлись постоялые дворы, трактиры, харчевни, гостиницы и бани. Эти сомнительные заведения можно было найти в любом уголке города. Были также проститутки, принимавшие клиентов на дому.

Внутренние помещения помпейского борделя. cambridge.org

В качестве борделя был идентифицирован дом в жилом блоке G5, раскопанный в «гражданской» части Дуры-Эвропоса на берегу Евфрата в Сирии. На соответствующее предназначение дома указали надписи-дипинто на стенах, которые преимущественно относятся к последним годам римской оккупации. Основным содержанием надписей являются списки женских имён. Некоторые из них явно ассоциируются с представительницами древнейшей профессии.

Отдельные мужские имена принадлежали солдатам, один из которых был обозначен как optio. Также среди надписей упоминалась должность stathmouhos, обозначавшая, вероятно армейского квартирьера. Издатели документов полагали, что само здание принадлежало армии, а бордель здесь был организован с санкции командования, которое таким образом проявляло заботу о солдатском досуге. Эта гипотеза находит подкрепление в нескольких ссылках на имевшую место поездку в или из Зевгмы, штаб-квартиры IV Скифского легиона, которая располагалась выше по течению Евфрата.

Солдаты и женщины из провинций

О привычке римских солдат обзаводиться семьями в провинциях, где они долгое время несли гарнизонную службу, упоминал Юлий Цезарь. Во время визита в Александрию в 47 году до н. э. ему самому пришлось вплотную столкнуться с опасными последствиями этого явления. Оказалось, что римские части, оставленные здесь семь лет назад сирийским наместником Авлом Габинием, так называемые габинианцы, совершенно разложились, погрязнув в местных распрях. Римская дисциплина сошла на нет. Большинство солдат завело жён, родивших им целую ораву детей. По словам Цезаря, «все они давно обжились в Александрии. Здесь они привыкли по своего рода старой военной александрийской традиции требовать выдачи друзей царя на смерть, грабить богатых, осаждать царский дворец, чтобы выбить повышение жалованья, одних сгонять с престола, других сажать на него».

Попытки вывести габинианцев из страны в 50 и 49 годах до н. э. завершились неудачей. Во время конфликта между Цезарем и населением Александрии, повлёкшим за собой настоящую войну, габинианцы приняли сторону александрийцев и на протяжении трёх месяцев осаждали царский дворец, в котором укрывались их соотечественники. Победа над ними была одержана не без трудностей.

Стела из Александрии с изображением солдата и его сына, первая половина III века н. э.

Чтобы отделить римлян от провинциалов и избежать повторения подобных эксцессов, Август в серии законов запретил римским солдатам вступать в официальный брак во время действительной военной службы. Солдатам нельзя было приобретать собственность в тех провинциях, где проходила их служба, а также проживать вне территории лагеря. Эти меры, с точки зрения их автора, должны были содействовать укреплению дисциплины в армии и поднятию морального духа солдат. Реальность, как это часто бывает, оказалась иной.

Часть 2. Базовое построение

Равнение порядка идет по правому члену строя. Нахлёстывание щитов в плотном строю также идет на правого. После расчёта на «первый-второй», (prímus, secúndus) вторые номера (secúndi) в 2 приёма (шаг назад, шаг вправо) заступают за первых номеров (prími).

Схема увеличения глубины строя

In primum, secundum numeramini – – на первый-второй рассчитайсь

Ad duo, intra! – – встать в две шеренги из первой шеренги.

Ad duo, exi! – – встать в две шеренги из четырёх шеренг.

Ad quattuor, intra! – встать в четыре шеренги из 2-х шеренг.

Ad quattuor, exi! – встать в четыре шеренги из 8-и шеренг.

Ad octo, intra! – встать в восемь шеренг из 4-х шеренг.

Ad unum, exi! – встать в одну шеренгу из 2-х шеренг.

Iunge – – сомкнуть ряды на расстоянии локтя

Largi – – разомкнуть ряды

Mutare — — замена первой шеренги. По слогу му-та легионеры второй шеренги закрывают щитами впереди стоящих легионеров первой шеренги. На слог «ре» легионеры первой шеренги отходят в последний ряд через правую сторону задним ходом, не открываясь щитом.

Растояние между легионерами при построениях

Литература

Ludus Militis Tactica, Kal Malus, 2010

Cassell’s Latin Dictionary. D.P. Simpson, ed. Macmillan Publishing Company, New York, 1968.Dahm, Murray K. “The Career and Writings of Sextus Julius Frontinus.”

Michael. “Greek Hagiography and Popular Latin in Late Antiquity: The Case of ‘Biberaticum-biberatikon.’” American Journal of Philology, Vol. 102. Pp. 154-163. The Johns Hopkins University Press, 1981.

Polybius. The Histories. English translation by W. R. Paton. Loeb Classical Library text from LacusCurtius

Gaius Iulius Caesar. Bello Gallico. English translation by W. A. McDevitte and W. S. Bohn.

Bello Africo. English translation by W. A. McDevitte and W. S. Bohn.

Bello Hispaniensis. English translation by W. A. McDevitte and W. S. Bohn.

Onasander. The General. English translation by Illinois Greek Club, Aeneas Tacticus, Asclepiodotus, Onasander. Loeb Classical Library, Harvard University Press, Cambridge, 1986.

Flavius Iosephus. Bellum Judaicum. Excerpts in article “The marching order of Flavius Josephus”

Sextus Iulius Frontinus. Strategematon. English translation by Charles E. Bennett. Frontinus, The Strategems and The Aqueducts of Rome. Loeb Classical Library, Harvard University Press, Cambridge, 1980.

Cornelius Tacitus. Historiae. English translation by Alfred John Church and William Jackson Brodribb.

Lucius Flavius Arrianus. Ektacis Kata Alanon (The Expedition Against the Alans). English translation by James G. DeVoto, ed. Tactical Handbook and The Expedition Against the Alans. Ares Publishers, Chicago, 1993.

Publius Flavius Vegetius Renatus. Epitoma Rei Militaris. Vegetius: Epitome of Military Science. Translation with notes and introduction by N.P. Milner. Liverpool Univesity Press, Liverpool, 2001.

Солдатские дети

Суть встававших перед солдатами проблем хорошо раскрывает рассказанная Титом Ливием история. В 171 году до н. э. в римский сенат явилось необычное посольство из Испании: «…более четырёх тысяч человек просили дать им город для жительства, объявив, что рождены они от римских воинов и испанских женщин, брак с которыми не был законен. Сенат постановил, чтобы они доложили Луцию Канулею свои имена и имена своих вольноотпущенников, если таковые имеются, и чтобы они вывели поселение в Картею, что возле Океана. А тем из картейцев, которые пожелают остаться дома, дозволить записаться в поселенцы с правом на земельный надел. Поселение постановлено числить латинским и именовать вольноотпущеннической колонией».

Налоги

Налогом проституцию обложил император Калигула (37—41), определивший сумму выплаты стоимостью одного контакта. По-видимому, налог взимался раз в месяц, а не за день работы, как считалось раньше. Ответственность за сбор налога обычно возлагалась на солдат, которые часто допускали злоупотребления. До нас, например, дошла переписка между наместником Нижней Мёзии и гражданами Херсонеса Таврического, которые жаловались на вымогательства при взимании проституционной подати. Вероятно, сборщикам было нетрудно получить нужную сумму с содержателей публичных домов или крупных поставщиков, однако каким образом осуществлялся контроль за женщинами, принимавшими клиентов у себя на дому или совмещавших торговлю телом с иной профессией, не вполне ясно. Возможно, имела место какая-то разновидность лицензирования, когда городские власти выдавали заявителю разрешение на соответствующую работу. Примером является содержание фрагмента папируса, найденного на территории Верхнего Египта: «Пелай и Сократ, сборщики налогов, Тинабделле шлют привет. Мы выдаём тебе разрешение иметь секс с кем угодно в этом месте на день, указанный ниже. Год 19-й, 3-й день месяца паопи. Сократ, сын Симона».