Кабинет министров как перелицованный верховный тайный совет

Оглавление

Введение

После смерти Петра Великого (рис. 1) в истории России начался период, который историки называют дворцовыми переворотами. Именно в этот период произошло несколько смен власти, при которых она переходила от одной группы внутри господствующего слоя к другой. В данном случае речь идет о дворянстве.

Рис. 1. Петр Великий – российский император (Источник)

В случае дворцового переворота не происходит каких-то качественных изменений ни в политическом, ни в социально-экономическом, ни в культурном строе государства.

Причины дворцовых переворотов

  1. Расширение полномочий государственного аппарата
  2. Получение дворянами большей финансовой, политической и культурной независимости
  3. Создание гвардии
  4. Указ Петра I о престолонаследии
  5. Отсутствие легитимного наследника Петра I

Создание кабинета министров

Верховный тайный совет по объективным причинам был распущен. Вместо совета был создан высший исполнительный орган — Кабинет министров. Сама императрица государственными делами не занималась, предпочитая предаваться развлечениям. Стоимость содержания двора возросла до небывалых размеров. Развлечения были грубыми и жестокими. При дворе находилось множество шутов, бесконечно дерущихся и неприлично ругающихся. Известен факт об устройстве свадьбы с участием этих же шутов, для которых был выстроен отдельных ледовый дворец на Неве.

Это интересно: 327,Воцарение Василия Шуйского: разбираемся основательно

Личности

С 1946 по 1953 год страной, по сути, управлял Иосиф Виссарионович Сталин. При нем в состав исполнительной власти входили Николай Булганин, Вячеслав Молотов, Андрей Андреев, Лаврентий Берия, Николай Вознесенский, Климент Ворошилов, Александр Ефремов, Лазарь Каганович, Алексей Косыгин, Алексей Крутиков, Георгий Маленков, Вячеслав Малышев, Анастас Микоян, Максим Сабуров и Иван Тевосян.

Пока они стояли у власти, в СССР произошел ряд кардинальных изменений: общий уровень образования повысился, страна оправилась от последствий войны, качество жизни в целом улучшилось, промышленный и экономический прогресс был виден на лицо.

После смерти Сталина новый глава исполнительной власти Георгий Максимилианович Маленков, не стал полностью менять состав Совмина. Берия, Булганин, Каганович, Молотов, Тевосян, Микоян, Малышев и Косыгин остались, где и были, хотя многие из них вскоре покинули свой пост. Вначале 1953 года Берию и его сподвижников без каких-либо на то оснований обвинили в предательстве и сместили.

После Маленкова управление Советом Министров СССР осуществлял Николай Александрович Булганин. При нем состав правительства существенно расширился, но на благосостояние страны это не сказалось.

Следом шел Никита Сергеевич Хрущев, который управлял Совмином всего шесть лет, но и за это короткое время сумел занять свое место в истории. При нем Косыгин, Микоян и Устинов стали первыми помощниками. Их время называют периодом «оттепели». Цензура снизилась, репрессии прекратились почти полностью. Впервые человек сумел совершить полет в космическом пространстве.

Алексей Николаевич Косыгин пробыл на месте главы правительства 16 лет. Николай Александрович Тихонов — пять. Николай Иванович Рыжков, который занимал пост председателя столько же, был последним главой правительства.

Государственное и административное управление

Укрепление самодержавного управления, создание лояльного власти государственного аппарата

Манифестом 1730 года был упразднен Верховный Тайный Совет, пытавшийся ограничить самодержавную власть императрицы. Взамен ему восстановлен Правительствующий Сенат, в который на первых порах вошли «верховники» — компромисс императрицы в сложившихся условиях.

Кадровая политика императрицы, контроль деятельности Сената исключали появление оппозиционных настроений. После создания Кабинета министров, Сенат стал подконтрольным ему органом.

В 1731 г. учрежден Кабинет министров из трех человек. Назначение на должности осуществляла императрица. Кабинет занимался широким кругом вопросов: от глобальных во внешней политике до незначительных в административной и финансовой сферах, а потому был перегружен работой.

В 1735 году Анна Иоанновна повелела признавать указы, подписанные тремя министрами, именными указами императрицы.

Борьба с бесчинствами в провинции

В 1730 году принят именной указ императрицы об ограничении срока назначения посадских и уездных воевод на должность. Им предписывалось быть на службе два года, а не бессрочно, как раньше. Новое назначение было возможно, только если на воеводу нет жалоб.

Императрица без власти

Но все прежние события могут показаться лишь незначительными явлениями в жизни вдовствующей герцогини. Когда в 1730 году умирает император Пётр II, в борьбу за власть вступает семейство Долгоруковых, что отчаянно боялось потери своего влияния.

После кончины царя был собран Верховный тайный совет, где Алексей Долгоруков предъявил поддельное завещание, согласно которому император передавал власть родственному семейству. Однако Долгоруковых постигла неудача. Осмеянные Дмитрием Голицыным, они остались ни с чем.

Как выяснилось, ещё при передаче престола юному Петру II, императрица Екатерина осознавала, что престолонаследник не отличается крепким здоровьем, а потому может уйти из жизни до достижения своего совершеннолетия. В Тестаменте императрицы значилось:

Неизвестный художник «Портрет императрицы Анны Иоанновны» / Государственный Исторический Музей

Согласно этому документу, наследником оказался новорожденный Карл Пётр Ульрих, но, как вы понимаете, стать полноправным правителем в тот момент он не мог. Тогда князь Голицын выступил с обращением к представителям Совета.

Историк Е. В. Анисимов в своей книге “Анна Иоанновна” приводит слова князя:

Как предполагают исследователи, изначально сделать императрицей планировал старшую сестру Анны, Екатерину Иоанновну. Несмотря на это, в дальнейшем была выбрана кандидатура Анны, которую, в отличие от сестры, нельзя было обвинить в тесных взаимоотношениях со своими родственниками из Европы.

Так ли было на самом деле? Ответить на этот вопрос нельзя наверняка, но на заседании Верховного тайного совета было озвучено имя Анны Иоанновны, что стала русской императрицей.

Неизвестный художник «Портрет российской императрицы Анны Иоанновны»

Статус правительницы у Анны Иоанновны предполагал достаточные ограничения. Её власть находилась в рамках определённых пунктов — “Кондиций”. Императрица вынуждена была подписать ряд законов, согласно которым значительная часть полномочий находилась не у неё, а в руках Верховников.

От себя хочу заметить, что “Кондиции”, по сути, передавали всю власть Верховному тайному совету. Без согласия его представителей Анна Иоанновна не могла вступить в войну с неприятелем, назначать новые подати, заниматься реформаторством, вступать в брак и даже производить наследников или назначать преемников. Задачей царицы было распространение православия в Российской империи.

Неизвестный художник «Портрет Анны Иоанновны» / Эрмитаж, Санкт-Петербург

Детство

Анна родилась в Московском Кремле, отец ¬ – царь Иоанн V, мать – царица Прасковья Федоровна. После смерти царя в 1696 году вдова с тремя дочками: Екатериной, Анной и Прасковьей, перебралась в подмосковную усадьбу Измайлово. Две старшие дочери – Мария и Феодосия – умерли в младенчестве.

Семья имела внушительный штат придворных. Жизнь в Измайлово была спокойной и далекой от нововведений. Резиденция насчитывала два десятка прудов, многочисленные фруктовые сады, виноградники, оранжереи с заморскими цветами. Маленькие царевны обучались математике, географии, немецкому и французскому языкам, танцам. Прасковья Федоровна лелеяла лишь свою старшую дочь, с Анной отношения не складывались.

Когда Петр в 1708 году принял решение переселить всех членов царской семьи в столицу, Анна с матерью и сестрами приехала в Петербург, где царь оказал торжественный прием. Однако вскоре они вернулись в Москву из-за угрозы со стороны шведской армии. Семья окончательно перебралась в Петербург только после Полтавской битвы, в столице специально для них был построен дворец.

Это интересно: Польза ГДЗ и решебников к тестам по Истории России за 9 класс

Что они должны были делать?

В Конституции Советского Союза было указано, что Совет Министров руководил, во-первых, народным хозяйством. А также развитием научной и культурной отраслей, экономикой, охраной природных ресурсов, строительством, управлением строительными и промышленными организациями, банками, внешней и внутренней политикой, исполнением государственного бюджета. Контролировал систему общественной безопасности, руководство Вооруженных Сил СССР в отношении призывников и военной техники. В дополнение к этому Совет Министров вправе был заниматься определенным перечнем вопросов государственного управления, которые не входили в сферу ведения таких учреждений, как Верховный Совет СССР и прочие.

Нетрудно догадаться, что Совет Министров обладал властью над различными министерствами на территории Советского союза.

По сути именно постановлениями Совета Министров СССР осуществлялось управление Советским союзом. Из этого следует, что председатель Совмина и являлся негласной, но от этого не менее значимой главой государства.

Бывшие отделы исполнительной власти и кабинета министров

  • Военное министерство (1789–1947), возглавляемое военным секретарем : переименовано в Военное министерство в соответствии с Законом о национальной безопасности 1947 года .
  • Военно-морское управление (1798–1949), возглавляемое военно-морским секретарем : стало военным департаментом в составе Министерства обороны .
  • Почтовое отделение (1829–1971), возглавляемое генеральным почтмейстером : реорганизовано в Почтовую службу США , независимое агентство .
  • Национальное военное ведомство (1947–1949), возглавляемое министром обороны : создано в соответствии с Законом о национальной безопасности 1947 года и воссоздано в качестве министерства обороны в 1949 году.
  • Департамент армии (1947–1949), возглавляемый секретарем армии : стал военным департаментом в составе Министерства обороны .
  • Управление ВВС (1947–1949), возглавляемое секретарем ВВС : стало военным департаментом в составе Министерства обороны .

Процесс подтверждения

Карта, показывающая исторический состав кабинета министров Соединенных Штатов по годам.

Главы исполнительных департаментов и все других федеральных руководителей учреждений назначаются президентом , а затем представили в Сенат для подтверждения или отклонения с помощью простого большинства (хотя до использования « ядерного варианта » в ходе 113 — го Конгресса Соединенных Штатов , они мог быть блокирован обструкции , требуя прекращение прений , чтобы ссылаться на 3 / 5 квалифицированным большинством в дальнейшем рассмотрении). В случае одобрения, они получают комиссионный свиток , будет приведен к присяге , а затем начать свои обязанности. Когда Сенат не заседает, президент может назначать исполняющих обязанности глав исполнительных департаментов, и это делается в начале своего срока.

Избранный вице-президент не требует утверждения Сенатом, равно как и глава администрации Белого дома , которая является назначенной штатной должностью Исполнительного аппарата президента .

Офис Комитет по рассмотрению утверждений сената
государственный секретарь Комитет по международным отношениям
Секретарь казначейства Финансовый комитет
Министр обороны Комитет по вооруженным силам
Генеральный прокурор Судебный комитет
Секретарь внутренних дел Комитет энергетики и природных ресурсов
Министр сельского хозяйства Комитет по сельскому хозяйству, питанию и лесному хозяйству
Министр торговли Комитет по торговле, науке и транспорту
Министр труда Комитет по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям
Секретарь здравоохранения и социальных служб Комитет по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям (консультация) Финансовый комитет (официальный)
Министр жилищного строительства и городского развития Комитет по банковскому, жилищному и городскому хозяйству
Секретарь транспорта Комитет по торговле, науке и транспорту
Министр энергетики Комитет энергетики и природных ресурсов
Секретарь образования Комитет по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям
Секретарь по делам ветеранов Комитет по делам ветеранов
Секретарь внутренней безопасности Комитет внутренней безопасности и по делам правительства
Торговый представитель Финансовый комитет
Директор национальной разведки Специальный комитет по разведке
Директор Управления управления и бюджета Бюджетный комитет Комитет по внутренней безопасности и делам правительства
Директор Управления научно-технической политики Комитет по торговле, науке и транспорту
Администратор Агентства по охране окружающей среды Комитет по окружающей среде и общественным работам
Администратор Управления малого бизнеса Комитет по малому бизнесу и предпринимательству

Зарплата

Годовая зарплата вице-президента составляет 235 300 долларов. Уровень заработной платы был установлен Законом о реформе заработной платы правительства 1989 года, который предусматривает автоматическую корректировку прожиточного минимума для федеральных служащих. Вице-президент получает ту же пенсию, что и другие члены Конгресса, на основании их должности ex officio в качестве президента Сената .

Действующий Кабинет министров и чиновники в ранге Кабинета министров

Перечисленные ниже лица были назначены президентом Джо Байденом для формирования его кабинета и были утверждены Сенатом Соединенных Штатов в указанную дату или исполняют обязанности глав департаментов по его запросу до утверждения его кандидатов.

Вице-президент и руководители исполнительных подразделений

В состав Кабинета постоянно входят вице-президент и руководители 15 исполнительных департаментов, перечисленных здесь в соответствии с их . Спикер палаты и президент временно Сенат следует вице — президенту и предшествуют госсекретарь в порядке наследования, но и в законодательной ветви власти и не являются частью кабинета.

Кабинет
Офис (Учредительный инструмент) Действующий Вступил в должность Положение дел
Вице-президент Камала Харрис 20 января 2021 г.
Государственный секретарь Энтони Блинкен 26 января 2021 г.
Министр финансов Джанет Йеллен 26 января 2021 г.
Министр обороны Ллойд Остин 22 января 2021 г.
Генеральный прокурор Меррик Гарланд 11 марта 2021 г.
Министр внутренних дел 16 марта 2021 г.
Министр сельского хозяйства Том Вилсак 24 февраля 2021 г.
Министр торговли Джина Раймондо 3 марта 2021 г.
Министр труда Марти Уолш 23 марта 2021 г.
Министр здравоохранения и социальных служб Ксавье Бесерра 19 марта 2021 г.
Министр жилищного строительства и городского развития Марсия Фадж 10 марта 2021 г.
Министр транспорта Пит Буттиджич 3 февраля 2021 г.
Министр энергетики Дженнифер Гранхольм 25 февраля 2021 г.
Секретарь образования Мигель Кардона 2 марта 2021 г.
Секретарь по делам ветеранов Денис МакДонаф 9 февраля 2021 г.
Министр внутренней безопасности Алехандро Майоркас 2 февраля 2021 г.

Чиновники на уровне кабинета министров

Президент может назначить дополнительные должности для членов Кабинета, которые могут варьироваться в зависимости от президента. Они не принадлежат к линии преемственности и не обязательно являются офицерами Соединенных Штатов .

Чиновники на уровне кабинета министров
Офис Действующий Срок начался Положение дел
Администратор Агентства по охране окружающей среды Майкл С. Реган 11 марта 2021 г.
Директор Управления управления и бюджета Шаланда Янг 24 марта 2021 г. Играет роль
Директор национальной разведки Аврил Хейнс 21 января 2021 г.
Торговый представитель 18 марта 2021 г.
Посол в ООН Линда Томас-Гринфилд 25 февраля 2021 г.
Председатель Совета экономических консультантов Сесилия Роуз 12 марта 2021 г.
Администратор Управления малого бизнеса Изабель Гусман 17 марта 2021 г.
Директор Управления по науке и технологической политике, советник президента по науке Эрик Лендер 2 июня 2021 г.
Глава администрации Белого дома Рон Клейн 20 января 2021 г.

Российская императрица

В январе 1730 года умирает Петр II, который собирался жениться на княжне Долгорукой, но не успел. Родственники княжны подделали завещание императора, решив возвести ее на престол. Но Верховный тайный совет, собравшийся после смерти Петра, не поверил такому завещанию и утвердил императрицей Анну. При этом члены Совета написали Кондиции,значительно ограничивавшие возможности будущей императрицы в свою пользу. Анна подписала документы, но к ее приезду в Москву в обществе прошел слух о затее Верховного совета. У Анны было достаточно сторонников, в том числе императорская гвардия.

В конце февраля князь Черкасский подал императрице челобитную с подписями дворян, просивших пересмотреть Кондиции. Кроме того, с челобитной о восстановлении самодержавия пришел князь Трубецкой, а гвардия страховала дворец и императрицу от волнений. В итоге Анна была провозглашена самодержавной императрицей. Однако положение Анны Иоанновны оставалась неопределенным. Она по-прежнему не имела сильной политической опоры, различные дворянские группировки в течение двух лет боролись за влияние на императрицу.

Анна Иоанновна разрывает Кондиции (И. Шарлемань)

Сама императрица принимала мало политических решений. Наиболее приближенным советником Анны был вице-канцлер Остерман. Позже были призваны к императорскому двору Бирон, Левенвольде, Миних. Русская аристократия была недовольна «немецким» влиянием и хотела сместить Остермана. После двухлетнего противостояния перевес одержала «немецкая партия», но внутренние разногласия помешали ей стать единой политической силой. Миних и Левенвольде были отправлены в Польшу, и фаворит императрицы Бирон стал продвигать ко двору представителей собственного окружения.

Программа правления Анны Иоанновны включала ранее нереализованные проекты и решение насущных проблем: реформирование армии, восстановление власти Сената, доработка Уложения, пересмотр штата чиновников, реформа флота. Верховный тайный совет был распущен. В 1730 году была создана Канцелярия тайных розыскных дел, имевшая целью не допустить заговоры и перевороты. В результате активной работы этого органа более 20 тысяч человек было отправлено в ссылку в Сибирь, около тысячи ¬– казнены. Жестоким казням подверглись также вельможи, представлявшие угрозу власти: князья Долгорукие, кабинет-министр Волынский.

Шуты при дворе императрицы (В. Якоби, 1872)

Возможно, более чем дела государственные Анна любила развлечения, красивые наряды. Ее постоянно окружали шуты, а расходы на балы, развлекательные мероприятия и содержание двора были огромными. Внешность Анны была приятной: темноволосая с голубыми глазами и крупной фигурой. Поведение соответствовало положению, в действиях демонстрировалось достоинство и торжественность. Современники характеризуют ее как щедрую, властолюбивую и своенравную. Императрица скончалась в 1740 году от подагры, завещав трон внуку своей сестры Екатерины Иоанну Антоновичу, к матери которого – Анне Леопольдовне – относилась , как к собственной дочери. Регентом был назначен Бирон.

Наука, образование, искусство

Развитие естественных наук

Указ императрицы в 1733 году назначил Витуса Беринга руководителем Второй камчатской экспедиции, которая длилась 11 лет и имела огромное значение для изучения Сибири.

Повышение уровня образования дворянских детей

Для недорослей (дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не поступивших на службу) в 1731 году был учрежден шляхетский кадетский корпус, в котором давался круг знаний по многим, важным для будущей службы, предметам. Образцово-показательное учреждение могло обучить только часть недорослей.

Развитие театрального искусства

В 1737 году по инициативе императрицы в Петербурге открыта первая в России балетная школа.

Хронология событий

В период функционирования правительства большевики постоянно старались довести до граждан его негативную политику. Еще в апреле Ленин предложил программу перехода от буржуазно-демократической к социалистической революции и доказал вероятность ее совершения мирным путем. Росло возмущение рабочих и солдат, стали частыми выступления против руководства страны, которые вызвали кризисы Временного правительства 1917 года.

Первый коалиционный состав

Кризис в апреле обусловил возникновение первого коалиционного правительства. Возмущение масс заставило вывести из кабинета Милюкова, Гучкова и назначить шестерых представителей от социалистов. Руководство распределилось следующим образом:

  • председателем стал Г. Е. Львов;
  • военное и морское министерство возглавил А. Ф. Керенский;
  • министром юстиции назначили П. Н. Переверзева;
  • главой Министерства иностранных дел стал М. И. Терещенко;
  • Министерством путей сообщения руководил А. А. Мануйлов;
  • за финансы отвечал А. И. Шингарев;
  • Министерство трудовых отношений возглавил М. И. Скобелев;
  • главой Министерства земледелия стал В. М. Чернов;
  • руководителем связи назначили И. Г. Церетели;
  • управление Министерством продовольствия осуществлял А. В. Пешехонов;
  • Д. И. Шаховский (кадет) стал министром государственного призрения;
  • В. Н. Львова назначили обер-прокурором Синода;
  • контроль осуществлял И. В. Годнев.

Крупной буржуазии пришлось делить управление страной с представителями мелкой буржуазии и министрами-социалистами. Эсеры и меньшевики, несущие ответственность за деятельность руководства, гарантировали восстановление хозяйства в стране, подготовку аграрной реформы, развитие демократии в армии и т. д.

В декларации, которую приняли министры, кратко отмечалось стремление правительства к достижению скорейшего мира. Но в действительности оно направило на фронт практически неподготовленную армию, которая не хотела воевать. По другим пунктам декларации практически ничего не было сделано, поэтому возмущение масс работой буржуазного руководства проявилось во время демонстрации в июне 1917 года.

Июльский кризис

Причинами возникновения июльского кризиса считаются последние провальные события на фронте и обострение во внутренней политике. В России было ликвидировано двоевластие, и установлена диктатура контрреволюционной буржуазии. В начале июля три министра (Шингарев, Мануйлов и Шаховский) подали в отставку, а чуть позже ушел и председатель правительства Львов.

На его место назначили Керенского, который одновременно оставался военным и морским министром. Эсеры и меньшевики наделили аппарат Керенского неограниченными полномочиями, а Советы отошли от управления страной. В результате стало невозможно осуществить мирный переход власти в их руки, поэтому большевики спланировали уничтожение буржуазного руководства вооруженным путем.

Министры во главе с Керенским всячески пытались помешать проведению революции. Правительство выпустило постановление об аресте Ленина, было принято решение о роспуске Петроградского гарнизона, который участвовал в июльской демонстрации. В то же время на передовой была введена смертная казнь, и организованы военно-революционные суды.

Образованное в конце июля второе коалиционное правительство полностью перешло к открытой военной диктатуре. Руководство передало министру внутренних дел особые права по борьбе с революцией. Главнокомандующий генерал Корнилов требовал от кабинета министров наращивания военной мощи.

Власть безраздельная, но не абсолютная

Историки утверждают, что у Анны Иоанновны была своеобразная манера управлять страной. Если сначала императрица еще участвовала в разрешении вопросов, стоявших в повестке дня Кабинета министров, то со временем государственные дела стали ее тяготить. Она предоставила кабинет-министрам самим заниматься этой деятельностью.

Менее чем через 4 года после своего образования Кабмин получил право принимать решения от имени императрицы. Формально для этого требовалось единое мнение всех трех кабинет-министров, но на деле чаще всего указ подписывали либо двое или даже вовсе один член Кабмина.

Кабинет министров, несмотря на кажущуюся абсолютной власть, не подменял и не видоизменял полномочий императрицы: как самодержавная правительница, Анна Иоанновна была вправе поручить разбирательство того или иного дела любой другой структуре. При таком способе правления государства триединства законодательной, исполнительной и судебной властей, самостоятельных составляющих каждой цивилизованной страны, по определению не могло существовать.

Тем не менее, порядок рассмотрения государственных дел, установленный еще при Петре Первом (бумага должна пройти все уполномоченные инстанции, и только при неразрешении вопроса на этих уровнях рассматриваться в Сенате), стремились соблюдать и в работе Кабинета министров. Хотя система и давала сбои – на рассмотрение к Анне Иоанновне мог попасть документ с вопросом, разрешаемым и мелким чиновником.

Власть безраздельная, но не абсолютная

Историки утверждают, что у Анны Иоанновны была своеобразная манера управлять страной. Если сначала императрица еще участвовала в разрешении вопросов, стоявших в повестке дня Кабинета министров, то со временем государственные дела стали ее тяготить. Она предоставила кабинет-министрам самим заниматься этой деятельностью.

Менее чем через 4 года после своего образования Кабмин получил право принимать решения от имени императрицы. Формально для этого требовалось единое мнение всех трех кабинет-министров, но на деле чаще всего указ подписывали либо двое или даже вовсе один член Кабмина.

Кабинет министров, несмотря на кажущуюся абсолютной власть, не подменял и не видоизменял полномочий императрицы: как самодержавная правительница, Анна Иоанновна была вправе поручить разбирательство того или иного дела любой другой структуре. При таком способе правления государства триединства законодательной, исполнительной и судебной властей, самостоятельных составляющих каждой цивилизованной страны, по определению не могло существовать.

Тем не менее, порядок рассмотрения государственных дел, установленный еще при Петре Первом (бумага должна пройти все уполномоченные инстанции, и только при неразрешении вопроса на этих уровнях рассматриваться в Сенате), стремились соблюдать и в работе Кабинета министров. Хотя система и давала сбои – на рассмотрение к Анне Иоанновне мог попасть документ с вопросом, разрешаемым и мелким чиновником.

Решительный ход Анны Иоанновны

Конечно, такая ситуация вызвала серьёзные разногласия, а у Верховников появилась сильная оппозиция. 25 февраля группа противников действий Верховного тайного совета, а именно — Андрей Остерман, Гавриил Головкин, Пётр Ягужинский, Иван Трубецкой и их соратники — подали Анне Иоанновне челобитную с прошением восстановить абсолютную власть правителя.

Осознавая, что большинство дворян на её стороне, императрица разорвала “Кондиции” и через несколько дней дала новую присягу. Верховники так и не смогли “удержать спящего тигра”, как выражался Голицын.

Анна Иоановна разрывает «Кондиции»

Анна Иоанновна стремилась окружить себя надёжными доверенными людьми, что могли бы заниматься государственными делами и оказывать ей поддержку в решении внутри- и внешнеполитических вопросов. Такими стали Андрей Остерман и Эрнст Бирон, во главе русской армии стоял Христофор Миних. Времена её правления неслучайно называют “бироновщиной”, поскольку фаворит императрицы имел массу привилегий и полномочий. Его возможности практически не ограничивались.

Стоит также отметить, что Анна Иоанновна не слишком благоволила выходцам из русских знатных семейств (возможно из-за той ситуации с Верховниками), а потому стремилась окружать себя иностранцами.

«По европейскому образцу»

Приватизация пенитенциарных учреждений Украины осуществляется в рамках программы «Большая приватизация тюрем», которая стартовала в начале 2021 года. С помощью Фонда госимущества на аукционы выставляются законсервированные по разным причинам объекты.

Как сообщила в феврале заместитель министра юстиции Елена Высоцкая, главная задача кампании по распродаже тюрем — улучшение условий содержания заключённых. По её словам, приватизация не только «избавит государство от убытков и обеспечит поступления в бюджет», она позволит возводить «новые, современные исправительные центры по европейскому образцу».

  • Карта перечисленных главой Минюста Украины Денисом Малюськой украинских тюрем, подлежащих продаже в ближайшее время
  • Facebook

Первым учреждением, которое удалось продать Минюсту, стала Львовская исправительная колония №48 — она не функционировала с 2018 года. Торги, которые проходили в июне на онлайн-аукционе prozorro.sale, завершились для властей удачно.

Здание колонии, находящееся в десяти минутах от центра Львова, ушло с молотка за 377,5 млн гривен (чуть более 1 млрд рублей) при стартовой цене 132,7 млн гривен (363,96 млн рублей).

Как пояснил источник RT в кабинете министров Украины, власти страны рассчитывают получить как можно больше денег со сбыта тюрем с «хорошим месторасположением».

Также по теме


«К этим словам необходимо прислушаться»: почему в Раде заявили о кризисной ситуации в энергетике Украины

Украина может «не дожить» до следующего отопительного сезона из-за кризисной ситуации в энергетике. Об этом заявила депутат Рады от…

«На их месте можно построить жилые комплексы или офисы. Но на самом деле таких тюрем не слишком много. В целом тюрьмы продаются пока плохо, в том числе из-за того, что бизнес не хочет связываться с государством. Так что проект большой распродажи тюрем, скорее всего, накроется», — прогнозирует источник.

В разговоре с RT украинский политолог, директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отметил, что наибольшим спросом на Украине могут пользоваться пенитенциарные учреждения, находящиеся в привлекательных с коммерческой точки зрения локациях — вблизи центральных улиц городов, важных инфраструктурных объектов и туристических достопримечательностей.

«Часть закрытых тюрем действительно может быть интересна для бизнеса, но в основном это объекты внутри городов. На их месте можно построить жилую либо коммерческую недвижимость. Но продавать тюрьмы с менее выгодным расположением, там, где коммерческая мотивация по меньшей мере не столь очевидна, властям уже тяжело», — констатировал Бортник.

По мнению эксперта, важно, чтобы вырученные от приватизации деньги действительно направлялись на улучшение бытовых условий работающих пенитенциарных учреждений, а не разворовывались. Также эксперт опасается, что приватизация приведёт к консервации чрезмерно большого количества тюрем — и тогда положение осуждённых станет ещё хуже

«К сожалению, эксперимент с распродажей может привести к обратному эффекту — качество содержания заключённых может ухудшиться из-за переполненности камер, в итоге мы получим перегрузку инфраструктуры пенитенциарной системы. Планы по продаже необходимо детально анализировать на предмет целесообразности. Но у чиновников есть тяга к тому, чтобы продать и заработать», — рассуждает Бортник.

Источник RT в партии «Батькивщина» также обратил внимание на проблемы, которые перечислил эксперт

Годы и итоги правления императрицы Анны Иоанновны

С этого момента начинается самое интересное, что случилось за годы жизни Анны Иоанновны. Она никак не могла предположить, что с ней может случиться нечто подобное. Однако оказалась она вовсе не глупой помещицей, а хитрой и умной государыней, которая по большому счету принесла много пользы государству российскому, даже несмотря на свою тайную связь с курляндцем Бироном.

Начало правления: призвание новой императрицы

19 января 1730 года, по божьей воле испустил дух император Петр 2 Алексеевич, прямиком в Лефортовском дворце. Долгорукие, которые так и не успели женить его на своей ставленнице, хотели даже подделать завещание, но ничего не вышло. В тот же день был собран Тайный Совет, на котором присутствовали четверо:

  • Князь Дмитрий Михайлович Голицын.
  • Граф Гавриил Иванович Головкин.
  • Князь Алексей Григорьевич Долгоруков.
  • Князь Василий Лукич Долгоруков.

Пригласили также Андрея Остермана, вице-канцлера, но он от встречи уклонился. Опираясь на Тестамент Екатерины I, написанный ею еще в 1727 году, они выбрали лучшим претендентом на престол племянницу Петра Первого Анну Иоанновну. Однако все было не так просто, как могло бы показаться, так как предлагалось «набросить намордник на спящего тигра», а также «воли себе прибавить», то есть максимально сократить реальные права и возможности будущей царицы.

Важно

Согласно подписанной бумаге, которую предварительно отправили Анне Иоанновне, ей запрещались многие вещи. К примеру, она не имела права управлять армией и вступать в брак, не могла рожать детей и наказывать должностных лиц, назначать для себя преемника или объявлять войну она тоже не должна была.

Вариантов у несчастной будущей императрицы, которая порой мечтала о лишнем куске буженины с хлебом, было не много и она, не раздумывая подписала предложенный манифест и уже в 15 февраля 1730 года она въехала в Москву, предварительно побывав в усадьбе в селе Всесвятское, где встретилась с Екатериной и Прасковьей, своими сестрами, которые и доложили ей о настроениях в столице. В тот же холодный день она была венчана на царство в Успенском соборе.

На троне: достижения царицы Анны Иоанновны

В столице тем временем продолжалось брожение умов, практически все были против действий Тайного Совета, который уже стал переходить всяческие рамки. Любые начинания натыкались на глухой остракизм от отвержение от его членов. Потому приверженцы российского самодержавия написали новой императрице Анне Иоанновне просительное письмо сделать с этим хоть что-нибудь. Да она и сама была рада убрать этих «старых драконов» из своей жизни, потому 25 февраля совет был распущен, а 1 марта того же года народ снова присягнул новой царице, только уже по законам полного и абсолютного самодержавия. Однако это было не единственное ее достижение.

  • В 1730 году создали Канцелярию тайных розыскных дел, которая успешно заменила Преображенский приказ, устраненный Петром Вторым. Во времена царствование Анны Иоанновны символом эпохи тайный клич этой организации «Слово и дело».
  • В 1732 году была учреждена специальная Воинская морская комиссия, под руководством Андрея Остермана для реформы флота, которая прошла успешно.
  • В период с 1730 по 1740 годы императрица устранила практически всех своих врагов, включая семейство Долгоруких, сослав их или казнив.
  • В 1736—1738 годах русской армией было разгромлено Крымское ханство.

Стоит знать, что сосланных за годы правления Анны Иоанновны людей насчитывалось в Сибири более двадцати тысяч. По указке Бирона она сделал местом ссылки еще и Камчатку, чего ранее не бывало. При дворе было засилье немцев, которое и назвали злые языки «бироновщиной».