Традиции и обычаи кабардинцев

Оглавление

Кабардинская национальная одежда

Кабардинцы в конце XIX века. Хромолитография

Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ).

Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа — Кама (кинжал), либо типа — Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей. Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.

Кабардинцы при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Исторические памятники и достопримечательности Кабардинки

История этого поселения достаточно глубока. Здесь можно не только поплавать в чистой морской воде, но и посетить православную святыню.

Церковь Святого Пантелеймона

Греки, бежавшие от турецких янычар, вывезли с собой редкую икону юного лекаря Пантелеймона. В 1875 году было начато строительство храма этого святого. Редкой красоты храм быстро превратился в место посещения паломников.

Церковь Святого пантелеймона в Кабардинке. Фото: http://svpanteleimon.prihod.ru/files/2013/01/foto01-1024×768.jpg

В 1937 году церковь была разрушена. Однако икона была сохранена. В 1994 были начаты работы по восстановлению церкви. Святая чудодейственная икона вновь обрела свой дом.

Батарея Зубкова

Мемориал, посвященный защитникам села – матросам и артиллеристам. Действует с 1975 года.

Батарея Зубкова в Кабардинке. Фото: deletant-company

Старый парк

Необыкновенный туристический объект, который стремятся посетить многие отдыхающие Черноморского побережья. К 2007 году художник Алексеев разместил в парке копии или подобия многих архитектурных памятников мира.

Здесь есть пирамида и египетский сфинкс, древнегреческий храм, действующий акведук, подобный римскому, Дом востока, Японский уголок. Посетив парк, можно совершить практически кругосветное путешествие.

Дом народов Кавказа

Отдельный этномузей в парке, рассказывающий о быте и культуре многонационального населения края.

Дом Кавказа в Старом Парке. Автор фото: Наталья Филатова, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59113762

Мастерская стекла

Наиболее крупный музей подобного вида. В галерейных залах представлены изделия из хрусталя российских заводов, стеклянные фигурки героев сказок и знаменитых мультфильмов, историю стеклодувного промысла.

Инсталляция “Бабочки”Фото: http://steklovkabardinke.ru

На мастер-классе можно попробовать самостоятельно изготовить изделие, которое станет необычным сувениром.

Океанариум и экзотеррариум

Небольшие уютные залы познакомят с красивыми рыбками , обитателями южных морей, а также пресмыкающимися – небольшими крокодилами и крупными пауками.

Внешность

Антропологически кабардинцы относятся к так называемому пятигорскому миксу, представляющему смесь кавкасионского и понтийского типов. К отличительным особенностям внешности относят:

  • высокий или средний рост;
  • атлетическое телосложение;
  • широкое лицо;
  • выступающие скулы;
  • прямые брови;
  • горизонтальное расположение глаз;
  • нос прямой или с горбинкой, горизонтальное расположение кончика;
  • глаза карие, серые, черные;
  • прямые жесткие волосы;
  • развит волосяной покров.

Исследователи XVI-XIX вв. отмечали привлекательную внешность кабардинцев, называя представителей народа одними из красивейших на Кавказе. Мужчины отличались атлетическим телосложением, широкими плечами, ловкостью, проворностью. С раннего возраста мальчиков учили обращению с оружием и лошадью, борьбе, джигитовке. Благодаря этому дети вырастали в физически сильных, выносливых, подтянутых юношей. Девочки с 12 лет начинали использовать корсет с деревянными вставками в передней части. Предмет одежды носили днем и ночью, снимать его полагалось в первую брачную ночь. Использование корсета обеспечивало идеальную осанку, стройную фигуру с тонкой талией и небольшой грудью: подобная внешность считалась на Кавказе эталонной.

Климат

По количеству солнечных дней и отсутствию туманов Кабардинка напоминает южный берег Крыма[источник не указан 906 дней]. Среднегодовая температура +12,3 °С. Курортный сезон длится с мая по ноябрь, именно в это время здесь стоит сухая и тёплая погода.

Климат Кабардинки
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C 5,0 5,4 8,7 15,3 20,3 24,5 27,0 26,8 22,6 16,7 11,6 7,6 16,0
Средняя температура, °C 1,9 2,3 5,1 11,2 16,2 20,5 23,0 22,8 18,5 12,7 8,3 4,7 12,3
Средний минимум, °C −1,2 −0,8 1,5 7,1 12,2 16,5 19,1 18,8 14,4 8,8 5,1 1,8 8,6
Норма осадков, мм 86 68 57 51 50 67 52 51 61 56 80 124 803

Этнонимы

Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.

Впервые русским источникам адыги, в частности кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с IX века, когда касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что побеждён, вытащил из-за голенища сапога нож зарезав Редедю. качестве отсупного Мстислав отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. это время византийцы адыгов именовали зихами.

В XIII веке адыги оказали ожесточенное сопротивление монголо-татарскому нашествию. С этого же времени за всеми адыгами, закрепляется экзоэтноним «черкесы».

Язык и письменность[править | править код]

Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.

До середины XIX века письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе[источник не указан 1750 дней].

14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».

С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.

Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. В других странах проживания в качестве второго языка используется государственный язык данной страны.

Кабардинцы [ править ]

  • Алегуко Шогенуков
  • Александр Александрович Черкасский
  • Алексей Черкасскийканцлер в Российской империи во время правления императрицы Елизаветы
  • Александр Бекович-Черкасский — князь Кабардинский
  • Александр Николаевич Бекович-Черкасский
  • Амирхан Шомахов
  • Атажуко Атажукин
  • Арманде Кумпал Кабартай Альтай-Маджини
  • Асланбек Хуштов — депутат парламента Кабардино-Балкарской Республики и спортсмен, завоевавший золотую медаль на летних Олимпийских играх 2008 года.
  • Авенир Чемерзин — полковник российской императорской армии и математик, прежде чем стать библиографом.
  • Bidar KADIN — Имперский консорт Абдул Гамида II в Османской империи
  • Борис Черкасский
  • Дмитрий Черкасский
  • Доамна Екатерина Черчеза — принцесса-супруга воеводы Молдавии в качестве жены Василия Лупу
  • Эльмирза Бекович-Черкасский
  • Федор Александрович Бекович-Черкасский
  • Федор Николаевич Бекович-Черкасский
  • Григорий Черкасский
  • Идар Кабардинский
  • Инал Великий — князь Кабардинский
  • Исмаил бек Атажукин
  • Иван Амашук
  • Иван Борисович Черкасский — двоюродный брат Михаила I в России
  • Иван Евгеньевич Черкасский
  • Якоп Черкасский
  • Касбулат Черкасский
  • Касей Атажукин
  • Камбулат Черкасский
  • Келемет Черкасский
  • Куденец Черкасский
  • Кургоко Атажукин
  • Ладислас дю Луар, графиня Лейла Хагондокоффкавалер Национального ордена за заслуги и Национального ордена Почетного легиона (командир), модель французского дома высокой моды Chanel
  • Людмила Моник Черина
  • Махидевран — Императорский супруг Сулеймана Великолепного Османской империи
  • Мамстрюк Черкасский
  • Мария ТемрюковнаЦарица из царизма России в качестве жены Ивана Грозного
  • Михаил Александрович Черкасский I
  • Михаил Александрович Черкасский II
  • Михаил Т. Черкасский
  • Михаил Юрьевич Черкасский
  • Муцал Черкасский
  • Никита Егупов-Черкасский
  • Петр Амашуков-Черкасский
  • Петр Борисович Черкасский
  • Росланбек Атажукин
  • Русудан Черкесскаякоролева-консорт Грузии (Картли) как жена Вахтанга Законодателя
  • Серветсеза Кадын — первая жена Абдулмеджида I Османской империи
  • Шолох Черкасский
  • Симон Черкасский
  • Сунчалей Черкасский
  • Темрюк — князь Кабардинский
  • Василий Амашуков-Черкасский
  • Василий Карданукович Черкасский
  • Владимир Черкасскиймэр Москвы (1868–1870)
  • Ефим Бекович-Черкасский
  • Юрий Темирканов — музыкальный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского филармонического оркестра с 1988 года.
  • Заур Тутов

Традиции

 

Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:

  1. 1.    Сватовство. Родственники со стороны мужчины выбирали достойную по статусу невесту, к родителям которой посылали сватов. С первого раза беседа не всегда заканчивалась положительным ответом: ждать согласия порой приходилось несколько месяцев.
  2. 2.    Согласование суммы калыма. Оговаривалось неспешно, часто со спорами и торгами. Богатые семьи знали полагающийся размер выкупа: минимум 30 частей. Восемь составляли слуга, шлем, кольчуга, сабля, поручи, хорошая и обычная лошади, 8 быков. Остальные 22 части измерялись головами животных: баранов, быков, буйволов.
  3. 3.    Смотрины и обручение. В назначенный день будущие невеста и жених впервые встречались в доме невесты, где происходило знакомство. По исламским традициям проводили церемонию обручения.
  4. 4.    Выплата доли калыма. В зависимости от материального положения семьи юноши оговаривалось время сбора калыма. Когда большая часть выкупа собиралась, его передавали родственникам невесты, после назначали точную дату свадьбы.
  5. 5.    Вывод из отчего дома невесты. Девушку наряжали в торжественный свадебный костюм, покрывали голову и лицо. Друзья жениха шумным свадебным поездом приезжали за невестой. Подруги и родственники в шуточной форме просили выкуп, получив который отпускали невесту.
  6. 6.    «Укрывание» жениха и невесты в разных чужих домах. Невесту привозили в дом одного из друзей жениха, сам он селился в доме другого друга. К девушке будущий супруг приходил по ночам, хозяин дома выступал в роли охраны, отвечая за безопасность будущих супругов жизнью. Подобное положение продолжалось месяц.
  7. 7.    Переезд в дом мужа. Невесту тайком привозили в дом жениха, селили в помещении, затем становившемся домом молодой семьи. В течение недели девушка не выходила из комнаты, ни с кем не общалась. Жених в это время общался с родственниками, расхваливал будущую невестку.
  8. 8.    Обряд примирения с родными. Обряд примирения родителей жениха с невесткой происходил после ее торжественного выхода из комнаты. Старшая женщина в доме мазала девушке губы маслом и медом, обсыпала сладостями: чтобы жизнь была сытой и сладкой. После устраивался общий праздник, длившийся несколько дней.

Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.

Первое государство в России

Предки кабардинцев отличались высокоразвитым социальным строем и чёткой структурой общества. Неудивительно, что такие особенности уклада позволили им достаточно быстро приступить к созданию крупных городов и государств (часто эти понятия составляли одно целое, представляя города-государства).

Мало кому известно, что первое государство на территории нынешней России было образовано именно предками адыгов. Одно из местных племён — синды — основали на побережье Чёрного моря Синдику.

Кабардинец

Столица этого государства, появившегося в V веке до нашей эры, располагалась в Синдской гавани. Общество того времени представляло типичную рабовладельческую структуру. В дальнейшем синды стали одними из предков современных кабардинцев.

А в трудах византийских учёных можно встретить упоминания о первых государственных образованиях уже на территории Кабардино-Балкарии.

Император Византии Константин Багрянородный писал:

Кабардинцы в горах

Адыгские традиции

У кабардинцев всегда высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество. Гость считался посланцем бога и отношение к нему было соответственное. Кабардинцы строили для гостей отдельный домик со всем необходимым для приятного и спокойного отдыха. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега. Обслуживать его обязан был сам хозяин дома. Гостю оказывались самые доброжелательные знаки внимания и при необходимости могли отдать жизнь за него. высших сословиях было широко распространено и аталычество, один из древнейших обычаев у всех народов Кавказа

Большое внимание уделялось «адыгэ хабзэ» — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Особенно строго он соблюдался уорками, поэтому её называли «уоркъ хабзэ»

весь моральный кодекс назывался «адыгагъэ» (адыгство). немецкий академик П-С. Паллас, побывавший в Кабарде в 1793 году, назвал кабардинский этикет «вежливостью, доведенной до крайности». Благожелательность-главная черта кабардинского этикета. 16-18 вв. этикет кабардинцев считался наиболее разработанным и изысканным на всем Кавказе, поэтому сюда приезжали учиться правилам поведения дети знати кавказских народов и крымских ханов.

История

Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры.
Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:

1.    Предгорные и равнинные территории левых притоков Терека — историческая область проживания, именуемая Кабардой.
2.    Правобережье Терека от устья Сунжи до устья Курпа — Малая Кабарда.
3.    Нижнее течение Терека, севернее Кабарды, включавшее территории горы Бештау (Пятигорья) — в русских документах получили название «Земли Пятигорских черкасов», именовались Большой Кабардой.

С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.

 

Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.

В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.

После свадьбы


После свадьбы существует один интересный обычай – называется «побег старушки». Бабушка жениха уходит из дома, а новобрачные должны её найти и вернуть. Это показывает их уважение к старшим, а также то, что старикам всегда рады под кровом у молодых.

В этом видео – очень красивая кабардинская свадьба:

Организация свадьбы согласно с кабардинскими традициями – долгое и трудоёмкое занятие. Но благодаря размеренной подготовке всё действо выглядит торжественно и впечатляюще. А вы бы смогли проявить столько же выдержки, как кабардинская молодёжь, ожидая пока все обряды, будут соблюдены?

Религия

Кабардинцы как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка.

Процесс проникновения ислама в адыгскую среду наиболее интенсивно началось с падения Византийской империи в 1453 году, когда на её территории образовалось могущественная Османская империя, а в Крыму обосновался его сильнейший союзник и вассал Крымское ханство. Адыги, будучи в тесных контактах с ними, начали постепенно заимствовать у них религию. Окончательно ислам укоренился и утвердился в адыгской среде в начале XVIII века.

В советское время когда в стране религии были под запретом, кабардинцы, как и все народы Советского Союза, считались атеистами. Хотя на деле кабардинцы, как и другие мусульманские народы Кавказа, скрыто продолжали исполнять некоторые каноны ислама, такие как пост Священного месяца Рамадан и т. д. С падением СССР началось возрождение основ религии.

Ныне кабардинцы в России и за рубежом являются суннитами и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба, имеет также малое распространение шафиитский мазхаб. Саудовской Аравии где проживают более 20 тыс. адыгов (черкесов), на государственном уровне все мусульманские народы придерживаются принципов правовой школы ханбалитского мазхаба.

Также малая часть проживающих в Моздокском районе Северной Осетии кабардинцев исторически считается православными.

Численность и расселение

Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.

Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года

Субъект Федерации Численность кабардинцев чел.
Кабардино-Балкария 490 453
Ставропольский край 7993
Москва 3698
Северная Осетия 2802
Московская область 1306
Санкт-Петербург 1181
Краснодарский край 1130

Доля кабардинцев по районам и городам Кабардино-Балкарии (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля кабардинцев в численности населения превышает 5 %):

Доля кабардинцев по районам и городам России
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % кабардинцев
Баксанский МР Кабардино-Балкарская 95,7
ГО Баксан Кабардино-Балкарская 93,3
Зольский МР Кабардино-Балкарская 90,9
Лескенский МР Кабардино-Балкарская 90,2
Терский МР Кабардино-Балкарская 87,9
Урванский МР Кабардино-Балкарская 79,1
Чегемский МР Кабардино-Балкарская 73,7
ГО Нальчик Кабардино-Балкарская 48
Черекский МР Кабардино-Балкарская 34,5
Прохладненский МР Кабардино-Балкарская 28
Эльбрусский МР Кабардино-Балкарская 9,6
Майский МР Кабардино-Балкарская 5,2

Кабардинская диаспора

Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.

На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турок и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).

Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.

Интересные обычаи и приметы

Кабардинцы считали, что от выбора места для строительства дома зависит благополучие их семьи. Подходящим местом считался тот участок земли, на котором находили любые железные предметы, с густой растительностью и водой поблизости. Пригодность места также проверяли следующим методом: на ночь в нем оставляли ведро либо чашку молока. Если к утру количество молока не менялось, место признавалось хорошим. Обычай этот сохраняется и поныне.

У кабардинцев существовало много различных примет, связанных с домов. Главным местом жилища считался очаг, расположенный в самой большой комнате. Его почитали как святыню. Слово, произнесенное у очага, становилось священным. Было запрещено переступать порог дома левой ногой, вбегать или запрыгивать в дом. По обычаю предков это приносило несчастье. Также нельзя было приветствовать друг друга через окно.

Гостю запрещалось касаться веника, который находился в углу, около входной двери. Считалось дурной приметой, когда веник падал перед входящим в дом гостем. Подметать или выбрасывать мусор ночью было нельзя. Передавать нож, швейную иглу и прочие острые предметы острием вперед так же запрещено. Нельзя выплескивать воду, в которой купался, через порог − это считалось плохой приметой.

С погребением умерших у кабардинцев тоже связано много обычаев. Веря в загробную жизнь, они заботились, чтобы у покойного на том свете имелось все, что ему нужно. С этой целью на могильных камнях и памятниках изображали необходимые вещи. В гостевом доме обязательно устраивались поминки. Там же на протяжении года хранилась одежда усопшего, вывернутая наизнанку – это означало, что родственника всегда ждут обратно.

Традиции и обычаи кабардинцев приписывали к смерти равнодушное отношение. Поэтому в годовщину поминок по усопшему не горевали, а устраивались состязания по стрельбе в цель, скачки с призами, детские соревнования.

История происхождение кабардинской породы

Уже как ясно из названия породы, родиной этого вида скакунов является один из районов на Северном Кавказе. При этом речь идет о горной местности с обрывистыми и крутыми склонами пиков, небольшими горными пастбищами, узкими горными тропками и дорогами, а также глубокими ущельями. Именно в этих условиях кабардинская порода и формировалась.

Сегодня почти невозможно даже приблизительно установить события раннего периода развития породы. Виновата во всем сложная история Кабарды — политическое и культурное образование, которого прекратило де-факто свое существование вследствие геноцида кавказских народностей, созданного Российской империей в процессе так называемой Кавказской войны. Массовая гибель или истребление местных жителей, в том числе, обернулись потерей исторических ценных данных о происхождении кабардинской породы.

На сегодняшний день есть два основных предположения того, как возникла эта порода:

  • Согласно первой гипотезе, «кабардинцы» являются результатом скрещивания степных аборигенных лошадей с восточными породами — арабскими, туркменскими и персидскими скакунами.
  • Другие ученые считают, что кабардинская порода полностью уникальна и сформировалась исключительно за счет жесткой селекции, которой черкесские коневоды подвергали местные породы.

Каким бы ни был настоящий механизм возникновения кавказской лошади, результат и на самом деле вышел просто замечательный. Черкесским жителям необходима была преданная и выносливая лошадь, которая смогла бы выполнять функции и вьючного животного, и боевого скакуна

Так и возникла порода, которая объединяет в себе необычайную выносливость и хорошую резвость, кошачью осторожность на горных узких тропах и отчаянную смелость в бою. Этот конь в одинаковой степени себя хорошо показывал и в дальнем переходе, и в боевой схватке

Уже к 16 столетию слава о невероятно резвых и выносливых кабардинских конях разошлась далеко за границы Кавказа. Легенды о черкесских лошадях ходили и в Восточной Европе, и в Западной Азии. Аристократы и купцы из этих стран платили огромные деньги за кабардинского скакуна. Наиболее массово данных животных скупала турецкая и крымская знать.

Геноцид кабардинского населения в начале 19 столетия не стал причиной для исчезновения этой породы. Новые хозяева Кавказа высоко оценили великолепные качества этих животных, потому в Российской империи эту породу продолжали дальше разводить.

В 20 столетии порода за собой сохранила статус одной из наилучших горных лошадей. Ее отменные качества сильно пригодились на горных участках Восточного фронта Красной армии во время Второй мировой войны.

Советские селекционеры всю первую половину прошлого столетия занимались активно последующим улучшением породы, и к началу 1960-х гг. сформировалась новая англо-кабардинская порода лошадей (по некоторой информации — это вид, а не порода). По своим характеристикам англо-кабардинцы близки к классическим черкесским породам, однако незначительно их превосходят в резвости и прыгучести, это их делает более подходящими для конного спорта.

Распад Советского Союза и общий крах животноводства в стране в 90-х годах чуть не поставил на грань вымирания эту породу. В самое критическое время в России находилось всего лишь приблизительно 350 кабардинских конематок. К счастью, большая любовь кабардинцев к коням не дала возможности породе полностью исчезнуть, и уже к началу 2010-х порода заново стала многочисленной, чтобы уйти от пропасти полного вымирания.

Язык и письменность

Кабардино-черкесский язык

Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.

До середины 19 века, письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе. 14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».

С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.

Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. других странах проживания, используются в качестве второго языка — государственный язык данной страны.

Религия [ править ]

Религии, исторически исповедуемые кабардинцами, включают исконную хабзенскую веру, христианство и ислам. Большинство карбардинцев приняли ислам к началу 19 века. Есть также некоторые приверженцы традиционных верований хабзе, хотя большинство кабардинцев в настоящее время являются мусульманами- суннитами- ханафитами .

Кабардинцы также составляли одну из первых христианских общин в Европе , обращаясь в конце 2-го и начале 3-го веков. Есть также некоторые римско-католические кабардинцы (возможно, происходящие из семей, которые, как сообщается, перешли из православия в 13 веке). Кабардинцы , живущие в Моздокском районе в Республике Северной Осетии-Алании являются православные . Некоторые кабардинцы, проживающие в южной части соседнего Курского района Ставропольского края , также являются православными .

Этнонимы[править | править код]

Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.

Впервые русским источникам адыги, в частности, будущие кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с XI века, когда языческий касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что теряет силы, взмолился Богородице и поверг противника на землю, затем вытащил из-за голенища сапога нож, зарезав Редедю. Впоследствии Мстислав крестил касогов и отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. В это время византийцы живших в горах адыгов-христиан по-прежнему именовали зихами. А часть адыгов живших выше в высокогорьях, именовалась ими папагами.

Город “Подкова”

Известнейшим местом в Кабардино-Балкарии стал город Нальчик. Располагается он в окружении гор, причём из-за этого приобрёл весьма специфическую форму полукруга. В переводе с местного наречия “нал” значит “подкова”, причём Нальчик действительно похож на этот предмет.

Однако у исследователей есть и другая версия. Согласно ей, некогда в этих местах располагалось непроходимое болото. Грязь в нём была настолько вязкой, что у лошадей срывало подковы. Быть может, кабардинцы именно поэтому так назвали город?

Как бы то ни было, но сегодня на месте прежних топей сияют широкие проспекты и горят огнями современные здания. Однако подкова сохранилась — на эмблеме города.

Кабардинский парк в Нальчике

Рождение ребенка

Обычаи кабардинцев, относящиеся к рождению детей, очень любопытны. При появлении на свет сына на доме вывешивался красный либо белый флаг, при появлении дочери – пестрый флаг. В честь младенца обязательно сажали фруктовое дерево. Это делал дед по линии отца.

Если рождался мальчик, это радостное событие о. Для игры-состязания на двух высоких столбах привязывали копченый сыр и смазанную маслом кожаную веревку. По ней соревнующиеся мужчины добирались до сыра, откусывали кусок и получали за это небольшой приз.

Вскоре после рождения малыша устраивалось «завязывание в люльку». Детская колыбель изготавливалась из боярышника. Согласно поверию кабардинцев, это хорошее дерево. Сначала в люльку укладывали кошку, чтобы ребенок в дальнейшем спал так же хорошо и безмятежно. Спустя две недели после рождения укладывали и младенца. Обряд проводила бабушка по отцовской линии. Иногда эту процедуру доверяли знакомой многодетной женщине.

Для первых шагов малыша также устраивали специальный праздник – Лъэтеувэ. Ножки ребенка перевязывали ленточкой, потом старшая женщина в семье разрезала ее с помощью ножниц. Это символизировало, что в будущем ничто не помешает ребенку идти вперед.

Таким образом, рождение ребенка отмечалось как народный праздник − торжественно и пышно. Воспитанием нового члена общины занимались и женщины, и мужчины.

XVI—XVIII века

В XVI—XVIII веках существовала данническая зависимость части некоторых соседних народов от кабардинских князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания, тайные мужские союзы.

Адыги как в прошлом, так и в настоящем под словом «Кабарда» понимали ту часть Черкесии, на территории которой обособлено проживали кабардинцы. Равным образом шапсуги проживали в Шапсугии, абадзехи проживали в Абедзехии и т.д., и все эти территории оставались в составе Черкесии.

В XVI веке адыги и в частности Кабарда попали в сферу влияния Османской империи и его вассала — Крымского ханства. Российская история свидетельствует, что Кабарда и Московское княжество в XVI веке испытали на себе одинаковое военное давление превосходящих сил Крымского ханства. Вследствие этого у них возникли планы объединить усилия для борьбы с общим врагом, поэтому в 1561 году Иван IV Грозный женился на дочери известного кабардинского князя Темрюка Идарова — Идархэ Гуашеней и после крещения в Москве она стала царицей Марией.

Различные потомки Идаровых поступали на русскую службу, им была присвоена фамилия «Черкасских» и они положили начало некоторым русским и польским княжеским фамилиям.

Внутренние процессы

К началу XVII века Кабарда была разделена между тремя домами Иналидов: Кайтукиных (кабард.-черк. Къейтыкъуейхэ), Идаровых (кабард.-черк. Идархэ) и Тлостановых (кабард.-черк. Лъэустэнейхэ).

К середине XVII века дом Кайтукиных выдавил дом Идаровых на нижний Терек (княжество Сунчалеевичей-Черкасских), а дом Тлостановых в Терско-Сунженское междуречье.
Подконтрольная дому Кайтукиным территория (с этого момента собственно Кабарда) получила в иностранных источниках название — «Большой Кабарды» (или «Верхней Кабарды»), в отличие от «Малой Кабарды», в которую авторы объединяли никогда не составлявших политическое целое княжества — Талостаней и Джыляхстаней в Терско-Сунженском междуречье. В период установления советской власти, оставшаяся часть Малой Кабарды была включена в состав Кабардино-Балкарской автономной области, как Малокабардинский округ, который в 1935 году был переименован в Терский район.

Большая Кабарда во второй половине XVII века была разделена между тремя братьями, ставшими патриархами трёх (позднее четырёх) княжеских домов: Атажукины (кабард.-черк. Хьэтӏохъущыкъуейхэ), Мисостовы (кабард.-черк. Мысостхэ) и Джамбулатовы (кабард.-черк. Джамботхэ), последние разделились в XVIII веке на Кайтукиных (кабард.-черк. Къейтыкъуейхэ) и Бекмурзиных (кабард.-черк. Бэчмырзэхэ).