Владимир маяковский: непонятый гений или поклонник советской политики

Оглавление

Поэма Маяковского. Человек (поэма)

Человек


Титульный лист издания поэмы с автографом поэта, 1918 год

Жанр поэма
Автор Владимир Владимирович Маяковский
Язык оригинала русский
Дата написания 1916—1917
Дата первой публикации 1917
Текст произведения в Викитеке

Поэма «Человек», последняя поэма, написанная Владимиром Маяковским до Великой Октябрьской революции. Работа над произведением была начата в 1916 году и завершена в первой половине 1917 года. В автобиографии поэт свидетельствует, что поэма была закончена вслед за поэмой «Война и мир». Он прочитал ее в конце января 1918 года на вечере в квартире поэта В. Амари, где присутствовал весь цвет российской поэзии: К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, Д. Бурлюк, В. Каменский, И. Эренбург, В. Ходасевич, М. Цветаева, Б. Пастернак, А. Толстой, П. Антокольский, В. Инбер, индусский поэт Сура-варди и другие.

«Едва кончил Маяковский — с места встал побледневший от переживаемого А. Белый и заявил, что он даже представить себе не мог, что в России в это время могла быть написана поэма, столь могучая по глубине замысла и выполнению, что вещью этой двинута на громадную дистанции» вся мировая литература и т. д.»

Ал. Михайлов

Отдельной книгой «Человек» был издан издательством АСИС в феврале 1918 года с подзаголовком — «вещь» (которым Владимир Маяковский заменил определение жанра: поэма — крупная вещь).

Собственно, вся поэма «Человек» — даже по своему названию — страстный, но в чём-то безоглядно-отчаянный протест… Действительность не даёт возможности так оптимистично оценивать человеческие силы. Приходовская Екатерина Анатольевна.

Сюжет построен по модели Евангелия и состоит из следующих частей: «Рождество Маяковского», «Жизнь Маяковского», «Страсти Маяковского», «Вознесение Маяковского», «Маяковский в Небе», «Возвращение Маяковского», и «Маяковский Векам». Главный герой — гибрид некоего романтического сверхчеловека и самого Маяковского. Первый сражается с мировым злом и говорит на равных с Космосом, второй — проходит через обычные житейские конфликты.

«Рождество» превозносит человека как «венца творения» (тема, общая со второй частью «Облака в Штанах» и поэмой «Война и Мир») и прославляет его разум и дух:

Это я сердце флагом поднял. Небывалое чудо двадцатого века! И отхлынули паломники от гроба господня. Опустела правоверными древняя Мекка.

«Жизнь» наполнена страданием от того, что человек этот увяз в мелких бытовых конфликтах и находится под властью Повелителя Всего (аллегория денег). «Страсти» вносят элемент страдания от неразделенной любви и сатирически упоминают «Облачко» и «Флейточку». «Вознесение» вносит мотив самоубийства от сочетания душевных страданий, житейской неустроенности, и фаустовского стремления быть наравне с Мирозданием:

А сердце рвется к выстрелу, А горло бредит бритвою. В бессвязный бред о демоне Растет моя тоска. Идет за мной, к воде манит, Ведет на крыши скат.

Через смерть поэт превращается в сверхчеловека и возносится в космос, где обитает, сливаясь с космическими силами, пока на Земле проходят сотни лет. «Возвращение» приводит его обратно на Землю. «Маяковский Векам» описывает героя, одержимого ревностью:

Я снова земными мученьями узнан Да здравствует снова мое сумасшествие!

Он узнает, что после его самоубийства, «она» также покончила с собой:

«Он здесь застрелился у двери любимой» … «Куда ее дели?» «Легенда есть: к нему из окна. Вот так и валялись тело на теле».

Финалом своим поэма утверждает бессмысленность жизни и трагедию Человека. Несмотря на все его «величие», он, тем не менее, оказывается бессилен перед трагической любовью:

Завершается поэма строкой из поминальной молитвы «Со святыми упокой», когда герой снова возносится на небо.

Лиличка!Вместо письма

Дым табачный воздух выел.Комната -глава в крученыховском аде.Вспомни -за этим окномвпервыеруки твои, исступленный, гладил.Сегодня сидишь вот,сердце в железе.День еще -выгонишь,можешь быть, изругав.В мутной передней долго не влезетсломанная дрожью рука в рукав.Выбегу,тело в улицу брошу я.Дикий,обезумлюсь,отчаяньем иссечась.Не надо этого,дорогая,хорошая,дай простимся сейчас.Все равнолюбовь моя -тяжкая гиря ведь -висит на тебе,куда ни бежала б.Дай в последнем крике выреветьгоречь обиженных жалоб.Если быка трудом уморят -он уйдет,разляжется в холодных водах.Кроме любви твоей,мненету моря,а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.Захочет покоя уставший слон -царственный ляжет в опожаренном песке.Кроме любви твоей,мненету солнца,а я и не знаю, где ты и с кем.Если б так поэта измучила,онлюбимую на деньги б и славу выменял,а мнени один не радостен звон,кроме звона твоего любимого имени.И в пролет не брошусь,и не выпью яда,и курок не смогу над виском нажать.Надо мною,кроме твоего взгляда,не властно лезвие ни одного ножа.Завтра забудешь,что тебя короновал,что душу цветущую любовью выжег,и суетных дней взметенный карнавалрастреплет страницы моих книжек…Слов моих сухие листья лизаставят остановиться,жадно дыша?Дай хотьпоследней нежностью выстелитьтвой уходящий шаг. В.Маяковский

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

Маяковский

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1894—1930) — крупнейший поэт пролетарской революции. Р. в с. Багдады Кутаисской губ. в семье лесничего. Учился в кутаисской и московской гимназиях, курса однако не окончил. Психология ребенка складывалась под впечатлением героической борьбы кавказских революционеров и дикого произвола со стороны защитников самодержавия. После смерти отца вместе с семьей остался без всяких средств к жизни и обречен был на полуголодное существование. В 1908 14-летним мальчиком примкнул к большевикам, вел пропагандистскую работу, отбывал заключение в Бутырской тюрьме. Возбужденное против М. дело было прекращено за его малолетством. Потеряв связи с организацией, увлекшись идеей о создании нового социалистического искусства, которое, как ему казалось, нельзя было творить в условиях подпольной работы, М. отошел от революционного движения. Обучался живописи в училище живописи, ваяния и зодчества, откуда вскоре был исключен за футуристическую «левизну». Совместно с В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и А. Крученых М. организовал группу кубофутуристов, подписав их манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912). В империалистическую войну 1914 М. занял пораженческие позиции. В 1915 был призван на военную службу чертежником. Восторженно встретил, однако скоро разочаровался в Февральской революции. В Октябрьские дни стал работать с большевиками. В годы военного коммунизма провел огромную работу в «Роста». В начале нэпа организовал группу «левого фронта искусства», сосредоточившуюся вокруг журн. «Леф» и «Новый Леф», к-рые М. редактировал. Совершил несколько поездок за границу — по Зап. Европе (Франция, Испания) и Америке (САСШ и Мексика). 20-летний творческий путь поэта завершился вступлением в начале 1930 в РАПП. Личный кризис привел М. 14 апреля того же года к самоубийству.

Поэтический борец и новатор, М. был тем великим художником, который не выбирал себе «путь, чтобы протоптанней и легче», а шел отыскиваемой им самим трудной дорогой. Творчество М. противоречиво и сложно. Он органически проделал сложнейшую поэтическую перестройку. Путь Маяковского к искусству социалистической революции, к поэзии пролетариата пролег через ухабы и рытвины индивидуализма, болезненного мессианистского одиночества и бредовой тоски. От одинокого бунтарства и протеста против капиталистических отношений с позиций абстрактно-гуманистических, — через мелкобуржуазное революционно-космическое восприятие перспектив Октябрьской революции к подлинной пролетарской революционности — таков путь поэта.

Маяковский и революция

Маяковский был не только зрителем двух революций (Февральской и Октябрьской), он активно в них участвовал.

Поэту были близки идеи социалистической революции. Они привлекли его, когда Маяковский был ещё подростком. В то время в Грузии проходили антиправительственные демонстрации и митинги.

В своей автобиографии «Я сам» Маяковский пишет: «стихи и революция как-то объединились в голове».

С 1908 по 1910 год был членом партии большевиков (РСДРП(б)). Поэт вёл агитационные беседы с рабочими.

Маяковский активно выступал против капитализма и буржуазного строя. Высказывался за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­во­сть. Он также писал агитационные пьесы, рисовал карикатуры, создавал стихи с сатирой (многие видели в них высмеивание бюрократии и создавшегося после революций государственного строя).

Кем был Маяковский на самом деле?

В 1947 году секретарь ЦК КПСС Суслов приказал провести «партийную чистку» среди деятелей культуры. Любые элементы, чуждые советской власти, следовало убрать. В это время биография и творчество Маяковского также подверглись тотальной «чистке». Первоначальный музей поэта закрыли. Вместо него соорудили новый, но уже с исправленными, «очищенными» экспонатами.

В итоге СССР узнал о новом Маяковском. Большевики постарались создать его «ясный» облик. Запрещалось даже упоминать о самоубийстве поэта. Из творчества полностью исчезли элементы, не соответствующие большевистской культуре. Владимира Владимировича причислили чуть ли не к лику святых. Но в то же время стерли его личные убеждения, вычеркнули из его жизни футуристов.

Каким же был настоящий Маяковский? Хотел ли он понравиться большевикам? Работал ли специально для них? Современники, знающие поэта лично, отзывались о нем как о максималисте, жившем на пределе эмоциональных возможностей. Все события Владимир пропускал через себя. Для него не существовало компромисса. Из-за этого его творчество пестрит категорическими обобщениями.

Автор с энтузиазмом воспринял революцию. В его понимании это событие несло полное отречение от старой жизни. Маяковский был в восторге от смены эпох. Но вскоре ему пришлось осознать, что связь между прошлым, настоящим и будущим невозможно разорвать. Нельзя все перечеркнуть и начать новую жизнь.

Личная жизнь Маяковского

Поэт не был женат.

В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Осип Брик был писателем и критиком.

Лиля Брик на долгие годы становится музой и возлюбленной Маяковского. Он посвятил ей свою стихотворение «Облако в штанах» и многие другие. Осип не препятствовал их отношениям.

Позже, путешествую по США, Маяковский знакомится с Элли Джонс. Их роман приводит к рождению дочери Элен-Патриции, с которой поэт виделся лишь однажды.

Последней пассией Маяковского стала Вероника Полонская – актриса МХАТа.

  • Февральскую революцию
  • Октябрьскую революцию
  • Биографию Марины Цветаевой
  • Биографию Солженицына

Начало творческого пути

В 1911, после нескольких попыток поступить в какое-либо художественное учебное заведение, Маяковский становится учащимся Школы живописи, ваяния и зодчества в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка, одного из лидеров группы футуристов «Гилея», Маяковский знакомится с миром московского литературно-художественного авангарда. Бурлюк, которого Маяковский познакомил со своими стихами, высоко оценил их и рекомендовал продолжить занятия поэзией. С конца 1912 – начала 1923 Маяковский принимает участие в художественных выставках современного искусства, выступает с чтением своих стихов, участвует в публичных выступлениях совместно с Бурлюком и другими членами группы «Гилея». Первые публикации Маяковского (стихотворения Ночь, Утро) появились в конце 1912 именно в издании «Гилеи».

Маяковский также участвовал в написании одноименного манифеста, из которого взято часто цитировавшееся художественными противниками футуристов положение – «сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с Парохода современности». Авторы многочисленных мемуаров подчеркивают любовь Маяковского к классике, блестящее знание поэзии Пушкина и т.п., пытаясь уравновесить декларации такого рода. Они были типичны для многих левых течений в искусстве начала 20 в. В мае 1913 был напечатан литографским способом в количестве 300 экземпляров первый сборник Маяковского с иллюстрациями автора и его товарищей по Школе живописи.

Особенности поэзии

В первых стихах образность Маяковского достаточно традиционна по сравнению с другими футуристами, и в них постепенно появляются общие для группы кубофутуристов антиэстетизм, обращение к шокирующим темам и, наряду с ними, черты своеобразия: урбанистическая образность; динамизм и резкая смена интонаций; широкое использование мотивов, источником которых являлось изобразительное искусство, в первую очередь – модернистская живопись. Несколько позднее появляются черты, сохранившиеся в поэзии Маяковского и в 1920-е: общее для большинства футуристов использование окказионализмов (слов, связанных с определенным случаем, поводом, и не зарегистрированных как языковая норма) и употребление составной рифмы.

Маяковский, вместе с Бурлюком, В.Каменским и другими членами группы кубофутуристов активно участвует в «футуристических турне» по России – коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов. В выступлениях были сильны элементы театрализации, эпатажа (вызывающая манера поведения, необычные одежда, грим). В появлявшихся впоследствии положительных отзывах Маяковский рассматривался вне контекста группы футуристов.

В 1914 в петербургском театре «Луна-парк» была поставлена, при участии автора, трагедия Маяковского «Владимир Маяковский», в которой поэт исполнил главную роль – поэта Владимира Маяковского. По воспоминаниям Чуковского, «пьеса должна была иметь другое название, но цензор, которому Маяковский сдал пьесу, еще не придумав заглавие, принял за него имя автора и в последствии не разрешил его поменять, но поэта это только обрадовало». Первоначальные названия трагедии – Железная дорога, Восстание вещей; мотив бунта вещей связывает ее с поэтикой других русских футуристов (Хлебников). Аллегорические персонажи пьесы (Старик с черными сухими кошками, Человек без глаза и ноги, Человек без головы и т.д.) также сопоставимы с персонажами пьес Хлебникова. Пьеса в стихах мало приспособлена для сценической постановки. Ее первое издание развивает традиции футуристической книги в области игры со шрифтами различного начертания и размера.

Феномен творчества Маяковского

Стихотворения Владимира Маяковского сложны для чтения и понимания. Поэтому активно его творчеством интересуются в основном только профессионалы. Но все же имя поэта на слуху, он не затерялся среди сотен других авторов ХХ века. В чем же его феномен? Существует несколько подходов исследования творчества Маяковского:

  • Советский. Многие воспринимают автора как деятеля, не пересекающего «линии партии». Но это не совсем верно, поскольку Владимир в своих работах неоднократно выступал против диктатуры, бюрократизма, мешающих возрождению настоящего социализма.
  • Религиозный. Некоторые исследователи считают, что поэт разрывался между религиозностью и сатанизмом. С одной стороны, он выступал против религии, будучи на стороне коммунизма. Но с другой стороны, глубоко в душе понимал, что это неправильно. Личная трагедия нашла отображение в стихотворениях.
  • Футуристическая. Считается, что футуристические мечтания поэта не были реализованы. При этом он пытался лавировать между футуризмом и советской действительностью.

Но возможно все намного проще. Маяковский продолжает быть интересным читателю, потому что с помощью его творчества легче понять советскую культуру. Автор очень точно и правдиво показал все противоречия того времени. Чтобы больше узнать об истории начала ХХ века, просто нужно научиться читать между строк.

СССР

  • Список правителей СССР по порядку и годы их правления
  • Периоды развития Советского Союза. Самое главное
  • Кратко о распаде СССР
  • Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
  • Массовые репрессии в СССР
  • Массовая индустриализация в СССР
  • Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
  • Как появился СССР: предпосылки и проекты
  • Гражданская война: причины, этапы, итоги
  • Культурная жизнь в XX веке

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

Маяковский: «талантливейший поэт советской эпохи»

Революционные потрясения 1917 года Маяковский встретил с большим энтузиазмом. 1918−1919 годы в биографии поэта были ознаменованы широким распространением темы революции. Владимир Владимирович пропагандировал идеи большевистской власти, негативно отзываясь о реалиях прошлого.

Новая власть поощряла творчество поэта, поддерживавшего революционные стихи. В годы НЭПа поэт много гастролировал по территории Советской России, часто издавался в прессе. Представители партийной верхушки положительно отзывались об авторе «Облака в штанах».

В 1922—1924 годы Маяковский посещал Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану.

Маяковский в фильме «Учительница рабочих». (wikipedia.org)

В Америке у поэта случилась краткая связь с одной русской эмигранткой (Элли Джонс), в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патрисия. Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть ещё и сын от связи с художницей Лилей Лавинской — Глеб-Никита, советский скульптор.

В 1920-е поэт учредил творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. Также Маяковский участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА».

Постепенно Маяковский стал разочаровываться в революции. Нэпманы и партийные деятели вызывали у поэта раздражение. Быт, с которым боролся Маяковский в творчестве всю жизнь, возвращался в Россию. Владимир Владимирович написал сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся», в котором высмеял бюрократизм новых хозяев мира:

«Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»».

В 1929 году, когда только начинался «Великий перелом», Маяковский активно участвовал в антирелигиозной кампании большевиков. Поэт вместе с Максимом Горьким, Николаем Бухариным и Анатолием Луначарским выступил на II съезде Союза безбожников, на котором поддержал идею об отказе от «заигрывания» с церковью. Поэт всю жизнь был воинствующим атеистом.

Трагедия «Владимир Маяковский». (wikipedia.org)

В начале 1930 года Владимир Владимирович много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Также поэту с трудом давалось написание поэмы «Во весь голос».

Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился из маузера. В своей предсмертной записке поэт оставил следующие слова: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…».

Самоубийство Маяковского до сих пор у многих вызывает вопросы. Кто-то считает, что за смертью поэта стояли сотрудники НКВД, другие же говорят о неразделённой любви к «Лиличке» Брик, не дававшей лирику покоя до конца жизни. Среди последних стихотворений Маяковского есть произведение «Неоконченное», читая которое ощущается мотив разрыва с любимой женщиной (пунктуация авторская):

«…любовная лодка разбилась о быт

С тобой мы в расчете

И не к чему перечень

взаимных болей бед и обид…».

В 1935 году Иосиф Сталин так написал о значении творчества Владимира Маяковского для советской культуры: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление…».

Маяковский на съемках фильма. (wikipedia.org)

После смерти поэта-футуриста советская власть начала насаждать его стихи, по выражению Бориса Пастернака, «как картошку при Екатерине». Однако для многих людей творчество Маяковского остаётся актуальным и в наши дни.

Владимир Маяковский. (wikipedia.org)

Обложка журнала. (wikipedia.org)

В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.

Основные направления «серебряного века»

Основными модернистскими направлениями «серебряного века» являются:

  • Символизм
  • Акмеизм
  • Футуризм.

Противопоставить эти направления можно не только с эстетической стороны, но и географически. Например, основные деятели символизма родились в Петербурге и Москве, происходили из интеллигентных семей. Они закончили университеты, занимались преподавательской деятельностью, писали серьезные научные труды. Символисты, подобно деятелям «золотого века», организовывали салоны и кружки, проводили религиозные собрания.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Футуризм Маяковского: желтая кофта 410 руб.
  • Реферат Футуризм Маяковского: желтая кофта 260 руб.
  • Контрольная работа Футуризм Маяковского: желтая кофта 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В этом же интеллектуальном кругу возникает и акмеизм, однако, в отличие от символизма, он формируется на периферии. Например, Гумилев родился в Кронштадте, Мандельштам – в Варшаве, а Ахматова – под Одессой. Однако эстетической колыбелью акмеистов можно считать пригороды Петербурга и русскую культуру, в том числе и символизм. Однако культуру акмеисты осваивали путем самообразования, которое заменило им университет.

Футуризм же является детищем провинциальной России и совершенно иной, низовой, культуры. Например, Хлебников родился в улусе Астраханской губернии, Крученых – в селе Херсонской губернии, а Каменский – на пароходе, который плыл из Перми в Нижний Новгород. Как правило, футуристы не имели даже гимназического образования, они бравировали своей необразованностью, антикультурностью, даже «дикостью».

Эту тенденцию отражают и первые этапы биографии главного русского футуриста – В. Маяковского.

В 1922 году поэт написал автобиографию «Я сам», затем спустя шесть лет он ее дополнил. В коротких юмористических главках он рассказал практически всю свою жизнь.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос