Сочинение иван, не помнящий своего родства (как вы понимаете поговорку)

Оглавление

Английские родственники Иванов без памяти

Аналогичные параллели прослеживают в истории других стран и народов. Джон Доу – таинственный человек, появившийся в Англии в XIV веке при короле Эдуарде III. В судах эта нарицательная личность выступала в качестве истца. Ричардом Роу именовался ответчик. К псевдонимам прибегали по простой причине: если в результате судебного процесса выяснится, что та или иная сторона солгала, желает присвоить чужое, то имя респектабельного сэра будет на век опозорено. В середине 19 столетия анонимная практика подачи судебных исков была упразднена, но возродилась у американцев с той лишь разницей, что у приятелей Джона и Ричарда появились подружки – Джейн и Мери. Сегодня в США Джоном Доу могут назвать неопознанное тело или злоумышленника, имя которого не установлено. Словом, наш Иван – непомнящий, их Джон – инкогнито.

http://www.esperanto-plus.ru/fraz/i/ivan-ne-pomnjashcij.htmhttp://phraseology.academic.ru/9245/%D0%9D%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BDhttp://www.syl.ru/article/294053/ivan-nepomnyaschiy-kto-on-pochemu-nichego-ne-pomnit

Человек Неизвестного Звания

В царской России с незапамятных времён провинившихся зачастую ссылали на каторжные работы. И, конечно же, народ с каторги нередко бежал. Когда полиция задерживала такого беглого каторжанина и требовала назвать имя, мужик, не желая открывать свои настоящие данные, звал себя Иваном. На вопрос: «А по батюшке?» — стандартный ответ: «Не помню». Паспортной системы ещё не существовало, и установить реальное имя человека было крайне непросто. Поэтому полицейский так и записывал: «Иван, родства не помнящий». Долгое время существовал даже отдельный юридический термин — «не помнящий родства».

Помимо беглых каторжников, свои имена и происхождение зачастую хотели скрыть сбежавшие от жестокого помещика крепостные, солдаты и просто ищущие другой жизни люди. Про всех таких «потерявших память» писали стандартное: «Иван, родства не помнящий». Это было довольно массовым, распространённым явлением. О нём упоминает и Чехов в своём «Острове Сахалин»: «У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Вот несколько бродяжеских прозвищ: Мустафа Непомнящий, Василий Безотчества, Франц Непомнящий, Иван Непомнящий 20 лет, Человек Неизвестного Звания…»

Со временем выражение потеряло первоначальный смысл, и сегодня мы называем «Иванами, родства не помнящими» не тех, кто скрывает свою подноготную, а людей без принципов, неблагодарных своим корням, родине, истории и культуре предков.

Кстати, слово «подноготная» также имеет довольно старинное происхождение.

Подноготная и подлинная правды

Подноготной сегодня мы называем тщательно скрываемые сведения, всю, самую сокровенную правду. И однокоренное «ноготь» здесь неспроста. Дело в том, что в давние времена, выпытывая необходимую информацию у человека, палач под ногти загонял несчастному иглы или длинные гвозди. Таким зверским образом и добывалась «подноготная правда». Со временем эта пытка ушла в историю, а слово так и осталось в языке.

Похожим образом вошло в русский и слово «подлинный», «подлинная правда». В царской России батоги и плети, битьё которыми часто назначалось в наказание провинившемуся или пытаемому человеку, назывались «линниками». Избиваемый, чтобы остановить наказание, рассказывал обо всём, что знал. Поэтому информация, полученная из-под «линников», называлась «подлинной правдой».

Гол как сокол

Ещё одна поначалу не совсем понятная фраза с древней историей. Так говорится об очень бедном человеке, но при чём здесь птица сокол и почему вдруг она оказалась голой?

Согласно первой версии происхождения выражения, изначально оно звучало по-другому — «гол как сукол». В стародавние времена славяне мастерили заборы для посевов из гладких кольев, «голых» от веток и сучков, а для того, чтобы заборы не кренились, для их поддержки ставили одинарные колья побольше. По осени заборы часто разбирали на хозяйственные нужды, а колья для поддержки оставались торчать в поле одиноко и уныло, как ничего не имеющие за душой сироты. Поэтому и получал такое сравнение бедный человек.

Вторая теория говорит о том, что сокол всё-таки «виновен» в происхождении устойчивого выражения, однако это не сокол-птица, а сокол-орудие, которое мастерилось для пробивания стен и ворот. Оно представляло собой толстенное увесистое бревно, обитое железом или чугунным брусом. Поверхность такого «сокола» была абсолютно гладкой, «голой». Отсюда и пошло в дальнейшем известное нам сравнение.

  • Фальшивая скорая помощь — езда без пробок
  • 10 неожиданных вопросов о русских с сайта Quora
  • Колдуны-пастухи — особая профессия на Руси
  • 10 необъяснимых вещей, которые люди нашли у себя во дворе
  • Существуют профессиональные «извинители»

Вариант 1

Поговорка «Иван, не помнящий родства» имеет давнюю историю. Когда-то беглые каторжане, крепостные крестьяне и другие бродяги, попав в руки властей, скрывали свои имена. Они называли себя Иванами и говорили, что не помнят своих предков. В протоколах так и писали «не помнящий родства». Эта поговорка применима к тем, кто отрекается от своего прошлого, от родных людей, забывает историю своего народа. Так можно назвать и человека, для которого нет ничего святого: ни идей, ни убеждений, ни Родины. Писатели поднимают эту проблему в своих произведениях, и она не теряет актуальности уже многие годы.

В романе «Буранный полустанок» Ч. Айтматов рассказывает легенду о манкурте. Племя жуань-жуанов жестоко обращалось с пленными воинами. Они лишали их памяти. Манкурты не знали, откуда они родом и даже не осознавали себя людьми. Они были хорошими рабами, которые не стремились сбежать, не были склонны к бунту. Они не испытывали никаких чувств и эмоций. Манкурты, как собаки, были преданы своему хозяину. Одного из них как-то узнала мать, она стала приезжать к нему и рассказывать о том, кто он и откуда. Парень слушал ее, но на его лице не отражались никаких мыслей, чувств.  Мать поразилась бесчеловечности жуань-жуанов. Как можно было отнять у человека память! Страшнее этого ничего нельзя придумать. Ее заметили надсмотрщики, они дали манкурту лук и приказали застрелить мать, что он и сделал. Прежде, чем она умерла, упал с ее головы платок, превратился в птицу, которая полетела с криком: «Вспомни, чей ты!». Лишившись памяти о своем прошлом, о родителях, воин не умер. Он очень изменился внутренне, словно лишился души. Он утратил все моральные и нравственные убеждения, поэтому убил свою мать. Из его памяти ушли такие слова как мать, отец, родная земля. Он даже забыл свое имя. Такой человек очень опасен.  

В. Распутин в повести «Прощание с Матерой» поднимает тему памяти и связи со своими корнями. Деревня Матера попала под затопление в связи со строительством электростанции. Тяжело переживают это событие старожилы. Это место связано для них с лучшим временем их жизни. Здесь похоронены их родные и близкие. Даже к избе Дарья относится как к живому человеку. Перед тем как оставить ее на растерзание пожогщиков она прибирается, белит потолок, словно готовит покойника в последний путь. Молодые жители деревни не ощущают этой связи и радуются тому, что скоро уедут и будут жить в городских квартирах. Они утратили связь с предками, со своими корнями. В этом смысле молодежь напоминает манкуртов, забывших свое прошлое. Автор говорит о том, что нельзя жить одним днем. На примере семьи Дарьи он показывает, как разрушается связь поколений. Их род насчитывает три ныне живущих поколения: Дарья, ее сын и внук.  Сын еще ощущает связь с родной землей, поэтому он не может поджечь дом. Внуку не то, что не жаль родной деревни. Он уезжает строить плотину, которая затопит ее. Это является одной из причин, почему Дарья так остро воспринимает происходящее, она переживает не только за себя, но и за детей. «У кого нет памяти, у того нет жизни», — утверждает она. Нормальный человек всегда ощущает связь с родной землей. Чем дольше живет он, тем острее память. Я думаю, что и внук Дарьи когда-нибудь вспомнит свою родную деревню и, может быть, ужаснется своему поступку.

Память о прошлом, о своих корнях объединяет эти примеры. Человек должен ощущать связь времен, чтить память предков, чувствовать ответственность перед будущими поколениями. Только в этом случае он останется человеком, имеющим чувства, эмоции, сознание. Человек, теряющий родовую память, становится бессердечным и жестоким. Такие люди представляют угрозу для общества. Они живут одним днем, им нечего терять, такие способны на любую подлость.

Авторы Гайдпарка

  • валерий рыженко

    Пьеса «Красотка» или «Сухой дождь» или «Поступок офицера».

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

  • Сергей Якунин

    «Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    У реки Орь

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Любовь после 70: старческий позор или последняя радость

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Курильские острова – исконно русская земля

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России

    Читать полностью

  • Барон Мюнхгаузен

    Туман времени

    Читать полностью