Оглавление
Работа в Москве
В 1563 году был организован Печатный двор в Москве. Первой русской книгой стал «Апостол», работа над которым велась в период с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564. Кроме того, в экземпляре впервые появились выходные сведения: были указаны год и фамилии работавших над ним мастеров (Федорова и его сподвижник Петра Мстиславца).
Сама книга была в разы лучше предыдущих анонимных: улучшился как текст, так и полиграфические характеристики. Она была украшена 22 буквицами и 46 орнаментами в виде виноградных лоз и шишек, выпущена в 2 цветах. Мастер хотел, чтобы его творение было похоже на рукописный вариант, ему вполне это удалось. На следующий год был выпущен «Часовник».
Иван Фёдоров является изобретателем пробела между словами, также он ввел несколько новых букв и слов. Будучи довольно грамотным человеком, Москвитин желал нести просвещение в народ, способствовать его развитию и духовности (неслучайно первыми книгами стали религиозные тексты).
Существует 2 объяснения:
- Нападки духовенства на мастерскую и ее поджог. Об этом писали сам Иван и английский дипломат того времени. Однако версия вызывает некоторые сомнения: например, специалисты отрицают сожжение мастерской, поскольку Федоров смог вывезти инструменты. Возможно, речь шла о прошлой, «анонимной» мастерской. Причины для вражды также называют разные. Дипломат считал, что священники не хотят обнаружить собственное невежество. Другой вариант выглядит более убедительно: переписывающие вручную книги монахи начали терять деньги, что вызвало их недовольство.
- Академик Тихомиров считает, что версия с враждой неправдоподобна, поскольку изначально Печатный двор был открыт с благословения митрополита, а дипломат писал спустя несколько лет и основывался на слухах. По его мнению, Федоров был уволен, так как принадлежал к белому духовенству и после смерти жены пренебрег правилами и не постригся в монахи.
В пользу последней версии говорит следующий факт: книгопечатание с отбытием Федорова не прекратилось, а руководить мастерской с 1568 года стал его ученик Андроник Невежа. Впрочем, Иван Федоров придерживался первой версии: в послесловии к Львовскому Апостолу (1574) он писал о притеснениях со стороны не царя, а священников и начальников, которые якобы завидовали ему и хотели уничтожить печатное дело.
Иван Федоров и первая печатная книга
Книга «Апостол», 16 век, изображение из Википедии
Примерно через 100 лет после того, как в мире был изобретен первый книгопечатный станок, в России царь Иван Грозный в 1553 году повелел на средства царской казны построить Печатный двор, недалеко от территории Кремля.
На подготовку к выпуску первой книги «Апостол» ушло 10 лет. За это время были собраны со всех монастырей первоисточники – рукописи, с которых можно было печатать текст. Иван Федоров тщательно отбирал материал для первой печатной публикации.
«Апостол» – первая печатная книга, в которой указано имя Ивана Фёдорова и помогавшего ему Петра Мстиславца. В послесловии к этой книге написано, что работа велась с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Таким образом, печать книги заняла почти целый год.
Книга состояла из 534 страниц, на каждой — 25 строк. Тираж для той поры был солидным — около 2.000 экземпляров. Даже сейчас сохранилось около 60 книг.
Десять лет подготовки материалов и год для печати полностью себя оправдали. Впоследствии исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.
Как известно, печатный станок позволил книжной индустрии выйти на принципиально новый уровень. Книги стали доступны широкому кругу читателей. Содержание книг постепенно из церковного превратилось в светское.
Видео «Средневековая техподдержка»
Мы знаем, что такое техподдержка (техническая поддержка) сайтов, хостингов, поддержка социальных сетей. Обращаешься туда с тем или иным вопросом, и как правило, получаешь квалифицированную помощь и решение своей проблемы. Офисных сотрудников, как правило, поддерживают IT-специалисты, в просторечии «сисадмины» или «системные администраторы.
А вот интересно, когда появились первые книги, то могла в то время существовать техподдержка для новоиспеченных читателей ранее неизвестного формата под названием «книга»? Ведь до появления книг тексты писали на свитках, на отдельных листках. Возможно, вот так могла выглядеть та самая средневековая техническая поддержка, и это шутка, конечно:
Сообщение про Ивана Федорова
Рождение русского человека, который навсегда вошёл в историю, произошло примерно с 1510 по 1530 года. Точная дата так и осталась неизвестной. Предположительно это случилось в Калужской губернии. Впоследствии он стал дьяконом в церкви Николы Гостунского. Там он обучал грамоте, как и большинство священников в то время. К 1532 году он успел закончить Краковскую академию. Про данное событие говорит диплом бакалавра.
Служба в церкви
В ходе своей работы Иван ближе узнал Митрополита Макария. Скорее всего, как раз таки это события и дало повод первому русскому царю напечатать книгу, под названием «Апостол». Как гласит летопись, митрополит был ближним человеком Ивана Грозного, а поэтому мог сообщить об юноше самому царю. Как распорядился Иван Грозный, во второй половине шестнадцатого столетия стала проводиться деятельность по созданию первой типографии. Уже начинали тестировать шрифт и другое необходимое снаряжения для печати. Сначала заведения печати были никому не известны, но позднее стали быстро распространяться по Москве и Руси.
Создание книги «Апостол»
Книга «Апостол» была разработана в 1564 году, написанная славянским языком, на котором тогда и разговаривали на Руси. В её разработке участвовали сам Иван Фёдоров, а также его ближайшие соратники, Маруша Нерефьев и Петр Мстиславец. Примерно 12 месяцев готовились к этому происшествию. Данная книга заслужила благословение Макария, однако сам митрополит скончался до создания книги. Но весь процесс не зацикливался только на этой знаменитой книге. К 1565 году, по указу царя, необходимо было напечатать ещё одну книгу, известную как «Часослов». На этот раз работали только Иван Фёдоров и Петр Мстиславец. По историческим данным известно, что изготовили пару экземпляров этой книги. Каждый день обряд в церкви проводился по этой книге. А также, по ней стали учить людей грамоте.
Преследования на книгопечатников
Однако вскоре случилось следующее событие. Большинству людей стало невыгодно то, чем занимались первопечатники. Для начала, переписчики стали постепенно терять свою главную работу, а как следствие и деньги. К тому же, сделался недовольным богатый слой населения. Они стали опасаться, как бы народ не выучился грамоте и не утратили бы они своих занимаемых должностей.
В народе вполне могла вспыхнуть волна бунта против чиновников, духовенства и другим высшим сословиям. Было такое отношение к печатникам, что они занимались нечистыми делами, потому как отличались от рукописных работников, которые вкладывали души в свои книги. Высшей точкой негатива стал пожарище, возникший в самой типографии в 1566 году. Плюс ко всему, печать на станке принимали как ересь. Из-за данного происшествия решили, что все печатники уезжают в Литву.
Конец жизни
Иван Федоров вернулся в свой родимый город Львов к отцу с матерью в 1582 году. Он собирается и дальше вести свою деятельность. Однако он умирает в 1583 году. Его похороны произошли в монастыре, известном как Свято-Онуфриевский.
Память о великом русском книгопечатнике сохраняется и по сегодняшний день.
3, 4, 6 класс
Жизнь за границей
По словам самого мастера, из России его и Петра Мстиславца выгнали в совершенно незнакомую Литву, где они были любезно приняты князем Сигизмундом II Августом.
На деле принял печатников гетман Ходкевич, который и способствовал организации типографии в родовом имении Заблудове.
На новом месте были выпущены 2 книги:
- В 1568 году «Учительное Евангелие» — сборник поучений и толкований евангельских текстов.
- В 1570 году «Псалтырь с Часословцем», который широко применялся для обучения грамоте.
Однако вскоре начались трудности. В 1569 году у Ходкевича началась болезнь головы. Вскоре он закрыл типографию, решив, что это совершенно ненужное дело, и предложил мастерам занятья земледелием. Фёдоров и Мстиславц уехали во Львов, где решили продолжить свое дело.
Но им необходимы были деньги. Печатники обратились к русским и греческим купцам, но получили отказ. Сумму собрали местные прихожане и небогатые священники. Вторая сложность состояла в запрете столярного цеха иметь при печатном цехе столяра, который был необходим при работе. Дело было решено только после разбирательства городского совета и поддержке краковских печатников.
В 1574 году был выпущен «Апостол», в послесловии которого Иван рассказывал об испытанных гонениях. В том же году выпущена азбука для первых классов — «Букварь». На сегодня найден всего 1 экземпляр. В 1578 увидели свет еще один «Букварь» и «Греко-русская книга для чтения на церковнославянском языке».
Однако на новом месте дела не шли гладко. Ему вновь пришлось конкурировать с переписчиками, не желавшими терять доход. Продажа книг производилась в Коломые, Львове и Кракове. В последнем городе Федоров благодаря доверию врача Сенека мог получать в кредит бумагу с местной фабрики.
Переписчики книг
Ранее были рукописные книги. До нас дошло рукописное «Слово о полку Игореве». Предположительно эта книга была записана в 12 веке.
Долгое время существовала профессия – переписчик книг. В древних монастырях целыми днями монахи – переписчики были заняты тем, что переписывали книги при скудном свете свечи. Именно переписывали, а не сочиняли. Конечно, могли и присочинить что-нибудь. Мы не знаем, как это проверялось в те времена.
Были и те, кто писали книги. Однако в те времена было опасно, иногда даже смертельно опасно писать о том, что не относилось к церковным канонам.
Зачем книги переписывались? Это было необходимо, чтобы их могли прочитать образованные люди того времени. Так жили до изобретения книгопечатания.
Профессия переписчик в те времена требовала наличия соответствующего образования. Она была распространена в церковном мире, среди духовенства.
Гонения и скитания первопечатника Ивана Федорова
Однако такое развитие книгопечатанья устраивало не всех. Во-первых, переписчики теряли свою работу. Во-вторых, считалось, что рукописные книги, в отличие от печатных, обладают особой энергетикой, так как в их создание переписчики вкладывают душу. А печать на бездушном станке считалась чем-то нечистым.
В связи с этим Московский печатный двор неоднократно поджигали, монахи устроили гонения на печатников.
По указу царя в 1568 году Иван Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В 1569 году по просьбе военачальника Григория Ходкевичона он способствует открытию типографии в городе Заблудове.
После объединения Литвы и Польши в Речь Посполитую первопечатник направился во Львов. Он мечтал открыть там типографию, но местные богачи неохотно вкладывали деньги в дело развития книгопечатанья.
Тем не менее Федорову удалось организовать книгопечатанье, и вскоре он уже продавал книги во Львове, Кракове и Коломне. До конца своих дней Федоров продолжал открывать типографии и печатать церковные книги. Затем он передал управление типографией своему старшему сыну, а сам отправился в Европу делиться опытом.
Умер Иван Федоров в 1583 году, похоронен в Свято-Онуфриевском монастыре. Над его могилой лежит плита, на которой записано: «Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем невиданных».
В благодарность люди установили в Москве, Львове и других городах памятники первопечатнику Ивану Федорову. Фото такого памятника мы поместили в данную статью.
Невозможно переоценить тот вклад, который Федоров внес в развитие и просвещение общества.
На этом краткая биография Ивана Федорова-первопечатника для детей и взрослых не заканчивается. В архивных документах содержится еще много тайн и загадок, связанных с личностью Федорова.
Биография Ивана Федорова первопечатника самое главное
Иван Фёдоров известен всему миру тем, что в 1563 году он изобрёл первый книгопечатный станок на Руси. Где родился Иван Федоров точно не известно, но принято считать годом его рождения временной промежуток между 1510 и 1530 гг., а местом рождения — Калужскую губернию.
Об истории его рождения историки спорят до сих пор, а вот о том, что Федоров учился в Краковском университете в период с 1529 по 1532, свидетельствуют официальные архивные записи тех лет. По окончании обучения И. Фёдорову была присвоена ученая степень бакалавра. Многие считают, что о книгопечатной машине он узнал и заинтересовался ею именно здесь.
После обучения в университете Федоров приехал в Москву и был принят на службу в церковь имени Николы Гостунского. Способного юношу заметил митрополит Макарий и вскоре стал ему покровительствовать. Митрополит был непростым церковным служителем, а приближенным государя Ионана Грозного. Скорее всего он повлиял на решение царя о поручении создания первой русской типографии Ивану Фёдорову.
В 1550 году приказом царя Ивана IV была поручена Ивану Фёдорову организация первого печатного производства на Руси. Вместе с верными помощниками — Нарушей Нерефьев и Петром Мстиславец он проработал над созданием книгопечатного станка 13 лет, вплоть до 1563 года, и уже в апреле того же года запустил выпуск первой книги.
Первый экземпляр книги «Апостол» вышла в свет почти через год после начала её создания. В истории этой датой названо 1 марта 1564 г. Вторая книга «Часовник» была напечатана ещё через год и выпущена тиражом в 345 экземпляров.
Несмотря на заслуги перед родиной, многим не нравилось появление типографии на Pуси. Высшему обществу того времени не нужен был образованный простой люд, еще и духовенство теряло огромные доходы от переписчиков. Иван Фёдоров подвергся гонениям за своё изобретение и поджог его типографии в 1566 году послужил скорому бегству мастера в Литву.
В отличии от русской знати, литовский правитель радушно принял печатника в своём государстве и во многом послужил восстановлению утраченного производства. За два последующих года (1568-1570 гг.) Фёдоров выпустил ещё 2 книги — «Евангелие учительное» и «Псалтырь с часословцем».
В Литовском государстве жизнь Ивана Федорова протекала намного лучше, чем на Руси. Местная знать по достоинству оценила способности новообъявившегося книгопечатника, и осознала значение производства в своей стране. С помощью финансовой поддержки с 1578 по 1581 ему удалось выпустить 6 новых книг. Эти книги он создал уже не во Львове, а в Остроге на Волыне, куда переехал по просьбе шляхтича Константина Острожского. К. Острожский считался одним из самых зажиточных литовских шляхтичей, поэтому любезно взял на себя все расходы по организации типографии уже в Остроге.
В 1582 гору книгопечатник Фёдоров все же возвратился к своим родным во Львов, где в бедности прожил с семьей вплоть до своей смерти в 1583 году. Погребение первого российского книгопечатника прошло в Свято-Онуфриевском монастыре.
3, 6 класс, кратко для детей
Интересные факты и даты из жизни
Устройство Московской типографии
Когда в 1552 году в Москве начались работы по организации первой типографии, Иван Федоров стал учеником при прибывшем из Дании мастере. В последующие несколько лет были выпущены несколько экземпляров книг, в которых не были указаны никакие выходные данные. Но главное дело было еще впереди, для него требовалась долгая подготовка.
В 1564 году московский «Апостол» наконец-то увидел свет. В нем были указаны имена создателей: самого Ивана Федорова и помогавшего ему в работе Петра Мстиславца.
Несмотря на организацию в Москве Печатного двора и успехи, которых добился первопечатник, спустя некоторое время он неожиданно покинул Москву и отправился в Великое княжество Литовкое.
Официальная версия гласит, что произошло это из-за недовольства переписчиков книг, которые опасались остаться без работы и даже сожгли типографию. Однако современные исследователи видят и другие возможные объяснения. Например, к описываемым годам Федоров овдовел и по правилам белого духовенства должен был принять монаший постриг. По каким-то своим причинам он этого не сделал, поэтому от типографской деятельности его отстранили.
Сам Федоров пишет, что покинуть Отечество его вынудила злоба и зависть государственных начальников и священников.
Первая типография
Иван Федоров жил и трудился в эпоху Ивана 4 Грозного. В 1552 г. русский царь распорядился запустить печатное дело на церковнославянском языке в Москве.
Интересен факт, что до этого уже существовали труды на церковнославянском языке, однако они были изданы за рубежом.
По приказу Ивана Грозного в Россию был доставлен датский мастер по имени Ганс Мессингейм. Именно под его предводительством, была построена первая типографии в государстве.
После этого из Польши были доставлены соответствующие станки с литерами, на которых вскоре началось книгопечатание.
В 1563 г. царь открыл Московский печатный двор, который находился на содержании государственной казны. В следующем году здесь будет отпечатана знаменитая книга «Апостол», за авторством Ивана Федорова.
Книга «Апостол»
После «Апостола» публикуется книга «Часослов». В издании обоих трудов принимает непосредственное участие Федоров, о чем свидетельствует ряд фактов.
Принято считать, что Иван Грозный определил Федорова в ученики Мессингейма, чтобы тот набирался опыта.
В то время церковь отличалась от устройства современной церкви. Священнослужители активно занимались образованием народа, вследствие чего все учебники были так или иначе взаимосвязаны со священными текстами.
Из достоверных документов мы знаем, что Московский печатный двор неоднократно подвергался поджогам. Это якобы было связано с работой монахов-переписчиков, которые теряли доход от фабричного издания книг.
В 1568 г. по приказу Ивана Грозного Федоров переезжает в Великое княжество Литовское.
В дороге русский книгопечатник остановился в Гроднянском Повете, в доме бывшего военнослужащего Григория Ходкевича. Когда Ходкевич узнал кем является его гость он, будучи действующим чиновником, попросил Федорова помочь открыть местную типографию.
Мастер откликнулся на просьбу и уже в том же году, в городе Заблудове, состоялось торжественное открытие печатного двора.
Под руководством Ивана Федорова в данной типографии была отпечатана первая, и по сути единственная книга – «Учительское Евангелие». Это произошло в период 1568-1569 гг.
В скором времени издательство прекратило свое существование. Это было связано с политической обстановкой. В 1569 г. была заключена Люблинская уния, которая поспособствовала образованию Речи Посполитой.
Книгопечатник Иван Федоров
Все эти события не очень обрадовали Ивана Федорова, которому хотелось продолжать издавать книги. По этой причине он решает отправиться во Львов, чтобы там построить собственную типографию.
По приезду во Львов, Федоров не нашел отклика у местных чиновников в отношении открытия печатного двора. При этом местные священнослужители также отказывались финансировать строительства типографии, отдавая предпочтение ручной переписи книг.
И все же, Ивану Федорову удалось выручить определенную сумму денег, которая позволила ему достичь своей цели. В результате, он начал печатать и торговать книгами.
В 1570 г. Федоров опубликовал «Псалтырь». Спустя 5 лет он стал руководителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря, однако уже через 2 года занялся возведением очередной типографии при поддержке князя Константина Острожского.
Острожская типография благополучно работала, выпуская все новые и новые труды такие, как «Азбука», «Букварь» и «Греческо-русская церковнославянская книга для чтения». В 1581 г. состоялся выход знаменитой Острожской Библии.
Со временем, Иван Федоров поставил главой над типографией своего сына, а сам отправился в командировки по разным европейским государствам.
В подобных поездках, русский умелец делился опытом с иностранными книгопечатниками. Он стремился усовершенствовать печать книг и сделать так, чтобы они были доступны, как можно большему количеству людей.
Апология Фёдорова
В 2009 г. издал большую книгу о Фёдорове писатель Вячеслав Шалагинов, который относится с полным доверием ко всем рассказам своего героя.
Автор книги общался с Фёдоровым около двух лет (на момент знакомства с писателем лётчику было уже 92 года). Шалагинов не только фиксировал по памяти всё услышанное от Фёдорова, но и работал в Центральном архиве Министерства обороны РФ, где надеялся найти документы, подтверждающие сообщаемые его собеседником сведения. Некоторые факты в самом деле подтвердились, например — факт существования в 3-й воздушной армии штрафных эскадрилий. Это словосочетание употреблено, в частности, в приказе командующего 3-й воздушной армией генерал-майора Громова «О чрезвычайных происшествиях в 3 ВА и мероприятиях по их ликвидации» от 18 августа 1942 г. № 185.
В целом книга Шалагинова представляет собой причудливую смесь интереснейших выписок из архивных документов военной поры и устных рассказов Фёдорова, некоторые из которых, вопреки установке публикатора, воспринимаются всё же как «военные байки».
Бегство
Далее краткая биография Ивана Федорова – первопечатника, для детей и взрослых написанная, повествует о том, что ему пришлось бежать из Москвы. Тому было несколько причин:
- на первопечатника ополчился высший свет из-за страха, что книгопечатанье сделает грамоту доступной простому народу, а образованных людей эксплуатировать гораздо сложнее;
- недовольны были переписчики при монастырях, которые фактически теряли свой хлеб;
- духовенство объявило типографию дьявольским измышлением.
Толчок к побегу дал поджог в 1566 году, в результате которого первопечатник Иван Федоров потерял почти все имущество. Он направился в Литву.
Первая русская типография
Книгопечатание в России началось в 1552 году, когда царь Иван Грозный посоветовался с митрополитом Макарием и решил начать выпуск российских книг. Для этого он обратился к королю Дании и Норвегии Кристиану III с просьбой прислать специалистов. Последний отправил в Россию датчанина Ганса Миссингейма (Бокбиддера), из Польши были выписаны буквы и печатный станок.
Король Кристиан прислал также лютеранскую Библию и 2 катехизиза. Он предлагал духовенству рассмотреть возможность перевода и распространения этих книг в количестве нескольких тысяч экземпляров, если монарх сочтет их полезными для общества. Иван IV отказался от этого, но в благодарность позволил лютеранам построить собственную церковь.
Первые книги в 1550-х годах выходили без каких-либо выходных сведений, а потому опознать, кто был печатником и где они выпущены, практически невозможно. Историки считают, что руководил «анонимной» мастерской сам Мессингейм, хотя в 1556 году царь отправил в Новгород мастера Марушу Нефедьева (его имя упоминается в сопроводительном письме к дьякам). Последний должен был привести в Москву резчика Васюка Никифорова, который стал первым русским гравером.
Во Львове
Для детей краткая биография Ивана Федорова будет особенно полезна: история жизни многострадального печатника, столь много сделавшего для образования и книжного дела, закончилась довольно плачевно.
Герой нашей статьи был вынужден уже в третий раз сменить место своего жительства. На этот раз Иван с Петром отправились во Львов. Дорога была трудной, началась эпидемия чумы. Добравшись до города, печатник обнаружил проблему. Как в Москве, так и в Заблудове он жил на средства меценатов. Во Львове же людей, готовых финансировать печатание, было не так много. Помогли печатникам небогатые горожане, впечатленные мытарствами Ивана и его помощника Петра.
В 1573 году выходит второе издание «Апостола». Послесловие в книге стало более обширным и эмоциональным, были исправлены некоторые ошибки. Впервые на форзаце появился собственный знак Ивана Федорова. Чуть позже была напечатана «Азбука» — книга, предназначенная специально для обучения детей.
Биография Ивана Федорова по-настоящему удивительна. Если царь или богатый меценат не смогли нормально финансировать полезную работу печатника, то простые горожане и небогатые священники были готовы постоянно поддерживать труд Федорова. Именно во Львове герой нашей статьи напечатал большую часть своих трудов.
Популярные темы сообщений
-
Красная панда
Красная панда, известна также как малая панда или кошачий медведь, похожа на кошку. Хотя и является хищником, предпочитает растительную пищу мясу.
-
Профессия учитель
Учитель – одна из самых почетных в мире профессий. Это человек, который вместе с родителями дает ребенку новые знания, осуществляет его воспитание, помогает взрастить в нем личность, привив необходимые моральные ценности.
-
Опоссум
В отряде сумчатых есть такое животное, как опоссум. Самый распространенный североамериканский опоссум. Он небольшой, его постоянно сравнивают с кошкой. Окрас у него серый, на кончиках ушей нет шерсти.
Начало книгопечатания в России
Как только первая книга московской типографии «Апостол» («Деяния и послания Апостолов») увидела свет, старорусские первопечатники приступили к созданию нового церковного издания под названием «Часовник». На это произведение печатного искусство был потрачен не год, а всего лишь несколько недель.
Параллельно созданию церковных книг, шла работа над первым русским учебником «Азбукой». Детская книга появилась в 1574 году.
Таким образом, в 16 веке на Руси зародилась и основалась книжная печать, появились первые нерукописные церковные книги. Создание детского учебника было очень важным этапом в развитии славянской письменности и словесности.
Его сын стал торговцем книгами
У Ивана Федорова было несколько детей, это не установленный факт, но его сын упоминается в документах как “старший”. А старший значит не единственный. Звали его “Друкаревич”, что означало “сын печатника”.
Переехав во Львов, Федоров снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков. Они твердо препятствовали его делу. После того, как Ивана пригласили в Острог, сын остался во Львове и продолжил занятие отца.
Сын Ивана рассказывал Львовскому Апостолу, как сложно ему пришлось в Москве. Он терпел сильное озлобление и ненависть со стороны священноначальников и учителей. Его ненавидели, ему завидовали, обвиняли в сознательных отклонениях и хотели уничтожить книгу “Божье Дело”.
Биография мастера книгопечатания кратко
- 1552 год – исторически важный год в биографии Ивана Федорова: царь Иван Грозный принял значимое решение о развитии и выпуске русских печатных книг в Москве.
- 1563 год – начало функционирования Московского печатного двора, в работе которого деятельное участие принимает мастер книгопечатания Иван Федоров.
- 1564 год, 1 марта – издан «Апостол», первая русская книга с точной датой издания, первое знаковое в биографии первопечатника издание. 61 экземпляр типографского искусства сохранены до наших дней.
- 1565 год – издана первая книга-учебник «Часослов» и вторая у издателя по счету.
- 1566 год – указом царя направляется в Литовское княжество.
- 1568 год – открытие первопечатником типографии в Гроднянском Повете в городе Заблудове, где первопечатник сделал остановку по дороге в Литву.
- 1569 год – под руководством Ивана Федорова издана книга «Учительское Евангелие».
- 1570 год – издается «Псалтырь с Часословцем»», второе значительное издание Федорова.
- 1572 год – первопечатник перебирается во Львов.
- 1574 год – повторно большим тиражом (3000 экземпляров) издан «Апостол» и первая русская «Азбука», книга светского содержания.
- 1575 год – занимает пост управляющего Дерманского Свято-Троицкого монастыря.
- 1577 год – выдающийся мастер занят строительством очередной друкарни на денежные средства князя Константина Острожского, которого первопечатник убедил в необходимости иметь собственную типографию. В Острожской типографии увидели свет такие книги, как Азбука», «Букварь» и «Греческо-русская церковнославянская книга для чтения».
- 1581 год – издание «Острожской Библии», третья значимая книга в жизни Федорова.
- 5 декабря 1583 года – день смерти Федорова Первопечатника, похоронен на церковном кладбище Святоонуфриевского монастыря во Львове.