§ 2. восточные славяне

Оглавление

Введение. Наша Родина — Россия (страницы 6, 7, 8)

Домашнее задание

1. Написать мини-сочинение на тему «Мое знакомство с историей России».

Ответ

Мое знакомство с историей России

   Уверен, мое знакомство с историей России будет очень увлекательным. Я смогу узнать, как появились на территории моей страны древние люди, как развивалось общество, каким был быт, обычаи и традиции народов, живших на территории современной России. Я надеюсь узнать причины значимых в истории России событий и их последствия.

   Думаю, что из курса истории России я узнаю о жизни моих предков и получу ответы на многие вопросы. Я узнаю, как расселялись по России народы, где и в какой республике нашей Федерации какой народ является коренным, какие заметные исторические события в самой России и в целом на планете повлияли на развитие нашей страны. Но самое главное – я надеюсь понять, что значит быть русским. Достаточно ли для этого жить в России или это не обязательное условие, а русским может себя считать тот, кто думает на русском.

   Я уже знаю, что история — это коллективная память народа. И из этой памяти мы должны извлекать уроки, чтобы не повторить уже известные ошибки. Все это необходимо для того, чтобы понимать, какую роль в мире занимает моя страна, и как сохранить мир и взаимопонимание между всеми народами, живущими в России.

2. Начать работу над исследовательским проектом на тему «Место и роль Руси в Европе». Разработать универсальный план исследования, результаты занести в интернет-дневник проекта.

  1. Развитие политической системы Руси в сравнении с Европой.
  2. Экономика Руси, торговые пути, производство продукции, импорт и экспорт.
  3. Культурное и духовное развитие. Влияние Церкви на жизнь русских людей.
  4. Действующие законы.
  5. Социальные группы населения. Быт и традиции.
  6. Международные связи. Связи с Востоком, Западом.

Нужно знать

Исторические источники — любые остатки старины: фрагменты жилищ и кусочки одежды, украшения, монеты, предметы повседневного быта, рисунки и картины, книги, рукописи и даже устные предания.

Летописи — записи происходивших событий, составленные по годам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами «в лето», т. е. в год – поэтому записи и получили название «летописи».

Археология — наука, изучающая прошлое по памятникам материальной культуры (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребения и т. д.). Основной метод работы археологов — раскопки.

Лингвистика — наука о языке.

Фольклористика — наука, изучающая народное творчество (былины, сказки, пословицы, песни, танцы).

Происхождение и расселение восточных славян

Бо́льшую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти племена находились в постоянном движении, передвигались и осваивали новые территории. Постепенно некоторые группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на несколько языков.

Что такое племя? Чем племя отличается от рода?

Примерно четыре тысячи лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племён. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V веке до нашей эры эти племена разделились на болтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять.

В V веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном — до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви — восточную, западную и южную.

Восточные славяне заселили в VI—VIII веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.

На этой территории проживало 12 (по некоторым источникам, 15) восточнославянских племенных союзов. Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра, недалеко от устья Десны, и ильменские словене, жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов. Названия восточнославянских племён часто были связаны с местностью, где они жили. Например, поляне — «живущие в полях», древляне — «живущие в лесах», дреговичи — от слова «дрягва» — болото, трясина, полочане — от названия реки Полота и т. д.

Быт и нравы

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Соседние народы считали главной чертой славян любовь к свободе. Славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался у них дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки (позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника). Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обыкновенно похищали по предварительному сговору с ней (умыкали) и потом платили за неё выкуп родителям. У знатных людей существовал также обычай многожён- ства, а после смерти мужа одна из его жён должна была следовать за ним в могилу. Славяне знали родовую вражду и обычай кровной мести.

Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам озёр и рек. Жили они семьями в домах-полуземлянках площадью 10—20 квадратных метров. Стены домов, скамьи, столы, домашнюю посуду делали из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Топился дом по-чёрному — складывался глинобитный или каменный очаг, дым уходил не через печную трубу, а прямо в отверстие в крыше. В своих домах славяне устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели.

Славяне были храбрыми воинами. Они бились до последней капли крови. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавали и могли долго находиться под водой, дыша через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды. Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

Занятия славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных чернозёмных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощённая земля примерно 20—30 лет не обрабатывалась до восстановления её плодородия. Такая система земледелия называется переложной.

Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными, раздвоенными снизу концами, па которые надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной — боронили. Её делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный день, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

Назовите продукты, которые употребляли люди в древности. Какие из них употребляют в пищу сегодня?

Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок.

Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание мёда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы, служили основным средством обмена, т. е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремёсла — выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.

Учебник. Часть 1

§ 1. Древние люди и их стоянки на территории современной России

(с. 10) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 14) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 14) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 1. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

(с. 15) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 18) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 19) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 2. Образование первых государств

(с. 19) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 24) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 25) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 3. Восточные славяне и их соседи

(с. 26) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 33) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 34) Думаем, сравниваем, размышляем

(с. 34) Повторяем и делаем выводы

§ 4. Первые известия о Руси

(с. 37) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 39) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 39) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 5. Становление Древнерусского государства

(с. 40) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 48) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 49) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 6. Правление князя Владимира. Крещение Руси

(с. 51) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 55) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 56) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 7. Русское государство при Ярославе Мудром

(с. 57) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 61) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 63) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 8. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

(с. 64) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 68) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 69) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 9. Общественный строй и церковная организация на Руси

(с. 70) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 76) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 76) Думаем, сравниваем, размышляем

(с. 76) Думаем, сравниваем, размышляем 2

§ 10. Культурное пространство Европы и культура Руси

(с. 85) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 91) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 92) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 11. Повседневная жизнь населения

(с. 93) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 97) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 97) Думаем, сравниваем, размышляем

(с. 98) Повторяем и делаем выводы

§ 12. Политическая раздробленность на Руси

(с. 100) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 107) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 108) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 13. Владимиро-Суздальское княжество

(с. 108) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 115) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 116) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 14. Новгородская республика

(с. 117) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 121) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 122) Думаем, сравниваем, размышляем

§ 14. Южные и юго-западные русские княжества

(с. 123) Вопросы к пунктам параграфа

(с. 127) Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

(с. 128) Думаем, сравниваем, размышляем

(с. 128) Повторяем и делаем выводы