Оглавление
Синодальный период
Пётр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь в государстве, это мешало ему в полной мере проводить намеченные реформы. Когда в 1700 году умирает патриарх Адриан, Пётр I запрещает избирать нового главу церкви и некоторое время спустя учреждает Священный Синод. Синод — это своего рода парламент, который может принимать решения, связанные с жизнью церкви. В большинстве православных церквей такой орган существовал давно и был призван ограничивать власть патриарха, однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви.
Синод, который создал Пётр I являлся государственным органом, членом которого был и сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви, которая теперь стала более закрытой, был ограничен доступ к духовенству из других сословий. По сути все священнослужители становятся государственными чиновниками. Такой порядок сохраняется до революции.
Почему в диптихе Иерусалимская Церковь не на первом месте?
В списке Автокефальных Поместных Церквей Иерусалимская Церковь стоит на четвертом месте. Какова причина этого? Ведь всем известно, кто первый принял христианство — христиане в мире появились именно в Палестине.
В 66 году произошло восстание иудейского народа против власти Римский империи. В результате осады и штурма Иерусалима столица Израиля была стерта с лица земли. Множество евреев погибли, а оставшиеся рассеялись по всему миру. В силу трагических исторических причин Иерусалимская Церковь потеряла свое внегласное первенство, уступив его Риму — столице империи.
С 4 века началось постепенное возрождение Иерусалимской Церкви. Оно было связано с деятельностью византийского императора Константина I и его матеры Елены. В 451 году на Четвертом Вселенском Соборе епископ Иерусалимский получил титул патриарха. Так Иерусалимская Церковь вновь заняла свое место во Вселенском диптихе, однако уже на пятом месте, уступив Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской Церквям. Этот список Церквей устанавливает определенную последовательность предстояния у престола во время совместных богослужений. В 1054 году Римская Церковь вышла из семьи Православных Церквей. С того момента Иерусалимская Церковь занимает 4 место в диптихе.
Доклад про Христианство
В мире существует три крупных религиозных направления, одно из которых христианство. Основано в Палистине в I веке нашей эры, оно проповедует веру в Сына Божьего — Иисуса Христа, принявшего мучительную смерть на кресте для искупления грехов человеческих.
Христианство исповедуют три церковных течения: протестантизм, католичество и православие.
Ученые-историки не пришли к единому мнению о реальном существовании Иисуса. Более правдоподобна версия о том, что Сын Божий действительно существовавшая историческая личность. Это доказывает летопись Иосифа Флавия «Древности» и множество других исторических источников. В Новом Завете описываются события, нашедшие свое подтверждение в археологических памятниках.
На горе Синай пророку Моисею Богом были открыты 10 заповедей, основы жизни христианина:
1. Бог — один и для человек не должно существовать других Богов.
2. Нельзя создавать себе кумира.
3. Напрасно нельзя произносить имя Господа Бога.
4. Один день в неделю (седьмой) необходимо посвящать Богу.
5. Уважай родителей своих.
6. Нельзя лишать жизни других людей.
7. Не прелюбодействуй.
8. Нельзя брать чужого.
9. Нельзя ложно обвинять другого человека.
10. Нельзя желать того, что имеет другой человек.
Основная священная книга для людей христианской веры-Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Она является носителем истины жизни верующего человека, повествует о жизни Спасителя, рассказывает царствие живых и весной жизни после смерти.
Новый Завет состоит из четырех повествований пророков (Матфея, Иоанна, Марка и Луки), а также «Апокалипсис» Иоанна Богослова и «Деяний Апостолов».
В христианстве существует семь обрядов, они имеют название таинства. Человека принимает церковь- крещением, узами брака скрепляет- венчание, при совершении греха верующий может принести покаяние перед Богом для прощения своего проступка, для избавления от болезни существует обряд елеосвящения, для установления духовной связи с Богом человек причащается.
В память о страшных муках и смерти сына Божьего христиане почитают крест. Им украшаются купола храмов, после крещения верующий носит его на теле.
Раньше других государств христианство как основную религию приняла Армения. Датируется это событие 301 годом, затем в 313 году император Константин I провозгласил государственной религией христианство в Римской империи, в конце IV века Византийская империя также стала признавать христианство основной верой в государстве.
На Руси начало распространение веры о Христе приходится на VIII век, крестил же Русь князь Владимир в 988 году.
Местом совершения богослужения является храм, который посвящается либо конкретному церковному празднику, либо особо почитаемому святому, день празднования памяти которого является престольным для конкретной церкви.
Вера в Христа самая распространенная в мире. Она насчитывает по данным ЮНЕСКО более 1,3 миллиарда человек. Почти в каждой части планеты имеются люди, верующие в христианство.
4, 5, 7, 9 класс
Реформаторы
Пришедшее на Русь уже в искаженном виде христианство продолжало
обрастать языческими славянскими верованиями, и все более и более
сближалось с государственной правящей верхушкой. Этот союз мирских
правителей и церкви, а также все усиливающееся отхождение от чистых
библейских евангельских истин вызывал недовольство у немалой части
верующих. Это движение уходило своими корнями ко временам Владимира
Первого (980—1015), оформилось к ХIII—XIV векам в протестантское
движение стригольников, начавшись в Пскове, во главе которого
становятся некие Карп и Никита. Официальная православная церковь
уничтожила почти все документы, проливающие свет на их учение,
сделав все, чтобы очернить его. Однако, несмотря на это, известно,
что стригольники основывали свою веру только на Слове Божьем —
Библии, отрицая так называемое священное предание, не признавали бессмертие души, осуждали богатство и
роскошь духовенства. В 1375 году в Новгороде Карп и Никита были
казнены, а их последователи подвергнуты гонениям. Однако эти
репрессивные меры православной церкви привели лишь к еще большему
распространению протестантизма. Последнему в немалой степени
способствовала и близость Новгорода и Пскова к европейским странам,
где получили распространение работы Яна Гуса и Уиклифа. К середине
XV века в Новгороде оформляется протестантское движение
жидовствующих (так они были пренебрежительно названы
православной церковью за их соблюдение установленной Богом Субботы), во главе которого становятся
протопопы Алексий и Дионисий. Посетив Новгород, Иван Третий
ознакомился с их учением и после размышления взял проповедников
нового учения в Москву, где оно получило широчайшее
распространение, особенно в среде духовенства и сановников. В его
основе лежало отрицание бессмертия души, отказ от исповеди перед
священником, ибо, как написано в Библии, «…един Бог, един и
посредник между Богом и человеками… Христос Иисус…» (1 Тим. 2:5),
соблюдение Субботы и всех других заповедей Закона Божьего,
отрицание священного предания и икон, признание свободы совести,
вера в историчность библейских пророчеств, отказ церкви от земель и
роскоши, признание Библии единственным основанием для веры.
Реформаторы уделяли первостепенное значение искупительной смерти
Иисуса Христа и вере в деле спасения человека. Как мы видим,
взгляды русских протестантов полностью соответствовали Божественным
предписаниям, изложенным в Библии. Новое учение принимает
значительная часть духовенства во главе с митрополитом Зосимой,
главой русской православной церкви. Это учение принимает невестка
Ивана Третьего Елена (дочь господаря молдавского Стефана) и ее сын
Дмитрий. Это учение деятельно поддерживают высшие сановники
государства во главе с канцлером Федором Курицыным, одним из
мудрейших людей своего времени. Казалось, что великое по значимости
правление Ивана Третьего (во время которого произошло свержение
золотоордынского ига, объединение русских земель в единое
государство, судебная и административная реформы, успешные войны с
Литвой, международное признание России как великой державы)
ознаменуется и религиозной протестантской реформой, чему должно
было способствовать и венчание внука Ивана, Дмитрия, на царство,
который еще при жизни деда был объявлен его наследником…
Предпосылки возникновения
В I в. до н. э. политическое положение практически любых прогосударственных образований было крайне неустойчивым: одни, завоёвывая других, занимали господствующую позицию, а затем, сталкиваемые третьими, быстро приходили в упадок.
Самая популярная на сегодняшний день теория о происхождении христианства утверждает: эта религия зародилась в древней Палестине. Палестина длительное время находилась под гнётом чужеземцев, затем ей удалось освободиться и ненадолго стать самостоятельной, но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник) захватил её области, и Палестина потеряла свободу. Отныне она официально являлась частью всё разрастающейся Римской империи.
Потеря независимости порождала недовольство среди всех слоёв населения, но особенно тяжело приходилось наиболее обездоленным. Росло ощущение несправедливости происходящего, местное население мечтало о возврате прежних порядков.
Так была подготовлена почва для появления нового вероучения, обещавшего воздать каждому по его заслугам. Христианство не возникло само по себе: оно вызревало «в лоне» иудаизма. Умы людей уже были подготовлены к идее справедливого возмездия, которое ждёт любого живущего на Земле после смерти. Уже существовала ветхозаветная традиция.
Дополнительную роль в зарождении нового вероучения сыграли труды древнегреческих философов, особенно Сенеки
В них важное место занимали мысли о покаянии, об изначальной греховности всех людей, о том, что необходимо покориться судьбе
История религии
До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.
Для православия значение имели следующие Соборы:
- 325 год — Первый (Никейский). Был составлен Никейский Символ веры (признаны единосущными все 3 ипостаси — Бог Отец, Сын и Святой Дух), осуждены верования, которые отрицали его.
- 381 — Второй. Утверждено равенство всех трех ипостасей, оформлена окончательная редакция Никейского Символа.
- 431 — Третий (Ефесский). Дева Мария начала именоваться Богородицей, осуждены ереси Пелагия и Нестория.
- 451 — Четвертый (Халкидонский). Принят догмат о том, что Христос — истинный Бог и человек, подобный людям, но без греха. Осуждены некоторые ереси.
- 553 — Пятый. Осуждены ряд учений и их учителей, а также некоторые ученые, в том числе последователи Александрийской богословской школы (Платон, Ориген и другие).
- 680 — Шестой. Осуждены ереси. Из-за усиления упадка дисциплины и благочестия одновременно был созван еще один собор, который принял 102 канона для Церкви на Востоке. Оба Собора заседали в одном месте (дворцовой зале со сводами — трулле), из-за чего их объединили в один Трулльский Собор.
- Середина VIII — не нумерован. Созван ради «Точного изложения Православной веры» — первой систематизации учения, которую составил Иоанн Дамаскин.
- 787 — Седьмой. Иконопочитание вновь возвращено. Принято, что поклоняющиеся иконе поклоняются личности, которая изображена на ней. Это поклонение переходит к написанному святому.
- Март 843 — Торжество православия. Церковные торжества, состоявшиеся после Константинопольского Собора, на котором было восстановлено почитание икон. На сборе еретики преданы анафеме.
- 879 — Восьмой (Поместный). На патриарший престол вновь возвращен патриарх Фотий I, осуждены любые изменения в Символе веры.
Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.
Копты (египетские христиане): современное положение
Положение коптов в Египте сегодня остаётся нестабильным. С одной стороны, государство предприняло ряд шагов по защите их прав. Так, с 2003 года Рождество в Египте является национальным праздником. Хотя единственной государственной религией в Египте остаётся ислам. Разрешено отмечать и другие христианские праздники. Торжественные праздничные богослужения транслируются по государственным телеканалам. Также египетские власти приняли закон, гарантирующий присутствие коптов в парламенте. Некоторые из них являются министрами.
С другой стороны, египетский христианин всё ещё страдает от радикального ислама. Множество нападений на христианские церкви было совершено в годы египетской революции (2011-2013), когда власть на некоторое время оказалась в руках мусульманских радикалов. Нередко случаются теракты. Например, в 2017 году был обстрелян перевозивший коптов-христиан автобус. Погибло более 30 человек, столько же были ранены.
По официальным данным, сегодня в Египте проживает около 6 млн. коптов. Независимые источники указывают в 2-3 раза большие числа. Крупнейшая диаспора (около 500 тысяч человек) находится в США. Протоиерей Олег Давыденков отмечает:
Православное понимание Христовой жертвы
Основополагающим элементом православного учения является вера в искупительную жертву Иисуса Христа, принесённую им на кресте во имя спасения всех людей. Несмотря на то что о ней говорит всё христианство, православие понимает этот акт несколько в ином ключе.
Как учат признанные отцы Восточной церкви, Иисус Христос, приняв человеческую природу, повреждённую первородным грехом Адама и Евы, и воплотив в ней всё присущее людям, кроме их греховности, своими мучениями очистил её и избавил от проклятия. Последующим же воскресением из мёртвых Он показал пример того, как очищенная от греха и возрождённая человеческая природа способна противостоять смерти.
Сделавшись, таким образом, первым человеком, обретшим бессмертие, Иисус Христос открыл людям путь, следуя которому, они могут избежать вечной смерти. Его этапами являются вера, покаяние и участие в совершении Божественных таинств, главным из которых является причащение плоти и крови Господней, происходящее с той поры во время литургии. Вкусив хлеб и вино, обращённые в тело и кровь Господа, верующий человек воспринимает часть Его природы (отсюда название обряда – причастие), и наследует после своей земной кончины вечную жизнь на Небе.
Также в этой части декларируется вознесение Иисуса Христа и Его второе пришествие, после которого на земле восторжествует Царство Божие, уготованное всем исповедующим православие. Это должно случиться неожиданно, поскольку о конкретных сроках известно лишь Единому Богу.
4.Вступление богатых людей в число христиан.
В III веке жизнь в Римской империи была очень беспокойной и опасной. Во время восстаний богатые люди часто лишались не только имущества, но и жизни. В империю вторгались соседние племена, жестоко опустошавшие страну. Всё это лишало и богатых людей уверенности в завтрашнем дне: они не знали, сохранят ли они на следующий день своё имущество и жизнь. Все жили в постоянной тревоге.
Богатые люди, так же как бедняки, утешали себя надеждой на «вечное блаженство» после смерти. К тому же они видели, что христианство проповедует терпение и покорность, а этим отвлекает рабов и бедняков от борьбы с рабовладельцами. Поэтому богатые люди стали также вступать в число христиан.
Для купцов, разъезжавших по разным городам, было выгодно принять христианство. В этом случае христиане любого города гостеприимно принимали их в своих домах и помогали им в торговле.
Основы христианства: в чем суть религии
Согласно сохранившимся документальным источникам, христианство зародилось в 1 веке нашей эры, на территории современной Палестины. Родившийся в Назарете, в простой семье гончара, проповедник Иисус Христос принес иудеям новое учение – о едином Боге. Себя он называл сыном Божьим, которого Отец послал людям, чтобы спасти от греха. Учение Христа было учением о любви и всепрощении. Он проповедовал ненасилие и смирение, подтверждая свои убеждения собственным примером. Последователей Иисуса называли христианами, а новую религию – христианством. После распятия Христа его ученики и сторонники распространяли новое учение по Римской империи, а вскоре и по всей Европе.
На Руси, христианство появилось в 10 веке. До этого религией русичей было язычество –они обожествляли силы природы и поклонялись им. Князь Владимир, женившись на византийке, принял ее религию. Несмотря на возникающее повсеместно сопротивление, вскоре вся Русь подверглась обряду крещения. Постепенно, старая вера забылась, и христианство стали воспринимать как исконно русскую религию. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 млрд последователей учения Христа. Среди ни примерно 1,2 млрд относят себя к католической конфессии, около 0,4 млрд – к протестантской и 0,25 млрд – к православной. Многие носят серебряные кресты.
Основы вероучения
Христианство, как система верований, основано на понятии о сверхъестественных бестелесных существах, — таких, как духи, души, ангелы, дьяволы, — и о полном превосходстве надо всеми остальными существами Ие́говы — Бога иудеев, не склонного к личному обращению к простым последователям, но познаваемого через проникновение литературой и личными проповедями от пророков, святых, священников, понтификов и других праведников. Считается, что основатель и духовный лидер христианства — Иисус Христос — был самым главным из таких авторитетов. Если правильно молиться и соблюдать поведенческие нормы христианства, можно через помощь «духов» получить бонусы.
Отличия от иудаизма — отказ от многих важнейших обрядов (шаббат, кашрут и другие) (не во всех направлениях) и следования правилам Талмуда, а также новое понимание отношений человека и Бога (не раб, но сын). Основные христианские принципы — любовь к ближнему, милосердие, соблюдение 10 заповедей.
Тайны истории
Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.
Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.
После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.
История раскола в христианстве
Прежде, чем мы рассмотрим историю русской церкви, обратимся к
истории христианства, принципам раскола на католическую и
православную церкви.
Причина раскола была в том, что христианство, начиная с IV века,
все более и более соединялось с государством, впитывая дух этого
проязыческого государства. Т. к. католическая церковь возрастала на
римских традициях, то она все более и более тяготела в своем учении
к практичности и жестокости Рима.
Православие, впитав дух Византии, более тяготело к
возвышенному философствованию греков.
Таким образом, две традиции, уходя своими корнями в два
различных мира — греческий и римский — все более отдалялись друг от
друга.
Католическая церковь, взяв за образец структуру Римской империи,
тяготела к централизации, основав центр в Риме с верховным владыкой
всех католиков — папой, наделенным императорской властью.
Православие же, напротив, приняв греческий дух, а греки никогда
не имели централизованного мощного государства, также не имело
единого церковного центра, т. к. с самого начала своего
формирования церковная власть в Византии была сосредоточена в руках
четырех патриархов: Константинопольского, Александрийского,
Антиохийского и Иерусалимского, причем Константинопольский, хотя и
именовался вселенским, являлся всего лишь первым среди равных. По
мере распада Византийской империи каждый из упомянутых патриархов
стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) поместную
православную церковь. Впоследствии автокефальные и автономные
православные церкви возникли и в других странах — главным образом
на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.
Вероисповедную основу Православия составляют Священное Писание
(Библия) и священное предание (решение первых 7 вселенских соборов
и труды отцов церкви II—VIII вв.). Основные принципы православия
как вероисповедной системы изложены в 12 пунктах символа веры,
принятого на первых двух вселенских соборах в Никее и
Константинополе. Важнейшими постулатами православного вероучения
являются догматы: триединства Бога, боговоплощения, искупления,
воскресения и вознесения Иисуса Христа. Формально считается, что
догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию,
но и по форме. Для православия характерен сложный, детально
разработанный культ. Богослужения в православии продолжительнее,
чем в других христианских конфессиях, и включают в себя множество
ритуалов. Духовенство в православии делится на белое (женатые
приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет
безбрачия); епископом может стать только монах; высшим епископским
чином является патриарх. В настоящее время в православии имеется 15
автокефальных — Константинопольская, Александрийская, Антиохийская,
Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская,
Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская,
Чехословацкая, Американская и 4 автономных церкви — Синайская,
Финляндская, Критская, Японская.
Основой Священного Предания православной церкви, выраженного в
трудах отцов церкви, является православная философия. Опираясь на
платоновско-аристотелевскую традицию и мистику ареопагитиков, ее
видные представители Иоанн Дамаскин и патриарх Фотий предприняли
попытку обосновать весь комплекс христианских представлений в
соответствии с требованиями аристотелевской логики. Пагубность этой
попытки сказывается многие столетия — желание философов втиснуть
безграничное Божественное откровение, переданное через Священное
Писание, в узкие рамки человеческой логики привело к искажению
Священного Писания, изменению Слова Господа.
Возникновение христианства[]
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян. 11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Православие и католическое христианство, в чём отличия
Католическое христианское течение отличается от православного христианства подходами к проведению богослужений и вероучению. В римско-католической традиции главой церкви является Папа Римский, не Иисус Христос, как в православии.
Отличия католического христианского вероучения от православного христианского:
Автокефалия что это такое в церкви простым языком
• Святой Дух исходит от Божьего Сына в той же мере, что и от Отца; • Богородица рождена непорочно и вознесена на небеса телом, а не только душой; • католики почитают большое количество различных святых; • все деяния Папы Римского, как верховного иерарха церкви, считаются непогрешимыми; • после смерти тела душа не подвергается мытарствам, в отличии от православного христианства, а оказывается в чистилище, где ее ждут испытания; • для таинства причастия необходим пресный хлеб.
Кардинальное отличие католического христианства от православия — это понятие искупления грехов за дары (индульгенция). Западная традиция считает, что Христос, Богородица и святые своими деяниями создали неисчерпаемый запас благости, которого хватит на покрытие грехов всей христианской паствы. Запас благости находится в распоряжении католической христианской церкви и продается грешникам в виде специальных грамот, индульгенций. Владельцы индульгенций получают отпущение грехов.
Католическая христианская служба носит название “месса”, в отличие от православной христианской литургии. Богослужение сопровождается торжественной музыкой, исполняемой на органе. Церковное пение в костелах исключительно мужское (мальчики с детскими голосами), тогда как в православных храмах поет смешанный хор.
Догмат о непорочности Богородицы — основная отличительная особенность западно-европейского христианства от православного. Католическая христианская паства верит в непорочное зачатие Девы Марии. Почитание Божьей Матери в православной среде не меньше, но восточная ветвь христианства, в отличии от католической христианской, считает ее смертной женщиной, вознесенной на небо после смерти душой, но не телом.
Еще для христиан католиков типично мистическое сосредоточение на крестных муках Иисуса. Иногда у верующих даже появляются раны на теле (стигмы) от тернового венца и гвоздей.
Помин умерших осуществляется на третий, седьмой и тридцатый дни после упокоения.
Отличается у христиан католиков и процедура миропомазания: оно может проводиться лишь людям, достигшим совершеннолетия, а не детям, прошедшим таинство крещения, как в восточной традиции.
Таинство причастия доступно только с семилетнего возраста, а для восточных христиан — с младенчества.
В костелах нет иконостаса.
Все священники не могут иметь семью (целибат), в отличии от белого духовенства в православном христианстве, наши священнослужители не обязаны давать монашеские обеты, часто создают семьи, имеют детей.