Оглавление
Альтернатива
Революция в Иране, как и Великая русская революция, были беременны множеством возможностей. Нельзя называть эту революцию «исламской», подобно тому, как неверно называть русскую революцию «большевистской». Были определенные шансы у либерал-демократов и у ОМИН.
Лидеры шиитов Тегерана и Тебриза аятолла Махмуд Талегани и аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари предлагали альтернативный путь развития — путь антиавторитарного социализма. Талегани был сторонников бесклассового общества, основанного на принципах самоуправления — системы независимых Рабочих Советов (Шура). Он считал захваты трудовыми коллективами иранских заводов — шагом к такому обществу всеобщего самоуправления. Схожих взглядов придерживался Шариатмадари, который выступал так же за широкую автономию национальных меньшинств.
На взгляды многих революционеров повлияли идеи иранского мыслителя, шиитского теолога и европейского философа Али Шариати — сторонника соединения шиизма и прямой трудовой демократии. Талегани так же разрабатывал теорию, согласно которой быть шиитом означало быть сторонником бесклассового общества самоуправления, где нет богатых и бедных. Эти люди и движения чем-то напоминают огромную партию левых эсеров в русской революции, анархо-синдикалистов — участников революции в Испании в 1936 г и других антиавторитарных революционеров, выступавших не только против капитализма, но и против государственного социализма. Но эти тенденции, весьма влиятельные, не были реализованы.
Хомейни
Однако автором, который в конечном итоге сформулировал идеологию революции, был человек, который доминировал в самой революции — аятолла Хомейни . Он проповедовал, что восстание и особенно мученичество против несправедливости и тирании было частью шиитского ислама, что священнослужители должны мобилизовать и вести свою паству к действию, а не просто давать им советы. Он ввел коранические термины — мустазафин («слабый») и мустакбирин («гордый и могучий») — для обозначения марксистской терминологии различия между угнетателями и угнетенными . Он отверг влияние как советских, так и американских сверхдержав в Иране с лозунгом «ни восточные, ни западные — исламские республиканцы» ( персидский : نه شرقی نه غربی جمهوری اسلامی ).
То, что произошло – регресс в чистом виде
К моменту стихийной народной революции против шахского режима левая и либеральная оппозиция была раздавлена, и образовавшийся политический вакуум заполнили сторонники исламского фундаментализма, противники преобразований на западный лад. Но допустим, что шахский режим либо вовремя предпринял бы либерализацию либо подавлял в основном консерваторов. Каким мог быть сейчас Иран?
Невозможно предсказать, какое он занял бы место в мире по экономике. Но Иран был бы светским государством, и исламский фундаментализм не получил бы нигде в мире такого развития. Не было бы ни талибов, ни ИГИЛ*, ни многих террористических актов, потрясших мир в последние два-три десятилетия. Во внешнеполитической сфере Иран остался бы союзником США, но косвенно это могло позитивно отразиться и на СССР. Потому что тогда Советский Союз вряд ли решился бы на роковое введение своих войск в Афганистан, рядом с американским союзником. Не случилось бы и самой кровопролитной в мире, после 1945 года, ирано-иракской войны.
Иран мог стать первым в мире мусульманским государством, совершившим модернизацию не только техники и инфраструктуры страны, но и всего общественного и политического строя. Опорой исламской революции стали оставшиеся очаги традиционных укладов и авторитета шиитского духовенства, а они были бы ликвидированы, если бы «белую революцию» удалось довести до конца. Есть все основания полагать, что качество всей мировой цивилизации, а не только жизни в самом Иране, сейчас было бы иным, более высоким во многих отношениях, чем наблюдается в нашей действительности. Исламская революция отбросила назад не только Иран, но и весь Ближний Восток, и всё человечество.
Результаты исламской революции
В результате того. что лидерами революции в Иране оказались представители радикального экстремистского духовенства, в стране установился специфический режим. Он даже без дополнительных политических мер фактически изолировал это государство, максимально осложнив ему контакты с другими странами.
Всю правовую систему и культурную жизнь Ирана привели хотя бы к формальному соответствию требованиям ислама. Соблюдение религиозных приличий, выполнение намаза стали обязательными, нарушения этих норм считались тягчайшими преступлениями. Из повседневной жизни были полностью изгнаны все атрибуты «западной скверны».
В Иране установилась экономическая система не вполне понятного типа. Революция вызвала крупный кризис нефтяной отрасли в мировом масштабе, но далее Иран (по возможности) продолжил международные операции с этим ценным ресурсом. Также страна выступает в качестве крупного покупателя оружия.
Любая оппозиционность теократическому режиму сурово преследовалась и преследуется. В первые послереволюционные месяцы имела место массовая эмиграция тех противников радикальной исламизации, кого сторонники Хомейни не смогли обнаружить и уничтожить сразу. В борьбе с инакомыслием и «врагами» Хомейни и его преемник Хосейни Хаменеи не останавливались и перед откровенно террористическими методами. Так, бывший премьер страны Шапур Бахтияр, возглавивший иранские антиисламистские силы в изгнании, был убит в Париже в 1991 году. За голову писателя Салмана Рушди, чью книгу «Сатанинские стихи» в Иране посчитали оскорбительной для ислама, была открыто назначена награда.
В международной сфере положение Ирана осложнилось не только откровенной враждебностью западных стран и особенно США. Ситуация в мусульманском мире тоже сложилась неоднозначная, так как Хомейни и его приверженцы представляли ислам суннитского толка. В наиболее же влиятельных исламских странах (таких, как Саудовская Аравия) господствует шиитский ислам. Попытки Тегерана проводить «экспорт революции» суннитского толка сильно осложнили отношения с шиитскими государствами.
На сегодня режим исламской республики в Иране сохраняется. Положение этой страны в мире весьма неоднозначно, в ее экономике тоже наблюдается много проблем. Есть основания подозревать руководство этой страны и в симпатиях к террористическим исламским движениям (хотя далеко не так часто, как это делают на Западе). Таким образом, лидерство духовенства в антишахском движении в Иране привело к весьма сложным и неоднозначным последствиям.
Всемирная история
- Этапы развития человечества. Самое главное
- Краткая история Средневековья
- Очень кратко о Древнем мире
- Древний Рим. Краткая история
- Вклад Древней Греции в мировую историю
- Президенты США по порядку и годы их правления
- История возникновения США
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Иранско-иракская война
В сентябре 1980 года Ирак, правительство которого было мусульманами-суннитами и арабскими националистами , вторгся в Иран с мусульманами-шиитами, пытаясь захватить богатую нефтью провинцию Хузестан и разрушить революцию в ее зародыше. Перед лицом этой внешней угрозы иранцы сплотились вокруг своего нового правительства. Страна была «гальванизирована», а патриотический пыл помог остановить и повернуть вспять наступление Ирака. К началу 1982 года Иран вернул себе почти всю территорию, потерянную во время вторжения.
Подобно кризису с заложниками, война дала правительству возможность усилить пыл исламской революции за счет своих оставшихся союзников, ставших противниками, таких как МЕК. У Революционной гвардии росла уверенность в себе и росла численность. Революционные комитеты заявили о себе, обеспечив отключение электричества, комендантский час и поиск автомобилей для подрывников. В мечетях раздавались продовольственные и топливные карточки, «давая властям еще одно средство обеспечения политического согласия». Несмотря на то, что эта война была чрезвычайно дорогостоящей и разрушительной, она «возродила движение за национальное единство и исламскую революцию» и «помешала бурным дебатам и спорам» в Иране.
Мосаддык
История с Мосаддыком не такая простая как часто представляют, мол иранский демократ и патриот Мосаддык был свержен ЦРУ. В 1949 году он возглавил партию «Народный фронт», которая добилась некоторых успехов на парламентских выборах, а потом сумела провести через парламент решение о национализации иранской нефти, что и было основной повесткой Мосаддыка. Решение было принято в марте 1951 года (и сразу в честь этого дня был учрежден праздник), а в апреле Мосаддык стал премьер-министром Ирана – его в качестве уступки общественному мнению назначил непопулярный шах и проголосовал парламент (79 за/12 против голосов).
Демонстрация в поддержку национализации нефтяной промышленности. Источник – IICHS.
Мосаддык допустил множество ошибок. Он одновременно хотел сменить политическую систему внутри страны и изменить формат отношений с иностранными партнерами. В частности, он объявил о национализации Англо-иранской нефтяной компании, и вообще покусился на интересы всех иностранных партнеров Ирана. Британцы в мае 1951 года подали дело на рассмотрение Международного суда ООН в Гааге. По всему миру были введены санкции и эмбарго на покупку иранской нефти. Добыча нефти резко упала и начался экономический кризис. Мосаддык объявил, что Иран проживет и без нефти, и нужна диверсифицированная экономика, но даже если бы такая задумка и удалась, ему понадобилось бы десятилетие на стабилизацию ситуации в экономике, что было бы возможно только после стабилизации в политике.
Также Мосаддык полностью поменял внутреннюю политику страны. Он одновременно заигрывал и с левыми, и с исламистами и создал коалицию Национального фронта, которая состояла из трех сил – националистов/социалистов, социал-демократов и исламистов. В 1952 году он провел парламентские выборы, где «поделил» власть с роялистами, тоже сохранявшими влияние и административный ресурс. Мосаддык выиграл в Тегеране и ряде центральных регионов, в то время как в провинциях, в особенности, населенных национальными меньшинствами, побеждали часто коммунисты (партия Тудэ). Мосаддык остановил выборы, когда было избрано 79 из 136 депутатов, чтобы не потерять влияние в новом парламенте. Вскоре он новым кодексом увеличил число мест в парламенте и ввел туда своих людей.
Однако этого оказалось недостаточно – Мосаддык в начале августа 1953 года провел референдум о разгоне парламента, который тогда многие бойкотировали, но 99.94% проголосовали «за» разгон парламента, который был распущен. В 1953 году население Ирана составляло 17.5 млн. человек, а на референдуме проголосовало всего 2 миллиона человек. На первый взгляд это делает референдум совсем потешным. Но тут я вспомнил, что в Иране женщины получили право голоса только десятью годами позднее. То есть, право голоса имели совершеннолетние мужчины. В общем, путем некоторых расчетов я пришел к выводу, что число избирателей на 1953 год должно было составлять 5,070 тыс. человек. Это меняет ситуацию и получается, что 40% от числа имевших право голоса одобрили референдум. Но этого все равно недостаточно. Бывшие партнеры Мосаддыка – социал-демократы и мухаджины (исламисты), выступили с призывом к бойкоту, также бойкотировал аятолла Кашани (объявил участие в референдуме харамом), а шах объявил результаты фальшивыми. Наконец, не просто референдум не был демократическим, те, кто голосовали «против», должны были голосовать в отдельной кабинке. Поэтому в Тегеране, например, при 101 396 голосах «за», было всего 67 голосов «против», а в Тебризе соотношение было еще лучше – 41 502 против 3. Таких голосований не было даже в сталинском СССР, где Сталин набирал 99.7%, но не 99.94%.
Культурная революция в Иране — одна из наиболее радикальных в истории
После победы Исламской революции Иран пережил кардинальный перелом в общественно-культурной жизни, с последствиями которого страна живет до сих пор.
В то время как свергнутый шах Пехлеви предпринимал попыткивестернизации» страны, Аятолла Хомейни взял курс на ее радикальную исламизацию. Ее главной целью была переориентация всей системы образования и повседневной жизни в Иране, ее полный разрыв с Западом и соответствие наиболее жестким доктринам исламского учения.
Любое равнодушие к этому жизненно важному вопросу будет большой изменой исламу и исламскому государству», — подчеркивал Хомейни в своем обращении 12 июня 1980 года, вскоре после того, как в Иране были зарыты все вузы. Университеты закрыли на три года — Хомейни называл их «центрами разврата» и считал одной из главных угроз новому режиму
Университеты закрыли на три года — Хомейни называл их «центрами разврата» и считал одной из главных угроз новому режиму
Университеты страны закрыли на три года — Хомейни называл их «центрами разврата» и считал одной из главныхимпериалистических» угроз исламскому режиму. Тысячи студентов и преподавателей были уволены и исключены из вузов, сотни погибли либо были репрессированы в первые же годы после победы революции. Программы вновь открывшихся университетов подвергли жесткой цензуре. К преподаванию не допускали лекторов, получивших западное образование либо работавших на Западе.
Аналогичные меры коснулись среднего образования, СМИ, кинематографа. Многие издания и телеканалы были закрыты, в Иране запретили показывать зарубежные фильмы, хранить и продавать иностранные кассеты.
Главными предметами в школах стали шиитское исламское учение, Коран, шариат и теория мусульманского права. Имена классиков средневековой литературы Ирана предали забвению, многих современных авторов — запретили, а европейскую и мировую историю в учебниках заменили историей мусульманских стран, прежде всего Ирана. В общественном и учебном пространстве царил культ Хомейни.
Придя ко власти, аятолла Хомейни (на заднем фоне) резко ограничил права женщин / Фото: EPA
Мечети и медресе стали ключевыми политическими и пропагандистскими центрами: муллы координировали проведение провластных демонстраций, следили за выполнением норм шариата, были главными ретрансляторами идей исламского режима.
Введение новшеств контролировал Корпус стражей Исламской революции(КСИР) — новосозданное военное формирование, призванноезащищать завоевания Исламской революции»(на сегодня это армия Ирана).
Особенно жестко силы КСИР следили за соблюдением новых норм женщинами — наступление на их права стало отдельным фронтом культурной революции.
Носить чадру или платки-хиджабы иранки обязаны до сих пор
Женщин обязали строго соблюдать нормы шариата: носить чадру или платки-хиджабы иранки обязаны до сих пор. В Иране также ввели раздельное обучение, ограничили круг профессий для женщин, запретили им инициировать разводы, ввели институт многоженства и распространили на женщин телесные наказания, в том числе за измену родине, шпионаж и супружескую неверность.
Влияние культурной революции до сих пор определяет общественные нормы в Иране, что отражено в международных рейтингах страны. По итогам 2018 года Иран занял 164 место из 180 в Индексе свободы прессы по версии Репортеров без границ. А в рейтинге гендерного равенства(The Global Gender Gap Report), составляемом Всемирным экономическим форумом, Иран в 2018 году вошел в десятку наихудших стран для женщин(141 место из 149 стран).
Последствия
Еще не успела утихнуть революция, а Хомейни начал воплощать в жизнь дерзновенные экономические планы, суть которых заключалась в создании самообеспечивающихся хозяйств. Но нарушение старых экономических связей не прошло даром и привело к серьезным осложнениям.
Страна нуждалась в иностранном капитале, однако конфискация активов зарубежных банков, мероприятия по ослаблению зависимости иранской промышленности от импорта, государственный контроль над внутренним и внешним рынком сделали республику непривлекательной для деловых кругов Запада.
Режим Хомейни не ограничивался внутригосударственными нововведениями. После прихода к власти шиитское духовенство активно взяло курс на экспорт идей исламской революции. Так, отправленные в Бахрейн представители аятоллы слишком рьяно стали призывать к скорейшей аннексии страны, за что и были немедленно выдворены вон.
В апреле 1980 года поддерживаемые Тегераном шиитские боевики совершили покушение на премьер-министра Ирака Тарика Азиза. Окончательно испортившиеся отношения двух стран привели в итоге к масштабному продолжительному конфликту – самому кровопролитному со времен Второй мировой войны.
Члены
Культурный совет состоит из 41 члена, большинство из которых также занимают другие государственные должности.
|
|
Переворот 1953 года
Итак, мнение о том, что Мосаддык был демократом и националистом, является большим упрощением, демократом он уж точно не был, и демократически избранным лидером – тоже. Напротив, он устроил, фактически, переворот, ввел чрезвычайное положение и изгнал шаха из Ирана. Итак, разругавшись с союзниками, фактически свергнув монархию, Мосаддык обрел чрезвычайные права. Американцы в феврале 1953 года были очень напуганы, поскольку еще не завершена Корейская война, а Мосаддык уже договорился с местными коммунистами, поддержавшими его на референдуме. Это означало риск коммунизации Ирана. ЦРУ создало план «Аякс», который подразумевал пропаганду против Мосаддыка, распространение слухов, объединение всех противников Мосаддыка, в том числе роялистов, а также ряд провокаций, к примеру, фейковые отряды коммунистов, которые вступили в столкновение с другими партиями. Также, англичане и американцы подкупили ряд религиозных лидеров. В итоге прошли акции протеста с обоих сторон, выступали как противники Мосаддыка, так и его сторонники.
Акция сторонников Мосаддыка в августе 1953 года. Источник – википедия.
Но ключевую роль сыграла позиция военных, которые поддержали шаха и арестовали Мосаддыка, после чего революция Мосаддыка была закончена. Надо сказать, что роль американцев в организации акций и свержении Мосаддыка в любом случае велика, поскольку акциями протеста они создали фон легитимности для военного переворота. Впрочем, классическим переворотом это назвать нельзя. Переворот организовал и сам Мосаддык. В общем, это была борьба за власть, в которой Мосаддык проиграл, в том числе и потому, что задел интересы слишком многих не только внутри страны, но и за ее пределами. Не было это и борьбой демократии против диктатуры, было два варианта авторитаризма – Мосаддык с левыми и вероятной коммунистической поддержкой против шаха с правыми и клириками, с англо-американской уже практической поддержкой. Остается один вариант в пользу Мосаддыка – что это было движение за национальную независимость, но освобождение здесь может пониматься только условно, поскольку Иран не находился ни под чьей оккупацией, а влияние иностранных держав в любом случае снижалось и национализация даже после свержения Мосаддыка не была отменена. Но в любом случае Мосаддык проиграл и был арестован, и до конца своих дней – в 1967 году – находился под домашним арестом в Ахмадабаде.
Арестованный Мосаддык в суде, 1953 год. Источник – Mashruteh.org
Кстати, в 2003 году, в своей речи по поводу завоевания Ирака и свержения Саддама Хуссейна, Буш извинился за поддержку американцами диктаторов на Ближнем Востоке на протяжении десятилетий. Так он косвенно признал участие США в свержении Мосаддыка полувеком ранее, что было официально признано уже десять лет спустя, хотя новостью это не стало.
Ирано-иракская война
Восьмилетняя схватка между Ираном и Ираком(сентябрь 1980 — август 1988) не выявила победителей, однако стала одним из самых кровопролитных и жестоких конфликтов в новейшей истории человечества.
Ее жертвами, по самым скромным оценкам, стали около полумиллиона солдат с обеих сторон и несколько десятков тысяч гражданских лиц. Обоюдная тактикатотальной войны» — с применением химического оружия, траншейных сражений, воздушных налетов, танков и баллистических ракет — породила исторические аналогии с двумя мировыми войнами. При этом ни одной из сторон не удалось добиться своих целей.
Пленные иракские солдаты / Фото: Iranian Historical Photographs Gallery / fouman.com
Спусковым крючком войны стала революция в Иране. После провозглашения там шиитского исламского государства руководитель Ирака Саддам Хусейн(суннит по вероисповеданию) всерьез опасался аналогичного восстания в своей стране. Тем более что Иран стал оказывать поддержку шиитским движениям многих стран, включая Ирак.
Жертвами войны, по самым скромным оценкам, стали около полумиллиона солдат с обеих сторон
Кроме того, конфликт подогрели давние приграничные споры — Багдад заявлял свое право на богатую нефтью иранскую провинцию Хузестан и другие приграничные районы. В сентябре 1980 года Ирак начал военное вторжение в Иран, намереваясь отвоевать эти территории, подавить амбиции режима аятоллы Хомейни и утвердить свое лидерство в Персидском заливе. Однако иранская армия уже на первом этапе войны отвоевала занятые земли, хотя посягнуть на режим Хусейна ей так и не удалось. По итогам восьми лет войны Иран и Ирак вернулись на исходные позиции — спецкомиссия ООН зафиксировала довоенный статус-кво.
Конфликт привел к упадку экономики и резкому снижению уровня жизни в обеих странах, однако идеологически укрепил режимы Хомейни и Хусейна на долгие годы.
Проблемы
Премьер-министр Амир Аббас Ховейда и его кабинет в годовщину реформ, 1974 г.
Земельная реформа, которая была в центре внимания Белой революции, сделала то, что было задумано, ослабила дворян и помещиков. Однако на их месте появилась новая группа коммерческих фермеров, и многим ранее крупным семьям землевладельцев, таким как семья Пехлеви, удалось преобразоваться в этих коммерческих фермеров. Произошла быстрая экспансия мелких землевладельцев, но крестьянство в целом земли не приобрело. Лишь примерно половина сельского населения получила землю, а многие люди, получившие землю, не получили достаточно, чтобы обеспечить себя. Результатом Белой революции стало то, что сельское население можно было разделить на три группы: зажиточные фермеры, мелкие землевладельцы и деревенские рабочие. Первая группа была единственной группой, которая действительно выиграла от земельной реформы, и эта группа состояла из бывших сельских старост, судебных приставов и некоторых бывших помещиков. Вторую группу составили издольщики, получившие не более 10 га земли. Большинство из этих людей в конечном итоге обменяли свою землю на акции государственных кооперативов. Последняя группа вообще не получила земли и выжила в качестве сельскохозяйственных рабочих, чернорабочих или пастухов. Многие из них перебрались на заработки в городские центры.
В конце 1978 года среди иранских фермеров было повсеместное недовольство земельными реформами, которые должны были расширить их возможности. Реформы шаха переоценили грандиозные неэффективные отрасли по сравнению с сельским хозяйством, что привело к чувству небрежности среди фермеров. Неэффективное управление и коррупция привели к растрате многих средств, предназначенных для развития сельского хозяйства. Эмиграция в города привела к большему спросу, чем может удовлетворить производство. Несмотря на то, что реформы превратили многих крестьян в землевладельцев, они потребовали от них таких затрат, как налоги, закупка семян, воды и оборудования, которыми они не были обременены, когда они работали на землевладельцев, а также упразднили предоставляемые услуги, такие как здравоохранение и образование. для них домовладельцы по традиционной системе. Приток сельскохозяйственной продукции из США также сократил долю фермерского рынка.