Оглавление
Переезды и любовь к музыке
Он родился 15 сентября 1908 году в Санкт-Петербурге, в семье адвоката. По отцовской линии Ираклий походил из древнего грузинского княжеского рода Андроникашвили, выходцы из которого получили аналогичный титул и в России. Его отец, известный столичный адвокат, был весьма уважаем, его избрали сенатором во Временное правительство. Мама будущего артиста, Екатерина Гуревич, происходила из известной еврейской петербургской педагогической семьи.
Друзья спасли адвоката во время жестких антидворянских репрессий, найдя для него преподавательскую работу в Туле. Затем семья переехала в Тифлис.
С детства Ираклий Андроников (настоящее имя Ираклий Лаурсабович Андроникашвили) любил и боготворил классическую музыку. Однако в ту пору застенчивость помешала ему признаться самому себе в этом и настоять на своем выборе профессии перед родителями.
О своей непреходящей любви к музыке позже написал рассказ Ираклий Андроников «Римская опера». Произведение это — удивительно светлое и глубокое, повествующее о том, как любовь к высокому творчеству благотворно влияет на души людей. Как оно преображает, делает доброжелательным, отношения людей разных стран.
Творческий путь
В 1935 году после выступления в писательском клубе о нем заговорили всерьез, как о молодом даровании. Ираклий Луарсабович тогда прочитал творческой элите цикл остроумных биографических рассказов о писателях: «Диалог Толстого и Маршака», «Лекция о Пушкине», «Варвара Захаровна», «В гостях у дяди».
Маститые авторы были поражены: молодому Андроникову словно свыше было дано ощутить, прочувствовать личности; разгадать души выдающихся писателей. Ираклий сумел преподнести на суд публики их персонажи самой высокой пробы. Рассказываемые артистом истории были одновременно ярки и правдивы. Не случайно Маршак и Корней Чуковский любили смотреть на свои образы в интерпретации Андроникова.
В 1939 году его приняли в Союз Советских писателей. Вскоре вышли в свет его новые произведения «Доктор Кикнадзе», «Телохранитель императрицы».
Во время Великой Отечественной войны Андроников служил на Калинском фронте сотрудником газеты «Вперед, на врага!».
В послевоенный период он всерьез занялся научной работой, защитив в 1947 году диссертацию «Лермонтов. Новые изыскания.» До 1956 года из-под его пера выходит целый цикл научных статей о великом поэте, засчитанный как докторская диссертация.
С 1954 по 1964 годы Андроников тесно сотрудничает с телевидением. Этот человек полвека назад в одиночку на телевидение выполнял роль нынешнего телеканала «Культура». В его активе – более 100 оригинальных ТВ-программ.
Причем новая звезда ТВ зажглась мгновенно, после первого же выступления. Настолько мастерски прочитал рассказ Ираклий Андроников «Мой первый выход на эстраду», что на адрес студии пришли целые мешки писем.
Ираклий Андроников, мастер словесности!
Если вы не знаете кто такой Ираклий Андроников, то вы либо очень молодой человек, либо жили за границей Российской федерации
Моя бабушка, когда хотела отметить хорошую, смешную шутку, говорила:
-“Ты посмотри, второй Андроников!”
Люди старшего поколения помнят его, талантливого декламатора, литературоведа и прозаика, выступавшего с публичными лекциями. А также на телевидении с интересными рассказами о различных случаях, произошедших с ним самим, либо с различными знаменитыми людьми. Его удивительное общение со зрителями давало так много положительной энергии, что даже острые на язык Фаина Раневская и Самуил Маршак называли его чародеем и кудесником.
Его литературные труды отмеченные правительством, и я бы включила в общеобразовательную программу.
Лучше и интереснее рассказать о Лермонтове чем Андронников ещё не удавалось никому. (Кстати если хотите блеснуть на экзаменах, советую посмотреть Ираклий Андронников “Лермонтов”, уверяю, удивите даже преподавателей)
Ираклия Андронникова по праву считают мастером словесности.
Такой жанр, как “stead up” появился задолго до “Камеди клаб”. Если вы посмотрите выступление Ираклия Андронникова, вы убедитесь, что шутить можно и без мата, и без пошлости. Уметь смешно рассказывать это дар божий. Хорошая шутка- это интеллект и не стандартное мышление.
Дело № 4246
В 1931 году И. Андроников, работавший секретарем детского сектора Госиздата, был арестован по делу № 4246 вместе с представителями ОБЭРИУ, в том числе Д. Хармсом и А. Введенским.
Обвинение по делу № 4246 было утверждено только 28 декабря, а предъявлено под расписку обвиняемым ещё позже — 14 января 1932 года. По сути, в обвинении повторялось то, что было написано в постановлениях об аресте и обыске. А. Введенский, И. Бахтерев, А. Туфанов и Д. Хармс назывались «членами антисоветской группировки», П. Калашников «вёл систематическую антисоветскую агитацию», кроме этого, в обвинении П. Калашникова указывалось, что именно на его квартире собиралась «антисоветская группа». П. Калашников и Н. Воронич были художниками, поэтому в обвинительном заключении Н. Вороничу «антисоветская группа» расширилась, в ней указывались не только литераторы, но и художники[источник не указан 2181 день].
В деле отсутствует обвинение в отношении И. Андроникова. Более того, уже 29 января было подписано постановление о его освобождении из-под стражи. В итоге, его дело — единственное из всех — было прекращено «за недоказанностью».
Семья
С дочерьми
- Дед — Яков Григорьевич Гуревич (1843—1906), историк, педагог.
- Дядя — Яков Яковлевич Гуревич (1869—1942), писатель, педагог.
- Тётя — Любовь Яковлевна Гуревич (1866—1940), писательница, театральный и литературный критик, переводчик, публицист и общественный деятель.
- Мать — Екатерина Яковлевна Гуревич, происходила из известной петербургской семьи.
- Отец — Луарсаб Николаевич Андроников (1872—1939), адвокат, присяжный поверенный.
- Сестра — Елизавета Луарсабовна Андроникова (1901—1985), директор библиотеки Главной геофизической обсерватории имени А. И. Воейкова (Санкт-Петербург).
- Сестра — Ирина Луарсабовна Андроникова (1906—?).
- Брат — Элевтер Луарсабович Андроникашвили (1910—1989), грузинский физик, доктор физических наук, академик АН Грузинской ССР, директор Института физики АН ГССР.
- Жена — Вивиана Абелевна Робинзон (1910—1995), актриса, работала в Театре-студии под руководством Р. Н. Симонова.
- Дочь — Манана Ираклиевна Андроникова (1936—1975), искусствовед.
- Дочь — Екатерина Ираклиевна Андроникова (род. 1948), телеведущая, журналист.
Представитель творческой элиты
Он всегда был душой компании, находясь в тесном кругу выдающихся людей.
Ираклий Андроников жил в особой, замечательной творческой среде. Знаменитые люди общались и дружили семьями в своем тесном кругу. Садовый домик Андроникова в Переделкино соседствовал с дачами Корнея Чуковского, Бориса Пастернака, Вениамина Каверина, Льва Кассиля. Друзья артиста высоко ценили. Нещедрый на похвалу, Валентин Катаев как-то сказал, что явления, подобного Ираклию Андроникову в русской культуре дотоле не было.
К нему всегда тянулись честные порядочные люди. Даже в последние, непростые годы, в его тесный круг общения входили телевизионные коллеги: Андрей Золотов, Борис Каплан, Игорь Кириллов, режиссер Алина Казьмина.
Опубликованные труды
- Собрание сочинений в 3-х томах. (М., Художественная литература, 1980—81)
- «К биографии М. Ю. Лермонтова» (Тифлис, 1936)
- «Жизнь Лермонтова» (М.-Л., Детиздат, 1939 — 2 издания)
- «Лермонтов. Новые разыскания» (М., 1948)
- «Загадка Н. Ф. И.» М., Правда, 1948
- «Рассказы литературоведа» (М.,1949)
- «Лермонтов» (М., Советский писатель, 1951)
- «Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы» (Пенза, 1952)
- «Лермонтов в Грузии в 1837 году» (М.,1955); 2-е изд., доп. — Тбилиси, 1958
- «Тагильская находка» (1956)
- «Рассказы литературоведа» (М., 1956)
- «Рассказы литературоведа» (М., 1958)
- «Личная собственность» (М., 1960)
- «Я хочу рассказать вам…: Рассказы, портреты, очерки, статьи» (М., 1962)
- «Рассказы литературоведа» (М., 1962)
- «Лермонтов. Исследования и находки» (М.1964), 2-е изд., доп. — М., 1967, 3-е изд. — М., 1968
- «Я хочу рассказать вам…: Рассказы, портреты, очерки, статьи» (М., 1965)
- «Рассказы литературоведа» (М., 1969)
- «Я хочу рассказать вам…» (М., 1970)
- «Рассказы литературоведа», Ташкент, 1972
- «Рассказы литературоведа» (М., 1973)
- К музыке. М., Советский композитор, 1975
- Великая эстафета: Воспоминания. Беседы (М., Детская литература, 1975); 2-е изд. — М., 1979; 3-е изд. — М., 1988
- К музыке. М., 1977
- «Лермонтов: Исследования и находки» (М., 1977)
- «А теперь об этом: Рассказы, портреты, статьи» (М., Советский писатель, 1981), 2-е изд. — М., 1985
- «К музыке» (Киев, 1985)
- «К музыке» (Киев, 1986)
- «Всё живо»: Рассказы, портреты, воспоминания (М.,Советский писатель, 1990)
- К музыке. М., 1992.
Биография
Ираклий Андроников родился 15 сентября года в Санкт-Петербурге. Отец Луарсаб Николаевич происходил из дворянской ветви грузинского рода ; мать — Екатерина Яковлевна Гуревич (дочь и Любови Ивановны Ильиной) — из известной в Санкт-Петербурге семьи.
В 1918 году его отец был приглашён читать курс истории философии в Высшем педагогическом институте в Туле. Семья переехала на жительство в небольшую деревню под Тулой. В 1921 году семья на короткое время переехала в Москву и затем, в том же году, в Тифлис (ныне Тбилиси). В 1925 году окончил школу в Тифлисе и поступил на историко-филологический факультет Ленинградского университета и одновременно на словесное отделение Института истории искусств. Окончил университет в 1930 году с дипломом литработника с журнально-газетным уклоном.
С 1928 года начал выступать как лектор Ленинградской филармонии. С 1930 года был сотрудником юмористических журналов «Ёж» и «Чиж». С 1934 года работал библиографом в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.
В 1935 году переехал в Москву.
Ещё в годы учёбы в университете начал исследования творчества М. Ю. Лермонтова. В 1936 году опубликовал первую статью о М. Лермонтове в журнале «Труды Тифлисского университета», выпуск № 1. Статья называлась «К биографии М. Ю. Лермонтова». В 1939 году опубликовал книгу «Жизнь Лермонтова».
В 1939 году был принят в Союз писателей СССР.
В 1942 году работал литературным сотрудником газеты «Вперёд на врага» на Калининском фронте.
В 1947 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Разыскания о Лермонтове».
В 1948 году опубликовал следующую книгу о М. Лермонтове «Лермонтов. Новые разыскания». Продолжал писать и публиковать статьи и книги о М. Лермонтове: «Рассказы литературоведа» (1949), «Лермонтов» (), «Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы» (), «Лермонтов в Грузии в 1837 году» (). Монография «Лермонтов в Грузии в 1837 году» была засчитана как докторская диссертация в Московском университете в 1956 году.
Первое публичное выступление как чтеца состоялось 7 февраля 1935 года в клубе писателей в Москве. В устных рассказах создал «портреты» писателей, артистов и других лиц, часто юмористически окрашенные («Варвара Захаровна», «Лекция о Пушкине», «В гостях у дяди», диалог А. Н. Толстого и С. Я. Маршака, встреча А. Н. Толстого с В. И. Качаловым и др.), точно воспроизводит осанку, жест, мимику, интонацию и тембр голоса изображаемого им лица, улавливает построение фразы, особенности мышления, черты, типичные для изображаемого им человека, и раскрывает существо характера своего героя. Его выступления стали пользоваться большой популярностью. Среди лучших работ 30-х годов: «Рассказ актёра» (1934), «Доктор Кикнадзе» (1937), «Телохранитель императрицы» (1938). В конце 30-х годов выступил с изображениями музыковеда И. И. Соллертинского и дирижёра Ф. Штидри. Среди работ 40—50-х годов — рассказы об А. А. Остужеве, «Земляк Лермонтова», новая серия «портретов» писателей и учёных — Е. В. Тарле, О. Ю. Шмидт, А. А. Фадеев, Вс. В. Иванов, В. Б. Шкловский и др. В рассказах последних лет углубляется характеристика героев, усиливаются черты обобщения, повествовательное начало.
7 июня 1954 года впервые выступил на Центральном телевидении Гостелерадио СССР с циклом рассказов «Ираклий Андроников рассказывает». Было снято несколько фильмов, в которых он читал свои устные рассказы: «Загадка Н. Ф. И.», «Страницы большого искусства», «Портреты неизвестных», «Слово Андроникова».
В 1964 году опубликовал книгу «Лермонтов. Исследования и находки», в которой обобщил итоги своих многолетних историко-литературных изысканий. Будучи членом редакционной коллегии, принимал самое активное участие в создании «Лермонтовской энциклопедии», вышедшей в 1981 году. В том же году принял активное участие в открытии дома-музея Лермонтова на Малой Молчановке, 2.
С 1949 год — член ВКП(б).
В 1984 году был удостоен премии «Золотой телёнок» «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев»).
Много лет страдал от болезни Паркинсона.
Умер 11 июня (по другим источникам — 13 июня) на 82-м году жизни 1990 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (18 уч.).
Кульминация
Накануне выступления Ираклий двое суток не ел, не спал, словно лунатик слоняясь по своей квартире. Для обретения смелости он даже обратился к гипнотизеру. Когда настал вожделенный им «звездный час», Ираклий на негнущихся ногах поковылял к месту своего будущего выступления – дирижерскому пульту. В полуобмороке оказался Ираклий Андроников первый раз на эстраде. До нее «лектор второй категории» едва не упал в яму к оркестрантам, задев контрабасиста, виолончелиста и скрипача. Взволнованная речь лектора оказалась не менее комичной, чем его вид.
Безмерно обаятельно и смешно рассказывает Андроников эту свою историю. Несомненно, ее стоит услышать именно в его исполнении: историю, сделавшую его любимцем всей страны. Забавно и талантливо поведал о своей неловкости и смущенности Ираклий Андроников, первый раз на эстраде оказавшийся в 1928 году. Итог этого выступления подвел его благодетель Солертинский, сказавший, что ему жалко дирекцию советского цирка, упустившую самое смешное выступление в сезоне.
Примечательно, что именно эта первая творческая неудача артиста, по его словам, имела весьма важное для него последствие. Блестящий общепризнанный мастер слова Ираклий Андроников, первый раз на эстраде выступивший неудачно, вдруг, словно по мановению волшебной палочки, потерял всякий страх перед залом и публикой
Интересные факты
- С 1930 года автор сотрудничал с редакциями юмористических журналов «Чиж» и «Ёж». В рассказе «Первый раз на эстраде» один из персонажей иронически называет эти издания «Окосевшая каракатица» и «Обалдевшая трясогузка».
- В середине января 1932-го состоялся арест филолога. Вместе с обэриутами (Даниилом Хармсом, Александром Введенским) он объявлен членом антисоветской группировки. Однако уже в конце месяца литературоведа отпустили из-под стражи за неимением доказательств причастности к делу.
- В честь телеведущего названа малая планета 2294 Andronikov.
К памятной дате «Вечерка» собрала самые интересные факты из жизни Ираклия Луарсабовича.
1. В пятидесятых годах прошлого века Мариэтта Шагинян отдыхала на Кавказе. Хозяйка дома, где она остановилась, долго прислушивалась к тому, что происходит в комнате. Там разговаривали, шутили, смеялись множество гостей. Время от времени раздавался заразительный смех. Хозяйка была крайне раздосадована, что ее не пригласили в такое замечательное общество. Каково было ее удивление, когда в конце веера из комнаты вышел один-единственный гость. Шагинян отправилась его проводить. В комнате больше никого не было.
Эту историю очень любил рассказывать Андроников. Вы, конечно, понимаете, что гостем, отдувавшимся за всех, был он.
2. Лучше всех прочих литераторов Андроников изображал Алексея Толстого. Он делал это так хорошо, что люди говорили, будто он становился похож на него внешне. Но он не был пародистом, который только по голосу или по мимике представлял человека. Андроников вживался в образ иначе. Он узнавал все о человеке и начинал его чувствовать.
3. Андроников первым придумал жанр расследования, который стал самым главным жанром на телевидении. Делая зрителя соучастником, придавая рассказу удивительную напряженность и сопричастность. Самый знаменитый его детектив в исполнении Андроникова называется «Загадка НФИ». Н.Ф.И. — это таинственные инициалы девушки, которой Лермонтов посвятил стихотворение. Представьте себе, Ираклий Луарсабович несколько лет, как сыщик, искал расшифровку инициалов. И узнал, не только как звали таинственную даму, но и как она выглядела и из какой семьи происходила.
Литература была его страстью, но мало кто знает, что Андроникова гораздо больше притягивала музыка. Он мечтал стать дирижером. Однажды его мечта сбылась. Или почти сбылась. Иван Соллертинский, художественный руководитель филармонии, предложил Ираклию поработать в филармонии лектором. И Ираклий… провалился. Когда он в первый раз вышел на сцену, у него так пересохло в горле, что шуршал язык, а верхняя губа приклеивалась. Под зрительский хохот он покинул сцену.
5. Мастер разговорного жанра, Андроников очень стеснялся публики. Он хорошо разговаривал перед зеркалом, но стоило появиться свидетелям — способность терялась. Потребовалось несколько лет, чтобы понять: застенчивость исчезала, когда он скрывался за образом. Как только говорил за себя — волновался. Как только скрывался за образом — получал свободу. Ему нужно было всего лишь представить, что он — не он, а кто-то другой. Он научился председательствовать на собраниях, думая за Фадеева. В редактуре книг ему помогал образ Маршака.
6.Долгое время Андроников вел на телевидении различные передачи, но телеведущим он стал благодаря собственному упрямству. Был вечер в зале Чайковского в Москве, где выступал Андроников. Под занавес к нему подошел главный режиссер телевидения. Он предложил Андроникову выступить с десятиминутным скетчем. «Раньше мы никогда не пробовали передавать нечто лишенное зрительного ряда, — сказал режиссер. — Недавно пробовали читать стихи. Двенадцать минут — тоска жуткая».
Ираклий с радостью согласился на десять минут. Но в день передачи пришел в студию и сказал, что выбрал «загадку НФИ», которая длится час с четвертью. Режиссер захохотал. Но Ираклий стоял на своем. И его часовая передача имела успех.
Он создал театр одного актера, одного искусствоведа, одного ученого, одного писателя. Такого на телевидении не бывало ни до, ни после него. Он стал человеком, который нужен зрителю.
Посмотрите одно из выступлений великого мастера, которое вошло в золотой фонд телевидения.
Посмотрите последнюю запись в этой рубрике:
- «Энциклопедия. Искусствовед Соллертинский И.И.»
- Где отдохнуть 2021?
За рабочим столом
Ираклий Луарсабович был настоящим трудоголиком, творил всегда в своем домашнем кабинете. Это было похоже на особый ритуал. Сперва Андроников тщательно убирал стол, затем начинал выкладывать на нем книги, рукописи. В папиросных коробках лежали вырезки и записки, которых было запрещено касаться домашним. В тот момент, когда на столе воцарялся ведомый лишь ему порядок, Андроников садился за пишущую машинку. Он вставлял в нее два листа бумаги, переложенные копиркой. Работал всегда напряженно, сосредоточенно.
Иногда, чтоб снять напряжение, поднимался, вставлял в проигрыватель пластинку с симфонией Бетховена и начинал дирижировать каким-то невидимым оркестром. После этого опять присаживался за работу.
Завязка сюжета известного монолога
Будучи еще студентом, он стал выступать в филармонии. Маэстро слова, обладающий блестящим чувством юмора, восхитительно рассказывает о своем дебюте.
История эта связана с именем замечательного театралеведа И. И. Соллертинского, человека необычайных способностей: полиглота (знающего 26 языков) и запоминателя (его феноменальная память позволяла не читать, а просматривать книги, пересказывая впоследствии целые абзацы наизусть). После неформального приглашения Ивана Ивановича Ираклия назначили вторым лектором с испытательным сроком в две недели. Казалось бы, сбылась мечта.
Эстрада и телевидение
Обладая артистизмом и способностью подражать голосам окружающих, писатель часто выступал на сцене, работая в жанре устного рассказа. Впервые перед публикой автор выступил в феврале 1935 года на сцене клуба писателей Москвы. На встречах со зрителями филолог создавал «портреты» классиков и современников, искусно передавая манеру речи последних.
Ираклий Андроников на телевидении
Позднее на советском телевидении создали проект, который включал в себя передачи, объединенные названием «Ираклий Андроников рассказывает». О том, как он научился свободно держаться перед публикой, писатель сообщил в монологе «Первый раз на эстраде». В центре номера – сюжет о том, как молодой автор дебютировал на сцене Ленинградской филармонии.
Повествование наполнено тонкой иронией, шутками. Телевидение сохранило видеозаписи выступления исследователя с этим и другими рассказами. Кроме того, в 1959 году по исследованию Андроникова сняли научно-познавательный фильм «Загадка Н.Ф.И.», где автор выступил в главной роли.
Знаток творчества и биограф Лермонтова
Как ученый, известен своими статьями о Михаиле Юрьевиче Лермонтове Андроников Ираклий Луарсабович. Биография классика была изучена литературоведом трепетно и в мельчайших деталях. Благодаря таланту лингвиста-исследователя, читателям стало известно многое из недосказанного самим Лермонтовым, а также просто забытого со временем о нем. Возможно, ученого подтолкнуло к столь пристальному изучению его личное дворянское происхождение. Ведь люди с «голубой кровью в жилах» часто на генетическом уровне чувствуют потребность служить своему Отечеству, своей культуре.
Настоящим любителям художественного слова стоит услышать, как рассказывал о произведениях автора «Кавказского пленника» Ираклий Андроников. «Мцыри», гениальная героическая поэма, в исполнении литературоведа кавказского происхождения предстает как одно из самых гениальных произведений русской литературы. Как известно, в 1830 имам Шамиль объявил священную войну (газават) России. Именно под пули горцев был послан опальный после «Смерти поэта» Лермонтов.
Начинает издалека, от истории свое повествование Андроников. В 1816 году русскими войсками на Кавказе командовал герой Наполеоновских войн генерал Ермолов. Начав со строительства оборонительных сооружений вдоль рек Тереку и Сумжи, полководец стал неуклонно продвигать войска в горы.
Приехавший на Кавказ Лермонтов остановился в Антцхети. Бродя под сводами древнего храма 11 века Светицховели (в переводе — животворящий столб), Михаил Юрьевич встретил монаха – чеченца, который рассказал поэту о своей судьбе, о том, как он пытался бежать из монастыря, после того как его ребенком насильно привезли. Затем путешествующий Лермонтов посетил самый древний храм Грузии Джвари Сагвари, высящийся над слиянием рек Арагви и Куры. Через два года его впечатления проявились в знаменитой поэме.
Исходя из текста, начало произведения приходится на 1820 год, когда генерал (имеется ли в виду лично — Ермолов) отдал в монастырь лишившегося умирающего шестилетнего мальчика. Любопытно, что, следуя этой логике, парнишка родился в 1814 году (он является ровесником с самим Лермонтовым).
Читая поэму, следует помнить что ее герой, горец-мусульманин взят в плен и заточен в христианский монастырь. Он чувствует себя пленником. Таким же пленником чувствует себя и Михаил Юрьевич, насильно отправленный на Кавказ, рвущийся душой на Родину и тоскующий о ней. Для него русский полицейский режим Николая I предстает той же тюрьмой, что и для Мцыри. Все это весьма талантливо доносит своим завороженным слушателям Ираклий Андроников.
Биография артиста богата дружбой, общением с поистине великими русскими писателями и артистами. Он восторгался своим товарищем Илларионом Николаевичем Певцовым, заикающимся в повседневном общении и говорившим чисто на сцене. Даже своим детям Андроников рассказывал, как этому артисту, в гримерке готовящемуся сыграть императора Павла I, звонит жена: «В наш дом попал снаряд, мы погибаем» (в это время идет Гражданская война). Певцов бежит по московским улицам спасать жену и детей. А потом – на сцену.
Довоенная работа
В 1930 году, окончив университет с литературным дипломом, Ираклий Андроников пришел работать в редакцию детского журнала «Еж и чиж», где потом стал редактором детской рубрики. Среди коллег и знакомых он уже тогда прослыл непревзойденным рассказчиком, в лицах пародируя своих знакомых.
Впрочем, молодому человеку однажды довелось пострадать от доноса. В 1931 году Ираклия Андроникова вместе с Даниилом Хармсом и Александром Веденским арестовали по делу 4246 об антисоветской деятельности. Впрочем, спустя две недели после ареста Ираклия выпустили «за недоказанностью».
С 1934 по 1939 г. он работал библиографом в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.
Артист и его аудитория
Его талант был воистину многогранен. Ученый, артист, писатель, он не просто вознес жанр устного выступления на высоту настоящего искусства. Он ненавязчиво и душевно воспитывал своего слушателя в духе любви к ценностям русской культуры.
Ираклий Андроников, сам не ведая того, дарил своим талантом надежду людям. Его популярность пришлась на кровавые 30-е годы. В эту пору из-за репрессий люди утаивали свои мысли, они боялись говорить друг о друге, опасаясь доноса. Поэтому их неизменно привлекал сценический образ Андроникова, остроумно, смешно повествующий о людях известных. Возможно, секрет его популярности скрывает в том, что придя на его концерт, публика оказывалась в мире другом – лишенном страха, искреннем, открытом, смешном, о котором в то время она могла лишь мечтать.
Огромная зрительская и слушательская аудитория Страны Советов почувствовала обаяние, притяжение маэстро, ставшего настоящим новатором радио и телевидения, предложившего массам не суррогатную, а настоящую массовую культуру, возвышающую человека, образовывающую его культурно, социально.
Чем больше время разделяет нас с жизнью этого выдающегося человека, тем отчетливей видно феноменальное немеркнущее мастерство, с которым исполнял Ираклий Андроников рассказы. Его выступления до сих пор актуальны и как мастер-класс для актеров современных..