Оглавление
Ограничение применение ордерной системы
Канонические системы ордеров, созданные архитекторами-теоретиками и практиками и отражающие многовековой опыт строительства, несмотря на всю их четкость и закономерность, не дают ответа на многие вопросы и являются до некоторой степени абстрактными схемами, игнорирующими многие конкретные условия строительства.
В этих системах почти не учитывается реальный масштаб, не разбираются связи ордера с самим зданием и с его окружением, не учитывается материал; закрепление за каждым видом ордера своего размера носит условный и абстрактный характер.
Но следует понять истинное значение этой системы и границы ее использования. Каноническую систему ордера зодчие-классики не рассматривали как собрание неизменных правил и готовых архитектурных форм и приемов, которые оставалось только заимствовать и применять на практике. Они считали, что, опираясь на каноническую систему, ордер и ордерные композиции нужно решать конкретно, отыскивая их конкретные пропорции и формы в зависимости от назначения здания, композиционной идеи, масштаба, конструкций, окружения и т.п.
Преобразования в ансамбле ионийского ордера
Хронологические вехи. – Мы имеем следующие хронологически достоверные данные для установления последовательной смены характерных черт ионийского ордера.
В Эфесе – архаическую колонну с надписью, на основании которой мы можем рассматривать ее как дар Креза, иначе говоря, как памятник середины VI в. На о. Самосе – фрагменты одной колонны храма, который был почти современен Эфесскому. На о. Делосе, в Олимпии и в Дельфах – некоторые сокровища и вотивные (поставленные в память какого-либо события) колонны, относящиеся к VI в.
V в. представлен развалинами Акрополя: ордером храма Ники Аптерос (Бескрылой победы), возведенного, вероятнее всего, Кимоном в начале этого века; внутренним ордером Пропилей (440); двумя портиками Эрехфейона, из которых северный в 410 г. был уже окончен, а другой в то время еще возводился и остался незавершенным.
Последующие датированные примеры мы находим уже после бедственного периода Пелопонесских войн. Тут мы имеем изобилие памятников, так как все великолепные сооружения, воздвигнутые при Александре и его преемниках: храмы в Милете и Приене, Эфесский храм, – все подчинены правилам ионийского ордера.
Наконец, в следующую затем римскую эпоху, в начале нашей эры, мы можем судить о состоянии ионийского искусства по зданиям Помпей.
Вот те главные вехи, на основании которых мы можем проследить в хронологическом порядке видоизменения ордера.
Прежде всего обратимся к рассмотрению его общих черт.
Первоначальная форма ордера. – Примитивный ионийский ордер был, несомненно, «архитравным», т.е. ордером, в котором карниз покоился непосредственно на архитраве. Фриз – декоративная полоса между архитравом и карнизом, – по-видимому, не азиатского происхождения: он так же чужд и персидской архитектуре, и если бы возник вопрос о его прототипе, то нам пришлось бы, вероятно, искать его в микенской архитектуре.
В Персии здания покрывались массивной плоской кровлей, обрез которой отличался значительной шириной и давал возможность размещать на нем такие рельефы, как, например, покрытые глазурью львы в Сузах. Но в Ионии, в силу других климатических условий, такое покрытие зданий не применялось, и чтобы обеспечить себе возможность помещать барельефы, греки принуждены были ввести новый орган – фриз, занявший промежуточный пояс между архитравом и карнизом.
Существовала ли эта чисто декоративная часть в памятниках VI в., остается невыясненным, так как дошедшие до нас фрагменты примитивных храмов в Эфесе и на о. Самосе не дают нам возможности восстановить антаблемент. Архитравная форма антаблемента известна нам лишь по архаизирующим памятникам Ликии и по тем пережиткам, которые всплывают в течение всего классического периода: в V в. – в портике кариатид в Эрехфейоне; в IV в. – в гробницах Сидона и некоторых храмах Олимпии.
Общие изменения ордера в классический период. – Начиная с V в., можно сказать, что типичные образцы ионийского ордера всегда имеют полный антаблемент, т.е. антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.
Рисунок 195 поможет нам понять варианты этой отныне сложившейся формы: пример A – храм Ники Аптерос – относится к началу V в.; пример B – храм в Милете – относится к середине IV в.
Как и в дорийском ордере, изменение сначала сводится к переходу от форм, выражающих величественную силу, к легким пропорциям, затем – к чрезмерной легкости в формах. Колонны храма Ники Аптерос A имеют диаметр, не возбуждающий сомнений в их устойчивости и допускающий большие пролеты в архитраве; в храме Милета B колонны настолько тонки, что для создания впечатления устойчивости возникает необходимость уменьшить интервалы между ними. Немедленным следствием того сужения пролетов является снижение высоты антаблемента. Для окончательной характеристики последовательных изменений ордера мы приведем примеры фронтисписов двух храмов. Первый – а именно фасад северного портика Эрехфейона, законченного, вероятно, в 400 г. – показывает его пропорции в их наиболее разумной и гармоничной соразмерности (рисунок 196). В другом – храме Милета, принадлежащем македонской эпохе, – строгая соразмерность частей уже утрачена (рисунок 197).
Описание
Ионный антаблемент теоретически образован архитравом с тремя облицовками, увенчанным гладким фризом, и карнизом с гейзоном и картинным рельсом , причем гейсон подчеркнут зубчиками .
Общий характер ионического ордена — изящество и элегантность. По словам Винченцо Скамоцци , он «имитирует хорошо сформированные растения и деревья, а также тяжесть матрон и замужних женщин», завитки столицы имитируют прическу с косами.
Судя по всему, этот приказ изначально использовался для погребальных построек. Мы не знаем даты (хотя, вероятно, около 560 г. до н.э.) и места его изобретения. Он мало использовался в материковой Греции , но много примеров найдено в Малой Азии .
Деталь неоклассического фасада штаб-квартиры Цинциннати по страхованию жизни
В колоннах ионных диаметров около восьми с половиной высоты. Они покоятся на высоком основании половинного диаметра и могут иметь два разных типа: ионное основание, собственно говоря, состоящее из цоколя, двух скотий между несколькими астрагалами и тора ; Основание чердака, состоящее из цоколя, большого нижнего тора, скотии между двумя нитями и верхнего тора. Стержни колонн обычно имеют двадцать четыре канавки, разделенные листелем . Ионный капитал характеризуется завитками, представляющими собой свернутую полосу. Эти обмотки, центр которых называется осью или проушиной улитки, разделены каналом, который сужается в своей средней части над валом. Канал, которому римские архитекторы провели прямую и крутую линию, на греческих памятниках представляет собой извилистую линию. Боковая и верхняя части капители носят название балясин и обычно гладкие или украшены только листвой и жемчугом. Горжет столицы подчеркивают элегантные пальметты, увенчанные хребтом, представляющие собой серию ячеек, разделенных наконечниками копий и переплетением. Наконец, над завитками абак поддерживает антаблемент . В Ионном капитале представляет, кроме того, большое разнообразие. В Ионном анти или пилястры редко несут волюты; их столица — продолжение карниза, возвышающегося под архитравом . Их основание имеет такую же лепнину, как и стена.
Ионный архитрав диаметром три четверти обычно делится на три полосы. Фриз чуть ниже архитрава украшен лепниной или скульптурными фигурами. Карниз характеризуется рядом зубцов, квадратных или прямоугольных, расположенных под капельницей и увенчанных рядом жемчужин и овалов. Над краем капельницы царит жужелица , часто украшенная мордами львов или быков, служащих желобами. Выступ и высота карниза равны диаметру колонны.
АНТАБЛЕМЕНТ
Покажем в виде перспективных изображений (рисунок 215) и в разрезе (рисунок 216) последовательные изменения, характерные для ионийского антаблемента.
Рис. 215 | Рис. 216 |
В этих рисунках однозначащие части обозначены одинаково: A – архитрав, F – фриз, C – карниз, D – зубчики.
Достаточно сравнить эти рисунки, чтобы увидеть, что единственным существенным различием между изображенными на них антаблементами является отсутствие или присутствие фриза и зубчиков. Таким образом, фриз (F) и зубчики (D) являются необязательными элементами антаблемента. Отложим на время их рассмотрение и обратимся к анализу элементов, общих для всех антаблементов.
Архитрав. – Архитрав в архаизирующих ордерах Ликии (рисунок 193) расчленен на две полосы, а в V в. это число полос неизменно повышается до трех. На чертеже K (рисунок 215) показана та деревянная конструкция, которая, очевидно, воспроизводится этими формами архитрава.
Гладкий архитрав представляет собой совершенно исключительное явление, и в качестве единственного известного нам примера можно привести храм на Илиссе, детали которого сохранились благодаря Стюарту.
Вместо дорийской полочки ионийский архитрав венчается каблучком.
Карниз. – Ликийский архаический карниз (рисунок 215, K) плохо предохранял здание от дождей, так как при очень незначительном выступе совершенно не имел приспособления для стока воды. Внесенные в него архитекторами классической эпохи изменения заключаются в придании его профилю большего выступа и свеса, что устранило затекание воды.
Второстепенными деталями карниза являются: большой каблучок у его основания, и по длине верхнего ребра – меньший каблучок, на котором покоится водосточный желоб. Во всех без исключения ионийских памятниках карниз венчается желобом, который имеет форму гуська, в отличие от дорийского, обработанного каблучком или четвертью вала.
Теперь мы можем перейти к исследованию случайных элементов антаблемента – фриза и зубчиков.
Зубчики. – Антаблемент с зубчиками представлен в афинской архитектуре лишь одним примером – портиком кариатид. Антаблементы больших портиков Эрехфейона, храма на Илиссе и храма Ники Аптерос не имеют зубчиков. В Малой Азии, напротив, зубчики встречаются почти во всех без исключения памятниках (Приена, Милет и др.).
Значение зубчиков заключается в том, что их ряд образует узкий выступ, который позволяет увеличить свес карниза и тем самым лучше защитить фасад здания от воды. При размещении зубчиков интервалы между ними обычно делались равными их ширине.
Фриз. – Дорийский фриз состоит из триглифов и метоп; ионийский же представляет непрерывную полосу. Древние называли его «зофорон», что указывало на его назначение – служить местом для размещения барельефов. Ордер с гладким, лишенным скульптуры фризом получает преобладание лишь со времени памятников Приены и Милета.
Мы уже отметили, что в дорийском ордере наличие триглифов приводит к сближению угловых колонн. Ионийский же ордер не имеет триглифов, и колонны его расположены на равных расстояниях друг от друга. Редким исключением из этого правила является храм Ники Аптерос, в котором, несмотря на отсутствие триглифов, угловые пролеты между колоннами сужены.
Фризы и карнизы
Фриз – средняя часть антаблемента в виде полосы или шва, длинного выступа, будто зажатая между карнизом и архитравом, декорированная пышным орнаментом, рельефными сюжетными изображениями. Описанная выше система ордеров оказалось очень устойчивой и востребованной, применялась долгое время в строительстве.
Фриз дорического ордера составлен из триглифов – прямоугольных плит, стоящих вертикально, с несколькими желобками на них, и метоп, являющихся плитами из керамики или камня, декорированных живописью или рельефом. Метопы также украшаются по верхнему горизонтальному краю гуттами – конусами с усеченной верхушкой небольшого размера или цилиндриками. Ионический и коринфский фриз полностью оформлен лепниной или же остается гладким. Нередко стену окаймляет широкая полоса, на которой находятся живописный или скульптурные изображения, полностью ее покрывающие – это также фриз.
Большинство людей, не имеющих архитектурного образования, часто путают антаблемент с непосредственно карнизом. Хотя это в корне не верно, так как первый – состоящее из нескольких деталей монументальное балочное покрытие, а карниз – горизонтально выступающая часть стены, грань кровли, которая защищает ее от дождя и поддерживает крышу.
Карнизы антаблементов
Традиционное предназначение карнизов – защита здания от дождевой воды, но в архитектуре они также часто используются в художественных целях, помогая создать определенный облик здания, придав ему торжественности и монументальности.
Венчающие
Верхняя часть антаблемента, отделяющая плоскостистены и крыши – венчающий карниз. Выглядит как горизонтальный рельефный шов, охватывающий весь периметр здания. Несет в себе не только декоративную функцию, но и защищает стену сооружения от осадков и нагревания под лучами солнца. Потому материал, необходимый для такого вида карнизов, должен отвечать высоким требованиям к сопротивляемости негативным природным явлениям. Чаще всего дня венчающих карнизов используют камень, причем и искусственный вариант тоже, который хорошо себя зарекомендовал в строительстве и использовании в подобных деталях внутреннего фасада строения.
Междуэтажный
Междуэтажные карнизы используются для визуального разделения стены на отдельные ярусы. Классический профиль такой детали фасада создает атмосферную игру теней на его поверхности. Фасад, облицованный междуэтажны карнизом, сделает облик здания более элегантным и выразительным. Имеет также функциональную нагрузку, так как служит отводом стекающей сверху воды, не давая ей течь по стене здания, а также создает дополнительную тень.
Фризы антаблемента
В современной архитектуре фризом является любая полоса на здании, проходящая горизонтально и разделяющая фасад, стену или другую поверхность на части. Может покрываться всяческими рельефными композициями, сюжетными или нет, орнаментами, а также скульптурами и барельефами.
Основное назначение фриза – декоративное, выполняет функцию усиления внешней привлекательности здания. Применяют также в качестве основы несущей конструкции для будущих элементов здания. Выполняется из разных материалов, особую популярность получил искусственный камень, способный выдерживать непогоду и большие нагрузки без повреждений.
Гладкие фризы на здании могут быть как самостоятельным элементом, так и подготовительным, с будущим нанесением на него элементов декора. Гладкий вариант этого архитектурного элемента помогает зрительно выделить некоторые детали фасада, создает плавные переходы.
ОСНОВАНИЕ, ПЬЕДЕСТАЛ
Единственная известная нам форма основания в дорийском ордере представляет ряд ступенчатых уступов. Эту же форму сплошного перрона мы встречаем и в основании ионийских колоннад.
Однако здесь это правило применяется не так строго: в Эфесе боковая колоннада поддерживается вертикальной стенкой в форме стилобата, перрон же существует лишь с узких сторон храма.
Для того, чтобы сделать над ним навес, пришлось (рисунок 198) поставить колонны фасада на ряд изолированных кубических призм.
Эти призмы, значение и положение которых было определено Мёрреем, являются древнейшим случаем применения пьедесталов в греческой архитектуре. Эти пьедесталы в Эфесе были со всех сторон украшены скульптурными изображениями.
Рис. 198 |
Общее пропорционирование
Следуя за Витрувием, Виньола и Палладио, все размеры в ордерах определяют при помощи модуля. У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делиться в простых ордерах на 12 парт (частей), в сложных ордерах – на 18 парт.
У Палладио модуль равен нижнему диаметру колонны в тосканском, ионическом, коринфском и композитном ордерах. Этот модуль делится на 60 минут (частей). В дорическом ордере за модуль Палладио принимает нижний радиус колонны и делит его на 30 минут. (Позднее эту систему упростили и стали делить модули всех ордеров на 30 парт.)
При свободно стоящих колоннах в состав ордера входят колонна и антаблемент. При сочетании колоннады с аркадой в состав ордера, помимо колонны (превращающейся в полуколонну) и антаблемента, входит еще пьедестал.
Общая высота антаблемента у Виньолы равна одной четверти высоты колонны в простых ордерах и одной пятой высоты колонны в сложных ордерах.
Архаика в архитектуре
Вариант аттический представлен отреставрированной ионической колонной, установленной на входе в Акрополь в Афинах. Появление этого стиля связано с масштабным возведением крупных построек, имеющих отношение к греческой культуре. Вели строительные работы зодчие Аттики. Комплекс афинского Акрополя выстроен в стиле ионического ордера аттического типа. Колонны заметно расширяются книзу, акцентируя распределение нагрузки на основание. База существует отдельно от плинта, который может быть или не быть в ансамбле. Антаблемент в аттическом варианте полный классический, трехуровневый, как в дорическом ордере. Фриз сплошной, огибает здание полосой без каких-либо разделений. Он может быть гладким или с барельефными изображениями.
Ионический ордер характеризуется стройностью колонны, которая, в отличие от дорической, коринфской и тосканской, выглядит не столь тяжеловесной. Капитель с пропорционально расположенными волютами органично завершает картину архитектурного изящества.
Высота ионической колонны в архаичный период составляла восемь диаметров в сумме, то есть соотношение этих двух величин было 1:8, а в более позднее время пропорция была принята как 1:9, что делало столб еще стройнее. Выстроенные в ряд ионические колонны производили впечатление подлинной архитектурной красоты, а каждое здание, выстроенное в стиле ионического ордера, по праву считалось шедевром.
Архитектурный словарь
Капитель
(от позднелат.
capitellum
— головка)
в архитектуре, пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как, например, в пилястре). Разнообразные типы капителей сложились в деревянной и каменной архитектуре различных народов, начиная с зодчества стран Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей, получивших распространение в европейской архитектуре, — дорическая, ионическая и коринфская, а также композитная капитель, представляющая собой сочетание элементов ионической и коринфской капители. Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической и древнерусской архитектуре, в архитектуре Армении, Грузии, государств Средней Азии. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей, иногда применялись сочетания классических форм с местными орнаментальными мотивами.
верхняя завершающая часть колонны, пилона или пилястры.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Венчающий элемент колонны или пилястры, отличающийся от ее основной части более сложной формой и большей шириной.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(позднелат.
capitellum
— головка) — венчающая часть вертикальной опоры (колонны или пилястры), на которой лежит горизонтальное перекрытие (балка архитрав). Различные типы капителей сложились в древнейших деревянных конструкциях и в каменном зодчестве стран Древнего Востока (гаторическая, лотосовидная, озирическая, сталактитовая, чипполиновая и т. п.). Детальную разработку капитель получила в ордерной системе
античной архитектуры. Наиболее простая, дорическая капитель
включает округлую подушку — эхин
и лежащую на ней квадратную плиту — абак
. Более сложная, ионическая
, капитель имеет подушку с боковыми завитками — волютами
и орнаментацию эхина и абаки. Коринфская
капитель имеет вид расширяющейся кверху пышной чаши из акантовых листьев и завитков. Соединение ионической и коринфской капителей дает композитную капитель
, примененную впервые в архитектуре Др. Рима.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
АНТАБЛЕМЕНТ
Покажем в виде перспективных изображений (рисунок 215) и в разрезе (рисунок 216) последовательные изменения, характерные для ионийского антаблемента.
Рис. 215 |
Рис. 216 |
В этих рисунках однозначащие части обозначены одинаково: A – архитрав, F – фриз, C – карниз, D – зубчики.
Достаточно сравнить эти рисунки, чтобы увидеть, что единственным существенным различием между изображенными на них антаблементами является отсутствие или присутствие фриза и зубчиков. Таким образом, фриз (F) и зубчики (D) являются необязательными элементами антаблемента. Отложим на время их рассмотрение и обратимся к анализу элементов, общих для всех антаблементов.
Архитрав. – Архитрав в архаизирующих ордерах Ликии (рисунок 193) расчленен на две полосы, а в V в. это число полос неизменно повышается до трех. На чертеже K (рисунок 215) показана та деревянная конструкция, которая, очевидно, воспроизводится этими формами архитрава.
Гладкий архитрав представляет собой совершенно исключительное явление, и в качестве единственного известного нам примера можно привести храм на Илиссе, детали которого сохранились благодаря Стюарту.
Вместо дорийской полочки ионийский архитрав венчается каблучком.
Карниз. – Ликийский архаический карниз (рисунок 215, K) плохо предохранял здание от дождей, так как при очень незначительном выступе совершенно не имел приспособления для стока воды. Внесенные в него архитекторами классической эпохи изменения заключаются в придании его профилю большего выступа и свеса, что устранило затекание воды.
Второстепенными деталями карниза являются: большой каблучок у его основания, и по длине верхнего ребра – меньший каблучок, на котором покоится водосточный желоб. Во всех без исключения ионийских памятниках карниз венчается желобом, который имеет форму гуська, в отличие от дорийского, обработанного каблучком или четвертью вала.
Теперь мы можем перейти к исследованию случайных элементов антаблемента – фриза и зубчиков.
Зубчики. – Антаблемент с зубчиками представлен в афинской архитектуре лишь одним примером – портиком кариатид. Антаблементы больших портиков Эрехфейона, храма на Илиссе и храма Ники Аптерос не имеют зубчиков. В Малой Азии, напротив, зубчики встречаются почти во всех без исключения памятниках (Приена, Милет и др.).
Значение зубчиков заключается в том, что их ряд образует узкий выступ, который позволяет увеличить свес карниза и тем самым лучше защитить фасад здания от воды. При размещении зубчиков интервалы между ними обычно делались равными их ширине.
Фриз. – Дорийский фриз состоит из триглифов и метоп; ионийский же представляет непрерывную полосу. Древние называли его «зофорон», что указывало на его назначение – служить местом для размещения барельефов. Ордер с гладким, лишенным скульптуры фризом получает преобладание лишь со времени памятников Приены и Милета.
Мы уже отметили, что в дорийском ордере наличие триглифов приводит к сближению угловых колонн. Ионийский же ордер не имеет триглифов, и колонны его расположены на равных расстояниях друг от друга. Редким исключением из этого правила является храм Ники Аптерос, в котором, несмотря на отсутствие триглифов, угловые пролеты между колоннами сужены.
Карниз
Карниз во всех ордерах имеет три структурные части: карнизную плиту, поддерживающую часть и венчающую часть. Карнизная плита имеет в своем выносе снизу (в софите – нижней видимой поверхности архитектурной детали) особую борозду, выступ перед которой образуется слезник (капельник). Назначение слезника – преградить дождевой воде, стекающей с карнизной плиты, доступ к поддерживающей части карниза, к фризу и далее к нижним частям здания.
Усложнение карнизов в ордерах происходит за счет развития их поддерживающей части.
В сложных ордерах здесь появляются пояса с зубчиками и с . Вместе с этим происходит усложнение декора, что отражается и в софитах карнизов: между модульонами появляются и .
Расцвет дорического ордера
В течение VI-V вв. до Р. X. формы греческой архитектуры постоянно развивались и совершенствовались, причем дорический ордер был доминирующим. Вместо дерева стали использовать камень, но формы, зародившиеся в деревянном строительстве, были повторены в новом материале. Большинство сохранившихся сооружений того периода находится в Великой Греции (Южная Италия и Сицилия). Этот регион не был полностью разрушен во время греко-персидских войн 490-480 гг. до Р. X., так что здесь уцелели наиболее ранние греческие храмы. Сейчас они кажутся суровыми и простыми, но первоначально — как и все греческие постройки — они были богато украшены, с детально разработанным скульптурным декором. Формы греческих храмов и дорический ордер уже окончательно сложились и незначительно изменились с 500 г. до Р. X.
Пестум. Южная Италия (VI-V вв. до Р. X.)
В Пестуме, известном в греческие времена как Посейдония, сохранилась группа храмов.
Самый ранний из них — I храм Геры (так называемая Базилика) был построен в 540 г. до Р. X. Это дорический периптер с необычным числом колонн — девять — и внутренней колоннадой. Шести колонный храм Посейдона (460-440 гг. до Р. X.), также имеет хорошо сохранившуюся двухъярусную внутреннюю колоннаду.
С древнейших времен греки применяли курватуры — сознательно сделанную небольшую кривизну прямолинейных частей для устранения оптических искажений. Так, ствол колонны имел припухлость — энтазас, находившийся на 0,3 общей высоты колонны.
Атланты
Атланты — мужские фигуры, поддерживающие перекрытия. В храме Зевса Олимпийского в Агридженто, они располагались предположительно снаружи и поддерживали сильно выступавший антаблемент. Отсюда произошло и название — «храм Гигантов». Женские фигуры называются кариатиды.
Наложенный ордер
Наложенный или внешний ордер организует наружную стену, разбивая ее на ярусы. В более ранний период применялся один ордер. Позднее, особенно в римское время, ордера в одной постройке следовали ярусами, один за другим в определенной последовательности: дорический, ионический и коринфский.
Один из самых больших дорических храмов был построен в Акраганте (сейчас Агридженто) на Сицилии. Он посвящен Зевсу Олимпийскому (в основном строился после 480 г. до Р. X.). Храм является псевдопериптером. Он был обнесен каменной стеной с пилястрами внутри и огромными полуколоннами снаружи. Колонны имели базу, что нехарактерно для дорического ордера.
ОСНОВАНИЕ, ПЬЕДЕСТАЛ
Единственная известная нам форма основания в дорийском ордере представляет ряд ступенчатых уступов. Эту же форму сплошного перрона мы встречаем и в основании ионийских колоннад.
Однако здесь это правило применяется не так строго: в Эфесе боковая колоннада поддерживается вертикальной стенкой в форме стилобата, перрон же существует лишь с узких сторон храма.
Для того, чтобы сделать над ним навес, пришлось (рисунок 198) поставить колонны фасада на ряд изолированных кубических призм.
Эти призмы, значение и положение которых было определено Мёрреем, являются древнейшим случаем применения пьедесталов в греческой архитектуре. Эти пьедесталы в Эфесе были со всех сторон украшены скульптурными изображениями.
Рис. 198 |
Антаблемент без фриза
Ионический ордер, построение которого обычно начинается одновременно и сверху, и снизу, является самым трудоемким из всех аналогичных конструкций. Кроме того, в отличие от коринфского и дорического ордеров, он бывает двух разновидностей: малоазийской и аттической.
Малоазийский вариант почти цилиндрический, колонна не расширяется книзу. Антаблемент ионического ордера такого типа содержит только две части: архитрав и карниз, а фриз отсутствует. В полном наборе горизонтальный комплекс представляется слишком тяжелым для сравнительно тонких колонн. Архитрав ионического ордера выглядит легче дорического, за счет его деления на три фасции ступенчатого типа. Немного разгружает ионический антаблемент и пояс, сложенный из «сухариков». Верхняя часть «сима», венчающая всю конструкцию, украшенная богатой орнаментальной резьбой, выглядит красивым завершением.