Оглавление
2 января (25 декабря) – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского
Святого Иоанна Кронштадтского называли всероссийским пастырем – так высок был его авторитет в народе.
По молитвам батюшки Иоанна совершалось много исцелений и других чудес. На его службы в Андреевском соборе города Кронштадта собирались тысячи людей, которые приезжали со всей России.
Отец Иоанн также славился своими проповедями. Много занимался благотворительностью: посещал дома бедняков, раздавал деньги нуждающимся. Придерживался нетипичного для того времени правила служить литургию каждый день. Спал очень мало, постоянно был на людях, говорил что силы ему дает именно ежедневная литургия.
Был прозорлив и не допускал к причастию нераскаявшихся.
Слава Кронштадтского молитвенника еще при жизни была столь велика, что на исповедь в Андреевский собор собирались ежедневно тысячи народа. Для такого огромного количества людей, собиравшихся в храме, Иоанн Кронштадтский ввел общую исповедь. Такие смелые действия, а также огромная популярность отца Иоанна вызвали критику некоторых современников, но его дела говорили сами за себя.
Толпы людей сопровождали доброго пастыря везде, где бы он ни появлялся. В годы всеобщего духовного и нравственного оскудения, происходившего в России в предреволюционное смутное время, Иоанн Кронштадтский явился непримиримым обличителем лжи «освободительного движения», стал ярким примером несокрушимой веры в Бога, надежды на Его милость к кающемуся человеку, любви к своему страждущему народу.
Были люди, которые обвиняли отца Иоанна в том, что он принимает дорогие подарки и денежные пожертвования. Однако все подарки и деньги он раздавал тысячам бедных и нуждающихся. После кончины Иоанна Кронштадтского выяснилось, что у него нет совсем никаких личных сбережений.
Мудрый наставник и добрый пастырь, сделавший много для укрепления веры, помощи людям, умирения страны, спасения от надвигающейся смуты.
Апокалипсис Иоанна Кронштадтского
Предсмертный дневник Иоанна Кронштадтского
Основные мысли об Апокалипсисе изложены в предсмертном дневнике Иоанна Кронштадтского. Они — как квинтэссенция мысли святого человека. Всё, о чём он думал на протяжении жизни, собрано в этот один труд. Здесь он не называет точных дат. Причина в том, что его провидение — дело рук Бога, а разве станет он открывать точную дату конца времён?
Зато он открывает точные условия наступления этого страшного события. Оно изложено при помощи размышлений святого человека о его жизни. О том, что он прошёл, что повидал, о чём думал. Всё это — инструмент Бога для того, что бы сказать нам, предупредить. Предупредить о том, что если мы не изменимся, не отвернём свой взгляд от материального, не обратим его к духовному, то кары нам не избежать.
В последнее время широкой публике стал известен неизданный дневник Иоанна Кронштадтского. Возможно в ближайшем будущем его официально издадут для распространения
Почему это так важно сделать? Потому что ни грамма святой мудрости не должно уйти от человечества. Потому что, как подсказывают практически все пророчества и мировые религии, будущее готовит нам множество испытаний
Иоанн Кронштадтский — удивительный пример чудотворца, святого и просто разумного человека. Он не ограничивался личными судьбами, ратуя за целые народы. К его словам стоит прислушаться, если мы хотим увидеть великое будущее, а не падение и забвение.
О чем молятся праведнику верующие
Прав. Иоанн Кронштадтский
Множество чудес, совершенных святым еще при жизни на земле, дают основания верующим и теперь просить его молитв. Молитва Иоанну Кронштадтскому помогает людям:
в исцелении от пьянства, наркомании; известно множество случаев, когда даже кроткий взгляд истинного раба Божия излечивали страждущего от пагубных зависимостей;
- при борьбе с унынием; здесь поможет не только молитва к святому, но также чтение его книг, особенно духовного дневника «Моя жизнь во Христе»; здесь угодник Божий дает множество советов по борьбе с этой страстью, причем без менторства или превозношения; читатель для него – брат, сестра во Христе, с которыми святой делится собственными немощами, а также опытом их преодоления: «Не унывайте же, подобные мне грешники, но только веруйте в Сына Божия. Уважайте друг друга, грешники, и не презирайте никакого грешника, ибо все мы – грешники, и всех пришел спасти, очистить и до небес вознести Сын Божий».
- в исцелении болезней; случаи подобных чудес бесчисленны уже при жизни святого. Ныне же у его мощей, или просто по молитве к угоднику Божию, происходят чудеса излечения даже страшных болезней, например, онкологических;
- в семейных неурядицах и проблемах в браке.
Реальные примеры чудес
В Иоанновском монастыре ведется запись современных чудес Кронштадтского пастыря.
Это помощь в житейских делах, духовная поддержка. Но особенно многочисленны исцеления.
Исцеление рака
В 1990 г. у Валентины, жившей рядом с монастырем, диагностировали рак 4 стадии. Больную выписали домой. В поисках утешения она пришла в обитель. Дорога заняла полтора часа, настолько слаба была больная.
Священник рассказал ей о необходимости исповеди, Причастия. Женщина стала ходить в монастырь каждый день, готовиться к смерти, осмысливать жизнь. А через месяц такой духовной работы врачи констатировали «спонтанную ремиссию». Болезнь ушла.
Исцеление ожогов
В 1993 г. маслом от гробницы св. Иоанна исцелился умирающий от ожогов мальчик Виктор. Через неделю после помазания он оказался совершенно здоров. Позже выяснилось, что прадед Вити служил диаконом вместе с Иоанном Кронштадтским. Чудо обратило к вере отца отрока, который принял крещение.
Начало пути
О хорошем образовании не могло быть и речи – у семьи просто не было денег на это. Поэтому в 6 лет Ваня сам научился читать и свободное время проводил за чтением Священного Писания. С 1845 до 1851 года он посещал духовную семинарию в Архангельске.
В 1851 году по настоянию матери (отец к тому времени умер) Иван поступил в Духовную академию в Санкт-Петербурге. Оплачивало учебу государство, поэтому, решив помогать матери, Ваня устроился на работу в канцелярию. После окончания академии ему предложили место священника в соборе святого Андрея в Кронштадте. Ему настолько полюбился этот собор, что он стал называть себя Иоанн Кронштадтский (привлек его и город).
Срезу после вступления в должность священника Ивану предложили взять в жены дочь местного настоятеля собора – Елизавету. После вступления в брак он был посвящен в священники в 1855 году и теперь носил духовное имя Иоанн. Однако брак был только на бумаге – супруги так никогда и не оформили свой брак по всем канонам и до самой смерти придерживались целомудрия, проживая вместе скорее как родственники, а не как супруги.
Какое-то время Иоанн преподавал богословие, причем эта работа ему очень нравилась. И не только ему – многие ученики (и мальчики, и девочки) были в восторге от священника и под его словами становились лучше и чище в душе. Однако ближе к концу жизни Иоанн перестал давать уроки, сосредоточившись лишь на церковных деяниях.
Сразу же после начала служения в Кронштадте он приступил к визиту в Трущобные кварталы города. В 1882 году Иоанн смог открыть свой дом труда, который предоставлял рабочие места и услуги. Со временем он был дополнен детским домом, домом для бедных женщин, залом питания и местом раздачи одежды. Вскоре явился его дар чудотворства: Иоанн обнаружил в себе способность исцелять людей. Причем не делалось различия между верующими — мусульмане и евреи также могли надеяться на помощь священника.
Работает
Сочинения
Иоанн Кронштадтский — автор обширного духовного труда, который в основном включает его духовный дневник и проповеди.
Это 14 декабря 1855 г.На следующий день после своего рукоположения этот Иоанн начал вести свой ежедневный дневник из расчета одной брошюры в течение двух лет. Он не останавливался до своей смерти в 1908 году.
Первое издание отрывков из этого журнала состоялось в Москве , при его жизни, в 1894 году под названием « Моя жизнь во Христе» или «Мгновения духовного вспоминания и созерцания, благочестивого размышления, очищения души и мира в Боге». Выдержки из Журнала Жана Ильича Сергиева из Андреевского собора, Кронштадт , Россия . Работа состояла из трех томов и более тысячи страниц.
Этот том отрывков был немедленно переведен на английский язык Е.Е. Гулаевым из Санкт-Петербурга и опубликован в Лондоне в 1897 году . Изданный на нескольких иностранных языках, он пользуется большим успехом, особенно среди англиканских священников .
Сочинения
Иоанн Ильич Сергиев (Иоанн Кронштадтский) был православным священником , женат и отцом семейства. Он провел все свое служение в Кронштадте , пригороде Санкт-Петербурга, с простотой и добротой. Его церковь канонизировала его в 1964 году ».
Носить любовь
— Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь в Иисусе Христе , Париж, Lethielleux, 1901/1902, стр. 189.
Библиография на французском языке
Переводы
- Жан де Кронштадт, Моя жизнь в Иисусе Христе , П. Летильё, 1901/1902 ( ASIN )
- Отец Жан де Кронштадт ( пер. Dom Antoine Staerk), Париж, П. Летильё,1902 г. ( Wikisource )
- Жан де Кронштадт, Мишель Евдокимов (Предисловие) и Луи-Альбер Лассю (Перевод), Радость в сердце , Париж / Орбей, Арфуен, колл. «Духовные тетради»,2012 г., 128 с. ( ISBN 978-2-84590-171-1 )
- Жан де Кронштадт и Луи-Альбер Лассю (Перевод), Моя жизнь во Христе , Bégrolles-en-Mauges / Paris, Les éditions du Cerf, coll. «Восточная духовность»,2019 г., 182 с. ( ISBN 978-2-204-13614-3 )
Очерки Иоанна Кронштадтского
- Иоанн Кронштадтский, В свете Христа , Икона Богородицы,1999 г., 154 с. ( ISBN 978-2-909341-17-0 )
- Алла Селаври (en) , Жан де Кронштадт: Посредник между Богом и людьми , Серф, колл. «Биографии»,2001 г., 306 с. ( ISBN 978-2-204-06589-4 )
Кавычки
«Сердиться на кого-то из-за материального дела — значит ставить материальный объект выше своего брата». Но что выше человека? Нет на земле ничего благороднее человека. «
«Развитие интеллекта без развития сердца очень вредно для образования: прежде всего необходимо сформировать сердце. «
- «Как бы мы были, если бы божественная благодать не предупреждала нас, если бы она внезапно и неожиданно не проникла во все наше существо после грехов, которые мы совершили, и если бы она не располагала к нам? «
- «Небеса — это царство, демократия — это ад».
Иоанн Кронштадтский активно занимался политической деятельностью
Кроме трудов священнических и деятельности на благо православной церкви, святой Иоанн Кронштадтский активно занимался политической деятельностью.
Он был близко знаком с императором Александром Третьим, пребывал у смертного одра императора, соборовал его.
С его наследником, Николаем Вторым святой также был знаком. Например, он участвовал в литургии, последовавшей после коронования императора и императрицы Александры Фёдоровны.
Иоанн Кронштадтский проводит панихиду по Александру III в Малом дворце в Ливадии. 1866 год. Святой Иоанн присутствовал у смертного одра императора Александра III
В 1903 году батюшка совместно с епископом Антонием (Храповицким) осудил кишинёвский погром.
При этом отношение к еврейскому вопросу у него было непоследовательным: он, то осуждал преследования евреев, то одобрял.
1903
в этом году Иоанн совместно с епископом Антонием (Храповицким) осудил кишинёвский погром
А вот к вопросу от трезвости он относился однозначно.
Иоанн Кронштадтский не терпел пьянства, боролся против него, стал почётным членом и жертвователем Казанского общества трезвости.
Иоанн Кронштадтский — вдохновитель и учредитель Союза русского народа.
Заявление Иоанна Кронштадтского о вступлении его в ряды Союза русского народа. Около 1917 года
Отец Иоанн стал вдохновителем создания Союза русского народа. Союз Русского Народа, массовая патриотическая организация.
Возникла в октябре 1905 году в Петербурге для борьбы с революционным движением, иудейским и либерально-масонским подпольем.
При этом в 1905 году он вошёл в число его учредителей. Поддерживал его он, в том числе и деньгами.
Священник освятил хоругвь и знамя СРН. В 1907 году его избрали пожизненным почётным членом Союза.
Батюшка лично принимал участие в крестных ходах и собраниях его. Кроме того, он покровительствовал русской монастырской партии.
Духовное наследие пастыря
За время своего священнического служения отец Иоанн произнес неисчислимое количество проповедей, оставил множество письменных наставлений. Он по праву считается одним из лучших церковных писателей.
В рамках нравственных сочинений отец Иоанн удостоверяет нас в необходимости искренней веры, любви к Богу и ближнему, устроения жизни в соответствии с образом жизни Христа, непрестанной духовной борьбы с греховными страстями и пороками (см. по этому поводу: Моя жизнь во Христе; Беседы о Блаженствах Евангельских). Истинность преподанного нам нравоучения отец Иоанн подтвердил своей жизнью, подвигом пастырского и общехристианского делания.
В богословских произведениях Иоанна Кронштадтского раскрываются самые разнообразные темы вероучения Церкви: о Боге; о Спасении человека; о почитании Креста (см.: О Кресте Христовом), Пресвятой Богородицы и святых; о покаянии и молитве (см.: Молитвы святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского чудотворца); о Церкви; о судьбе мира и последних временах (см.: Начало и конец нашего земного мира).
Известность
Его известность вскоре достигла уже за пределы города, люди со всех уголков российской империи приезжали к нему в Кронштадт, ежедневно приходили тысячи, еще больше людей писали Иоанну, так что местной почте пришлось открыть свой отдел переписки.
Его репутация также способствовала увеличению числа пожертвований — речь идет о миллионах рублей в год, в то время это была почти немыслимая сумма. В 1891 году Иоанн открыл специальный центр для паломников. В своем родном селе Сура он основал женский монастырь и построил церковь из камня, в Санкт-Петербурге он основал женский монастырь в селе Карповка.
С 1888 года Иоанн вел обширную деятельность по всей Российской империи, в его распоряжении были для этого собственные корабли и автомобили. Не ограничиваясь лишь одним Кронштадтом, Иоанн часто путешествовал, посещал людей, которые нуждались в его помощи. Когда он ехал на корабле, верующие собрались на берегах, часто коленопреклоняясь.
Признание его заслуг достигло до высшей знати: Царь Александр III умер в 1894 в присутствии Иоанна. Он был настолько популярен у верующих, что те соборы, куда он приезжал для проведения службы, не вмещали всех желающих.
Например, в Харькове пришлось перенести службу на соборную площадь. Чтобы не разочаровать многих верующих, он ввел всеобщую исповедь в богослужении. Вскоре Иоанн был назначен протоиереем с правом носить митру и был избран членом Святейшего Синода.
Почти всю жизнь он вел записи в дневнике, где записывал свои мысли, называя их даром просветляющего Духа Божьего. Эта книга была опубликована в 1893 году под названием «Моя жизнь во Христе» в трех томах, в общей сложности более 1000 страниц. Этот труд был частично переведен на немецкий язык.
Когда грянула революция 1905 года, Иоанн осудил действия правительства, считая, что в бедах страны виноваты распутная жизнь, богохульство и неверная политика императора.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Православныя веры поборниче. / Земли Российския печальниче, / пастырем правило и образе верным, / покаяния и жизни во Христе проповедниче. / Божественных таин благоговейный служителю / и дерзновенный о людех молитвенниче, / отче праведный Иоанне, / целителю и предивный чудотворче, / граду Кронштадту похвало / и церкви нашея украшение, / моли всеблагаго Бога / умирити мир и спасти души наша.
Ин тропарь, глас 4
Росси́йския земли́ па́стырь до́брый показа́лся еси́, / в служе́нии пресви́терстем жизнь во Христе́ стяжа́в, богому́дре о́тче Иоа́нне. / Благода́ть изоби́льную от Влады́ки Христа́ прия́л еси́: / неду́ги отгоня́ти, / малоду́шныя утеша́ти, / в Та́йне Пречи́стаго Те́ла и Кро́ве ве́рныя со Христо́м соединя́ти. / Сего́ ра́ди восхваля́ем тя,/ я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.
Ин тропарь, глас тойже
Со апо́столы изы́де веща́ние твое́ в концы́ вселе́нныя,/ с испове́дники стpа́дания за Хpиста́ пpетеpпе́л еси́,/ святи́телем уподо́бился еси́ Сло́ва пpопове́данием,/ с пpеподо́бными во благода́ти Бо́жией пpосия́л еси́./ Сего́ pа́ди вознесе́ Госпо́дь бе́здну смиpе́ния твоего́ пpевы́ше небе́с,/ и даpова́ нам и́мя твое́ во исто́чник пpеди́вных чуде́с./ Те́мже во Хpисте́ во ве́ки живы́й, чудотво́pче,/ любо́вию ми́луй су́щия в беда́х,/ слы́ши ча́да твоя́, ве́pою тя пpизыва́ющия,/ Иоа́нне пpа́ведне,/ возлю́бленный па́стыpю наш.
Кондак, глас 3
Днесь па́стырь Кроншта́дтский / предстои́т Престо́лу Бо́жию / и усе́рдно мо́лит о ве́рных / Христа́ Пастыренача́льника, / обетова́ние да́вшаго: / сози́жду Це́рковь Мою́ / и врата́ а́дова / не одоле́ют ей.
Ин кондак, глас 6
Пропове́дником и́стины, богоно́сным отце́м подражая,/ всего́ себе́ на служе́ние Бо́гу и бли́жним вдал еси́,/ и сан свяще́нства нося́, поко́я не ве́дал еси́,/ слу́жбы Бо́жия в хра́ме при́сно соверша́я,/ и в доме́х ве́рных моле́бныя пе́ния воспева́я,/ нужда́ющимся ще́дро благотворя́,/ та́ко наименова́ние благотво́рца и безсре́бренника стяжа́л еси́, Иоа́нне./ Те́мже и по успе́нии твое́м росси́йския лю́дие прославля́ют и́мя твое́,/ и ве́чную па́мять тебе́ возглаша́юще,/ пою́т Бо́гу: аллилу́ия.
Сочинения
На базе проповедей и дневниковых записей слагались многочисленные религиозно-учительные сочинения Иоанна Кронштадтского; центральное место среди них занимает «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге» (1894).
При его жизни также были изданы:
- Полное собрание сочинений, СПб., 1890—1894.
- О блаженствах евангельских, СПб., 1896.
- Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира, СПб., 1896.
- Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности, СПб., 1897; 2 изд. 1899.
- Слова и поучения, произнесенные в 1896, 1897 и 1898 гг., СПб., 1897-98.
- Несколько слов в обличение лжеучения графа Л. Н. Толстого, М., 1898.
- Правда о Боге, мире и человеке, Кронштадт, 1899.
- Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта, СПб., 1900.
- Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного хрестианина, М., 1900.
- Благодатные мысли о небесном и земном, СПб., 1901.
- Христианская философия, СПб., 1902.
- Мысли христианина, СПб., 1905.
- Путь к Богу. СПб., 1905.
- Созерцания и чувства христианской души, СПб., 1905.
Священство
Еще во время обучения Иван увидел сон, что служит священником в Кронштадте. Он раньше мечтал стать монахом и миссионером, чтобы проповедовать за рубежом. Но позже выяснилось, что жители Питера знают о Христе меньше, чем иностранцы, поэтому решил принять священство — чтобы просвещать русских людей.
Молодому выпускнику предложили жениться на дочери настоятеля
собора в Кронштадте, и он согласился. По сведениям, брак этот был фиктивный,
супруги никогда не вступали в интимные отношения, поэтому детей у них не было.
Говорят, что Елизавета, жена пастыря, долго не могла смириться с отношениями,
писала, жаловалась архиерею. Но, в конце концов, смирилась и стала помощницей великому
святому.
В возрасте 26 лет Иван был рукоположен во диакона, а через день в священника. Его поставили служить в Андреевском соборе города Кронштадта, где он и прослужил всю жизнь. Кроме того, он преподавал в гимназии Закон Божий.
Современники замечали особо ревностное отношение молодого священника к служению. Он всегда плакал на проповеди, чем вызывал некоторое удивление своих коллег. Через двадцать лет он стал протоиереем. Еще спустя двадцать лет настоятелем собора. Через пять лет о.Иоанн стал митрофорным протоиереем.
Чудо исцеления Иоанном Кронштадтским
В 1867 году было замечено первое чудо исцеления больного мальчика по молитвам о.Иоанна. Потом такие случаи бывали все чаще. О.Иоанн получил благодаря своему дару исцеления больных широкую известность. К нему ехали и писали письма с просьбой помолиться.
Служение литургии
О. Иоанн особо ревностно относился к служению литургии. Служил ее каждый день, будучи настоятелем. Перед каждой службой он приходил в алтарь, вставал на колени перед Престолом и долго молился, плакал. Когда чувствовал прощение и Благодать, вставал и приступал к служению.
На его службы стекалось множество людей, так что огромный
собор с трудом вмещал всех. По причине того, что батюшка не мог лично
поисповедовать каждого, исповедь была публичной. Каждый вслух говорил свои
грехи, так чтобы все их слышали. Потом о. Иоанн читал общую разрешительную
молитву и причащал. Он видел каждого насквозь, иногда подошедшему к Чаше, он
говорил: «ты недостоин причастия, иди еще кайся!» и не допускал некоторых ко
Причастию.
Коллеги завидовали его популярности и нередко творили ему мелкие козни. Кроме церковного служения батюшка широко занимался благотворительностью. Он организовал детские приюты, дома для бедных. Каждый день после службы он не шел домой, а обходил дома бедных прихожан. Он беседовал с жителями, рассказывал им о Боге, нянчил детей, помогал по хозяйству крестьянам. Батюшку очень любили простые люди. Часто он раздавал им всю свою зарплату, одежду, обувь, возвращался домой босиком.
Жена много роптала по причине этой расточительности. По её прошению зарплата мужа стала выдаваться ей на руки, а не ему. Но батюшка был неисправим и находил способы подавать бедным. Чем больше он раздавал, тем больше ему подавали денег.
Дома мало кто его понимал, жена и постояльцы не соблюдали
постов, не молились. В комнатах, соседних с ним, устраивали шумные балы,
танцевали и затихали далеко за полночь. Поэтому батюшка ложился спать очень
поздно, но вставал каждый день в пять утра и шел на службу.
О.Иоанн часто совершал поездки по всей России, занимался благотворительностью, проповедовал. На деньги благодетелей он приобрел пароход, на котором путешествовал. В родной деревне, где он родился, батюшка построил новый храм.
Путь к священству
Будущий святой родился 31 октября (н. ст.) 1829 года в Архангельской губернии, в селе Сура Пинежского уезда. Семья была бедной, а сам Иоанн из-за слабого здоровья был крещен не на сороковой день, а в день своего рождения – так в православии принято, если есть подозрение, что младенец не доживет до сорокового дня. Предки Иоанна Ильича не менее 350 лет были священнослужителями, отец был дьячком (чтецом) в сельском храме.
В 1839 году Иоанн Сергиев поступил в Архангельское приходское училище. Затем была Архангельская духовная семинария, по окончании которой в 1851 году Иоанн, второй по успеваемости ученик, получил возможность отправиться за государственный счет учиться в Петербургскую духовную академию. На третьем курсе он серьезно помышлял о монашестве и миссионерской деятельности где-нибудь в Сибири или Америке. Однако со временем он заметил, что и в столице империи множество работы для пастырской службы. По окончании академии Иоанн Сергиев стал младшим священником Андреевского собора в Кронштадте, это случилось в 1855 году, когда ему было 26 лет.
Отец Иоанн поселился в казенной квартире овдовевшего священника, протоиерея Андреевского собора, Константина Несвицкого, на старшей дочери которого – Елизавете – был женат. Официальное житие гласит, что супруги дали обет девства, так что собственных детей у них не было.
Евангельская самоотверженность
Святой в первые годы священства много времени уделял самопознанию через чтение Священного Писания и богопознанию. Завел дневник, в который в том числе записывал свою борьбу с помыслами и страстями. День отца Иоанна начинался в четыре утра, затем следовала утренняя молитва. В какой-то момент святой пришел к решению служить литургию каждый день. После литургии он совершал различные требы, затем отправлялся читать лекции в Кронштадтское городское училище, где преподавал Закон Божий, далее он посещал страждущих, никому не отказывая. Домой обыкновенно возвращался после полуночи. Каждое лето отец Иоанн отправлялся в родное село Сура, эта поездка была единственным временем в году, когда он имел возможность отдохнуть. Но и тогда отец Иоанн часто совершал литургии в разных городах и селах и посвящал себя умственному труду: созерцал, записывал мысли. В 1899 году святой основал в Суре Иоанно-Богословскую женскую обитель, а несколькими годами ранее построил каменный храм.
Большое внимание святой уделял бедным жителям Кронштадта, покупал им еду, оплачивал услуги врачей. Евангельская самоотверженность молодого священника вскоре стала привлекать к нему простой народ
В Андреевский собор стало приходить такое количество людей, какого раньше не бывало и на Пасху. А после богослужения у дверей храма его ждали бедняки, которым он раздавал едва ли не все, что имел при себе. Это довело до того, что в течение какого-то времени жалованье стали выдавать не отцу Иоанну, а его супруге.
Всероссийская известность
За девять лет отец Иоанн собрал деньги на первый «Дом трудолюбия» в России, где нищие могли получить кров, работу, питание, медицинскую помощь и который был освящен в 1882 году. В начале 1890-х фигура отца Иоанна стала приобретать всероссийскую известность. Его начали звать Кронштадтским. Со всей России ему писали письма в таком количестве, что на почте пришлось открыть новое отделение. Большие суммы денег поступали праведнику в качестве пожертвований – спонсоры знали, что он распорядится ими правильно. В газетах стали появляться опубликованные письма о чудесных исцелениях по молитвам отца Иоанна.
В 1894 году Иоанн Кронштадтский присутствовал при постели умирающего императора Александра III, причастил его. В начале XX века святой предрек революционные события, а в дневнике, размышляя, писал, что нынешние шатания – из-за утери веры в Бога.
Письменное наследие Иоанна Кронштадтского весьма богато: согласно подсчетам, оно составляет около 4500 печатных страниц. Среди них книги, проповеди, брошюры на разные темы, такие как: толкование Священного Писания, таинств, догматическое богословие и другие. В 1859 году в Петербурге был напечатан первый труд отца Иоанна – «Катехизические беседы». Иоанн Кронштадтский активно вел дневник, много размышлял и мысли обязательно записывал. Впоследствии избранные места из своего дневника отец Иоанн публиковал, беседовал с духовными чадами на тему своих размышлений.
Тропарь и молитвы прав. Иоанну Кронштадтскому
Прав. Иоанн Кронштадтский
Тропарь Иоанну КронштадтскомуПравосла́вныя ве́ры побо́рниче,/ земли́ Росси́йския печа́льниче,/ па́стырем пра́вило и о́бразе ве́рным,/ покая́ния и жи́зни во Христе́ пропове́дниче,/ Боже́ственных Та́ин благогове́йный служи́телю/ и дерзнове́нный о лю́дех моли́твенниче,/ о́тче пра́ведный Иоа́нне,/ цели́телю и преди́вный чудотво́рче,/ гра́ду Кроншта́дту похвало́/ и Це́ркви на́шея украше́ние,/ моли́ всеблага́го Бо́га// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.
Молитва первая
О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю!
Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал еси:
Имя Тебе — Любовь: не отвергни мене заблуждающагося.
Имя Тебе — Сила: укрепи мене изнемогающаго и падающаго.
Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстьми.
Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою.
Имя Тебе — Милость: не престай миловати мя.
Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе:
Христоименитый и праведный угодниче Божий!
Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойныя плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави.
Светом лика твоего служителей и предстоятелей алтаря Христова на святыя подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святыя обители озари!
Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольстей Церкви.
Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делех благих преспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.
Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся.
Ты же, отче праведне, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует.
О святче Божий, помози нам веру православную непорочно соблюсти и заповеди Божий благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя.
Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, отечеству же нашему мир и процветание в Правде Божией испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Немже живем, и движемся, и есмы, и пребудем во веки. Аминь.
Молитва третья
О, святый праведный отче Иоанне, Всероссийский светильниче и предивный чудотворче! Ты от младенческих лет Богом избран был еси и, духом пламенея, яко истинный пастырь, житием, словом, любовию, верою, чистотою людем послужил еси. Сего ради молим тя, праведный отче: моли Человеколюбца Бога Церковь святую миром и тишиною оградити, землю Российскую во благоденствии сохранити, пастыри благодати и истины преизобильно исполнити, власти умудрити, православное воинство укрепити, немощныя исцелити, развращенныя исправити, юныя воспитати, старцы и вдовицы утешити и нам всем во Царствии Небеснем сподобитися со всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.