Оглавление
Происхождение слова
Слово «интеллигенция» изначально указывало на широкий спектр мыслительной деятельности. Оно произошло от латинского глагола intellego, который переводится как «ощущать, воспринимать; познавать, узнавать; мыслить; знать толк, разбираться».
Итальянский философ Фома Аквинский считал, что ум и интеллигенция — различные понятия. « Интеллигенция — это отличная от ума сила, поскольку разум является силой, отличной от воображения или чувства», — писал он в богословском трактате «Сумма теологий ». Он также напоминает, что слово «интеллигенция» в переводах с арабского использовалось в отношении ангелов: «по той, возможно, причине, что такие субстанции всегда актуально мыслят».
В значении социальной группы слово «интеллигенция» вошло в употребление примерно на рубеже XVII-XVIII вв. Как пишет социолог Н. В. Латова, « Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т. д.), существовали уже в Античности и в Средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху Нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом ».
По мнению советского филолога Д. С. Лихачева, первыми русскими интеллигентами были дворяне-вольнодумцы в конце XVIII века: например, А.Н.Радищев и Н.И.Новиков.
Как проявляется интеллигентность?
Интеллигентность – это показатель того, насколько развит внутренний мир человека. Конечно же, она связана с образованностью и эрудированностью, и всё же эти черты не являются определяющими. На самом деле, интеллигентом может быть любой человек, независимо от образования и эрудиции, если он совестлив, честен и благожелателен к окружающим, уделяет время саморазвитию и самоактуализации.
Примеры проявления интеллигентности:
Понимание чужих мотивов. Интеллигентная личность всегда стремится понять, о чём думает другой человек и чем он руководствуется, принимая определённые решения и совершая определённые поступки.
Требовательность к себе, терпимость по отношению к другим. Несложно заметить, что интеллигентный человек строго следит за соблюдением собственных принципов, однако с пониманием относится к тому, что другие люди могут действовать иначе.
Умение вести себя в обществе. Интеллигентный человек скромно ведёт себя за столом, умеет уважительно спорить, не бросает мусор мимо урны, следит за чистотой и грамотностью своей речи даже в повседневной жизни.
Толерантность. Интеллигентность подразумевает отчетливое понимание того, что всё люди равны и каждый имеет право на самовыражение, независимо от национальности, цвета кожи, социального статуса, пола, возраста, сексуальной ориентации и других персональных особенностей.
Интернационализм. Практически все интеллигенты являются сторонниками интернационализма (идеологии, проповедующей дружбу и сотрудничество между нациями), а многие и вовсе предпочитают космополитизм (концепция, согласно которой все люди являются гражданами мира).
Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту
По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью»
Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:
Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны – они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
Умение прощать.
Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента – тот извинится первым за причиненное неудобство
Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.
Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность – это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент — это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.
Колхозное крестьянство
Хотя до 30-х годов работники сельского хозяйства назывались по старинке крестьянами, но, с началом коллективизации, приобрели именно такое словосочетательное название. Несмотря на то, что советские идеологи и пытались представить жителей села полноправными членами общества, на деле это было совсем не так. Во-первых, крестьяне никогда не поддерживали безоговорочно советскую власть. Сельских тружеников было гораздо больше, чем рабочих среди «белых», воевавших в Гражданскую войну против Красной армии. Попытки советских историков выдать их за несознательных и заблуждавшихся, при внимательном рассмотрении, вызывает лишь улыбку. Большинство из них прекрасно понимало, что царский режим дал землю и позволил работать на ней, получая доход. А вот советская власть, несмотря на демагогию, собиралась ее отобрать (вспомните коллективизацию и бедных тружеников – «кулаков»).
Во-вторых, подавляющее большинство селян были неграмотными и далекими от политики и государственных дел. В-третьих, такие события, как продразверстка и голодовка на селе, сильно подорвали доверие и уважение к советской власти у этого класса советского общества.
Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.
По большей части, крестьяне вели себя как мирные жители оккупированной страны — «власть нам не нравится, но, куда деваться – будем смиряться».
По причине такой неблагонадежности и сомнительной лояльности по отношению к «народной» власти, было необходимо как-то ограничить влияние таких идей на все общество, которое должно было стать монолитным. Сначала проводилась идеологическая работа, которая имела мало толку, затем – простые мероприятия для сокращения численности. Если быть слишком прямолинейным, то можно заявить, что эти меры были геноцидом крестьянства. А, как известно, такие меры применяются не к дружественному, а, скорее, к враждебному классу. Возможно, в умах советских идеологов сельские жители именно так и воспринимались. Если же судить непредвзято, то причин для происходящего было сразу несколько: и уже названная, и индустриализация страны, и урбанизация в мировом масштабе.
Если на начало Первой мировой войны две трети общества Российской империи составляли крестьяне, то к началу Второй мировой их было уже меньше половины. В разгар «застоя» число сельских тружеников составляло всего 16,3% от всего советского общества, что было на 50%(!) меньше, чем при царе.
Процесс «пролетаризации» селян проходил в разное время разными методами, но, с неизменным успехом. Сначала крестьяне привлекались на советские индустриальные стройки, затем были удалены из села наиболее трудолюбивые работники. Потом и вовсе были созданы условия, при которых люди бежали из села, чтобы выжить. В более поздние времена, когда в города пришла цивилизация и благоустраивались улицы, дома и дороги, село продолжало оставаться в грязи. Поэтому, мало какой молодой человек не стремился сбежать из грязи и нищеты (платили в колхозах очень мало) в нормальные городские условия, превратившись из колхозника в пролетария. Если при Сталине такие попытки пресекались на законодательном уровне, то, в дальнейшем приобрели массовый характер.
Спохватились советские лидеры уже в 70-х, когда во многих селах стало просто некому работать. Хотя от широких масс скрывалась печальная картина, но, иногда с рабочими руками в хозяйствах ситуация была хуже, чем после войны, когда многие не вернулись с фронта. Для ее исправления принимались экстренные меры по всем фронтам. Срочно началось благоустройство сел. Сюда пришли и асфальт, и водовод, и паровое отопление. Открывались новые магазины, клубы. В советских фильмах стал пропагандироваться и превозноситься труд жителей села. Для помощи хозяйствам стали организовываться бригады «шефов» из работников предприятий и даже учащихся учебных заведений и старшеклассников.
Однако, положения, в котором крестьянство десятилетиями угнеталось и уничижалось, так и не удалось исправить. Последствия тех действий видны и сейчас. Сельский труд в странах бывшего Союза не в почете, а само хозяйство – в плачевном состоянии.
дальнейшее чтение
- Боборыкин П.Д. России Интеллигенция В: Русская мысль , 1904, # 12 (В России, Боборыкин П.Д. Русская интеллигенция // Русская мысль 1904. No.12;) .
- Жуковский В. А. Из дневников 1827-1840 лет , В: Наше наследие,
В записи, датированной 2 февраля 1836 года, говорится: «Через три часа после этого общего бедствия … осветился великолепный Энгельгардтов, и к нему потянулись кареты, все наполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которые у нас представят всю русскую европейскую интеллигенцию» (« Через три часа после этой общей катастрофы … дом великолепного Энгельгардта был освещен и тренеры начали приходить, наполненную лучший Петербург dvoryanstvo , те , кто не представляют здесь лучшую русскую европейскую интеллигенцию. «) случайные, то есть не-философскими и нелитературный контекст предполагает, что это слово было в обычном обращении.
Москва, # 32, 1994 (на русском языке ; Жуковский В.А. Из дневников 1827-1840 гг // Наше наследие М., 1994. Нет.. .32.)
Современная российская интеллигенция.
Оппозиционные настроения, широко распространенные среди советских интеллигентов, нашли выход в конце 1980-х – начале 1990-х, когда именно интеллигенция возглавила тотальную критику советского строя, предопределив его моральное осуждение и гибель. В России 1990-х интеллигенция получила свободу самовыражения, однако многие лица умственного труда столкнулись с резким понижением своего уровня жизни, что вызвало их разочарование в либеральных реформах и усиление критических настроений. С другой стороны, многие выдающиеся интеллектуалы смогли сделать карьеру и продолжали поддерживать либеральную идеологию и либеральных политиков. Таким образом, постсоветская интеллигенция оказалась расколота на группы с различными, во многом полярными позициями.
В связи с этим есть точка зрения, согласно которой интеллигенции в собственном смысле в современной России уже нет. Сторонники этой позиции выделяют три периода эволюции отечественной интеллигенции. На первом (от петровских реформ до реформы 1861) интеллигенция только формировалась, претендуя на роль ученого советчика официальных властей. Второй период (1860-е – 1920-е) – это время реального существования интеллигенции. Именно в этот период возникает противостояние «власть – интеллигенция – народ» и формируются основные характеристики интеллигенции (служение народу, критика существующей власти). После этого периода следует и продолжается до сих пор «фантомное» существование интеллигенции: какого-либо морального единства среди образованных людей больше нет, но часть российских интеллектуалов все еще стремится выполнять миссию просвещения власти.
В современной России популярны оба подхода к определению понятия «интеллигенция» – как нравственно-этическое (в философских и культурологических исследованиях), так и социально-профессиональное (в социологии). Сложность использования понятия «интеллигенция» в его этической трактовке связана с неопределенностью тех критериев, по которым можно судить о принадлежности людей к этой социальной группе. Многие прежние критерии – например, оппозиционность к правительству – отчасти потеряли смысл, а этические признаки слишком абстрактны, чтобы их можно было использовать для эмпирических исследований. Все более частое употребление понятия «интеллигенция» в значении «лица умственного труда» показывает, что происходит сближение российской интеллигенции с западными интеллектуалами.
В конце 1990-х в российской науке возникло «интеллигентоведение» как особое направление межнаучных гуманитарных исследований. На базе Ивановского государственного университета действует Центр интеллигентоведения, изучающий интеллигенцию как феномен российской культуры.
Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993Интеллигенция в советском обществе. Кемерово, 1993Интеллигенция в истории: образованный человек в представлениях и социальной действительности. М., 2001 Элбакян Е.С. Между молотом и наковальней (российская интеллигенция в ушедшем столетии) // Вестник Московского университета. Социология и политология. 2003. № 2
http://wikigrowth.ru/chto-takoe/intelligent/http://www.anews.com/p/106642074-kto-takie-intelligenty-chto-znachit-slovo-intelligentnyj/http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/INTELLIGENTSIYA.html
Российская интеллигенция.
«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д.С.Лихачев называет дворян-вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков. В 19 веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).
Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).
В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены – не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.
Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.
Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.
дальнейшее чтение
- Боборыкин, П. Русская интеллигенция В: Русская мысль, 1904, № 12 (на русском языке; Боборыкин П.Д. Русская интеллигенция // Русская мысль. 1904. №12;)
- Жуковский В.А. Из дневников 1827–1840 гг., В: Наше наследие,
В записи, датированной 2 февраля 1836 г., говорится: «Через три часа после этого общего бедствия … осветился великолепный Энгельгардтов, и к нему потянулись кареты, все наполненные улучшенным петербургским дворянством, тем, что у нас представит всю русскую европейскую интеллигенцию» (« Спустя три часа после этой общей катастрофы … великолепный дом Энгельгардта загорелся, и начали приезжать кареты, наполненные лучшим Петербургом. дворянство, те, кто представляют здесь лучших русских европейских интеллигенция.Случайный, то есть нефилософский и нелитературный контекст, предполагает, что это слово было в обычном обращении.
Москва, № 32, 1994. (Жуковский В.А. Из дневников 1827–1840 гг. // Наше наследие. М., 1994. №32.)
Нужны ли интеллигенты современному обществу?
Образованность и интеллигентность сейчас – это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.
Необходимо верить, что интеллигентность — такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен
Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития
Самое простое определение интеллигентности
Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».
Такая интеллигентность – что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.
Рабочий класс
Самым массовым в Советском Союзе всегда считался рабочий класс. Ведь и в словосочетании «рабоче-крестьянская», рабочие ставились первыми. И это не случайно. Если, например, при закате царизма, в России рабочий класс составлял всего 17%, то, спустя четверть века, накануне Второй мировой войны, его процентное количество увеличилось втрое (50,2%).
А вы считаете, сколько было классов в СССР
ТриНамного больше
Можно сказать, что декларируемая Лениным еще на заре революции, идея о диктатуре пролетариата, активно претворялась в жизнь молодым советским государством. Наибольших успехов добился в этом не кто иной, как И. В. Сталин. Сначала проведя борьбу с «врагами революции», к которым зачислили, в первую очередь, остатки бывшей буржуазии. Потом были «кулаки» (во времена коллективизации) и, наконец, дошло дело и до «соратного» крестьянства. Голодоморы и прочие мероприятия использовались для того, чтобы оторвать крестьянина от земли и заставить его стать пролетарием (и смешно, и печально, но, десятилетия спустя, советская власть пыталась запустить обратный процесс).
Быть представителем рабочего класса стало очень престижно (примерно, как иметь дворянское происхождение при царском режиме). Этим хвалились при каждой возможности, особенно, составляя анкету. Для представителей этого класса были широко открыты двери ВУЗов, партийная и политическая карьера (в то время ее можно было назвать высшей партийной). Такая ситуация привела к тому, что настоящие рабочие продолжали работать, часто в тяжелых и вредных условиях, за оплату, которая не всегда соответствовала вложенному труду, а лже-пролетарии выступали на съездах, партсобраниях и пленумах, не забывая постоянно напоминать, что они – выходцы из народа.
Все закончилось тем, что к моменту составления «брежневской» Конституции рабочие составили уже 83,6% от всех людей советского общества. По сути, среди пяти взрослых жителей Союза, четверо причисляли себя к рабочему классу.
В процессе строительства социалистического общества пролетариат всегда воспринимался как руководящая сила и опора для дальнейших преобразований. Именно рабочий класс был основным носителем идеи построения коммунизма и позиционировался в качестве примера и ориентира для всего советского общества.
Изменилась ситуация в 80-е годы, когда строительство коммунизма дало трещину, а принадлежность к пролетариату стала, скорее, уничижительным, чем преимущественным определением.
Европейская история
Философ Кароль Либельт определил, что статусный класс интеллигенции связан с социальным прогрессом, но при этом готов работать на государство.
Русский писатель Петр Боборыкин определял интеллигенцию как руководителей общества и как творцов высокой культуры .
В Европе интеллигенция существовала как класс статуса (социального слоя) еще до интеллигенции , термин был придуман в 19 — м веке. Как люди, чьи профессии ставили их (физически, экономически и социально) за пределы традиционных мест и функций монархических социальных классов города и деревни (королевской семьи, аристократии, буржуазии) того времени, интеллигенция была городским социальным классом. . В своих статусных классовых функциях интеллектуалы участвовали в культурном развитии городов, распространении печатных знаний (книг, текстов, газет) и экономическом развитии съемного жилья ( многоквартирного дома ) для учителя, журналиста, и государственный служащий.
В своей работе 2008 года «Восстание интеллигенции, 1750–1831» Мацей Яновский определил интеллигенцию как интеллектуальных слуг современного государства в той степени, в которой их политика государственной службы уменьшила социальную отсталость и политические репрессии в разделенной Польше .
Польский философ Либельт ввел термин inteligencja в своей публикации О miłości ojczyzny ( О любви к Отечеству ) в 1844. В польском языке , популярное понимание слова inteligencja близко к определению Libelt, который видел inteligencja СТАТУС класс как хорошо образованные люди общества, которые обязуются обеспечивать моральное лидерство, такие как ученые, учителя, юристы, инженеры и т.д .; интеллигенция «руководит по причине своей более высокой просвещенности».
В 1860 — х годах, писатель Боборыкин популяризировал термин intelligentsiya (русская: Интеллигенция ) в царской России ; он утверждал, что положил начало представлению об интеллигенции как социальной прослойке. Русское слово « интеллигенция» происходит от немецкого слова Intelligenz (интеллект) и определяет и описывает социальный слой людей, занятых интеллектуальными занятиями; более того, Боборыкин также расширил определение интеллигенции (производителей культуры и идеологии), включив в нее художников (производителей высокой культуры ).
В 2006 году доктор Виталий Тепикин определил следующие характеристики интеллигентной группы:
- передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;
- активная умственная работа и постоянное самообразование;
- патриотизм, основанный на вере в свой народ и бескорыстной, неиссякаемой любви к малой и большой Родине;
- творческая неутомимость всех частей интеллигенции (а не только ее художественной части, как многие считают), аскетизм;
- независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение ее самому;
- критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократии;
- верность своим убеждениям, продиктованная совестью в самых тяжелых условиях и даже склонность к самоотречению;
- неоднозначное восприятие действительности, что приводит к политическим колебаниям, а иногда — и проявлению консерватизма;
- обостренное чувство обиды из-за недостаточной реализации (реальной или кажущейся), что иногда приводит к крайней замкнутости интеллектуала;
- периодическое непонимание, неприятие друг друга представителями различных групп интеллигенции, а также единым отрядом, вызванное приступами эгоизма и импульсивности (чаще всего характерно для художественной интеллигенции).
Интеллигенция и интеллектуалы в зарубежных странах.
В современных развитых странах понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.
Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.
Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями «критического потенциала». Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканизма, национализма, социализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление системы общественных ценностей.
Поскольку в эпоху НТР резко повышается ценность знаний и креативного мышления, то в современном мире растет и число лиц умственного труда, и их значение в жизни общества. В постиндустриальном обществе интеллектуалы станут, по мнению некоторых социологов, «новым господствующим классом».
В странах, отставших в своем развитии, социальная группа лиц интеллектуального труда приобретает особые черты. Лучше других понимая отсталость своей страны, интеллектуалы становятся главными проповедниками ценностей модернизации. В результате у них развивается чувство собственной исключительности, претензии на «высшее знание», которого лишены все остальные. Подобные мессианские черты характерны для интеллектуалов всех стран догоняющего развития, но наиболее сильное развитие они получили в России. Именно этот особый вид интеллектуалов и называют интеллигенцией.
Кто такой интеллигент?
Интеллигент — это порядочный, высокообразованный человек с развитым интеллектом, высокой внутренней культурой, самоуважением и уважением к окружающим, имеющий чувство меры в словах и действиях. Похожие определения дают и словари. Но термин относится к словам с расплывчатым смыслом, которые каждый употребляет по-своему. Одни считают интеллигентами всех «очкариков» с университетским дипломом. Другие путают их с интеллектуалами. Третьи причисляют к интеллигентам по второстепенным признакам – шляпе, например. Ясно одно: интеллигент – это характеристика не конкретного человека, а свойства человеческого ума.
Слово «интеллигенция» происходит от латинского «Intelligents» – думающий, размышляющий, понимающий. В научный оборот введено в России в 60-х годах XIX века как альтернатива понятию «дворянство». Позже слово перешло в западноевропейские языки. С немецкого языка «Intelligenz» переводится как «сообщество образованных или творчески одаренных личностей». В иностранных словарях слово «интеллигенция» часто встречается вместе с дополнением «русская». Поэтому считается, что это в основном русское явление.
В иностранных языках чаще встречается понятие интеллектуал, а интеллектуальная честность занимает первые места в списке нравственных качеств. Но в русском языке разница в понятиях «интеллигент» и «интеллектуал» существует. Интеллектуал – человек с отличной памятью и аналитическими способностями. Русский интеллигент – это носитель духовности и нравственности, элита, интеллект, образование и духовно-нравственная основа в одном лице.
В своем открытом письме академик Д. С. Лихачев писал: «Интеллигент – это человек с высокой умственной порядочностью. Основной принцип интеллигенции – свобода как нравственная категория».
Немного об истории интеллигенции.
Несмотря на русское и относительно недавнее происхождение слова «интеллигенция», присущие ей черты были еще у философов Древней Греции. Это были любознательные и интеллектуально развитые люди, добившиеся своего положения умственным трудом. По Аристотелю интеллигентность – это способ мышления философов-неоплатоников, который управляется Высшим Разумом. Для обитателей колыбели английского образования Оксфорда еще в XIII веке использовали слово «brainy» – «мозговитые». Хотя слово произносилось с презрением, так как интеллектуалов традиционно обвиняли в отрыве от народа, непрактичности, снобизме.
В России образованное общество начало создаваться во времена Петра I. Тогда оно состояло исключительно из дворян-вольнодумцев, выражавших не совпадающие с царской позицией взгляды. Когда слово интеллигенция только вошло в оборот оно обозначало человека, закончившего гимназию и зарабатывающего себе на жизнь не-физическим трудом. Но за несколько десятилетий это понятие и его производные приобрели большую значимость, вошли во все толковые словари и учебники по истории.
Первоначально интеллигенцией называли социальную прослойку образованных людей, занимавшихся сложным умственным трудом или творчеством. Интеллигенция была в вечной оппозиции с аристократии, принимавшей существующий порядок как данность, независимо от его разумности. Возможно, поэтому главной чертой интеллигента считают оппозиционность по отношению к официальной власти.
Вопрос о русской интеллигенции до сих пор относят к неоднозначным и запутанным. До революции это был существовавший класс, феномен русского образованного общества. Но за годы советской власти понятие интеллигентности сильно нивелировалось. Слово «интеллигент» стало чуть ли не ругательным, к нему добавлялось презрительное «гнилой». Но сегодня слово «интеллигенция» все чаще употребляется со словом «свобода». А темы о роли интеллигенции в революциях, переворотах, формировании современного общества вызывают жаркие споры политологов, социологов, журналистов, политиков, религиозных деятелей.
Этических и человеческих стандартов интеллигенции не существует. Как и одного мнения о ее роли в истории. Уяснить для себя образ русской интеллигенции от ее зарождения до сегодняшних дней помогут произведения Ф. Н. Достоевского, Б. Пастернака, Анны Ахматовой, Павла Лунгина, работы академика А. Сахарова, политического философа Н. Бердяева.