Ибн-сина

Оглавление

Годы скитаний

В 1008 году султан Махмуд Газневи приглашает ученого к своему двору. Это был надменный и необразованный правитель, взлетевший к вершине власти из самых низов. Ибн Сина понимает, что его приглашают в придворные холуи, поэтому отказывается от милостивого предложения султана. С этого времени он обречен на годы странствий, спасаясь от гнева мстительного деспота.

В Хамадане он не только лечит эмира Шамс ад-Давла, но и пробует давать советы политического свойства. Благодарный правитель назначает его визирем. Ибн Сина пытается организовать управление государством согласно учению Аристотеля, по которому вся власть должна быть сосредоточена в руках благородных философов. Это не нравится придворным эмира. Они вынуждают его оставить высокий пост и покинуть пределы государства. Но вскоре эмир болезнь эмира дает о себе знать, и ученого просят вернуться, восстановив его в должности министра.

Ибн Сине пришлось побывать в заточении за попытку перейти на службу к правителю Исфахана. Спустя четыре месяца он все же попадает в Исфахан, где проводит самые плодотворные годы своей жизни. На службе у исфаханского правителя Ала ад-Давла он и оканчивает свои дни в возрасте 56 лет. Прах великого мыслителя Востока покоится в мавзолее эмира в Исфахане на территории современного Ирана.

О пульсе

Пульс у мужчин в дороге жизни всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Пульс у ребенка тоньше и быстрей.
У взрослого — замедленней, слабей….

Гениально, не правда ли? А самое главное — насколько эти наставления соответствуют здоровому образу жизни. Поэтому всегда полезно перечитывать труды великих учёных.

Афоризмы и цитаты Ибн Сины

Чтобы иметь общее представление об этом великом учёном, приведём его ряд цитат и высказываний, которые свидетельствуют о его уме и мировоззрении.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.

Когда к невеждам ты идёшь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Послесловие

О нём рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.

Авиценна умер в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество своё Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.

Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нём упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.

В 1954 году, по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.

Ибн Сина — блистательный достижение огромного пройденного человечеством пути. Есть поколения — корни, поколения — завязи, поколения, на которые падает тысячелетиями подготавливаемый расцвет. Работа всех бессмертна. Благородные мысли не умирают, а собираются в некое Хранилище, как говорил Ибн Сина, — в Ноосферу, как говорил Вернадский. Ноосфера сохраняет и улучшает мир.

Главное — осуществить точное «хронологическое распластавание» Ноосферы — этого великого накопленного человечеством интеллектуального богатства. Главное — выстроить из хаоса камней стройный горный хребет, где каждая прожитая во имя Истины жизнь стала бы той или иной вершиной. Но сколько забытого, исчезнувшего, непонятого… И порою в стране гор не хватает как раз самой главной, самой ослепительной, купающейся в облаках вершины.

При его жизни и потом, в каждом веке, учёные спорили о книгах мудреца, яростно защищая или яростно ниспровергая их. Жизнь великого непокорённого скитальца стала символом честного служения Истине. Он весь — тайна. В последний период жизни зашифровывал свои мысли так, что до сих нор учёные не могут найти им однозначное толкование, Его жизнь, рассказанная им самим своему наипреданнейшему ученику, — сплошной ребус. Учёные до сих пор пытаются объяснить мотивы тех или иных поступков Ибн Сины, выстроить его характер, найти закономерность его судьбы. Но сложны не только его жизнь, его труды, сложна и эпоха — восточное средневековье. Учёные мира в течение многих веков размышляют над всем этим, совершая подвиги преданности и титанического труда.

Авиценна известен и не известен. Но его знают как символ великой восточной мудрости.

Биография Ибн Сины

Ибн Сина появился на свет 16 августа 980 г. в небольшой деревне Афшана, расположенной на территории Саманидского государства.

Он рос и воспитывался в состоятельно семье. Принято считать, что его отец был богатым чиновником.

Детство и юность

С раннего возраста Ибн Сина проявлял большие способности к разным наукам. Когда ему едва исполнилось 10 лет, он выучил наизусть почти весь Коран – главную книгу мусульман.

Поскольку Ибн Сина обладал впечатляющими знаниями, отец отправил его в школу, где глубоко изучались мусульманские законы и принципы. Однако преподавателям пришлось признать, что мальчик гораздо лучше их разбирался в самых разных вопросах.

Интересен факт, что когда Ибн Сине было всего 12 лет, к нему за советами приходили как учителя, так и местные мудрецы.

В Бухаре Авиценна обучался философии, логике и астрономии у приехавшего в город ученого Абу Абдаллаха Натли. После этого он самостоятельно продолжил получать знания в этих и других областях.

Ибн Сина проявлял интерес к медицине, музыке и геометрии. Большое впечатление на парня произвела «Метафизика» Аристотеля.

В 14-летнем возрасте юноша исследовал все имеющиеся в городе труды, так или иначе связанные с медициной. Он даже пробовал лечить особо больных людей, чтобы применить свои знания на практике.

Случилось так, что эмир Бухары заболел, но никто из его лекарей не мог излечить правителя от недуга. В результате, к нему пригласили молодого Ибн Сину, который поставил правильный диагноз и прописал соответствующее лечение. После этого он стал личным врачом эмира.

Хусейн продолжил получать знания из книг, когда у него появился доступ к библиотеке правителя.

В 18-летнем возрасте Ибн Сина обладал такими глубокими познаниями, что начал свободно дискуссировать с самыми известными учеными Востока и Средней Азии по переписке.

Когда Ибн Сине было только 20 лет, он издал несколько научных трудов, включая обширные энциклопедии, книги по этике и медицинский словарь.

В тот период биографии умер отец Ибн Сины, а Бухару оккупировали тюркские племена. По этой причине, мудрец решил уехать в Хорезм.

История жизни Авиценна

Ибн Сина, развивший учение о причинах болезни, различал причины внешние (зной, травма и др.), предшествующие и связующие. Предшествующие причины выражали, по его мнению, то, что сейчас мы обозначаем как причины предрасполагающие или способствующие. Причины связующие — это свойства организма, в той или иной мере опосредующие действие внешних болезнетворных причин

Интересно, что Ибн Сина уже различал важность обуславливающих факторов в развитии болезней, то есть подчеркивал значение того, что сейчас мы называем условиями их возникновения. 

Ибн Сина, раскрывший в духе своего времени процессы «уравновешивания натур» людей, определяющие состояние здоровья в различных географических, климатических, социальных, бытовых ситуациях, изучал также вопросы приспособления здорового и больного человека. Важнейшим из признаков здоровья, по его мнению, является «уравновешенность натуры» — «уравновешенность цвета лица между белизной и румянцем, уравновешенность телосложения в смысле полноты и худобы…» и т.д. Интересно, что уже в то время ученый поддерживал значение социальных факторов в определении жизни людей. Он, в частности, писал, что «основное в искусстве сохранения здоровья — это уравновешивание необходимых факторов, которые суть 1) уравновешенность натуры, 2) выбор пищи, 3) очистка от излишков, 4) сохранение телосложения, 5) улучшение того, что вдыхается через нос, 6) приспособление одежды, 7) уравновешенность физического и душевного движения». 

Книга Ибн Сины

Есть смысл заметить, что термин «уравновешенность» в смысле «приспособление» дошел до наших дней и широко применялся в различном контексте И.П. Павловым в работах по пищеварению и особенно при изучении высшей нервной деятельности. 

Идея о зависимости психики в целом от мозга проводилась в «Каноне» неуклонно. Аффективную сторону душевной жизни Ибн Сина также непосредственно связывал с телесными изменениями. В этом он следовал прочно установившейся в психофизиологии традиции. Но совершенно новаторским следует считать его исследовательский подход к аффектам. Предание рассказывает, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши.

Говоря ему определенный ряд слов, он зафиксировал по изменению его пульса, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание. Возможно, это был первый в истории психологии случай психодиагностики, причем принцип, на котором она строилась, предвосхищает последующий ассоциативный эксперимент, «детектор лжи» и другие сходные приемы поиска эмоционального комплекса по экспериментально вызванным изменениям в вегетативной сфере. Учение Ибн Сины о воздействии психических (аффективных) состояний на глубинные органические процессы – то, чего еще не знала античность. 

Русское издание книги Ибн Сина «Канон врачебной науки»

В последние годы здоровье Ибн Сины ослабло. Когда-то он написал книгу о желудочных коликах, а теперь сам страдал этой болезнью. Ибн Сина лечил себя успешно, до тех пор, пока эмир Ала уд-Даула, находящийся в походе, не вызвал его к себе. Врач, который готовил лекарство по рецепту Ибн Сины, бросил в лекарственную смесь в пять раз больше семян сельдерея, чем полагалось. От такой лекарственной смеси язвы в желудке и кишечнике, которые уже затягивались, снова открылись. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», — сказал Ибн Сина самому себе. 

Бухара

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Алиибн Сина родился в селении Афшана, расположенном в 30 км на северо-восток от Бухары, 16 августа 980 года. С младых ногтей судьба была к нему благосклонна. Во-первых, ему достался замечательный отец, который заметил природные дарования мальчика и постарался их максимально развить. Хусейн был отдан в школу мусульманского правоведения, в 10 лет знал наизусть Коран, а в 12 – был известным в округе мудрецом, к которому приходили советоваться взрослые люди. Когда в Бухару приезжает знаменитый ученый Абу Абдаллах Натили, отец сделал все, чтобы тот остановился в его доме.

Постижение музыки, астрономии и геометрии дается ему без труда, а вот «Метафизика» Аристотеля вызывала непонимание до тех пор, пока Хусейн не взял в руки комментарии к «Метафизике» Аль-Фараби. Известно, что великий греческий философ не только рассуждал о категориях бытия, но и лечил людей, будучи сам сыном врача. Мусульманская культура переживала расцвет, благодарно впитывая все, что могла дать эллинистическая мудрость. В странах ислама весьма чтили Аристотеля, переводили и комментировали его. Именно через арабские переводы великий грек попал в средневековую Европу, чтобы стать учителем Запада.

Предание называет разный возраст Ибн Сины, когда того пригласили лечить эмира Бухары – от 16 до 18 лет. Юноша исцелил правителя, а в награду попросил пустить в его библиотеку. Здесь он поглощал знания по самым разным направлениям наук, причем медицина была для него одной из форм познания человека и мира. Недолго он наслаждался мудростью древних, так как библиотека была сожжена мусульманскими фанатиками как источник ереси. Сам Ибн Сина прослыл еретиком и всю жизнь испытывал неудобство от соприкосновения с религиозными невеждами.

Сущность и Существование

Авиценна отверг классическую исламскую теологическую доктрину сотворения, а вместо этого развил неоплатоническую идею эманации. Он утверждал, что космос не имеет временного начала, но является естественным логическим продуктом Божественного. По своей природе Божественный производит упорядоченный и хороший космос, который не наследует Его во времени, только в логическом порядке и в существовании.

Авиценна разработал хронологию доказательств и логических объяснений существования Бога: мы знаем из нашего феноменального опыта мира, что вещи существуют; ни одна сущность не может существовать без причины; цепь причинности не может быть бесконечной, но в конечном итоге должна прийти к Первой причине, которой является Бог.

Бытие было разделено на три класса: необходимое, возможное и невозможное. Первопричина по своей природе необходима, и характеристики первой причины наделяют все условные сущности своими собственными потребностями в нисходящей иерархии необходимости, которая достигает кульминации во всем подлунном мире.

Авиценна провел различие между сущностью и существованием. Чтобы сущность была реализована во времени, как бытие, существование должно быть необходимым самой сущности. Эта конкретная причинно-следственная связь является неотъемлемым свойством сущности, заключающейся в том, что оно не обусловлено.

Смерть

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.

Памятник Ибн Сине

Существует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.

Философия и религия

Энциклопедия, написанная Авиценной, называется «Китаб аш-Шифа». Книга стала монументальным трудом, охватывающим обширную область знаний от философии до науки. Он классифицировал всю область следующим образом: теоретические знания: физика, математика и метафизика; и практические знания: этика, экономика и политика. Его философия синтезирует аристотелевские традиции, неоплатонические влияния и мусульманское богословие.

Как говорится в биографии, Абуали ибни Сино также интересовался математикой, физикой, музыкой, искусством и другими точными и гуманитарными науками. Он объяснил «изгнание девяток» и его применение для проверки квадратов и кубов. Авиценна сделал несколько астрономических наблюдений и разработал устройство, похожее на вернье, чтобы повысить точность инструментальных чтений.

Его вклад в физику невозможно переоценить. Авиценна посвятил несколько трудов проблемам изучения различных форм энергии, тепла, света и механики, а также таких понятий, как сила, вакуум и бесконечность

Он сделал важное наблюдение: если восприятие света происходит из-за излучения какого-либо вида частиц источником света, скорость света должна быть конечной. Ученый предположил, что существует взаимосвязь между временем и движением, а также провел исследования по удельному весу и использовал воздушный термометр

В области химии он не верил в возможность химической трансмутации, потому что, по его мнению, металлы отличались в фундаментальном смысле. Эти взгляды были радикально противоположны тем, которые преобладали в то время. Как говорится в биографии Абуали ибни Сино, его трактат о минералах был одним из «главных» источников геологии христианских энциклопедистов тринадцатого века. Помимо «Шифа», известны его трактаты по философии — «Ан-Наджат» и «Ишарат».

Философия

Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Статуи философа Ибн Сины

Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.  

Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.   

Жизненный путь

Ибн Сина появился на свет в маленьком селении Афшана неподалеку от Бухары, расположенной в Средней Азии. Семья будущего ученого не бедствовала, так как его отец занимался сбором податей. Любознательный мальчик с раннего детства проявил большую тягу к знаниям, и к десятилетнему возрасту даже смог выучить Коран наизусть.

Авиценна начал свое образование с изучения богословия, а позднее заинтересовался философией, математикой и конечно же, медициной. Упорный труд и высокие умственные способности позволили ему стать известным ученым уже к двадцатилетнему возрасту.

Позднее Ибн Сина стал служить придворным лекарем, и на основе полученного опыта написал фундаментальный пятитомный труд «Канон медицины». Эта работа завоевала большой авторитет в разных странах мира, ее переводили на другие языки и переиздавали множество раз.

Роковую роль в жизни Авиценны сыграл султан Махмуд Газневи, из-за которого ученому пришлось пуститься в бега — ведь он ослушался приказа и не пожелал пойти в услужение к правителю. Обосновавшись на новом месте, он начал работу над своим трудом «Канон врачебной науки». Однако стремление к путешествиям и знаниям заставило Авиценну через некоторое время снова двинуться в путь.

Странствуя по территориям, которые занимает современный Центральный Иран, однажды он остановился в Хамадане. После того, как Ибн Сина смог исцелить эмира от болезни желудка, в награду ему дали должность визиря. Однако честный и инициативный человек в окружении эмира быстро стал лишним звеном — завистливые придворные захотели от него избавиться.

Авиценне удалось скрыться от нависшей над ним опасности, но через какое-то время он все же попал в тюрьму, где и провел несколько месяцев. После освобождения врач вновь отправился в дорогу, и прибыл в крупный город Исфахан. Здесь ему удалось стать приближенным эмира, и одновременно с этим написать большую часть своих научных трудов.

Жизнь Авиценны была похожа на длительное странствие с чередой взлетов и неудач. После многолетних скитаний ему так и не удалось вернуться на родные земли, поэтому смерть настигла его в чужих краях. Этот удивительный человек оставил яркий след в истории, и его достижения в сфере медицины и других науках не забыты до сих пор. Сегодня многие лечебные учреждения, в том числе и медицинский центр «Авиценна Медикал», с честью используют имя этого замечательного врача в своих названиях.

Книги Ибн-Сины

Кроме этого научного труда ученым были написаны еще книги, сделавшие открытия в ботаническом и философском мире.

Например, «Книга исцеления», где Авиценна раскрывает понятия о таких науках, как физика, астрономия, философия, биология, логика и многие другие. Еще один трактат – «Книга знания», которая была разделена на четыре раздела – математика, физика, логика, метафизика.

Впоследствии раздел о математике был утрачен и восстановлен учеником Авиценны, Аль-Джузджани.

Всю свою жизнь Ибн-Сина путешествовал, побывал в различных городах и странах. Абсолютно ничего не известно о его семье- был ли он женат, имелись ли у него дети. Великий лекарь скончался в 1037 году в Хамадане, так и не увидев своей малой Родины.

Его похоронили у городской стены, а спустя чуть менее года тело перевезли в город Исфахан, где погребли с почестями в специально построенном мавзолее.

Крохотные демоны болезней

Год 1002 – очень знаковый в жизни ученого. Захваченная тюркскими кочевниками, Бухара прекращает существование, и светоч высокой восточной культуры уже никогда не запылает здесь с такой яркостью. Эмир убит, библиотека сожжена, дома мирных жителей разграблены. Умирает отец Ибн Сины, а сам он подвергается нападкам за отступление от ислама. Вместе с братом Махмудом он пускается в бегство, а это означает верную смерть, поскольку между городами лежала безводная пустыня. Махмуд умирает от жажды, а самого Хусейна подбирает караван, который и доставляет его в город Ургенч, столицу правителей Хорезма. По легенде, одним из спасителей оказался его будущий ученик Джурджани, который сопровождал учителя до конца его дней.

В Ургенче Ибн Сине удается остановить свирепствовавшую чуму. Правителю он рекомендует запретить людям собираться на базаре и в мечети, а для подкрепления своей правоты, использует солнечное затмение. Деньги он советует передавать, опустив их в уксус, а в рацион питания включить чеснок. Ибн Сина выражает догадку, что причиной заболеваний могут быть крохотные демоны, прилипающие к телу, одежде и волосам. Тем самым он уже в 11 веке предвосхитил открытие бактерий. Он никогда не брал денег с пациентов, которые интересовали его с точки зрения практического опыта. Чтобы пополнить недостающие знания, он препарировал трупы.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • Alemannisch
  • አማርኛ
  • Aragonés
  • العربية
  • مصرى
  • Asturianu
  • Azərbaycanca
  • تۆرکجه
  • Башҡортса
  • Boarisch
  • Žemaitėška
  • Беларуская
  • Беларуская (тарашкевіца)
  • Български
  • भोजपुरी
  • Bislama
  • Banjar
  • বাংলা
  • Brezhoneg
  • Bosanski
  • Буряад
  • Català
  • Нохчийн
  • Cebuano
  • کوردی
  • Qırımtatarca
  • Čeština
  • Чӑвашла
  • Cymraeg
  • Dansk
  • Deutsch
  • Zazaki
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • Estremeñu
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Frysk
  • Gaeilge
  • 贛語
  • Kriyòl gwiyannen
  • Galego
  • گیلکی
  • Bahasa Hulontalo
  • Hausa
  • עברית
  • हिन्दी
  • Fiji Hindi
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Interlingua
  • Bahasa Indonesia
  • Ilokano
  • Íslenska
  • Italiano
  • 日本語
  • Patois
  • Jawa
  • ქართული
  • Qaraqalpaqsha
  • Kabɩyɛ
  • Қазақша
  • ಕನ್ನಡ
  • 한국어
  • Kurdî
  • Кыргызча
  • Latina
  • Limburgs
  • Ladin
  • Lombard
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Malagasy
  • Minangkabau
  • Македонски
  • മലയാളം
  • Монгол
  • Bahasa Melayu
  • Mirandés
  • မြန်မာဘာသာ
  • Эрзянь
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Occitan
  • ਪੰਜਾਬੀ
  • Polski
  • Piemontèis
  • پنجابی
  • پښتو
  • Português
  • Română
  • Русиньскый
  • संस्कृतम्
  • Саха тыла
  • ᱥᱟᱱᱛᱟᱲᱤ
  • سنڌي
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Soomaaliga
  • Shqip
  • Српски / srpski
  • Sunda
  • Svenska
  • Kiswahili
  • தமிழ்
  • తెలుగు
  • Тоҷикӣ
  • ไทย
  • Türkmençe
  • Tagalog
  • Türkçe
  • Татарча/tatarça
  • Тыва дыл
  • ئۇيغۇرچە / Uyghurche
  • Українська
  • اردو
  • Oʻzbekcha/ўзбекча
  • Vepsän kel’
  • Tiếng Việt
  • Winaray
  • 吴语
  • მარგალური
  • ייִדיש
  • Yorùbá
  • Vahcuengh
  • 中文
  • Bân-lâm-gú
  • 粵語

Трудно точно сказать, сколько трактатов было написано Авиценной. Исследователи расходятся в оценках. Кто-то считает, что их более 450, другие полагают, что чуть меньше 300.  Многие труды Авиценны исчезли. В том числе философская энциклопедия в нескольких томах, трактат о справедливости, философский словарь.

Работы по философии, медицине, ботанике писались Авиценной для учеников, по заказам эмиров и образованных людей того времени. Частично входили в труды по медицине. Например, известная работа ученого «О душе», которая включена в «Книгу об исцелении».

Сохранилась мистическая философия – «Книга о птицах» и «Книга о любви». Глубокую философскую мысль содержат трактаты «Об избавлении от страха смерти» и «О предопределении».

Вклад Авиценны в медицину

Книга исцеления считается основным философским трудом Ибн Сины. Состоит из разделов, посвященных логике, физике, математике, метафизике. Без этих наук Авиценна считал медицину невозможной.

Медицинские труды занимают не больше 20 % всего наследия. Авиценна стал знаменит в Европе благодаря «Канону врачебной науки». Не было ничего более масштабного и систематизированного в этой области до него. Материал, составленный тысячу лет назад, очень легко читается, изложен понятным языком без излишнего наукообразия и отступлений.

В 1593 четыре огромных тома Канона напечатали в Европе сразу после Библии. Канон штудировали европейские врачи почти 500 лет, изучали во всех медицинских школах. Не забывают о нем и сегодня.

Заслуга Авиценны в том, что им было создано пособие для врачей на столетия вперед: медицинская энциклопедия, где идеально систематизированы болезни, их симптомы и лечение.

Достижения Авиценны в области медицины сложно переоценить. Даны описания 2 000 заболеваний, рецепты более 3 000 лекарств, указаны свойства трав.

Не случайно многие медицинские учебные заведения разных стран носят имя Авиценны.

Читайте далее:

Великий узбекский ученый и астроном – мирзо Улугбек и его обсерватория

Великий поэт и философ Алишер Навои

Мемориальный комплекс имама Аль Бухари в городе Самарканд

Народный герой – Ходжа Насреддин

Математик Ахмад аль Фергани (Альфраганус) – уроженец города Кува в Ферганской области

Труды по медицине

Самым влиятельным и известным трудом Авиценны является 14-томный «Канон медицинской науки». Канон был одним из основных медицинских текстов в Европе и исламском мире до XVII века.
Канон делится на пять книг, из которых первая и вторая посвящены вопросам физиологии, патологии и гигиены; третья и четвертая – методикам лечения заболеваний; пятая – составу и вопросам изготовления лекарственных средств. В Каноне было описано много инфекционных болезней и заболеваний, передаваемых половым путем, а также карантин как способ профилактики распространения инфекций. Авиценна поддерживал древнегреческую теорию миазмов, согласно которой причиной эпидемий являются «плохие испарения» в воздухе

Он обратил внимание на заразность туберкулеза и оспы, описал проказу, дифференцировал чуму и холеру. Авиценна охарактеризовал симптомы и осложнения сахарного диабета, формы паралича лицевого нерва и пр., впервые проанализировал причины возникновения таких тяжелых недугов, как менингит и язва желудка

Канон установил некоторые принципы и правила проверки действенности новых медикаментов, которые являются актуальными и сейчас. Ибн Сина серьезно исследовал способ жизни долгожителей, заложил основы геронтологии. Большое значение врач придает физическим упражнениям, режиму питания и отдыха, правилам личной гигиены.
Другие труды Авиценны посвящены, в частности:

  • сексуальным нарушениям;
  • способам усиления памяти (психостимуляторам);
  • препаратам для лечения сердечных заболеваний;
  • вреде и пользе вина.

Ученый разработал собственную концепцию о характере и темпераменте человека. Он считал, что человеческая натура подразделяется на три типа: горячая и холодная, влажная и сухая.

Лекарственные средства

Самая важная из шестнадцати медицинских работ Авиценны — это четырнадцать томов «Кануна», или «Канона медицины». Книга содержит более миллиона слов и разделена на пять частей. Первая дает общие принципы медицины. Вторая часть — алфавитный список простых лекарств. Третья касается заболеваний отдельных органов и частей тела. Четвертая часть Кануна — перечень болезней, которые распространяются по всему телу с начальной точки, таких, как лихорадка. Последняя, пятая часть — рецепты составных лекарств.

В труде ученого классифицированы и описаны заболевания, он изложил их предполагаемые причины, основы гигиены и методы лечения. Несколько разделов книги посвящены простым и сложным лекарствам, а также функциям разных частей тела. Авиценна первым догадался, что туберкулез заразен, описал методы предохранения от заболевания. Также врач описал симптомы и осложнения сахарного диабета и разделил болезнь по степеням тяжести.

«Канон» был переведен на латынь в двенадцатом веке и оставался основным учебником для студентов-медиков в Европе в течение нескольких веков. В музее в Бухаре есть экспонаты, посвященные выдающемуся ученому: хирургические инструменты того периода и картины пациентов, проходящих лечение.

Авиценна интересовался влиянием разума на тело и много писал о психологии, вероятно, оказывая влияние на Ибн Туфайла и Ибн Баджу. Ученый, вместе с такими философами и учеными, как Разес, Ибн Нафис, Аль-Захра и Аль-Ибади, признан выдающимся деятелем, внесшим неоценимый вклад в становление ранней мусульманской медицины.