Оглавление
Развитие движения в 1870-х гг.
В начале 1870-х гг. народники сконцентрировали усилия на вовлечении народных масс в революционную борьбу. В качестве идейных лидеров организации революционного хождения в народ выступали Н. Чайковский, П. Кропоткин, П. Лавров, М. Бакунин.
Попытки хождения в народ начали предприниматься весной 1873 г., а уже осенью народники приступили к подготовке массового хождения в народ. Разрабатывались маршруты, издавалась пропагандистская литература, приобреталась крестьянская одежда. Народники уделяли много времени обучению народным ремеслам на базе специально созданных мастерских.
Массовый характер движение приобрело в начале 1874 г. Им были охвачены 37 губерний. У участников хождения не было общей и единой программы действий. Отдельные представители склонялись к тактике постепенной подготовки революции, но некоторые планировали призывать крестьян уже начинать отбирать у помещиков земельные наделы, идти на свержение самодержавного строя и т.д. Вне зависимости от указанных разногласий представителей этих направлений объединяла убежденность в том, что крестьяне сами заинтересованы в революции.
Усилия революционеров-просветителей не увенчались успехом. Народные массы не пошли на участие в перевороте, все агитационные действия городской молодежи не были восприняты всерьез. В конце 1874 г. власти арестовали более 4 тыс. чел., а в октябре 1877 г. завершился «процесс ста девяноста трех», на котором приговоры получили наиболее активные участники движения.
Несмотря на неудачу, опыт «хождения в народ» имел важное значение для последующего распространения идей народничества и развития этого движения. Участники «Земли и воли» решили пойти по уже проверенному пути и пытались снова наладить контакты с крестьянскими массами
Они жили в деревнях, работали там учителями и врачами, продвигая одновременно свои идеи.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Причины хождения в народ
Либерально настроенные представители прогрессирующего общества, воспитанные на учениях Бакунина, Ткачева, Лаврова, требовали и ждали от власти решительных шагов. Хождение в народ было связано с деятельностью молодого поколения из интеллигенции, воспитанного в духе борьбы за общечеловеческое счастье.
Эта прогрессивная интеллигенция решила взять ситуацию в свои руки. Она желала внедрить просвещение в тёмный крестьянский народ, пытаясь, таким образом, поднять «низы» против «верхов». В этом и была цель хождения в народ.
Поэтому противоречивость поведения власти, неуверенные и поверхностные реформы породили «брожение умов». Так и возникло движение народников.
Предпосылки возникновения народничества
Идея возникновения народничества принадлежала революционным демократам, писателям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому, которые обосновали теоретические положения этого направления.
Представители нового революционного движения требовали передать землю крестьянам, ликвидировать самодержавие, лишить дворянство привилегий.
Для возникновения народничества сложился ряд предпосылок:
-
российская экономика носила переходный характер от феодализма к капитализму;
-
поиску выхода из экономического тупика препятствовали сохранение крепостного права, самодержавия и непоследовательность внутриэкономического курса правительства Александра II;
-
неприятие революционно настроенной частью интеллигенции идей капитализма, как искусственно навязанных для аграрной России;
-
идеализация разночинцами крестьянской общины и стремление создать на её основе справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма.
Это интересно: Наполеон Бонапарт – краткая биография.
Историческое значение народничества
Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.
Общество осознало необходимость изменений, власть была вынуждена проводить реформы. В то же время террор привел к расколу в русском освободительном движении, вызвал ожесточение власти и замедление в развитии страны.
Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.
История народничества
Что такое народничество? В общем смысле — идейное течение, выступающее против самодержавия и крепостничества. В основе народничества лежали идеи реформации Российской Империи, но методы, которыми действовала эта сила, более похожи на революционные.
Основными этапами существования народничества были:
- 1874-1875 — «Хождения в народ» с пропагандой реформистских идей среди крестьянского населения;
- 1876 — создание революционного общества «Земля и воля»;
- 1879 — раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел»;
- 1 марта 1881 — убийство императора Александра II.
Видными представителями народничества были:
- Николай Гаврилович Чернышевский — общественный деятель, писатель, носитель основных идей народничества и его идейный вдохновитель;
Михаил Александрович Бакунин — один из основателей социального анархизма и идеолог народничества; - Петр Лаврович Лавров — социолог, философ, историк и публицист;
- Андрей Иванович Желябов — член управления «Народной воли», один из организаторов убийства императора Александра II;
- Вера Ивановна Засулич — писательница, террористка, ставшая одной из представительниц социал-демократической партии;
- Софья Львовна Петровская — член исполнительного комитета «Народной воли», была руководительницей убийства императора Александра II.
Революционные идеи народничества зародились в 60-х годах XIX века. Изначально они носили название «общественного социализма», а авторство теории приписывают А.И. Герцену и Н.Г. Чернышевскому.
Почему из реформистской философии народничество стало революционным течением? Потому что в тоге оно стало говорить о необходимости уничтожения самодержавия в России любым путем, включая путь террора.
Народничество в начале XX века
После краха «Народной воли» и нескольких неудачных попыток ее возрождения революционеры убедились, что народовольчество изжило себя, а революционное движение вступило в новую фазу. Среди революционно настроенной молодежи набирали силу идеи К. Маркса.
После 1890-х годов начало сближение радикального народничества с умеренным. Сформировавшееся таким образом неонародничество принимало идеи Маркса о роли классовой борьбы, но отвергало определяющее значение экономического базиса в обществе.
Радикальное направление (эсеры) стало самым многочисленным и влиятельным немарксистским движением. После февральской революции 1917 года в руках эсеров сосредоточилась вся власть, но к 1925 году партия практически исчезла. Умеренное крыло народничества (партия народных социалистов) исключало использование террора и просуществовало недолго — до 1918 года.
Российская империя
- Список императоров России по порядку и годы их правления
- Территории, входившие в состав Российской империи
- Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
- Табель о рангах. Главное
- Первая всеобщая перепись Российской империи
- Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
- Россия в Первой мировой. Самое главное
- Коротко об эпохе дворцовых переворотов
- История герба России
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Идейные течения народничества 70-х годов
В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.
Идейные течения народничества:
- Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
- Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
- Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.
Все направления развивались параллельно.
Хождение в народ
Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:
— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.
— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.
Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».
«Земля и воля»
В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:
- Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
- Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.
К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.
Черный передел
«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».
Народная воля
«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.
Новости
Хождение в народ Искушение пейзажаДмитрий Шубин исследует лицо поверхностиАндрей Кудряшов 7 октября 2008 выставки |
Хождение в народ НедостачаУличных торговцев собрали в Фонтанном домеАндрей Кудряшов 30 июня 2008 выставки |
Хождение в народ Письма из провинцииИтог восьми лет работы в России подвел французский фотографАндрей Кудряшов 8 июня 2008 Санкт-Петербург, выставки |
Хождение в народ Нистратов нашел «внутреннюю Монголию» РоссииУбедительная попытка выстроить образ безобразного множестваАрсений Жиляев 10 апреля 2008 |
Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
Организация, годы существования, место |
Руководители |
Цели |
Деятельность |
Программа |
Методы |
---|---|---|---|---|---|
«Земля и воля» (1861-1864 – самоликвидация). (1876-1879 — восстановление) Москва, Петербург. |
Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др. |
Подготовка крестьянской революции |
|
|
|
«Народная воля»- террористическое крыло «Земли и воли» (1879-1987) Москва, Петербург. |
П. Лавров, С. Перовская, А. Желябов, В. Фигнер и др. |
Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества. |
Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства. Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа. |
В программе партии указано, что народовольцы немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция. |
Индивидуальный Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия. |
Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург |
Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич. |
Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами. |
|
Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г. |
|
Это интересно: Народы европеоидной расы – жители всех континентов Земли
Зарождение и первые проявления массовых движений
К середине XIX в. в Российской империи стал расти интерес общества к высшему образованию. Наибольшее развитие получили естественные науки. Однако осенью 1861 г. власти приняли решение повысить плату за обучение с одновременным введением запрета на действие студенческих касс взаимопомощи. Студенчество ответило организацией волнений, что привело к исключению многих молодых людей из учебных заведений. После исключения молодежь не могла найти работу на госслужбе, поскольку имела «клеймо» неблагонадежности, не было возможности продолжать обучение.
С каждым годом число отчисленных студентов росло, что приводило к активизации хождения в народ. Молодежь переезжала в деревню, становясь учителями в селах и фельдшерами. В этот период становится известным революционер Заичневский, который стал активно вести пропаганду среди масс. Он начал ходить в народ еще в 1861 г. Правда, наибольшее распространение получила деятельность социально-просветительской направленности «служение народу».
Первый этап
В середине XIX века в России вырос интерес к высшему образованию, особенно к естественным наукам. Но осенью 1861 г. правительство повысило плату за обучение и запретило студенческие кассы взаимопомощи. В ответ на это в университетах произошли студенческие волнения, после которых многие студенты были исключены из учебных заведений. Значительная часть активной молодёжи оказалась выброшенной из жизни — исключённые студенты не могли ни устроиться на государственную службу по причине «неблагонадежности», ни продолжать учёбу.
Герцен в газете «Колокол» в 1861 году писал:
В последующие годы число «изгнанников науки» росло, и хождение в народ стало массовым явлением. В этот период бывшие и несостоявшиеся студенты становились сельскими учителями и фельдшерами.
Большую известность приобрела пропагандистская деятельность революционера Заичневского, автора прокламации «Молодая Россия», который ходил в народ ещё в 1861 году. Однако в целом в этот период движение носило социально-просветительский характер «служения народу», и радикальная якобинская агитация Заичневского была скорее исключением.
Это интересно: 10,«Разрядка» и конфронтация со странами Запада
Первый этап
В 50-х гг. 19-го столетия получение высшего образования в Российской империи интересовало широкие слои интеллигенции. На первом месте по популярности находились естественные науки. В 1861 г. по решению правительства повысилась оплата обучения. Также было запрещено создание касс студенческой взаимопомощи, что привело к волнениям в ВУЗах, из которых исключили многих студентов.
Самая активная молодежь не знала, чем ей заняться. Исключенных из ВУЗов студентов не брали на работу в государственные учреждения, так как считали их «неблагонадежными». Вернуться в учебное заведение они тоже не могли. В «Колоколе» вышла статья Герцена, который призывал «изгнанников науки идти в народ».
За несколько последующих лет количество исключенных из ВУЗов студентов выросло в несколько раз. Из них получались неплохие сельские фельдшеры и учителя.
Активную пропаганду вел Петр Заичневский, написавший прокламацию «Молодая Россия». Он стал народником еще в 1861 г. В движении принимали участие социальные просветители, которые хотели «служить народу». Заичневский был один из немногих, кто проводил радикальную якобинскую агитацию.
16.doc
16. «Хождение в народ». Возникновение и деятельность народнической организации «земля и воля».
Зимой 73-74гг. народнические организации приняли решение весной идти в народ. Весной и летом 74г. в народ двинулись сторонники Лаврова и Бакинисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России. Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания крестьян.
Сначала долгушинцы вели бродячие формы пропаганды, но потом революционеры стали селиться в деревнях, занимаясь промыслом, делом. Активная работа велась в Верхневолжской, Саратовской, Киевской губерниях.
Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было недоверие со стороны народа.
Поднять массы на всероссийское восстание не удалось, поскольку не было четкого руководства, связей между народниками, ушедшими в народ. Провал был полный, поскольку полиция свирепствовала, буквально пачками отлавливая народников, арестовав в итоге большую часть революционеров. Но революционеры не отказались от своих взглядов. Необходимо было изменить приемы своей деятельности и создать единую организацию.
Такая организация была создана в 76г. Сначала она называлась Северная революционная народническая группа, затем была переименована в 78г. в организацию “Земля и Воля”. Созданная организация выработала программу и устав. В программе утверждалось, что социализм может существовать. Программа требовала ликвидации частной собственности на землю и передачи ее в руки крестьянства при равномерном распределении.
Для осуществления положенных задач “З. и В.” выдвинула лозунг слияния всех революционных организаций с ней для подготовки восстания.
В окончательно принятой в 78г. редакции программы предлагалось систематически истреблять видных лиц правительства.
В уставе определялись структуры организации, сложенной по принципу строгой конспирации и централизации. Руководящую роль осуществляла управленческая группа, включающая в свой состав наиболее активных членов движения. Администрация находилась в Петербурге. “З. и В.” состояла из нескольких групп, выполняющих основные революционные задачи. Деревенщики вели агитацию среди народа, среди рабочих — рабочая группа.
В основную группу входило 25 членов (Натансон, Михайлов, Плеханов, Аптекман. Группа пополнялась: Фигнер, Фроленко, Перовская, Тихомиров Желябов, Морозов и др.). Все общество насчитывало около 200 человек молодежи. Они заявили о себе 6 декабря 78г., организовав политическую демонстрацию около Казанского собора в Петербурге, на которой выступил Плеханов.
В 78г. в Петербурге стала функционировать тайная землевольческая типография, которая выпускала журнал “Начало”, газету “Земля и Воля”, листки “Земля и Воля”. Силами отделения “Земли и Воли” было совершено несколько террактов. Террор сначала одновременно и осуждался и приветствовался, но реальная ситуация требовала пересмотра взглядов на террор. Многочисленные казни, аресты революционеров толкали последних на решительные действия и усиления борьбы. Можно выделить один из совершенных террактов — выстрел Веры Засулич: она 24 января 1874 года стреляла в Трепова и тяжело его ранила. Правительство рассчитывало, что суд присяжных привлечет ее к большому сроку заключения, но во время суда ее адвокат Александров представил дело так, что Трепов сам вынудил ее выстрелить в него. Суд присяжных оправдал Веру Засулич, которая сразу же после процесса исчезла из поля видимости полиции.
Выстрел Веры Засулич явился последним аргументом, склонившим революционеров к началу политической борьбы. Сложилась особая группа, состоявшая из Зунделевича, Квитковского, Морозова и др., считавших, что без политической силовой борьбы нельзя свергнуть царизм.
В 79г. от ножа Квитковского был убит градоначальник Петербурга. 2 апреля 79г. Соловьев стрелял в Александра I.
На съезде в Липецке и Воронеже от “Земли и Воли” откололась группа “Черный передел”. Эта группа подготовила и успешно осуществила терракт против Александра I 1 марта 1881г. Группой руководила Перовская; первую бомбу бросил Рысаков, ранив заодно и себя, а вторую — роковую для Александра I — Гриневецкий. Убийство Александра I не привело к положительным результатам, наоборот, правительство усилило террор против революционеров.
Скачать файл (714.2 kb.)
Как на практике происходило «хождение в народ»?
- Несколько молодых людей, в основном студентов, притворившись мастерами, торговыми посредниками и так далее ходили по селам, выступали на деревенских собраниях, общались с местными жителями и старались, чтобы они с недоверием относились к власти.
- Народники выступали с призывами отказаться от уплаты налогов и чинить неповиновение местным администрациям.
- Они объясняли, что земельная реформа принята с несправедливыми положениями.
- Представители движения занимались распространением прокламаций.
- Они опровергали божественную сущность царской власти и вели атеистическую пропаганду, которую религиозный народ не воспринимал, поэтому народники переключились на разговоры о христианском равенстве.
Пропаганду, направленную против помещиков, крестьяне воспринимали, но самодержавную власть они считали неприкосновенной и враждебно относились к призывам к ее свержению.
В середине 70-х гг. движение народников было особенно массовым. В это же время члены Всероссийской социально-революционной организации, ранее ходившие в народ, начали агитацию среди рабочих.
В 1876 г. в организации «Земля и воля» из тактических соображений объявили «второе хождение в народ». Теперь деятельность осуществляли не «летучие отряды», а агитаторы, которые основывали постоянные поселения с мастерскими, школами, медпунктами и революционными ячейками.
История революционного народничества
Хождение в народ и пропаганда
60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов.
Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.
Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации.
Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».
«Земля и воля»
Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов.
Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.
Раскол
В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли». «Деревенщики», отвергающие насилие и считающие пропаганду главным методом борьбы, создали «Черный передел». Они продолжили работу по распространению своих идей.
Радикально настроенные «политики» создали «Народную волю». Члены организации считали, что только террор может привести к смене политического режима. Они сосредоточились на подготовке покушения на царя, после многих попыток 1 марта 1881 г. Александр II был убит.
Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.
Идейные течения народничества
Представители народничества считали революцию единственным правильным решением в освобождении народа от самодержавия, но высказывались за разные методы осуществления революции.
-
Бунтарское направление. Лидер — выходец из дворян М.Бакунин. Разрушение существующего государства и установление на его руинах социалистического общества с принципами всеобщего равенства. Движущая сила революции — крестьяне, доведённые до отчаяния нищетой и бесправием, и беднейшие слои пролетариата (люмпены). Бакунинцы называли революцию бунтом, способным распространиться на весь мир.
-
Заговорщическое направление. Лидер — публицист П.Ткачев. Теория Ткачева гласила, что небольшая группа заговорщиков способна совершить государственный переворот и захватить власть, поскольку самодержавие в России не имеет классовой опоры, а возлагать надежды на крестьянство не стоит. Следующий этап – проведение революционно-социалистических преобразований и новое общество готово.
-
Пропагандистское направления. Лидер — профессор военной академии П.Лавров.
Лавров считал, что Россия в силах «перепрыгнуть» через капитализм и путём революции (движущая сила – интеллигенция) прийти к социалистическому обществу. Интеллигенция в силу образованности и понимания происходящего должна «понести в народ» социалистические идеи, разбудив его революционное сознание.
Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
Организация, годы существования, место |
Руководители |
Цели |
Деятельность |
Программа |
Методы |
---|---|---|---|---|---|
Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др. |
Подготовка крестьянской революции |
|
|
|
|
П. Лавров, С. Перовская, А. Желябов, В. Фигнер и др. |
Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества. |
Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства. Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа. |
В программе партии указано, что народовольцы немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция. |
Индивидуальный Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия. |
|
Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург |
Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич. |
Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами. |
|
Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г. |
|