Патриарх

Оглавление

Монастырь сегодня

В 1992 году монастырь начал свое новое возрождение, потому что его передали опять Православной Церкви. Реставрировались и постройки обители.

Самым древним возрожденным объектом на территории монастыря стали Святые ворота с Предтеченским храмом. Он был построен в 1799 году. Еще одно из старейших сохранившихся зданий Хотькова монастыря — Покровский собор.

Своей архитектурой он представляет образец пятиглавого храма, которые возводились в эпоху классицизма. Сегодня он является главным украшением обители. В 2011 году собор был заново расписан, над ним возведен новый купол.

Сейчас, кроме собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в монастыре действуют Никольский собор, Надвратный храм святителя Митрофана Воронежского, трехчастные Святые ворота с надстроенной над ними церковью Рождества И. Предтечи и многие другие постройки. В монастыре живут монахини и послушницы. Там действуют детский приют, воскресная школа, иконописная и швейная мастерские, имеется подсобное хозяйство.

Паломники, которые направляются в Троице-Сергиеву лавру, всегда посещают и обитель в Хотьково (Московская область), чтобы поклониться мощам Кирилла и Марии.

Архимандрит Наум (Байбородин)

(6.12.1927 – 13.10.2017)

Вниманию читателей предлагается сборник трудов архимандрита Наума (Байбородина; 1927 — 2017) о Пресвятой Богородице. Книга рассказывает о том, как стать любезными Божией Матери, как стяжать Ее всесильный Покров и заступление.

От редакции

Пресвятую Богородицу Церковь называет Заступницей усердной рода христианского. Многочисленные чудеса, совершенные Ею во всем мире и на протяжении многих веков для защиты и вразумления как отдельных чад Церкви, так и целых городов, народов и государств, свидетельствуют об этом. Однако в русских людях особенно теплое чувство вызывают свидетельства помощи Матери Божией нашему Отечеству. И книга архимандрита Наума по преимуществу рассказывает именно об этом.

Батюшка часто говорил, что Матерь Божия слышит и видит нас и всегда спешит на помощь, когда мы с верой призываем Ее благодатное предстательство и заступление. Она любит тех, кто любит покаяние, кто старается очищать свое сердце от греховной скверны, кто больше всего на земле любит Ее Божественного Сына…

Книга состоит из трех частей. В первой рассказывается о земной жизни Пресвятой Богородицы и о важнейших праздниках в Ее честь, а также о Ее чудотворных иконах. Вторая часть посвящена особому покровительству Богородицы, которое Она оказывает России. Третья же часть содержит молитвенные обращения к Царице земли и неба, к которой мы всегда прибегаем, «яко Нерушимой Стене и предстательству».

Из части 1. О Пресвятой Богородице

…Пресвятая Дева Богородица явила чудный Покров над вселенной. Она избрала Своим уделом Афон, Иверскую страну — Грузию, и избрала Она Киевские пределы. Матерь Божия, как мы знаем, проявила Покров Свой еще в том, что благоволила, умолила Сына Своего, — и Русь 1 августа (14 августа по нов. ст.) 988 года приняла Крещение. А как мы знаем, это начало Успенского поста, когда Пречистой Деве Богородице Архангел Гавриил передал чудную весть, что скоро Она перейдет на небо, к Престолу Сына и Бога Своего. И вот это благодатное время приготовления Пресвятой Богородицы к переселению в Небесные обители явилось началом Русской Церкви. Крестился великий град Киев, крестилась вся Русь, тихо, мирно приняла Христа в свои объятия. И уже через два-три года вся Русская земля была покрыта церквами, и утверждались епархии…

…Вся история России — это история Покрова Божией Матери, покрова святых, это православная история и история Православной Церкви. Потому нам нужно ублажать Матерь Божию. «До тех пор, — говорила Матерь Божия, явившись преподобному Сергию, — пока монахи и все, приходящие сюда, все православные русские люди будут хранить заповеди Божии, соблюдать посты, жить в чистоте, в смирении, кротости, в правде, Мой Покров будет и над этой обителью, и над каждым православным христианином»…

Об Иерусалимской иконе

Прекрасный Лик Пречистой Девы точнее других передает, как говорят некоторые, Ее образ на иконе Иерусалимской.

  

Иерусалимская икона Божией Матери                                                         Самонаписавшаяся икона

В конце XIX столетия была явлена Самонаписавшаяся икона Пресвятой Богородицы. В 1863 году братия молдавского (позднее румынского) скита во имя святого пророка Иоанна Предтечи на Афоне заказала икону Божией Матери молдавскому художнику, отличавшемуся благочестием и воздержанием, примерному молитвеннику из города Яссы, уже преклонных лет. Когда иконописец принялся писать, то работа шла успешно, ибо, по благоговению и старческой немощи, он более уповал на помощь Божией Матери, чем на собственные силы. Написав облачения, он приступил к написанию Божественных Ликов Божией Матери и Младенца Иисуса Христа, но никак у него не получалось. Иконописец отложил работу и, проведя ночь в усердной молитве, утром собирался ее продолжить. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что икона оказалась полностью написана, ему осталось лишь покрыть ее лаком! И Лик Божией Матери как раз был похож на Ее Иерусалимскую икону, которую писал апостол Лука, врач и иконописец. А названий у этой одной чудотворной иконы много: Молдавская-Румынская, Самонаписавшаяся, Ясская, Продромитисса, Афонская-Молдавская.

О Всемилостивая Владычице Богородице, Российския страны дивная Заступнице, обидимых прибежище, грешных спасение! Отечество наше от враг защити, вселенную всю миром благослови, веру православную укрепи, скорби и крест со упованием понести помози, в любви и согласии всех нас соблюди и в радость Господа внити сподоби поющих Ему: Аллилуиа.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри и диаконы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В сей нареченный и святый день, исполненный пасхальной радости и дивного света, из уст в уста, от сердца к сердцу передается жизнеутверждающее благовестие: 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими словами мы исповедуем непоколебимую веру в Того, Кому в Страстную пятницу предстояли у Креста, Кого вкупе с учениками и женами-мироносицами оплакивали, молясь перед Плащаницей. Сегодня же вместе с Ангельским Воинством, являя единство Церкви земной и небесной, торжественно возглашаем: «Днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен» (Канон Пасхи, ирмос 4-й песни).

Пасха Господня — ярчайшее свидетельство премудрости Божией и безмерной любви Творца к человеческому роду. Начало истории, как мы знаем, было омрачено духовной трагедией: падением прародителей двери Рая были затворены для людей, а страдания и смерть стали с тех пор неизбежным последствием греховности человека. Но, утратив общение с Богом — Источником жизни, люди не лишились Его благости и любви.

Вместе с тем, как пишет Николай Кавáсила, святой XIV века, «любовь Божия была безмерна, а знака, коим бы выразить ее, не было» (Семь слов о жизни во Христе. Слово VI). Любовь обнаруживает себя в совершении добра ближнему и в готовности добровольно претерпевать за него трудности, стесненность и даже страдания, и Спаситель являет и то, и другое. Воплощением Своим Он обновляет поврежденную грехом человеческую природу, Крестным же подвигом избавляет нас от власти зла. «Так мы получили жизнь во Христе, — заключает преподобный Ефрем Сирин, — Тело Господа вкусили вместо плодов древа… праведною кровью Его омыты от проклятия и чрез надежду воскресения… живем жизнью Его» (Толкование на Четвероевангелие, 21).

Воскресение Спасителя открыло человечеству врата Царствия Небесного и наполнило наше земное бытие непреходящим смыслом. Господь даровал Себя всем верующим в Него как образец добродетели и приобрел нетление, дабы по Его стопам шли и все спасаемые, как пишет о том преподобный Максим Исповедник (Амбигвы, 42). А для этого мы должны уже здесь, на земле, научиться дышать воздухом вечности, совлекаясь ветхого человека с делами его (Кол. 3:9), устрояя свою жизнь по Евангелию и участвуя в Таинствах Святой Церкви — наследницы великих обетований Божиих.

Вера в Воскресение Спасителя угашает пламя житейских треволнений и позволяет возвыситься над мирской суетой, помогает отвергать соблазны греха и преодолевать различные страхи. В ответ на Божественную любовь мы призваны являть «любовь от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). В ответ на Его милосердие — оказывать милость окружающим нас людям. В ответ на Его попечение — заботиться об устроении общественной жизни в согласии с высокими евангельскими идеалами.

Пасхальное торжество, преодолевая национальные и государственные границы, духовно объединяет миллионы христиан, проживающих в разных странах. Сей многоголосый земной хор вместе с сонмом бесплотных Сил Небесных воздает хвалу Господу Иисусу, за всех пролившему Свою Кровь и живоносною ценою искупившему мир (Октоих. Глас 6, стихиры в субботу утра).

Это благодарение из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие победно звучит по всей земле — звучит несмотря ни на какие искушения, трудности и испытания. Не прекращается оно и сегодня, когда мир страдает от губительного поветрия.

В нынешнее непростое время особенно важно поддержать тех, кто болен и немощен, кто скорбит из-за утраты своих родных и близких, кто лишился средств к существованию, кто не может прийти в храм. Окажем посильную помощь страждущим, не пройдем равнодушно мимо тех, кто нуждается в человеческом участии, внимании и заботе

Совсем недавно из-за эпидемических мер многие из нас не могли посещать богослужения

Приобретенный нами опыт показал, сколь важно ценить и использовать любую возможность для того, чтобы участвовать в совместной молитве, в богослужениях и святых Таинствах, наипаче же — в Божественной Евхаристии, Которая соединяет нас со Христом и друг с другом

Дорогие мои, сердечно поздравляю вас с великим праздником Пасхи и желаю вам крепкого здравия и щедрот от Жизнодавца Иисуса. Милостивый Господь да сподобит всех нас истее причащатися Ему в невечернем дни Царствия Его и радостно свидетельствовать:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС! 

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова,

2021 год

Об игуменье

Прошло 25 лет с того момента, как матушке Олимпиаде был вручен игуменский посох, а вместе с ним — разрушенный монастырь. На сегодняшний день обитель возродилась, славится своей красотой. Матушка игуменья продолжает возглавлять ее.

Будущая настоятельница родилась во Владивостоке, но ее семья в скором времени переехала в Саратовскую область. Когда матушке Олимпиаде исполнилось 20 лет, она покинула отчий дом, уехав в Сергиев Посад, поступила в медицинское училище. Жила в Москве, училась, после получения диплома вернулась в Сергиев Посад, где трудилась на должности медицинской сестры около 10 лет.

Бог привел будущую игуменью в Ригу, где она 13 лет прожила в Троице-Сергиевом монастыре. Обителью управляла в те годы игуменья Магдалина, ныне покойная. Матушка вспоминает о ней как о проницательном человеке, имеющем большую любовь к людям. Эта любовь покорила будущую настоятельницу Хотьковского монастыря, продолжительные и доверительные беседы со своей наставницей запомнились на всю жизнь.

В Риге матушка Олимпиада была благочинной, как выше написано, жила там на протяжении 13 лет. Затем приехала в Хотьково, где по распоряжению святейшего патриарха Алексия II стала настоятельницей обители. Через полтора года приняла сан игуменьи, в котором находится и по сей день.

На сегодняшний день в обители проживает 80 сестер, 50 из них приняли монашеский постриг. Матушке приходится нелегко, ибо у каждой насельницы свой характер, необходим индивидуальный подход. Она старается учитывать характер сестер, давая им послушания, смотрит на склонность к тому или иному делу, а также на образование. К примеру, если насельница хорошо поет, ее могут поставить на клирос, при наличии соответствующего образования — точно будет там.

ХОТЬКО́ВО

ХОТЬКО́ВО, го­род в Рос­сии, в Московской области, в Сер­гие­во-По­сад­ском городском округе. Население 21,3 тыс. человек (2019). Рас­по­ло­жен на р. Па­жа. Железнодорожная стан­ция. Узел ав­то­до­рог.

История

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. 18 – нач. 20 вв. Фото А.И. Нагаева.

Пер­во­на­чаль­ное по­се­ле­ние при По­кров­ском Хоть­ко­ве монастыре (ос­но­ван около 1308; с 1-й половины 16 в. – жен­ский; в 1544–1764 при­пи­сан к Трои­це-Сер­гие­ву монастырю, за­крыт в 1922, воз­ро­ж­дён как жен­ский став­ро­пи­ги­аль­ный в 1992) рас­по­ла­га­лось к югу от не­го и вхо­ди­ло в со­став волости Ра­до­неж­ское. В 16–17 вв. при мо­настыре возникла Бо­быль­ская (Хоть­ков­ская) сло­бо­да (в 1919 преобразована в село Хотьково). В 1862 ме­ж­ду мо­на­сты­рём и с. Гор­бу­но­во (из­вест­но с 18 в.; в 1800–1802 – начале 1870-х гг. дей­ст­во­вал один из круп­ней­ших ча­ст­ных фар­фо­ро­вых за­во­дов в Рос­сии, с по­след­ней четверти 19 в. – круп­ная ткац­кая фаб­ри­ка) от­кры­та станция Хоть­ко­во на железнодорожной ли­нии Мо­ск­ва – Сер­гие­во. С 1870-х гг. тер­ри­то­рия современного Хотьково ста­ла по­пу­ляр­ным дач­ным ме­стом. Советская власть ус­та­нов­ле­на 17(30).11.1917. Во­ло­ст­ной центр Дмит­ров­ско­го (1917–21) и Сер­ги­ев­ско­го (1921–29) уез­дов Московской губернии. В 1938 Хотьково вме­сте с пос. Гор­бу­нов­ской ткац­кой фаб­ри­ки пре­об­ра­зо­ван в ра­бо­чий посёлок Хоть­ко­во. С 1949 го­род, в его со­став вклю­чён ряд ок­ре­ст­ных на­се­лён­ных пунк­тов. В составе Загорского (с 1991 Сергиево-Посадского) района (1929–63, 1965–2019) Московской области. В 1963–65 в подчинении города Загорск (ныне Сергиев Посад). С 2021 в составе Сер­гие­во-По­сад­ского городского округа.

Архитектура. Центры науки и культуры

Ан­самбль По­кров­ско­го Хоть­ко­ва монастыря вклю­ча­ет: ба­роч­ные Свя­тые во­ро­та (1742–45) с над­врат­ной церковью Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи (1791), По­кров­ский со­бор в сти­ле ам­пир (1812–16; мо­щи прп. Ки­рил­ла и Ма­рии Ра­до­неж­ских – ро­ди­те­лей прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го), Во­дя­ные во­ро­та с над­врат­ной церковью Св. Мит­ро­фа­на Во­ро­неж­ско­го (1833) и сим­мет­рич­ны­ми кор­пу­са­ми бо­га­дель­ни (1826) с при­мы­каю­щи­ми баш­ня­ми, тра­пез­ную (1839), гос­ти­ни­цу (1877–79), Ни­коль­ский со­бор в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле (1900–1904, арх. А. А. Лат­ков) и др. Цер­ковь Свт. Алек­сия (1857–63, арх. И. Е. Са­фо­нов). Центральный НИИ специального ма­ши­но­строе­ния (1963). От­дел ху­дожественных ре­мё­сел (ве­дёт ис­то­рию с 1982, современное название с 2007) Государственного ис­то­ри­ко-ху­дожественного и литературного му­зея-за­по­вед­ни­ка Аб­рам­це­во.

В ок­ре­ст­но­стях Хотьково рас­по­ло­же­ны: в с. Ра­до­неж – ва­лы средневекового го­ро­да (1-я четверть 15 в.), церковь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня (1836–40) и па­мят­ник прп. Сер­гию Ра­до­неж­ско­му (1987, скульп­тор В. М. Клы­ков); усадь­ба Ах­тыр­ка.

Хозяйство

Про­изводство элек­тро­изо­ляционных из­де­лий (за­во­ды «Элек­тро­изо­лит», «Ди­элек­трик»), полипропиленовых труб («Про-Аква»), изделий из пластика («Берг Молд»), строй­ма­те­риа­лов («Теплоизолит» – теплоизоляционные материалы) и др. Фаб­ри­ка рез­ных ху­дожественных из­де­лий (ве­дёт ис­то­рию с 1922, фаб­ри­ка с 1960; про­из­ве­де­ния аб­рам­це­во-куд­рин­ской резь­бы).

Купола в России кроют чистым золотом

Так пел Владимир Высоцкий. Но бард ошибался – чистым золотом ни купола, ни кресты, ни церковную утварь не покрывают. Всегда используют сплав металлов – 96 частей золота и две — серебра и меди. Именно такой состав заставляет «гореть» маковки с крестами, разбрасывая окрест россыпи солнечных зайчиков.

Я смотрю вверх и размышляю, как же было трудно позолотчикам работать на куполе Никольского собора – оступись, а за спиной 44 метра высоты!

Там, наверху, из полиэтилена они выстраивают домик – защита от птиц, дождя и пыли. Мастера выполняют работу в альпинистской обвязке, словно верхолазы, на лицах их марлевые повязки. Летом купол раскаляется, под полиэтиленом духота и жара. Просоленные люди выполняют работу ювелирную: на специальный лак они накладывают внахлест, чтобы не было заметно швов, звенящие лепестки золотой фольги…

О вере в Бога, несчастной любви и о жизни в монастыре

При советской власти всегда считалось, что верить в бога удел совсем отсталых и малограмотных старушек, становившихся объектами для осмеяния. Разве могла наша передовая и образованная молодежь из которой государство старательно формировало нового человека верить в опиум для народа.

Случаи, когда кто-то из молодых поступал в монастырь, были настоящим ЧП. Компетентные люди долго и тщательно разбирались — не стал ли молодой человек или девушка жертвой религиозного дурмана? Не насильно ли его удерживают в монастыре? Что за причины побудили оставить мир? Если речь шла о девушке, то чаще всего такой поступок связывали с несчастной любовью.

Потом пришло новое время, кончились годы гонений на религию. Государство стало возвращать религиозным конфессиям храмы и монастыри, когда-то отобранные у них. И вдруг оказалось, что все вокруг сплошь верующие. Атеистов стало можно найти лишь в Красной книге исчезающих видов.

Православие полезло изо всех щелей, как тесто из квашни. В монастыри хлынул целый поток молодежи, жаждущей иночества, и разной степени готовности к нему.

Но и это скоро прекратилось. Сейчас все по-другому. Если теперь и приходят люди в монастыри в поисках иноческой жизни, чувствуя тягу к горнему – то у них все серьезно. Но таких мало. Сейчас — время равнодушия к духовным исканиям.

Но, тем не менее Покровский женский монастырь в Хотьково объединяет жизнь и судьбы 80 женщин, и 33 девочек от 3-х до 16 лет – круглых сирот, не имеющих родителей, или таких, у которых мамы и папы пьют горькую да по тюрьмам сидят.

В одном из интервью матушке-игуменье Олимпиаде задали вопрос, есть ли среди подопечных ей сестер такие, что покинули мир из-за разбитого сердца. Настоятельница улыбнулась: «Такое бывает только в романах. История знает случаи, когда цари насильно постригали своих жен, когда они становились неугодны, но чтобы сегодня… Из-за неразделенного чувства пойти на такой подвиг – да просто девушка не приживется в монастыре».

Иноческая жизнь предполагает соблюдение определенных монашеских обетов – нестяжания, безбрачия и послушания, когда надо постоянно обуздывать свое «я». А обет послушания для современных людей является самым трудным.

Жить в монастыре – означает отказаться от развлечений, удовольствий, нарядной одежды и при этом много работать, выполнять монастырские послушания: убирать храм, готовить пищу, трудиться в швейной и иконописной мастерских, в подсобном хозяйстве, на скотном дворе.

За время существования приюта, существующего с 2000 года, многие девочки-воспитанницы выросли и вступили во взрослую жизнь. Как вы думаете, сколько из них предпочло опасному миру жизнь тихую монастырскую, которая им известна от и до? В своем интервью матушка-игуменья упомянула только об одной такой, хотя подчеркнула, что девушки-выпускницы связей с обителью не теряют.

Храмы и архитектура

Покровский собор

Деревянный соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в 1337 году, когда в обители преставились преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В то время они были погребены в трапезной части храма.

Собор стал первым зданием обители отстроенном в камне в 1644-1648 годах. Он был возведен и убран на средства царского стольника Феодора Василтевича Янова. Этот храм простоял до 1811 года.

В 1811-1816 годах вместо прежнего построили более просторный собор с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святителя Алексия Московского. Пятиглавый (однокупольный с четырьмя декоративными главками), бесстолпный собор построен в стиле классицизма, из оштукатуренного кирпича с белокаменными деталями. Стены были расписаны в 1893 году. Собор был закрыт в 1935 году, росписи забелены, использовался в хозяйственных целях. Возвращен верующим в 1989 году и вновь отреставрирован — тогда были восстановлены утраченные детали фасадов, главы, внутреннее убранство, пол из каменных плит. Иконостас и утварь были выполнены в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца Хотьковского Покровского монастыря, 2015. Фото Юрия Булкина

Никольский храм

Храм во имя святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1765-1768 годах. Это был небольшой теплый храм. В 1835 году в нем были освящены два придела: во имя апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В 1900-1904 годах взамен прежнего был выстроен новый крупный храм на 1200 человек в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. А. Латкова. Был расписан в 1911 году артелью Сафоновых. Кирпичный собор побелен по обмазке. Храм был закрыт в середине 1920-х годов. В 1980-х годах реставрировался, на стенах сохранились незначительные фрагменты росписи.

Святые ворота и Иоанно-Рождественский храм

Трехчастные Святые ворота с северной стороны были сооружены из кирпича в середине XVIII века. В 1791 году их надстроили церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи. Двухсветный одноглавый храм с пониженными объемами алтаря и притвора завершен фронтонами, в нем сохранились балочные перекрытия. Святые ворота — единственный сохранившийся к началу XXI века памятник барокко в монастыре.

Южные ворота Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой.

Колокольня

Была сооружена в 1834 году. Один из её колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 году в Москве. Колокольню разрушили в 1934 году.

Прочие постройки

Южные Водяные ворота, два двухэтажных симметричных корпуса богадельни 1826 года постройки, и две угловые квадратные башни в два яруса 1780 года образуют южный фронт монастырских стен. К началу XXI века ограда сохранилась частично.

Трапезный, Рукодельный, Общежительный корпуса были построены в середине XIX века. Кирпичные оштукатуренные здания снаружи имеют черты позднего классицизма. В корпусах — коридорная планировка. В Трапезном корпусе находились игуменские кельи.

Монастырская больница по планировке напоминает монастырские кельи. Одноэтажное с холодным мезонином рубленое здание обшито тесом и поставлено на кирпичном цоколе; прослеживаются черты архитектуры ампира.

Дом настоятельницы и гостиница — краснокирпичные двухэтажные здания с имитацией форм древнерусского зодчества — были построены в 1900-х годах по проекту А. А. Латкова.

В помощь паломнику

Что необходимо знать, собираясь пожить в монастыре? Во-первых, ориентироваться на собственное здоровье, ибо тяжелые послушания при наличии определенных заболеваний запрещены. Во-вторых, стоит учитывать наличие свободного времени, в период которого паломник хочет потрудиться в обители. Заранее предупреждают об этом гостиничную сестру, обговаривая сроки пребывания в доме паломника.

При заселении в монастырскую гостиницу необходимо иметь паспорт. Без документа, подтверждающего личность, могут отказать в поселении. Одеваться следует скромно, желательно в длинную темную юбку, кофту с длинным рукавом и без декольте, на голове обязательно наличие платка.

Послушание в монастыре не выбирают, куда пошлют, там паломник и трудится. Во время работы не стоит громко переговариваться с другими паломниками или насельниками обители. Праздные разговоры запрещаются, равно как и беспричинный смех.

На территории монастыря нельзя сквернословить, распивать спиртные напитки, вести себя распущенно, заигрывая с мужчинами-паломниками (увы, встречается и такое). Запрещено слушать музыку, грызть семечки, употреблять резко пахнущую пищу. В общей келье, куда селят паломников, есть нельзя, для этого в гостинице должно быть специальное помещение. Трудников кормят, как правило, дважды в день в специальной трапезной. Те, кому мало двухразового питания, могут перекусить в монастырском кафе за свой счет.

Собираясь потрудиться в обители, созваниваются с ней и заранее обговаривают свой приезд.

Древние корни Хотьково

Хотьково стало городом совсем недавно — в 1949 году, но начало его существованию положил Покровский монастырь, имеющий древние корни.

Все что касается истории возникновения монастыря – представляет собой ворох загадок. Даже прохождение название Хотьков имеет много различных версий. Некоторые выводят его от древнеславянского имени Хот, а кто образует из «ходаков». Кто основал обитель? Неизвестно. Когда основал? Неизвестно тоже. Почти не сохранилось никаких документальных сведений начального периода его существования…

Зато известно, что в начале тридцатых годов XIV века перебралось из села Варницы Ростовского княжества в Радонеж все семейство боярина Кирилла, включая отрока Варфоломея – будущего великого святого. Через несколько лет его престарелые отец и мать, «впав в бедность», принимают постриг в Покровском монастыре в селе Хотьково, что неподалеку от Радонежа. Здесь уже живет в монашестве их ранее овдовевший сын Степан.

XIV век – иные времена, другие обычаи: в это время существует особый тип монастырей – так называемый мирской, который содержит на свои средства крестьянская община. В них постригались люди немолодые, одинокие, больные, увечные, не имеющие средств для существования в старости. Правила мирского монастыря позволяли не разлучаться супругам, вместе прожившим жизнь. Родители Сергия Радонежского Кирилл и Мария неразлучно проживут здесь до самой своей смерти. Тут и будут погребены.

Но в самом начале XVI века совместное проживание мужчин и женщин во всех монастырях церковным начальством будет запрещено. А в сороковых годах этого же века Покровский Хотьков преобразуется в монастырь девичий.

Главной святыней Покровского Хотькова монастыря почитаются пребывающие здесь вот уже почти семь веков мощи родителей преподобного Сергия — преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Рака, в которой они почивают, сберегается в старейшем, после Святых ворот, гармоничном с пятью сферическими куполами Покровском соборе.

На старой Троицкой дороге

Покровский Хотьков монастырь с его удивительной планировкой словно частица старинного русского города. Вот его главная улица, по обеим сторонам которой стоят двух- и трехэтажные каменные дома. Она представляет собой сохранившийся кусочек старинного тракта, что некогда вел к Троице-Сергиеву монастырю.

Границу территории монастыря по этому тракту обозначали Святые ворота, расположенные «с приезду от троицкия лавры». Их возвели в середине XVIII века, тогда еще Хотьков монастырь находился в подчинении Троице-Сергиева монастыря, а сама Троицкая обитель только-только получила почетное право именоваться лаврой.

Поэтому вид воротам придали торжественный: монументальная арка с тремя пролетами. Через несколько лет над аркой возведут надвратную церковь, посвященную Рождеству Иоанна Предтечи, которая много лет прослужит всей Хотьковской округе в качестве приходского храма.

Если мы на минуту перенесемся в XIX век, то увидим на месте каменных домов россыпь разнокалиберных деревянных келий, при них возделанные огороды и ничем не ограниченный сквозной проезд через всю монастырскую территорию. Увидим бойкую торговлю всяким товаром, что идет вдоль дороги как внутри, так и вне обители. Ароматно пахнут калачи, розовеют боками яблоки, высятся горки коричневых орехов…

Здесь же стоят монахини и предлагают купить свои рукоделья. Здешние инокини были замечательные мастерицы, умели и прясть, и шить, стегали одеяла, плели кружева и вышивали златом, серебром, жемчугом. В музее Свято-Троицой лавры хранятся замечательной красоты церковные облачения, сделанные руками хотьковских рукодельниц.

Из оставшихся лоскутков мастерили игрушки – маленьких тряпичных куколок с раскрашенными лицами, белочек и зайцев с глазами-бусинками. А еще делали красивейшие тканевые мячики «гремотушки». Их украшали витой канителью, бисером, вышивкой, ленточками, набивали высушенным мхом, а внутрь прятали берестяную коробочку с сухим горохом. Весело гремели в руках ребятни мячики, похожие на граненые мозаичные шары! Несколько штук таких лоскутных поделок хранится в музее игрушки Сергиева Посада.

Вы спрашиваете, что за нужда заставляет этих искусниц стоять в рядах селян, торгующих на рынке? Вот именно, что нужда. Дело в том, что Хотьков монастырь имел особножительный устав по которому государственное содержание обители было минимальным. Каждая инокиня должна была сама заботиться о себе: вести собственное маленькое хозяйство, на свои средства кормиться, выстроить келью и поддерживать ее в порядке.

Только к середине XIX века происходит переход к новой форме существования – к монастырскому общежитию. При нем порядки такие: содержание его насельниц идет за счет монастыря, живут все с общей трапезой и трудом уже на благо всей обители, а не только для себя, с проживанием в предоставленных обителью кельях. Для этого возводятся каменные келейные корпуса.

В это время прокладывают объездную дорогу вокруг монастыря и из обители исчезает рыночное многолюдство, выкрики, гомонящий шум торгующихся.

Что интересно, в этом красивом и спокойном месте мы не заметили ни обилия туристов, ни присутствия торгашей от туризма. Зато в церковной лавке у проворных и доброжелательных молодых монахинь можно купить свечи, книги, календарики, сувениры, выпечку.

В центре Покровского Хотькова монастыря — два красивых храма. Покровский собор в камне сооружен в XIX веке, он заменил собой деревянный храм XVII века. Второй храм – громада из красного кирпича — собор Николая Чудотворца, его построили в начале XX века на месте его предшественника XVIII века. Своим роскошным великолепием напомнил нам византийские храмы Стамбула…

История

Дата основания Покровского Хотькова монастыря неизвестна, но первая запись о нем относится к 1308 г. Поначалу монастырь был мужско-женским. В 30-х годах XIV в. насельниками обители были не только родители преподобного игумена Сергия Радонежского, но и его брат Стефан, который впоследствии ушел в пустынножитие.

Монастырь был очень беден более двух веков, пока в 1506 г. он не получил великокняжескую ругу, жалование из государственной казны в виде продовольствия. В начале XVI века в Покровском монастыре в Хотькове проживало всего 17 иноков и инокинь. К середине века обитель стала полностью женской и перешла под управление Троице-Сергиевой лавры. Покровская Церковь в те времена была деревянной. Вблизи нее в 1580 г. была построена Никольская.

Во время Смуты Троице-Сергиева лавра подверглась осаде. Хотьковская обитель была разорена, и восстанавливалась на средства Сергиева монастыря в 1620-х годах. Вскоре на средства патриаршего боярина Василия Янова началась постройка каменного Покровского храма в Хотькове. Оконченное в 1648 г., это строение было первым и долгое время единственным каменным зданием монастыря. В это время в обители постоянно жило около 40 насельниц и около 70 готовящихся к постригу мирянок.

Весь XVIII век в Покровском монастыре в Хотькове активно шло строительство. В 1745 г. построили святые ворота, обращенные к Троицкому монастырю, «первенствующему в России». Позже была построена ограда с башенками и надвратная церковь с престолом во имя Рождества Иоанна Предтечи.

В 1764 г. Покровский монастырь был отписан от Троицкого, получил самостоятельность. Началось время расцвета. Всего за 50 лет количество инокинь и прочих жителей обители достигло 400. В начале XIX в., при игуменье Евпраксии, началось возведение каменных келий и прочих строений. В те времена Покровский Хотьков монастырь был особножитным: каждая инокиня жила своей кельей, вела отдельное хозяйство. На территории обители располагался рынок, где монахини и белицы торговали выращенными продуктами с жителями окрестных деревень. Также насельницы монастыря славились великолепными рукодельными работами. Они пряли, занимались кружевоплетением, вышивкой золотом и жемчугом. Церковные облачения работы хотьковских инокинь можно увидеть в экспозиции Сергиево-Посадского музея.

В середине XIX в. было решено постепенно переходить к общежительному устройству. Через 30 лет все монахини жили в предоставленных кельях и за счет обители. Торговля также была вынесена за монастырские стены. Перед революцией в ведении Покровского монастыря была иконописная мастерская, школа для мальчиков и девочек на 70 человек, богадельня и больница.

Покровский монастырь в советское время (в 1922 г.) закрыли. Здесь располагался склад и промышленная артель. Во время пожара в 1985 г. были утеряны фрески храма, а сам он был в полуразрушенном состоянии. Мощи преподобных Кирилла и Марии в этот период были захоронены. В 1989 г. начались восстановительные работы, возобновились богослужения и монашеская жизнь. Сейчас реставрированы оба собора. При монастыре есть воскресная школа, пансионат для девочек и богословские курсы.

О старой традиции

Об окрестностях Хотьково известно: там есть интересная церковь в селе Воздвиженском, совсем рядом, в десяти километрах от города, находится Радонеж и пятнадцать километров разделяют его с городом Сергиев-Посад и ансамблем Троице-Сергиевой лавры.

В наше время в России возрождается традиция паломнического посещения святых мест и монастырей, организуются даже специальные экскурсионные туры. Всегда был и остается наиболее посещаемым Троице-Сергиев монастырь.

Существует старая традиция: верующие, желающие поклониться святому Сергию Радонежскому в лавре, начинают свое паломничество с села Радонеж. Это вторая родина преподобного, здешние места с детства были исхожены им вдоль и поперек. Прозрачная речка, кругом пригорки с лесами, в памяти оживает картина Нестерова и вот, кажется, та самая молодая березка и елочки, близ которых беседовали мальчик Варфоломей и святой старец…

Среди верующих бытует такая легенда, что нераскаявшиеся грешники ни при каких условиях не попадут в Радонеж. Особенность у него такая. Ну там машина у них сломается, или еще какое препятствие на пути возникнет, но благословенное место их к себе не допустит. Пока не осознают проступок и не покаются.

Затем паломники отправляются на поклон родителям великого святого, а уж затем направляются в лавру.

Возрождение

Наступил 1989 год, Московский патриархат получил разрушенный и оскверненный Покровский собор. С этого момента началось возрождение одной из древнейших святынь — Хотьковского монастыря.

В 1993 году игуменьей обители была назначена монахиня Олимпиада. Она вместе с первыми насельницами и начала поднимать монастырь из руин.

На сегодняшний день в монастыре действует пансион для девочек, работает духовная библиотека, посещать ее может каждый горожанин. Обитель опекает дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической больницы.

В монастырь приезжают тысячи паломников, желающих понести здесь послушания и просто прикоснуться к великой святыне земли русской.