Оглавление
Историческое значение
Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года является безусловным успехом. Как минимум об этом говорит факт того, что этот документ (с правками разумеет) актуален и по сей день. Прежде всего это был успех закрепления и разграничения сфер влияния в Европе
Очень важно отметить, что несмотря на достигнутые успехи, хельсинский заключительный акт всех проблем и всех разногласий между социалистическими и капиталистическими странами не решал. Тем не менее этот акт сводил к минимуму вероятность того, что европейские страны в решении своих политических задач будут прибегать к военной силе
Если говорить военным языком, то в 1975 году в Хельсинки был подписан пакт о ненападении в Европе. Гарантами этого выступили 4 государства: СССР, США, Великобритания и Франция.
Основные положения Заключительного акта
Целью документа провозглашалось содействие улучшению межгосударственных отношений и обеспечение мира и безопасности населения стран-участников Совещания. Хельсинкский Заключительный акт 1975 года провозглашал 10 принципов межгосударственных взаимоотношений и договоренности, распределенные по трем «корзинам».
Государства-участники обязывались соблюдать следующие принципы:
- суверенное равенство;
- межгосударственное сотрудничество;
- соблюдение территориальной целостности;
- уважение прав и свобод граждан;
- мирное решение спорных вопросов;
- невмешательство во внутренние дела;
- равноправие народов;
- недопустимость силового воздействия на территориальную или политическую независимость стран;
- выполнение взятых на себя обязательств в области международного права.
«Корзины» представляли собой три основы безопасности:
- сотрудничество в области экономики и экологии;
- согласование военно-политических вопросов, в том числе уведомления о военных учениях и передвижениях войск;
- обязательства по обеспечению прав и свобод человека.
Последний пункт стал принципиально новым для межгосударственных договоренностей явлением. Таким образом, понятие безопасности стало многомерным — оно включало не только политику и военные аспекты, но и гуманитарные вопросы.
Государства-участники
Подписаны Хельсинкский Заключительный акт и Парижская хартия
Подписан Заключительный акт в Хельсинки
нет подписи
Государства-партнеры
Страна | Сотрудничает с |
---|---|
Афганистан | 2003 г. |
Египет | 1975 г. |
Алжир | 1975 г. |
Австралия | 2009 г. |
Израиль | 1975 г. |
Япония | 1992 г. |
Иордания | 1998 г. |
Марокко | 1975 г. |
Южная Корея | 1994 г. |
Таиланд | 2000 г. |
Тунис | 1975 г. |
Страна | присоединение | Подписан |
Подписана Парижская хартия |
---|---|---|---|
Албания | 19 июня 1991 г. | 16 сентября 1991 г. | 17 сентября 1991 г. |
Андорра | 25 апреля 1996 г. | 10 ноября 1999 г. | 17 февраля 1998 г. |
Армения | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 17 апреля 1992 г. |
Азербайджан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 20 декабря 1993 г. |
Бельгия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Босния и Герцеговина | 30 апреля 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Болгария | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Дания | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Германия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Эстония | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1992 г. | 6 декабря 1991 г. |
Финляндия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Франция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Грузия | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 21 января 1994 г. |
Греция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Святой Престол | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Ирландия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Исландия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Италия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Канада | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Казахстан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 23 сентября 1992 г. |
Кыргызстан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 3 июня 1994 г. |
Хорватия | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Латвия | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1991 г. | 6 декабря 1991 г. |
Лихтенштейн | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Литва | 10 сентября 1991 г. | 14 октября 1991 г. | 6 декабря 1991 г. |
Люксембург | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Мальта | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Молдова | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 29 января 1993 г. |
Монако | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Монголия | 21 ноября 2012 г. | ||
Черногория | 22 июня 2006 г. | 1 сентября 2006 г. | |
Нидерланды | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Северная Македония | 12 октября 1995 г. | ||
Норвегия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Австрия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Польша | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Португалия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Румыния | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Россия с 30 января 1992 г. как правопреемница Советского Союза. | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Сан-Марино | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Швеция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Швейцария | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Сербия с 3 июня 2006 г. в качестве правопреемника Югославии и Сербии и Черногории (с 4 февраля 2003 г. по 3 июня 2006 г.) | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Словакия | 1 января 1993 г. | ||
Словения | 24 марта 1992 г. | 8 июля 1992 г. | 8 марта 1993 г. |
Испания | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Таджикистан | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | |
Чехия | 1 января 1993 г. | ||
Турция | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Туркменистан | 30 января 1992 г. | 8 июля 1992 г. | |
Украина | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 16 июня 1992 г. |
Венгрия | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Узбекистан | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 27 октября 1993 г. |
Объединенное Королевство | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
США | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Беларусь | 30 января 1992 г. | 26 февраля 1992 г. | 8 апреля 1993 г. |
Кипр | 25 июня 1973 г. | 1 августа 1975 г. | 21 ноября 1990 г. |
Хельсинкское совещание
Хельсинкское совещание, совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Было созвано по предложению (1965) социалистических государств—участников
Варшавского Договора. Состоялось в период с 3 июля 1973 по 1 августа 1975. В нём
участвовали 33 европейских государства: Австрия, Бельгия, Болгария, Ватикан,
Великобритания, Венгрия, ГДР, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания,
Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия,
Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, СССР, Турция, ФРГ, Финляндия, Франция,
Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия (все европейские государства, кроме
Албании), а также США и Канада. На повестке дня стояли вопросы обеспечения
безопасности в Европе; сотрудничества в области экономики, науки и техники и
окружающей среды; сотрудничества в гуманитарной и др. областях; дальнейших шагов
после Совещания.
Совещание проходило в три этапа. Первый этап проводился на уровне министров
иностранных дел 3—7 июля 1973 в Хельсинки. Второй этап продолжался с перерывами
с 29 авг. 1973 до 21 июля 1975 в Женеве. В этот период работали спец. комиссии и
подкомиссии по подготовке проектов документов под общим руководством
Координационного комитета. Третий, завершающий этап состоялся 30 июля — 1 авг.
1975 на высшем уровне в Хельсинки. Совещание приняло Заключительный акт, в
котором, несмотря на различие позиций его участников в области политики,
экономики и идеологии, удалось отразить то общее, что служит укреплению мира и
безопасности в Европе и во всём мире, расширению взаимовыгодного сотрудничества
между государствами. В Заключительном акте подведён политический итог 2-й
мировой войны, подтверждена нерушимость сложившихся в Европе границ,
сформулированы 10 основополагающих принципов, которые должны определять правила
и нормы взаимоотношений между государствами — участниками Совещания:
- суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы
или угрозы силой; - нерушимость границ; тер. целостность государств; мирное урегулирование
споров; - невмешательство во внутренние дела;
- уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести,
религии и убеждений; - равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между
государствами; - добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Достигнута договорённость о предварит, уведомлении государствами-участниками
друг друга на добровольной и двусторонней основе о крупных воен. учениях, обмене
наблюдателями на воен. учениях, проводимых в Европе, содействии визитам воен.
делегаций. Государства-участники признали, что «они могут, по своему
собственному усмотрению и с целью содействия укреплению доверия, уведомлять о
крупных передвижениях своих войск». В Заключительном акте определены направления
и конкретные формы сотрудничества европейских государств в области экономики,
науки, техники, охраны окружающей среды, а также в гуманитарных областях
(контакты между людьми и учреждениями, обмен информацией, связи и сотрудничество
в сфере культуры, образования и т. д.).
Успешное завершение Совещания было подготовлено многолетней борьбой Сов.
Союза, всех социалистич. стран, трудящихся масс и прогрессивных обществ, сил за
европ, безопасность. Оно явилось событием огромного междунар. значения, важным
шагом в закреплении принципов мирного сосуществования, налаживания отношений
равноправного сотрудничества между гос-вами с различным обществ, строем.
СССР, др. социалистич. страны рассматривают Заключительный акт X. с. не
только как итог позитивных сдвигов в Европе, но и как отправной пункт для
дальнейшего продвижения по пути прочного мира, борьбы за углубление и расширение
междунар. сотрудничества
Важное значение в этом отношении имела Белградская
встреча представителей гос-в — участников общеевропейского Совещания (4 октября
1977 — 9 марта 1978), на к-рой был проведён обмен мнениями о ходе выполнения
положений Заключительного акта. В итоговом документе, принятом на ней,
подтверждалась решимость стран-участниц выполнять полностью все эти положения
Вместе с тем из выступлений делегации США на Белградской встрече видно, что
реакц. силы не отказались от попыток помешать развитию процесса разрядки,
вернуть мир к временам «холодной войны».
Я. Ф. Чернов
Использованы материалы Советской военной энциклопедии. Том 8 Ташкент – Ячейка стрелковая. 688 с., 1980.
Литература:
Во имя мира, безопасности и сотрудничества. М., 1975.
История международных отношений и внешней политики СССР. 1968—1978. М., 1979,
с. 117—142;
История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 5. Кн. 2. М., 1979, с. 145—167.
история
Место нахождения СБСЕ: Финляндский зал
предшественник
→ Основная статья : Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
ОБСЕ предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое было организовано по инициативе Варшавского договора. Начиная с 1950-х годов Советский Союз призывал к такой конференции, но западные державы, особенно Западная Германия, отказались. Бонн опасался, что такие переговоры могут привести к международному признанию раздела Германии. Идея СБСЕ на Западе была на повестке дня только после создания новой восточной политики социал-либеральной коалиции во главе с федеральным канцлером Вилли Брандтом (СДПГ) в начале 1970-х годов. Под девизом Брандта «Изменения через сближение» ледяное настроение «холодной войны» ослабло, и СБСЕ стало возможным. Первая из этих многонациональных конференций проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 годы . В межблоковой конференции приняли участие все европейские страны (за исключением Албании ), Советский Союз, США и Канада.
Конференция характеризовалась сделкой обмена: для Восточного блока она принесла признание ограниченности послевоенного порядка и более сильный экономический обмен с Западом. В ответ Восток пошел на уступки в области прав человека. В последующие годы в нескольких социалистических странах возникли движения за гражданские права, которые сослались на Хельсинкский Заключительный акт и способствовали распаду Восточного блока, так что СБСЕ внесло решающий вклад в прекращение конфликта между Востоком и Западом.
Конференция, первоначально запланированная как разовое мероприятие, была продолжена последующими конференциями СБСЕ в Белграде (1977–1978), Мадриде (1980–1983), Вене (1986–1989) и снова в Хельсинки (1992).
На саммите СБСЕ в Будапеште 5 и 6 декабря 1994 г. было принято решение институционализировать СБСЕ и с 1 января 1995 г. переименовать в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) .
Встреча на высшем уровне
Следующие саммиты состоялись в 1990-е гг.
- 2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне
- 18-19 ноября 1999 г. в Стамбуле.
После одиннадцатилетнего перерыва следующий Саммит ОБСЕ прошел 1-2 декабря 2010 года в Астане . Казахский президент Нурсултан Назарбаев провел совещание . Разногласия между западными и восточными государствами-членами относительно будущего содержания и стратегической ориентации ОБСЕ привели к еще одному бесплодному завершению конференции. Запланированное принятие плана действий по разрешению международных конфликтов и реформированию ОБСЕ провалилось.
Заседание Совета министров ОБСЕ
По окончании встречи 5 декабря 2014 года в Базеле были декларации, но не было итоговой декларации. Председатель Дидье Буркхальтер сказал, что ситуация с безопасностью в Европе ухудшилась в 2014 году из-за украинского кризиса .
3/4 Декабрь 2015 г. Встреча Совета министров ОБСЕ в Белграде (Сербия). Совет министров ОБСЕ заседал в Гамбурге с 8 по 9 декабря 2016 года . Встреча состоялась на территории Hamburg Messe . Министры иностранных дел стран-участниц также встретились 8 декабря в большом бальном зале мэрии Гамбурга на совместный рабочий обед. Встреча состоялась в Гамбурге, поскольку 1 января 2016 года Германия приняла председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе во второй раз с 1991 года.
Главы государства или правительства [ править ]
«Расписались высокие представители государств — участников», а также сидения на конференции были заказаны в алфавитном порядке коротких имен стран на французском языке (таким образом , начиная с двух Allemagne с последующим Америке и Tchécoslovaquie отделена от Союза Sovietique по Turquie и т.д. ). Это также повлияло на заголовки закона последовательно на немецком, английском, испанском, французском, итальянском и русском языках, которые также были рабочими языками конференции и языками самого закона.
- Гельмут Шмидт , канцлер Федеративной Республики Германия
- Эрих Хонеккер , первый секретарь Центрального комитета Социалистической единой партии Германии
- Джеральд Форд , президент США
- Бруно Крайский , канцлер Австрии
- Лео Тиндеманс , премьер-министр Бельгии
- Тодор Живков , председатель Государственного совета Болгарии
- Пьер Трюдо , премьер-министр Канады
- Макариос III , президент Кипра
- Анкер Йоргенсен , премьер-министр Дании
- Карлос Ариас Наварро , премьер-министр Испании
- Урхо Кекконен , президент Финляндии
- Валери Жискар д’Эстен , президент Франции (который также является соправителем Андорры, однако в декларации не упоминается такая функция)
- Гарольд Уилсон , премьер-министр Соединенного Королевства
- Константинос Караманлис , премьер-министр Греции
- Янош Кадар , первый секретарь ЦК Венгерской социалистической рабочей партии
- Лиам Косгрейв , Taoiseach of Ireland
- Гейр Халльгримссон , премьер-министр Исландии
- Альдо Моро , премьер-министр Италии
- Вальтер Кибер , премьер-министр Лихтенштейна
- Гастон Торн , премьер-министр Люксембурга
- Дом Минтофф , премьер-министр Мальты
- Андре Сен-Мле , государственный министр Монако
- Трюгве Браттели , премьер-министр Норвегии
- Йооп ден Уил , премьер-министр Нидерландов
- Эдвард Герек , первый секретарь Польской объединенной рабочей партии
- Франсишку да Коста Гомеш , президент Португалии
- Николае Чаушеску , Президент Румынии
- Джан Луиджи Берти , капитан-регент Сан-Марино
- Агостино Казароли , кардинал статс-секретарь
- Улоф Пальме , премьер-министр Швеции
- Пьер Грабер , президент Швейцарской Конфедерации
- Густав Гусак , президент Чехословакии
- Сулейман Демирель , премьер-министр Турции
- Леонид Брежнев , Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза
- Иосип Броз Тито , президент Югославии
Международные организации править
Курт Вальдхайм , Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (произносит вступительную речь «как их почетный гость», не подписавший)
Статьи
В терминологии СБСЕ было четыре группировки или корзины. В первой корзине «Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-участниками» (также известная как «Декалог») перечислены следующие 10 пунктов:
- Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету
- Воздержание от угрозы силой или ее применения
- Нерушимость государственных границ
- Территориальная целостность государств
- Мирное разрешение споров
- Невмешательство во внутренние дела
- Уважение прав человека и основных свобод , включая свободу мысли , совести, религии или убеждений
- Равноправие и самоопределение народов
- Сотрудничество между государствами
- Добросовестное выполнение обязательств по международному праву
Вторая корзина обещала экономическое научно-техническое сотрудничество, содействие деловым контактам и производственной кооперации, объединение транспортных сетей и увеличение потока информации. Третья корзина включает обязательства по улучшению человеческого контекста воссоединения семей, браков и путешествий. Он также стремился улучшить условия жизни журналистов и расширить культурный обмен. Четвертая корзина касается процедур мониторинга выполнения и планирования будущих встреч.
Свобода информации
Соединенные Штаты добивались положения, которое запрещало бы глушение радиостанций, но не смогли найти консенсуса из-за советской оппозиции. Несмотря на это, Запад считал глушение незаконным в соответствии с согласованной формулировкой «расширения распространения информации, передаваемой по радио». Советский Союз считал, что глушение было юридически оправданной реакцией на передачи, которые, как они утверждали, были нарушением широкой цели Хельсинкских соглашений, заключающейся в «удовлетворении интересов взаимопонимания между людьми и целей, сформулированных Конференцией».
Прием и воздействие
Документ рассматривался как значительный шаг к сокращению Холодная война напряженности и как серьезный дипломатический импульс для Советского Союза в то время из-за его положений о нерушимости национальных границ и уважении территориальной целостности, которые рассматривались как консолидирующие территориальные завоевания СССР в Восточной Европе после Вторая Мировая Война. Учитывая возражения со стороны Канада, Испания, Ирландия и других государств в Заключительном акте просто говорилось, что «границы» в Европе должны быть стабильными, но могут измениться мирными внутренними средствами.:65 Президент США Джеральд Форд также подтвердили, что США политика непризнания из Балтийские государства’ (Литва, Латвия и Эстония) принудительное включение в то Советский союз не изменилось. Лидеры других НАТО государства-члены сделали аналогичные заявления.:65
Тем не менее гражданские права часть соглашения послужила основой для работы Хельсинки Смотреть, независимый не государственная организация созданы для контроля за соблюдением Хельсинкских соглашений (которые преобразовались в несколько региональных комитетов, в конечном итоге сформировав Международная Хельсинкская Федерация и Хьюман Райтс Вотч)
Хотя эти положения применялись ко всем подписавшим сторонам, основное внимание было уделено их применению к Советскому Союзу и его странам. Варшавский договор союзники, в том числе Болгария, Чехословакия, то Германская Демократическая Республика (Восточная Германия), Венгрия, Польша, и Румыния
Советская пропаганда представил Заключительный акт как великий триумф советской дипломатии и лично Брежнева.:65
По мнению исследователя холодной войны Джон Льюис Гэддис в его книге Холодная война: новая история (2005), «Леонид Брежнев с нетерпением ждал, Анатолий Добрынин вспоминает, к «известности, которую он получит … когда советская общественность узнает об окончательном урегулировании послевоенных границ, ради которых они так много пожертвовали» … » постепенно стали манифестом диссидентское и либеральное движение «… Это означало, что люди, которые жили в этих системах — по крайней мере, более смелые — могли требовать официального разрешения говорить то, что они думали».
Тогда-Народная Республика Албания отказался от участия в Соглашении, его лидер Энвер Ходжа аргументируя это: «Все сателлиты Советов с хочу разорвать оковы Варшавский договор, но они не могут. Тогда их единственная надежда — это то, что позволяет им Хельсинкский документ, то есть укреплять их дружбу с Соединенными Штатами Америки и Западом, добиваться от них инвестиций в виде кредитов и импорта их технологий без каких-либо ограничений, чтобы позволить церкви занять прежнее место, углубить моральное вырождение, усилить антисоветизм, и Варшавский договор останется пустой яичной скорлупой ».
Хельсинкские соглашения послужили основой для последующих Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданная в 1995 г. Парижская хартия 1990 г.
Администрация Форда
Когда президент Джеральд Форд вступив в должность в августе 1974 года, переговоры Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) продолжались почти два года. Хотя СССР стремился к скорейшему урегулированию, ни одна из сторон не пошла на уступки, особенно в вопросах прав человека. На протяжении большей части переговоров лидеры США не проявляли особого интереса к процессу. В августе 1974 года советник по национальной безопасности и государственный секретарь Генри Киссинджер сказал Форду: «Мы никогда этого не хотели, но мы шли вместе с европейцами Это бессмысленно — это просто пьеса на трибуне слева. Мы идем вместе с ней».
В течение нескольких месяцев, предшествовавших завершению переговоров и подписанию Хельсинкского Заключительного акта, американская общественность, в частности американцы восточноевропейского происхождения, выражали озабоченность по поводу того, что соглашение будет означать признание советского господства над Восточной Европой и включение Балтийские государства в СССР. Президент Форд тоже был обеспокоен этим и попросил разъяснений по этому вопросу у Совет национальной безопасности США. Сенат США также беспокоила судьба стран Балтии и СБСЕ в целом. Несколько сенаторов написали президенту Форду письмо с просьбой отложить заключительный этап саммита до тех пор, пока все вопросы не будут урегулированы, причем способом, благоприятным для Запада.
Незадолго до отъезда президента Форд в Хельсинки он провел встречу с группой американцев восточноевропейского происхождения и окончательно заявил, что политика США в отношении стран Балтии не изменится, но будет усилена, поскольку соглашение отрицает аннексию нарушенной территории. международного права и допускает мирное изменение границ.
В июле 1975 года Форд сообщил делегации американцев из Восточной Европы, что:
- Хельсинкские документы включают в себя политические и моральные обязательства, направленные на снижение напряженности и дальнейшее открытие линий связи между народами Востока и Запада. … Мы не берем на себя никаких обязательств, помимо того, чему мы уже привержены в соответствии с нашими собственными моральными и правовыми стандартами и более формальными договорными соглашениями, такими как Устав Организации Объединенных Наций и Декларация прав человека. … Если все это не удастся, Европе будет не хуже, чем сейчас. Если хотя бы часть этого удастся, участь людей в Восточной Европе станет намного лучше, и дело свободы продвинется, по крайней мере, так далеко ».
Его заверения мало повлияли. Объем негативных писем продолжал расти. Американское общество все еще не убеждено в том, что американская политика в отношении присоединения стран Балтии не будет изменена Хельсинкским Заключительным актом. Несмотря на протесты со всех сторон, Форд решил двигаться вперед и подписать соглашение. По мере роста внутренней критики Форд застрахован от своей поддержки Хельсинкских соглашений, что в целом ослабило его внешнеполитический статус. Его грубая ошибка в дебатах с Картером, когда он отрицал контроль Кремля над Польшей, оказалась катастрофической.
Финляндия Холл, место проведения конференции Helsinki Accords
Прием и воздействие
Документ рассматривался как значительный шаг на пути к снижению напряженности во время холодной войны и как серьезный дипломатический импульс для Советского Союза в то время из-за его положений о нерушимости национальных границ и уважении территориальной целостности, которые, как считалось, укрепляли Территориальные завоевания СССР в Восточной Европе после Второй мировой войны . Учитывая возражения Канады , Испании , Ирландии и других государств, Заключительный акт просто констатировал, что «границы» в Европе должны быть стабильными, но могут измениться мирными внутренними средствами. Президент США Джеральд Форд также подтвердил, что политика США по непризнанию насильственного присоединения стран Балтии ( Литва , Латвия и Эстония ) к Советскому Союзу не изменилась. С аналогичными заявлениями выступили лидеры других стран- членов НАТО .
Тем не менее, часть соглашения о гражданских правах послужила основой для работы Helsinki Watch , западной разведывательной неправительственной организации, созданной для поддержки диссидентов в Восточной Европе, которая была разрешена и поддержана западными корпоративными СМИ и западными правительствами в соответствии с под эгидой контроля за соблюдением Хельсинкских соглашений (которые превратились в несколько региональных комитетов, в конечном итоге сформировавших Международную Хельсинкскую федерацию и Human Rights Watch )
Хотя эти положения применялись ко всем подписавшим сторонам, основное внимание уделялось их применению к Советскому Союзу и его союзникам по Варшавскому договору , включая Болгарию , Чехословакию , Германскую Демократическую Республику (Восточная Германия), Венгрию , Польшу и Румынию. Советская пропаганда представила Заключительный акт как великий триумф советской дипломатии и лично Брежнева.
По словам исследователя холодной войны Джона Льюиса Гэддиса в его книге «Холодная война: новая история» (2005 г.), « Леонид Брежнев ожидал, — вспоминает Анатолий Добрынин , — той известности, которую он получит … когда советская общественность узнает о ней. окончательное урегулирование послевоенных границ, ради которых они так много пожертвовали ‘…’ постепенно превратились в манифест диссидентского и либерального движения ‘… Это означало, что люди, жившие в эти системы — по крайней мере, более смелые — могли требовать официального разрешения говорить то, что они думали ».
Тогдашняя Народная Республика Албания отказалась участвовать в Соглашении, ее лидер Энвер Ходжа утверждал: «Все сателлиты Советов, за хотят разорвать оковы Варшавского договора , но они не могут. Тогда их Единственная надежда заключается в том, что Хельсинкский документ позволяет им, то есть укреплять их дружбу с Соединенными Штатами Америки и Западом, добиваться от них инвестиций в виде кредитов и импорта их технологий без каких-либо ограничений, чтобы позволить церковь займет прежнее место, углубит моральное вырождение, усилит антисоветизм, а Варшавский договор останется пустой яичной скорлупой ».
Хельсинкские соглашения послужили основой для будущей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданной в 1995 году в соответствии с Парижской хартией 1990 года.