45-летие хельсинкских соглашений (1 августа 2020 г.)

Оглавление

Историческое значение

Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года является безусловным успехом. Как минимум об этом говорит факт того, что этот документ (с правками разумеет) актуален и по сей день. Прежде всего это был успех закрепления и разграничения сфер влияния в Европе

Очень важно отметить, что несмотря на достигнутые успехи, хельсинский заключительный акт всех проблем и всех разногласий между социалистическими и капиталистическими странами не решал. Тем не менее этот акт сводил к минимуму вероятность того, что европейские страны в решении своих политических задач будут прибегать к военной силе

Если говорить военным языком, то в 1975 году в Хельсинки был подписан пакт о ненападении в Европе. Гарантами этого выступили 4 государства: СССР, США, Великобритания и Франция.

Основные положения Заключительного акта

Целью документа провозглашалось содействие улучшению межгосударственных отношений и обеспечение мира и безопасности населения стран-участников Совещания. Хельсинкский Заключительный акт 1975 года провозглашал 10 принципов межгосударственных взаимоотношений и договоренности, распределенные по трем «корзинам».

Государства-участники обязывались соблюдать следующие принципы:

  • суверенное равенство;
  • межгосударственное сотрудничество;
  • соблюдение территориальной целостности;
  • уважение прав и свобод граждан;
  • мирное решение спорных вопросов;
  • невмешательство во внутренние дела;
  • равноправие народов;
  • недопустимость силового воздействия на территориальную или политическую независимость стран;
  • выполнение взятых на себя обязательств в области международного права.

«Корзины» представляли собой три основы безопасности:

  • сотрудничество в области экономики и экологии;
  • согласование военно-политических вопросов, в том числе уведомления о военных учениях и передвижениях войск;
  • обязательства по обеспечению прав и свобод человека.

Последний пункт стал принципиально новым для межгосударственных договоренностей явлением. Таким образом, понятие безопасности стало многомерным — оно включало не только политику и военные аспекты, но и гуманитарные вопросы.

Государства-участники

Подписаны Хельсинкский Заключительный акт и Парижская хартия

Подписан Заключительный акт в Хельсинки
нет подписи

Государства-партнеры

11 стран-партнеров
Страна Сотрудничает с
 Афганистан 2003 г.
 Египет 1975 г.
 Алжир 1975 г.
 Австралия 2009 г.
 Израиль 1975 г.
 Япония 1992 г.
 Иордания 1998 г.
 Марокко 1975 г.
 Южная Корея 1994 г.
 Таиланд 2000 г.
 Тунис 1975 г.
57 государств-участников и дата присоединения
Страна присоединение Подписан

Подписана
Парижская хартия
 Албания 19 июня 1991 г. 16 сентября 1991 г. 17 сентября 1991 г.
 Андорра 25 апреля 1996 г. 10 ноября 1999 г. 17 февраля 1998 г.
 Армения 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 17 апреля 1992 г.
 Азербайджан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 20 декабря 1993 г.
 Бельгия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Босния и Герцеговина 30 апреля 1992 г. 8 июля 1992 г.  
 Болгария 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Дания 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Германия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Эстония 10 сентября 1991 г. 14 октября 1992 г. 6 декабря 1991 г.
 Финляндия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Франция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Грузия 24 марта 1992 г. 8 июля 1992 г. 21 января 1994 г.
 Греция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Святой Престол 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Ирландия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Исландия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Италия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Канада 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Казахстан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 23 сентября 1992 г.
 Кыргызстан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 3 июня 1994 г.
 Хорватия 24 марта 1992 г. 8 июля 1992 г.  
 Латвия 10 сентября 1991 г. 14 октября 1991 г. 6 декабря 1991 г.
 Лихтенштейн 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Литва 10 сентября 1991 г. 14 октября 1991 г. 6 декабря 1991 г.
 Люксембург 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Мальта 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Молдова 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 29 января 1993 г.
 Монако 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Монголия 21 ноября 2012 г.    
 Черногория 22 июня 2006 г. 1 сентября 2006 г.  
 Нидерланды 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Северная Македония 12 октября 1995 г.    
 Норвегия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Австрия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Польша 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Португалия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Румыния 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Россия с 30 января 1992 г. как правопреемница Советского Союза.  25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Сан-Марино 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Швеция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Швейцария 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Сербия с 3 июня 2006 г. в качестве правопреемника Югославии и Сербии и Черногории (с 4 февраля 2003 г. по 3 июня 2006 г.)  25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Словакия 1 января 1993 г.    
 Словения 24 марта 1992 г. 8 июля 1992 г. 8 марта 1993 г.
 Испания 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Таджикистан 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г.  
 Чехия 1 января 1993 г.    
 Турция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Туркменистан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г.  
 Украина 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 16 июня 1992 г.
 Венгрия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Узбекистан 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 27 октября 1993 г.
 Объединенное Королевство 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 США 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Беларусь 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 8 апреля 1993 г.
 Кипр 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.

Хельсинкское совещание

Хельсинкское совещание, совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Было созвано по предложению (1965) социалистических государств—участников
Варшавского Договора. Состоялось в период с 3 июля 1973 по 1 августа 1975. В нём
участвовали 33 европейских государства: Австрия, Бельгия, Болгария, Ватикан,
Великобритания, Венгрия, ГДР, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания,
Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия,
Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, СССР, Турция, ФРГ, Финляндия, Франция,
Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия (все европейские государства, кроме
Албании), а также США и Канада. На повестке дня стояли вопросы обеспечения
безопасности в Европе; сотрудничества в области экономики, науки и техники и
окружающей среды; сотрудничества в гуманитарной и др. областях; дальнейших шагов
после Совещания.

Совещание проходило в три этапа. Первый этап проводился на уровне министров
иностранных дел 3—7 июля 1973 в Хельсинки. Второй этап продолжался с перерывами
с 29 авг. 1973 до 21 июля 1975 в Женеве. В этот период работали спец. комиссии и
подкомиссии по подготовке проектов документов под общим руководством
Координационного комитета. Третий, завершающий этап состоялся 30 июля — 1 авг.
1975 на высшем уровне в Хельсинки. Совещание приняло Заключительный акт, в
котором, несмотря на различие позиций его участников в области политики,
экономики и идеологии, удалось отразить то общее, что служит укреплению мира и
безопасности в Европе и во всём мире, расширению взаимовыгодного сотрудничества
между государствами. В Заключительном акте подведён политический итог 2-й
мировой войны, подтверждена нерушимость сложившихся в Европе границ,
сформулированы 10 основополагающих принципов, которые должны определять правила
и нормы взаимоотношений между государствами — участниками Совещания:

  • суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы
    или угрозы силой;
  • нерушимость границ; тер. целостность государств; мирное урегулирование
    споров;
  • невмешательство во внутренние дела;
  • уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести,
    религии и убеждений;
  • равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между
    государствами;
  • добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Достигнута договорённость о предварит, уведомлении государствами-участниками
друг друга на добровольной и двусторонней основе о крупных воен. учениях, обмене
наблюдателями на воен. учениях, проводимых в Европе, содействии визитам воен.
делегаций. Государства-участники признали, что «они могут, по своему
собственному усмотрению и с целью содействия укреплению доверия, уведомлять о
крупных передвижениях своих войск». В Заключительном акте определены направления
и конкретные формы сотрудничества европейских государств в области экономики,
науки, техники, охраны окружающей среды, а также в гуманитарных областях
(контакты между людьми и учреждениями, обмен информацией, связи и сотрудничество
в сфере культуры, образования и т. д.).

Успешное завершение Совещания было подготовлено многолетней борьбой Сов.
Союза, всех социалистич. стран, трудящихся масс и прогрессивных обществ, сил за
европ, безопасность. Оно явилось событием огромного междунар. значения, важным
шагом в закреплении принципов мирного сосуществования, налаживания отношений
равноправного сотрудничества между гос-вами с различным обществ, строем.

СССР, др. социалистич. страны рассматривают Заключительный акт X. с. не
только как итог позитивных сдвигов в Европе, но и как отправной пункт для
дальнейшего продвижения по пути прочного мира, борьбы за углубление и расширение
междунар. сотрудничества

Важное значение в этом отношении имела Белградская
встреча представителей гос-в — участников общеевропейского Совещания (4 октября
1977 — 9 марта 1978), на к-рой был проведён обмен мнениями о ходе выполнения
положений Заключительного акта. В итоговом документе, принятом на ней,
подтверждалась решимость стран-участниц выполнять полностью все эти положения

Вместе с тем из выступлений делегации США на Белградской встрече видно, что
реакц. силы не отказались от попыток помешать развитию процесса разрядки,
вернуть мир к временам «холодной войны».

Я. Ф. Чернов

Использованы материалы Советской военной энциклопедии. Том 8 Ташкент – Ячейка стрелковая. 688 с., 1980.

Литература:

Во имя мира, безопасности и сотрудничества. М., 1975.

История международных отношений и внешней политики СССР. 1968—1978. М., 1979,
с. 117—142;

История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 5. Кн. 2. М., 1979, с. 145—167.

история

Место нахождения СБСЕ: Финляндский зал

предшественник

Основная статья : Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОБСЕ предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое было организовано по инициативе Варшавского договора. Начиная с 1950-х годов Советский Союз призывал к такой конференции, но западные державы, особенно Западная Германия, отказались. Бонн опасался, что такие переговоры могут привести к международному признанию раздела Германии. Идея СБСЕ на Западе была на повестке дня только после создания новой восточной политики социал-либеральной коалиции во главе с федеральным канцлером Вилли Брандтом (СДПГ) в начале 1970-х годов. Под девизом Брандта «Изменения через сближение» ледяное настроение «холодной войны» ослабло, и СБСЕ стало возможным. Первая из этих многонациональных конференций проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 годы . В межблоковой конференции приняли участие все европейские страны (за исключением Албании ), Советский Союз, США и Канада.

Конференция характеризовалась сделкой обмена: для Восточного блока она принесла признание ограниченности послевоенного порядка и более сильный экономический обмен с Западом. В ответ Восток пошел на уступки в области прав человека. В последующие годы в нескольких социалистических странах возникли движения за гражданские права, которые сослались на Хельсинкский Заключительный акт и способствовали распаду Восточного блока, так что СБСЕ внесло решающий вклад в прекращение конфликта между Востоком и Западом.

Конференция, первоначально запланированная как разовое мероприятие, была продолжена последующими конференциями СБСЕ в Белграде (1977–1978), Мадриде (1980–1983), Вене (1986–1989) и снова в Хельсинки (1992).

На саммите СБСЕ в Будапеште 5 и 6 декабря 1994 г. было принято решение институционализировать СБСЕ и с 1 января 1995 г. переименовать в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) .

Встреча на высшем уровне

Следующие саммиты состоялись в 1990-е гг.

  • 2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне
  • 18-19 ноября 1999 г. в Стамбуле.

После одиннадцатилетнего перерыва следующий Саммит ОБСЕ прошел 1-2 декабря 2010 года в Астане . Казахский президент Нурсултан Назарбаев провел совещание . Разногласия между западными и восточными государствами-членами относительно будущего содержания и стратегической ориентации ОБСЕ привели к еще одному бесплодному завершению конференции. Запланированное принятие плана действий по разрешению международных конфликтов и реформированию ОБСЕ провалилось.

Заседание Совета министров ОБСЕ

По окончании встречи 5 декабря 2014 года в Базеле были декларации, но не было итоговой декларации. Председатель Дидье Буркхальтер сказал, что ситуация с безопасностью в Европе ухудшилась в 2014 году из-за украинского кризиса .

3/4 Декабрь 2015 г. Встреча Совета министров ОБСЕ в Белграде (Сербия). Совет министров ОБСЕ заседал в Гамбурге с 8 по 9 декабря 2016 года . Встреча состоялась на территории Hamburg Messe . Министры иностранных дел стран-участниц также встретились 8 декабря в большом бальном зале мэрии Гамбурга на совместный рабочий обед. Встреча состоялась в Гамбурге, поскольку 1 января 2016 года Германия приняла председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе во второй раз с 1991 года.

Главы государства или правительства [ править ]

«Расписались высокие представители государств — участников», а также сидения на конференции были заказаны в алфавитном порядке коротких имен стран на французском языке (таким образом , начиная с двух Allemagne с последующим Америке и Tchécoslovaquie отделена от Союза Sovietique по Turquie и т.д. ). Это также повлияло на заголовки закона последовательно на немецком, английском, испанском, французском, итальянском и русском языках, которые также были рабочими языками конференции и языками самого закона.

  • Гельмут Шмидт , канцлер Федеративной Республики Германия
  • Эрих Хонеккер , первый секретарь Центрального комитета Социалистической единой партии Германии
  • Джеральд Форд , президент США
  • Бруно Крайский , канцлер Австрии
  • Лео Тиндеманс , премьер-министр Бельгии
  • Тодор Живков , председатель Государственного совета Болгарии
  • Пьер Трюдо , премьер-министр Канады
  • Макариос III , президент Кипра
  • Анкер Йоргенсен , премьер-министр Дании
  • Карлос Ариас Наварро , премьер-министр Испании
  • Урхо Кекконен , президент Финляндии
  • Валери Жискар д’Эстен , президент Франции (который также является соправителем Андорры, однако в декларации не упоминается такая функция)
  • Гарольд Уилсон , премьер-министр Соединенного Королевства
  • Константинос Караманлис , премьер-министр Греции
  • Янош Кадар , первый секретарь ЦК Венгерской социалистической рабочей партии
  • Лиам Косгрейв , Taoiseach of Ireland
  • Гейр Халльгримссон , премьер-министр Исландии
  • Альдо Моро , премьер-министр Италии
  • Вальтер Кибер , премьер-министр Лихтенштейна
  • Гастон Торн , премьер-министр Люксембурга
  • Дом Минтофф , премьер-министр Мальты
  • Андре Сен-Мле , государственный министр Монако
  • Трюгве Браттели , премьер-министр Норвегии
  • Йооп ден Уил , премьер-министр Нидерландов
  • Эдвард Герек , первый секретарь Польской объединенной рабочей партии
  • Франсишку да Коста Гомеш , президент Португалии
  • Николае Чаушеску , Президент Румынии
  • Джан Луиджи Берти , капитан-регент Сан-Марино
  • Агостино Казароли , кардинал статс-секретарь
  • Улоф Пальме , премьер-министр Швеции
  • Пьер Грабер , президент Швейцарской Конфедерации
  • Густав Гусак , президент Чехословакии
  • Сулейман Демирель , премьер-министр Турции
  • Леонид Брежнев , Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза
  • Иосип Броз Тито , президент Югославии

Международные организации править

Курт Вальдхайм , Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (произносит вступительную речь «как их почетный гость», не подписавший)

Статьи

В терминологии СБСЕ было четыре группировки или корзины. В первой корзине «Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-участниками» (также известная как «Декалог») перечислены следующие 10 пунктов:

  1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету
  2. Воздержание от угрозы силой или ее применения
  3. Нерушимость государственных границ
  4. Территориальная целостность государств
  5. Мирное разрешение споров
  6. Невмешательство во внутренние дела
  7. Уважение прав человека и основных свобод , включая свободу мысли , совести, религии или убеждений
  8. Равноправие и самоопределение народов
  9. Сотрудничество между государствами
  10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву

Вторая корзина обещала экономическое научно-техническое сотрудничество, содействие деловым контактам и производственной кооперации, объединение транспортных сетей и увеличение потока информации. Третья корзина включает обязательства по улучшению человеческого контекста воссоединения семей, браков и путешествий. Он также стремился улучшить условия жизни журналистов и расширить культурный обмен. Четвертая корзина касается процедур мониторинга выполнения и планирования будущих встреч.

Свобода информации

Соединенные Штаты добивались положения, которое запрещало бы глушение радиостанций, но не смогли найти консенсуса из-за советской оппозиции. Несмотря на это, Запад считал глушение незаконным в соответствии с согласованной формулировкой «расширения распространения информации, передаваемой по радио». Советский Союз считал, что глушение было юридически оправданной реакцией на передачи, которые, как они утверждали, были нарушением широкой цели Хельсинкских соглашений, заключающейся в «удовлетворении интересов взаимопонимания между людьми и целей, сформулированных Конференцией».

Прием и воздействие

Документ рассматривался как значительный шаг к сокращению Холодная война напряженности и как серьезный дипломатический импульс для Советского Союза в то время из-за его положений о нерушимости национальных границ и уважении территориальной целостности, которые рассматривались как консолидирующие территориальные завоевания СССР в Восточной Европе после Вторая Мировая Война. Учитывая возражения со стороны Канада, Испания, Ирландия и других государств в Заключительном акте просто говорилось, что «границы» в Европе должны быть стабильными, но могут измениться мирными внутренними средствами.:65 Президент США Джеральд Форд также подтвердили, что США политика непризнания из Балтийские государства’ (Литва, Латвия и Эстония) принудительное включение в то Советский союз не изменилось. Лидеры других НАТО государства-члены сделали аналогичные заявления.:65

Тем не менее гражданские права часть соглашения послужила основой для работы Хельсинки Смотреть, независимый не государственная организация созданы для контроля за соблюдением Хельсинкских соглашений (которые преобразовались в несколько региональных комитетов, в конечном итоге сформировав Международная Хельсинкская Федерация и Хьюман Райтс Вотч)

Хотя эти положения применялись ко всем подписавшим сторонам, основное внимание было уделено их применению к Советскому Союзу и его странам. Варшавский договор союзники, в том числе Болгария, Чехословакия, то Германская Демократическая Республика (Восточная Германия), Венгрия, Польша, и Румыния

Советская пропаганда представил Заключительный акт как великий триумф советской дипломатии и лично Брежнева.:65

По мнению исследователя холодной войны Джон Льюис Гэддис в его книге Холодная война: новая история (2005), «Леонид Брежнев с нетерпением ждал, Анатолий Добрынин вспоминает, к «известности, которую он получит … когда советская общественность узнает об окончательном урегулировании послевоенных границ, ради которых они так много пожертвовали» … » постепенно стали манифестом диссидентское и либеральное движение «… Это означало, что люди, которые жили в этих системах — по крайней мере, более смелые — могли требовать официального разрешения говорить то, что они думали».

Тогда-Народная Республика Албания отказался от участия в Соглашении, его лидер Энвер Ходжа аргументируя это: «Все сателлиты Советов с хочу разорвать оковы Варшавский договор, но они не могут. Тогда их единственная надежда — это то, что позволяет им Хельсинкский документ, то есть укреплять их дружбу с Соединенными Штатами Америки и Западом, добиваться от них инвестиций в виде кредитов и импорта их технологий без каких-либо ограничений, чтобы позволить церкви занять прежнее место, углубить моральное вырождение, усилить антисоветизм, и Варшавский договор останется пустой яичной скорлупой ».

Хельсинкские соглашения послужили основой для последующих Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданная в 1995 г. Парижская хартия 1990 г.

Администрация Форда

Когда президент Джеральд Форд вступив в должность в августе 1974 года, переговоры Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) продолжались почти два года. Хотя СССР стремился к скорейшему урегулированию, ни одна из сторон не пошла на уступки, особенно в вопросах прав человека. На протяжении большей части переговоров лидеры США не проявляли особого интереса к процессу. В августе 1974 года советник по национальной безопасности и государственный секретарь Генри Киссинджер сказал Форду: «Мы никогда этого не хотели, но мы шли вместе с европейцами Это бессмысленно — это просто пьеса на трибуне слева. Мы идем вместе с ней».

В течение нескольких месяцев, предшествовавших завершению переговоров и подписанию Хельсинкского Заключительного акта, американская общественность, в частности американцы восточноевропейского происхождения, выражали озабоченность по поводу того, что соглашение будет означать признание советского господства над Восточной Европой и включение Балтийские государства в СССР. Президент Форд тоже был обеспокоен этим и попросил разъяснений по этому вопросу у Совет национальной безопасности США. Сенат США также беспокоила судьба стран Балтии и СБСЕ в целом. Несколько сенаторов написали президенту Форду письмо с просьбой отложить заключительный этап саммита до тех пор, пока все вопросы не будут урегулированы, причем способом, благоприятным для Запада.

Незадолго до отъезда президента Форд в Хельсинки он провел встречу с группой американцев восточноевропейского происхождения и окончательно заявил, что политика США в отношении стран Балтии не изменится, но будет усилена, поскольку соглашение отрицает аннексию нарушенной территории. международного права и допускает мирное изменение границ.

В июле 1975 года Форд сообщил делегации американцев из Восточной Европы, что:

Хельсинкские документы включают в себя политические и моральные обязательства, направленные на снижение напряженности и дальнейшее открытие линий связи между народами Востока и Запада. … Мы не берем на себя никаких обязательств, помимо того, чему мы уже привержены в соответствии с нашими собственными моральными и правовыми стандартами и более формальными договорными соглашениями, такими как Устав Организации Объединенных Наций и Декларация прав человека. … Если все это не удастся, Европе будет не хуже, чем сейчас. Если хотя бы часть этого удастся, участь людей в Восточной Европе станет намного лучше, и дело свободы продвинется, по крайней мере, так далеко ».

Его заверения мало повлияли. Объем негативных писем продолжал расти. Американское общество все еще не убеждено в том, что американская политика в отношении присоединения стран Балтии не будет изменена Хельсинкским Заключительным актом. Несмотря на протесты со всех сторон, Форд решил двигаться вперед и подписать соглашение. По мере роста внутренней критики Форд застрахован от своей поддержки Хельсинкских соглашений, что в целом ослабило его внешнеполитический статус. Его грубая ошибка в дебатах с Картером, когда он отрицал контроль Кремля над Польшей, оказалась катастрофической.

Финляндия Холл, место проведения конференции Helsinki Accords

Прием и воздействие

Документ рассматривался как значительный шаг на пути к снижению напряженности во время холодной войны и как серьезный дипломатический импульс для Советского Союза в то время из-за его положений о нерушимости национальных границ и уважении территориальной целостности, которые, как считалось, укрепляли Территориальные завоевания СССР в Восточной Европе после Второй мировой войны . Учитывая возражения Канады , Испании , Ирландии и других государств, Заключительный акт просто констатировал, что «границы» в Европе должны быть стабильными, но могут измениться мирными внутренними средствами. Президент США Джеральд Форд также подтвердил, что политика США по непризнанию насильственного присоединения стран Балтии ( Литва , Латвия и Эстония ) к Советскому Союзу не изменилась. С аналогичными заявлениями выступили лидеры других стран- членов НАТО .

Тем не менее, часть соглашения о гражданских правах послужила основой для работы Helsinki Watch , западной разведывательной неправительственной организации, созданной для поддержки диссидентов в Восточной Европе, которая была разрешена и поддержана западными корпоративными СМИ и западными правительствами в соответствии с под эгидой контроля за соблюдением Хельсинкских соглашений (которые превратились в несколько региональных комитетов, в конечном итоге сформировавших Международную Хельсинкскую федерацию и Human Rights Watch )

Хотя эти положения применялись ко всем подписавшим сторонам, основное внимание уделялось их применению к Советскому Союзу и его союзникам по Варшавскому договору , включая Болгарию , Чехословакию , Германскую Демократическую Республику (Восточная Германия), Венгрию , Польшу и Румынию. Советская пропаганда представила Заключительный акт как великий триумф советской дипломатии и лично Брежнева.

По словам исследователя холодной войны Джона Льюиса Гэддиса в его книге «Холодная война: новая история» (2005 г.), « Леонид Брежнев ожидал, — вспоминает Анатолий Добрынин , — той известности, которую он получит … когда советская общественность узнает о ней. окончательное урегулирование послевоенных границ, ради которых они так много пожертвовали ‘…’ постепенно превратились в манифест диссидентского и либерального движения ‘… Это означало, что люди, жившие в эти системы — по крайней мере, более смелые — могли требовать официального разрешения говорить то, что они думали ».

Тогдашняя Народная Республика Албания отказалась участвовать в Соглашении, ее лидер Энвер Ходжа утверждал: «Все сателлиты Советов, за хотят разорвать оковы Варшавского договора , но они не могут. Тогда их Единственная надежда заключается в том, что Хельсинкский документ позволяет им, то есть укреплять их дружбу с Соединенными Штатами Америки и Западом, добиваться от них инвестиций в виде кредитов и импорта их технологий без каких-либо ограничений, чтобы позволить церковь займет прежнее место, углубит моральное вырождение, усилит антисоветизм, а Варшавский договор останется пустой яичной скорлупой ».

Хельсинкские соглашения послужили основой для будущей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданной в 1995 году в соответствии с Парижской хартией 1990 года.