Список императоров династии хань — list of emperors of the han dynasty

Оглавление

Наука

Некоторые важные изменения произошли в науке и культуре в период правления династии Западная Хань:

  1. Прогресс был достигнут в области астрономии. Положение небесных тел было записано в мельчайших подробностях, это была первая, в истории человечества, карта Солнечной системы.
  2. Знаменитый астроном Чжан Хэнсоздал специальное оборудование, которое считалось самым ранним сейсмографом в мире, с великолепным методом тестирования землетрясений.
  3. В 105 году до н.э., придворный по имени Цай Лунь улучшил предыдущий метод изготовления бумаги.
  4. Плодотворными были достижения в медицине, сделанные известным хирургом древнего Китая – Хуа, который стал использовать обезболивающие лекарства в  лечебной деятельности.
  5. Самые ранние математические работы были созданы также в период Западной Хань.

Культура и искусство

В период правления династии Восточная Хань, искусство стало все более приобретать статус и значение.

Каллиграфия и живопись перестала быть лишь средством передачи информации, стали появляться первые работы мастеров, увидевших все очарование каллиграфических рисунков и живописи.
Развивалось керамическое производство. Изделия из керамики прочно вошли в обиход людей в этот период. Методы изготовления фарфора, разработанные в это время были настолько великолепны, что их  можно сравнить только с тем, что производится сегодня. До сих пор археологи находят образцы, которые показывают превосходство данного ремесла в период династии Хань.

Литература процветала с изобретением бумаги, как искусство процветало с изобретением ткацкого станка, и изобретением фарфора.
Великий историк Сыма Цянь внес свой вклад в китайской историографию, написав книгу истории

Это первая летопись китайской истории (период от Хуанди до императора У – Ди), которая занимает важное положение в истории и литературе Китая.

Достижения Западной Хань оказало глубокое влияние на развитие Северного Вьетнама и Северной Кореи путем расширения империи, и на Японию через тесные торговые связи.

Внешние отношения

Императоры династии Хань утверждали, что они правители Тянься , то есть всего известного в то время мира. Однако эту Тянься следует рассматривать как политическое, а не географическое измерение: китайцы очень хорошо знали, что существуют другие империи, и географически они рассматривали Китай как небольшую часть мира. Что касается внешней политики, конфликт с степными народами внутри Азии продолжал оставаться доминирующей проблемой на протяжении всей династии Хань; империи на юге и востоке играли подчиненную роль для ханьских императоров.

Xiongnu

В 209 г. до н.э. Шаньюй Мао-чан удалось объединить в сюнну и организации их более политически. Он основал столицу во Внешней Монголии и значительно расширил территорию, управляемую хунну, в том числе отвоевав плато Ордос при переходе от Цинь к Хань во время войны . Сюнну представляли большую опасность из-за их частых нападений в приграничной области Хань, а также из-за опасности дезертиров из Хань в сюнну. Император Гаозу принял отступление царя от Хань в 200 году до нашей эры. Как повод пойти в бой против хунну. Ему удалось отбросить сюнну обратно в Пинчэн на севере сегодняшнего Шаньси с 300 000 человек . Однако там они были окружены конницей хунну, и император едва спасся от смерти.

Следствием этого сокрушительного поражения стала политика Хэциня, разработанная Лю Цзином . Он предусматривал, что ханьская принцесса будет отдана чаньюю сюнну в качестве жены, что хань будет регулярно посылать «дары» сюнну и что ханьюй и ханьский император признают друг друга правителями братских государств с равным статусом. В 198 г. до н.э. До н.э. первая (предполагаемая) принцесса была доставлена ​​в Чаньюй, с которым договор вступил в силу. Однако такая политика брачных союзов обошлась Китаю очень дорого и не достигла поставленных целей. «Дары» хунну становились все более обширными, а хунну, подстегиваемые их быстрой территориальной экспансией, становились все более и более смелыми: после смерти императора Гаозу ханьюй даже попросил его вдову выйти замуж. Приграничные районы регулярно разграблялись хунну, несмотря на мирный договор, причем ханьюй часто лично руководил действиями.

Более активная политика в отношении хунну могла быть проведена только тогда, когда империя была финансово и военно консолидирована под властью императора Уди. Засада с целью овладеть Чаньюй была нанесена в 134 г. до н.э. Chr. Не работает. 127 г. до н.э. Генералу Вэй Цину удалось вернуть себе Ордос в 121 и 119 г. до н.э. До н.э., под командованием Хо Цубина и Вэй Цина, массовые конные сражения против сюнну удалось сместить сюнну на север. В результате коридор Ганьсу стал частью империи Хань, и были созданы четыре новых командных пункта : Цзюцюань , Чжанъи , Дуньхуан и Увэй . Из-за хронической нехватки лошадей дальнейшие удары по хунну не могли быть нанесены.


Карта мира около 100 г. н.э.

Связь истории и культуры

Своим прародителем ханьцы считают Жёлтого императора. Многие из них верят, что такой человек существовал в действительности однако историки причисляют его к мифическим правителям. Именно он, согласно преданиям, является основателем даосизма, а потому почитание Жёлтого императора распространено по сей день.

Практически каждый аспект китайской культуры тесно связан с историей этого народа. Примером служит национальная одежда ханьфу (дословно переводится как “одежда ханьцев”). Изначально наряды хань изготавливались из шёлка. История рассказывает, что идея создания ханьфу принадлежала императрице Лэй цжу, супруге Жёлтого императора.

Лэй цжу – супруга жёлтого императора (кадр из фильма)

В дальнейшем ханьфу из длинного халата превратилось в верхнее платье и отдельную юбку, которая дополняла наряд. Для хань издавна принято использовать ткани ярких цветов, в особенности, красный, золотой, зелёный.

Прежде далеко не все цвета были доступны для окрашивания одежды, а потому спектр красок ограничивался. Сегодня же доброй традицией стало использование именно этой цветовой гаммы. Ханьцы верят, что такие цвета приносят счастье и благополучие обладателю одежды.

Традиционный наряд ханьцев (ханьфу)

литература

  • Раф де Креспиньи : Огонь над Лоян. История поздней династии Хань 23–220 гг. Нашей эры (= Sinica Leidensia. Vol. 134). Брилл, Лейден / Бостон, 2016 г., ISBN 978-90-04-32491-6 .
  • Рэйф де Креспиньи: Биографический словарь позднего Хань и Троецарствия (23–220 гг. Н. Э.) (= Справочник по востоковедам . Отдел 4: Китай. Том 19). Брилл, Лейден / Бостон 2007, ISBN 978-90-04-15605-0 .
  • Марк Эдвард Льюис: Ранние китайские империи. Цинь и Хань. Belknap Press, издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс и др., 2007, ISBN 978-0-674-02477-9 .
  • Мишель Пираццоли-т’Серстевенс: Китай во времена династии Хань. Культура и история. Кольхаммер, Штутгарт и др. 1982, ISBN 3-17-007738-4 .
  • Денис Твитчетт , Майкл Лоу (ред.): Кембриджская история Китая. Том 1: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. — 220 г. н.э., Cambridge University Press, Cambridge et al. а. 1986, ISBN 0-521-24327-0 .
  • Кай Фогельсанг : История Китая. 3-е, переработанное и дополненное издание. Reclam, Штутгарт 2013, ISBN 978-3-15-010933-5 .

О чаепитии и рыбной ловле

Культуру хань невозможно представить без главной традиции Поднебесной – чаепития. Любимый китайцами напиток – чай – пьют из небольших пиал. По всей стране можно встретить тысячи чайных домов, куда спешат гости страны. Если чаепитие прошло успешно, гость должен поблагодарить радушного хозяина. Делается это с помощью стука пальцев по столу.

Этот интересный обычай зародился во времена императора Цяньлуна, который в XVIII веке путешествовал по стране. Правитель странствовал инкогнито, но, согласно традициям, его подданные после проведенной церемонии, должны были опускаться на колени. Чтобы не раскрыть личность императора, слуги нашли выход – они стучали двумя согнутыми пальцами по столу, чем давали понять, что являются преданными соратниками властителя.

Фото рыбака с бакланом на реке Ли в Китае, окрестности Яншо / Анна Заводчикова / nat-geo.ru

Что же касается ловли рыбы то до наших дней у ханьских рыбаков сохранилась традиция ловли рыбы с бакланами. Выходя к озеру или реке, рыболовы используют этих птиц как превосходных охотников. На прирученного баклана надевают специальное кольцо, что позволяет птице глотать мелкую рыбу, но не даёт съесть крупную добычу. Когда баклан возвращается к хозяину, в его клюве уже находится улов, который человек берёт себе.

Ханьцы – народ с поистине уникальной культурой. Несмотря на то, что со времён появления многих традиций хань прошло уже немало столетий (а порой и тысячелетия), жители Поднебесной не перестают хранить и соблюдать старинные ритуалы. Возможно, именно в этом кроется один из секретов процветания их страны.

Сочинения Дун Чжуншу

Дун Чжуншу оставил после себя большое количество сочинений. В главе «Жизнеописание Дун Чжуншу» в Хань-шу («История Хань, 漢書, гл. 56) содержится «Три ответа о Небе и человеке» Тянь жэнь сань цэ 天人三策. Ему же принадлежит короткое эссе «Ответ на мое возвышение более достойным и опытным ученым» Цзюй сяньлян дуйсэ 舉賢良對策, где он объясняет, что ни один философ не может обойтись без конфуцианства, на этом учении базируются все моральные нормы и размышления. Кроме того, он написал несколько поэм, наиболее известная из которых – «Поэма о невезучем чиновнике» Ши бу юй фу 士不遇賦.

Дун Чжуншу также приписывается большое сочинение «Чунь-цю фань-лу»  (春秋繁露 «Обильные росы Весен и Осеней»), насчитывающее 82 главы и около 72 000 слов. Однако ряд китайских мыслителей и исследователей ставили авторство Дун Чжуншу под сомнение, в частности, основатель неоконфуцианства Чжу Си (朱熹, 1130—1200). На то, что этот текст является собранием эссе, написанных различными конфуцианцами ханьского времени, указывает несколько фактов:

  1. Противоречивые космологические ссылки и указание на восшествие Ван Мана (王莽, 45 до н.э. – 23 н.э., основатель и единственный император династии Синь, 9-23 н.э.), которое случилось почти через столетие после смерти Дун Чжуншу.
  2. В «Истории династии Хань» название «Чунь-цю фань-лу» не встречается. Ссылок на него не существует вплоть до IV века, когда оно впервые упоминается даосом-энциклопедистом Гэ Хуном (283-343).

«Чунь-цю фань-лу» представляет собой собрание несвязанных или слабосвязанных глав и коротких эссе, которые подразделяются на 7 разделов. Многие из них имеют отношение к школе «Гунъян-чжуань» 公羊傳*. Скорее всего, эти тексты были созданы различными людьми в разное время в эпоху Хань. Со временем три главы были утеряны, существует значительная путаница и в других главах.

* «Гунъян-чжуань» 公羊傳 — «Комментарий Гунъяна к летописи Чунь-цю», «„Вёсны и осени“ Гунъяна». Приписывается ученому Гунъян Гао, жившему в V в. до н.э., который учился у Цзы Ся — ученика Конфуция. В свою очередь, Конфуций считается автором или редактором летописи царства Лу «Чунь-цю», которая охватывает период с 722 по 481 года до н.э. В комментарии Гунъяна подчеркивается сокровенный смысл, скрытый в летописи «Чунь-цю». Каноноведы эпохи Тан считали, что текст Гунъян-чжуань» пять поколений конфуцианцев передавали изустно, а во II в. до н.э. он был записан Гунъян Шоу и Хуму-шэном. По своему содержанию и идеям близок школе «новых текстов» цзинь вэнь 今文.

Однако вне зависимости от того, было ли действительно это сочинение написано Дун Чжуншу, или последующими поколениями ханьских конфуцианцев, мы будем рассматривать его как отражающий основные положения ортодоксального конфуцианства эпохи Хань.

По содержанию «Чунь-цю фань-лу» можно разделить на 7 основных разделов, которые, в свою очередь, делятся на подразделы:

  1. Анналы,
  2. «Хуан-Лао» (даосизм — учение Хуан-ди и Лао-цзы),
  3. Этико-политический раздел,
  4. Космология,
  5. Учение о пяти первоэлементах,
  6. Жертвоприношения и сезонные работы,
  7. Разное.

Название «Чунь-цю фань-лу» имеет особый смысл. «Чунь-цю» 春秋  – это летопись царства Лу, охватывающая время с 722 по 481 гг. до н. э. (отсюда пошло название этого периода — «Чунь-цю», «Весны и осени»). Ее автором традиционно считается Конфуций, однако в действительности она была написана придворными летописцами царства Лу. Этот текст насчитывает всего 16257 иероглифов, и потому к нему были написаны десятки комментариев, из которых сохранилось только три. Дун Чжуншу вложил новое, политическое истолкование, считая «Чунь-цю» прекрасным руководством для правителей.

Подробнее: «Великая триада: Небо, Земля, Человек»

«Фань-лу» 繁露 во времена династии Хань означало украшение императорской чаши – жемчужную нить, которая протягивалась по внешней и внутренней стороне. Таким образом, название «Чунь-цю фань-лу» истолковывалось как «Инструкции императору». Лишь в VII веке каноновед Цзя Гунъянь 贾公彦 интерпретировал его в соответствии с буквальным смыслом — «Обильные росы Весен и Осеней».

В эпоху Мин (1368-1644) сочинения Дун Чжуншу были объединены ученым Чжан Фу 張溥 в сборник «Дун-Цзяоси-цзи» 董膠西集 – «Собрание сочинений Дун из Цзяоси».

Процессия. Эпоха Хань. Национальный музей, Пекин

Династия Цзинь 晋

Династия Цзинь носила официальное название «Великий Цзинь», а императоры называли свое государство Китаем, подчеркивая обособленность ханьских народов. Основной задачей правителей была легитимизация своей власти, поэтому проводилось подавление инакомыслия и периодических восстаний.

В правление Цзинь произошло укрепление Великой Стены. Она защищало страну от монголов до 1211 года. Была проведена реструктуризация налоговой системы, развивалось земледелие, поощрялось развитие культуры. Достижением этого периода стало производство фарфора цвета морской волны.

Династия Западная Цзинь 西晋

Династия начиналась с Западной Цзинь, которая завоевала царства Шу, Вэй и У. Она объединила Китай и получила формальную власть над страной. Удалось добиться подъема во многих сферах жизни, но мир в стране был хрупким, и династия просуществовала недолго – около 40 лет. Началась междоусобица, сделки с варварами и хаос.

Династия Восточная Цзинь 东晋

Восточная Цзинь возникла из остатков цзиньского двора, уцелевшего после захвата столицы варварами. Была основана новая столица и императором был провозглашен принц Ланъе. Династия Восточная Цзинь просуществовала 104 года, постоянно преодолевая восстания и борьбу с соперничавшими царствами.

Интересные факты про Китай

Древний Китай интересен не только культурными традициями, богатой историей, но и некоторыми примечательными фактами:

  • Последним китайским императором был Пу И, который вступил на трон в трехлетнем возрасте.
  • Палочки для еды используются китайцами уже более четырех тысячелетий.
  • Когда изобрели печатный станок, здесь широкой популярностью пользовались буддийские молитвы и постулаты.
  • Легендарная книга «Искусство войны», которую написал военный стратег Сунь-Цзы около трех тысяч лет назад, до сих пор цитируется.
  • Главными водными артериями страны были река Янцзы и Желтая река. Эти два водоема сейчас входят в десятку рек по продолжительности на планете.
  • До сих пор здесь считается, что дракон приносит удачу и силу. В древние времена это был символ правителя.
  • Ученые при императорском дворе были наиболее уважаемыми людьми. После них были фермеры, уважаемые за продовольственное снабжение едой населения.
  • Именно в Древнем Китае первыми начали пить чай. До этого напиток использовался в лечебных целях.
  • Несмотря на наличие разных диалектов, алфавит и письменность были едиными.
  • По легенде, шелк обнаружила жена правителя Хуан-Ти Си-Линг-Ши в императорском саду в 2700 году до нашей эры.

Древний Китай местными историками считается родиной футбола, так как об этой игре упоминают старинные хроники, датируемые 1000 годом до нашей эры. Китайцы одними из первых изобрели календарь. В 2000 году до нашей эры для сельского хозяйства был создан лунный календарь.

С давних времен жители Китая почитают журавля, утку и феникса. Эти птицы у них символизируют семейное счастье, долголетие, а также силу и власть императора. Богатые древние китайцы могли иметь много жен. Рекордная Великая стена считается единственным сооружением на планете, видимым из космоса. Строение создавалось 2000 лет, а во время постройки погибло колоссальное количество людей.

Культура и искусство

В период правления династии Восточная Хань, искусство стало все более приобретать статус и значение.

Каллиграфия и живопись перестала быть лишь средством передачи информации, стали появляться первые работы мастеров, увидевших все очарование каллиграфических рисунков и живописи.
Развивалось керамическое производство. Изделия из керамики прочно вошли в обиход людей в этот период. Методы изготовления фарфора, разработанные в это время были настолько великолепны, что их  можно сравнить только с тем, что производится сегодня. До сих пор археологи находят образцы, которые показывают превосходство данного ремесла в период династии Хань.

Литература процветала с изобретением бумаги, как искусство процветало с изобретением ткацкого станка, и изобретением фарфора.
Великий историк Сыма Цянь внес свой вклад в китайской историографию, написав книгу истории

Это первая летопись китайской истории (период от Хуанди до императора У – Ди), которая занимает важное положение в истории и литературе Китая

Достижения Западной Хань оказало глубокое влияние на развитие Северного Вьетнама и Северной Кореи путем расширения империи, и на Японию через тесные торговые связи.

Империи Цинь (конец III в. до н.э.)

Завоевания Цинь

Как уже говорилось, после проведения реформ Шан Яна царство Цинь превратилось в мощную державу. С этого времени циньские правители становятся на путь агрессии. Используя внутренние противоречия древнекитайских царств и их междоусобицы, циньские ваны захватывали одну территорию за другой и после ожесточенной борьбы подчинили себе все государства Древнего Китая. В 221 г. до н.э. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство Ци на Шаньдунском полуострове. Циньский ван принял новый титул «хуанди» — император — и вошел в историю как Цинь Шихуанди — «Первый император Цинь». Столица царства Цинь Сяньян была объявлена столицей империи.

Циньская лаковая ладья. Из раскопок в Хубэе. III в. до н.э.

Цинь Шихуанди не ограничился завоеванием древнекитайских царств, он продолжил экспансию на север, где складывался племенной союз сюнну. 300-тысячная циньская армия нанесла поражение сюнну и оттеснила их за излучину Хуанхэ. Чтобы обезопасить северную границу империи, Цинь Шихуанди приказал возвести гигантское фортификационное сооружение — Великую Китайскую стену. Он предпринял завоевания в Южном Китае и Северном Вьетнаме. Ценой огромных потерь его армиям удалось добиться номинального подчинения древневьетнамских государств Намвьет и Аулак.

Внутреннее положение государства

Цинь Шихуанди распространил на всю страну установления Шан Яна, создав военно-бюрократическую империю во главе с единовластным деспотом. Циньцы занимали в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности. Была унифицирована и упрощена иероглифическая письменность. Законом устанавливалось единое для всех полноправных свободных гражданское наименование «черноголовые». Мероприятия Цинь Шихуанди проводились крутыми мерами.

В стране царил террор. Всех, кто высказывал недовольство, казнили, по закону круговой поруки соучастников обращали в рабство. За счет порабощения масс военнопленных и осужденных судами число государственных рабов оказалось огромным.

«Цинь учредило рынки рабов и рабынь в загонах вместе со скотом; управляя подданными, всецело распоряжалось их жизнью», — сообщают древнекитайские авторы, усматривая в этом чуть ли не главную причину быстрого падения династии Цинь. Колоссальных затрат и человеческих жертв требовали далекие походы, сооружение Великой стены, ирригационных каналов, проведение дорог, широкое градостроительство, возведение дворцов и храмов, создание гробницы для Цинь Шихуанди — недавние раскопки вскрыли огромные масштабы этого подземного мавзолея. Тяжелейшие трудовые повинности легли на плечи основной массы рабочего населения.

Поздняя династия Хань

Основная статья : Династия Восточная Хань

Вступление на престол позднего Ханьца не решило накопившихся проблем, а лишь отложило их. В принципе, именно крупные землевладельцы поддерживали покойных ханьских императоров, в то время как ранняя Хань все еще использовала мелких фермеров в качестве противовеса феодальным владениям и богатым семьям.

Во времена Позднего Хань увеличилось количество перемещений населения с севера в Красный бассейн в Сычуани и реку Янцзы . Причиной послужили волнения среди бывших кочевников (южные хунну, прототибетцы). К 107 г. рассматривался вопрос об общем отходе с северо-запада. Изгнанные крестьяне и бывшие военные поселенцы искали землю, увеличивая рабочую силу на юге и попадая в зависимость от богатых землевладельцев, которые накопили огромные состояния и создали собственные ополчения.

Упадок могущественной Империи Хань был инициирован различными событиями. При императорском дворе часто вспыхивала жестокая борьба за власть между различными группами, борющимися за влияние, причем последние ханьские императоры все чаще становились марионетками двора, утратившими контроль над центральной администрацией и армией. Этому способствовало другое событие: неуклонно растущее влияние очень богатых и могущественных больших семей землевладельцев, которые получали все большую власть на местном уровне, что также происходило за счет центрального правительства империи. В провинции их покровительство часто было более важным для военачальников, чем связь с далеким императорским двором. Совсем недавно в стране были беспорядки, которые уже нельзя было контролировать.

Окончательное падение поздней династии Хань во время правления императора Линга (168–189) первоначально сопровождалось беспорядками и бандитизмом. Затем в 184 году среди братьев Чжан вспыхнуло религиозное и социальное крестьянское восстание желтых тюрбанов , которое вскоре распространилось на всю империю. Чтобы справиться с ситуацией, император наделил губернаторов провинций и генералов широкими полномочиями, тем самым ликвидировав влияние центрального правительства. С этой целью социально-религиозное движение присоединились пять риса бушель из Чжан Даолин и его внук Чжан Лу , который из 190 независимой территории Ханьчжун контролируемой. После смерти императора Лина в столице разгорелся спор о престолонаследии, в котором победу одержал генерал Дун Чжо . Он правил последним ханьским императором Сиань , пока не стал жертвой заговора и не был убит.

В то время в стране шла гражданская война. В 196 году генерал Цао Цао захватил личность императора и попытался воссоединить империю. Однако он потерпел поражение в битве при Чиби (зима 208 г.) и был вынужден принять реку Янцзы как южную границу своей сферы влияния. Впоследствии к югу от реки Янцзы образовались империи военачальников Лю Бэй и Сунь Цюань . Цао Цао умер весной 220 г., и его сын Цао Пи , который первоначально правил императором, в том же году сверг его и провозгласил императором династии Вэй . Это ознаменовало начало периода Троецарствия в Китае .

Восточная Хань

В результате победы движения “краснобровых” 5 августа 23 года Лю Сю, будущему императору Гуан У-ди, удалось вернуть власть фамилии Лю. Хотя на первых порах на престолонаследие претендовали разные лица, восстановленная династия Хань просуществовала до 220 года под названием Поздней (Хоу) или Восточной (Дун) Хань.

Прежняя столица после периода восстаний находилась в развалинах, и императоры вместо её восстановления предпочли перебраться в Лоян, где в 68 г. был основан первый в Китае буддийский храм, Баймасы. Вместе со столицей ханьские правители оставили в прошлом бесконечные интриги супруг императора и их родственников. Государство усилилось до такой степени, что нанесло решительные поражения кочевникам и предприняло попытки утвердиться в Средней Азии.

Самых процветающим периодом правления династии Восточная Хань – это середина первого века. После царствования императоров Гуану, Мин и Чжан, Хань восстановила свое процветание. В целом, ее экономическое, научное и культурное развитие превзошло Западную Хань
В Китай (“Серес”) прибывали посольства из Средиземноморья, а ханьский разведывательный отряд во главе с Гань Ином добрался до Месопотамии. Солдаты Бань Чао, как считается, достигли Каспийского моря. Так далеко на запад китайские войска больше не зайдут до танского периода.

источники

  • Бендер, Марк. Введение в историю Китая , Государственный университет Огайо.
  • де Креспиньи, Рэйф. Биографический словарь позднего Хань к трем царствам (23-220 н.э.) , Лейден: Брилл, 2007. Печать.
  • Ди Космо, Никола.«Han Frontiers: на пути к интегрированному взгляду». Журнал Американского восточного общества 129.2 (2009): 199-214. Распечатать.
  • Duiker, William J. & Jackson J. Spielvogel. Всемирная история до 1500 , Cengage Learning, 2008.
  • Льюис, Марк Эдвард. Ранние китайские империи: Цинь и Хань , Кембридж: издательство Гарвардского университета, 2007. Печать.
  • Су, Инь, Сюй Ци Фан и Цзюнь Инь. «Влияние изменения климата на колебания урожая зерновых в Китае от династии Западная Хань до пяти династий (206 до н.э.-960 н.э.)». Наука Китай Науки о Земле 57,7 (2014): 1701-12. Распечатать.
  • Wang, Xunming и соавт. «Климат, опустынивание, а также взлет и падение исторических династий Китая». Экология человека 38,1 (2010): 157-72. Распечатать.
  • Ву, Ли и др. «Упадок древней культуры после династии Хань в бассейне озера Чаоху, Восточный Китай: геоархеологическая перспектива». Четвертичный интернационал 275,0 (2012): 23-29. Распечатать.

История Династии Хань

Падение империи Цинь было вызвано рядом крупных мятежей знати бывших царств периода Чжаньго, направленных на восстановление захваченных ранее государств. Поводом послужил случай с 900 рабочими, которые из-за сильных дождей опаздывали на работы по постройке Великой Китайской стены. По законам того времени – это каралось смертью. Вместо того, чтобы явиться к месту работ и принять казнь, они образовали повстанческий отряд, который вскоре составил 300 000 человек.

Основатель династии Лю Бан происходил из крестьян. Лю Бан встал во главе повстанцев, которым удалось взять столицу Сяньян и свергнуть династию Цинь. Он основал новую династию. Она вошла в историю под именем Первой, или Западной династии Хань

Начальный период (206 до н. э.- 9 н. э.) со столицей Чанъань носит название ранней Хань или западной Хань. История этой империи изложена в письменном сочинении Ханьшу. Правление династии Лю прервалось на 16 лет в 8-23 гг. в результате захвата власти родственником династии по женской линии Ван Маном (империя Синь).

Второй период (25-220 н.э.) со столицей Лоян называется поздней Хань или восточной. Его история излагается в сочинении Хоу Ханьшу.

Династия Синь

Династия Синь ( 9-24 гг. н.э.) – китайская династия, следовавшая за династией Западная Хань и перед династией Восточная Хань. Однако, Синь не соответствует как таковому определению династии, так как состояла только из одного человека – Ван Мана – тесть императора Пин-Ди.


Ван Ман первый и последний император династии синь

Ван Ман сначала был назначен регентом, а затем принял титул императора Китая. Это произошло в 8 году н. э.. Проводимая Ван Маном политика, в частности, повышение налогов для крестьян и ремесленников, вызвала большое количество народных восстаний. В результате одного из этих восстаний – восстание краснобровых, произошедшее в 23 году – император был свергнут.

Это восстание было подавлено Лю Сю, (династия Хань), который был доверенным людей. В 25 году н.э., Лю Сю восстановил династию Хань (Восточная Хань) и сделал Ло Ян столицей империи.
Произошло объединение Китая империей Восточная Хань.

Внешние причины: степные общества

Внешне династия Хань также сталкивалась с той же угрозой, которая преследовала каждое коренное китайское правительство на протяжении всей истории — опасность набегов кочевых народов степей. На севере и западе Китай граничит с пустынными и пастбищными землями, которые со временем контролировались различными кочевыми народами, включая уйгуров, казахов, монголов, чжурчжэней (маньчжуров) и сюнну.

Кочевые люди контролировали чрезвычайно ценные торговые пути Шелкового пути, жизненно важные для успеха большинства правительств Китая. В благополучные времена оседлые сельскохозяйственные жители Китая просто отдали дань беспокойным кочевникам или наняли их для защиты других племен. Императоры даже предлагали китайских принцесс в качестве невест «варварским» правителям, чтобы сохранить мир. Однако у правительства Хана не было ресурсов, чтобы откупиться от всех кочевников.

Конец «золотой эры» и новая жизнь ханьцев

Несмотря на могущество и поддержку, династия Хань также оказалась повержена противниками. После её ослабления северные территории Китая оказываются лёгкой добычей для кочевников, не имевших китайского происхождения. По мнению историков, в этот период словом «хань» стали называть всех китайцев, поскольку определение это помогало отличить местного жителя от захватчика.

На долю ханьцев выпали непростые испытания. Их земли подвергались разграблению и жестоким вторжению других племён. Наиболее ощутимым ударом был переход под власть монголов, а в 1644 году – китайцы оказались атакованы Маньчжурией.

В то время многие хань вынуждены были покинуть родину и скрываться в Тайвани. Из-за этого переселения тайваньское население, ранее представленное некитайскими племенами, практически полностью смешалось с новоприбывшими поселенцами.

Только в 1912 году хань смогли свергнуть правящую династию маньчжуров. Народное восстание стало началом революции, в результате которой появилось новое государство – Китайская Республика.

В середине прошлого века в Китае победу одержала коммунистическая партия, что резко изменило жизнь страны. Несмотря на то, что многие ханьцы, являвшиеся сторонниками прежней власти, выехали за границу, государство быстрыми темпами стало наращивать экономическую и политическую мощь.

Т. Мияно «Великая битва под Ханькоу» Синьхайская революция 1911-1913 гг.Местонахождение: Библиотека Уэллкома, Лондон, Великобритания

Хань – народ созидания

Отдельное внимание я бы хотела обратить на культуру хань. За многие века этот народ сумел превратить земледелие в особое искусство

С каким растением у вас ассоциируется Китай? У меня – с чаем, а ведь только сортов этой культуры у ханьцев более 400 разновидностей. Несмотря на развитие больших городов, многие хань остаются верны своим сёлам и деревенской жизни, которую вели и их предки.

Не менее важное традиционное китайское ремесло – это производство шёлка. Только представьте: зародилось оно ещё в 3000 году до нашей эры, а сегодня продолжает оставаться популярным

Издавна на шёлке ханьцы делали национальные рисунки, что представляли собой цветы деревьев, птиц, животных или орнамент.

Ханьская вышивка 1870-1920 год

Главной ценностью для многих китайцев является их семья. С ранних лет ребёнку прививают уважение к старшим, а женщины обязаны подчиняться мужской половине семейства. Выходные и праздники ханьцы любят проводить вместе с родными, ведь это способствует сближению членов семьи.

В прошлом веке в Китае было запрещено обзаводиться двумя и более детьми, а за рождение более одного ребёнка семью облагали штрафом. Причина этого закона крылась в ограниченности ресурсов государства, население которого растёт стремительными темпами. К радости многих семейных пар, в наше время запрет уже упразднён.

Современные представители народа хань / Nishuihannnn

Китай часто называют «Драконом», вспоминая главный символ страны, но я бы назвала его птицей феникс. Сегодня он представляет собой могущественное промышленное, ядерное и космическое государство, что его стойкий и трудолюбивый народ, хань, смог возродить из пепла нищеты, войн и руин.

*Картина на обложке – настенная роспись гробниц, Восточная Хань (25-220 гг. н.э.)

Внутренние причины: налогообложение

Экономически, в последней части Восточной Хань, правительство испытало резкое снижение налоговых поступлений, ограничение их способности финансировать суд и поддерживать армии, которые защищали Китай от внешних угроз.Ученые-чиновники, как правило, освобождали себя от налогов, а крестьяне имели своего рода систему раннего предупреждения, с помощью которой они могли предупреждать друг друга, когда сборщики налогов приезжали в конкретную деревню. Когда собирались сборщики, крестьяне разбегались по окрестностям и ждали, пока уйдут налоговики. В результате у центрального правительства не хватало денег.

Одна из причин, по которой крестьяне бежали от слухов о сборе налогов, заключается в том, что они пытались выжить на меньших и меньших участках сельскохозяйственных угодий. Население быстро росло, и каждый сын должен был унаследовать участок земли после смерти отца. Таким образом, фермы быстро превращались в крошечные кусочки, и у крестьянских семей возникали проблемы с обеспечением себя, даже если им удавалось избежать уплаты налогов.