Гуно шарль франсуа

Оглавление

История композиции

Гуно, Ожье и Виардо хорошо подходили для сотрудничества. В ответ на некоторые излишества французского романтизма Ожье (помимо Франсуа Понсара ) стал одним из лидеров движения, основной целью которого было восстановление классических сюжетов французской драмы. Виардо был хорошо известен интерес к греческой литературе, а сам Гуно, отчасти благодаря его религиозным исследованиям библейских предметов, был очарован античным миром. Легенды, касающиеся греческого поэта Сапфо, были выбраны для повествования оперы, не в последнюю очередь потому, что это обеспечит Виардо достаточно серьезную и впечатляющую заглавную роль.

В своих мемуарах Гуно пишет, что 2 апреля, вскоре после того, как Ожье закончил либретто, его брат-архитектор Урбен тяжело заболел. На следующий день Гуно подписал контракт, а 6 апреля Урбен умер, оставив после себя двухлетнего ребенка и вдову, находившуюся на двух месяце беременности, обезумевшую мать и несколько незавершенных архитектурных проектов. Прошел месяц, прежде чем Гуно даже подумал о работе над оперой. Полина Виардо, которая выступала в Германии, написала и предложила Гуно свой дом в Бри в качестве спокойного уединенного места, где он мог бы сосредоточиться на своей композиции, а также заботиться о нуждах своей матери. Луи Виардо, муж Полины, также предложил деньги, предположительно, для покрытия непредвиденных расходов, связанных с безвременной кончиной Урбена.

Полина Виардо также попросила русского поэта Ивана Тургенева , с которым у нее все более тесные отношения и который был на грани возвращения в Россию, остаться во Франции и присоединиться к Гуно и его матери в Бри, чтобы обеспечить дополнительную поддержку и утешение. Письмо Тургенева Виардо от 16 мая 1850 года дает представление о Гуно как о композиторе:

К началу сентября Гуно почти закончил писать музыку, когда Полин Виардо вернулась во Францию. Она выразила свое удовлетворение музыкой, которую он написал, и в течение нескольких дней выучила ее достаточно хорошо, чтобы аккомпанировать себе на фортепиано по памяти — музыкальный подвиг, который Гуно считал одним из самых необычных, свидетелем которого он когда-либо был. Однако это не означало, что она не хотела изменений. Среди нескольких предложенных изменений было использование мелодии более раннего «Chanson du pêcheur» Гуно для заключительного монолога Сафо «Ô ma lyre immortelle». Впоследствии этот номер стал самым известным из оперы. Гюстав-Ипполит Роджер , который изначально должен был исполнить главную тенор-партию Фаона, также посетил и обнаружил, что его роль слишком несущественна, поэтому Ожье попросили внести дополнения и изменения в его стихотворение. Генри Чорли , еще один друг Виардотов, также посетил и, возможно, внес свои предложения. В итоге опера расширилась до трех действий и займет весь вечер.

Репетиции в Опере начались в первую неделю февраля 1851 года. Цензор потребовал дальнейших изменений. Обмен политическим документом на сексуальные услуги между Пифеем и Глисером привел к изменению строки «prenez-moi pour amant» («возьми меня как любовника») на «traitez-moitendrement» («относись ко мне нежно»). Стихи Пифея «Oui, je comprends mignonne / Ton désir / Le mystère assaisonne / Le plaisir» («Да, я понимаю мое сладкое / Твое желание / Пряный секрет / Удовольствие») превратились в «Oui, j’aime ton caprice / De candeur / Le mystère estcompice / Du bonheur »(« Да, мне нравится твоя прихоть / Искренности / Секрет — аксессуар / К счастью »). В первом акте персонаж Алсе убеждает своих товарищей по заговору убить тирана Питтака. В отчете цензоров от 12 апреля, за четыре дня до премьеры, предполагалось, что этот отрывок мог быть «поводом для народных волнений». Накануне премьеры в новом репортаже говорилось: «Хотя модификации уменьшают опасность, которой мы опасались, они не устраняют ее полностью». В то время политическая ситуация становилась все более нестабильной: 2 декабря Луи-Наполеон должен был объявить себя императором.

Биография

В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию. Здесь он учился у Фроманталя Галеви и Фердинандо Паэра

И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трёхголосный «Agnus Dei»

Вальпургиева ночь — фильм балет

Все видео

В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий.

Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно был на грани серьёзного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.

В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

В начале 1860-х годов Гуно сочинил две комические оперы — «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую».

Последнее значительное художественное достижение Гуно — опера «Ромео и Джульетта». Её премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом — в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей.

Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений — две оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884). В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.

Последние годы жизни Гуно провёл в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.

Фон

Полина Виардо

Толчком для композиции первой оперы Гуно, и его принятие на исполнение в Франции премьера оперного театра, в первую очередь из — за влияния Виардо , который встретил молодого композитора в январе или феврале 1850 года , вскоре после того, как она восторжествует там Мейербера Ле prophète . В своих мемуарах Гуно рассказывает, что скрипач Франсуа Сегерс, который в то время был руководителем Концертов Сосьете Сент-Сесиль на улице Шоссе-д’Антен, представил несколько произведений Гуно, которые произвели благоприятное впечатление. Семья Виардо знала Сегерса, и через него Гуно получил приглашение сыграть несколько его произведений на фортепиано, чтобы они могли их услышать. Через несколько часов Полина Виардо спросила Гуно, почему он еще не написал оперу. Он ответил, что у него нет либретто. Когда она спросила, с кем он хотел бы работать, он упомянул, что, хотя он знал Ожье в детстве, последний теперь стал гораздо более известным, чем он, и вряд ли пойдет на риск работать с кем-то, с кем он только играл в обруч . Виардо немедленно велела Гуно разыскать Ожье и сказать ему, что она возьмет на себя ответственность спеть главную роль в опере Гуно, если Ожье напишет стихотворение. Гуно также говорит, что Виардо рекомендовал свою оперу директору труппы, которым в то время был Нестор Рокеплан . По словам ее дочери, Виардо продлила свой контракт на сезон 1850–1851 годов в Опере при условии получения комиссионных для Ожье и Гуно. В любом случае, в контракте между Ожье, Гуно и Рокепланом, датированном 1 апреля 1850 года, оговаривалось, что двухактная опера должна быть представлена ​​к 30 сентября 1850 года и исполнена не позднее 1 апреля 1851 года.

Духовные искания Гуно

В 1843 году Гуно возвратился в Париж, где пять лет работал регентом и органистом в одной из церквей. В тот период Шарль Франсуа сочинял исключительно культовые, духовные произведения. Постепенно в его мировоззрении стали все больше проявляться религиозные мотивы. Гуно задумался о том, чтобы сделать духовную карьеру. И даже посещал собрания членов доминиканского ордена.

С 1847 года Гуно стал слушателем на курсах богословия. Он перебрался в монастырь и примерил сутану аббата. Однако в результате сложной внутренней борьбы композитор все же отказался от духовной карьеры и полностью погрузился в искусство.

Примечания и ссылки

  1. В настоящее время Hauts-de-Seine .
  2. Выписка из книги актов гражданского состояния 11- го  округа Парижа (1818 г.): «тысяча восемьсот восемнадцатый год, восемнадцатый день июня, три часа дня. Перед нами, Антуан-Мари Fieffé, заместитель мэра одиннадцатого округа, действующего в качестве регистратора актов гражданского состояния , появился Франсуа-Луи Гуно, художник в возрасте шестидесяти, жил в Париже, место Сент — -André-де-Arts, п о  11, район Медицинской школы, которая подарила нам ребенка мужского пола, родившегося вчера в четыре часа утра, вышеупомянутые остатки его заявлений и Виктуар Лемашуа, его жены, вышли замуж в Руане (Сен-Инферьер) около двенадцати лет назад, которому в детстве он заявил, что хочет дать имя Шарль-Франсуа. Указанное заявление и представление, сделанные в присутствии Николаса Флери, софитера, пятидесятилетнего, живущего в том же доме, первого свидетеля, и Мишеля Вайценеггера, портного, сорока шести лет, оставшихся вышеупомянутых останков, второго свидетеля. И пусть отец и свидетели подписывают с нами это свидетельство о рождении после прочтения. Подпись: Гуно, Флери, Вайценеггер, Фиффе. Реестр исчез во время но он цитируется в Гуно (1818-1893), его жизни и его работах, согласно неопубликованным документам , стр. 43.
  3. История Парижской панели воздает ему, на пересечении с улицей сахарным .
  4. Согласно Ж. Ленотру , Ле Тюильри , стр. 69, Франсуа-Луи Гуно был сыном королевского меблировщика, проживавшего в Тюильри.
  5. Коллекции Музея романтической жизни ).
  6. .
  7. Пол Скудо, «  Музыкальное обозрение: Царица Савская  », Обзор двух миров ,15 марта 1862 г., стр.  506 и последующие.
  8. Камилла Белэг, «  Шарль Гуно  », Revue des deux mondes ,1895 г., стр.  795 ( читать онлайн )
  9. .
  10. и Илер, Валье Жизнь в сердце XIX — го  века французский , христианской семьи , 16 июня 2018 года, стр. 41 год
  11. .
  12. .
  13. Комедия № 18; цитируется по Стивену Хюбнеру: «Опера Гуно», стр.92.
  14. Ксавье Модандр, L’Europe des hymnes в их историческом и музыкальном контексте , Париж, Мардага,1996 г.
  15. Директор школы-интерната Пасси с 1855 по 1883 год.

Биография

Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже. Его отец был художником, мать – одаренной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке. Окончив лицей Сен-Луи, Гуно поступил в Парижскую консерваторию, где занимался контрапунктом у Галеви, а композицией у Ф.Паэра и Ж.Ф.Лесюэра. В 1839 был удостоен Римской премии. В Риме изучал великую духовную музыку итальянского Возрождения, написал две мессы, реквием и кантату. Познакомился с произведениями немецких романтиков, но в творчестве преобладало влияние итальянцев. Вернувшись в Париж, Гуно принял решение стать священником. Он служил органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. Со временем любовь к музыке победила: отказавшись от принятия духовного сана, он полностью посвятил себя творчеству и стал профессиональным композитором. В 1851 в Лондоне была исполнена его месса соль мажор, успех которой открыл перед ним новые возможности. Парижский театр «Опера» принял к постановке первую оперу Гуно «Сафо» (Sapho, 1851), однако она не имела успеха. Тем не менее композитор всерьез увлекся оперным жанром. Следующая опера Гуно – «Окровавленная монахиня» (La Nonne sanglante, 1854), либретто которой отвергли пять композиторов, включая Г.Спонтини и Г.Берлиоза. И на этот раз премьеру ждала неудача

Лекарь поневоле (Le medcin malgr lui, 1858) привлек к себе большее внимание, к опере проявила интерес и лондонская публика, но только благодаря «Фаусту» (1860), композитор смог упрочить свое положение в театре. Премьера состоялась на сцене «Театр лирик» (1859), затем Гуно исключил ее из репертуара и переписал

Новая редакция «Фауста», завоевавшая симпатии публики, была поставлена в 1869 в Императорской академии музыки (тогдашнее название парижской «Опера»). Относительный успех имела опера «Филемон и Бавкида» (Philmon et Baucis, 1860), после которой, вплоть до постановки «Ромео и Джульетты» (Romo et Juliette, 1867), сочинения композитора встречали в оперных театрах весьма сдержанный прием. В 1864 определенное признание получила опера «Мирейль» (Mireille). Наряду с операми Гуно постоянно писал и духовные сочинения, но ни одно из них не оставило заметного следа во французской музыке. Когда в 1870 началась франко-прусская война, композитор переехал в Англию, где вскоре приобрел известность. Для Международной выставки 1871 года он написал кантату «Галлия» (Gallia). Чтобы исполнить ее, был создан специальный хор, который существует и в наши дни как Королевское хоровое общество. Под влиянием усилившихся религиозно-мистических настроений Гуно все чаще обращается к церковной музыке; два важнейших сочинения этого времени – «Искупление» (La Redmption, 1882) и «Смерть и жизнь» (Mors et Vita, 1883) – трилогии для певцов-солистов, хора и оркестра. Позднее был создан рекви

Шарль Гуно

«Фауст»

Старинная легенда становится, похоже, бессмертной. История доктора-чернокнижника, продавшего душу Дьяволу, несколько веков волнует умы. Сколько веков — толком неизвестно, потому что сама эта легенда может восходить к куда более древним временам.

Ф. Шаляпин в роли МефистофеляФото: ru.wikipedia.org

Сколько драматических, поэтических, живописных и музыкальных работ основано на этой теме — не сосчитать. И это все значительные и важные работы в мировой культуре. И тема неиссякаема — используется просто непрерывно: здесь и романы, и фильмы, и рок-песни, и манга, и видео-игры.

В 2011 году фильм «Фауст» российского кинорежиссера Александра Сокурова получил «Золотого льва» на 68-м Венецианском кинофестивале (фильм с участием нескольких стран: США, Россия, Германия, Франция, Япония, Великобритания, Италия).

Не обошла вниманием тему и музыка романтизма. Здесь и и Шуман, и Лист, и Мендельсон, и Вагнер, и Мусоргский и другие

Об «Осуждении Фауста» Берлиоза уже писалось.

Так что обращение основателя французской лирической оперы Шарля Гуно к этой теме вряд ли можно назвать случайным. Герои — все известны: Фауст, Мефистофель, Маргарита.

Портрет Ф. Шаляпина в роли МефистофеляФото: ru.wikipedia.org

Насколько музыка Гуно из этой оперы была и есть на слуху, можно судить по простому цитированию. Одну из оперных арий постоянно напевает герой чеховской «Чайки» во 2-м действии. Дорн напевает тихо: «Расскажите вы ей, цветы мои…». Героиня из бесконечных «Приключений Тинтина» — Бланка Кастафиоре — без конца поет арию Маргариты из «Фауста» Гуно.

«Люди гибнут за металл!» Вряд ли кому не знакома эта фраза. Да и разве что-то изменилось? Образ Мефистофеля у Гуно — один из самых ярких в мировой культуре. Демон зла — вечный спутник Фауста, с характерным «сатанинским смехом» (Ха!Ха!Ха!Ха!), с бородкой, общей угловатостью — вошел в мировую культуру именно благодаря опере Гуно. Даже карнавальная одежда Воланда из «Мастера и Маргариты» — из театрального костюма Мефистофеля, которого сыграл Федор Шаляпин.

В оперу Шарль Гуно включил большую балетную сцену — «Вальпургиева ночь». Теперь эту сцену можно увидеть отдельным балетом. Вальпургиева ночь — это шабаш ведьм, который по многим поверьям проходит в ночь на 1 мая

Это отдельная тема, здесь важно помнить, что эта ночь-шабаш также проходит через многие произведения мировой культуры: от Гете до Булгакова и Стругацких, от Берлиоза — до песен рок-групп. Музыка «балета из оперы», то есть музыка Гуно — также одна из самых известных и любимых

Тесно связан с легендой и музыкой Берлиоза и Гуно знаменитые романы («Доктор Фаустус» Тамаса Манна, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова). Но эта тема обширна, на не одну «толстую» книгу.

Мемориальная доска на доме Фауста в Виттенберге, в Германии. Еще один дом находится в ПрагеФото: ru.wikipedia.org

Диалектика добра и зла была очень близка романтикам. Миф о Фаусте — вечен. Только одна из тем — как тяга к знаниями и пытливая мысль, но без этики приводит к катастрофе — куда как современна. Что уж говорить про другую тему — стремление к вечной юности?

Из Парижа пока уезжать никуда не нужно: следующая остановка — Жак Оффенбах и французская оперетта.

Рекомендации

Примечания

Источники

  • Ожье, Эмиль (1894). « Сафо , опера, музыка Шарля Гуно» (либретто на французском языке четырехактной версии 1884 года), стр. 451–504 в «Полный театр Эмиля Ожье» , том 1. Париж: Кальман Леви. Извлеченная копия на Wikimedia Commons .
  • Кэрнс, Дэвид (1999). Берлиоз. Том второй. Рабство и величие 1832–1869 . Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press. ISBN   978-0-520-22200-7 .
  • Гурре, Жан (1987). Dictionnaire des cantatrices de l’Opéra de Paris . Париж: Альбатрос. ISBN   978-2-7273-0164-6 .
  • Хюбнер Стивен (1990). Оперы Шарля Гуно. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-315329-5 .
  • Хюбнер Стивен (1992). » Sapho (i)» в Sadie 1992, vol. 4, стр. 176.
  • Kutsch, KJ ; Рименс, Лео (2003). Großes Sängerlexikon (четвертое издание, на немецком языке). К.Г. Саур, Мюнхен. ISBN   978-3-598-11598-1 .
  • Лёвенберг, Альфред (1978). Анналы оперы 1597–1940 гг. (Издание третье, переработанное). Лондон, Джон Колдер. ISBN   978-0-7145-3657-6 . Тотова, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд. ISBN   978-0-87471-851-5 .
  • Мейснер, Гюнтер, редактор (2000). Художники мира: биобиблиографический указатель от A до Z (10 томов). Мюнхен: KG Sauer. ISBN   978-3-598-23910-6 .
  • Питу, Спайр (1990). Парижская опера: энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей. Рост и величие, 1815–1914 . Нью-Йорк: Greenwood Press. ISBN   978-0-313-26218-0 .
  • Сэди, Стэнли, редактор (1992). Словарь оперы New Grove . Лондон: Макмиллан. ISBN   978-1-56159-228-9 .

Массы

  • «Месса» (1839 г.)
  • «Месса» (1840 г.)
  • «Реквиемная месса» (1842 г.)
  • «Месса» (1843 г.)
  • Сын ами Габриэль де Вандевр.

    Версия на немецком языке Дж. Андре. С органом ad libitum

    Два тенора и два баса (1846)

  • A l’association des sociétés chorales de Paris et du departement de la Seine. Для мужского хора из четырех частей и органа ad libitum

    Версия для 3-х голосов в обработке А. Лебо. Messe des orphéonistes. (1870)

    (1846)

  • «Масса». Для мужского хора из 3-х частей (1853)
  1. Для мужского хора и органа из 3-х частей (1863)
  2. На 4 голоса
  • Святая Сесилия Месса ( Messe solennelle à Sainte-Cécile

    Версии:

    ) («A la mémoire de J. Zimmermann, mon père») (1855, исправлено 1864 г.)

  1. Для соля, хора, оркестра и органа
  2. Для соля, хора и органа. Редукция оркестра Э. Васта (1861)
  3. Для соля, хора и органа. Добавлен второй оферторий (1873 г.)
  4. Для соля, четырехчастного припева и органа или фортепиано. Добавлен Laudate Dominum (1878)
  5. Для соля, двухчастного хора и органа или фортепиано (1887)
  6. Kyrie, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei, для соля или хора в унисон с аккомпанементом органа или фортепиано (1886)
  7. С органом, заменяющим духовые инструменты. Для игры в струнном квартете. Обработка Э. д’Обеля (1895)
  • Messe brève en ut majeur.

    Версия для четырех голосов (мужской хор) и органа

    Трехчастный (солисты или мужской хор) и орган или фисгармония (1872)

  • Messe brève pour les morts (1873)
  • Messe du Sacré-Cœur de Jésus.

    Версии:

    Четыре части. Для хора и оркестра (1876)

  1. Для голоса и фортепиано. Обработка А. Лавиньяка
  2. Для 2 голосов и органа или фисгармонии. Обработка Энтони Чоуденса (1877)
  3. Для фортепиано и органа. Обработка Леона Лемуана (1878)
  4. Для 3-х голосов и органа
  5. Служба святого причастия. Перевод Джорджа Ф. Тредэуэя
  • Messe No. 3. 3-х част. С органом ad libitum

    Версии:

    (1882)

  1. В E ♭ (из G)
  2. Для фортепиано и голоса. Обработка Бертольда Турса (1883)
  • Messe funèbre à quatre voix. Для сопрано 1, сопрано 2, тенора, баса и органа (1883)
  • A la mémoire de Jeanne d’Arc. Для соля, хора и органа (1887)
  • Quatrième messe solennelle. Для хора и органа (1888)
  • Aux cathédrales. Четыре части. Для соля, хора и органа или фортепиано (1890)
  • Messe brève No. 7. Четыре части. Для соля, хора и органа или фортепиано (1890)
  • Messe dite de Clovis. Четыре части. С органом (1890)
  • Messe de Saint-Jean. Четыре части. С органом (1890)
  • Реквием.

    Версии:

    Для соля, хора и фортепиано (1893)

  1. Для соля, хора и органа
  2. Для 2 голосов и органа
  3. В сопровождении струнного квартета или арфы и органа

Работы (подборка)

Оперы

  • Сафо (1851)

    O ma lyre immortelle (Sapho) в исполнении Эрнестины Шуман-Хейнк (запись 1909 г.)

  • La nun sanglante (1854).
  • Лекарь поневоле (нежелающие врачи) , на основекомедиис таким же названием по Мольеру (1858)
  • Фауст (Маргарет) (1859)
  • Philémon et Baucis (Филимон и Бавкида) (1860)
  • Коломб (1860)
  • La Rein de Saba (Царица Савская) (1862)
  • Мирей (1864)
  • Ромео и Джульетта (Ромео и Джульетта) (1867)
  • Чинк Марс (1877)
  • Polyeucte (1878, после того, как Корнель трагедии «сек того же имени 1642, на основании мученической отчета о Санкт — Полиевкт )
  • Le tribut de Zamora (Дань Заморы) (1881)

Музыкальное сопровождение

  • Улисс (1852)
  • Le bourgeois gentilhomme (Гражданин как дворянин) (1852)
  • Les deux reines (1872)
  • Жанна д’Арк (1873)
  • Священные драмы (1893)

Оратории и кантаты

  • Тоби . Маленькая оратория (1854)
  • Храм гармонии . Кантата (1862)
  • A la frontière . Кантата (1870)
  • Галлия: плач . Мотет (1871)
  • Жезю-сюр-ле-Лак-де-Тибериад . Сценная библиотека (1874 г.)
  • La Rédemption . Духовная трилогия ( Бирмингемский триеннале музыки , 1882 г.)
  • Mors et vita . Духовная трилогия (1885, Бирмингемский трехлетний музыкальный фестиваль)

соответствовать

  • Месса брев до мажор (1845) (Месса № 5 aux séminaires / № 7 aux chapelles)
  • Mass brève et salut до минор op.1 (1846)
  • Месса до минор (Mass No. 1 aux Orphéonistes) (1853)
  • Mass solennelle de Ste-Cécile соль мажор (Сесилия Масс ) (1855)
  • Mass brève № 6 aux cathédrales (Месса № 2 «Aux sociétés chorales» соль мажор, 1862)
  • Mass brève pour les morts фа мажор (Реквием) (1872–1873)
  • Missa angeli custodes до мажор (1873)
  • Месса Sacré-Coeur de Jésus до мажор (1877)
  • Месса соленнель № 3 «Пакеты ми-бемоль мажор» (1883)
  • Месса на память о Жанне д’Арк фа мажор (1887)
  • Месса № 4 по интонации католической литургии соль минор (1888)
  • Messe de St-Jean, d’après le chant grégorien (1888)
  • Mass dite de Clovis, d’après de chant grégorien до мажор (1891)
  • Реквием до мажор (1891)

Оркестровые произведения

  • Симфония No 1 ре мажор (1855)
  • Симфония No. 2 ми-бемоль мажор (1855)
  • Похоронный марш для марионетки ре минор (1873)
  • Свадебный марш No. 2 ля мажор (1882)
  • Фантазия на тему русского национального гимна (1885)
  • Le rendez-vous . Сюита вальса ре мажор (1847?)
  • Симфония № 3 до мажор (фрагмент)

Камерная музыка

  • Свадебный марш № 1 до мажор для 3-х тромбонов и органа (1882)
  • Маленькая симфония для духовых инструментов (1885)
  • Струнный квартет No 3 ля минор (1890)

Прочие работы

Многочисленные другие хоровые произведения, фортепианные, фортепианные и другие инструментальные произведения.

Гуно также сочинил сегодняшний гимн Ватикана, см. Inno e Marcia Pontificale .

Широкой публике также известна тематическая мелодия американского телесериала « Альфред Хичкок представляет» , в которой цитируется основная тема из «Похоронного марша марионетки» Гуно «Похоронный марш марионетки».

все песни: Ш. Гуно

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    09:43

    Ш. Гуно
    Фауст — Вальпургиева ночь

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:52

    Ш. Гуно
    Опера «Фауст» Фрагмент из балетной картины «Вальпургиева ночь». (Вариация 7)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:28

    Ш. Гуно
    Аллегретто (Фауст)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:51

    Ш. Гуно
    Фауст — Le veau d’or est toujours debout

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:47

    Ш.Гуно
    Аве Мария

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:57

    Ш. Гуно
    Аве Мария (Размышление)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:38

    Ш.Гуно
    опера «Фауст» Вальпургиева ночь

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:35

    Ш. Гуно
    Вальпургиева ночь

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:29

    Ш.Гуно
    Мефистофель(Вардан Маркос)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:03

    Ш.Гуно
    «Ромео & Джульетта» — L’heure s’envole

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:31

    Ш. Гуно
    Похоронный марш марионеток

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:39

    Ш. Гуно
    Фауст — Балет №7

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:11

    Ш. Гуно
    Фауст (Александр Гончарук ReMix) (break-beat ver.)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:15

    Ш.Гуно.
    Хор солдат-из оперы-Фауст

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:04

    Ш.ГУНО
    AVE MARIA

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:00

    Ш.Гуно
    «Ave Maria»

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:11

    Ш. Гуно
    Фауст, ария Мефистофеля

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:33

    Ш. ГУНО
    арияДжульетты(«Ромео и Джульетта»)Исп.Дж.Сазерленд

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:50

    Ш. Гуно
    куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» (Воображаемая опера)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:08

    Ш. Гуно
    Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» (Ф. Шаляпин)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:06

    Ш. Гуно
    Куплеты Мефистофеля (опера «Фауст»), исп. Ф. И. Шаляпин

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:27

    Ш.Гуно
    Куплеты Мефистофеля

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:39

    Ш.Гуно
    «Фауст»: II д. — куплеты Зибеля («Расскажите вы ей, цветы мои»)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:17

    Ш.Гуно
    Вальпургиева ночь.Вариация 7

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:54

    Ш. Гуно
    Вальс из оперы «Фауст» (ксилофон)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:17

    Ш.Гуно
    Ключевая Нота Обитель Архангела Михаила

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:55

    Ш.Гуно
    Хор ангелов из оперы «Фауст». Чакра основания позвоночника

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:25

    Ш.Гуно
    «Фауст»: II д. — дуэт Фауста и Маргариты 1 р. (0:30 — 1 р. «О, позволь, ангел мой, на тебя наглядеть

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:53

    Ш. Гуно
    Вальс из оперы ‘Фауст’ (Б. Стенберг, флейта, в сопр. оркестра,ар. Стенберг,…

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:50

    Ш. Гуно
    куплеты Мефистофеля из оперы Фауст

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:53

    Ш. Гуно
    Фауст 2 д. Баллада Маргариты

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:21

    Ш. Гуно
    Фауст, финальный хор

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:37

    Ш.Гуно
    Концертный Вальс (Маргарита) из оперы Фауст 2 д.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:15

    Ш.Гуно
    «Фауст» — Iд. Сцена на площади (сцена ярмарки)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:32

    Ш. Гуно
    Фауст, 2 акт, Хор

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:39

    Ш.Гуно
    «Фауст» — IIд. Куплеты Зибеля

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    11:26

    Ш. Гуно
    «Фауст» II Ария Маргариты «С жемчугом» (М. Кабалье)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:17

    Ш. Гуно
    Фауст 4 акт, хор

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:10

    Ш.Гуно
    «Фауст» — Вступление

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:08

    Ш.Гуно
    Опера «Фауст» 2д. Баллада Маргариты (о фульском короле)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:51

    Ш.Гуно
    Опера «Фауст» 1д.куплеты Мефистофеля

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:02

    Ш.Гуно
    Опера «Фауст» 3д. Дует Маргариты и Фауста

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:09

    Ш. Гуно.
    Куплеты Мефистофеля.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:06

    Ш. Гуно
    «Фауст» I Куплеты Мефистофеля «На земле весь род людской» (Мефистофель-хор)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:17

    Ш.Гуно
    «Хор солдат» из оперы «Фауст»(ОБИТЕЛЬАРХАНГЕЛАМИХАИЛА)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:17

    Ш.Гуно
    «Хор солдат» из оперы «Фауст». Обитель Архангела Михаила

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:20

    Ш. Гуно
    St. Cecilia Mass — Sanctus

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:55

    Ш.Гуно
    Оркестр,орган,хор(Финал Фауста?)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:58

    Ш. Гуно
    Куплеты Мефистофеля из оперы Фауст (исп. Ф. Шаляпин)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:04

    Ш. Гуно
    ..там правит бал…

  • 1

Биография

17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки, пианистки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра.

В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию, чему предшествует изучение гармонии и контрапункта у Антонина Рейха. Здесь он учился у Фроманталя Галеви, Жан-Франсуа Лесюёра и Фердинандо Паэра, передавших ему отточенную композиторскую технику

И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трёхголосный «Agnus Dei».

В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины.

По возвращении в Париж, в —1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В —1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живёт в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.

Он обращается к опере, так как считает, что только театр даёт возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы — «Сафо» — состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.

Гуно и Эбер (1880 год)

В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий.

Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно был на грани серьёзного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.

В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

В 1859 году Гуно написал мотет Ave Maria, основой для которого послужила 1-я прелюдия до-мажор из сборника ХТК И.С. Баха. Мотет, когда был окончательно оформлен в завершенное произведение для сопрано, оркестра, органа и клавира, имел невероятный успех. И остаётся популярнейшим музыкальным сочинением Ave Maria Баха-Гуно.

В начале 1860-х годов Гуно сочинил две комические оперы — «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую» (1862) и «Мириэль»(1864).

Последнее значительное художественное достижение Гуно — опера «Ромео и Джульетта». Её премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом — в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей.

Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», год), он отошёл от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений — две оратории: «Искупление» (), «Смерть и жизнь» (). В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.

Последние годы жизни Гуно провёл в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.

Шарль Гуно умер 18 октября 1893 года в Сен-Клу. Похоронен на парижском кладбище Отой.

Приложения

О других проектах Викимедиа:

Шарль Гуно , на Викискладе?

Библиография

  • Жерар Конде, Шарль Гуно , биография и полный каталог, Файяр, 2009 г.
  • Joel-Мари Fauquet (направление) ( прив.  Joel-Мари Fauquet) Музыкальный словарь во Франции в XIX — го  века , Париж, Fayard ,2003 г., 1405  с. ( ISBN  2-213-59316-7 ) , стр.  523.
  • Ив Брюлей , Шарль Гуно , Париж, редактор Bleu nuit, колл.  «Горизонты»,2015 г., 176  с. ( ISBN  978-2-35884-044-6 ).

Inno e Marcia Pontificale , сочиненная Шарлем Гуно, которая в 1949 году заменила Gran Marcia Trionfale в качестве государственного гимна Ватикана .

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :

    • ( )
  • Ресурсы, связанные с музыкой  :
  • Ресурсы изобразительного искусства  :
  • Ресурсы, связанные с шоу  :
  • Аудиовизуальные ресурсы  :
    • (ru)  База данных фильмов в Интернете
  • Ресурсы исследования

    Выученная Франция

     :

  • (де) в онлайн-каталоге Немецкой национальной библиотеки (DNB) .

Ноты

  • Бесплатные ноты Шарля Гуно в рамках Международного проекта музыкальной библиотеки.
  • Бесплатные ноты Шарля Гуно в хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
  • Шесть прелюдий и фуг для фортепиано (+ Гавот для фортепиано + 15 подготовительных этюдов к Баху Алексиса Шове), изд. Жан-Филипп Наварр , мюзикл Les Presses du Collège, 2016 (ISMN 979-0-707101-01-8).

Оперы Шарля Гуно

Сафо (1851) • Кровавая монахиня (1854) • Доктор вопреки самому себе (1858) • Фауст (1859) • Филимон и Бавкида (1860) • Ла Коломба (1860) • Царица Савская (1862) • Мирей (1864) • Ромео и Джульетта (1867) • Синк-Марс (1877) • Полиевк (1878) • Трибьют де Самора (1881) • Мэтр Пьер  (en) (1878, завершено Камилем Сен-Сансом в 1904 году)
  • Портал классической музыки
  • Портал Opera
  • Портал Франции в XIX — го  века