Григорий саввич сковорода

Оглавление

Период странствий

Преследования светской и духовной власти вконец надоели Григорию и, в очередной раз уволившись из коллегиума, он стал вести странствующий образ жизни. Как философ-богослов он скитался по Приазовью, Малороссии, Воронежской, Курской, Слободской и Орловской губерниям. Надолго он останавливался в Ростове в Области войска Донского.

Философ общался с закрепощёнными крестьянами, угнетёнными казаками, выступал против официальной религии, всё больше обращался к природе и человеческому разуму.

Его многократно пытались «приручить»:

  • Белгородский епископ предлагал принять духовный сан и монашество;
  • в свою обитель приглашали его монахи Киево-Печерской лавры;
  • предлагал ему определённое состояние Харьковский губернатор;
  • даже сама царица Екатерина II приглашала для постоянного проживания при дворе.

Он всем отвечал отказом, ни «панство большое», ни «лакомство несчастное» ему были не нужны.

Всё своё свободное время Сковорода проводил в полях и рощах. Спал он не больше четырёх часов. Как только пробивались первые лучи солнца, он уже был на ногах. Григорий надевал простую широкую сорочку, в руки брал свирель, посошок и сумку с книгами и шёл куда глаза глядят. Ел он один раз в день на закате солнца, придерживался нестрогого вегетарианства, употреблял сыр, овощи и молоко. Всегда был добрым и весёлым, за что люди его любили и постоянно искали с ним общения. На лоне природы он особенно любил читать Библию.

Функции и роль религии

Необходимо различать понятия «функция» и «роль» религии; они связаны, но не идентичны. Функции — это средства деятельности религии в обществе; роль — это общий результат, последствия ее функций. Существует несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая и дезинтегрирующая, опосредующая культуру, легитимирующая и делегитимирующая.

Мировоззренческая функция реализуется прежде всего тем, что в религии существует определенный тип представлений о человеке, обществе и природе. Религия включает в себя миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных его явлений и процессов), мировоззрение (отражение мира в восприятии и ощущениях), мироощущение (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценка) и т.д. Религиозное мировоззрение устанавливает «окончательные» критерии. Абсолюты, по отношению к которым понимается человек, мир и общество, служат для постановки целей и придания смысла. Придание смысла реальному бытию позволяет верующему избежать ограниченности, поддерживает надежду на светлое будущее, на блаженство, на освобождение от страданий, несчастий, одиночества и моральных неудач. Компенсаторная функция компенсирует ограниченность, зависимость и бессилие человека как в перестройке сознания, так и в изменении объективных условий существования. Реальный гнет преодолевается свободой духа; социальное расслоение превращается в равенство в греховности и страданиях; церковная благотворительность, милосердие, благодеяние, перераспределение доходов облегчают страдания обездоленных; разделение и изоляция заменяются братством во Христе, в общине; безличные, материальные отношения безразличных индивидов заменяются личным Богоотношением и отношениями в религиозной группе и т.д. Важен психологический аспект компенсации — снятие стресса, комфорт, катарсис, душевная радость.

Коммуникативная функция обеспечивает общение. Она формируется как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях и включает в себя процессы обмена информацией, взаимодействия и восприятия людьми. Религиозное сознание предписывает два уровня общения: Верующие друг с другом; и верующие с ипостасными существами (Бог, ангелы, души умерших, святые и т.д.), которые выступают в качестве идеальных посредников, медиаторов в общении между людьми в поклонении, молитве, медитации, созерцании тайн.
Регулятивная функция заключается в контроле деятельности и установок, сознания и поведения индивидов, групп и сообществ посредством определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев и институтов. Особенно важны система норм (религиозное право, мораль и т.д.), образцы (многочисленные примеры для подражания), контроль (наблюдение за выполнением правил), награды и наказания (реальные и обещанные вознаграждения в посмертном существовании).

Интегрирующая и дезинтегрирующая функции, с одной стороны, соединяют людей, группы и институты, а с другой — разъединяют их. Интеграция служит сохранению, а дезинтеграция ослабляет стабильность отдельных людей, социальных групп, институтов и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в пределах, где признается более или менее общая религия. Когда личное религиозное сознание и поведение проявляют противоречивые тенденции, а социальные группы и общество имеют различные и конфликтующие вероучения, функция религии становится дезинтегративной.

Язык

Изображение концепции Сковорады «Неравенство всякому равенству».

Существует много споров относительно языка, который Сковорода использовал в своих произведениях. Сковорода использовал письменный украинский язык, который несколько отличался от обычного украинского. Как ученый, обучавшийся в религиозном учреждении, которое в значительной степени полагалось на различные формы церковнославянского языка, хотя основой его письменности был украинский.

Помимо письменного украинского, Сковорода, как известно, говорил и писал на греческом, латинском, немецком и иврите . Его поэзия была проанализирована на предмет иностранных неукраинских элементов. После глубокого изучения письменных произведений Сковороды славянский лингвист Георгий Шевелов смог сделать вывод, что кроме украинского, в нем содержится 7,8% русской, 7,7% неславянской и 27,6% церковнославянской лексики, и что вариант церковнославянского языка, который он использовал это разновидность синодальной Библии 1751 года. Однако в прозе Сковороды было больше неукраинской лексики: 36,7% церковнославянских, 4,7% других неславянских европейских языков и 9,7% русского.

После глубокого анализа языка Сковороды, Г. Шевелов пришел к выводу, что высокая распространенность церковнославянского языка и употребление русских слов отражают круг людей, с которыми Сковорода в первую очередь ассоциировал себя, и от которых он был материально зависим. — а не жители деревни и деревенский язык, который он знал и на котором говорил.

Георгий Шевелов заключает: «Вкратце, язык Сковороды, за вычетом его многочисленных библейских, церковных, политических и личных особенностей, в своей основе лежит на слобожанщинской разновидности стандартного русского языка, используемого образованными людьми».

Точно так же Дан Чопик описывает характеристики письменности басен Сковороды как смешанные: «Его басни, написанные на смешанном русско-украинско-церковнославянском языке, были, по мнению Горького и Толстого, очень эффективными и, судя по количеству сохранившихся копий, были одинаково любимы дворянами и простыми людьми «.

Обучение

«Странствующий украинский философ Григорий Сковорода» профессора Н. Стеллецкого ( Харьковский университет ) 1894 г.

Одна из миссий Сковороды была преподавательской. Формально он преподавал поэтику в Переяславском коллегиуме (в 1750-1751 гг.) И поэтику, синтаксис, греческий язык и катехизис в Харьковском коллегиуме (также называемом Харьковским коллегиумом и на латыни: Collegium Charkoviensis или Zacharpolis Collegium ) (1759-1760, 1761-1764 гг., 1768-1769).

В 1751 году у него возник спор с председательствующим епископом Переяславской коллегии, который считал новые методы преподавания Сковороды странными и несовместимыми с прежним традиционным курсом поэтики. Молодой Сковорода, уверенный в своем мастерстве в предмете и в точности, ясности и полноте своих правил просодии, отказался выполнить приказ епископа, попросив арбитража и указав ему, что «alia res sceptrum, alia plectrum» . Епископ посчитал позицию Сковороды высокомерной и был отправлен в отставку.

Первый год обучения в Харьковском коллегиуме прошел для Сковороды блестяще

Он не только восхищал студентов своими лекциями, но и своим творческим педагогическим подходом привлекал внимание коллег и даже начальства.. Сковорода был также частным наставником Василия Томары (1740–1813) (в течение 1753–1754, 1755–1758) и наставником, а также другом на всю жизнь Михаила Ковалинского (или Коваленского, 1745–1807) (в течение 1761–1769) , его биограф

Вероятно, он был также частным наставником Гавриила Вишневского (1716–1752) (в течение 1745–1749), сына Федора Вишневского (1682–1749). Благодаря Федору Вишневскому Сковорода посетил Центральную Европу, особенно Венгрию и Австрию.

Сковорода был также частным наставником Василия Томары (1740–1813) (в течение 1753–1754, 1755–1758) и наставником, а также другом на всю жизнь Михаила Ковалинского (или Коваленского, 1745–1807) (в течение 1761–1769) , его биограф. Вероятно, он был также частным наставником Гавриила Вишневского (1716–1752) (в течение 1745–1749), сына Федора Вишневского (1682–1749). Благодаря Федору Вишневскому Сковорода посетил Центральную Европу, особенно Венгрию и Австрию.

В своем обучении Сковорода стремился раскрыть склонности и способности ученика и придумывал беседы и чтения, которые развили бы их в полной мере

Этот подход был описан биографом Сковороды Ковалинским: «Сковорода начал Василия Томары, больше работая над сердцем своего юного ученика, и, следя за его природными наклонностями, он пытался помочь только самой природе в его развитии, привлекая легкое и нежное направление, которое мальчик не мог даже заметить, потому что Сковорода обращал особое внимание, чтобы не перегружать юный ум ученостью. Таким образом, мальчик привязался к Сковороде с любовью к нему ».

Его обучение не ограничивалось академическими кругами или личными друзьями, и в последние годы его жизни в качестве «странника» он публично учил многих, кто был привлечен к нему. Архимандрит Гавриил (Василий Воскресенский, 1795–1868) , первый известный историк русской философии, блестяще описал сократические качества Сковороды в учении: «И Сократ, и Сковорода сверху почувствовали призвание наставниками народа и, приняв это призвание, они стали общественными учителями в личном и возвышенном значении этого слова … Сковорода, также как и Сократ, не ограниченный ни временем, ни местом, учил на перекрестках, на рынках, у кладбища, под церковными портиками, во время праздников, когда его резкое слово озвучит опьяненную волю — и в тяжелые дни сбора урожая, когда на землю пролился пот без дождя ».

Сковорода учил, что свое истинное призвание человек находит через самоанализ. «Познай себя», — советует Сковорода, используя известную максиму греческого философа Сократа. Он представил хорошо обоснованную идею о том, что человеку, занятому врожденной естественной работой, предоставляется поистине удовлетворяющая и счастливая жизнь.

Воспитание молодежи занимало внимание Сковороды до самой старости. В 1787 году, за семь лет до своей смерти, Сковорода написал два эссе, «Благородный аист» (в оригинале: Благодарный Еродій , Благородный Еродий ) и «Бедный жаворонок» (в оригинале: Убогій Жаворонокъ , Убогий Жаворонок ), посвященные теме просвещения

изложил свои идеи.

Широкое влияние Сковороды отражают известные писатели, ценившие его учение: Владимир Соловьев , Лев Толстой , Максим Горький , Андрей Белый , Тарас Шевченко и Иван Франко .

Киев и Санкт-Петербург

Для обучения родители отдали его сначала к дьяку, потом в Чернушескую церковноприходскую школу.

Исключительные способности в обучении открыли Григорию дорогу в подготовительный класс Киевской академии. Это было первое высшее учебное заведение на Украине, и учиться в ней мечтали многие.

В 1738 году Сковорода поступил в Киево-Могилянскую академию. Проучился он там три года, после чего в возрасте 19 лет вслед за старшим братом Степаном, отправился в Санкт-Петербург. Там у них были родственники – семья дяди по материнской линии Игнатия Кирилловича Полтавцева. Он был крупный землевладелец и вельможа, в своё время служил в императорской армии, где дошёл до звания полковника. Когда царствовала Елизавета Петровна, Полтавцев служил камер-фурьером и имел более 600 пожалованных душ.

Дом дяди всегда был открыт для Степана и Григория. Именно Полтавцев помог на первое время пристроиться Григорию в Санкт-Петербурге придворным певчим, а Степану получить в Польше начальное образование.

Так как Григорий служил в качестве придворного певчего, ему полагалось помещение для проживания, близ Зимнего дворца в Придворной капелле. Ему также было положено придворное жалование в размере 25 рублей (в то время это была приличная сумма), к тому же его родители освобождались от уплаты налогов.

Работая на такой должности, Григорий познакомился и стал часто общаться с фаворитом императрицы графом Кириллом Разумовским. Сковорода жил в Санкт-Петербурге с 1741 по 1744 годы и за это время ему не раз доводилось гостить в имениях Разумовских и Полтавцевых.

Харьковский коллегиум

  • В 1759 году Сковорода прибыл в Харьков, где ему предложили занять место преподавателя поэзии в местном коллегиуме. Через год педагогу было предложено принять монашеский постриг, от которого тот отказался и на два года покинул учебное заведение.
  • Далее он жил в селе Старица, но в 1762 году философ вновь приехал в Харьков, чтобы повидаться со своими друзьями. Через некоторое время Сковорода посетил коллегиум, где познакомился со студентом М. И. Коваленским, который в дальнейшем стал его другом и любимым учеником.
  • После посещения Белгородской консистории, Сковорода вновь был зачислен в преподавательский штат коллегиума. На этот раз он преподавал грамматику и греческий язык.
  • В 1764 году философ был вынужден вновь покинуть учебное заведение, так как вступил в должность новый архиерей – Порфирий, благосклонностью которого он не пользовался.
  • С 1765 по 1767 годы Сковорода написал свои первые философские работы – «Наркисс» и «Асхань».
  • После знакомства с губернатором Харькова Е. А. Щербининым, философ в 1768 году вновь возвратился к преподавательской деятельности в коллегиуме. На этот раз он вёл курс катехизиса (добронравия), для которого он написал вступительную лекцию – «Начальная дверь к христианскому добронравию». В 1769 году он был уволен митрополитом Самуилом, считавшим недопустимым ведение этого предмета светским человеком.

Странствия

  • Покинув учебное заведение, Сковорода стал странствовать. До 1774 года он посетил несколько губерний: Орловскую, Слободскую, Воронежскую и Курскую. Некоторое время провёл в Ростове и Киеве.
  • В 1774 году бывший ученик коллегиума Яков Правицкий пригласил философа пожить у него дома, в селе Бабаи. Здесь странник закончил рукописную книгу «Басни Харьковския», куда вошло 15 написанных им басен.
  • В 1775 году Сковорода посетил своих друзей – помещиков Тевяшовых, у которых очень любил проводить время, отдыхая после странствий. Этим людям он посвятил ряд своих произведений: «Алфавит, или букварь мира», «Икону Алкивиадскую» и другие.
  • В конце 1770-х философ отправляется вновь в странствия, периодически делая остановки у друзей и бывших учеников. В 1780-е годы он посетил множество сёл и городов Малороссии. За десять лет он написал не менее пяти философских трактатов, среди которых «Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим», «Сад божественных песен» и ряд других.
  • В 1791 году странник делает остановку селе Ивановка, там он заканчивает последний философский диалог — «Потоп Змиин»
  • В 1793 году Сковорода вновь отправился в путь. На этот раз в его путь лежал в Орловскую губернию, в имение своего любимого ученика М. Коваленского. В 1794 году он передал ему все свои рукописные произведения и отправился в обратный путь.

Москва и возвращение в Каврай

  • В 1755 году философ прибыл в Москву по приглашению бывшего ученика Киевской академии и настоятеля Троице-Сергиев монастыря – Кирилла Лящевецкого.
  • В Лавре гость много времени проводил в библиотеке монастыря, славившейся богатой коллекцией старинных книг. На предложение настоятеля остаться при монастыре в качестве преподавателя открывшейся при нём семинарии, Григорий ответил отказом.
  • В 1756 году философ вернулся на родину, где с удивлением узнал, что его разыскивает помещик Томара, чтобы вновь нанять его учителем сына, обещая при этом очень хорошие условия. Через некоторое время философ, которого обманным путём привезли на двор помещика, согласился вернуться и продолжить преподавание.
  • В этот период, продлившийся более двух лет, Сковорода открыл в себе талант поэта. Написанные здесь стихотворения он в дальнейшем собрал в отдельный сборник под названием «Сад божественных песней». Также Григорий Саввич, владеющий несколькими музыкальными инструментами, несколько своих произведений положил на музыку.

Путь Григория Сковороды в Философию

Путь Г.С. Сковороды к философии был долгим. Из 72 лет жизни он посвятил философской работе только последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-е годы XVIII. Век он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, начал проповедовать свое философское учение. И путь почти в 50 лет был лишь подготовкой к этому путешествию в образе «старика» — странствующего философа-наставника. Из чего состояло это предфилософское путешествие? Григорий Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака. В течение нескольких лет он учился в Богословской академии в Киево-Могилеве. Затем он был в придворном хоре в Санкт-Петербурге. В 1744 году он был уволен с должности певчего со званием придворного лектора и остался в Киеве, чтобы продолжить обучение в академии, но, не имея склонности к духовному призванию, притворился сумасшедшим, после чего был исключен из академии. Желая пополнить свои знания, Сковорода решил отправиться за границу, где поступил духовником к генералу Вишневскому. Путешествуя пешком по Венгрии, Австрии и, вероятно, Польше, Германии и Италии, он знакомился с учеными и приобретал новые знания, изучая латынь, греческий, немецкий и иврит. Вернувшись в Россию, Сковорода устроился учителем поэзии в Переяславле и написал для школы «Руководство к стихотворству», в котором внес много новшеств, но когда переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал старые предметы, тот не согласился, и его уволили. В 1759 году Сковорода был приглашен учителем поэзии в Харьковскую коллегию, но, будучи назначен преподавать правила благочестия, был приговорен к увольнению (в 1766 году) из-за некоторых мыслей, высказанных им во вступительной лекции и истолкованных в извращенном виде. После этого большую часть своей жизни Сковорода провел в постоянных пеших скитаниях по Слободской Украине, останавливаясь по пути в крестьянских хатах, отказываясь от предложенных ему должностей и профессий и посвящая свое время нравственному воспитанию народа как словом, так и своей жизнью. К этому времени Сковорода написал свои философские труды, которые не были опубликованы при его жизни. Что касается философского учения Сковороды, то одни считают его мистиком и масоном, последователем мартинистов, а другие называют Сковороду рационалистом. Причина разногласий заключается в том, что труды Сковороды не были собраны до конца; было опубликовано лишь несколько его трактатов. Только с появлением собрания его сочинений под редакцией профессора Багалея (Харьков, 1894) появилась возможность начать их изучение. За годы учебы и преподавания Григорий Сковорода не только приобрел жизненный опыт, но и сформировал осознанное отношение к миру, его проблемам. Приобретение жизненного опыта и формирование его мировоззрения можно объяснить сочетанием двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов: его разносторонней одаренности, с одной стороны, и резко меняющейся социальной среды, с другой. Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические способности, необыкновенный музыкальный слух и голос, он писал стихи, сочинял музыку, играл на нескольких инструментах, имел способности к рисованию. Особенностью исторического момента было то, что это было время освобождения от феодального гнета и первичного накопления капитала, сопровождавшееся моральным разложением, алчностью, скупостью, развратом, властью вещей, духовным опустошением

СКОВОРОДА Григорий Саввич

, укр. философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. С 1759 ок. 10 лет преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; соч. его при жизни распространялись в рукописях. С. был тесно связан с традициями демократич. укр. культуры, из которой черпал образцы нар. антиклерикальной сатиры. Как крест. просветителю ему свойственно критич. отношение не только к феодальной, но и к раннебурж. идеологии с её культом материального довольства и преуспевания. 

Филос. учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символич». реальности, связующей большой и малый мир, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., осн. проблема че-ловеч. существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрит. «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции С. к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С

характерно и напряжённое внимание к антич. филос

наследию (прежде всего традиции платонизма). Этич. пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоич. морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле филос. соч. С., где пророч. интонации причудливо уживаются с приёмами сократич. диалога. В истолковании Библии буквалистскому осмыслению ветхозаветных сюжетов С. противопоставляет символич. метод александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и антич. представление о безначальности и бесконечности «тварного мира».

Социальные и педагогич. взгляды С. основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определ. виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отд. личности можно прийти к идеалу совершенного человеч. общества. Т. к. не всякий человек способен к творч. усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую «родовспомогатеяьницу»: задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания,  «сродности». Демократизм стиля, диалогич., «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой популярности соч. и личности странствующего философа.

Соч., Хар., 1894; Повне зiбрання твopiв, т. 1—2, К., 1973; Соч., т. 1—2, М., 1973. 
 
Эpн В. Ф., Г. С. С., М., 1912; Багалiй Д., Украiнсь-кий мандрований фiлософ Г. С., , 1926; Попов П. М., Григорiй С., К., I960; Редько М. П., Свiтогляд Г. С. С., Львiв, 1967; Табачников И. А., Григорий С., М., 1972; Махновець Л., Григорiй С., К., 1972; Лощиц Ю. М., С., М., 1972.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

См. также ПРОЕКТ Григорий Саввич СКОВОРОДА

При дворе Елизаветы Петровны

  • В 1741 году в судьбе бурсака Сковороды произошли значительные изменения. По требованию Киевского Митрополита молодой человек, имевший прекрасный певческий голос, уехал в город Глухов, где прошёл отбор в придворную капеллу музыкантов и певцов.
  • У императрицы Елизаветы было не менее 30 певчих, да и сама царственная особа любила петь в хоре. При дворе Григорию жилось хорошо: у него, как и у других музыкантов, было просторное жильё, прекрасное питание и красивая одежда. Вокруг него постоянно была масса интересных людей, в том числе и иностранцев. Ему также платили хорошее жалованье, а родители бывшего ученика академии, были освобождены от уплаты налогов.
  • В этот период Сковорода стал доверенным лицом фаворита императрицы А. Г. Разумовского, имевшим также как будущий философ, малороссийское происхождение.

Творчество

Во время проживания в Коврае мужчина начал писать стихи. После того как воспитанник покинул отчий дом, Сковорода подался в Слободскую губернию, чтобы начать преподавать поэтику в Харьковском коллегиуме. Позже он начал читать курс греческого языка. В этот период философия учителя начала привлекать единомышленников в лице учеников. Однако из-за разногласий с руководством мужчина ушел из учебного заведения и забросил преподавательство.

Григорий сохранил дружбу с учеником Михаилом Коваленским, с которым обменивался письмами на протяжении последующих лет. После смерти наставника воспитанник создал его подробную биографию, где описал стиль жизни и философию мыслителя.

Писатель Григорий Сковорода

После увольнения учитель поселился на пасеке в Гужвинском лесу, где вел отшельнический образ жизни. Вскоре он начал писать басни, став одним из первых баснописцев в украинской истории, и философские диалоги. Мужчина продолжал собирать вокруг себя почитателей, которые разделяли его взгляды на жизнь.

В последующие годы мыслитель много путешествовал и занимался творчеством. Он побывал в окрестностях Харькова, Воронежской губернии, Таганроге, Курске и Орле. Среди друзей Сковороды были дворяне, купцы, офицеры и простой народ, которым он посвящал притчи, басни и философские диалоги. При жизни его библиография так и не пополнилась печатными произведениями.

Существует легенда, согласно которой о таланте Григория узнала русская императрица Екатерина II. Она отправила мужчине приглашение поселиться при дворе и преподавать философию, но он отказался, поскольку ценил свободу и родные края.

Ранние годы

Место, где появился на свет Григорий Сковорода, в начале VIII века, принадлежало Российской империи. В Киевской губернии в окрестностях Полтавы было в те времена небольшое сотенное село Чернухи, здесь и родился Григорий 3 декабря 1722 года.

Отцом его был малоземельный казак Савва Сковорода, а мать Пелагея Степановна (девичья фамилия Шангиреева) в роду своём имела крымско-татарские корни. Григорий был вторым ребёнком, в семье уже подрастал старший сын Степан.

Село Чернухи состояло из нескольких хуторов, один из которых Харсики и является настоящей родиной Григория. Именно здесь его отец получил земельный надел, как местный сельский священник (лицам духовного звания полагалось в те времена выделять землю).

Там до сих пор находится отчий дом Григория Сковороды, где в данное время располагается музей.

В детстве у Григория рано начала проявляться неудержимая тяга к наукам. Также он очень хорошо пел, благодаря чему служил в церковном хоре.

Родители и юные годы

Поэт, философ и педагог Григорий Саввич Сковорода появился на свет 22 ноября 1722 года на хуторе Харсики, который входил в село Чернухи Киевской губернии. Он был вторым ребёнком в семье.

Отец будущего философа – Савва Сковорода, по одной версии принадлежал к малоземельному казачеству, по другой к духовенству. Известно, что в те времена, должность священника в сёлах была выборной, поэтому он мог вполне быть простым казаком. Мать Григория – Пелагея Степановна Шангиреева, происходила из семьи крымских татар.

В детстве Сковорода ходил в местную приходскую школу, где среди сверстников выделялся охотой к знаниям и хорошей успеваемостью. Сельские учебные заведения Украины 18 века имели, как правило, одного учителя. Это мог быть местный дьяк или какой-нибудь недоучившийся философ из Киева, или странствующий священник. Школьники учились грамоте, после чего изучали тексты богослужебных книг и упражнялись в церковных распевах на несколько голосов.

Отец Григория видел в сыне тягу к знаниям, и когда тому исполнилось 16 лет, уступил просьбам юноши о продолжении учёбы в Киевской академии. В те времена срок обучения в этом учебном заведении составлял 12 лет, а занятия были организованы по западноевропейскому образцу. Здесь уже преподавались, помимо богословия, курсы по философии, латыни и поэзии.

Дети богатых родителей, поступившие в академию, жили в дорогостоящем съёмном жилье, а остальные учащиеся устраивались в общежитиях – бурсах, расположенных на территории академии и были постоянно нагружены работой по хозяйству за одноразовое питание и жильё.

Харьковский и московский период

Вернувшись из путешествия по Европе, Григорий пробовал себя в разных направлениях. Он работал в Переяславском коллегиуме при духовной семинарии, преподавал там поэтику, однако был уволен из-за своих прогрессивных взглядов.

С 1754 года был домашним учителем у дворянского мальчика Васи Тамары.

Однако отношения с родителями ученика у Григория не ладились. Отец Васи постоянно подчёркивал своё превосходство над учителем, а мать считала Сковороду недостойным преподавателем. Они расстались ещё до окончания контракта.

Уволившись, Григорий Сковорода отправился в Москву, где его приютили в Троице-Сергиевой Лавре, там он не только жил, но и пользовался богатейшей библиотекой. За годы своего пребывания в Лавре, Григорий изучил немало книг. Ему даже предлагали остаться на должности библиотекаря, но Сковорода жаждал странствий.

Однако странствовать у него не получилось, в 1755 году он получил письмо от отца мальчика Васи Томары, где тот извинился и просил продолжить обучение сына. До 1758 года Сковорода снова находился в Переяславе.

С 1759 по 1769 годы Сковорода занимался преподавательской деятельностью в Харьковском коллегиуме, откуда его трижды увольняли ввиду его взглядов, а позже снова принимали на работу.