Григорий отрепьев. лжедмитрий i. история

Оглавление

Установленные факты[ | ]

Григорий Отрепьев родился в волости Борок, Галичской области (около 1581) и принадлежал к небогатому роду Нелидовых, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектаров) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей — Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин,

а также одного холопас пищалью и долгою , которого он был обязан полностью снарядить за свой счёт. Доходов, вероятно, не хватало, так как Богдан Отрепьев вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чьё имение находилось тут же по соседству. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова.

Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было от его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к князю Борису Черкасскому и позже к Михаилу Никитичу Романову. Здесь он опять же показал себя с хорошей стороны и дослужился до высокого положения. В 14 лет (1595) пострижен в иноки в монастыре Железный Борок под именем Григорий, а около 1600 посвящён патриархом Иовом в дьяконы. Однако простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного монастыря в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего двоюродного дяди Елизария Замятни-Отрепьева, поступает в Чудов монастырь. Грамотного монаха вскоре замечает архимандрит Пафнутий, затем после того, как Отрепьев составил похвалу московским чудотворцам, он делается «крестовым дьяком» — занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе».

Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущий претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, опять же если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий в компании с иноками Варлаамом и Мисаилом бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее — на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую (февраль 1602), где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем» (1603).

Отмечается, что бегство это подозрительно совпадает со временем разгрома «романовского кружка», также замечено, что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса.

Восхождение на престол

Прежде чем въехать в Москву, Лжедмитрий позаботился об устранении некоторых беспокоивших его препятствий. Он отправил своего человека в столицу и приказал ему казнить оставшихся членов семьи Бориса Годунова. Также был сослан в монастырь патриарх Иов. С этих событий началось правление Лжедмитрия 1, торжественно въехавшего в Москву 20 июля 1605 г.

Несмотря на то что Отрепьев пользовался значительной поддержкой со стороны как народа, так и бояр, в скором времени ему стало известно о заговоре последних против него.

Василий Шуйский, которого уличили в распространении слухов о том, что царь будто бы является самозванцем, был приговорен судом собора к смертной казни. Лжедмитрий I помиловал его и выслал из столицы, а вскоре и вовсе простил и позволил ему вернуться в Москву.

Как сообщают источники, Отрепьев оказался весьма энергичным и способным руководителем. Он затеял провести массу реформ, мечтал объединить европейские государства для борьбы с Турцией. Он не стал марионеткой в руках Папы, иезуитов и Сигизмунда III, отказался вводить в России католицизм и отдавать Польше обещанные земли, а за оказанную поляками помощь Лжедмитрий предложил денежное вознаграждение. 8 мая 1606 г. заключил брак с польской шляхтянкой Мариной Мнишек.

Юрий Богданович Отрепьев — дворянин и монах

Портрет Лжедмитрия. Гравюра

Не был он ни царём, ни царской крови. В молодости Лжедмитрий носил имя Юрий и происходил из рода мелкопоместных дворян. Мальчик рано лишился отца и ради лучшей жизни мать направила его в услужение боярам Романовым. Кстати, именно служение в молодости в знатной семье открыло самозванцу путь в царский дворец. Там он подсмотрел основные придворные традиции, правила и церемонии. Впоследствии именно эта информация позволила ему убедить народ в своём царском происхождении.

Однако мечте его матери не суждено было сбыться. Юрий Отрепьев был нехорош собой: руки разной длины, неприятное лицо, невысокий рост, коренастое тело. Военная и придворная карьеры оказались недоступны. Юноше рекомендовали постричься в монахи, где он и получил имя Григорий. Особенного успеха монах Григорий добился в Чудском монастыре. Усердную работу юноши (Григорий обучился каллиграфии и писал каноны) заметил патриарх Иов. По его велению молодого монаха сделали дьяконом.

Значение трагедии

Такое построение сюжета и трактовка делают произведение народным. Пушкин раскрывает не только трагедии отдельных героев, но и русского народа, который ничего не получает от правителя Бориса, самозванца и бояр, поддерживая их в решающий момент борьбы за власть.

А.С. Пушкин впервые в русской литературе выводит на сцену и делает одним из главных героев русский народ, используя для этого большое количество персонажей. В драме показано, что только поддержка общества становится главным основанием в борьбе за власть политической элиты. При этом народ никогда ничего не получает от стороны, которую он поддерживает, после ее прихода к власти. «Народ безмолвствует, но счастлив ли он?» — это основной лейтмотив трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Несмотря на то что произведение носит такое название, трагедия не заканчивается смертью самого Бориса. Царь появляется только в 6 сценах. Главным героем трагедии и поставленной по ней оперы Мусоргского стал русский народ, который выступает судьей власть имущих. Только народная поддержка становится решающим фактором в борьбе за российский трон.

Пострижение в монахи

Чтобы избежать смертной казни, Отрепьеву пришлось прятаться в Железноборовском монастыре. Там он, по всей видимости, постригся в монахи и принял имя Григорий. Предположительно, на тот момент ему исполнилось 20 лет. Новоиспеченный чернец также побывал в Спасо-Ефимиевом монастыре. Однако жизнь смиренного монаха не пришлась ему по вкусу, и через некоторое время он решил вернуться в Москву.

Романовы были сосланы в Сибирь, и шумиха, связанная с опалой, поутихла. Будучи постриженным в монахи, Григорий Отрепьев рассчитывал, что его появление в Москве останется незамеченным. Здесь один его родственник замолвил за Гришку словечко, и того приняли в Чудов монастырь.

На новом месте Отрепьев проявил себя с лучшей стороны и в течение года уже оказался в свите самого патриарха Иова. С ним он, в составе штата помощников, являлся на собор и в Думу. Благодаря своим способностям и яркой натуре, он смог добиться признания и высокого положения.

Появление новой силы

Многие из тех, кто поддержал Отрепьева, были влиятельными аристократами Польши и Литвы, к ним также присоединились и братья Хрипуновы, бежавшие из Москвы в 1603 г. В Запорожье началось формирование повстанческой армии. Помимо этого, с именем царевича Дмитрия многие связывали возможность освобождения от крепостнического режима.

Дальновидный Григорий Отрепьев понимал, что у него появилась уникальная возможность возглавить народное восстание, но он мало доверял простому люду, а потому предпочел вступить в сговор с заклятыми врагами России – католиками, давно жаждавшими подчинить православную Русь Святому Престолу.

В марте 1604 г. по указанию самого Сигизмунда III Отрепьева доставили в Краков. Там он дал королю и другим своим покровителям массу всевозможных обещаний, например, когда он займет российский престол, то должен будет ввести на Руси католичество, а также передать литовским магнатам некоторые земли. Таким образом, самозванец стал готовиться к походу на российскую столицу.

Дальнейшее развитие ситуации

Царь Борис Годунов всерьез боялся самозванца. Известно, что он засылал к тому наемных убийц и даже пытался выяснить у матери Дмитрия Улицкого правду о ее сыне. 13 апреля 1605 г. Годунов ушел из жизни. Поговаривали, будто он принял яд, но официально было объявлено, что причиной смерти стал апоплексический удар.

В это время Григорий Отрепьев, набравшись сил, продолжил наступление на Москву. Он посылал в столицу посланников, возвещавших о возвращении законного царя, отчего Москва стала похожей на улей – люди готовились встречать наследника Ивана Грозного, многие взяли в руки оружие, а семья Годуновых с сохранившими им верность боярами заперлась в Кремле. Когда толпа заполнила Красную площадь, царские стрельцы уже не смогли ей противостоять. Бояре, предавшие Годуновых, отперли крепостные ворота, толпа ворвалась в Кремль и принялась громить дворы царской семьи.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Коняга Салтыкова-Щедрина сочинение Основной идеей произведения является раскрытие социального неравенства существующего общественного строя, представленное писателем на примере образа трудолюбивого Коняги.
  • Анализ рассказа Фотография, на которой меня нет Астафьева 8 класс Многие произведения Астафьева автобиографичные. Он писал книги для детей о событиях, произошедших с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на взросление ребёнка, складывание его характера и формирования личности
  • Сочинение Хорь и Калиныч сравнительная характеристика героев в рассказе Тургенева Хорь в рассказе показан очень деловым и самодостаточным человеком. В современном мире он, наверное, стал бы предпринимателем-бизнесменом
  • Сочинения по русскому языку
  • Образ Василия Денисова в романе Война и мир Толстого Многие характерные черты героев романа «Война и мир» были «списаны» Толстым с реальных исторических личностей. Таковым является и образ Василия Денисова.

Происхождение, образование

Предки Григория принадлежали к знатному, но обедневшему роду, а прибыли в российские земли из Литвы. Часть их обосновалась в Галиче, другие осели в Угличе – там как раз находилась резиденция погибшего Дмитрия Ивановича. В 1577 г. Богдан Отрепьев, которому на тот момент было 15 лет, вместе со своим старшим братом получил поместье в Коломне. Несколько лет спустя у Богдана родился сын Юрий – приблизительно в это время появился на свет и царевич Дмитрий Иванович.

Отец Юрия, когда сын был еще совсем мал, погиб в пьяной драке. За его воспитание взялась мать – она научила сына читать Священное Писание, потом его отправили к родственникам в Москву, где он продолжил обучение. Зять Отрепьевой, приказной дьяк Семейка Ефимьев, обучил Юрия каллиграфическому почерку. Кстати, он оказался весьма хорошим учеником и усваивал знания с поразительной легкостью – по этому поводу еще говорили, будто он общается с нечистой силой.

И снова бегство

Неизвестно, что тогда было у Гришки Отрепьева на уме, но он начал, как бы невзначай, выспрашивать у окружающих о подробностях гибели царевича Дмитрия, интересовался правилами придворного этикета. Также он открыто утверждал, что может стать царем России. Вскоре эти слухи дошли до Бориса Годунова, на тот момент правившего страной, и тот приказал сослать зарвавшегося инока в Кириллов монастырь. Однако Григория успели предупредить об этом, поэтому он покинул столицу.

Поскитавшись по стране, беглый монах Григорий Отрепьев в 1602 г. вновь вернулся в Москву, где оставался недолго, а уходя, прихватил с собой еще двух монахов. Вместе они спокойно путешествовали, ведь на монахов никто не обращал внимания. Беглецы побывали в Киево-Печерском монастыре, занимались сбором денег якобы на строительство монастыря, однако забрали их себе. В конце концов они пришли в Брачин, к литовскому князю Адаму Вишневецкому.

Проблема отождествления[ | ]

Когда (16 октября 1604) самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I), перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев. Григорию была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за Дмитрия — не Отрепьев, а истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах, «старец» Леонид (старцами

в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Правительство Фёдора Годунова в связи с этим внесло (апрель 1605 года) в формулу присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя Дмитрием» — а не «Отрепьеву». Это вызвало у многих уверенность в том, что версия об Отрепьеве — ложь, а царевич Дмитрий — настоящий. Вскоре Лжедмитрий I воцарился на московском престоле (с 01 июня 1605), короновался (30 июля 1605) и был признан, искренне или нет, истинным сыном Ивана Грозного.

После убийства Лжедмитрия I (17 мая 1606) правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев, как к официальной. Такое положение дел сохранялось и при Романовых. Имя «Гришки (со времён Павла I — Григория) Отрепьева» сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в Неделю православия, вплоть до царствования Александра II.

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев — одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. Костомаров сообщает и ещё одну интересную подробность из жизни Димитрия (Лжедмитрия I). Когда Лжедмитрий I наступал на Москву, то возил вместе с собой и всенародно в разных городах показывал лицо, называвшее себя Григорием Отрепьевым, тем самым разрушая официальную версию о том, что он тождественен Григорию.

Оба эти мнения воплощены в написанных в XIX веке драматических произведениях о Борисе Годунове; мнение Карамзина обессмертил А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов», мнению Костомарова последовал А. К. Толстой в пьесе «Царь Борис».

В. О. Ключевский придерживался следующего мнения: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу

С. Ф. Платонов писал так: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта

Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в.; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношение Лжедмитрия I к Романовым. Историк Руслан Григорьевич Скрынников придерживается мнения о тождестве личности Отрепьева и Лжедмитрия. В подтверждение этой гипотезы он приводит большое количество доказательств.

«Младший сын» Ивана Грозного на «законном» троне

20 июня 1605 года в Москве обосновался новый правитель. Называл он себя сыном Ивана Грозного, Дмитрием Ивановичем. К тому моменту властный Борис Годунов скончался от подагры, а его жена и сын выказывали полную государственную апатию. Они не отдали приказов о защите Кремля и фактически добровольно пустили самозванца в столицу. Лжедмитрий умело воспользовался ситуацией. Жену Бориса и его сына заточили, а через несколько дней отравили. В живых из рода Годуновых осталась лишь его дочь Ксения, которая не по доброй воле стала наложницей Лжедмитрия.

«Последние минуты жизни Лжедмитрия I». Карл Вениг

Перед взятием Москвы самозванец проделал долгий путь. Методично и терпеливо он настраивал русские города против царствующего тогда Бориса Годунова. Как известно, Годунов был суровым монархом и предпочитал править с помощью устрашения подданных. Лжедмитрий, напротив, обещал всем, кто примкнёт к нему, привилегии. Со временем щедрость самозванца искусила даже приближённых Годунова.

К трону Лжедмитрий шёл с переменным успехом. Главным его преимуществом в борьбе с Годуновым стало то, что монарх недооценил хитрого Отрепьева. Пылкие речи одинокого самозванца быстро нашли поддержку. Его гарнизоны, с которыми он шёл на Москву, постоянно подпитывались новыми силами со всей России. Города сдавались на милость истинному государю. Даже поражения, которые Лжедмитрий терпел в самом начале от царской армии, не сломили восстания. Но кем же был столь талантливый и ловкий самозванец на самом деле?

Рождение царя-самозванца

Биография Григория Отрепьева вновь делает крутой поворот. В 1600 году ему пришлось бежать из Чудского монастыря на юг из-за годуновских репрессий. После нескольких месяцев скитаний Григорий попал в Киев, где ему и внушили идею о том, чтобы назваться Дмитрием Ивановичем. Григорий подходил для этой роли по возрасту и хорошо знал придворные обычаи. Руку к созданию образа Лжедмитрия приложил сам польский король Сигизмунд, который втайне ненавидел Бориса Годунова. Смута была крайне выгодна польскому монарху, мечтавшему взойти на русский трон. Несколько лет Лжедмитрий прятался в Польше, рассылая по России «разоблачительные» грамоты. Конечно, Сигизмунд никогда открыто не признавался в помощи самозванцу.

С этого момента Гришка Отрепьев исчезает, а на свет появляется царевич Дмитрий. За несколько лет активной пропаганды самозванец сумел собрать на своей стороне приличное ополчение. Были среди его «подданных» и польские воины, и донские казаки. Осенью 1604 года войско Лжедмитрия численностью более 3 000 человек пересекло Днепр и двинулось на Москву.

  • Где в России находится самый древний действующий православный храм?
  • Как «советский Джеймс Бонд» Рихард Зорге узнал о начале Второй мировой войны за два месяца до выступления немецких войск
  • Шапсугский треугольник, Кудепстинский камень и другие «места силы» Краснодарского края
  • «Торжественная анафема»: за что Льва Толстого отлучили от церкви
  • Как пионер Валя Егоров обворовывал советские госучреждения

Поход на Москву

В дальнейшем Сигизмунд III, обещавший выступить против России, под давлением польских политиков отказался от этой идеи и всего-навсего предоставил в распоряжение Григория двухтысячную армию наемников. С таким войском о походе на столицу не стоило и думать. И хотя самозванца поддержали донские казаки, в целом вторжение в Россию не удалось. Армия наемников была разбита под стенами Новгород-Северского, и лишь вооруженная помощь поляков помогла Лжедмитрию продержаться первое время.

Голод, свирепствовавший в те годы, привел к массовым восстаниям по всей южной границе страны, что сыграло на руку самозванцу. Простые люди были согласны встать под знамена новоявленного царя, на которого многие возлагали большие надежды. Таким образом самозванец Григорий Отрепьев смог сформировать из стекавшихся к нему посадских людей и казаков новую армию, помимо этого, он еще и вооружал крестьян.

Тем не менее в начале 1605 г. войско самозванца было снова разбито воеводами царя. У них даже была возможность преследовать Лжедмитрия, изгнать его из страны или вовсе захватить, но в условиях враждебного отношения к ним значительной части населения они так и не воспользовались этим шансом.

Самозванец

Было похоже на то, что Григорий Отрепьев действительно задумал что-то серьезное. По его словам, об этом чудесном спасении не знал никто, даже его мать. Воспитатель, являвшийся спасителем царевича, перед своей смертью оставил его на попечение одной дворянской семьи, в которой он воспитывался до того момента, когда ему посоветовали принять постриг и укрыться в монастыре. Однажды один монах якобы узнал в нем царевича, после чего «Дмитрий» принял решение бежать в Польшу.

Различные свидетели тех событий рассказывают разные версии происходящего. Достоверно известно, что князь Вишневецкий, поддержкой которого наконец-таки смог заручиться самозванец, в 1603 г. оповестил Сигизмунда III, правителя Речи Посполитой, о новоявленном наследнике российского престола – его эта история весьма заинтересовала. С течением времени у Гришки Отрепьева стали появляться новые покровители, и даже находились те, кто якобы узнавал в нем царевича. Впрочем, некоторых из них мало волновал тот факт, что Григорий Отрепьев – это настоящее имя новоявленного царевича.