Алан келли история начала граммофонной компании в россии

Оглавление

Когда отмечают День рождения граммофона

Современному человеку трудно представить, как можно пользоваться такой вещью, как граммофон. Ограниченное количество записей, не очень большая длительность пластинок, не самое привлекательное качество звука — все это по сравнению с современными возможностями выглядит очень скромно. Но сам граммофон — это символ целой эпохи, а еще изделие, с которого многое началось, в том числе и сегодняшние технологии. У этой вещи есть и свой день рождения, который приходится на двадцать шестое сентября каждого года. Настоящие меломаны или ценители интересных вещей обязательно должны знать о таком празднике.

История праздника

Современной молодежи трудно представить, что в старину музыку прослушивали не на CD-дисках, MP3-плеерах или телефоне и не скачивали из интернета. И мало кто из них знает, что в конце XIX века был изобретен долговечный прибор, который радовал человечество более 120 лет. Именно устройству, в котором игла, двигаясь по пластинке, воспроизводила более качественный звук, и посвящен этот праздник.

Впервые граммофон был использован 26 сентября в 1887 году. Эмиль Берлинер, изобретатель этого музыкального устройства, получил патент на свою идею. Он основывался на технологии фонографа, но сменил валик на пластину, благодаря чему изделие стало более эффективным. Новое решение очень быстро стало популярным среди огромного количества людей.

Как выбрать?

Основная проблема при покупке – обилие дешевых (и дорогих) подделок. Они солидно выглядят и могут даже играть, но качество звука будет плохим. Тем не менее, его достаточно для нетребовательных любителей музыки

Но при покупке престижной вещи обратите внимание на ряд моментов

  • Раструб не должен быть складным и разъемным. На нем не должно быть рельефов и гравировок.
  • Оригинальные корпусы старинных граммофонов были почти исключительно прямоугольными.
  • Ножка, держащая трубу, должна быть качественной. Она не может выгладить дешево.
  • Если в конструкции есть раструб, на звуковой коробке не должно быть посторонних вырезов для звука.
  • Цвет корпуса должен быть насыщенным, а сама поверхность – лакированной.
  • Звук на новой пластинке должен быть чистым, без хрипов и дребезжания.

И главное – новое устройство должно нравиться пользователю.

Найти ретро-граммофоны в продаже можно в нескольких местах:

Главное – внимательно осмотреть устройство, чтобы не нарваться на подделку. Желательно послушать его перед покупкой. Наличие технической документации приветствуется.

Это интересно: История граненого стакана

Характеристики предшественников

Изобретение магнитофона произошло не сразу. Современному устройству предшествовало несколько прообразов.

Телеграфон

Телеграфон – это первый в истории магнитофон. Конструкция телеграфона (ныне известного магнитофона) состояла из проволоки и цилиндра. При этом проволока была обмотана вокруг цилиндра. Сам по себе цилиндр осуществлял круговые движения по типу часового механизма. Стоит также иметь в виду, что вместо обыкновенной проволоки Вольдемар Поульсен использовал струну фортепиано.

Очевидно, что подобный механизм обладал целым рядом недостатков. Так, он был довольно объемным по своим размерам, а также для его работы требовалось достаточно большое количество проволоки, так как сам по себе расход был огромным. Для примера можно привести такие цифры: для того чтобы записать 20 секунд звука, необходимо было истратить около 50 метров струны для фортепиано.

Случайное изобретение Вольдемара Поульсена из Дании произвело настоящий фурор во всем мире. Данное изобретение получило престижные награды и гран-при на международных конкурсах. После того как работа ученого получила широкую огласку, он начал заниматься совершенствованием своего «детища». Поульсен изобрел модель, состоящую из бобин и тонкой ленты. Эта конструкция оказалась гораздо эффективнее и больше напоминала современные магнитофоны.

Шоринофон

Данное устройство было создано нашим соотечественником и названо в честь него. Шоринофон увидел свет в 1931 году.

Этот агрегат можно отнеси к категории портативных устройств. Для производства записи или воспроизведения звука в него необходимо вставлять кассету с лентой. Данная лента должна быть закольцована. Процесс записи происходит благодаря специальному элементу – так называемому резцу. Он осуществляет колебательные движения и наносит на целлулоид звуковую канавку.

Когда был изобретен?

Исторически процесс создания магнитофона занял достаточно большое количество времени. Так, впервые магнитофон появился только спустя 40 лет после того, как была предпринята первая попытка записи звука. Первая же попытка изобретения непосредственно агрегата произошла в середине XIX века, а именно – в 1857 году. Ее совершил Л. Скотт.

На тот момент изобретатель создал так называемый фоноавтограф. С помощью этого устройства создавалась видимая схема звука, однако следует отметить, что она не воспроизводилась. Игла этого агрегата воспринимала колебания звука, в связи с чем значения отображались на специальном цилиндре в виде кривой линии.

Следующая важнейшая дата в истории – это 1877 год. В этом году был создан фонограф. С помощью этого прибора звук можно было записывать и воспроизводить

Если говорить о конструкции фонографа, то важно отметить, что ее основой являлся крутящий вал, который был замотан в фольгу и покрыт воском. По поверхности вала проходила игла, при этом создавая особые бороздки, а также в этот момент производился звук во вне. Однако фонограф просуществовал весьма недолго, так как его конструкция не являлась достаточно надежной

Однако фонограф просуществовал весьма недолго, так как его конструкция не являлась достаточно надежной.

Спустя 10 лет, в 1887 году, был изобретен граммофон, устройство которого было очень похоже на устройство фонографа. Однако игла проходила не по специализированному крутящему валу, а по круглой целлулоидной пластине.

Все эти события стали предпосылками создания и появления магнитофона таким, каким мы его знаем и на сегодняшний день. Над изобретением устройства трудились ученые со всего мира. Однако зачастую благодаря их стараниям появлялись другие устройства, которые назывались и функционировали по-другому.

Какими были первые модели магнитофонов?

Развитие магнитофонной техники происходит и по сей день. Так, катушечные и кассетные аппараты были заменены цифровыми устройствами. Самые же первые модели магнитофонов представлены ниже.

Катушечные

Данное устройство работает благодаря специальной магнитной ленте. При этом следует учитывать, что данная лента наматывается на катушки, которые могут быть изготовлены как из металла, так и из пластика. В просторечье данные катушки часто называют бобинами.

Во времена СССР существовало несколько классов и категорий подобных устройств. Например, для профессиональной звукозаписи в условиях студии использовались большие по своим объемам агрегаты. Они позволяли записывать звук на довольно высоком качестве. При этом существовали и более компактные модели, подходящие для домашнего или личного использования.

Важнейшая положительная характеристика этих устройств – это высокое качество записи и воспроизведения звука. При этом не нужно было использовать дополнительные технические устройства либо обладать глубокими специализированными знаниями.

Среди всех катушечных магнитофонов особняком стоят многодорожечные устройства. Количество дорожек в таких агрегатах в минимальной конфигурации составляет 8 штук.

Кассетные

Кассетные магнитофоны возникли в связи с тем, что инженеры постоянно работали над совершенствованием работы магнитной ленты. Так, в какой-то момент возникла идея объединения нескольких катушек с лентой в единый корпус, который и получил название «кассета». В массовое производство кассетные магнитофоны вышли в 60-х годах XX века. Первопроходцем в этой сфере стала компания Philips.

При воспроизведении записанного звука с помощью устройства, работающего с кассетами, можно отметить повышенный шум. Такой недостаток (по сравнению с устройствами катушечного типа) можно объяснить тем, что скорость протяжки нитки довольно низкая. Кроме того, структура магнитной ленты является весьма неоднородной.

Для устранения данного недостатка использовались специальные системы, предназначенные для подавления нежелательного шума.

Портативные

Данная разновидность магнитофонов получила свое распространение благодаря компактному размеру и функциональной насыщенности. Подобные устройства использовались в качестве диктофонов (например, журналистами в процессе интервью), а также для выездной записи музыки и некоторых других целей.

Таким образом, даже в самом начале развития звукозаписывающей техники, а именно магнитофонов, существовало несколько разновидностей подобных устройств. Такое разнообразие объясняется тем, что они были предназначены для разных целей. Кроме того, некоторые из моделей являются усовершенствованными вариантами выпущенных ранее устройств.

Звуковой автограф

Понимание того, что звук — это механические колебания, породило идею фиксирования этих колебаний. В 1857 г. французский изобретатель Э.Л. Скотт де Мартенвиль придумал способ графической записи звуковых волн с помощью изобретённого им прибора — фоноавтографа (от греч. «фон» — звук, «автос» — сам, «графо» — пишу). Он состоял из конуса-рупора с чувствительной мембраной, на которой была закреплена игла, и вращаемого вручную закопчённого стеклянного цилиндра. Мембрана фоноавтографа, колеблясь под воздействием звуковых волн, передавала колебания игле, прочерчивающей спиральные метки на копоти вращающегося цилиндра. Скотт де Мартенвиль не предложил способа воспроизводить запись, и фоноавтограф не нашёл практического применения. Но его идея легла в основу всех дальнейших разработок в области звукозаписи.

Фоноавтограф. 1857 г.

Устройство и принцип работы

Граммофон состоит из нескольких узлов, которые не зависят друг от друга.

Привод

Его задача – преобразовать энергию пружины в равномерное вращение диска. Число пружин в разных моделях может составлять от 1 до 3. А для того чтобы диск вращался только в одну сторону, используется храповой механизм. Энергия передается путем зубчатых передач.

Он работает таким образом.

Регулятор получает вращение от барабана с пружиной. На его ось посажено 2 втулки, одна из которых свободно перемещается по оси, а другая – приводная. Втулки соединены между собой пружинами, на которые помещены свинцовые грузики.

При вращении грузики стремятся отдалиться от оси, но этому препятствуют пружины. Возникает сила трения, которая снижает скорость вращения.

Для изменения частоты оборотов в граммофон встроена ручная регулировка скорости, которая составляет 78 оборотов в минуту (для механических моделей).

Мембрана, или звуковая коробка

Внутри нее расположена пластина толщиной 0,25 мм, которая обычно изготавливается из слюды. С одной стороны к пластине крепится игла звукоснимателя. С другой располагается рупор или раструб.

Между гранями пластины и стенками коробки не должно быть зазоров, иначе они приведут к искажениям звука. Для уплотнения используются резиновые кольца.

Игла изготавливается из алмаза или из твердой стали, что является бюджетным вариантом. Она закреплена на мембране через иглодержатель. Иногда для увеличения качества звука добавляется система рычажков.

Игла скользит по звуковой дорожке пластинки и передает на нее колебания. Эти движения преобразуются мембраной в звук.

Для перемещения звуковой коробки по поверхности пластинки предназначен тонарм. Он обеспечивает равномерное давление на пластинку, и от точности его работы зависит качество звука.

Рупор

Он усиливает громкость звука. Его работоспособность зависит от формы и материала изготовления. На рупоре не допускаются гравировки, а материал должен хорошо отражать звук.

В граммофонах ранних выпусков рупор представлял собой большую изогнутую трубу. В поздних моделях он начал встраиваться в звуковую коробку. Громкость при этом сохранялась.

Корпус

В нем монтируются все элементы. Он выполнен в виде ящика, который сделан из деревянных и металлических деталей. Сначала корпусы были прямоугольными, а затем появились круглые и многогранные.

В дорогих моделях корпус красится, покрывается лаком и полируется. В результате чего устройство выглядит очень презентабельным.

На корпус вынесены заводная рукоятка, элементы управления и другой «интерфейс». На нем закрепляется табличка с указанием фирмы, модели, года выпуска и технических характеристик.

Несмотря на одинаковое внутреннее строение, граммофоны различаются между собой.

Граммофонная компания

Берлинер основал «The Gramophone Company» для массового производства своих граммофонных пластинок, а также граммофонов для их воспроизводил. Для продвижения своей граммофонной системы, Берлинер сделал две вещи. Во-первых, он убеждал популярных артистов записывать свою музыку, используя свою систему. Два известных артиста, подписавших контракт с компанией Berliner, были Энрико Карузо и Нелли Мельба. Второй умный маркетинговый шаг Берлинер был совершен 16 июля 1900 года, когда он использовал фотографию Франциска Браро в качестве официального товарного знака своей компании«Ниппер». На фотографии была изображена собака сидящая рядом с граммофоном. Позднее Берлинер продал лицензионные права на патент граммофона и компании Victor Talking Machine Company (RCA), которая впоследствии превратила граммофон в самый успешный продукт в Соединенных Штатах. Между тем, Берлинер продолжал вести дела в других странах. Он основал Berliner Gram-o-phone Company в Канаде, Deutsche Grammophon в Германии и британскую компанию Gramophone Co., Ltd.

Общие черты

Сначала будет уместно разобраться, что представляют собой каждое из вышеупомянутых устройств.

Граммофон

Сегодня граммофон по праву считается раритетным атрибутом с большой историей, который можно найти на чердаке дома пожилых людей или у меломанов-коллекционеров. Но это сейчас, а в XIX веке он был чем-то невероятным, умопомрачительным.

Первый граммофон появился на свет в 1887 году. Его изобрел американский инженер Э. Берлинер. Внешне устройство напоминало ящик, достаточно большой и громоздкий, на котором удерживалась и крутилась пластинка. Звук, записанный на нее, воспроизводился при помощи специальной иглы через рупор-трубу.

Звуковой сигнал, который издавал агрегат, нельзя было назвать качественным и громким, а сама конструкция часто выходила из строя. Конечно, прибор постоянно совершенствовался, но особого успеха и ожидаемого спроса на него так и не произошло. Именно в этот момент и появилась новинка – патефон.

Патефон

Это усовершенствованный, портативный граммофон, который появился в 1913 году в Великобритании и предназначался для нужд армии. Данное устройство имело вид чемоданчика с ручкой и пользовалось большим спросом, так как по сравнению с его предшественником имело ряд преимуществ и особенностей. Основными плюсами были компактность и чистое звучание, правда, при небольшой громкости.

Название «патефон» в России этот прибор получил от французского производителя «Патэ» – эта компания первой начала их поставлять в нашу страну.

Теперь давайте определим, в чем же сходство этих двух по-настоящему раритетных сегодня и достаточно востребованных ранее устройств для воспроизведения музыки:

  • назначение – оба устройства использовались для проигрывания музыкальных произведений;
  • в качестве носителя звука применялась специальная виниловая пластинка;
  • наличие металлического раструба.

Также хотелось бы сказать о том, что ни одно из вышеупомянутых устройств не могло похвастаться совершенной и надежной конструкцией. Даже несмотря на то, что для их производства использовались качественные сырье и материалы, а сам процесс изготовления занимал много времени, они часто ломались. Чаще всего приходилось выполнять замену иглы, которая скользила по канавкам грампластинки и быстро изнашивалась.

Несмотря на то, что граммофон считается прародителем патефона, и именно его конструкция и функциональные возможности брались за основу и пример при создании патефона, общего у этих двух устройств не так уж и много.

Какими бывают?

Устройства различаются между собой по некоторым конструктивным особенностям.

По типу привода

  • Механические. В качестве двигателя используется мощная стальная пружина. Достоинства – отсутствие потребности в электричестве. Недостатки – низкое качество звука и срок службы пластинок.
  • Электрические. Они называются патефонами. Достоинства – простота эксплуатации. Недостатки – обилие «конкурентов» для проигрывания звука.

По варианту установки

  • Настольный. Компактный переносной вариант. Некоторые модели производства СССР имели корпус в виде чемодана с ручкой.
  • На ножках. Стационарный вариант. Имеет более презентабельный внешний вид, но меньшую мобильность.

  • Бытовой. Применяется в помещениях.
  • Уличный. Более неприхотливая конструкция.

  • из красного дерева;
  • из металла;
  • из дешевых пород древесины;
  • из пластика (поздние модели).

По виду воспроизводимого звука

  • Монофонические. Простая однодорожечная запись.
  • Стереофонические. Могут воспроизводить левый и правый канал звука отдельно. Для этого используются двухдорожечные пластинки и сдвоенная звуковая коробка. Игл также две.

Удачно выбранный граммофон демонстрирует статус своего владельца.

Граммофон взрослеет

Берлинер нашёл его случайно, увидев пуговицы на пальто в витрине магазина. Они были сделаны из шеллака — разновидности твёрдой смолы. Шеллак оказался замечательной находкой. Не случайно он служил материалом для изготовления граммофонных пластинок в течение полувека! Сначала пластинки были совсем небольшими по размеру — около шести сантиметров в диаметре. Понятно, и звучали они недолго, минуту с небольшим. Берлинер решил увеличить диаметр диска вдвое, а потом и втрое, тем самым продлив звучание до двух с половиной минут. Долгое время запись звука производилась лишь на одной стороне пластинки. Вторая оставалась свободной. На неё наклеивались этикетка с названием пластинки, текст, а иногда и ноты. Лишь в 1903 году догадались использовать для записи и вторую сторону диска. Как ни странно, это вызвало немалые сомнения. Казалось, что успех двухсторонней пластинки будет меньше, поскольку, мол, трудно подобрать пару одинаково привлекательных музыкальных пьес. И ещё одна любопытная деталь. Первые диски крепились в граммофоне при помощи двух штифтов. Думали, что иначе пластинка будет проворачиваться. Соответственно, она имела в середине два отверстия, а не одно, как стало позже. В России граммофон появился осенью 1897 года в петербургском Пассаже на Невском проспекте, где было открыто специальное ателье. И, как писала столичная газета, послушать необыкновенный аппарат «собирались несметные толпы народа». Предприимчивый Берлинер организовал компании по производству граммофонов в Вашингтоне и Филадельфии. Братья изобретателя открыли граммофонные фабрики в Германии, в том числе в его родном Ганновере. Появилась подобная фабрика и в Лондоне.

Кассетные магнитофоны

Инженеры разных стран раз за разом привносили что-то новое и улучшенное по сравнению с предыдущей версией. В 1968 году изобретение магнитофона шагнуло на новый уровень. Бобины отошли на второй план, появились кассетные магнитофоны.

Кассета представляла собой пластмассовую коробочку, внутри которой находилась лента на катушках. В магнитофон вставлялась кассета и лентопротяжный механизм крутился. Новый механизм был гораздо удобнее в использовании. Он был значительно меньше бобинного.

В этот раз лента двигалась чересчур медленно, и качество вновь оставляло желать лучшего. Недостаток был исправлен американским инженером Р. Долби, который разработал систему управления частотным диапазоном, чтобы уменьшать шумы самой ленты.

Новый вариант магнитофона общество приняло гораздо охотнее, чем изобретение Поульсона. Позже мировые компании стали выпускать портативные магнитофоны – кассетные плееры, подхватив идею у компании Sony, которая выпустила первый кассетный плеер Walkman в 1979 году.

«Говорящие цилиндры»

В 1877 I. Француз Шарль Кро покдал в парижскую Академию наук проект звукозаписывающего аппарата палеофона («звук из прошлого», от греч. «палайос» — древний, (567 «фон» — звук). Кро развил замысел де Мартенвиля, предложив фотохимическим способом засвечивать рисунок, сделанный иглой на закопчённом стекле, и, протравливая бороздки на металлической пластине (как это делал Ж. Ньепс для гелиографии), считывать с неё звуки. Такие долговечные пластины позволяли бы тиражировать записи. Но предложение Кро не нашло поддержки, и палеофон так и не был создан.

Успешнее сложилась судьба фонографа, созданного в том же 1877 г. Т. Эдисоном. Фонограф записывал звуки иглой, которая, следуя колебаниям мембраны, продавливала на обёрнутой вокруг цилиндра фольге бороздки переменной глубины (впоследствии фольгу сменило покрытие цилиндра воском). С помощью фонографа можно было также прослушать полученную запись. Несмотря на низкое качество звукозаписи и недолговечность бороздок в фольге и воске, фонографы получили довольно широкое распространение.

Устройство фонографа Эдисона. 1877 г.Звукозапись: Рукояткой (1) вручную вращали ось с винтовой резьбой (2), по которой в горизонтальном направлении (как гайка по винту) перемещался покрытый фольгой (или воском) цилиндр (3), одновременно вращающийся и вокруг своей оси. Звук поступал в звуковую коробку (4) и колебал в ней мембрану (5), приводившую в движение прикреплённую к ней иглу (6). Игла выдавливала в фольге спиральную бороздку переменной глубины (7).Звуковоспроизведение: Цилиндр с записью (8) вращался, игла (9) шла по бороздке, «считывая» её рельеф, и в соответствии с неровностями звуковой дорожки колебала мембрану (10), которая и воспроизводила звуки.

Счастливый случай

Свой звукозаписывающий аппарат Эдисон изобрёл, как он сам об этом писал, по счастливой случайности. Напомним, как это произошло. Однажды, работая над улучшением телефона, он принялся напевать над телефонной мембраной, к которой была припаяна игла. От звука пения игла заколебалась вместе с мембраной и уколола палец изобретателя. И вдруг Эдисон подумал: «А что, если записать колебания мембраны, а затем провести иглой по этой волнистой бороздке? Не возникнет ли в результате записанный звук?». Опыты подтвердили, что это возможно. Правда, звук получался очень слабый. «Тогда я решил построить прибор, который работал бы более отчётливо, и дал указание моим помощникам, рассказав, что я придумал, — вспоминал Эдисон. — Вот и вся история: не уколи я палец — не изобрёл бы фонографа». Произошло это 6 декабря 1877 года. В аппарате Эдисона звук записывался на покрытом оловянной фольгой восковом валике, пустотелом цилиндре диаметром около пяти сантиметров и длиной сантиметров двенадцать. Фонограф вызвал в Америке небывалый интерес. Тысячи людей устремились в селение Менло-Парк, где находилась лаборатория Эдисона. Все желали увидеть и услышать чудомаши ну… 11 марта 1878 года фонограф был продемонстрирован в Париже на особом заседании французской Академии наук. «Лица присутствовавших выражали восторг и удивление, — писали журналисты по поводу этой демонстрации. — Все двинулись к дивной машине и начали осаждать её множеством фраз, которые она повторяла совершенно отчётливо».

Бобинники в Советском Союзе

Выпуском магнитофонов в Советском Союзе начали заниматься в 1949 году. Первым магнитофоном серийного производства в СССР стал «Днепр-1». У «Днепра-1» было две скорости движения ленты — 18 и 46,5 см/с, а длительность непрерывного воспроизведения составляла 45 и 20 минут соответственно. Частотный диапазон записи варьировался от 90 до 7000 Гц. Хотя производство магнитофонов было серийным, он был довольно дорогим и немногие семьи могли позволить себе новую технику.

В 1957 году в СССР вступил в силу ГОСТ 8088-56, который установил общие технические характеристики для магнитофонов разных производителей, в том числе и стандартные скорости прокрутки ленты. В ГОСТе были прописаны классы магнитофонов, на которые ориентировались производители. Они обозначались первой цифрой числового наименования модели: от высшего 0 класса до низшего 4. В то же время магнитофоны начали дешеветь. И в конце 1950-х – начале 1960-х аппараты стали становиться частью повседневной жизни советского человека.

Первый советский серийный двухдорожечный магнитофон появился в 1956 году. Это была модель «Днепр-9»: скорость движения ленты в аппарате составляла 19,05 см/с, а частотный диапазон — от 50 до 8000 Гц. Максимальная длительность записи равнялась 30 минутам.

Через несколько лет появился и первый советский стереофонический магнитофон: это была модель «Яуза-10», которая вышла в производство в 1961 году. Он поддерживал две скорости движения ленты — 19,05 и 9,53 см/с, а частотные диапазоны магнитофона составляли 40–15000 Гц и 60–10000 Гц соответственно.

Появление транзисторов сделало возможным создание портативных аппаратов. Первым батарейным проигрывателем стал «Весна», который начали делать в 1963 году. Длительность непрерывной записи или воспроизведения составляла 18 минут, время работы от батареек — 5–8 часов, а частотный диапазон устройства — от 100 до 6000 Гц.

Помимо переносных магнитофонов, среди доступных аппаратов числились магнитофонные приставки. Они отличались от полноценных стационарных устройств тем, что для воспроизведения записи такой аппарат подключался к внешнему усилителю низкой частоты. В советских домах таким усилителем был настольный радиоприемник или радиола. Популярной и недорогой маркой приставок была «Нота» — первая модель вышла в 1966 году.

Фото Andshel / CC

По причине доступности магнитофонов в 1960-х годах появилась отдельная ветвь культуры самиздата — «магнитиздат». Магнитные пленки заменили самодельные пластинки «на костях», которые советские умельцы изготавливали из рентгеновских снимков. На пленку переписывали как западные пластинки, так и музыку советских исполнителей — песни Высоцкого, Окуджавы, Галича, Визбора и других поэтов и музыкантов.

Магнитиздат на катушках выходил вплоть до 80-х. В то время на бобины записывали свои композиции популярные советские рок-группы: «Аквариум», «Зоопарк», «Машина времени», «Кино» и другие. Это были уже не просто разрозненные записи, а целые альбомы, которые так и назывались — «магнитоальбомы». Записи часто распространяли сами музыканты или их друзья, после чего альбомы буквально за несколько недель разлетались на множество копий.

Явление магнитиздата повлияло и на то, что кассетные магнитофоны, первые серийные экземпляры которых появились в СССР в 1969 году, быстро стали популярнее бобинников, так как удобство записи и воспроизведения оказались для слушателей важнее качества. Однако катушечные магнитофоны продолжали производиться массово вплоть до 90-х. Позже их популярность снизилась.

Это интересно: История марийского народа

Гадкий утёнок

Эдисон быстро наладил производство фонографов, и его звукозаписывающий аппарат начал своё триумфальное шествие по миру. На восковых валиках были записаны голоса многих знаменитых людей. — Я изобрёл немало машин, — сказал как-то Томас Эдисон. — Но это, — он с нежностью положил руку на фонограф, — самое последнее моё дитя. Надеюсь, что оно вырастет и будет мне поддержкой в старости. Увы, надежды великого изобретателя не оправдались. Успех фонографа оказался не слишком продолжительным. Около десяти лет спустя появился грозный соперник фонографа, звукозаписывающий аппарат, названный граммофоном. Сначала новый аппарат показался многим «гадким утёнком — без каких-либо перспектив. Особенно скептически по отношению к граммофону был настроен Эдисон. Он решительно заявил: — У этой машины нет никакого будущего. Тогда ещё не очень были заметны недостатки фонографа: его тихий звук (требовалось пользоваться специальными слуховыми трубками, чтобы прослушивать запись) и сложность в тиражировании валиков. Эти изъяны стали отчётливо видны в сравнении с граммофоном. Создателем нового звукозаписывающего аппарата был мало кому известный тогда Эмиль Берлинер. Он предложил другой способ записи звука: отказавшись от воскового валика, заменил его плоским диском. Идея была не новой. Незадолго до изобретения фонографа французский поэт, изобретатель и учёный Шарль Кро предложил наносить звуковые канавки на диск. Осуществить эту идею на практике ему не удалось. И пальма первенства досталась Эмилю Берлинеру.

Развитие идеи

В 1913 г. появился патефон — портативный вариант граммофона в переносном чемоданчике с компактным мембранным излучателем звука вместо громоздкого рупора. В 1930-х гг. появился электрофон (проигрыватель), преобразующий механические колебания иглы в электрические колебания, которые, проходя через усилитель, электроакустической системой воспроизводились как звуки.

В 1895 г. изобрели телеграфон — прибор, преобразующий звуковые волны в электромагнитные колебания, записывающиеся на медной проволоке. Большие катушечные магнитофоны, записывающие звуки на проволоку или на магнитную ленту, с начала 1930-х гг. использовались военными и разведчиками. С середины 1930-х гг. магнитофоны стали выпускаться для бытового использования.

В начале 1960-х гг. на смену катушкам начали приходить компактные кассеты. С конца XX в. кассетные магнитофоны стали уступать место цифровым носителям звука.

Патефон. 1930-е гг.

Поделиться ссылкой

Развитие

Изначально серийные дореволюционные граммофонные пластинки были небольшими, диаметром всего 175 миллиметров, называли их просто – семидюймовые. Этот стандарт появился в конце XIX века, в 90-х годах. Изначально скорость граммофонной пластинки была высокой, а ширина дорожки была несравнима с будущими более практичными изделиями. Проигрывать они могли только 2 минуты записи и только на одной стороне.

Только в начале XX века, а именно в 1903 году, они стали двухсторонними. Первыми додумались создать подобное устройство сотрудники фабрики граммофонных пластинок «Одеон». А уже после их наработок в том же году были изобретены пластинки диаметром 300 миллиметров, что также увеличивало время проигрывания. В течение этого десятилетия на носители записывали только произведения классиков. На них помещалось всего 5 минут реального времени звучания музыки. Всего изменений размера пластинок было четыре, два из которых уже были упомянуты. Самым популярным из всех форматов были 250-миллиметровые носители, на них помещалось уже в 1,5 раз больше звука, чем на семидюймовые.

Около V века до н. э.

Изобретение монохорда

Гвидо д’Ареццо обучает игре на монохорде епископа Теобальда. Миниатюра из кодекса XI века

Изобретение инструмента для точного построения музыкальных интервалов приписывается Пифагору. Впервые его принцип действия был описан Евклидом полтора столетия спустя, но вплоть до эпохи Возрождения монохорд оставался главным инструментом теоретиков. Он представлял собой одну-единственную струну с подвижным зажимом, который двигался на нижней оси, параллельной струне, вдоль всей ее длины сообразно нанесенной на основании шкале делений. Инструмент часто даже не имел резонатора. В отличие от других музыкальных инструментов античности он никогда не звучал в храмах и на площадях. Однако именно ему было суждено сыграть судьбоносную роль в истории музыки.

Дело в том что с помощью этого нехитрого прибора пифагорейцы впервые установили математические основания музыкальной гармонии. По мнению греков, музыкальная гармония являлась частью всеобщей гармонии мира, в основании которой лежат числа. С помощью этого прибора были рассчитаны математические соотношения музыкальных интервалов в натуральном строе  Натуральный строй — строй, основанный на ряду так называемых обертонов. Обертоны получаются делением звучащего тела, например струны, на равные части в соотношении 1:2 (образуется обертон, звучащий в интервале октавы от основного тона), 3:2 (следующий обертон, звучащий в интервале квинты от предыдущего обертона) и т. д. В результате получается ряд, гармонический по отношению к основному тону. На основе этих интервалов строится диатоническая гамма. Однако акустически чисто в этом строе будут звучать только те интервалы, которые находятся в непосредственном отношении к избранному основному тону. Другие интервалы диатонической гаммы будут звучать фальшиво. и разработана теория музыкальных ладов  Лад — центральное понятие учения о гармонии, музыкальная гамма, основанная на системе интервалов, существующих в том или ином строе (натуральном, чистом, темперированном). Диатонические лады основаны на специфическом чередовании тонов или полутонов и имеют семь ступеней, установленных изначально в результате использования интервалов натурального ряда (см. предыдущую сноску). Диапазон, или ладовый модуль современных ладов, — интервал октавы, то есть при достижении звука, находящегося в соотношении 1:2 по отношению к начальному звуку лада, мы достигаем его границы. На практике в этом можно убедиться, используя, например, только белые клавиши фортепианной клавиатуры. Проигрывая последовательности из семи звуков от любой из белых клавиш, начиная каждый раз от следующей, мы получим семь видов диатонической гаммы, в которых тона и полутона чередуются в разном порядке. Восьмое перемещение нас вернет к исходной комбинации тонов или полутонов. Впервые эта система была выведена и описана еще Птолемеем. Звук, с которого мы начинаем играть каждую из семиступенных последовательностей, считается (во всяком случае, в русском музыковедении) устоем лада, или его основным тоном.
Диапазон, или ладовый модуль, не обязательно может быть равен октаве. Кроме диатонических ладов существуют еще хроматические (состоящие из равных полутонов), целотоновые (состоящие из равных целых тонов), октотонные (состоящие из равномерного чередования «тон — полутон») и другие, являющиеся плодами композиторских изобретений или заимствованиями композиторов из фольклорной практики, что имело место только во второй половине XIX — ХХ веке. Деление октавы на равные полутона (хроматическая гамма) лежит в основании функциональной гармонии и тональности XVIII–ХХ веков, равномерной темперации, а также дает возможность сочинения музыки вне тональности (см. ниже Додекафония)..