Гко союза сср

Оглавление

Создание ГКО

В стране было введено военное положение. Германские войска агрессивно атаковали различные советские города и активно продвигались вглубь страны. В такой ситуации стандартная модель управления страной является не столь эффективной и продуктивной – появилась необходимость в государственном органе, который получит неограниченный контроль над всеми сферами. Соответствующий указ был принят 30 июля 1941 года во время совещания высших государственных чинов. ГКО был создан в качестве замены привычного Комитета обороны, во главе которого стоял Ворошилов. Новый же орган полностью подчинялся одному человеку – Сталину, на даче которого и был подписан документ, сообщающий о создании ГКО.

Официальная версия была немного другой. В законодательстве был пункт, в котором говорилось о необходимости создания подобного органа в чрезвычайной ситуации для того, чтобы мобилизовать все силы и ресурсы и направить их на отпор агрессора, который вторгся в страну. Документ был оформлен 30 июня, а основанием стала необходимость защиты Родины. Но все это лишь формальности, на деле ситуация была намного проще и понятнее. С той системой, которая была до этого, работать можно было, но оперативность действий и реализации решений бы сильно страдала. Высшие чины решили пойти на необходимый шаг, после чего нашли для него законодательную почву.

Постановления ГКО

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе „Красное Сормово“») было выпущено 1 июля 1941 года, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») — 4 сентября 1945 года. Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из принятых ГКО за время своей работы 9971 постановления и распоряжения в настоящее время остаются на секретном хранении 44 документа (19 документов связаны с производством химического оружия и 17 документов посвящены вывозу оборудования из Германии).

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписана Сталиным или заверялась печатью, а некоторая часть — заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно», «Совершенно секретно / особой важности» (всего 57 документов) или «Совершенно секретно/ особая папка» (всего семь документов) [обозначение «с», «сс», «сс/ов» и «сс/оп» после номера], но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (например, Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 «О введении в Москве осадного положения»).

Количество постановлений ГКО по годам отражает процесс активизации деятельности высших руководящих структур страны: за шесть месяцев 1941 года было принято 1087 постановлений и распоряжений, в 1942 году — 1592, в 1943 году — 2396, за восемь месяцев 1945 года — 2711.

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

  • эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);
  • мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;
  • сформирования гвардейских частей;
  • принятия на вооружение новых видов вооружения и боеприпасов;
  • обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
  • изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования; репараций (на заключительном этапе войны);
  • организации боевых действий, распределения вооружений и прочее;
  • назначения уполномоченных ГКО;
  • о начале «работ по урану» (создания ядерного оружия);
  • структурных изменений в самом ГКО.

Облигации как средство

ГКО были выпущены в качестве средства для восполнения недостач в бюджете страны. Чтобы перекрыть и не понести убытков, новая партия выпускалась за средства, полученные с прошлых. Цена была минимальной, что привлекало инвесторов.

Первое время после инфляции ГКО не пользовались спросом, но после нормализации экономической политики в стране стали распространёнными ценными бумагами, приносящими стабильный доход.

На начальной стадии планировалось, что государственные краткосрочные облигации будут продаваться только Российским компаниям и гражданам, но после заметного увеличения спроса на них, было решено ввести в рынок ценных бумаг иностранцев.

Насколько надежны ОФЗ

Агентство по страхованию вкладов не занимается ценными бумагами. Поэтому на ОФЗ действие АСВ не распространяется. Но выплаты по ОФЗ гарантирует Министерство финансов. И гарантии Минфина значат ничуть не меньше, чем гарантии АСВ.

В истории современной России известен только один случай дефолта государственных ценных бумаг. Произошло это 17 августа 1998 года. В разгар экономического кризиса государство не смогло выполнить взятые на себя обязательства по ГКО-ОФЗ. Но даже в то критическое время государство не отказалось от исполнения обязательств перед физическими лицами. Выплаты по ГКО-ОФЗ для них шли строго в соответствии с первоначальными условиями. Да и в отношении юридических лиц дефолт был техническим, то есть государство не отказалось от обязательств, а только перенесло их выполнение на более поздний срок.

Сейчас экономическая ситуация в корне отличается от той, что была в 1998 году. У нас нет ни астрономического госдолга, ни дефицитного бюджета, ни обслуживания ОФЗ по принципу финансовой пирамиды. В конце 2018 года из-за неблагоприятной ситуации на рынке Минфин был вынужден резко сократить размещение ОФЗ. Но это никак не сказалось ни на общей экономической ситуации, ни на денежном обращении, ни на государственном бюджете. Не потребовалось сокращать запланированные расходы, а золотовалютные резервы продолжили рост.

Сейчас ОФЗ – самый надежный вид инвестиций в рубли, не уступающий по надежности вкладам в лучших банках, застрахованным АСВ. Однако, в отличие от вкладов, предельная сумма, на которую распространяется гарантия государства, для ОФЗ не ограничена. Да и доходность по ОФЗ в некоторых случаях может быть выше банковских депозитов.

Состав ГКО

Совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 года Государственный комитет обороны был образован в составе:

  • Председатель ГКО — И. В. Сталин,
  • Заместитель председателя ГКО — В. М. Молотов,
  • Члены ГКО — К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Л. П. Берия.

Впоследствии состав Государственного комитета обороны неоднократно менялся:

  • 3 февраля 1942 года членами ГКО были назначены Н. А. Вознесенский (в то время Председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян;
  • 20 февраля 1942 года в состав ГКО был введён Л. М. Каганович;
  • 16 мая 1944 года Л. П. Берия был назначен заместителем председателя ГКО;
  • 22 ноября 1944 года членом ГКО вместо К. Е. Ворошилова был назначен Н. А. Булганин.

22 октября 1941 года ГКО издал постановление за № 830 сс о создании городских комитетов обороны (ГорКО), в котором указывалось, что ГорКО создавались «в интересах сосредоточения всей гражданской и военной власти и установления строжайшего порядка в прилегающих районах, представляющих ближайший тыловой район фронта». ГорКО должны были координировать работу гражданских и военных органов власти для решения возникающих проблем. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководители органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали одновременно и через конституционные органы власти и управления. 23 октября 1941 года был образован Совет ГКО.

Постановления ГКО[]

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово»») было выпущено 1 июля 1941, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») — 4 сентября . Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из этих почти десяти тысяч постановлений в настоящее время остаются засекреченными полностью — 98 документов и ещё три частично.

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписано его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно» или «Совершенно секретно/особой важности» (обозначение «с», «сс» и «сс/ов» после номера), но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

  • эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);
  • мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;
  • обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
  • изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);
  • организации боевых действий, рапределения вооружений и прочее;
  • назначения уполномоченных ГКО;
  • о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);
  • структурных изменений в самом ГКО.

Краткая история ГКО

Первичный выброс государственных краткосрочных облигаций на фондовый рынок был осуществлен в мае 1993 г.

Первые покупатели довольствовались облигациями с 3-месячным сроком погашения.

Особенности выпуска, тогдашние экономические условия, не поддававшаяся контролю инфляция, запрет на участие в торгах для иностранных инвесторов никак не способствовали ажиотажному спросу на ГКО.

В результате первичный выпуск (на общую сумму 1 млрд. руб.) был реализован менее чем на 90%.

Между тем, уже на следующий год, после принятия ряда нормативно-организационных мер, выручка от реализации обозначенных ценных бумаг составила почти 13 трлн. рублей, а в преддефолтный (1997-ой) год – 32 трлн. рублей (речь здесь идет о неденоминированных рублях; напомню, с января 1998 г. в результате денежной реформы номинал российского рубля уменьшился в 1000 раз).

Главное назначение первого и всех последующих выпусков ГКО – покрытие дефицита госбюджета.

Эта задача успешно решалась на протяжении нескольких лет, причем к 1998 г. данный способ финансирования бюджетного дефицита стал ключевым.

Реализация ГКО иностранным субъектам позволила существенно пополнить госказну иностранной валютой.

При этом государство активно стимулировало спрос на облигации, предлагая их к реализации через множественные структурные подразделения Центробанка.

Все шло просто замечательно. До 17 августа 1998 г.

Это черный день для российской экономики в целом, подведший финальную черту под многими финансовыми схемами и проектами.

Так случилось и с государственными краткосрочными облигациями.

Государство расписалось в своей неспособности выполнить заявленные обязательства как по этим, так и многим другим видам ценных бумаг с пошатнувшейся репутацией.

Для большинства собственников ГКО это означало одно – финансовый крах, сравнимый с мощным ударом «под дых», или, как тогда говорили, «технический дефолт».

Весьма отрезвляющая процедура, надо сказать.

Вместо предполагаемых к получению 140 процентов годовых (доходность, которую даже современные высокодоходные проекты и хайпы не всегда осмеливаются озвучить), получился, извиняюсь, кукиш на палочке.

Стоимость облигаций снизилась на 70-80 процентов, а с учетом отсутствия по ним государственных выплат, их ценность вообще стремилась к нулю.

Самое время поднять занавес…

Функции ГКО

Государственный Комитет Обороны руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Создание ГКО имело целью быстро преодолеть растерянность и ведомственность органов власти в центре и на местах, сосредоточить в едином оперативном центре все важнейшие вопросы деятельности государства. ГКО изначально был создан как чрезвычайный орган, получивший всю полноту власти в СССР. Его указания были обязательны для любого советского, хозяйственного, партийного, комсомольского и военного органа, а также для всех граждан СССР. Именно ГКО определял все планы экономического развития страны в военный период и ежедневно контролировал их исполнение. Любой документ ГКО имел силу закона.

Руководство боевыми действиями осуществлялось Ставкой Верховного Главнокомандования через её исполнительный орган — Генеральный штаб.

Деятельность и ликвидация Специального комитета

Становление атомной промышленности в СССР под руководством Специального комитета во многом происходило за счёт перепрофилирования тесно взаимосвязанных с Великой Отечественной войной «строго режимных» Наркоматов.

Наркомат боеприпасов передал Первому главному управлению при СНК СССР (ПГУ), находящемуся в подчинении Спецкомитета, институты, КБ и заводы, ставшие основой новой промышленной отрасли. Также силами этой структуры осуществлялось материально-техническое обеспечение работы центрального аппарата ПГУ вплоть до создания им собственной хозяйственной службы.

Наркомат внутренних дел вёл разведывательно-информационное обеспечение и контрразведывательное прикрытие работ, участвовал в разработке технологических процессов при работе с ураном, создавал базу для добычи новых полезных ископаемых, строил объекты атомной промышленности. Важным вкладом в атомный проект было широкомасштабное использование «спецконтингентов» НКВД и МВД наряду с военно-строительными частями. По мнению историков, именно привлечение большого количества заключённых как мобильной и бесплатной рабочей силы позволило в кратчайшие сроки создать новую промышленную отрасль.

Кроме организаций, подчинённых непосредственно ПГУ, существовало большое количество внешних подрядных организаций (по состоянию на 1 апреля 1946 года к работам было привлечено 103 учреждения, предприятия и организации, не считая входящих в систему ПГУ). Руководя созданием новой промышленной отрасли, Спецкомитет координировал и направлял деятельность подрядчиков, выполнявших на первом этапе значительные объёмы работ. Приказы этим предприятиям отдавались в форме постановлений правительства СССР.

Контроль над деятельностью Спецкомитета осуществлял И. В. Сталин. 8 февраля 1947 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение о том, что вопросы работы Спецкомитета будут докладываться либо непосредственно председателю Совета министров СССР И. В. Сталину, либо его первому заместителю В. М. Молотову.

С сентября 1945 года, в связи с расформированием ГКО СССР, «Специальный комитет при ГКО» был переподчинён СНК СССР и стал именоваться «Специальный комитет при СНК СССР».

В марте 1946 года, когда Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров СССР, «Специальный комитет при СНК СССР» был переименован в «Специальный комитет при СМ СССР».

Очередная реформа Специального комитета была оформлена в виде постановления Совета министров СССР от 16 марта 1953 года № 697-355сс/оп «О руководстве специальными работами». Пост председателя Специального комитета был сохранён за Л. П. Берией, его первым заместителем стал Б. Л. Ванников.

26 июня 1953 года решением Президиума ЦК КПСС Специальный комитет при СМ СССР был ликвидирован, а наличный состав его работников, делопроизводство и архив были переданы образованному в этот же день Министерству среднего машиностроения СССР в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 9 июля 1953 года № 1704-669сс.

К моменту ликвидации Спецкомитета Советский Союз обладал ядерным оружием, а также полным циклом его производства. Было разработано семь различных конструкций атомных бомб. Одна из конструкций («РДС-6с») представляла собой принципиально новый вид оружия — термоядерное. Бомба «РДС-4» могла транспортироваться на самолёте «Ил-28», а её заряд использоваться в головке ракеты дальнего действия и самолёте-снаряде. Дальнейшие работы советской атомной отрасли были связаны с совершенствованием ядерного оружия, расширением производственной базы, развитием атомной энергетики.

Историк В. В. Полунин считает, что «как воссоздание, так и ликвидация Спецкомитета во многом были обусловлены борьбой за власть внутри политической элиты СССР». Финалом этой борьбы стал арест Л. П. Берии 26 июня 1953 года.

Деятельность

ГКО сосредотачивал в своих руках всю полноту власти. Он принимал решения по всем вопросам государственной жизни, исключая руководство военными действиями. Постановления и распоряжения ГКО были обязательны для исполнения всеми партийными, военными и прочими советскими органами, а также гражданами.

За годы существования чрезвычайного комитета было издано 9971 постановлений и распоряжений. Изданные документы касались:

  • Эвакуации промышленности и населения;
  • Мобилизационного развертывания промышленности;
  • Распределения вооружения и боеприпасов;
  • Структурных изменений ГКО;
  • Формирования гвардейских частей и прочих важных военных вопросов.

44 документа, принятых ГКО, и по сей день остаются на секретном хранении. Из них 19 связаны с созданием химоружия, а 17 – с вывозом трофейного оборудования из Германии.

СССР

  • Список правителей СССР по порядку и годы их правления
  • Периоды развития Советского Союза. Самое главное
  • Кратко о распаде СССР
  • Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
  • Массовые репрессии в СССР
  • Массовая индустриализация в СССР
  • Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
  • Как появился СССР: предпосылки и проекты
  • Гражданская война: причины, этапы, итоги
  • Культурная жизнь в XX веке

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Функции ГКО[ | код]

Государственный Комитет Обороны руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Создание ГКО имело целью быстро преодолеть растерянность и ведомственность органов власти в центре и на местах, сосредоточить в едином оперативном центре все важнейшие вопросы деятельности государства. ГКО изначально был создан как чрезвычайный орган, получивший всю полноту власти в СССР. Его указания были обязательны для любого советского, хозяйственного, партийного, комсомольского и военного органа, а также для всех граждан СССР. Именно ГКО определял все планы экономического развития страны в военный период и ежедневно контролировал их исполнение. Любой документ ГКО имел силу закона.

Руководство боевыми действиями осуществлялось Ставкой Верховного Главнокомандования через её исполнительный орган — Генеральный штаб.

Постановления ГКО[править | править код]

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово»») было выпущено 1 июля , последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») — 4 сентября . Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из этих почти десяти тысяч постановлений в настоящее время остаются засекреченными полностью — 98 документов и ещё три частично.

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписано его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно» или «Совершенно секретно/особой важности» (обозначение «с», «сс» и «сс/ов» после номера), но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

  • эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);
  • мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;
  • обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
  • изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);
  • организации боевых действий, рапределения вооружений и прочее;
  • назначения уполномоченных ГКО;
  • о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);
  • структурных изменений в самом ГКО.

Деятельность ГКО СССР

В обычных условиях военные и хозяйственные вопросы абсолютно никак не пересекались, а потому имели разное командование. В военные времена ситуация меняется, ведь все должны работать на общее благо. В эти годы ГКО сосредоточил в своих руках власть над всем в стране, притом на принятие решений влияли не только военные действия. За последние отвечала СВГ – Ставка Верховного Главнокомандования, которую, как ни странно, тоже возглавлял Иосиф Виссарионович. В конечном итоге ГКО отвечал за все – производство металла, назначение руководителей по различным направлениям, вопросы энергетики, решения об эвакуации и так далее.

ГКО существовал в течение всего хода войны с Германией. За эти годы комитетом было принято почти 10 тысяч распоряжений и постановлений. Сейчас говорят о том, что большинство из решений были направлены на мобилизацию народа, его собственности, хозяйства. Это было сделано на благо страны, на ее поддержание в чрезвычайной ситуации, на усиление военного производства, на разработку и создание нового вооружения.

В то время общие массы людей могли узнать не обо всех этих решениях, ведь большая часть из них являлись секретными или важными для государства. Обычно документы видели те, кто их подписывал и те, кто отвечал за их исполнение. Роль исполнителя обычно выполнял нарком или секретарь ЦК и лица, близкие к этим должностям. Чем дальше шло исполнение документа, тем меньше людей знало об общей картине, которая была изложена в нем.

Основное назначение комитета

Возглавил комитет непосредственно сам В. Сталин, вступивший в должность председателя. Его заместителем был В. М. Молотов, которого в мае 1944 г. сменил Л. П. Берия. Состав ГКО в течение отдельных периодов своего функционирования включал разных людей. В его работе принимали участие Н. А. Булганин, Н. А. Вознесенский, К. Е. Ворошилов. Отмечено также членство в ГКО Л. М. Кагановича, Г. М. Маленкова, А. И. Микояна. Каждый из этих представителей отвечал за четко обозначенный перечень вопросов или сфер.

В течение Великой Отечественной войны Государственным комитетом обороны осуществлялось управление функционированием всех госучреждений и различных ведомств государственной подчиненности. В соответствии со своими полномочиями ГКО был ответственен за:

  • обеспечение полного и всемерного задействования всех возможностей материального, духовного и военного характера, которыми обладало советское государство, для целей достижения победы над вражескими силами;
  • решение всех вопросов по созданию условий и проведению работ в целях перестраивания экономики страны на военные рельсы, мобилизации человеческих ресурсов под фронтовые нужды, адаптации народного хозяйства к военной ситуации;
  • обеспечение кадровой подготовки и формирования резервов для нужд армии и промышленного производства;
  • руководство процессами эвакуации промышленных объектов с территорий, которые находятся под угрозой оккупации;
  • перевод заводов в районы, вышедшие из-под оккупации противника;
  • управление процессами восстановления всего народного хозяйства страны, подвергшегося разрушению в ходе военных действий на западных территориях государства;
  • фиксация необходимых сроков и объемов обеспечения поставки промышленными предприятиями продукции военного назначения.

Государственным комитетом определялись военные и политические задачи, которые должны были решаться Верховным Главнокомандованием страны и Вооруженными силами Советского Союза. Члены НКО принимали документы, которыми расставлялись руководящие кадры по должностям, улучшалась структура, уточнялся порядок применения войск в ходе проведения военных действий.

Представители от Госкомитета обороны посещали войска армии непосредственно на позициях их размещения. Решения ГКО должны были выполняться наркоматами обороны и Военно-морского флота, а также их управлениями. Эти рабочие органы ГКО выполняли решения военного типа, несли ответственность за непосредственную организацию и исполнение решений.

Литература

  • Государственный комитет обороны СССР. Постановления и деятельность. 1941–1945 гг. Аннотированный каталог. В 2-х тт. Т. 1: 1941–1943. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 1222 с. (Серия «Труды РГАСПИ»).
  • Государственный комитет обороны СССР. Постановления и деятельность. 1941–1945 гг. Аннотированный каталог. В 2-х тт. Т. 2: 1944–1945. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 1342 с. (Серия «Труды РГАСПИ»).
  • Горьков Ю. А. Государственный Комитет Обороны постановляет (1941—1945). — М.: Олма-Пресс, 2002. — 575 с. — ISBN 5-224-03313-6.
  • Девятов С. В., Шефов А. Н., Юрьев Ю. В. Ближняя дача Сталина. Опыт исторического путеводителя. / Под ред. Ю. В. Сигачёва. — М.: Kremlin Multimedia, 2011. — 536 с., илл.
  • Кризисный орган власти / Интервью директора Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) А. К. Сорокина // Историк, 2016, № 7-8.
  • Лазарев С. Е. Государственный комитет обороны // Российская историческая энциклопедия в 18 томах / Глав. ред. А. О. Чубарьян. Т. 5. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2017. С. 221–222.

Постановления ГКО

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе „Красное Сормово“») было выпущено 1 июля 1941 года, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») — 4 сентября 1945 года. Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из принятых ГКО за время своей работы 9971 постановления и распоряжения в настоящее время остаются на секретном хранении 44 документа (19 документов связаны с производством химического оружия и 17 документов посвящены вывозу оборудования из Германии).

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписана Сталиным или заверялась печатью, а некоторая часть — заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно», «Совершенно секретно / особой важности» (всего 57 документов) или «Совершенно секретно/ особая папка» (всего семь документов) [обозначение «с», «сс», «сс/ов» и «сс/оп» после номера], но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (например, Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 «О введении в Москве осадного положения»).

Количество постановлений ГКО по годам отражает процесс активизации деятельности высших руководящих структур страны: за шесть месяцев 1941 года было принято 1087 постановлений и распоряжений, в 1942 году — 1592, в 1943 году — 2396, за восемь месяцев 1945 года — 2711.

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

  • эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);
  • мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;
  • сформирования гвардейских частей;
  • принятия на вооружение новых видов вооружения и боеприпасов;
  • обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
  • изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования; репараций (на заключительном этапе войны);
  • организации боевых действий, распределения вооружений и прочее;
  • назначения уполномоченных ГКО;
  • о начале «работ по урану» (создания ядерного оружия);
  • структурных изменений в самом ГКО.

Примечания

  1. В военное время «Государственный комитет обороны» сокращённо писался — «ГОКО». Только с 30.06.1941 по 03.1992 года в номере Постановления писалось «№ ГКО- …». См. оригиналы документов.
  2. Современное сокращение.
  3. РГАСПИ. Ф. 17. — Оп. 3. — Д.1041. — Л. 38.
  4. Калинин М. И., Сталин И. В. Образование Государственного Комитета Обороны // Сталин И. В. Сочинения. — М.: «Писатель», 1997. — Т. 15. — С. 55.
  5. . www.stoletie.ru. Дата обращения: 21 октября 2020.
  6. . vivovoco.astronet.ru. Дата обращения: 21 октября 2020.
  7. Константин Плешаков. Ошибка Сталина. Первые 10 дней войны / Пер. с англ. А. К. Ефремова. — М.: «Эксмо», 2006. — С. 293—304. — ISBN 5-699-11788-1.
  8. Гусляров Е. Н. Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2002. — 749 с. — Тираж 5000 экз. — ISBN 5-94850-034-9
  9. 1941 год: В 2 кн. Кн. 2 / Сост. Л. Е.Решин и др. —Т. 93 / Под ред. В. П. Наумова; Вступ. ст. акад. А. Н. Яковлева. — М.: Междунар. фонд «Демократия», 1998. — С. 498. — 752 с. — («Россия. XX век. Документы» / Под ред. акад. А. Н. Яковлева). — ISBN 5-89511-003-7
  10. Куманев Г. А. Рядом со Сталиным. — Смоленск: Русич, 2001. — С. 31—33. — 528 с.: ил. — (Мир в войнах). — ISBN 5-8138-0191-X
  11. Хрущёв Н. С. Время. Люди. Власть. (Воспоминания). Книга I. — М.: ИИК «Московские Новости», 1999. — С. 301.
  12. Девятов С. В., Шефов А. Н., Юрьев Ю. В. Ближняя дача Сталина. Опыт исторического путеводителя / Под ред. Ю. В. Сигачева. — М.: Kremlin Multimedia, 2011. — С. 103—104. — 536 с. — ISBN 978-5-9697-0775-7.
  13. Гришко Н. С. ГКО постановляет… // Военно-исторический журнал. — 1992. — № 2. — С.31-35.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2011.
  15. РГАСПИ. Ф. 644. — Оп. 1. — Д.12. — Л. 180.
  16. . ИСТОРИЯ.РФ (03.06.2016).
  17. . naar.ru. Дата обращения: 21 октября 2020.
  18. Формирования ГМЧ КА и ВДВ.
  19. Институциональная принадлежность Комитета разгрузки не указывалась.
  20. Черток Б. Е. // Ракеты и люди. — М.: Машиностроение, . — Т. 1. Ракеты и люди.
  21. . Сайт «Документы Советской Эпохи». Федеральное архивное агентство.

Образование ГКО[ | код]

Решение политического руководства о создании ГКО было предварительно оформлено как постановление Политбюро ЦК ВКП(б) за № 136 «Об Образовании Государственного Комитета Обороны». ГКО был образован 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО как высшего органа управления мотивировалась тяжёлым положением на фронте, требовавшим максимальной централизации руководства страной.

Идея создания ГКО была выдвинута на совещании 29 июня 1941 года у В. М. Молотова в Кремле, где присутствовали также Л. П. Берия, Г. М. Маленков, К. Е. Ворошилов, А. И. Микоян и Н. А. Вознесенский. Во второй половине дня участники совещания направились на Ближнюю дачу, где совместно со Сталиным между членами ГКО были распределены обязанности.

Здесь же было сформулировано постановление об образовании ГКО. Рукописный вариант постановления сохранился в фондах Политбюро ЦК. Ныне документ находится в фондах РГАСПИ.