Солон

Отношение народа к законам Солона

Реформа Солона раздражила эвпатридов, но не вполне удовлетворила и народ. В сущности за старою знатью она все-таки оставляла большое значение. Первый класс состоял исключительно из эвпатридов, которые притом остались полными господами в старых филах и фратриях, где за знатными родами сохранилось их прежнее религиозное значение и в то же время продолжали решаться все второстепенные дела, в большинстве случаев бывшие, однако, очень важными для отдельных простолюдинов. С другой стороны, в народе было много недовольных тем, что Солон не уравнял поземельной собственности, как на то многие рассчитывали. Наконец, сисахфия уничтожила старые долговые обязательства, и прежние законы о долгах были изменены в благоприятном для должников смысле, но прежние экономические условия, порождавшие необходимость входить в долги и платить большие проценты, оставались в силе и на будущее время. Вот почему народное брожение продолжалось и после реформы, произведенной Солоном. Исходом из такого состояния явилось установление в Афинах тирании, как это делалось в то же самое время и в других городах Греции.

Одна монетная система называлась эгинской, – другая – эвбейской; сто эвбейских драхм равнялось семидесяти трем эгинским.

От греческого слова тимос – ценз.

Марафонская битва

На должность стратега Народное собрание избрало Мильтиада. Афиняне обратились к спартанцам за военной помощью, но они не могли до полнолуния выступать в военный поход. Другие греки тоже отказали в помощи (кроме Платеи). Греки заняли позицию на холмах, загородив путь на Афины. Персы решились  обогнуть Аттику и ворваться в Афины с другой стороны. Об этом узнал Мильтиад и решился на сражение на равнине. Он построил войско фалангой (тесными рядами). в центре у греков было меньше рядов, чем по краям. Персы прорвались в центре, на краях фаланги греки напали на персов сзади. Греки победили. Персы перестали считаться непобедимыми.

Новое нападение персов на греков. Афинянин Фемистокл предвидел, что персы нападут вновь и предложил афинянам строить боевые корабли – триеры. Перед боем паруса убирали. Фемистокл убедил греков. живших в разных городах прекратить борьбу и объединиться для борьбы с персами. Был создан союз, состоящий из 30 эллинский государств.

Вторжение персов в Грецию. После смерти Дария властителем был его сын Ксеркс. Ксеркс повел войско, состоявшее из покоренных народов, на Грецию. Узкий пролив отделял Европу от Азии. Навели мосты, разыгралась буря и смела их. Тогда Ксеркс приказал высечь море.

Бой в Фермопильском ущелье. Фермопилы – ущелье, отделявшее Северную Грецию от Средней. Здесь объединенное войско под командованием царя Леонида обороняло атаку персов. Предатель показал противнику обходную тропу и персы напали с тыла на защитников Фермопил. Леонид дал приказ войску отступать, а сам остался с небольшим отрядом из 300 спартанцев. Все погибли.

Саламинское сражение. После взятия Фермопил войска персов хлынули в Среднюю Грецию.Жители Аттики покидали дома, женщины и дети перебрались на остров Саламин. Афины сожгли. Фемистокл убедил греков дать бой в Саламинском проливе. Греки на триерах, а персы – на тяжелых кораблях. Греки победили.

Расцвет демократии в Афинах

После побед греки снова отстроили Афины. Афины и приморские греческие полисы создали Афинский морской союз для борьбы с персами. В 5 в. до н.э главным портом Афинского государства – Пирей. Афины и Пирей соединяли Длинные стены. В Пирее 2 военные и 1 торговая гавань. Афинский флот насчитывал 400 триер.

Биография Солона

Солон появился на свет около 640 года до н.э. в Афинах. Он происходил из знатного рода Кодридов. Повзрослев, он был вынужден заняться морской торговлей, поскольку испытывал финансовые трудности.

Парень много путешествовал, проявляя живой интерес к культуре и традициям разных народов. Некоторые биографы утверждают, что еще до того, как стать политиком, он был известен как талантливый поэт. В тот момент биографии на его родине наблюдалась нестабильная ситуация.

В начале 7 столетия до н.э. Афины были одними из многих греческих полисов, где действовала – политическая система архаического афинского полиса. Государством управляла коллегия из 9 архонтов, занимавших свою должность на протяжении одного года.

Очень важную роль в управлении занимал Совет Ареопага, где пожизненно находились бывшие архонты. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью полиса.

Афинский демос находился в прямой зависимости от аристократии, что вызвало недовольство в обществе. Одновременно с этим афиняне воевали с Мегарами за остров Саламин. Постоянные разногласия между представителями аристократии и закабаление демоса, негативно воздействовали на развитие афинского полиса.

Политическая деятельность

В 594 году Солон был приглашен на должность архонта. Целью такого избрания был ряд экономических и социальных преобразований, способных вывести страну из затяжного кризиса. По законам для столь глубоких изменений требовалось согласие представителей народного собрания — именно оно представляло собой законодательные органы древнего города-государства. Будущее Греции и своих родных Афин архонт видел без тирании, но при этом настаивал на жестком следовании курсу изменений, которые перезагрузили бы социальную и экономическую сферу жизни. Эти перемены должны были перезагрузить власть и отношения в стране. Суть этих изменений представляли законы Солона.

Самым необходимым условием преобразования, по мнению Солона, была отмена долгового рабства. Весь процесс был назван сейсахтейя — освобождение от долгов. Суть необходимых предварительных дел сводилась к следующему:

  • все невольники, ставшие таковыми по условиям самозаклада, получили свободу;
  • земли, ставшие предметом залога, возвращены владельцам;
  • все аннулированы;
  • произведена реформация измерительной системы — все весы и меры в Афинах приведены к единому стандарту.

Данный процесс вызвал возмущение во всех слоях афинского общества. Бедные злились, что не удалось поделить всю землю богачей, а обеспеченные землевладельцы негодовали из-за потери большой части имущества. Впрочем, у жителей Афин не было другого выхода — и они решили и дальше проводить в жизнь законы Солона.

Значение законов

Главное в законах Солона — удачная попытка уравнять права всех граждан, отбросив в сторону вопросы происхождения и родовой иерархии. Решительные действия этого политика сформировали новый политический и социальный уклад в государстве. Новые критерии общественных отношений дали возможность для формирования новой политической элиты — без привязки к старым родовым традициям. Несмотря на хорошее начало, законы Солона не смогли полностью искоренить старые предрассудки. Лишь через 90 лет после солоновских реформ новый политический деятель, Клисфен, продолжил демократические начинания своего предшественника. Клисфен пользовался широкой поддержкой демоса, поэтому смог окончательно подорвать господство аристократов и утвердить власть в государстве на новых, демократических началах.

Обещая провести реформы в пользу народа, однако предпринятый им переворот был жестоко подавлен. Руководимая родом Алкмеонидов знать перебила всех участников «Килоновой смуты
», дерзко нарушив при этом данную во имя богов клятву сохранить им жизнь. Смуты поставили афинское государство на грань гибели. Торговля и рыболовство остановились, промышленность была в застое, народ впал в бедственное положение, а законы о долговом рабстве применялись беспощадно. В народе поднялось глухое брожение и грозило перейти в открытый мятеж; при обнищании и раздраженности народа, происходили кровавые стычки, было много убийств и воровства. Наконец одному из самых знатных эвпатридов, Солону, человеку, горячо любившему родину, удалось убедить своих собратьев по сословию, что упорное сопротивление требованиям народа приведет к падению и владычество их и государство. Ненавидимые низами Алкмеониды согласились подчиниться тому, что будет решено комиссией по их делу, составленною из 300 эвпатридов. Комиссия признала их виновными в нарушении данной богам клятвы и решила, что они должны подвергнуться изгнанию. Они удалились; народ сторонился от них, когда они шли по улицам города в изгнание. И даже кости тех виновных в оскорблении святыни Алкмеонидов, которые умерли в эти годы, были выброшены из аттической земли, как оскверняющие ее.

Солон родился в 639 году. Ему было 39 лет, когда он совершил первое из великих дел своего благородного стремления служить благу родины. Он был человек сильного характера, гениальный, любознательный. В молодости Солон упорно занимался гимнастикой, занимался музыкой, учился, стал человеком превосходно, развитым и физически и нравственно. Афинские юноши следующих веков учили наизусть афоризмы, которыми Солон высказал результаты своих размышлений о жизни. Они содержались в стихах Солона , написанных в стиле элегии. До нас дошли отрывки этих поучений афинского мудреца. Солон излагал в них свои мысли о ходе жизни человека, о стремлениях и обязанностях человека в разные возрасты, о шаткости всех человеческих расчетов, о неравенстве состояний, неодинаковости характера людей и судьбы их. Солон порицал жадное стремление к чрезмерному богатству, скорбел о бедных, говорил нарушителям справедливости о гневеЗевса : Зевс долготерпелив, но когда преступления превышают меру его терпения, он поражает беззаконников, как молния весенней грозы, и карает детей за злые дела отцов. Лучше напрасной жадности наслаждение скромным благосостоянием. Сокровищами не откупишься от смерти. В элегиях Солона та же бодрость духа, та же сдержанность характера, та же гармоническая уравновешенность душевных сил, как в его жизни. Солон говорил, что должно наслаждаться и любовью и вином и дарами муз; что счастлив человек, у кого здоровые дети, у кого есть и быстрые кони и охотничьи собаки, кого посещают гости из чужой земли; он желает, чтоб его пожалели, когда услышат о его смерти; – Солон любил жизнь и её радости, но любил разумно; в его элегиях мы постоянно видим человека, избравшего своим девизом изречение: «Воздерживайся от излишества».

Военно-политические преобразования

До Солона военная организация была тесно связана с родовым коллективом, где ведущие позиции занимала знать, после реформ, она основывалась на социальном делении общества.

  • Основной военной единицей стали тяжеловооруженные гоплиты, комплектовавшиеся из зевгитов
  • Повышение роли народного собрания, которое до преобразований собиралось по желанию знати, и было одним из инструментов манипулирования общественным мнением. Теперь, на народном собрании обсуждаются важные государственные дела, принимаются законы. Новое социальное деление, расширение политических прав граждан повышали роль среднего класса, что способствовало превращению народного собрания в важный государственный институт. Для лучшей организации его работы, Солон ввел совет 400, избираемый по $100$ человек от каждой филы. В компетенции совета была подготовка дел для всеобщего обсуждения, и разбор текущих вопросов. Повышение роли народного собрания и введение совета $400$ ограничивала роль Ареопага, исполнявшего роль суда по уголовным делам.
  • Введение гелиэи – общегражданский суд, состоящий из $6000$ гелиастов из всех сословий, избираемых жребием на Народном собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов. Это был самый демократичный орган государственной власти.
  • Полная кодификация письменного свода законов, полностью заменившая законы Драконта. В дальнейшем, Афины жили по законам Солона, подвергая их незначительным изменениям.
  • Введение должности казначея, полета (заведовал сдачей в аренду гос. Имущества), коллакретов (следили за финансовым обеспечением жертвоприношений).
  • Введение коллегии $11$, выполнявшей полицейские функции.

Замечание 2

Реформы Солона, несмотря на их положительный эффект, на первых порах вызывали негативную реакцию общества: аристократия была недовольна утратой своим привилегий, демос был недоволен отсутствием передела земель на условиях равенства. В результате, Солон вынужден был уйти из полиса, приняв добровольное изгнание на десять лет. К счастью, его законы не были отменены и вскоре дали свой положительный результат.

Личность Солона

У Солона было хорошее происхождение: он был потомком знатных, но обедневших аристократов, чье происхождение принято связывать с легендарным афинским царем Кодром. Из-за низкого материального положения, будущий реформатор был вынужден некоторое время торговать.

Он питал склонность к путешествиям, а в свободное время любил писать стихи. В период войны Мегар и Афин за владение острова Саламин, Солон, благодаря своим стихам не только активно поднимал патриотический дух бойцов, но также, когда впоследствии он был избран в качестве командующего, сумел активно завершить всю кампанию (примерно в 595 году до нашей эры). 

Замечание 1

В начале VI века до нашей эры, политическая ситуация в Аттике была сильно обострена: общественность была недовольна долговыми обязательствами и сложившимся неравенством, которое при этом в значительной мере усиливалась.

Благодаря силе своего авторитета, а также происхождению (эвпатридические корни), занятиям (знакомства в торгово-ремесленных кругах), а также карьере (демонстрация компетентности в различных сферах) и интеллекту (считался мудрецом), Солон выступал в качестве идеальной фигуры для того, чтобы стать эсимнетом – посредником, которой может примирить стороны в зарождающемся конфликте, который можно было бы избежать с помощью реформирования общественного строя. 

Краткая биография

Солон был выходцем из богатой землевладельческой семьи.

Ко времени своего избрания в народное собрание он уже зарекомендовал себя как поэт и военачальник. Начало своей популярности он положил, отвоевав у мегарян о. Саламин. Его элегии, в которых прославлялись мужество, благородство, бескорыстие, вдохновляли афинян по подвиги. Солон был врагом чрезмерности и несправедливости — именно ему приписывается принцип «все в меру». Хотя стремление человека к обеспеченности и богатству он находил нормальным и благородным — в одной из ранних своих элегий Солон просил муз дать ему материальное благополучие. Но при этом поэт признавал, что добиваться такого благополучия можно лишь честным путем, а богатство, добытое обманом и нечестными поступками — это грех, который жестоко карается Зевсом.

Войны Солона

Впервые имя Солона упоминается в документах, связанных с войной между Афинами и Мегарами за Саламин. Хотя соотечественники поэта были утомлены затяжным военным конфликтам, он побуждал их не опускать рук и до конца бороться за территории.

Кроме этого, Солон даже сочинил элегию «Саламин», в которой говорилось о необходимости продолжения войны за остров. В результате, он самолично возглавил экспедицию на Саламин, одержав победу над противником.

Именно после успешно проведенной экспедиции, Солон начал свою блестящую политическую карьеру. Стоит заметить, что данный остров, вошедший в состав афинского полиса, не раз играл важную роль в его истории.

Позже Солон принимал участие в Первой Священной войне, которая разразилась между некоторыми полисами Греции и городом Криса, взявшего под свой контроль Дельфийский храм. Конфликт, в котором греки одержали победу, продолжался в течение 10 лет.

Солон в борьбе за Саламин

Незадолго до этого жители Мегары отняли у афинян важный по своему положению остров Саламин. Пока Саламин оставался во власти врага, афинская торговля не могла возобновиться, торговый и промышленный класс населения не мог быть избавлен от бедственного положения. Необходимо было, чтоб афиняне мужественным делом возвратили себе доверие к своим силам, освободили себя от блокады, стеснявшей их деятельность. Но предлагать возобновление военных действий против Саламина было запрещено под страхом смерти, так как прежние попытки к этому завершились тяжкими неудачами. Однако Солон нашел способ преодолеть это запрещение. Он притворился потерявшим рассудок, втеснился в толпу во время народного собрания и стал с горячим воодушевлением декламировать элегию «Саламин», написанную им для возбуждения афинян к задуманному им делу. Эту элегию заучивали наизусть афинские юноши следующих веков. Солон живо описывал афинянам унижение, в каком находятся они. Скоро, при встрече с афинянином, другие греки будут говорить: «Это афинянин, это один из бежавших в Саламинской войне». Афиняне обрекли себя на позор. Толпа понимала, на какую мысль Солон наводит этими упреками, и когда он воскликнул: «К оружию! В бой за Саламин! Возвратим себе наш милый остров, сокрушим постыдное иго!» – из народа выступили 500 человек и сказали, что они идут за ним в бой. Экспедиция отплыла на двух кораблях и на рыбацких лодках; нападение было неожиданное, дело было решено первою атакой; мегаряне были побеждены, Солон предложил им свободный пропуск, и они покинули остров. Земли его были розданы пожелавшим поселиться на нем афинянам. Блокада афинских пристаней прекратилась, афиняне снова стали господами своего моря и могли теперь без стыда смотреть в глаза людям. Правда, через некоторое времени, воспользовавшись раздором партий в Афинах, неприятель снова овладел Саламином. Но Солон отдал это дело на суд спартанцев, и по их приговору остров был возвращён афинянам.

Реформа долговых отношений

  • Проведение кассации долгов, взятых под заклад земли и сисастхии («стряхивание бремени»). Кредиторы ставили на поле должника камни с записями на участках, задолжавших крестьян. По реформе Солона, эти камни были сброшены или торжественно вывезены за пределы Аттики.
  • Отмена долговой кабалы (Запрещение обращения в рабство гражданина за долги). Эта мера стала тяжелым ударом по аристократии, так как являлась постоянным источником увеличения их земельных наделов и использования дешевой рабочей силы.
  • Принятие мер по возвращению граждан, проданных в рабство в другие полисы.
  • Введение ограничения ссудного процента.

Замечание 1

Эти радикальные меры должны были укрепить социальное положение граждан и активизировать развитие экономики. Принципиальное значение имела отмена долгового рабства, так как ориентировала крупные аграрные и ремесленные хозяйства не на труд зависимого работника из числа кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретаемых на рынке.

  • Свобода завещания при отсутствии прямых наследников. Раньше вся земля в таком случае оставалась роду.
  • Введение земельного максимума (запрещение иметь наделы свыше установленной законом нормы)

Это интересно: 3960,РИХТГОФЕН (Richthofen) Фердинанд Пауль Вильгельм фон (5.5.1833-6.10.1905)

Олимпийские игры

В Олимпию – городок в южной Греции приезжали участники игр и зрители. Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года. В состязаниях участвовали свободные греки. Женщинам запрещалось присутствовать на них. За год до соревнований атлеты (участники игр) приступали к тренировкам. Олимпийские игры длились 5 дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Большинство состязаний проходило на стадионе. Одно из главных состязаний – пятиборье (бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба). Также проводились кулачные бои и гонки колесниц. В пятый день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновьей кости и на нем лежали награды – венки из ветвей оливы.

Победа греков на персами в Марафонской битве

Царь царей Персии Дарий I решил подчинить себе Грецию. Послы Дария сообщили грекам, что их царь хочет от них «земли и воды». Многие полисы без боя покорились Дарию. Только в Афинах и Спарте послов убили.

Микены

В Древней Греции существовали независимые города-государства – Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Правили ими цари. Самым могущественным городом из греческих городов – Микены в Южной Греции на холме. Вход в крепость через Львиные ворота. Внутри крепости царский дворец.

Троянская война

Греки стали заселять и другие острова Эгейского моря. они хотели заселиться и на полуострове Малая Азия, но там было Троянское царство. Объединенное войско греческих городов выступило против столицы царства Трои. Греки победили и город сожгли. Но грекам не удалось воспользоваться победой, так как на них напали воинственные племена, которые разрешили Микены и другие города. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошел упадок хозяйства, была забыта письменность.

Религия древних греков

Главные боги живут во дворцах на вершине горы Олимп. Три брата – Зевс, Посейдон и Аид поделили власть над миром. Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях и вмешиваются в дела людей.

Полисы Греции

Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо. Развивалось кузнечное дело, кораблестроение и др. В Греции стали возникать полисы (небольшие государства). В 8 в. до н.э. в Греции снова возникла письменность. Её создали на основе финикийского алфавита. Состоит из 24 букв, впервые появились буквы, обозначающие гласные звуки.

Очищение Афин Эпименидом Кносским

Прежде всего надо было избавить афинян и от тяготевшего над ними чувства, что боги прогневаны на них за оскорбление святилищ казнью соучастников мятежа Килона. В Аттике были после этого неурожаи, заразные болезни; они считались посылаемыми в наказание народу от богов, и дух его был угнетен страхом. При таком подавленном настроении афинян, продолжавшемся даже и после изгнания Алкмеонидов, невозможно было исцелить бедствия, произведенные раздорами; потому Солон призвал в Афины пользовавшегося величайшим уважением у всех греков жреца-прорицателя, критянина Эпименида Кносского, чтоб он жертвоприношениями и обрядами очищения примирил богов с прогневавшими их афинянами.

Эпименид Кносский был благочестивый человек с глубоким нравственным чувством, импонирующим характером и могущественным даром слова. О нем говорили, что он, как это делали восточные пророки и святые, провел иного лет в отшельничестве, питался только плодами и кореньями; что он много лет пролежал в пещере, объятый глубоким сном, и получил откровения от Зевса критского. Он дружил с Солоном и охотно принял его вызов приехать в Афины, примирить народ с богами. Он воздвиг в Афинах новые жертвенники, совершил жертвы на них, совершил обряды очищения, торжественным процессии. Таким образом, Эпименид при участии Солона очистил от осквернения холм Ареса, храмы и весь город; народ почувствовал себя примиренным с богами и получил веру в то, что они будут милостивы к нему. Правительство хотело наградить Эпименида Кносского, предлагало ему целый талант; он отказался, и возвращаясь на родину взял только ветвь с оливкового дерева Афины. Афиняне поставили в честь его статую; он был изображен сидящим и задумавшимся. Следующие поколения рассказывали о нем легенды, исполненные чудес, и придававшие его жизни сверхъестественную продолжительность.

Ободрившись своим примирением с богами, афиняне почувствовали доверие к своим силам и стали способны действовать отважно. Они показали это, вскоре потом предприняв, по предложению Солона, священную войну против города Криссы в защитудельфийского оракула ; их союзниками были Сикион и фессалийцы

Разрушив Криссу, проклятую амфиктионами, они приобрели себе признательность дельфийцев и поддержку влиятельного Дельфийского оракула. Глава семейства Алкмеонидов, Алкмеон, сын Мегакла, получивший вместе с другими изгнанниками позволение возвратиться на родину, действовал в этой войне очень энергично и своим усердием к Дельфийскому храму снял со своего рода проклятие. Одержав позже победу в состязании колесниц в Олимпийских играх (572 г.), он приобрел новую честь своему роду и своему отечеству.

Реформы Солона в Афинах…

Солон (рожд. около 640 года до н. э. — смерть около 559 года до н. э.) — один из «семи греческих мудрецов». В истории известен как выдающийся реформатор, который в значительной мере изменил политическое лицо Афин и таким образом, дал возможность Афинам опередить в своем развитии другие греческие города.

Считается отцом афинской демократии.

Предыстория

Социально-экономическое и политическое положение в Аттике продолжало ухудшаться практически весь VII век до н. э. Социальная дифференциация населения довела до того, что уже множество всех афинян влачили жалкое существование. Бедное крестьянство жило в долг, выплачивая громадные проценты, закладывая землю, отдавая своим состоятельным согражданам до 5/6 урожая, продавая своих детей в рабство, закладывая самих себя. Рабов активно вывозили и за пределы полиса. Напряженность в обществе грозила социальными потрясениями.

Старый родовой уклад был тормозом дальнейшего развития, решать на его основе возникающие конфликты было нельзя. Недовольство выражалось не только лишенными, по сути, политических прав и закабаленными малоимущими слоями населения, но и разбогатевшими, но недостаточно знатными гражданами. Осложнялась ситуация неудачей в войне за остров Саламин с Мегарами в конце VII века. В Афинах даже запрещалось упоминание названия этого острова. Запрет был нарушен поэтом Солоном.

Происхождение. Ранние годы

Солон, сын Эксекестида (по другой версии его звали Эвфорион), по достатку он принадлежал к «гражданам среднего круга», происходил из древнего знатного рода Кодридов, который раньше был царской династией. Вел морскую торговлю и имел, таким образом, связь одновременно и с аристократией, и с демосом, члены которого с уважением относились к Солону за честность.

Притворяясь сумасшедшим, Солон публично в стихах призывал афинян к реваншу. Стихи поэта пользовались большой популярностью, что спасло его от наказания. Солону поручили собрать и возглавить флот и армию. В новой войне Афины смогли победить Мегары, а Солон становится наиболее популярным человеком в городе. 594 год до н. э. — он избирается первым архонтом-эпонимом. Солону также поручается выполнение функций айсимнета, т. е. он становился посредником при улаживании социальных вопросов.

Солон решительно взялся за реформы.