Оглавление
Деятельность и цели
Тем не менее, практически сразу определился главный принцип образования Генеральных штатов. Что такое свободные выборы, Европа, конечно, узнала много столетий спустя, поэтому формировался этот предшественник парламентов по сословному принципу. Во Франции выделяли три главных сословия: духовенство, дворянство и городское население.
Заседали они отдельно и каждое сословие имело по одному голосу. Собирались участники Генеральных штатов по инициативе короля, который обращался к цвету нации в трудные для страны времена, чтобы получить поддержку и совет. Чаще всего это было связано с одобрением введения дополнительных налогов и сборов.
Представителей первого и второго сословия приглашал сам король, это были крупнейшие феодалы страны. Позже они стали выдвигаться из своей среды путем выборов.
Дальнейшая судьба
Начиная с 1614 и до 1789 года не было ни одного собрания штатов. Его заседание состоялось лишь в экстраординарных условиях — когда произошел острый политический кризис, вылившийся в Великую французскую революцию. Именно в такой момент король вновь созвал Генеральные штаты — 5 мая 1789 года. А уже 17 июня 1789 года делегаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием. Затем 9 июля 1789 года оно объявило себя Учредительным — высшим законодательным и представительным органом новой революционной Франции.
Каждый монарх решал проблемы государства разными путями, кто-то занимал деньги, а вот короли Франции обращались к специальному органу власти — высшему собранию. Какова история возникновения генеральных штатов, что это такое, и почему первый созыв Генеральных штатов во Франции 1789 года завершился революцией.
Существует распространенное мнение, что монархия управляется лишь королем, однако нужно заметить, что это не так. В любой монархии чаще всего наравне с верховным правителем действовал высший орган власти – парламент или совет.
Во Франции также существовали Генеральные штаты или высшее сословно-представительское учреждение.
Создание Генеральных штатов во Франции было связано, в первую очередь, с активным разрастанием населенных пунктов и попутным резким обострением негативных настроений в обществе.
Разрасталась борьба между классами, и королю требовался такой орган власти, который бы помог укрепить феодальное государство. Ранее с этой целью использовались расширенные заседания совета, на которых собирались городские представители власти, и провинциальные ассамблеи.
Дата первого созыва считается днем основания Генеральных штатов — 1302 год. Обстоятельства сложились таким образом, что Филипп IV Красивый выступил против Бонифация VIII.
После этого было несколько созывов по следующим поводам:
- Столетняя война и острая нужда двора в финансах.
- Парижское восстание с требованием ограничить власть монарха («Великий мартовский ордонанс» — указ), закончившееся провалом.
- Период войн и религиозных разногласий.
- Первый и последний созыв перед революцией.
Людовик XVI созывал собрание в последний раз 5 мая 1789 года в надежде решить острый социально-экономический кризис в стране после долгих попыток самостоятельно его урегулировать. Недовольство народа проявилось на заседаниях, которые стали Национальным собранием, а третье сословие заняло в нем главенствующие позиции.
Как все начиналось
Позднее Средневековье было отмечено бурным ростом городов, усилением их роли в жизни европейских стран. На этом фоне обострились противоречия между монархами и крупными феодалами, а также духовенством. Требовался некий представительный орган, который мог использоваться в качестве определенной площадки переговоров между соперничающими сословиями.
Многие ошибочно полагают, что французские Генеральные штаты и парламент Англии были схожи по своим функциям и правам. Однако британские депутаты обладали большим весом, чем их французские коллеги, которые во всем зависели от своего короля.
Предшественниками Генеральных штатов были королевские советы, куда приглашались представители городских верхов. В 1302 году состоялось первое в истории страны совещание штатов.
Оно было созвано королем Филиппом IV в связи с конфликтом с папой римским Бонифацием VIII. Тогда Генеральные штаты еще не получили своего окончательного названия и в разное время именовались «советами», «штатами». Официально термин был использован лишь применительно к ассамблее 1484 года.
Проведение заседаний
Каждое из представленных в Генеральных штатах сословий проводило отдельные заседания. Совместно сословия собирались только дважды – в 1468 и 1484 годах. Если при обсуждении вопросов в разных социальных группах совещательного органа возникали разногласия, голосование проводилось также по сословиям. Каждое сословие имело один голос вне зависимости от общего числа участвующих. Как правило, два первых (высших) сословия получали перевес над третьим.
Какая-то строгая периодичность созыва Генеральных штатов не устанавливалась. Все главные вопросы деятельности органа решал король. При этом он руководствовался личными соображениями и политическими обстоятельствами. Король определял длительность заседаний и выносимые на обсуждение вопросы.
Вот примеры вопросов, для обсуждения которых королевская власть созывала Генеральные штаты:
- конфликт с орденом тамплиеров (1038 г.);
- соглашение с Англией (1359 г.);
- вопросы, связанные с ведением религиозных войн (1560, 1576 гг.).
Самой же частой причиной созыва совещательного органа при короле были финансовые вопросы. Глава государства часто апеллировал к разным сословиям, чтобы получить санкцию на введение очередного налога.
Конфликт с королевской властью
Один из самых острых конфликтов с властью случился в 1357 году, когда в Париже вспыхнуло восстание горожан, а французский король Иоанн оказался в плену у англичан.
Тогда в работе Генеральных штатов в основном принимали участие делегаты от третьего сословия. Ими была выдвинута программа реформ, которой дали название Великого мартовского ордонанса. Взамен того, чтобы предоставлять субсидии королевской власти, они выдвинули требование о том, чтобы денежные средства собирались и расходовались непосредственно представителями штатов. А для этого им нужно было собираться три раза в год и без указания короля.
В связи с этим произошло избрание генеральных реформаторов, которым были даны полномочия по контролю работы королевской администрации, отстранению провинившихся чиновников и их наказанию, вплоть до лишения жизни. Но попытка Генеральных штатов присвоить себе финансовые, контрольные, законодательные полномочия потерпела фиаско. После того как восстания были подавлены, выдвинутые требования, обозначенные в указанном ордонансе, были отвергнуты королевской властью.
Причины созыва
Выражением этого политического компромисса, где у каждой из сторон были свои специфические интересы, явились Генеральные штаты, а также и штаты провинций. Формирование этих институтов явилось началом трансформации французского государства из феодальной в сословно-представительную монархию.
К основным причинам созыва первых Генеральных штатов в 1302 году Филиппом IV по прозвищу «Красивый» относятся следующие:
- Неудачи в войне с Фландрией.
- Большие трудности в экономическом развитии страны.
- Конфликт короля с Бонифацием VIII, римским папой.
Если быть до конца точными, то указанные события были, скорее, поводами, а истинная причина – это описанные выше предпосылки к созданию сословно-представительного учреждения общенационального масштаба, объясняющиеся объективными закономерностями развития французского монархического государства.
На первом съезде Генеральных штатов претензии папы римского на роль высшего арбитра в светских делах были отвергнуты. Здесь было заявлено, что в этой области король может зависеть только от самого Бога. Каковы же были функции и структура этого органа?
Условия появления
Рассмотрим события, которые предшествовали созыву первых Генеральных штатов и в большой мере явились предпосылками создания этого властного института. У штатов были предшественники в виде расширенных заседаний королевского совета, куда привлекались городские верхи, и собраний представителей сословий в провинциях, которые положили начало провинциальным органам.
Появление первых Генеральных штатов во Франции было связано с ситуацией, которая сложилась после образования во Франции централизованного государства, которое нуждалось в укреплении. В это время наблюдался рост городов, обострение социальных противоречий и борьбы классов, окончательно пока не были отвоеваны права феодалов-сеньоров, городских корпораций, католической церкви.
Королевской власти приходилось постепенно ломать существующую политическую структуру, в процессе чего ей были необходимы дополнительные средства для борьбы с мощной оппозицией, которую составляла феодальная олигархия. Поэтому именно в конце XIII – начале XIV века оформляется союз короля и участников различных общественных групп, среди которых было и третье сословие. Хотя и далеко не прочный, построенный на компромиссе.
История возникновения
Существует распространенное мнение, что монархия управляется лишь королем, однако нужно заметить, что это не так. В любой монархии чаще всего наравне с верховным правителем действовал высший орган власти – парламент или совет.
Во Франции также существовали Генеральные штаты или высшее сословно-представительское учреждение.
Создание Генеральных штатов во Франции было связано, в первую очередь, с активным разрастанием населенных пунктов и попутным резким обострением негативных настроений в обществе.
Разрасталась борьба между классами, и королю требовался такой орган власти, который бы помог укрепить феодальное государство. Ранее с этой целью использовались расширенные заседания совета, на которых собирались городские представители власти, и провинциальные ассамблеи.
Дата первого созыва считается днем основания Генеральных штатов 1302 год. Обстоятельства сложились таким образом, что Филипп IV Красивый выступил против Бонифация VIII.
После этого было несколько созывов по следующим поводам:
- Столетняя война и острая нужда двора в финансах.
- Парижское восстание с требованием ограничить власть монарха («Великий мартовский ордонанс» указ), закончившееся провалом.
- Период войн и религиозных разногласий.
- Первый и последний созыв перед революцией.
Людовик XVI созывал собрание в последний раз 5 мая 1789 года в надежде решить острый социально-экономический кризис в стране после долгих попыток самостоятельно его урегулировать. Недовольство народа проявилось на заседаниях, которые стали Национальным собранием, а третье сословие заняло в нем главенствующие позиции.
Причины созыва
Выражением этого политического компромисса, где у каждой из сторон были свои специфические интересы, явились Генеральные штаты, а также и штаты провинций. Формирование этих институтов явилось началом трансформации французского государства из феодальной в сословно-представительную монархию.
К основным причинам созыва первых Генеральных штатов в 1302 году Филиппом IV по прозвищу «Красивый» относятся следующие:
- Неудачи в войне с Фландрией.
- Большие трудности в экономическом развитии страны.
- Конфликт короля с Бонифацием VIII, римским папой.
Если быть до конца точными, то указанные события были, скорее, поводами, а истинная причина — это описанные выше предпосылки к созданию сословно-представительного учреждения общенационального масштаба, объясняющиеся объективными закономерностями развития французского монархического государства.
На первом съезде Генеральных штатов претензии папы римского на роль высшего арбитра в светских делах были отвергнуты. Здесь было заявлено, что в этой области король может зависеть только от самого Бога. Каковы же были функции и структура этого органа?
Усиление роли Генеральных штатов и их закат
В период Столетней войны (1337 – 1453 гг.) значение и роль Генеральных штатов возросли. Объяснялось это тем, что королевская власть в это время испытывала особенно острую нужду в деньгах. Считается, что именно во времена Столетней войны Генеральные штаты достигли наибольшего влияния в государстве. Они стали пользоваться правом утверждения налогов и сборов и даже пытались инициировать создание законов. В своем стремлении избежать злоупотреблений Генеральные штаты перешли к выделению особых должностных лиц, в ведении которых находился сбор налогов.
В XIV веке Францию время от времени потрясали восстания. В этот период Генеральные штаты стали претендовать на особую роль в управлении страной. Однако разобщенность между отдельными сословиями не позволили органу получить дополнительные политические права.
В 1357 году в Париже вспыхнуло восстание горожан. На это время пришелся острый конфликт между властью и Генеральными штатами. В тот момент в деятельности органа принимало участие только третье сословие. Делегаты выдвинули программу реформирования государства. Прежде чем дать согласие на субсидирование власти, представители третьего сословия потребовали, чтобы деньги собирались и расходовались самими представителями штатов. Для этого предлагалось собирать Генеральные штаты раз в три года, невзирая на желание короля.
Однако попытка штатов присвоить себе контрольные, финансовые и частично законодательные полномочия окончилась неудачей. Когда народные волнения пошли на убыль, осмелевшая королевская власть отвергла требования третьего сословия.
Вражда, существовавшая между дворянами и горожанами, не позволила совещательному органу существенно расширить свои права и полномочия, чего добился английский парламент. К середине XV века значительная часть французского общества согласилась с тем, что монарх имеет полное право на введение новых налогов без согласования этих вопросов с Генеральными штатами. Повсеместное введение постоянного прямого налога принесло в казну хорошие доходы и избавило правителей государства от необходимости согласовывать свою финансовую политику с представителями разных сословий.
К завершению XV века во Франции складывается абсолютная монархия в ее завершенном виде. Сама мысль о том, что власть короля может быть ограничена каким-то органом, в то время становится кощунственной. По этим причинам сам институт Генеральных штатов стал катиться к своему упадку.
Периодом, когда роль этого органа вновь возросла, стало время ведения Гугенотских войн. Королевская власть слабела, поэтому два религиозных лагеря сознательно стремились использовать авторитет штатов в своих целях и интересах. Однако раскол в обществе был слишком велик и не позволял обеспечить созыв такого состава депутатов, решения которых могли бы признать легитимными обе враждующие стороны.
В период полного господства абсолютизма Генеральные штаты оказались не у дел. Генрих IV был абсолютным монархом в полном смысле этого слова. Только на заре своего правления он позволил состояться собранию так называемых нотаблей, депутатов которого назначил сам. Собрание ограничилось тем, что утвердило налоги на несколько лет вперед, а затем попросило короля править страной самостоятельно.
В период с 1614 по 1789 год во Франции не было проведено ни одного заседания Генеральных штатов. Его заседание состоялось только в момент острого политического кризиса, следствием которого стала разразившаяся в стране буржуазная революция. 5 мая 1789 года, в критический для себя момент, король в очередной раз созвал Генеральные штаты. Впоследствии это собрание объявило себя высшим представительным и законодательным органом Франции, вступившей в пору революции.
После окончания буржуазной революции наименование Генеральных штатов давалось некоторым представительным органам. Они рассматривали наиболее актуальные вопросы политической жизни и в какой-то мере отражали общественное мнение.
Порядок проведения заседаний
Каждое из сословий заседало совершенно отдельно от двух других. Совместные заседания проводились всего лишь в двух случаях — в 1468 и 1484 годах. Если в позиции сословий были разногласия, то голосование проводили по сословиям. У каждого имелся только один голос, вне зависимости от того, сколько в нем присутствовало представителей. В таких случаях два первых сословия, как правило, имели перевес над третьим.
Депутаты в парламент выбирались в бальяжах и сенешальствах. Бальяжами во Франции назывались административные округа, которые были введены при короле Филиппе II Августе, правившем в период с 1180 по 1223 годы. Тогда все владения короля были разделены на 20 бальяжей. Сенешальствами назывались округа на юге Франции.
Периодичность созыва Генеральных штатов во Франции не устанавливалась. Этот вопрос решал король, руководствуясь политическими соображениями и другими обстоятельствами. Также он определял продолжительность проведения заседаний и вопросы для обсуждения. Далее рассмотрим, какими они были.
Созыв генеральных штатов
Собрания генеральных штатов требовало общественное мнение без различия партий. И привилегированные, и буржуазия высказывались в смысле необходимости постоянного ограничения королевской власти представителями нации, но понимали самоё нацию неодинаково. Дворянство и высшее духовенство разумели под нацией соединение трех самостоятельных сословий, буржуазия – равноправное гражданство. Привилегированные хотели, чтобы дела решались посословно, так как у них было бы тогда два голоса против одного, но третье сословие, которое по плану Неккера должно было иметь двойное число голосов, требовало поголовного голосования.
Ни Людовик XVI, ни Неккер, собирая генеральные штаты, даже не решили, как же будут совещаться и голосовать депутаты – каждое сословие отдельно или все вместе. Правительство само нашло нужным, чтобы у третьего сословия было двойное число голосов, ища его поддержки в задуманном распространении налогов и на привилегированных, но в то же время оно опасалось слишком оппозиционного настроения третьего сословия по другим вопросам, да и при дворе благоприятствовали старой форме посословных совещаний, как более выгодной для привилегированных. Настояв на созыве генеральных штатов, Неккер, кроме того, не выработал никакой программы, которую правительство могло бы предложить представителям сословий.
Между тем нация, широко допущенная к участию в выборах, выразила свои желания в наказах (cahiers des doléances), которыми она снабдила своих депутатов. Все наказы духовенства, дворянства и буржуазии высказались за превращение генеральных штатов в постоянное учреждение. Третье сословие требовало, помимо того, отмены привилегий высших сословий, которые сами отказывались от изъятия из налогов, но крепко держались за все другие свои права. В наказах третьего сословия высказывалось также желание отменить все феодальные права (одни посредством выкупа, другие безвозмездно, как предполагал Тюрго), но особенно настаивали на этом крестьянские наказы. Наконец, во всех наказах предлагалось множество других реформ (административных, судебных, финансовых и т. п.) и выражались требования веротерпимости, личной неприкосновенности, свободы печати и пр. и пр.
Эмманюэль-Жозеф Сийес. Картина Жака-Луи Давида
Перед выборами и во время выборов вышло также немало политических брошюр, из которых особенный успех имела брошюра аббата Сийеса «Что такое третье сословие?». Свой взгляд автор коротко выразил в трех вопросах и ответах: «Что такое третье сословие? – Все. – Чем оно было до сих пор? – Ничем. – Чем оно желает быть? – Чем-нибудь». Среди избранных в депутаты от духовенства (291) преобладали, составляя около двух третей общего числа, бедные приходские священники, которые были недовольны привилегиями епископов и аббатов и потому настроены были демократически. Между представителями третьего сословия (557) было несколько привилегированных и между ними Сийес и граф Мирабо, уже тогда известный своими оппозиционными сочинениями. Были либерально настроенные и представители дворянства (всех было 270).
Открытие генеральных штатов 5 мая 1789. Картина Огюста Куде, 1839
Королевское заседание 23 июня 1789
Объявленное королевское заседание состоялось 23 июня. Со стороны двора и привилегированных оно должно было быть началом реакции против всего, что совершилось во имя новой идеи нации, и с такою целью к собранию представителей народа была применена форма прежних парламентских lits de justice. Для Людовика XVI сочинили повелительную речь, которую он и произнес в торжественном собрании, в присутствии всех депутатов, но произнес неуверенным голосом человека, поступающего не по собственной инициативе. Решения третьего сословия, как противные законам и государственному устройству, были объявлены уничтоженными; предписывалось сохранять в полной неприкосновенности старое разделение на сословия, запрещалось затрагивать какие бы то ни было права, принадлежащие привилегированным и королевской власти; возвещались кое-какие незначительные реформы и прибавлялось, что если генеральные штаты не окажут поддержки благим намерениям власти, то король один станет трудиться для блага своих подданных и будет считать себя единственным их представителем. «Я приказываю вам, господа, сказал в заключение Людовик XVI, немедленно разойтись, а завтра утром собраться каждому сословию в отведенной для него палате».
Духовные и дворяне повиновались и удалились вслед за монархом, но третье сословие осталось на своих местах. Тогда обер-церемониймейстер Дрё-Брезе возвратился в залу и сказал президенту: «Господа! – вы ведь слышали приказание короля» – на что получил такой ответ от Байи: «Мне кажется, что собравшейся нации нельзя давать приказаний». Мирабо, который ранее прихода Дрё-Брезе сказал речь против оскорбительной диктатуры короля, являющегося лишь уполномоченным (mandataire) нации, и напомнил о присяге не расходиться, пока Франции не будет дана конституция, теперь поднялся с своего места и произнес знаменитые слова: «да, мы слышали намерения, внушенные королю, а вы, который не можете быть его органом перед генеральными штатами, не имея здесь ни места, ни голоса, ни права говорить, вы – не созданы для того, чтобы нам напоминать о его речи. Однако, во избежание всякого недоразумения и всякой проволочки, я объявляю вам (легенда сократила все предыдущее в одну фразу: «идите сказать своему господину»), что если вас уполномочили заставить нас уйти отсюда, вы должны потребовать приказаний, чтобы употребить силу, ибо мы оставим наши места лишь под напором штыков».
Дрё-Брезе удалился из залы, пятясь назад, как бы находясь в присутствии короля, а один бретонский депутат воскликнул: «что это? король говорит с нами, как господин, когда должен был бы просить у нас совета». «Господа! – обратился к собранию Сийес: – вы остаетесь сегодня тем же, чем были вчера: приступим же к прениям». И национальное собрание объявило, что принятые им решения сохраняют всю свою силу, и декретировало неприкосновенность личности депутата под угрозою обвинения в государственном преступлении всякого, кто посягнул бы на эту неприкосновенность.
Ответ Мирабо Дрё-Брезе
При дворе не ожидали такого исхода королевского заседания, Мария Антуанетта радовалась сначала, что все вышло хорошо, и представляя дофина депутатам дворянства, сказала, что вверяет его их охране, но пришло известие о сопротивлении третьего сословия, и настроение изменилось. Задуманный двором государственный переворот против совершившейся революции пришлось признать неудавшимся, и растерявшийся Людовик XVI заявил, что если они (т. е. депутаты третьего сословия) не хотят расходиться, то пусть остаются». Неккера думали было уволить, но теперь король упросил его не покидать своего поста, и популярность этого министра, отсутствие которого в королевском заседании было всеми замечено, сильно после этого возросла. На другой день в залу национального собрания явилось большинство духовенства, а потом вскоре этому примеру последовало незначительное меньшинство дворянства с герцогом Орлеанским во главе. Наконец, по совету Неккера, сам король приказал и другим представителям привилегированных прийти на заседание в общую залу. 27-го июня произошло уже окончательное слияние депутатов духовенства и дворянства с третьим сословием.
Причины созыва
Выражением этого политического компромисса, где у каждой из сторон были свои специфические интересы, явились Генеральные штаты, а также и штаты провинций. Формирование этих институтов явилось началом трансформации французского государства из феодальной в сословно-представительную монархию.
К основным причинам созыва первых Генеральных штатов в 1302 году Филиппом IV по прозвищу «Красивый» относятся следующие:
- Неудачи в войне с Фландрией.
- Большие трудности в экономическом развитии страны.
- Конфликт короля с Бонифацием VIII, римским папой.
Если быть до конца точными, то указанные события были, скорее, поводами, а истинная причина – это описанные выше предпосылки к созданию сословно-представительного учреждения общенационального масштаба, объясняющиеся объективными закономерностями развития французского монархического государства.
На первом съезде Генеральных штатов претензии папы римского на роль высшего арбитра в светских делах были отвергнуты. Здесь было заявлено, что в этой области король может зависеть только от самого Бога. Каковы же были функции и структура этого органа?
Предпосылки формирования сословно-представительной монархии в России
Замечание 1
Русское централизованное государство оформилось к концу XV – началу XVI вв. В результате глубоких, протекающих с середины XVI в. политических и социально-экономических изменений в России сформировалась особая форма правления периода развитого феодализма – сословно-представительная монархия.
Сословно-представительная монархия как форма феодального государства соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она сложилась в результате продолжительной борьбы царей и великих князей за укрепление централизованного государства. Власть царя еще не была настолько сильной, чтобы стать абсолютной. Монархи со своими сторонниками боролись с верхами феодальной аристократии (крупными боярами и удельными князьями), противодействующими централизованной политике московских монархов.
Замечание 2
Основная характерная особенность сословно-представительной монархии заключается в опоре царя на органы, созданные из представителей разных сословий, в основном, господствующих (духовных и светских феодалов).
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Главными факторами возникновения сословно-представительной монархии в России стали экономические и политические предпосылки.
Экономические предпосылки формирования сословно-представительной монархии:
- специализация мануфактурного и ремесленного производства;
- разделение труда между отдельными территориями и районами государства;
- для ограничения или ликвидации монастырского землевладения необходимо было усиление власти монарха;
- рост оброка и барщины требовали укрепления власти помещиков;
- для образования единого рынка стало жизненно необходимым преодолеть пережитки феодальной раздробленности;
- для объединения страны необходимо было избавиться от системы кормлений;
- расширение международных торговых отношений;
- развитие внешнеторговых отношений требовало ликвидации Великого княжества Литовского и Казанского ханства.
Наблюдается расширение бюрократического аппарата на местах, увеличение на его содержание государственных расходов, появляется необходимость в поиске новых источников финансирования органов власти и военных формирований. Для этого царь вводит в состав Земских соборов торговых людей, обеспечивая себе при этом постоянную денежную поддержку со стороны крупного купечества и торгового класса для организации ополчения.
Основные политические предпосылки формирования сословно-представительной монархии:
- Внешнеполитические предпосылки. Появление нового высшего органа правления государства — Земских соборов. У царя появилась возможность посредством соборов проводить собственную политику вне зависимости от Боярской думы (торговые отношения с другими государствами, ведение войны и др.). Снижается роль Боярской думы в управлении государством.
- Внутригосударственные предпосылки. Московское восстание горожан 1549 года послужило толчком к созыву Земского собора. Монарх рассчитывал разрешить конфликт путем привлечения к государственному управлению как дворянских и боярских слоев населения, так и представителей других сословий. Возросшая численность и плотность населения, увеличение территории страны, вызывало необходимость реорганизации власти на местах.
Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарат не могла обеспечить нужный уровень государственного управления. Боярское управление показало всю необходимость усиления власти монарха.