Екатерина фурцева

Оглавление

Самоубийство ли?

После того как не стало Екатерины Фурцевой, деятели культуры начали с упоением говорить о том, что она якобы отравилась. Конечно, это очередное вранье. Сегодня СМИ даже не могут удосужиться посмотреть в архив, чтобы понять, что Екатерина Фурцева умерла своей смертью, им это не интересно. Главное есть, что смаковать и предполагать.

Ирина Михайловна, вдова В.В. Гришина:

Вы знаете, в связи с Фурцевой я могу поведать весьма любопытный штрих. Буквально за день до ее кончины мы встретились с ней в кремлевской больнице. Там лежала в очень тяжелом состоянии мама Виктора Васильевича, и я ее навещала. В коридоре встретились с Екатериной Алексеевной. Мы были знакомы, одно время даже вместе жили на даче. Она меня спросила, по какому поводу я здесь, а я ее спросила о том же. «У меня что-то с сердцем плохо, болит…» Повторяю, это было сказано за день до смерти. Так вот, мне кажется, что Фурцева все-таки умерла своей смертью.

(Из разговоров с вдовой первого секретаря МК компартии В.В. Гришина ноябрь 2000)

Виталий Вульф:

Оснований говорить, что Екатерина Алексеевна покончила с собой, нет – это фантазии. Ее дочь рассказывала мне, что «скорая помощь» приехала при ней и врачи установили у Фурцевой сердечную недостаточность, от которой она и умерла. А документальные фильмы, где об этом серьезно говорят, бездоказательны. Тот сериал, что показывали на Первом канале, вообще неубедительная вещь – о ее взаимоотношениях с партийными руководителями сегодня никто не знает, актриса, играющая Фурцеву, не имеет к ней никакого отношения, поскольку даже по-человечески она слишком мелкая, а Екатерина Фурцева была очень масштабным человеком.

Ни до нее ни после никто из министров культуры СССР и РФ не добился и доли того, что сделано было при ней.

Фильмы, которые снимались при Фурцевой мы до сих пор с удовольствием смотрим, эти фильмы снимались при той самой цензуре, которую все деятели культуры так ненавидели!

Пост опубликован: 28.02.2020

Память

  • 2004 — в Москве на доме № 9 по Тверской улице открыта мемориальная доска.
  • 7 декабря 2006 московской городской библиотеке № 4, существующей с 1919 года, было торжественно присвоено имя Екатерины Фурцевой. Наследниками Фурцевой в библиотеку переданы её документы, фотографии и личные вещи. Библиотеку украшает мозаичный портрет Фурцевой работы русско-французской художницы Нади Леже.

Документальные и художественные фильмы

  • «Женщина на Мавзолее» (2004) (режиссёр — Галина Долматовская).
  • «Екатерина Фурцева. Женская доля» (2005, Россия).
  • «Утёсов. Песня длиною в жизнь». Художественный сериал (2006). В роли Фурцевой — Элеонора Шашкова.
  • «Кремлёвские похороны. Екатерина Фурцева». Документальный фильм из цикла «Кремлёвские похороны», НТВ.
  • «И примкнувший к ним Шепилов». Художественный фильм (2009). В роли Фурцевой — Ирина Чериченко.
  • «Екатерина Третья». Художественно-документальный фильм (2010). В главной роли — Евгения Дмитриева.
  • «Фурцева». Художественный сериал (2011). В главной роли — Татьяна Арнтгольц (в молодости) и Ирина Розанова (в зрелости).
  • «Глаз божий». Художественно-документальный фильм (2012). В роли Фурцевой — Татьяна Яковенко.
  • «Женщины, мечтавшие о власти. Екатерина Фурцева». Документальный фильм.
  • «Как уходили кумиры. Екатерина Фурцева». Документальный фильм.
  • «Людмила». Биографический сериал о Л. Зыкиной (2013). В роли Фурцевой — Дарья Михайлова.
  • «Палач». Художественный сериал (2014). В роли Фурцевой — Людмила Степченкова.
  • «Паук». Детективный сериал (2015). В роли Фурцевой — Ирина Фролова.
  • «Людмила Гурченко». Биографический сериал (2015). В роли Фурцевой — Юлия Чебакова.
  • «Рождённая звездой». Художественный сериал (2015). В роли Фурцевой — Тамара Акулова.
  • «Эти глаза напротив». Художественный сериал (2015). В роли Фурцевой — Лариса Домаскина.
  • «Таинственная страсть». Художественный сериал (2016). В роли Муромцевой (прототип — Фурцева) — Людмила Степченкова.
  • «В созвездии стрельца». Художественный сериал (2015). В роли Фурцевой — Ольга Тумайкина
  • «Магомаев». Художественный сериал (2019). В роли Фурцевой — Алёна Ивченко.

То, что скрыто

Самый первый ее брак продлился всего три месяца. В 1931 году, в бытность свою секретарем Кореневского райкома комсомола в Курской области, Екатерина Фурцева вышла замуж за плотника из Коренево. Имя его, раскопавшие этот факт, кореневские краеведы не разглашают.

Согласно официальной биографии, Фурцева была замужем дважды.

Первым (точнее, вторым) ее мужем стал летчик Петр Иванович Битков, за которого она вышла замуж в 1935 году. Тогда летчики были очень в моде, и совсем неудивительно, что молодая Екатерина Фурцева увлеклась видным, мужественным Битковым. Однако, брак не принес ей счастья. В 1941 году, уйдя на фронт, он, как это часто бывало с офицерами на войне, увлекся другой, и не вернулся к Екатерине, несмотря на то, что у них была дочь.

В 1956 году она вновь вышла замуж. Ее избранником стал Николай Павлович Фирюбин. В это время Екатерина Фурцева работала в московском партийном аппарате, у ее подчиненного Фирюбина была семья, и роман по этой причине носил несколько скандальный характер. Разводы и вторичные браки людей, занимающих видное положение, совсем не поощрялись. Однако, свадьба все же состоялась. Впрочем, счастье длилось недолго. Вскоре Фирюбина назначили послом в Чехословакию. Сопровождать супруга в качестве «жены посла» Фурцева не пожелала, у нее успешно развивалась собственная карьера. Но, несмотря на все сложности, брак сохранился. Современники говорили, что Николай Павлович имел склонность помыкать женой и вел себя с ней подчас чересчур резко, компенсируя, вероятно, тот факт, что занимал более низкое служебное положение, чем она.

Детство и юность

Родилась Фурцева зимой 1910 года в Тверской области, в деревушке под Вышним Волочком. Выросла в рабочей семье. Отца Екатерина не помнила: Алексей Фурцев погиб на фронтах Первой мировой войны. Мама, работница ткацкой фабрики, ставила дочь на ноги без посторонней помощи.

Екатерина Фурцева в молодости (средняя в нижнем ряду)

Девушка окончила школу-семилетку и в 15 устроилась работать на предприятие, где трудилась мама. Если бы не волевой характер и острый ум Кати, она бы повторила судьбу Матрены Николаевны, которую любила и побаивалась. Но Екатерина Фурцева вырвалась из замкнутого круга нищеты и серых будней, вычеркнув из биографии грохочущие станки, раннюю глухоту и старость в провинции.

Комсомолка и спортсменка

Екатерина Алексеевна выросла в городе Вышнем Волочке, происходила из простой рабочей семьи. Отец Алексей Гаврилович погиб на полях сражений Первой мировой, мать Матрёна Николаевна трудилась ткачихой на фабрике. Маленькая Катя появилась на свет 7 декабря 1910 года.

Умная и активная девушка с 14 лет состояла в комсомольской организации. После окончания семилетней школы в 1928 году Катя пошла работать. В течение двух лет работала на текстильной фабрике родного города вместе с матерью. В 1930 году стала членом ВКП(б), до 1933 года занималась комсомольской работой в Курской области и Феодосии. Уже тогда Фурцева проявила себя отличным организатором, способным проявлять твёрдость и жёсткость, если это было необходимо. Работая в Крыму, она часто посещала базу планеристов в Коктебеле, помимо планерного спорта увлекалась плаванием. Здесь она познакомилась с будущим великим конструктором Сергеем Павловичем Королёвым.

В 1933-1938 годах Екатерина обучалась в Московском институте тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова, была секретарем институтского комитета комсомола, а затем и секретарем парткома. С 1935 года девушка была членом ЦК ВЛКСМ. Тогда же она вышла замуж за лётчика Петра Биткова, у пары родилась дочь Светлана. Второй брак Фурцевой состоялся в 1956 году, она стала женой дипломата Николая Фирюбина.

На московской партийной вершине

Партийная карьера будущего министра поначалу была по-настоящему блестящей. Начало Великой Отечественной войны Екатерина Алексеевна встретила в Москве, участвовала в организации обороны города. В два первых военных года она стояла во главе Куйбышевского горкома партии, с 1942 года и вплоть до 1950 года была вторым, а затем первым секретарем Фрунзенского райкома партии в Москве. В 1950 году перешла в Московский горком КПСС, которым тогда руководил Никита Сергеевич Хрущёв, симпатизировавший Фурцевой. Здесь она работала сначала вторым секретарём, курируя вопросы культуры, науки и идеологии, а затем в 1954-1957 годах – и первым секретарём, получив это назначение от нового первого секретаря ЦК партии Хрущёва.

Для 43-летней Екатерины Алексеевны это была очень высокая должность, которую в СССР никогда ни до, ни после Фурцевой не занимала женщина. В июне 1957 года при попытке некоторых членов Президиума сместить Хрущёва верная соратница была среди тех, кто активно поддержал Никиту Сергеевича. В награду 29 июня 1957 года она вошла в высшее руководство страны – Президиум ЦК КПСС, где кроме неё опять-таки не было ни одной представительницы прекрасного пола.

Во главе столичного горкома, а в 1956-1960 годах и в должности секретаря ЦК Екатерина Алексеевна вела активную работу. При ней были возведены новые здания театров, среди которых Театр им. Моссовета и Театр оперетты, новые кинотеатры и медицинские центры, были сооружены спорткомплекс «Лужники», «Детский мир», книжный магазин «Москва», проводилась реконструкция ВДНХ, широко велось строительство новых жилых площадей. Екатерина Алексеевна была куратором Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года. При ней в столице стал проходить ряд международных конкурсов, среди них конкурс имени П.И. Чайковского, Московский международный кинофестиваль, в 1955 году прошла выставка Дрезденской галереи.

При всей своей загруженности Фурцева не оставляла активных занятий спортом, следила за модой и всегда старалась выглядеть эффектно. Нужно отметить, что она была отличным оратором: тщательно готовившая свои выступления, Екатерина Алексеевна всегда держалась перед публикой уверенно и свободно, заражая своей живостью, эмоциональностью и артистичностью.

Майя Плисецкая

Все знали, в том числе и власти, что она гениальная балерина. Поэтому и выпускали ее на запад, поэтому ее Фурцева и оберегала, как могла. Все ее балеты, в том числе и Кармен, разрешили, власти ей дали все что можно было получить в те годы. Плисецкая единственная из деятелей культуры, кто был вхож в дом Фурцевой, у ее гроба она пела ей дифирамбы, как не стало СССР она ее полила помоями. Когда об этом в своей передачи «Серебрянный шар» рассказал Вульф, Плисецкая позвонила Вульфу начала орать и говорить, что он работает на КГБ. На дворе был 2000 год!

Цитирую В.Вульфа:

— Видимо, тогда было совсем не смешно.

— Меня обвинить в сотрудничестве с КГБ?! Я воспитывался в очень строгой семье. Поколение моих родителей жило в постоянном страхе. Два маминых брата были расстреляны, тетки отсидели в лагерях. В то время читать Ахматову считалось преступлением! Меня так опекали родители, что не пускали одного гулять во двор до седьмого класса! Я учился музыке, английскому и читал. А тут КГБ…

На канале ТВЦ вышла передача «Черный список» Фурцевой, который с копипастили все желтушные СМИ. Естественно, никто даже не додумался заглянуть в биографии артистов, о которых шла речь в этом фильме.

«Привет» от личной жизни

Естественно, взлёт любой успешной женщины традиционно принято объяснять романами с высокопоставленными покровителями. Не избежала подобных пересудов и Фурцева. И в её первом браке с лётчиком Петром Битковым сплетники могли найти для этого достаточно оснований. Ходили упорные слухи, что настоящим отцом её дочери Светланы был вовсе не Битков, многие вспоминали, что он сам в неофициальных беседах жаловался на неверность супруги. Закончилось всё тем, что вернувшийся с войны Битков объявил, что нашёл себе новую, верную, жену. Совсем неудачным для Фурцевой вышел и второй брак, с дипломатом Николаем Фирюбиным. Его выбор отчасти был вызван корыстными мотивами — благодаря влиянию Фурцевой он быстро стал заместителем министра иностранных дел СССР. Однако, достигнув цели, быстро охладел к супруге, которая в последние годы жизни жаловалась подругам на едва ли не открытые измены мужа. «Кате очень тяжело, жизнь с Фирюбиным у неё не сложилась, она очень страдает», — вспоминала о высокопоставленной подруге-министре певица Людмила Зыкина.

Министр культуры

Министром культуры Екатерину Алексеевну назначили в 1960 году. На этом посту Фурцева проработала до смерти. Мнения о личности министра и стиле руководства полярны. Екатерину Фурцеву обвиняют в непонимании искусства, особенно музыки и живописи. А то, что чиновница не понимала, она запрещала.

Екатерина Фурцева и Федор Шаляпин

Так советская молодежь лишились удовольствия наслаждаться вживую выступлениями «Битлз» и «Роллинг Стоунз» – Фурцева не дала разрешения на их гастроли в СССР. Театралы не увидели спектакля Юрия Любимова «Живой» на Таганке. Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской пришлось покинуть страну за то, что приютили Александра Солженицына. Музыканту за такой проступок по указанию министра культуры не давали сцены.

Екатерина Фурцева в окружении «звезд» советского кинематографа

И все же список добрых дел Екатерины Фурцевой длиннее. Благодаря министру в середине 1950-х в Советском Союзе прошли выставки Дрезденской галереи, а в 1960-х поклонники живописи наслаждались полотнами Святослава Рериха и Фернана Леже. В 1974-м в Третьяковской галерее состоялась выставка работ Марка Шагала. 

Екатерина Фурцева на художественной выставке

В том же году в страну Советов прибыли картины французских импрессионистов и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. В 1960-х слух советских меломанов услаждали пение Ива Монтана и Симоны Синьоре, музыка оркестра Бенни Гудмена, а в 1974-м в Большом театре выступили оперные исполнители «Ла Скала».

Екатерина Фурцева и Леонид Брежнев

Особенной любовью Екатерины Фурцевой пользовались театр и кинематограф. В 60-е годы в столице прошла неделя французского и итальянского кино. Артисты БТ отправились на гастроли в Америку, а мхатовцы выступили на сценах Англии, Франции, США и Японии. Фурцевой удалось убедить Юрия Андропова, чтобы КГБ не влияло на решения о гастролях артистов и деятелей культуры за границу.

Джина Лоллобриджида, Юрий Гагарин, Мариза Мерлини, Екатерина Фурцева

В годы правления Екатерины Фурцевой созданы Театр эстрады, Дворец творчества детей и юношества на Ленинских горах, концертный зал «Россия», Театр на Таганке и Цирк на Вернадского. В новые здания перебрались МХАТ, Театр оперетты и Театр имени Моссовета. Благодаря Фурцевой не закрыли «Современник», она содействовала рождению Театра-студии Олега Табакова.

Екатерина Фурцева – яркая личность, о которой снято немало фильмов. В 2011-м на экраны вышел сериал Сергея Попова «Фурцева. Легенда о Екатерине». Юную Катю Фурцеву сыграла Татьяна Арнтгольц, а в образе министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой появилась Ирина Розанова.

Татьяна Пилецкая

Она хоть и много снималась в кино, однако в советское время подняться выше первой ступеньки — звания заслуженной артистки РСФСР, полученном в 1977 году к юбилею — не смогла. Но в нынешнее время, когда звание народного артиста России дают даже таким, как телевизионный затейник Якубовичу с «Поле чудес», это звание получила и она.

Однажды в правительственной «Российской газете» артистка поведала, что фильм, повествовавший о любви далеко не молодого композитора к юной девушке, после которого Пилецкая обрела известность, первоначально назывался «Знакомые судьбы». Но, говорит, «министр культуры Фурцева возмутилась: «Что значит знакомые? У нас, что, все девушки такие? Нет, пусть уж лучше будет «Разные судьбы». Ей никто возражать не смел». Ну, во-первых, подумаешь, какой деспотизм, какая тирания — министр захотела другое заглавие. Но мадам помнит сей акт деспотизма всю жизнь. А, во-вторых, фильм этот — 1956 года, Фурцева тогда не была министром. В чём же дело? Да просто Пилецкая принадлежит к той среде, в которой считается обязательным хаять все советское, в том числе и всех министров. К этой же среде принадлежать большинство деятелей культуры, к сожалению.

Валерий Ободзинский

Первые пластинки его вышли в 1966 году. 7 сборных альбомов. В 1967 году он ездил по СССР со своими концертами. Его знала вся страна. С 1967-1973 он солист Донецкой филармонии. Вход на Центральное телевидение для него закрыл С.Лапин (председатель гостелерадио СССР) к Минкультуре повторяюсь это не имело никакого отношения С 1973-1977 выступает вместе с ВИА Верные друзья.

Администратор певца Павел Шахнарович:

Мы даём за 10 дней 14 концертов, аншлаг, плюс ещё процентов 20 продаём входных. Официальная концертная ставка у него была 13 рублей 50 копеек плюс всякие надбавки. В итоге получалось около 40 рублей за концерт. В зените своей славы Ободзинский зарабатывал в 10 раз больше секретаря обкома партии. Причём часть концертов оформлялась официально, а часть — из «фондов» местной филармонии. Конечно, такие вещи не поощрялись. Поэтому вместо заслуженного артиста России ему дали заслуженного артиста Марийской АССР

Дальнейшая творческая судьба певца сложилась неблагополучно. Стремление заработать в то время не приветствовалось, более того, пошли слухи, что певец очень недоволен своими доходами и собирается покинуть страну. Всё это привело к тому, что его выступления стали исключать из концертных и гастрольных программ. Попытка организовать гастроли в США также оказалась неудачной. После этого начались проблемы с алкоголизмом.

На культурном фронте

Хрущёв со временем подзабыл большие заслуги Фурцевой в сохранении за ним власти в стране. Когда 5 мая 1960 года Екатерина Алексеевна возглавила министерство культуры, она ещё оставалась членом высшего руководства, но уже в октябре 1961 года Хрущёв вывел её из Президиума ЦК, а сменивший его в 1964 году Леонид Брежнев был категорически против присутствия женщин в своём Политбюро, но с поста министра, как многих хрущёвских выдвиженцев, увольнять не стал. В итоге Фурцева прослужила на должности главы культурного ведомства более 14 лет. Мнения об этом этапе её деятельности были различны

Кто-то из обиженных работников культуры обвинял ее в непонимании искусства, а те, кому она помогала, называли её Екатериной Третьей, считая, что в качестве министра культуры она сделала очень много важного

Да, Фурцева не разрешала гастроли в СССР различных зарубежных музыкальных групп, не пропускала некоторые постановки в театрах. Но не стоит забывать, что зачастую она шла в обход цензуры, беря на себя всю ответственность в спорных случаях. И сделано при ней было гораздо больше, чем запрещено или разрушено.

Екатерина Алексеевна очень много сил отдавала организации культурного обмена между Советским Союзом и другими странами. При ней был впервые проведен Международный конкурс артистов балета (1969). Впервые же в СССР проводились недели европейского кино, выставки египетских древностей (1973), работ Святослава Рериха (1960) и Фернана Леже (1964), «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1974) в Пушкинском музее, выставка Марка Шагала в Третьяковской галерее (1974), экспозиция музея «Метрополитен» из Нью-Йорка (1974). Было множество музыкальных событий: гастроли Ива Монтана и Симоны Сеньоре (1963), оркестров Бенни Гудмена (1962) и Дюка Эллингтона (1971), миланского оперного театра «Ла Скала» (1964). Также шел и обратный процесс: Большой театр побывал на гастролях в США, МХАТ им. М. Горького гастролировал по Европе, Азии и Америке, выставки Пушкинского музея и Третьяковки прошли в Японии.

При Фурцевой в нашу страну были возвращены многие произведения из наследия семейства Рерихов, а также художника Савелия Сорина. По её инициативе в воюющем с США Северном Вьетнаме была создана киношкола, заложившая там основы киноискусства. Сейчас это Вьетнамский институт кинематографии.

Екатерина Алексеевна продолжила и характерную для неё раньше линию на создание новых культурных пространств. Благодаря ей появились Театр на Таганке (1964) и Детский музыкальный театр Наталии Сац (1965), Цирк на проспекте Вернадского (1971) и Концертный зал «Россия» (1971). Новое здание по примеру Театра оперетты и Театра им. Моссовета получили «Современник» и МХАТ (1973). С подачи министра в начале 1960-х появились Высшие сценарные курсы и Городской Дворец творчества детей и юношества на Ленинских горах, в 1967 году были открыты музей-квартира и дом-мастерская художника Павла Корина, а также возведено новое здание Московского академического балетного училища Минкультуры СССР.

При Екатерине Фурцевой произошел ряд важных назначений. Так, знаменитый хореограф Юрий Григорович стал балетмейстером Большого театра (1964), Анатолий Эфрос стал во главе Театра на Малой Бронной (1967), Олег Ефремов возглавил МХАТ (1970), Марк Захаров – Ленком (1973), Борис Равенских – Малый театр (1970).

Интеллигентная и яркая, сильная и небезразличная, горевшая работой и оставившая значительный след в культурной истории нашей страны Екатерина Фурцева скончалась от острой сердечной недостаточности в ночь с 24 на 25 октября 1974 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь

У Екатерины Фурцевой первым мужем был лётчик Пётр Битков. С ним она прожила 5 лет и родила дочь, которую назвала Светланой. Причина для развода стала банальной – Супруг встретил другую женщину. Но у Фурцевой был влиятельный покровитель – Богуславский. Говорили, что он же был любовником Екатерины Алексеевны.

Летчик Битков показался ей более надежным — в 1935 году они расписались, а шесть лет спустя он ушел на фронт. Много лет Екатерина не могла забеременеть, она с ненавистью и болью глядела на счастливых мамаш с толстощекими карапузами. И в самый неподходящий момент поняла, что носит под сердцем малыша. Кругом — война, голод, смерть. Вестей от мужа давно не поступало — а вдруг он погиб?.. В отчаянии Екатерина даже решилась на подпольный аборт. Но мать отговорила: «И думать не смей! Я тебя одна тянула — и ты выдюжишь. Я помогу!»
В 1942 году Екатерина родила дочь Светлану, названную в честь дочери Сталина. В том же году в отпуск приехал Петр, целый и невредимый. Но младенцу на руках у жены не обрадовался — из-за слухов, якобы Фурцева родила его от любовника. Битков объявил, что подает на развод: на фронте он встретил другую. Екатерина собрала скромные пожитки и покинула комнатенку мужа.

В 1956 году Фурцева предприняла последнюю попытку с одобрения Никиты Хрущёва построить свое женское счастье и вышла замуж за дипломата Николая Фирюбина. Очевидцы вспоминают, как она, занимающая такие высокие посты, заискивала перед мужем и стремилась ему во всем угодить. Вероятно, снова включился ее страх быть брошенной. Супруг пользовался ее положением и связями и вовсю изменял — сначала тайно, потом открыто. Фурцева делала вид, что не замечает.
Матрена Николаевна сдержала слово — забрала к себе внучку, а Екатерина целиком отдалась политической карьере. Дружба с Никитой Хрущевым Фурцевой в этом помогала — поговаривали даже, что у них был роман.

Интересные факты

Актер Борис Ливанов

Екатерина Фурцева спасла Никиту Хрущева от переворота, когда генсека голосованием хотели отстранить от дел. Она вызвала подкрепление и не дала сместить Никиту Сергеевича. В 1961 году Хрущев «отплатил» Екатерине Фурцевой, унизив и убрав ее из Президиума ЦК. Чиновнице отключили правительственную связь и отобрали дачу. Женщина вскрыла вены в ванной, но ее спасли.

Екатерина Фурцева и Никита Хрущев

  • Поговаривают, что Екатерина Фурцева сделала пластическую операцию. Она следила за собой, ежедневно делала гимнастику, играла в теннис. Искусствовед Анатолий Смелянский в мемуарах писал, что чиновница симпатизировала Олегу Ефремову и кокетничала с ним.
  • По словам Юрия Никулина, благодаря Фурцевой комедия «Кавказская пленница» вышла в прокат. Владимир Этуш играл товарища Саахова, но обнаружилось, что фамилия парторга «Мосфильма» – Саков. Готовую ленту не выпускали, заставляя переозвучить, изменив фамилию. Никулин пожаловался министру, и та решила проблему одним звонком.

Министр культуры

В 1949 году Хрущев представил свою подругу Сталину, и та ему понравилась. После смерти вождя Никита Сергеевич встал у руля партии и назначил Фурцеву первым секретарем Московского горкома КПСС, а затем и секретарем ЦК КПСС, где она была единственной женщиной. Позже ее понизили до министра культуры СССР.

С 1960 года и до самых последних своих дней Екатерина Алексеевна была бессменным министром культуры. Так стремительно развивалась её биография по комсомольской и партийной линии. Не все были довольны работой министра, не понимая, почему Фурцева многое держала под запретом. Приписывали это тому, что Екатерина Алексеевна была не компетентна во многих областях живописи и музыки.
Гастроли некоторых зарубежных групп были запрещены. Пострадали от жёсткой цензуры Юрий Любимов, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Но именно благодаря Фурцевой советские люди смогли увидеть выставочные экспонаты из Дрезденской галереи. Полотна Рериха, Леже, Леонардо да Винчи и Марка Шагала экспонировались в Третьяковке. В Большом театре пели Ив Монтан, Симона Синьора, оперные певцы из «Ла Скала».
Министр культуры Фурцева особенно благоволила театру и кинематографу. На территорию СССР приезжали зарубежные актёры, а советские популярные артисты отправлялись гастролировать за границу. При новом министре культуры построили Театр эстрады, знаменитый концертный зал с говорящим названием «Россия», Театр на Таганке, на проспекте Вернадского обосновался Цирк, были построены новые храмы для МХАТа, Театра оперетты и для Театра Моссовета. Екатерина Алексеевна продлила век существования «Современника», разрешила открытие Олегу Табакову его Театра-студии.
Чтобы увековечить память Екатерины Алексеевны, сняли несколько фильмов. В одном из них роль женщины-легенды доверили сыграть Татьяне Арнтгольц и Ирине Розановой.
Конечно, Екатерине приходилось нелегко: нужно было доказывать, что она не хуже мужчин, бороться с пренебрежительным к себе отношением. Есть исторический анекдот: когда Жуков узнал, что снят Хрущевым с поста министра обороны, то спросил: «А кого назначили?» — «Малиновского». — «Ну, это еще ничего, а то я подумал — Фурцеву».
Екатерина Алексеевна была недурна внешне и всегда следила за собой. Скорее всего, из зависти и злости мужчины называли ее «ткачихой», а женщины «Мальвиной», но в нее влюблялись, ее стиль копировали. Фурцева укладывала в модную прическу локоны, носила стильные туфли и приталенные жакеты от Шанель. Ходили слухи, что она первой в СССР сделала пластическую операцию. Советы по поддержанию красоты ей давала подруга, актриса Любовь Орлова.

Из-за предательства Хрущева Екатерина Фурцева вскрыла себе вены. Спасли ее чудом…

Вскоре Екатерина Алексеевна стала жертвой политических интриг и попала в опалу. В 1961 году ее выкинули из Политбюро, отобрали ведомственную дачу, машину, лишили привилегий. Но главное — Хрущев позабыл о дружбе, ее преданности и устроил публичный разнос, вопя про «бабские капризы» и «климакс».
…Она не помнила, как пришла домой, наполнила ванну и погрузилась в воду. Лезвие скользнуло по венам, вода окрасилась в алый цвет. В тот раз ее спасли, но глубокая депрессия и разочарование остались: они съедали Екатерину изнутри.
В 1963-м дочь Фурцевой родила девочку. Новоиспеченная бабушка стояла под окном кремлевского роддома почти час, но ее не пустили в палату. «Не положено! — рявкнула охранница. — Много вас тут министров ходит!» Ничего не ответив, Фурцева села в машину и уехала домой.
Екатерине Алексеевне и позже не разрешали видеться с внучкой. «Дайте ей мою фамилию, это ей поможет!» — попросила она дочь. Время шло, полетела голова Хрущева, а Фурцева на своем посту удержалась — и это при том, что Брежнев терпеть не мог женщин-политиков. Она продолжала служить стране и всегда сохраняла лицо: бывала на приеме у королев, общалась с мировыми звездами, не боялась фотографироваться с голливудскими дивами — выглядела не хуже!
…Гуляя в шляпке с вуалью по московским улочкам, Фурцева прятала в кармане фляжку с алкоголем, а в душе — боль. Ходили слухи, что ее дни на посту министра культуры сочтены. Она снова осталась одна. Все, кого она любила, ее предали: мужья изменяли, друзья уходили, политики вонзали нож в спину, дочь занята своей новой любовью, даже мать, и та предала — умерла, когда Екатерина так сильно нуждалась в ее поддержке.

Мать и отец

Если верить Юлии Матюхиной, автору книги «Фавориты правителей России», биологическим отцом Светланы был донской казак Петр Иванович Битков. С ним Екатерина Фурцева познакомилась еще в 1930 году в Саратове. Фурцева-старшая работала в комсомольском отделе авиационного техникума, которым и руководил Петр Битков. Поэтому неудивительно, что между молодыми людьми завязался роман: слишком много общих интересов у них было. Несмотря на то, что влюбленные так и не вступили в официальный брак, они прожили счастливо 11 лет. Все изменила война. Битков ушел на фронт одним из первых.
В тот момент Екатерина ждала ребенка. Правда, Фурцева сомневалась в том, что действительно хочет рожать, но мать ее уговорила оставить все, как есть. Малышка появилась на свет уже в эвакуации в Куйбышеве в 1942 году. Екатерина назвала девочку Светланой в честь дочери Сталина. Об этом она написала в письме Биткову, текст которого приведен в книге Анны Ярошевской «Екатерина Фурцева». Однако ответа Фурцева так и не получила. Петр приехал к ней сам и сообщил, что встретил другую женщину. Впоследствии он пусть и изредка, но навещал Светлану и даже приходил посмотреть на внучку. Интересно, что после смерти Екатерины Фурцевой Битков начал утверждать, что всегда любил только ее.

Оценки деятельности

С большим уважением о Фурцевой в своём интервью отзывается Леонид Борткевич («прекрасная женщина, интеллигентная, красивая, женственная, она не была похожа на чиновника, с ней можно было выпить коньячку, с ней можно было поговорить о театрах…»).

Под запрет попадали и многие театральные постановки, например, спектакль «Живой» Театра на Таганке по повести Бориса Можаева (1969).

На одной из встреч с артистами Фурцева пропагандировала хрущёвскую идею замены профессионального искусства участниками художественной самодеятельности, к тому же бесплатно. Её прервал Борис Ливанов: «Екатерина Алексеевна, вы пошли бы к самодеятельному гинекологу?». Эта тема прозвучала в фильме «Берегись автомобиля», режиссёр народного театра (его играет Евгений Евстигнеев) произносит: «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят…театры профессиональные! И это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того, актер должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка».