Философский пароход

Оглавление

Репрессии до 1922 года

В 1921 году арестовали членов Помгола, после чего были высланы его создатели и активные члены: Е. Кускова и С. Прокопович. Эта организация занималась тем, что помогала людям, которые голодали. Но она, к несчастью, завоевала значительный авторитет у населения и потому показалась власти опасной. Членам ее предъявлены были обвинения в шпионаже — тактика, позднее подхваченная и развитая И. Сталиным. Большевистская власть, таким образом, освобождалась очень активно от интеллигенции, мыслящей независимо, хотя она и не была ее политическим противником и не намеревалась бороться за власть. К этому времени уже разгромили политическую оппозицию, которую составляли меньшевики и эсеры — бывшие союзники большевиков, участвовавшие в подготовке и проведении революции. Часть из них была безжалостно расстреляна, другая — выдворена из страны или помещена в лагеря.

Русская эмиграция — изгнанные гении

Советские лидеры по-разному говорили об оппозиционно настроенной интеллигенции. Однако взгляды представителей большевистской элиты объединяло желание выслать из страны контрреволюционных учёных. К примеру, Владимир Ленин так писал Феликсу Дзержинскому: «К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим… Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно, и систематически и высылать за границу». Также в историю вошло выражение Льва Троцкого, касающееся людей с философского парохода: «Расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

Розыском оппозиционных интеллигентов занимался Дзержинский и подчинённые ему люди. В результате контрреволюционной кампании большевики репрессировали 225 человек, 67 из которых отправились в изгнание. Арестами и допросами представителей цвета русской нации часто занимались неграмотные люди. Философ и публицист Михаил Осоргин вспоминал: «За исключением умного Решетова, все эти следователи были малограмотны, самоуверенны и ни о ком из нас не имели никакого представления; какой-то там товарищ Бердяев, да товарищ Кизеветтер, да Новиков Михаил…». «Одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм, по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок» — таков небольшой список вещей, которые изгнанникам разрешали взять с собой в путь. Драгоценности, даже нательные кресты, вывозить за пределы РСФСР строго запрещалось.

Пароход, открывший список «философских», отошёл от Платоновского мола одесского порта в сторону Константинополя 17 сентября 1922 года. На борту корабля были два человека, которых принудили отправиться в путешествие. Первый — историк Антоний Флоровский; второй — учёный Борис Бабкин, занимавшийся изучением физиологии.


Пароход «Oberbürgermeister Haken». (wikipedia.org)

Мало кто знает, что буквально спустя шесть дней после отплытия первого философского парохода, 23 сентября, поездами Москва—Рига и Москва—Берлин за пределы РСФСР отправили экономистов, социологов, мыслителей. Однако наиболее предпочтительным способом высылки оппозиционных интеллигентов оставался корабль. В конце всё того же месяца, 29 сентября, из Петрограда в Штеттин отправился пароход Oberbürgermeister Haken («Обербургомистр Хакен»). На его борту оказались крупнейшие представители русской философии 20-го столетия — Николай Бердяев, Иван Ильин, Семён Франк, Сергей Трубецкой и многие другие. Также на корабле находился один из самых выдающихся инженеров в истории человечества, первопроходец в области телевидения Владимир Зворыкин. Подавляющая часть учёных покидала родину вместе с семьями. Лучшие умы России думали, что на берегу европейского города их встретят русские эмигранты. Однако ничего подобного не произошло — философы прибыли на территорию иностранного государства как самые обычные граждане.

16 ноября из бывшей столицы России в Штеттин ещё раз отплыл пароход. Назывался он Preussen («Пруссия»). На борту его оказались 44 человека, отправленных на чужбину за свои контрреволюционные взгляды. Поначалу большая часть философов-мигрантов, отправленных за пределы России на кораблях, жила в Германии. Однако с приходом в 1933 году к власти в стране Гёте Адольфа Гитлера многие из них перебрались во Францию. Жизнь на чужбине не уничтожила в русских философах интерес к осмыслению исторического пути развития родной страны, многие из них написали свои лучшие труды о России, находясь в изгнании.

Предпосылки депортации

В годы гражданской войны многие представители интеллигенции поддерживали либо монархистов, либо партию конституционных-демократов (кадетов), но никак не большевиков. Кроме того, лидеры РСДРП(б) расходились с либеральной интеллигенцией в философских и общественно-политических взглядах. Некоторые преподаватели и деятели культуры, например Бунин и Рахманинов, выехали за границу еще в ходе гражданской войны, другие — остались в стране, надеясь примириться с советской властью.

В 1921-1922 годах большевики окончательно победили, советские республики стояли на пороге создания общей федерации. Народный комиссар просвещения Луначарский мечтал о создании новой, пролетарской культуры. Дзержинский писал о классовых врагах, оставшихся от старого режима, а ближайший соратник Ленина Троцкий считал, что некоторые представители «старой» интеллигенции являются шпионами Запада.

С 1921 года в прессе все больше стало появляться статей против «имперской профессуры». Плюс ко всему многие ее представители осуждали голод, начавшийся в результате «военного коммунизма» 1921 года и вдобавок ко всему свои протесты выражали иностранным представителям. Не хорошо, товарищи, не хорошо.

Список активной антисоветской интеллигенции Москвы и Петрограда. 31 июля 1922

Итог всем этим публикациям подвел сам глава большевиков. В мае 1922 года он напечатал статью «О значении воинствующего материализма». В ней он утверждал, что старая интеллектуальная элита выражает старые классовые интересы. Значит, борьба с ложными философскими взглядами — это основа классовой борьбы. Это был сигнал к действию. Чуть позже Лев Троцкий высказался:

Вот такой вот гуманизм по-советски. Но Троцкий немного лукавил: в августе 1921 года расстреляли поэта Николая Гумилева…

«Философский пароход» художник Дмитрий Пантюхин

К концу лета 1922 было готово окончательное решение: принудительная высылка из страны. Ученым, деятелям культуры и профессорам начали выписывать билет в один конец.

Знаменитые пассажиры

Про пассажиров “философских пароходов” можно составлять многотомные биографии. Многие из них не затерялись на чужбине, а смогли стать великими учеными с мировым именем. В этой статье я приведу несколько примеров.

  1. Николай Бердяев. Философ, писатель, несколько раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. До своей высылки из России он издал 7 книг, а после — 21. Многие из них он посвятил анализу природы коммунизма и большевизма. Можно даже сказать, что большевикам он ответил достойно.
  2. Питирим Сорокин. После принудительной поездки в Европу, в 1923 году он отправился покорять США. Именно он в 1931 году основал кафедру социологии в Гарвардском университете. Он мог стать одним из основателей русской социологии, а в итоге — стал у истоков американской.
  3. Иван Ильин. До 1934 года преподавал философию в Берлине, а после прихода нацистов выехал в Швейцарию. Издал множество философских и литературных произведений.
  4. Валентин Булгаков. Один из главных представителей русской религиозной философии, ученик и последователь идей Льва Толстого. В 1930-е годы был известен своими антивоенными работами. В 1948 году вернулся в СССР, получив гражданство и разрешение возглавить музей его учителя, Льва Толстого, в Ясной Поляне.

“Философский пароход” — это история о том, как страна добровольно отказывается от лучших своих “умов”. Сегодня во многих учебниках и научной литературе в биографиях высланных философов с гордостью указано “российский”. Хотя в 1922 году страна лишила их гражданства. Как писал позже Бердяев:

Дальнейшая судьба изгнанников

Большинство изгнанников сначала очутилось в Германии. Однако со временем основная их часть перебралась в Париж, оказавшийся настоящим центром русской эмиграции. Высокий профессиональный и интеллектуальный уровень изгнанников способствовал тому, что все они смогли устроиться по специальности. Кроме того, они создали научные и культурные ценности, ставшие достоянием Америки и Европы.

Теперь вы знаете, что это за понятие — «философский пароход». Люди, которые покинули тогда Родину, не были предателями. Они пошли на этот вынужденный шаг для того, чтобы иметь возможность продолжать свою деятельность, послужить своей стране и всему миру хотя бы за границей.

Интересные факты

Файл:Символ Фестиваля.JPG «Философский пароход», символ и главный приз фестиваля «Русское Зарубежье»

  • На корабле изгнанникам дали «Золотую книгу», которая хранилась на пароходе, — для памятных записей именитых пассажиров. Ее украшал рисунок Ф. И. Шаляпина, покинувшего Россию чуть раньше: великий певец изобразил себя голым, со спины, переходящим море вброд. Надпись гласила, что весь мир ему — дом.
  • «Философским пароходом» назвали пассажирский лайнер, доставивший участников XXI Всемирного философского конгресса «Философия лицом к глобальным проблемам», проходившего 10—17 августа 2003 года в Стамбуле, обратно в Россию. Символический подтекст этой акции был таков: русская философия возвращается на родину.
  • В 1997 году начались съёмки художественно-публицистического сериала «Не будем проклинать изгнанье», Режиссеры: М. Демуров, В. Эпштейн, второй фильм «Изгнание» посвящён «философскому пароходу»
  • В 2007 году учрежден ежегодный Международный кинофестиваль «Русское зарубежье», символом и главным призом которого стало скульптурное изображение «Философского парохода», работы Галины Шилиной
  • В 2007 году состоялась художественная выставка О. Цуцковой «Русская идея. Философский пароход»

Примечания

  1. Е.Ю.Спицын и Н.А.Дмитриева. . Исторические зарисовки. Канал МПГУ (25 декабря 2017).
  2. Дмитриева, Нина Анатольевна. . журнал «Пушкин», № 4, с. 58-63.. Скепсис, научно-просветительский журнал (2009). Дата обращения: 5 марта 2021.
  3. Коллектив авторов. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 т / Гл. ред. д. и. н. С. А. Кондратов. — М.: Терра, 2008. — Т. 1. — С. 391. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00561-7.
  4. Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся: / послесл. Р. Гергеля. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург: Алетейя. — Т. 1—2. — С. 621—622. — 644,  с. — ISBN 5-89329-195-6.
  5. Коллектив авторов. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 т / Гл. ред. д. и. н. С. А. Кондратов. — М.: Терра, 2008. — Т. 1. — С. 393. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00561-7.
  6. Фёкла Толстая. . Наблюдатель. телеканал «Культура» (25 сентября 2017).
  7. Розенталь, Марк Моисеевич: . leninism.su. Издательство политической литературы (1969). Дата обращения: 5 марта 2021.
  8. . Высылка интеллигенции. Фонд Александра Яковлева (19 мая 1922). Дата обращения: 27 января 2010. РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 23211. Л. 2-2об. Автограф. Опубликовано: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 54. С. 265—266.
  9. Культурная революция // Большая Российская энциклопедия. — Т. 16. — М., 2010 г.
  10. . old.ihst.ru. Дата обращения: 30 июля 2019.
  11. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. М., 1922 г., № 51, ст. 646
  12. Сарнов Б. М. // Сталин и писатели. Книга третья. — Эксмо, 2009. — 992 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-36669-9.

История

В мае 1922 года В. И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.

Тогда же Ленин в своём письме Ф. Э. Дзержинскому высказал мысль, что журнал «Экономист» — «явный центр белогвардейцев, … Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты , организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодёжи. Надо поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу
» .

Среди высланных летом и осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.

Предпосылки и исторический контекст[править | править код]

Идеологические расхождения с советской властью и её неприятие побудили многих представителей русской культуры начала ХХ века покинуть родину, и это происходило уже с 1917 года.

В 1917 году выехал С. В. Рахманинов, в 1918-м — С. С. Прокофьев, в 1919-м — В. В. Набоков, в 1920-м — И. А. Бунин, И. С. Соколов-Микитов, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, в 1921-м — Н. К. Метнер, А. Белый, А. М. Ремизов, Б. К. Зайцев, И. Г. Эренбург, В. В. Кандинский, в начале—середине 1922-го — Ф. И. Шаляпин, М. И. Цветаева, В. Б. Шкловский, Н. Н. Берберова, В. Ф. Ходасевич… Некоторые из них не вернулись из эмиграции.

Обсуждая причины высылки интеллигенции в 1922 году, когда Гражданская война уже закончилась, С. С. Хоружий указал, что при видимом распространении свобод при НЭПе советская власть начала сосредоточивать идеологические рычаги в своих руках и вела дело к идеологической диктатуре, инициатором которой был В. И. Ленин.

В третьем номере журнала «Под знаменем марксизма» за 1922 год вышла статья Ленина «О значении воинствующего материализма», которая ознаменовала начало борьбы с идеологическим ревизионизмом, считает кандидат философских наук А. П. Козырев. В ней Ленин указал на «связь между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии, поддержкой ею всяческих форм религий и идейным содержанием модных философских направлений», которую не всегда видят материалисты из некоммунистов, которым кажется, что философская борьба ведется лишь ради достижения абстрактной истины, тогда как на деле следует не только опровергать ошибочные философские теорий, но и разоблачать врагов материализма. Он подчеркнул, что столкновение философских взглядов есть вместе с тем форма классовой борьбы.

Н. А. Дмитриева предлагает видеть истоки событий в более раннем периоде: в 1921 году советская власть предприняла первую попытку сотрудничества с широкой общественностью для преодоления голода при организации Комитета помощи голодающим — Помгола. «Большевиков смутило то, что вместо помощи голодающим на местах члены комитета стали активно устанавливать связи с заграницей и собираться туда в качестве миссионеров для проведения переговоров о поставке продовольствия, к чему советская власть не была готова, — указывает учёный. — Эмигрантская пресса освещала эти события превратным образом. В частности, белоэмигрантская газета „Общее дело“ писала, что на местах отряды Помгола захватывают власть, поскольку Советы не справляются с проблемами». На деле никаких отрядов у Помгола не существовало в принципе и именно советская власть и работала на местах, так что стратегии власти и общественников в борьбе с голодом не совпали.

Общение интеллигенции с европейскими государствами до революции

В результате осуществленного в 1931 году анкетирования выяснилось, что 472 русских ученых работали за рубежом. 5 академиков, а также около 140 профессоров высших школ и университетов было среди них. До того как произошла революция, тесное общение представителей интеллигенции с европейскими государствами было явлением естественным и никаких препятствий со стороны правительства не встречало. Художники отправлялись совершенствовать мастерство во Францию и в Италию, ученые тесно контактировали с зарубежными коллегами, молодежь считала престижным для себя окончить Сорбонну или другие университеты, расположенные в Австрии, Германии или Праге. Талантливые русские женщины, такие как Лина Штерн и Софья Ковалевская (на фото ниже), вынуждены были обучаться за рубежом, так как в России высшее образование для них было недоступно.

Имевшие средства россияне ездили за границу лечиться. Легальная эмиграция до середины 20-х годов также не встречала существенных препятствий: для этого достаточно было лишь получить разрешение руководителей страны. За рубежом, таким образом, всегда проживало постоянно или временно большое количество выходцев из России. Вместе с эмигрантами, изгнанными или добровольно покинувшими страну после Гражданской войны и революции, количество россиян, находящихся за рубежом, составляло около 10 млн.

Причины эмиграции

Почему же люди согласились сесть на «философский пароход»? 1922 год — очень сложное время в истории нашей страны. Эмиграция была во всех случаях добровольной, хотя всегда имела веские причины. Она охватывала широкие слои общества. Значительное количество эмигрантов принадлежало к интеллигенции. Ведь она была лишена свободы, которой она пользовалась до революции. Г. Федотов (на фото ниже), историк и богослов, уехавший из страны в 1925 году, объясняя причины, по котором интеллигенция покинула Россию, отмечал, что большевизм с самого начала своей целью поставил перековать сознание народа, создать в стране принципиально новую культуру — пролетарскую. Был предпринят опыт воспитания нового типа человека, лишенного национального сознания, личной морали и религии.

В 1918 году большевики закрыли все газеты, кроме своих, в том числе и «Новую жизнь». А ведь именно здесь печатались из номера в номер «Несвоевременные мысли» Максима Горького, обличавшие власть. Вся литература, все искусство, СМИ были подвергнуты жесткой цензуре. Невозможно было просочиться через нее ни слову правды. Заменила ее выгодная власти ложь. Конечно, интеллигенция не могла равнодушно отнестись к проводимой политике. И тогда она начала рассматриваться новой властью как серьезный враг. Окончилась неудачей предпринятая большевиками попытка сделать послушной интеллигенцию, «приручить» ее. Тогда решено было избавиться от самых значительных представителей с помощью насильственной высылки, организовав «философский пароход». Такая суровая мера применена была в 1922-23 годах к российской интеллигенции.

Чем мешала большевикам интеллигенция?

Большевики не рассматривали интеллигенцию как политическую силу, опасную для себя. Троцкий в «Известиях» писал, что «политически ничтожны» элементы, которые высылаются. Однако они являются потенциальными орудиями в руках возможных врагов. Большевики, захватив после Октябрьского переворота единоличную власть, не чувствовали себя вполне уверенно, осознавая, что власть их является незаконной. Поэтому они боялись ее потерять. «Диктатура пролетариата», установленная ими, являлась в действительности произволом партийной номенклатуры. Партия старалась всяческим образом искоренить инакомыслие. Для этого следовало очистить страну от граждан, способных анализировать и мыслить самостоятельно, пресечь кардинально критику власти и свободомыслие. Организовав отправление «философского парохода», партия надеялась выполнить эту задачу.

Литература[править | править код]

  • Главацкий М. Г. «Философский пароход»: год 1922-й: Историографические этюды. — Екатеринбург, 2002.
  • Макаров В. Г., Христофоров В. С. Пассажиры «философского парохода» (судьбы интеллигенции, репрессированной летом — осенью 1922 г. // Вопросы философии. — № 7 (600) — 2003. — С. 113—137
  • Высылка вместо расстрела : Депортация интеллигенции в документах ВЧК—ГПУ. 1921—1923 / Вступ. ст., сост. В. Г. Макарова, В. С. Христофорова; Комм. В. Г. Макарова. — М.: Русский путь, 2005. — 544 с. — ISBN 5-85887-175-5.
  • Квакин А. В. Осмысление «философского парохода» 1922 года (к 80-летию административной высылки большевиками значительной группы видных российских интеллигентов) // Толерантность и власть: судьбы российской интеллигенции. Тезисы докл. межд. конф., посвящённой 80-летию «философского парохода», 4—6 октября 2002 г. — Пермь, 2002. — С. 67—68.
  • Макаров В. Г. Историко-философский анализ внутриполитической борьбы начала 1920-х годов и депортация инакомыслящих из Советской России. — М.: Русский путь, 2010. — 368 с. — ISBN 978-5-85887-372-3.
  • Остракизм по-большевистски : Преследования политических оппонентов в 1921–1924 гг / Сост., предисл. В. Г. Макарова, В. С. Христофорова; комм. В. Г. Макарова. — М.: Русский путь, 2010. — 800 с. — ISBN 978-5-85887-352-5.
  • «Очистим Россию надолго…» Репрессии против инакомыслящих. Конец 1921 — начало 1923 г.: Документы. — М.: МФД:Материк, 2008. — 848 с.
  • Постановление Политбюро ЦК РКП(б) от 10.08.1922 «Об утверждении списка высылаемых из России интеллигентов» // АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 175. Л. 45 — 58.
  • Chamberlain L. Lenin’s private war: the voyage of the philosophy steamer and the exile of the intelligentsia / Lesley Chamberlain. — New York : St. Martin’s Press, 2007. — 414 p. ISBN 978-0-312-36730-5

Высланные[править | править код]

Профессор И. А. Ильин и князь С. Е. Трубецкой. Рисунок И. А. Матусевича, сделанный на борту парохода, плывущего в Германию. 1922

Наиболее известные из высланных представителей интеллигенции:

  • Баккал, Илья Юрьевич
  • Бердяев, Николай Александрович
  • Булгаков, Валентин Фёдорович
  • Булгаков, Сергей Николаевич
  • Зворыкин, Владимир Васильевич
  • Ильин, Иван Александрович
  • Карсавин, Лев Платонович
  • Кизеветтер, Александр Александрович
  • Котляревский, Нестор Александрович
  • Кузьмин-Караваев, Дмитрий Владимирович
  • Кускова, Екатерина Дмитриевна
  • Лапшин, Иван Иванович
  • Лосский, Николай Онуфриевич
  • Мякотин, Венедикт Александрович
  • Новиков, Михаил Михайлович
  • Осоргин, Михаил Андреевич
  • Прокопович, Сергей Николаевич
  • Сорокин, Питирим Александрович
  • Степун, Фёдор Августович
  • Трубецкой, Сергей Евгеньевич
  • Угримов, Александр Иванович
  • Франк, Семён Людвигович
  • Цветков, Николай Николаевич
  • Ясинский, Всеволод Иванович

Русская интеллигенция — классовые враги советской России

Октябрьский переворот 1917 года разделил интеллигенцию на две части. Часть бывшего царского офицерства возглавила верхушку молодой Рабоче-крестьянской Красной армии. Другие же собрали Добровольческую армию, попытавшись дать отпор сторонникам революции.

«Мирная» интеллигенция тоже по-разному отнеслась к новой власти. Кто-то, как Иван Бунин, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, постарался в первые же годы уехать за пределы молодого советского государства. Часть интеллигенции, настроенная против большевиков, заплатила жизнью за свою позицию, яркий тому пример — расстрелянный в августе 1921 года поэт-акмеист Николай Гумилёв. Однако были и те литераторы и деятели культуры, которые активно шли на сотрудничество с советским руководством. К примеру, футуристы во главе с Владимиром Маяковским, поэт-символист Александр Блок, режиссёр Сергей Эйзенштейн — все они с радостью приветствовали большевиков.


Иван Ильин — один из наиболее ярких русских философов. (wikipedia.org)

Но были люди, отличавшиеся от остальных в выстраивании взаимоотношений с советской властью. Были учёные и философы, негативно относившиеся к сторонникам Владимира Ленина и идеям Карла Маркса, одновременно желавшие остаться на территории родной России. У этих интеллигентов революция ассоциировалась с настоящим адом на земле, бунтом хамов и уголовников. Однако им хотелось продолжать заниматься просвещением в высших учебных заведениях, оставаясь частью русской культуры. Несколько лет после Октябрьского переворота философы активно сотрудничали с университетами, развивали свои концепции. К сожалению, это не могло продолжаться вечно: большевистская власть после победы в Гражданской войне решила покончить со всяким инакомыслием, избавившись от элементов, способных критиковать социалистическое государство и сеять смуту в головах студентов.

«Громкие имена»

Хотя в публикации в «Правде» утверждалось, что «громких имён» в списках высылаемых нет, это не совсем соответствовало действительности.

Большинство тех, кто попал в список, кроме оппозиции новому режиму, больше ничем не прославились ни до высылки, ни после. Но были и исключения.

Самым известным из высыланных стал один из основателей социологии Питирим Сорокин. В годы Гражданской войны Сорокин поддерживал противников большевиков, однако впоследствии изменил свои взгляды на происходящее и написал Ленину покаянное письмо. Тем не менее он оказался в числе тех, от кого молодое государство предпочло избавиться. Поводом для высылки стали не его прежние взгляды, а попытка социологического исследования голода в Поволжье начала 1920-х годов.

Приказ о высылке застал Сорокина в Москве. В своих мемуарах он не без иронии вспоминает, что даже здесь не ушёл от вездесущей бюрократии: «Чекист, молодой человек с бледным лицом завзятого кокаиниста, развёл руками и сказал: «У нас и так много народу в Москве, даже не знаем, что и делать. Поезжайте обратно в Петроград, и пусть ЧК на месте решает вашу судьбу».

  • Питирим Сорокин

Выдающегося зоолога, ректора Московского университета Михаила Новикова выслали в том числе за активное участие в работе Международного Красного Креста.

Инженер, конструктор паровых турбин Всеволод Ясинский отправился на чужбину за работу в «Помголе» («Помощь голодающим» — название двух разных органов, образованных в 1921-м в Советской России в связи с неурожаем, поразившим обширную территорию страны, особенно Поволжье. — RT).

Сильнее всего высылка ударила по гуманитарной интеллигенции — пароходы и поезда навсегда увезли десятки писателей, журналистов и философов. Многие из них были связаны с комитетами помощи голодающим или полулегальными преподавательскими и студенческими структурами.