Журнал «наше наследие»

Оглавление

Литература

В конце 1837-го молодой человек отправился покорять сердце России. Афанасий прилежно в течение шести месяцев занимался под присмотром известного журналиста, писателя и издателя Михаила Петровича Погодина. После подготовки Фет без труда поступил в Московский университет на юридический факультет. Но вскоре поэт понял, что предмет, которому покровительствует Святой Иво Бретонский – не его стезя.

Афанасий Фет

Поэтому молодой человек без всяких раздумий перевелся на русскую словесность. Будучи студентом первого курса, Афанасий Фет всерьез занялся стихотворчеством и показал свою пробу пера Погодину. Ознакомившись с трудами ученика, Михаил Петрович отдал рукописи Гоголю, который заявил: «Фет – это несомненное дарование». Ободренный похвалой автора книги «Вий», Афанасий Афанасьевич выпускает дебютный сборник «Лирический пантеон» (1840) и начинает печататься в литературных журналах «Отечественные записки», « Москвитянин» и т.д. «Лирический пантеон» не принес автору признания. К сожалению, даровитость Фета не была воспринята современниками по достоинству.

Но в один момент Афанасию Афанасьевичу пришлось оставить литературную деятельность и позабыть о пере с чернильницей. В жизни даровитого поэта наступила черная полоса. В конце 1844 года умирает его горячо любимая мать, а также дядя, с которым у Фета возникли теплые дружеские отношения. Афанасий Афанасьевич рассчитывал на наследство родственника, но деньги дяди неожиданным образом исчезли. Поэтому молодой поэт остался буквально без средств к существованию и в надежде обзавестись состоянием, поступил на военную службу и стал кавалеристом. Дослужился звания офицера.

Поэт-лирик Афанасий Фет

В 1850-ом писатель вернулся к стихам и выпустил второй сборник, который получил восторженные отзывы российских критиков. Через достаточно большой промежуток времени под редакцией Тургенева выходит третий сборник даровитого поэта, а в 1863 году вышло в свет двухтомное собрание сочинений Фета.

Если рассматривать творчество автора «Майской ночи» и «Весеннего дождя», то он был утонченным лириком и, словно Есенин, отождествлял природу и человеческие чувства. Помимо лирических стихотворений, в его послужном списке есть элегии, думы, баллады, послания. Также многие литературоведы сходятся в том, что Афанасий Афанасьевич придумал собственный, оригинальный и многогранный жанр «мелодий», в его трудах часто встречаются отклики на музыкальные произведения.

Яков Полонский и Афанасий Фет

Помимо прочего, Афанасий Афанасьевич знаком современным читателям как переводчик. Он перевел на русский язык целый ряд стихотворений латинских поэтов, а также познакомил читателей с мистическим «Фаустом» Гете.

Издания

  • Лирический пантеон: / А. Ф. — Москва: тип. Селивановского, 1840. — 19 с.
  • Стихотворения А. Фета. — Москва: тип. Н. Степанова, 1850. — 162 с.
  • Оды Квинта Горация Флакка: В 4 кн. / Пер. с лат. А. Фета. — Санкт-Петербург: тип. Королева и К°, 1856. — , IV, 130, с.
  • Фет А. А. Стихотворения. Ч. 1. — М., 1863.
  • Фет А. А. Стихотворения. Ч. 1. — М., 1863.
  • Мир как воля и представление / Артур Шопенгауэр; Пер. А. Фета; . — Санкт-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича, 1881. — XXXVI, 490 с.
  • Фет А. А. Наши корни: / Деревенского жителя . — Москва: Унив. тип. (М. Катков), 1882. — 56 с.
  • Фет А. А. Вечерние огни. Вып. 1. — М., 1883.
  • Фет А. А. Вечерние огни. Вып. 2. — М., 1885.
  • Фет А. А. Вечерние огни. Ч. 3. — М., 1888.
  • Фауст: Трагедия Гете / Пер. А. Фета. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. Гатцука, 1882—1883.
  • К. Гораций Флакк / В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. М. П.Щепкина,1883. — 485 с.
  • Сатиры / Д. Юния Ювенала; В пер. и с объяснениями А. Фета. — Москва: тип. М. Г. Волчанинова (б. М. Н. Лаврова и К°), 1885. — 245 с.
  • Элегии Тибулла / В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1886. — XVI, 90, II с.
  • XV книг Превращений / Публия Овидия Назона; В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1887. — , XXIV, 793, с.
  • Элегии Секста Проперция / Пер. А. Фета. — Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1888. — 178 с.
  • Энеида Вергилия / Пер. А. Фета, со введ., объяснениями и проверкой текста Д.И. Нагуевского, орд. проф. Имп. Казан. ун-та. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1888. — 196 с.
  • Сатиры Персия / А. А. Фета. — Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1889. — 5 с.
  • Фет А. А. Мои воспоминания. Ч. 1. — М., 1890.
  • Фет А. А. Мои воспоминания. Ч. 2. — М., 1890.
  • Эпиграммы / М. В. Марциала; В пер. и с объясн. А. Фета. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1891. — Ч. 1. — 465 с.
  • Эпиграммы / М. В. Марциала; В пер. и с объясн. А. Фета. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1891. — Ч. 2. — 467 с.
  • Горшок = Aulularia: / Пер. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1891. — VIII, 76 с.
  • Фет А. А. Ранние годы моей жизни / А. Фета. — Москва: т-во тип. А. И. Мамонтова, 1893. — , 548, VI с.
  • Скорби Овидия = (Tristia) / Пер. А. Фета. — Москва: т-во тип. А. И. Мамонтова и К°, 1893. — , 146 с.
  • Лирические стихотворения А. Фета: в 2 ч.: (с приложением портрета и факсимиле). — Санкт-Петербург: Тип. брат. Пантелеевых, 1894. Ч. 2. — 1894. — , 357, с.
  • Герман и Доротея / Пер. А. А. Фета; . — Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс. 1901. — 85 с.
  • Полное собрание стихотворений А. А. Фета / А. А. Фета; под ред. Б. В. Никольского. Т. 1. — Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1901.— CXII, 496 с.
  • Полное собрание стихотворений А. А. Фета / А. А. Фета; под ред. Б. В. Никольского. Т. 2. — Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1901. — XVIII, 654 с.
  • Полное собрание стихотворений А. А. Фета / А. А. Фета; под ред. Б. В. Никольского. Т. 3. — Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1901.— VIII, 486 с.
  • Избранные стихотворения / А. А.Фет; Под ред. Л. М. Сухотина. — Берлин: Ефрон. . — 213с.
  • Фет А. А. Стихотворения и поэмы/ Вступ. ст., сост. и примеч. Б. Я. Бухштаба. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 752 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
  • Стихотворения Катулла / В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1886. — XXXII, 140, IV с.
  • Стихотворения / А. Фет. Рис. В. Конашевича. — Петербург: Аквилон, 1922. — 45 с.
  • Фет А. А. Вечерние огни / Изд. подгот. Д. Д. Благой, М. А. Соколова ; отв. ред. Д. Д. Благой. — М. : Наука, 1971. — 800 с. — (Литературные памятники / Председатель ред. коллегии Н. И. Конрад). — 50 000 экз.
  • Фет А. А. Собрание сочинений и писем в 20 т. — Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003—… (издание продолжается).
  • «Полное собрание стихотворений А. А. Фета с вступительными статьями Н. Н. Страхова и Б. В. Никольского и с портретом А. А. Фета. Приложение к журналу „Нива“ на 1912 год.» Санкт-Петербург, издание Т-ва А. Ф. Маркс, 1912
  • Полное собрание стихотворений / А. А. Фет; Вступ. ст., ред. и прим. Б. Я. Бухштаба. — Ленинград: Советский писатель, 1937. — XXV, 816 с., 18 л. фронт., ил., факс.: ил. — (Библиотека поэта / Под ред. М. Горького. Ред. коллегия: М. Горький, И. А. Груздев, Б. Л. Пастернак, В. М. Саянов, Н. С. Тихонов, Ю. Н. Тынянов)
  • Liryki / Afanasij Fet; Oprac. i wstępem opatrzył Gabriel Karski. — Warszawa: Państw. inst. wydawniczy, 1964. — 163 с.
  • Večery a noci / Afanasij Afanasjevič Fet; Z ruských originálu vybral a přel. Ivan Slavík. — Praha: Státní nakl. krásné literatura a umění, 1964. — 172 с. — (Světová četba / Řídí Rudolf Vápeník; Sv. 32)
  • Лирика / Афанасий Фет; Подбор и прев. от руски Никола Фурнаджиев. — София: Народна култура, 1969. — 166 с.
  • Pasión por la naturaleza y el amor: lírica: / Afanasi Fet; trad. de Tomás Nuño Oraá. — : , 2008 (Bilbao: Euskoprint 2000).

Непотомственный дворянин: детство и юность Афанасия Фета

Афанасий Фет родился в 1820 году в деревне Новоселки недалеко от города Мценска Орловской губернии. До 14 лет он носил фамилию отца — богатого помещика Афанасия Шеншина. Как выяснилось позже, брак Шеншина с Шарлоттой Фет был незаконным в России, поскольку они обвенчались только после рождения сына, что православная церковь категорически не принимала. Из-за этого юношу лишили привилегий потомственного дворянина. Он стал носить фамилию первого мужа матери — Иоганна Фета.

Афанасий получал образование на дому. В основном грамоту и азбуку ему преподавали не профессиональные педагоги, а камердинеры, повара, дворовые, семинаристы. Но больше всего знаний Фет впитал из окружающей природы, крестьянского уклада и сельского быта. Он любил подолгу общаться с горничными, которые делились новостями, рассказывали сказки и предания.

В 14 лет мальчика отправили в немецкую школу-пансионат Крюммера в эстонский город Выру. Именно там он полюбил стихи Александра Пушкина. В 1837 году юный Фет приехал в Москву, где продолжил обучение в пансионе профессора всеобщей истории Михаила Погодина.

В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными.

Из воспоминаний Афанасия Фета

В 1838 году Фет поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре перешел на историко-филологический. С первого курса он писал стихи, которые заинтересовали однокурсников. Юноша решил показать их профессору Погодину, а тот — писателю Николаю Гоголю. Вскоре Погодин передал отзыв знаменитого классика: «Гоголь сказал, это несомненное дарование».

Одобряли произведения Фета и его друзья — переводчик Иринарх Введенский и поэт Аполлон Григорьев, к которому Фет переехал из дома Погодина. Он вспоминал, что «дом Григорьевых был истинной колыбелью моего умственного я». Два поэта поддерживали друг друга в творчестве и жизни.

В 1840 году вышел первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон». Он был опубликован под инициалами «А. Ф.». В него вошли баллады и элегии, идиллии и эпитафии. Сборник понравился критикам: Виссариону Белинскому, Петру Кудрявцеву и поэту Евгению Баратынскому. Через год стихи Фета уже регулярно печатал журнал Погодина «Москвитянин», а позднее журнал «Отечественные записки». В последнем за год вышло 85 фетовских стихотворений.

Мысль вернуть дворянский титул не покидала Афанасия Фета, и он решил поступить на военную службу: офицерский чин давал право на потомственное дворянство. В 1845 году его приняли унтер-офицером в Орденский кирасирский полк в Херсонесской губернии. Через год Фета произвели в корнеты.

БОЛЬШЕ ЧЕМ ДРУЖБА

Второй музой поэта стала Александра Львовна Бржеская.

Они встретились, когда ему шел 23-й год, еще до знакомства с Марией. Имя его уже успело облететь Россию. Прибыв на военную службу в Елисаветград, он получил приглашение на уездный бал.

Праздник был в разгаре, когда вдруг раздался шепот: «Бржеские, Бржеские…» В залу вошла молодая красивая пара. Поражала несравненной красотой Александра Львовна: гордая темно-ру-сая головка, удивительные голубые глаза, безукоризненно очерченный рот… О ее красоте шла молва по всей Херсонщине.

Бржеская была на год моложе Фета. Она получила образование в петербургском пансионе, знала несколько языков. Светская львица, она привыкла блистать в обществе. Фет — в ее свите. Что ж, он статен, остроумен, речь полна блеска и парадоксов. Но о любви, тем более о страсти не может быть и речи. Ведь именно Бржеская познакомила его с Марией, она знает об их привязанности…

1853 год Фет встречает в Петербурге. Новая жизнь, новые знакомства… И вдруг приходят эти строки: «Без тебя я тоскую безумно, ты улыбку мою унесла…» Может быть, только в Петербурге и понял Афанасий Афанасьевич, что его чувство к Бржес-кой — более чем дружба?

Как-то Фета спросили: что он больше всего ценит в женщине? «Красоту», — ответил поэт. Тонкий ценитель прекрасного, он, тем не менее, в 1857 году взял в жены некрасивую немолодую девушку. Это был шаг на пути к поставленной им в юности цели: Машенька Боткина была дочерью богатого чаеторговца. Она стала прекрасной женой поэту, его усердной нянькой. Как говорил Фет, это было «существо добрейшее и преданнейшее, но прозаическое и бескрылое». Так, в 40 лет он обрел почти все, к чему стремился: разбогател, купил три имения, кусок земли близ поместий своего отчима и весь был поглощен постройками, потравами, урожаем. Тургенев печалился: Фет «стал рьяным хозяином. Музу прогнал взашей». Он отяжелел, облысел, оброс бородой.

Личная жизнь Фета

Фет познакомился со своей будущей супругой Марией Боткиной во время поездки в Европу. Мария Боткина была уже немолода, привлекательной внешностью не отличалась. Она происходила из состоятельной семьи. Надо полагать, что Фет женился по расчёту, так как прежде он был страстно влюблён в Марию Лазич, сербку по происхождению, дочь генерала. Но она погибла в результате несчастного случая после того, как Фет стал инициатором расставания, не доведя дело до свадьбы. У поэта не было достаточно средств для содержания жены, а приданого богатого за Марией не могли дать.

Жена Афанасия Фета — Мария

Но вот такой брак оказался очень удачным

Жена не только принесла деньги в семейную копилку, она окружила мужа вниманием и заботой, была интересным собеседником, другом поэта. Жили они дружно, но детей у пары не случилось

Последние годы А. Фета

В 1877 году семья переехала в Курскую губернию. Продав Степановку, Феты купили более обширное имение с хорошим домом и огромным парком. Земли было больше, солиднее был и доход от Воробьевки. Помимо сельского хозяйства, Афанасий Иванович в эти годы занимался подготовкой четырехтомника и писал мемуары. Четыре тома сборника “Вечерние огни” вышли в конце 80-х — начале 90-х гг. В это же время Фет опубликовал книгу “Мои воспоминания” — настоящую энциклопедию помещика, подробная инструкция, как вести сельское хозяйство. Фет рассказывает о себе самом, но фактически — о системе организации своего хозяйства. Писал он и вторую книгу мемуаров о своем детстве, но при жизни издать не успел — она вышла в 1893 году. В 80-е годы попали к читателям его многочисленные переводы — “Фауст” Гете, “Энеида” Виргилия, эпиграммы Марциала. В 1884 году ему вручили Пушкинскую премию именно как переводчику — за перевод Горация.Смерть Фета тоже несет на себе отпечаток тайны. Причиной называют сердечный приступ, от которого поэт и умер 21 ноября 1892 года. Знакомые поговаривали о том, что Фет якобы пытался совершить суицид, но точной информации на сей счет нет. Скончался поэт в Москве, но через несколько дней гроб с телом перевезли в родовое имение Клейменово, где Фет и похоронен. Могила его сохранилась, и жители села по-прежнему приносят туда цветы.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). Биография в датах и фактах

Тема: Фет Афанасий Афанасьевич

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) — русский лирик, прославившийся как «поэт чувства» и «фанатик красоты». Будучи приверженцем «чистого искусства», он разрабатывал в своем творчестве «вечные» темы любви, красоты, природы, «поэзии души», искусства.

Жизнь А.А. Фета в датах и фактах

Предположительно между 29 октября и 29 ноября 1820 г. — родился в поместье помещика Афанасия Шеншина, в селенье Новоселки Мценского уезда Орловской губернии; при рождении был записан под фамилией отца.

1834 г. — был отправлен на обучение в городок Верро, расположенный в Лифляндии (ныне Эстония).

Находясь там, будущий поэт получил от отца известие о том, что его фамилия была изменена на фамилию «Фёт» вследствие открывшихся «печальных обстоятельств» его рождения.

Это событие принесло ему немало страданий и обрекло на годы борьбы за возвращение утраченного положения в обществе.

1837 г. — был перевезен в Москву и отдан в пансион М.П. Погодина — известного писателя, историка и журналиста. Тогда же Фет увлекся сочинением стихов.

1838 г. — поступил в Московский университет, где сначала обучался на юридическом факультете, а затем перешел на словесное отделение философского факультета.

В студенческие годы Фет получил признание со стороны самых авторитетных ценителей изящной словесности, в частности, Н.В. Гоголя, отметившего его талант, и В.Г.

 Белинского, одобрившего его первый поэтический сборник «Лирический Пантеон», изданный в 1840 г. за подписью «А. Ф.».

1845 г. — по окончании университета поэт поступил на военную службу в Кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии, тем самым надеясь вернуть себе, в соответствии с законами того времени, дворянский чин. Армейские обязанности он успешно сочетал с поэтическим творчеством, что и засвидетельствовал расцвет его литературной славы в 1850-е гг.

В 1848 г. Фет познакомился с М. Лазич, к которой он пережил глубокое любовное чувство, но с которой в силу социальных и материальных причин не смог обвенчаться. Вскоре девушка погибла, и эта утрата оставила глубокую рану в душе поэта. Образ Марии Лазич присутствует во многих фетовских стихотворениях.

В 1856 г. — совершил путешествие по Европе, в течение которого побывал в Германии, Франции и Италии.

1857 г. — женился на М. Боткиной.

1858 г. — вышел в отставку и поселился в Москве. Материал с сайта //iEssay.ru

В 1860 г. в родном Мценском уезде Орловской губернии поэт купил хутор Степановку и, выстроив там дом, зажил жизнью деревенского помещика. Погрузившись в хлопоты по имению, он на какое-то время забросил литературное творчество, но со временем вновь к нему вернулся.

В годы добровольного «бегства в Степановку» Фет активно переводил поэзию античности (Анакреонта), Востока (Саади, Гафиза), немецких и французских авторов (Гете, Гейне, Мюссе, Беранже). Его перу принадлежит также первый русский перевод знаменитого трактата немецкого философа А.

 Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

В 1863 г. — было издано собрание сочинений Фета.

Начиная с 1883 г., последовательно выпускал сборники своих стихотворений под общим заглавием «Вечерние огни», благодаря которым он вновь взошел на вершину славы.

21 ноября 1892 г. — поэт умер.

На этой странице материал по темам:

  • афанасий афанасьевич фет краткое содержание
  • биография фета таблица
  • краткая биография фета по датам
  • биография фета по датам
  • афанасий фет в датах

Семья[править | править код]

Отец (по другим данным — первый муж матери) — Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (Johann Peter Karl Wilhelm Föth) (1789—1826), асессор городского суда Дармштадта, сын Иоганна Фёта и Сибиллы Миленс. После того как его оставила первая жена, в 1824 году вторым браком женился на воспитательнице своей дочери Каролины.

Мать — Елизавета Петровна Шеншина, урождённая Шарлотта-Елизавета (Шарлотта Карловна) Беккер (1798—1844), дочь дармштадтского обер-кригскомиссара Карла-Вильгельма Беккера (1766—1826) и его супруги Генриетты Гагерн.

Отчим (по другим данным — отец) — Афанасий Неофитович Шеншин (1775—1854), ротмистр в отставке, богатый орловский помещик, мценский уездный судья, сын Неофита Петровича Шеншина (1750—1800-е) и Анны Ивановны Прянишниковой. Мценский уездный предводитель дворянства.

Сестра (по другим данным — единоутробная сестра) — Каролина Петровна Матвеева, урождённая Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина Фёт (1819—1877).

Единоутробная (по другим данным — родная (полнокровная) сестра — Любовь Афанасьевна Шеншина, урождённая Шеншина (25.05.1824—?), замужем за своим дальним родственником Александром Никитичем Шеншиным (1819—1872).

Единоутробный (по другим данным — родной (полнокровный) брат — Василий Афанасьевич Шеншин (21.10.1827—12.09.1859, Москва), орловский помещик.

Единоутробная (по другим данным — родная (полнокровная) сестра — Надежда Афанасьевна Борисова, урождённая Шеншина (11.09.1832—1869).

Единоутробный (по другим данным — родной (полнокровный) брат — Пётр Афанасьевич Шеншин (1834—после 1875), отправился в Сербию осенью 1875 года для того, чтобы участвовать добровольцем в сербско-турецкой войне, но вскоре вернулся в Воробьёвку и спустя короткое время уехал в Америку.

Единоутробные (по другим данным — родные) братья и сестры — Анна (1821—1825), Василий (1823—до 1827), умершие в детстве. Возможно была ещё одна сестра — Анна (07.11.1830—?).

Жена (с 16 () августа  года) — Мария Петровна Шеншина, урождённая Боткина (1828—1894), из семьи Боткиных.

Детей у Афанасия Афанасьевича и Марии Петровны не было.

Главные отличия лирики Фета от Тютчева

Лирика Ф.И.Тютчева Лирика А.А.Фета
  • Основные темы — человек и природа, любовь, космизм
  • Литературное течение — романтизм
  • Персонификация природы
  • Мотив несчастной любви
  • Основные темы — зарисовки пейзажей, воспевание возлюбленной
  • Импрессионист
  • Трагичность и драматизм в поэзии

В поэзии Тютчева мир представлен космическим, даже силы природы оживают и становятся природными духами, окружающими человека. Мотивы в творчестве Фета более приближены к реальности (приземлены). Пред нами описание настоящих пейзажей, образы реальных людей, любовь Фета — такое же сложное чувство, но земное и доступное.

Известный столичный автор и «агроном-хозяин до отчаянности»

В 1850 году, обойдя все цензурные комитеты, Фет выпустил второй сборник стихотворений, который хвалили на страницах крупных российских журналов. К этому времени его перевели в чин поручика и расквартировали ближе к столице. В Балтийском порту Афанасий Фет участвовал в Крымской кампании, войска которой охраняли эстонское побережье.

В 1854 году в Санкт-Петербурге поэт вошел в литературный круг «Современника», где познакомился с писателями Николаем Некрасовым, Иваном Гончаровым и Иваном Тургеневым, критиками Александром Дружининым и Василием Боткиным. Вскоре стихи Фета начал печатать «Современник».

…Мы считаем г. Фета не только истинным поэтическим талантом, но явлением редким в наше время, ибо истинный поэтический талант, в какой бы степени ни проявлялся он, есть всегда редкое явление: для этого нужно много особенных, счастливых, природных условий.

Василий Боткин

Под надзором Тургенева второй сборник фетовских стихотворений тщательно переработали, и в 1856 году опубликовали «Стихотворения А.А. Фета». Поэт хоть и принял исправления известного писателя, но позже признавался, что «издание из-под редакции Тургенева вышло настолько же очищенным, насколько и изувеченным».

Воодушевленный успехом, Фет начал писать целые поэмы, повести в стихах, художественную прозу, а также путевые очерки и критические статьи. Кроме того, переводил произведения Генриха Гейне, Иоганна Гете, Андре Шенье, Адама Мицкевича и других поэтов.

«Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».

Николай Некрасов

В 1857 году Афанасий Фет женился на младшей сестре Василия Боткина — Марии, наследнице богатого купеческого рода. В следующем году в чине гвардейского штабс-ротмистра он вышел в отставку, так и не добившись дворянства. Супруги поселились сначала в Москве, а в 1860 году в имении Степановка, которое купили в Мценском уезде Орловской губернии — на родине писателя.

Как говорил Иван Тургенев, «он теперь сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл, о литературе слышать не хочет и Музу прогнал взашею…». Фет посвятил себя сельским заботам и домашнему хозяйству: выращивал зерновые культуры, проектировал конный завод, держал коров, овец, птицу, разводил пчел, рыбу. Из Степановки Фет сделал образцовую усадьбу: показатели урожаев с его полей поднимали статистику губернии, а яблочную пастилу Фета доставляли прямо к императорскому двору.

Однако в 1863 году поэт выпустил еще одну книгу — двухтомник своих стихотворений. Одни критики встретили книгу радостно, отмечая «прекрасный лирический талант» писателя, другие обрушились на него с резкими статьями и пародиями. Фета обвиняли в том, что он был «помещиком-крепостником» и скрывался под маской поэта-лирика.

Афанасий Фет регулярно публиковался в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека» и «Заря». Там выходили его очерки о пореформенном состоянии сельского хозяйства. Их печатали под редакционными названиями «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни», «По вопросу о найме рабочих». В 1867 году Афанасия Фета выбрали мировым судьей. Это во многом повлияло и на то, что через 10 лет по императорскому указу за ним наконец-то утвердили фамилию Шеншин и вернули дворянский титул. Но свои произведения писатель продолжил подписывать фамилией Фет.