Глинка, федор николаевич

Оглавление

Литература

  • Жизневский А. К. Ф. Н. Глинка. — Тверь, 1890.
  • Беседы в обществе любителей российской словесности. — 1867. (оценка его трудов — Н. Путяты и А. Котляревского).
  • А. Ельницкий. Глинка, Фёдор Николаевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Исторический вестник. 1880. Т. 1. С. 658—659.
  • Исторический вестник. 1881. Т. 2. С. 472—481.
  • Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 578—581.
  • Список кавалерам Императорских Российских орденов всех наименований на лето от Рождества Христова 1827., СПб., При Императорской Академии Наук, 1828.

Жизнь и творчество

  1. В 1822 году Глинка заканчивает обучение в пансионе и поступает в Главное управление путей сообщения, но служба его не увлекает, и он решает полностью отдать себя музыке. Первое время он активно занимается изучением западноевропейской классики и начинает участвовать в небольших домашних дворянских концертах, изредка работает руководителем оркестра своего дяди. Именно в этот период он делает первые шаги в качестве композитора. Поначалу он сочиняет вариации на тему, взятую из оперы «Швейцарское семейство», написанную композитором Йозефом Вайглем. Процесс его увлекает, и он сочиняет все больше, используя различные жанры и пробуя себя. Именно в период этого творческого поиска и исследований он пишет свои известные романсы на основе стихов А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского и других. Хоть эти романсы известны до сих пор, но Михаил Иванович не был удовлетворен успехами. Он отчаянно ищет новые вариации и формы звучания, стараясь выйти за рамки общепринятых канонов того времени.
  2. Большой след в его творчестве оставило путешествие по Кавказу в 1823 году. Главным достижением этой поездки стало создание «Персидского хора» к опере «Руслан и Людмила», которое было основано на одной народной песне Азербайджана.
  3. С 1830 по 1834 годы Михаил Иванович путешествует по Европе. Посещая Австрию, Германию и Италию, он ближе знакомится с местными музыкальными канонами и традициями, постоянно совершенствуя свои навыки композитора. После возвращения из путешествия он решается на осуществление мечты и начинает писать оперу.
  4. В 1836 году состоялась премьера оперы «Жизнь за царя» в Санкт-Петербурге. В ее основу легла история Ивана Сусанина. Произведение не сразу приняли к постановке, однако, после длительных споров, ее все же утвердили.
  5. После успеха оперы в 1836 году Глинку назначают руководить Придворной певческой капеллой. На протяжении 2-х лет он успешно ей руководит.
  6. Лето 1838 года он проводит на Украине, отбирая для капеллы певчих.
  7. В 1837 году уже известный композитор, Михаил Иванович, начинает работу над своей оперой «Руслан и Людмила». Изначально он планировал начать работу над ней с автором поэмы А.С. Пушкиным, однако смерть поэта помешала композитору в этих планах.
  8. В ноябре 1842 года состоялась премьера долгожданной оперы «Руслан и Людмила». Критика была уже довольно безжалостной.
  9. В 1844 году после тяжелого периода и критики оперы он направляется во Францию, где происходит его знакомство с композитором Г. Берлиозом. Под влиянием Берлиоза 10 апреля 1845 года композитор устраивает большой благотворительный концерт своей музыки в Париже.
  10. В мае 1844 года Глинка направляется в Испанию. Здесь он изучает фольклор, язык и культуру местного народа. Итогом посещения Испании являются написанные им новые увертюры.
  11. В 1847 году Михаил Иванович решает возвратиться в родное Новоспасское село, а зиму провести в Смоленске. Его пребывание в России было не долгим, так как постоянные приглашения на балы и в гости к местным дворянам и помещикам не давали ему сосредоточиться на спокойной деятельности. Он решает уехать из страны.
  12. В 1848 году композитор останавливается в Варшаве. Там он создает симфоническую фантазию под названием «Камаринская», в которой очень виртуозно сочетает разные ритмы и настроения. Это положило начало новому типу классической музыки.
  13. В 1851 году композитор возвращается в Петербург, где работает с известными певцами. Он дает уроки пения, репетирует оперные партии. Эта работа оказывает большое влияние на русскую школу вокала.
  14. С 1852 по 1854 год Глинка опять отправляется в путешествие по Европе, однако все это время проводит в Париже, утомившись от переездов. Там он начинает работать над симфонией «Тарас Бульба».
  15. В 1856 году Михаил Иванович уезжает из Санкт-Петербурга в Берлин, где продолжает свое изучение местной классической музыки и много пишет.
  16. 15 февраля 1857 года в результате обострения простуды он умирает. Его хоронят на Лютеранском кладбище, но, по настоянию его сестры Людмилы, его прах уже в мае этого года перевозят в Санкт-Петербург и хоронят на Тихвинском кладбище.

Михаил Иванович Глинка

Начало карьеры

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году — времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство». С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка все больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие.

Однако главное — не творческие победы молодого композитора, как бы высоко они ни ценились. Глинка «с постоянным и глубоким напряжением» ищет себя в музыке и одновременно на практике постигает тайны композиторского мастерства. Он пишет ряд романсов и песен, оттачивая вокальность мелодики, но одновременно настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. Уже в 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами.

Михаил Глинка на Кавказе

Постепенно круг знакомств Глинки выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом. В эти же годы он познакомился с Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Всевозможные светские развлечения, многочисленные художественные впечатления разного рода и даже состояние здоровья, все более ухудшавшееся к концу 1820-х годов (результат крайне неудачного лечения), — все это не могло помешать композиторской работе, которой Глинка отдавался с прежним «постоянным и глубоким напряжением». Сочинение музыки становилось для него внутренней потребностью.

В эти годы Глинка стал серьезно задумываться о путешествии за границу. К этому его побуждали различные причины. Прежде всего, путешествие могло дать ему такие музыкальные впечатления, такие новые знания в области искусства и творческий опыт, которых он не мог бы приобрести у себя на родине. Глинка надеялся также в иных климатических условиях поправить свое здоровье.

В конце апреля 1830 года Глинка уехал в Италию. По пути он задержался в Германии, где провел летние месяцы. Приехав в Италию, Глинка поселился в Милане, который был в то время крупным центром музыкальной культуры. Оперный сезон 1830 — 1831 года был необычайно насыщенным. Глинка оказался весь во власти новых впечатлений «После каждой оперы, возвратясь домой, мы подбирали звуки, чтобы вспомнить слышанные любимые места». Как и в Петербурге, Глинка по-прежнему много работает над своими сочинениями. В них уже не остается ничего ученического — это мастерски выполненные композиции. Значительную часть произведений этого периода составляют пьесы на темы популярных опер

Инструментальным ансамблям Глинка уделяет особое внимание. Он пишет два оригинальных сочинения Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота — произведения, в которых особенно отчетливо проявляются черты композиторского почерка Глинки

Марш, марш, аллюром!

Чуть позади, на полкорпуса коня Милорадовича. Записи долой. В ташку. Снова вскачь. Звон шпор. Храп. Раздутые ноздри. Косящий вбок, назад зрачок конского глаза, навыкате, с сумасшедшинкой. Однако и здесь во время челночных скачек, оторопью, сломя голову, Федор запоминает, зарисовывает в памяти, чтобы, улучив свободную минуту, добавить еще один абзац в будущую книжку «Письма русского офицера». Интересно, что педантичная хронология событий изложена с легкостью увлекательного, почти фантастического рассказа с короткими и блистательными комментариями автора. Причем сделано все это в высшей мере деликатно и тактично. Капля за каплей «Письма» с театра военных действий — двух войн с Наполеоном охватили 1805-1806 и 1812 годы. «Письма» были в итоге адресованы всей России, которая читала их с упоением.

Каждый год отмечен гулким топотом конницы. Огромных конных масс. Одних, быстро редеющих, разметанных по полям Европы французских полуэскадронов, сходящихся, стягивающихся к былой точке отсчета — к Парижу. Других, едва остывших после бешеных конных атак, затяжных рейдов, переформирований, краткого отдыха в поверженной, но не смятен ной столице и марш-марш рысью, аллюром, почти галопом из Парижа к границам Российской империи. Европа казалась необыкновенно тихой. Восходящее и уплывающее за горизонт солнце было непривычно ясным, не скрытым за дымкой пороховых разрывов, сиренево-пепельных дымов от пожаров и стелющейся гари над некогда стройными силуэтами построек.

Тридцатилетний Федор, если бы не война — стародавний отставник, переведен в Измайловский полк. А еще и с назначением — состоять при гвардейском штабе. А сверх занятий по службе еще и на прежней любимой стезе — главный редактор «Военного журнала». И вот, словно снег на голову, Федор Николаевич отстранен от военной службы и послан на жительство в Петрозаводск. В год 1826-й. За что же? Был допущен, казалось бы, к тайнам российским, обласкан ушедшим Александром — и вот на тебе?!

Как тогда деликатно выражались по поводу Глинки: «Вследствие прикосновенности к Северному обществу». А если все-таки подробнее… Вот что, например, пишет об этих печальных событиях в журнале «Русский вестник» за 1887 год некто Ольга Н.: «Федор Николаевич Глинка, Михаил Федорович Орлов и Александр Николаевич Муравьев были основателями Масонского общества. Сначала оно называлось «Союз благоденствия Северных рыцарей» и имело целью открытие злоупотреблений, взяточничества, злоупотреблений помещичьей власти, неправды в судах и со общение о них Правительству; но впоследствии общество это уклонилось от прежних целей и начало стремиться к конституции. Федор Николаевич, не разделяя взглядов своих товарищей, отстал от них. Когда же произошел бунт 14 декабря. Федора Николаевича арестовали и, после многократных допросов Комиссии, привели к государю, который долго с ним говорил и, помахав рукой над его головой, сказал: «Глинка, ты совершенно чист, но все-таки тебе надо окончательно «очиститься».

Смерть и наследие

Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.

Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.

Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.

Почему Глинка стал первым национальным композитором?

Феномен Глинки в русской культуре связан во многом с концептом «национального композитора» и процессом «изобретения нации» в опере. Очевидно, что музыкальная культура развивалась и до Глинки, и не он первый использовал цитаты из русского фольклора, и до него говорили об истинно русских композиторах (Е. И. Фомин, А. Н. Верстовский и др.). Но именно в его окружении и в его время стала актуальной идея из немецкой философии о «национальном гении», бурно прораставшая на русской почве. В ее основе лежало представление о народе как о некой исторической личности со своим характером и уникальной душой, а национальный гений, обладающий божьей искрой, способен выразить эту истинную сущность народа, используя древний фольклор, его историю и язык.

Так случилось, что достаточно революционная идея «народности» (русский вариант французского «nationalité») была инкорпорирована в сценарий власти Николая I, озабоченного сохранением монархии. Как известно, концептуально она была сформулирована С. С. Уваровым, первоначально на французском языке, в виде триады «православие – самодержавие – народность». В. А. Жуковский, ставленник Уварова и непосредственный участник этих важных политических процессов, оказал мощнейшую поддержку новой опере Глинки – от выбора сюжета про крестьянина Ивана Сусанина, спасшего юного царя Михаила и всю династию Романовых, до декораций и сочинения текста эпилога. Это неслучайно. Глинка стал важным звеном в распространении новых идей среди русского общества. Ведь именно искусства, по мнению интеллектуалов, способны перевести абстрактные понятия в чувственную действительность. Этот политический курс поддерживали многие интеллектуалы, в том числе такие влиятельные музыканты, писатели и меценаты, как Владимир Одоевский и Михаил Виельгорский, многое сделавшие для феноменальной репутации «Жизни за царя».

Однако было бы вульгарным упрощением сводить первую оперу Глинки исключительно к политическому тексту и агитке. Композитор предложил такую оперную модель, которая идентифицировалась русским обществом как музыкальное «изобретение нации». Он отказался от жанра комической оперы, которая прежде ассоциировалась с «русскостью». Как и его друзья-литераторы, он разрушил существовавшую классицистскую систему репрезентаций, базировавшуюся на разделении музыкальных средств выразительности. Теперь фольклор не ассоциировался с «низким» языком, на котором говорят комические герои из народа. Интонации из народных песен встраивались в общеевропейский музыкальный язык, на котором сочинялись трагедии. В этой новой романтической эстетике выбор выразительных средств зависел не от амплуа героя, а от его чувств и внутреннего мира. Глинка создал своего рода музыкальную «школу гармонической точности» (термин Л. Гинзбург). Впервые русская опера сочинялась по лекалам «высокого» европейского искусства, становясь в один ряд с операми Беллини, Доницетти и Россини.

Н.А. Степанов. «Неистовая пляска М.И.». Акварель. РНБ, Санкт-Петербург.

Творчество

Проза

Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием похода Россиян против Французов в 1805 и 1806 г, а также Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год. Писано Ф. Глинкою в 5 частях. М., 1870.

Серия переизданий с 1985 года (обычно в извлечениях).

Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобождённая Малороссия // Соревнователь просвещения, 1819, тома V и VI.

Переиздание в кн.: Русская историческая повесть первой половины XIX века. — М.: Правда, 1986. — С. 171—218.

Поэзия

Ещё в 1826 году Глинка издал «Опыты священной поэзии» (Санкт-Петербург), а в 1839 году вышли его «Духовные стихотворения». Энциклопедия Брокгауза-Ефрона отмечала: «В этих сборниках попадаются очень грациозные стихотворения, дышащие искренним чувством. Гораздо скучнее его поэма „Карелия или заточение Марфы Иоанновны Романовой“ (Санкт-Петербург, 1830)». Одобрительный отзыв о поэме «Карелия» оставил А. С. Пушкин. Современные филологи относят её к числу «четырёх важнейших религиозных поэм Ф. Н. Глинки», наряду с написанными позднее произведениями «Иов. Свободное подражание Священной Книге Иова», «Видение Макария Великого» и «Таинственная Капля».

Свои стихотворения печатал в журналах «Сын Отечества», «Соревнователь», «Библиотека для чтения» (с 1834), «Современник» (с 1837).
Наиболее известны стихотворения Ф. Глинки «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…») и «Песнь узника» («Не слышно шуму городского…»), лёгшие в основу популярных народных песен. Первые строки «Песни узника» в несколько изменённом виде процитированы в поэме Александра Блока «Двенадцать».

В 1861 году в Берлине напечатал поэму в двух частях «Таинственная капля», написанную в соавторстве с супругой А. П. Голенищевой-Кутузовой. Переиздана в России в 1871 году.

В 1869 году в Москве изданы «Духовные стихотворения».

Рекомендации

Атрибуция

.mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Глинка, Федор Николаевич»  . Британская энциклопедия . 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 122.

Творчество

Проза

Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием похода Россиян против Французов в 1805 и 1806 г, а также Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год. Писано Ф. Глинкою в 5 частях. М., 1870.

Серия переизданий с 1985 года (обычно в извлечениях).

Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобождённая Малороссия // Соревнователь просвещения, 1819, тома V и VI.

Переиздание в кн.: Русская историческая повесть первой половины XIX века. — М.: Правда, 1986. — С. 171—218.

Поэзия

Ещё в 1826 году Глинка издал «Опыты священной поэзии» (Санкт-Петербург), а в 1839 году вышли его «Духовные стихотворения». Энциклопедия Брокгауза-Ефрона отмечала: «В этих сборниках попадаются очень грациозные стихотворения, дышащие искренним чувством. Гораздо скучнее его поэма „Карелия или заточение Марфы Иоанновны Романовой“ (Санкт-Петербург, 1830)». Одобрительный отзыв о поэме «Карелия» оставил А. С. Пушкин. Современные филологи относят её к числу «четырёх важнейших религиозных поэм Ф. Н. Глинки», наряду с написанными позднее произведениями «Иов. Свободное подражание Священной Книге Иова», «Видение Макария Великого» и «Таинственная Капля».

Свои стихотворения печатал в журналах «Сын Отечества», «Соревнователь», «Библиотека для чтения» (с 1834), «Современник» (с 1837).
Наиболее известны стихотворения Ф. Глинки «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…») и «Песнь узника» («Не слышно шуму городского…»), лёгшие в основу популярных народных песен. Первые строки «Песни узника» в несколько изменённом виде процитированы в поэме Александра Блока «Двенадцать».

В 1861 году в Берлине напечатал поэму в двух частях «Таинственная капля», написанную в соавторстве с супругой А. П. Голенищевой-Кутузовой. Переиздана в России в 1871 году.

В 1869 году в Москве изданы «Духовные стихотворения».

Зрелые годы

  1. С 1805 по 1806 год Фёдор состоит адъютантом при генерале Милорадовиче, а также участвует в военной кампании при Аустерлице.
  2. В 1807 году он вышел в отставку. Потом отправился в родовое имение.
  3. В 1808 году начал издавать записки о военных походах, в которых побывал.
  4. С 1810 по 1811 год начал путешествовать по Смоленской, Тверской областям, ездил в Киев.
  5. 1812 год ознаменовался тем, что Фёдор вновь поступил в армию к генералу, у которого служил ранее. В походах они пробыли до 1814 года. Участвовал во многих военных кампаний.
  6. В 1815 году он вернулся в Россию и издал продолжение своих записок, которые осветили Отечественную войну и принесли Глинке мировую известность.
  7. Затем Фёдор перевёлся в Измайловский полк. В 1817 году там начинает выходить «Военный журнал», Глинка становится его редактором.
  8. С 1816 года он становится участником «Вольного общества любителей российской словесности». Там Фёдор занимает место вице-председателя.
  9. В это время он пишет повести «Лука да Марья», «Мечтания на берегах Волги» и другие.
  10. В 1819 году поступает на должность правителя канцелярии при генерале Милорадовиче, который в ту пору становится губернатором.
  11. В это время он уже участвует в декабристских сборах «Союз спасения», а затем основывает «Союз благоденствия». Вместе с товарищами в 1820 году участвует в совещаниях декабристских этих обществ.
  12. В 1826 году был арестован и помещён в Петропавловскую крепость. В этом же году его освободили, но уволили со службы. Глинка был сослан в Петрозаводск, где был поставлен советником Олонецкого губернского управления. В этом же году издал сборник стихотворений.
  13. В 1830 году Глинку перевели в Тверь, где опубликовал поэму в 4 частях.
  14. В 1832 году работал в городе Орле, а в 1835 году ушёл с работы в отставку и переехал в столицу.
  15. Известно, что поэзию Глинка публиковал в различных литературных журналах, таких как: «Сын Отечества», «Соревнователь» и другие.
  16. Всё это время писательский талант Глинки формировался. В 1837 году в свет выходят его воспоминания, которые называются «О пиитической жизни Пушкина». В этом году публикуется в журнале «Современник».
  17. В 1839 году был опубликован «Очерк Бородинского сражения», а также «Духовные стихотворения».
  18. В 1853 году Фёдор переезжает в Санкт-Петербург, а в 1854 свет увидел его новое стихотворение, которое поразило его поклонников своим патриотическим настроением. К тому же, в это время он увлёкся спиритическими и мистическими знаниями. Плодами подобных настроений стали книги и поэма под названием «Таинственная капля».
  19. В 1862 году переехал в Тверскую область, где пробыл до своей глубокой старости. Стоит отметить, что ясный ум поэт и писатель смог сохранить вплоть до самой своей смерти.
  20. Был основателем благотворительного сообщества, в обязанности которого входило обеспечением продовольствием и работой нищих.
  21. В 1875 году стал, вопреки глубокой старости, членом городской думы города.
  22. Самыми известными стихотворениями поэта считаются: «Тройка», «Песнь узника», строки которого в немного измененном виде цитировал Александр Блок в своей поэме «Двенадцать».
  23. Скончался великий поэт и публицист в 1880 году, на 94 году жизни. Могила его, к сожалению, не сохранилась.

«Жизнь за царя»

В конце 1820-х годов Глинка познакомился с Василием Жуковским

Это важное для Михаила Ивановича событие произошло вскоре после завершения романсов на стихи одного из крупнейших поэтов того времени. Также композитор познакомился с историком Николаем Павлищевым

С его помощью Михаил Иванович сблизилсяс с музыкальными кругами, и несколько его романсов попали в сборник под названием «Лирический альбом».

Весной 1830 года Глинка уехал из России в Италию. Там композитор поправлял здоровье. Итальянская природа, о которой композитор неоднократно высказывается в своих «Записках», вдохновила его на создание романса «Венецианская ночь».

В 1834 году, получив известие о смерти отца, Глинка вернулся на родину. Он вновь поселился в Петербурге у своего друга Алексея Стунеева. Там же Михаил Иванович встретил и свою будущую жену Марью Петровну Иванова.

Уже в это время зрел замысел оперы. В основу сюжета должна была лечь легенда об Иване Сусанине. Жуковский поддержал композитора и взялся за либретто, завершить текст помогал литератор Егор Розен.

На написание национальной оперы ушёл примерно год. Премьера «Жизни за царя» состоялась в декабре 1836 года. Монументальное музыкальное полотно было посвящено Николаю I, присутствовавшему на первом исполнении. В письме к матери Глинка так говорил о реакции монарха: «Государь-император изволил меня позвать в свою ложу, взял меня за руки, благодарил меня и долго беседовал со мною…».

После постановки «Жизни за царя» Глинка решил написать оперу «Руслан и Людмила». Однако от этой идеи пришлось на время отказаться — Пушкин, который должен был создать либретто, погиб на дуэли с Дантесом. Глинка начал работать в Придворной певческой капелле. Он делился с музыкантами своим опытом и занимался подбором новых кадров, писал романсы.

К задумке композитор вернулся через несколько лет, когда переживал, с одной стороны, разрыв отношений с женой, с другой, — бурный роман с Екатериной Керн.

Екатерина Керн. (wikipedia.org)

В ноябре 1842 года состоялась премьера «Руслана и Людмилы». Зрители встретили её холодно. По выражению Глинки, они «аплодировали очень недружно», критики нападали на декорации, а император вовсе не досмотрел постановку, уехав ближе к концу.

Неудачи на родине компенсировал успех в Европе, в частности, концерт в Париже. Несколько лет Михаил Иванович прожил в Испании. Вернушись в Петребург в 1847 году, он стал преподавателем музыки. Последнее десятилетие жизни Глинка провёл в Берлине. Там он и скончался в начале 1857 года. Прах композитора покоится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Глинка вошёл в историю как основоположник русской национальной оперы. Он оказал огромное влияние на творчество таких отечественных композиторов, как Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский. А его «Патриотическая песня», созданная в 1833 году, была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год.

Биография

Воспитание получил в Первом кадетском корпусе, которое окончил в 1803 году, и был определён в Апшеронский пехотный полк прапорщиком. В 1805—1806 годах состоял адъютантом при генерале М. А. Милорадовиче. Участвовал в войне третьей коалиции. Принимал участие в битве под Аустерлицем. В 1807 году, выйдя в отставку, был сотенным начальником дворянского ополчения, проживал в родовом имении в деревне Сутоки. В 1810—1811 годах путешествовал по Смоленской и Тверской губерниям, по Волге, совершил поездку в Киев.

В 1808 году издал «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях и Венгрии, с описанием походов 1805—1806 годов» — записки о военных кампаниях 1805—1806 годов.

В 1812 году опять поступил в армию адъютантом к М. А. Милорадовичу и находился в походе до конца 1814 года. Участвовал в боях при Тарутине, Малоярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Баутцене. Неоднократно награждён боевыми наградами. Вернувшись в Россию, издал в 1815—1816 годах продолжение «Писем русского офицера» — «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции с подробным описанием похода россиян против французов, в 1805 и 1806, также отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год» в 8-ми томах, участии в заграничных походах русской армии 1813—1814 годах. Эти военные записки принесли Глинке литературную известность.

В 1815 году был переведён в Лейб-гвардии Измайловский полк. В это время при штабе образовались библиотека и начал выходить «Военный журнал» (с 1817 г.), редактором которого стал Глинка. Он участвовал (с 1816 г.) в деятельности «Вольного общества любителей российской словесности», где состоял вице-председателем, председателем. В это время им написаны книги: повесть «Лука да Марья» (Санкт-Петербург, 1818), «Подарок русскому солдату» (Санкт-Петербург, 1818), «Зиновий Богдан Хмельницкий» (Санкт-Петербург, 1819), «Мечтания на берегах Волги» (Санкт-Петербург, 1821). 26 января 1818 года произведён в полковники.

В 1819 году поступил на должность правителя канцелярии при санкт-петербургском генерал-губернаторе М. А. Милорадовиче.

Участвовал в деятельности декабристского «Союза спасения», затем вместе с М. Ф. Орловым и А. Н. Муравьёвым основал «Союз благоденствия». Входил в Коренную управу «Союза благоденствия», участвовал в Петербургском совещании 1820 года.

После ареста 11 марта 1826 года содержался в Петропавловской крепости. 15 июня 1826 года был освобождён, исключён из военной службы и сослан в Петрозаводск, где был определён советником Олонецкого губернского правления.

В 1830 году переведён в Тверь, где женился на Авдотье Павловне Голенищевой-Кутузовой (1795—1863), а в 1832 году — в Орёл.

В 1830 году напечатал описательную поэму в четырёх частях «Карелия, или заключение Марфы Иоанновны Романовой».

В 1835 году вышел в отставку и поселился в Москве.

Ф. Глинка в отставке, в Твери. 1878 год.

За это время определился талант Глинки как духовного поэта, направление которого, как определил его Виссарион Белинский, было «художественно и свято».

В 1837 году вышли его воспоминания «О пиитической жизни Пушкина», а в 1839 — «Очерк Бородинского сражения».

В 1853 году Глинка переселился в Санкт-Петербург и в 1854 напечатал известное в своё время патриотическое стихотворение «Ура! На трёх ударим разом», с воинственным направлением. В петербургский период своей жизни стал интересоваться спиритизмом и впал в мистицизм, к которому имел несомненную наклонность и ранее. Плодом такого настроения были «Иов, свободное подражание книге Иова» (издана в 1859) и поэма «Таинственная капля» (Б., 1861 и М. 1871).

В 1862 году переселился в Тверь, занимался там археологией и принимал участие в общественных делах. Сохранил до глубокой старости свежесть ума. Основал Тверское благотворительное общество «доброхотной копейки», учредившее бесплатную столовую для нищих и ремесленную школу, и был его председателем. В 1875 году избран, несмотря на старческий возраст, гласным городской думы Твери.

Умер Глинка в Твери в возрасте 93 лет. Был похоронен с воинскими почестями в Жёлтиковом монастыре. Могила не сохранилась.

11 июня 2010 года на стене его тверского дома (ул. Желябова, 30) была установлена памятная доска.

биография

Глинка родился в Сутках , Dukhovshchinsky уезду , Смоленская губернии в 1786 году, и был специально обученным для армии. В 1803 году он получил чин офицера, а через два года принял участие в австрийской кампании. Однако его пристрастие к литературным занятиям вскоре побудило его оставить службу, после чего он удалился в свои поместья в правительстве Смоленска и впоследствии посвятил большую часть своего времени учебе или поездкам по России.

После вторжения Наполеона в Россию в 1812 году он вновь вступил в русскую армию и оставался на действительной службе до конца кампании в 1814 году. После возведения графа Милорадовича на военное губернаторство Санкт-Петербурга Глинка был назначен полковником под его командованием.

После восстания декабристов Глинку заподозрили в революционных тенденциях. Он был сослан в Петрозаводск , но тем не менее сохранил свой почетный пост президента Общества друзей русской литературы, и через некоторое время ему было разрешено вернуться в Санкт-Петербург. Вскоре после этого он полностью ушел из общественной жизни и умер в своем имении в возрасте 93 лет.

Вывод

Фёдор Глинка прожил длинную жизнь, наполненную приключениями, военными походами, заботой об общественности и людях. Поэтому его творчество лучше всего изучать вместе с той эпохой, в которую он жил. Таким образом можно понять его мысли, стремления, желания, а главное – поучаствовать в тех событиях, свидетелем которых он стал.

Его мировоззрение формировалось благодаря общественно-политической обстановке, которая складывалась в России в ту эпоху. Большая часть образованных людей тогда находилась в поиске новых решений, политических направлений и идей. Тому способствовали многие военные кампании, в которых участвовала Россия, подвластная контролю Екатерины II, продвигающая внешнюю и внутреннюю устойчивость страны на мировой арене.

Человек большого ума, больших стремлений и убеждений, Глинка желал для России светлого будущего, изменений. Этому он посвятил всю свою жизнь. К сожалению, Глинка не оставил после себя потомков. Зато оставил великое наследие, которое с удовольствием постигали его современники и дальнейшие поколения, начавшие понимать, какой путь прошёл автор и вся Россия прежде, чем ступить на дорогу совершенствований.

Поэт и публицист всегда интересовался судьбой простого народа, а не знати, за свои убеждения он даже сидел в крепости, а затем был уволен со службы. Но и это не остановило его, в конце своей долгой жизни Глинка учредил благотворительное сообщество, которое заботилось о нищих и обездоленных.

Став наблюдателем и участником страшных событий войны 1812 года, Глинка понимал, что лишь в силах таких, как он, изменить будущее России. Он не любил военную службу, она была ему навязана. Но именно став участником военных действий, Фёдор Глинка стал описывать для своих современников, которые затем вошли в мировую литературу, как ценнейшие сведения и жемчужины в прозе и поэзии.

Глинка приложил руку к становлению Пушкина, как знаменитого поэта. Кроме того, строки его стихотворения «Песнь узника» были использованы Блоком в его поэме. Глинку очень ценили его современники, ведь он внёс огромный вклад в развитие литературы. Современные молодые люди также ценят его творчество.