Оглавление
Елагин дворец и его достопримечательности
Главной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля является непосредственно сам дворец.
У входа Елагина дворца туристов встречают сторожевые львы. Росси украшает парадный вход двумя хищниками из чугуна, созданными казенным литейным заводом Санкт-Петербурга (1822), о чем свидетельствуют надписи на постаментах. Львы представляют собой точное воспроизведение животных флорентийской Синьории.
При мимолетном взгляде, кажется, что звери идентичны. Но при детальном рассмотрении видно, что имеются некоторые различия: поворот головы, выражение глаз, различная степень свирепости, положение шара, на который опирается лапа животного.
Елагинский дворец – изменение статуса
После кончины И. П. Елагина дворец несколько раз менял своих хозяев, среди которых значится, например, граф Григорий Орлов, пока в 1817 году не был преподнесён Александром I в дар своей матери Марии Фёдоровне. Это повлекло не только изменение статуса дворца, ставшего загородной резиденцией царской семьи, но и его внешнего вида: он должен был отвечать вкусу и положению новой владелицы – вдовствующей императрицы.
Сложнейшую задачу по перепланировке самого здания и парка вокруг него с блеском решил мало кому известный в то время архитектор Карл Иванович Росси. Оставив нетронутым фундамент, он почти полностью изменил архитектуру дворца. Являясь одновременно зодчим, декоратором интерьеров и проектировщиком мебели, Росси создал трёхэтажный шедевр с куполообразной крышей, колоннами, чугунными львами и широкими дугами подъездных пандусов. Под пышное обличие императорского дворца ему удалось поместить уютные немецкие интерьеры, что очень ценилось членами семьи Романовых.
Помимо строительства дворца К. Росси занимался и ландшафтным дизайном на пространстве острова, создавая один из лучших пейзажных парков не только Петербурга, но и всей Европы. Была проведена колоссальная работа по очистке всех водоёмов, созданию новых парковых аллей и тенистых дорожек и разбивке пышных клумб. В парке для Марии Фёдоровны было высажено огромное количество кустов сирени и построены оранжереи с разнообразными сортами роз – её любимых цветов. Елагинский дворец приобрёл всем известный по картинам и фотографиям облик, а на создавшего его архитектора К. И. Росси посыпались многочисленные государственные и частные заказы, благодаря чему зодчий приобрёл всемирную известность, а Санкт-Петербург обогатился великолепными дворцовыми ансамблями.
Вплоть до Октябрьской революции Елагинский дворец оставался императорским загородным особняком, где в тишине и покое любили отдыхать все Романовы. А далее началась совсем другая история…
История дворца
Елагин дворец построен между Большой и Средней Невкой. В начале 18 века на острове были расположены загородные усадьбы. Его первым владельцем стал государственный деятель Петр Павлович Шафиров, которому Петр І подарил его в знак расположения. Позднее, остров сменил еще несколько владельцев.
Так, ими были генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский, сенатор Алексей Петрович Мельгунов, в 1777 году остров был продан Григорию Александровичу Потемкину, который, в свою очередь, продал его обер-гофмейстру двора Екатерины ІІ Ивану Перфильевичу Елагину. С тех пор остров стал носить имя своего хозяина – Елагин.
В начале 19 века остров был выкуплен у Григория Владимировича Орлова за 350 тысяч рублей Александром І с целью построить дворец для своей матушки императрицы Марии Федоровны. Создание дворцового ансамбля велось с 1818 по 1822 годы, это первая самостоятельная работа Карла Ивановича Росси.
Согласно сметам архитектора, на создание этого шедевра было потрачено более 2 миллионов рублей. В ансамбль построек, кроме дворца, вошел новый кухонный корпус, конюшни, оранжереи, павильон у пристани, музыкальный павильон и гауптвахты. Все здания утопали в зелени парка, не имея какой-либо системы, однако они объединялись пространством Масляного луга.
В кино
- В самом начале фильма «Небесный тихоход» (1945) можно увидеть разрушенный Елагин дворец — так он выглядел в 1945 году до начала всех восстановительных работ.
- В телеоперетте «Летучая мышь» (1978) гости расходятся, станцовывая по пандусу этого дворца.
- Этот дворец был запечатлён в сценах короткометражного музыкального телефильма «Грустить не надо» (1985).
- В сериале «Мастер и Маргарита» (2005) дворец показан под видом психиатрической клиники профессора Стравинского, где содержатся Иван Бездомный и Мастер.
- В сериале «Курт Сеит и Александра» (2014) дворец показан как имение Боринских.
- В фильме «Майор Гром: Чумной Доктор» (2021) дворец показан как особняк Кирилла Гречкина.
История дворца
Елагин дворец построен между Большой и Средней Невкой. В начале 18 века на острове были расположены загородные усадьбы. Его первым владельцем стал государственный деятель Петр Павлович Шафиров, которому Петр І подарил его в знак расположения. Позднее, остров сменил еще несколько владельцев.
Так, ими были генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский, сенатор Алексей Петрович Мельгунов, в 1777 году остров был продан Григорию Александровичу Потемкину, который, в свою очередь, продал его обер-гофмейстру двора Екатерины ІІ Ивану Перфильевичу Елагину. С тех пор остров стал носить имя своего хозяина – Елагин.
В начале 19 века остров был выкуплен у Григория Владимировича Орлова за 350 тысяч рублей Александром І с целью построить дворец для своей матушки императрицы Марии Федоровны. Создание дворцового ансамбля велось с 1818 по 1822 годы, это первая самостоятельная работа Карла Ивановича Росси.
Согласно сметам архитектора, на создание этого шедевра было потрачено более 2 миллионов рублей. В ансамбль построек, кроме дворца, вошел новый кухонный корпус, конюшни, оранжереи, павильон у пристани, музыкальный павильон и гауптвахты. Все здания утопали в зелени парка, не имея какой-либо системы, однако они объединялись пространством Масляного луга.
Современный музей
Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля Елагина острова и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная Карла Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нём начала работу Стеклодувная мастерская.
За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла.
Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.
Фонд дерева даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.
Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и другие.
Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы. В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы.
Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и других. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков.
Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.
Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту Карла Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.
Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссёры, как Александр Сокуров, Глеб Панфилов, Владимир Бортко, Виктор Мережко, Павел Лунгин, Алексей Учитель и другие.
В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Елагин дворец вновь открыт с 13 апреля 2021 года. Теперь каждый может по достоинству оценить обновлённые личные покои императрицы Марии Фёдоровны и залы Парадной анфилады дворца, а также полюбоваться воссозданным впервые кабинетом Александра I на втором этаже.
Легенды и тайны Елагина дворца
- С Елагиным островом связана самая мистическая фигура XIX века – граф Калиостро. Великий Шарлатан был личным гостем И.П. Елагина. Хозяин острова выделил под лабораторию мага подвальные помещения, откуда, согласно легендам, можно было попасть в подземный зал, расположившийся глубоко под павильоном Пристань. Зал служил местом собраний масонов Петербурга и тайной лабораторией Калиостро. Елагинское поместье так полюбилось «великому магу», что дух его после смерти перенёсся на брега Невы. Согласно преданиям фигуру Калиостро с масонскими символами можно увидеть в зеркалах Елагина дворца и по сей день.
- В одном из прудов острова якобы лежат осколки позолоченного Будды из Петербуржского дацана, скинутые после изъятия религиозных ценностей.
Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге
Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.
Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.
Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.
Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.
Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.
Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше — Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.
Последующая история
Елагин дворец
После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно превратился в «запасную» царскую резиденцию, которую императоры не слишком жаловали своим вниманием. В начале XX века Елагин дворец «понизили» в ранге — из царской резиденции он превратился в место отдыха премьер-министров России
В нем успели побывать С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.
Елагин дворец, восточный фасад
После революции Елагин дворец получил статус музея — в нем был открыт Музей быта. В Петербурге подобных музеев было очень много в начале века, но вскоре большинство из них были закрыты или превращены в другие культурные или общественные учреждения. Это произошло и с Елагиным дворцом, в котором был организован культурно-воспитательный центр, а лучшие экспонаты расформированной музейной коллекции были переданы в Эрмитаж, Русский музей и пригородные дворцы-музеи.
Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен — один из снарядов, попавший в дымоход, привел к пожару. Сразу же после победы архитектор В. М. Савков начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца.
Отреставрированный в 1960 году под руководством архитектора М. М. Плотникова, Елагин дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также вышивки и изделия из дерева и металла. В начале перестройки, когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, коллекция его экспонатов была также передана Елагиноостровскому музею.
В Елагином дворце также проводились различные временные выставки произведений искусства и устраивались развлекательные мероприятия в стиле разных эпох — петровской, елизаветинской или екатерининской. Перед Елагиным дворцом, на территории Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО), для туристов организовывались пикники и фуршеты под открытым небом и прочие аттракционы современности.
С августа 2016 года по апрель 2021 года Елагин дворец был закрыт на проведение масштабных реставрационных работ, но фактически поэтапная реставрация продолжалась 20 лет — с начала XXI века. Впервые в истории музея по описям 1826 года и акварели художника Максима Воробьёва 1821 года воссоздан исторический кабинет Александра I на втором этаже, где помимо росписи, воссозданы камин, каминное зеркало, декоративное убранство окон, штоф ручной набойки, которым обиты стены. Также впервые воссозданы исторические интерьеры домовой церкви Николая Чудотворца на третьем этаже здания, в частности, при расчистке плафонов воссоздан декор 16 полуколонн из искусственного мрамора. Во дворце возобновляются различные выставки и театрализованные экскурсии.
Елагин остров и дворец
Новый английский сад
Был высажен заново на присоединённом к острову участке. Здесь частично использованы мотивы Старого английского сада. Буш учитывал моменты изменения деревьев в период роста и заказывал деревья одной породы, но разного возраста, разной толщины и высоты. Вдоль всего побережья высаживались аллеи из сибирских лиственниц и дубов.
На планах острова до 1824 г. территории которая получила название Новый английский пешеходный сад, не существовало. На этом месте находился залив. С одной стороны он омывал берег Елагина острова, а с другой – покрытый болотной растительностью островок. Уже на планах новых работ на 1824 г. можно увидеть, как изменилась эта местность.
К 1825 г. разбили «новый пешеходный аглицкий сад, частию насаженный российскими деревьями и кустами». Композиция этого сада, также как и предыдущего, строилась на сочетании водной поверхности и различных декоративных групп растений, высаженных по берегам. Зелёное убранство Нового английского сада всё высаживалось заново. Деревья привозились из местных древесных питомников. Создав новый район парка, архитекторы искусно скомпоновали различные породы деревьев и кустарников, связали их с характером рельефа, водной поверхностью и «построили пейзажи», обладающие большой художественной выразительностью.
Старый английский сад
Занимает территорию к югу от Собственного сада, вдоль южного побережья острова, как сказано в описи от 1826 г., занимал «старый пешеходный аглицкий сад, насаженный российскими, частию и иностранными кустами, деревьями и цветами». Сад создавался еще во времена И.П. Елагина, когда на смену регулярным паркам пришли пейзажные. Елагин, согласно моде, подверг перепланировке свой остров, оставив только перед домом регулярный партер. В «аглицком» саду были «прорыты каналы, лес разбит аллеями и украшен различными беседками, гротами и памятниками в честь друзей знаменитого хозяина». Архитекторы не внесли сколько-нибудь значительных изменений в планировку этой части парка, поэтому и названа она была Старый английский сад. Старый английский сад отграничили широкой каретной дорогой и деревянным «палисадом». В сад можно было войти через четыре входа, находившихся на скрещении прогулочных дорог. Основным композиционным стержнем служили пруды сложной конфигурации, с глубоко врезающимися в водную поверхность мысами и островами, расположенными вдоль побережья, миниатюрными заливами и бухточками.
Пейзаж одного из островов акцентирован каменной беседкой простых классических форм. Построенная еще при Елагине, она была переделана и заново окрашена в тон строений всего ансамбля.
На территории старого английского сада размещались и другие архитектурные сооружения. У моста на Каменный остров было размещено небольшое изящное деревянное здание Гауптвахты. Другой каменный павильон, получивший впоследствии название Музыкального, был спроектирован на месте, где раньше находился трактир.
В наше время широкая дорога разделяет массивы бывших Старого и Нового английских садов.
Современный музей
Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля Елагина острова и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная Карла Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нём начала работу Стеклодувная мастерская.
За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла.
Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.
Фонд дерева даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.
Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и другие.
Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы. В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы.
Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и других. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков.
Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.
Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту Карла Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.
Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссёры, как Александр Сокуров, Глеб Панфилов, Владимир Бортко, Виктор Мережко, Павел Лунгин, Алексей Учитель и другие.
В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Елагин дворец вновь открыт с 13 апреля 2021 года. Теперь каждый может по достоинству оценить обновлённые личные покои императрицы Марии Фёдоровны и залы Парадной анфилады дворца, а также полюбоваться воссозданным впервые кабинетом Александра I на втором этаже.
История Елагина острова, XVIII век
Создавая новую столицу Российской Империи на берегах Невы, Петр I стремился обустроить и близлежащие территории, раздавая их своим соратникам. Первым хозяином острова в 1709 году стал вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров (1669–1739), известный дипломат и государственный деятель. На протяжении XVIII века у острова сменилось девять вельможных владельцев. За это время он несколько раз переименовывался. Первоначальное его название звучало по фински «Мистула-саари». На карте Петербурга 1703 года остров уже значился как Мишин или Михайлин. По легенде, это название закрепилось за островом после того, как дозору русских солдат встретился здесь большой медведь. Наименование «Мишин» сохранялось в течение всего XVIII века как официальное. Свое нынешнее название остров получил по имени своего пятого владельца — Ивана Перфильевича Елагина (1725–1794), обер-гофмейстера императорского двора, прославившегося своим гостеприимством и хлебосольством. Высоко оценивая исключительную красоту расположения Елагина острова, каждый из владельцев по-своему старался его преобразить и благоустроить, привлекая к работе лучших паркостроителей и цветоводов. Особенно славились оранжереи, в которых выращивались редкие растения и диковинные фрукты.
Иван Перфильевич Елагин