Глава 6. конфессиональная политика российских императоров в xviii в

Оглавление

История разработки и издания

В октябре Пётр указал Феофану (Прокоповичу) написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент».

К февралю проект «Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Пётр послал Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали своё мнение: «чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела».

Сенат издал Указ от 9 марта 1720 года «О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии». Текст Регламента с посыльными рассылался архиереям и архимандритам монастырей.

Проект был принят 25 января 1721 года с несколькими дополнениями. В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось.

Основные положения Регламента

Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • четыре советника
  • четыре асессора (в число их входили представители чёрного и белого духовенства).

Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов.

Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства; впервые в Московской Руси создавалась система школ. Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчёту. Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен, касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник, по мнению Феофана Прокоповича не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов». Особой проверке подлежали домашние духовники, «обычные орудия», — говорит Регламент, — «темных интриг, создатели незаконных браков». Что касается священнослужителей церквей, «содержимых вдовами», то этот институт уничтожался.

Институализировалась духовная цензура.

Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом.

Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество, продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак.

Взаимоотношения Церкви и государства в синодальную эпоху.

В 1700 г. скончался Патриарх Адриан. 21 год во главе Русской Церкви стоял Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Стефан (Яворский), а в 1721 г. Патриаршество было упразднено. Вместо Патриарха и Соборов учреждался малый собор — Святейший Синод, который и стал высшим органом церковной власти.

Началась новая эпоха в истории нашей Церкви, получившая название синодальной. Характер взаимоотношений между Церковью и государством существенно меняется. Симфония церковной и государственной власти подвергается деформации, смещается в сторону протестантского принципа главенства светского государя над всеми религиозными общинами подвластной ему территории — так называемого территориализма.

Привилегированное положение Православной Церкви в государственно-правовом сознании связывается уже не столько с тем, что учение ее истинно, сколько с тем обстоятельством, что Православие, согласно основным законам государства, является вероисповеданием Монарха и большинства его подданных.

Государственная власть в эту эпоху жестко контролирует церковную жизнь. Соборы не созываются, а Святейший Синод действует не только как орган высшей церковной власти, но и как правительственное учреждение, которое, подобно Сенату, Государственному Совету или Кабинету Министров, имеет на то полномочия от Высочайшей власти. Все распоряжения Синода выходят под штемпелем «По указу Его Императорского Величества.» Кроме того, они подлежат визированию со стороны синодального обер-прокурора.

В системе церковного законодательства синодальной эпохи профессор Н. С. Суворов различает «императорское церковное законодательство, указы и определения Св. Синода и государственное о Церкви законодательство.» В этом заключается своеобразие его классификации. «Под императорским церковным законодательством, — писал он, — разумеются Высочайшие повеления и именные указы по духовному ведомству, затем высочайше утвержденные доклады синодального обер-прокурора… Кроме того, Св. Синодом самим издаются разные определения и инструкции (такова, например, инструкция благочинным приходских церквей и монастырей)… Под именем государственного о Церкви законодательства должно разуметь общие нормы, устанавливающиеся как в порядке собственно законодательном, так и в порядке верховного управления, то есть кроме Высочайших манифестов и повелений, Высочайше утвержденные мнения Государственного Совета и Высочайше утвержденные положения Кабинета министров.»

Различая «императорское церковное законодательство» и «государственное о Церкви законодательство,» Н. С, Суворов делает это на том основании, что в императоре видит «верховного правителя в государстве и Церкви,» который как глава Церкви действует через Синод, а как глава государства — через Сенат, Государственный Совет или Кабинет министров. Суворов за норму принимает цезарепапистские искажения византийской симфонии (Император — глава Церкви) и сквозь такую призму смотрит на взаимоотношения между церковной и государственной властью в России, которые на деле складывались под сильным влиянием протестантской теории «территориализма.»

С церковной точки зрения было бы правильно различать лишь два основных материальных источника русского церковного права синодальной эпохи: государство (Высочайшую власть и зависимые от нее органы правления: Сенат, Государственный Совет, Кабинет министров) и Церковь в лице Святейшего Синода, распоряжения которого приобретали законную силу в государстве вследствие их утверждения Государем, но церковный авторитет этих распоряжений покоился на том, что Синод — малый архиерейский собор — представлял весь российский епископат

Такое различение важно, поскольку в зависимости от того, принадлежит ли тот или иной акт синодальной эпохи к области собственно церковного законодательства или государственного законодательства о Церкви, определяется его авторитетность в наше время. Очевидно, что государственное законодательство Российской Империи, в том числе Императорские указы по духовному ведомству, изданные помимо Синода, утратили силу, а указы и постановления Синода, независимо от своего утверждения Высочайшей властью, могут сохранять силу, если, конечно, они не были отменены или заменены впоследствии

История разработки и издания

В октябре 1718 Пётр указал Феофану (Прокоповичу) написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент».

К февралю 1720 проект «Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Пётр послал Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали своё мнение: «чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела».

Сенат издал Указ от 9 марта 1720 года «О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии». Текст Регламента с посыльными рассылался архиереям и архимандритам монастырей.

Проект был принят 25 января 1721 года с несколькими дополнениями. В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось.

Основные положения Регламента

Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • четыре советника
  • четыре асессора (в число их входили представители чёрного и белого духовенства).

Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов.

Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства; впервые в Московской Руси создавалась система школ. Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчёту. Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен, касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник, по мнению Феофана Прокоповича не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов». Особой проверке подлежали домашние духовники, «обычные орудия», — говорит Регламент, — «темных интриг, создатели незаконных браков». Что касается священнослужителей церквей, «содержимых вдовами», то этот институт уничтожался.

Институализировалась духовная цензура.

Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом.

Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество, продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак.

История создания

Осенью 1700 года священник Адриан умирает и император Пётр I, стремясь избежать выборов нового руководителя РПЦ, назначает митрополита Стефана Яворского блюстителем престола — он занимался Петербуржской епархией, но не имел права выполнять прочие его обязанности.

Временно все кадровые и административные функции Патриарха были отданы под руководство Монастырского Приказа (он был восстановлен зимой 1701 года). В таком состоянии пребывала РПЦ до 1718 года.


Все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность

Петр I начал активное преобразование государственных органов в 1717 году, и через год предложил создание Духовной Коллегии для управления административными и судебными делами Церкви. Для создания Устава, по которому бы работал орган, был призван епископ из Пскова Феофан Прокопович, который и создал регламент деятельности будущего государственно-церковного органа.

Он обосновывал свои действия желанием защиты народа от создания некоего кумира в лице Патриарха. По мнению богослова, могущественная фигура во главе Церкви скорее вредит духовному состоянию народа. В будущем Манифест был подписан всеми действующими епископами и архимандритами Империи, при этом почти на всех было давление со стороны светской власти.

Важно! В 1721 году (25 января) император издал манифест, который обосновывал учреждение Духовной Коллегии и официально наделял ее Патриаршими функциями. Он также позаботился о мировом принятии созданного им органа, для чего направил обращение в Константинополь к действующему патриарху Иеремии III

Президентом нового органа стал Стефан Яворский, который в целом не одобрял действия самодержца, но не вступал с ним в открытую конфронтацию. В 1723 году такая форма власти была одобрена и принята патриархами Константинополя и Антиохии, которые признали патриаршие права Совета.

Свою деятельность Духовная коллегия начала в феврале 1721 года, еще до признания мировых патриархов, и продолжила вплоть до 1918 года, когда пало самодержавие в России. Для контроля была создана должность обер-прокурора, который назначался непосредственно императором.

Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв.

На протяжении всего существования Правительственного Синода (при Екатерине I он стал ненадолго именоваться «Духовным») его члены должны были публично приносить клятву, в которой были слова о полном подчинении власти монарха Российской империи. Помимо основной административной и судебной деятельности Коллегия до 1742 года выполняла и работу епископа в области, которая ранее управлялась Патриархом.


Духовный Регламент 1721 года — устав Святейшего Синода

В первые годы существования были открыты тиунская контора, духовная дикастерия, канцелярия и приказ инквизиторских дел, однако все они были закрыты в следующие 20 лет. Также на протяжении 18-19 вв. менялся и состав: изначально в нее входило 12 человек, однако впоследствии их количество менялось от 10 до 15 человек.

В 1888 году появилось официальное собственное печатное издание — журнал «Церковные ведомости», где были рассказаны все новости РПЦ и важные события в ее жизни.

Последние годы (1912-1918)

В 1912 году ситуацию вокруг Совета обострилась, поскольку усилилось вмешательство в его дела не только монарха, но и доверенного лица императрицы — Григория Распутина. Митрополит Владимир (Богоявленский), занимавший должность председателя за несогласие с Распутиным был переведен в Киев, а атмосфера в Совете установилась напряженная.

Дело в том, что некоторые члена были напрямую подчинены Распутину и доносили обо всем, что происходило и говорилось на заседаниях в Царское Село. Даже обер-прокуроров назначали по решению Распутина, что откровенно возмущало всех членов Церкви. Именно поэтому обстановка внутри Совета накалилась и многие откровенно стали оппозицией престолу.

Священный Совет принял революционеров еще до отречения Николая II, поскольку днем 2 марта решил вступить в связь с Исполнительным Комитетом. Уже 6 марта вышло постановление молится не о самодержце, а о новом Временном Правительстве.


Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода, 26 июля 1911 года

Летом 1917 года была упразднена должность обер-прокурора, а 31 января 1918 года постановлением Всероссийского Собора полномочия Духовной Коллегии перешли Патриарху и коллегиальным органам при нем. Как государственная структура была ликвидирована соответствующим указом Совета Комиссаров в том же году.

Правовой статус

После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.

Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.

Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.

Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами. Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора

Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению

Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.

Причины и цели создания

Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.


В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод

Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.

Функции

Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:

  1. Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
  2. Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.

Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:

  • избрание епископов;
  • учреждение новых кафедр;
  • назначение епископов;
  • регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
  • осуществление цензуры всех богословских трудов;
  • регламентирование брака;
  • духовное просвещение прихожан;
  • канонизация святых.

Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).

Что такое духовный регламент

Регламент представлял собой юридический документ, изданный в виде манифеста. С его помощью утверждался правовой статус церкви в России, а также была учреждена Духовная коллегия в качестве высшего органа церковной власти и Святейший Правительствующий Синод, как государственное ведомство.

Данный документ фактически сделал из священнослужителей государственных чиновников. Это обстоятельство усугублялось тем, что контроль деятельности Синода осуществлял светский служащий — обер-прокурор.

Происхождение слова

Само слово регламент имеет польские корни (от польского reglament — правило). В Петровскую эпоху оно прочно вошло в русскую речь в значении «свод правил».

Значение понятия

Регламент предполагает свод каких-либо правил и законов, но здесь мы видим некие «рассуждения», которые скорее являются комментариями к закону, чем самим законом. Это попытка декларировать правила новой жизни в русском обществе, навязать новое мировоззрение.

«ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ»

Страница 1 из 5

«ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» – законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус церкви в России в синодальный период вплоть до 1917 г. Утверждён царём Петром I, введён в действие манифестом от 25 января 1721 г., которым учреждалась Духовная коллегия как высший орган церковной власти и одновременно государственное ведомство, с момента открытия 14 февраля – Святейший Правительствующий Синод. «Духовный регламент» определял структуру и функции Святейшего Правительствующего Синода и устанавливал систему государственного контроля над деятельностью церкви. Первая публикация «Духовного регламента» последовала 16 сентября 1721 г. Его значение вышло за рамки инструкции для одной из петровских коллегий. Основой «Духовного регламента» была составленная Псковским архиепископом Феофаном (Прокоповичем) по заданию Петра I «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая…» (1718–1720 гг.). Она была отредактирована и дополнена царём. В феврале 1720 г. текст был заслушан и одобрен Сенатом и архиереями, находившимися в Санкт-Петербурге, а затем подписан Петром I. В том же году в Москве, Казани и Вологде были собраны подписи других архиереев, архимандритов и игуменов. Всего под документом подписались 87 духовных лиц, большинство из которых с текстом детально не знакомились и своего отношения к нему не выразили. Позже других подпись поставил местоблюститель патриаршего престола Рязанский митрополит Стефан (Яворский), который ссылался на неясность отдельных положений «Духовного регламента». Пётр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III (1716–1726, 1732–1733 гг.) с просьбой, чтобы он, посовещавшись с другими патриархами, подтвердил признание Синода. При этом текст «Духовного регламента» не был выслан в Константинополь. В 1723 г. Иеремия III прислал утвердительную грамоту, в которой извещал о признании Синода своим «во Христе братом». Аналогичные грамоты были получены и от других патриархов. Создание «Духовного регламента» вытекало из общего направления церковной политики Петра I, которую он формулировал как «исправление духовного чина». Она заключалась в ликвидации патриаршей системы управления церковью, устранении возможности оппонирования царю со стороны церкви, результатом чего явилось снижение влияния церкви на общество. Идейным источником «Духовного регламента» послужили протестантские теории о верховенстве светской власти в духовных делах. На их основе архиепископ Феофан выработал обоснование прав российского царя как верховного блюстителя «правоверия и всякого в Церкви святой благочиния», имеющего власть над церковью, подобно германским протестантским князьям, распространявшим свою светскую и одновременно духовную власть на принадлежащие им территории. Кроме того, архиепископ Феофан исходил из положений популярной тогда в Западной Европе теории «естественного права», правовых концепций «полицейского государства», которые не оставляли церкви и вере самостоятельного места в обществе. Церковь рассматривалась как один из инструментов достижения «общего блага», как элемент государственной системы воспитания, образования подданных и контроля над ними.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Основные положения Регламента

Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • четыре советника
  • четыре асессора (в число их входили представители чёрного и белого духовенства).

Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов.

Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства; впервые в Московской Руси создавалась система школ. Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчёту. Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен, касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник, по мнению Феофана Прокоповича не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов». Особой проверке подлежали домашние духовники, «обычные орудия», — говорит Регламент, — «темных интриг, создатели незаконных браков». Что касается священнослужителей церквей, «содержимых вдовами», то этот институт уничтожался.

Институализировалась духовная цензура.

Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом.

Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество, продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак.

История разработки и издания

В октябре Пётр указал Феофану (Прокоповичу) написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент».

К февралю проект «Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Пётр послал Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали своё мнение: «чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела».

Сенат издал Указ от 9 марта 1720 года «О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии». Текст Регламента с посыльными рассылался архиереям и архимандритам монастырей.

Проект был принят 25 января 1721 года с несколькими дополнениями. В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось.

Разработчики и авторы регламента

Проект закона был разработан по поручению императора епископом Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем. Этот документ считается одним из ярчайших образцов творчества автора.

Феофан Прокопович

О происхождении епископа известно мало. По историческим сведениям, он был выходцем из Смоленска, родители его были мелкими торговцами. Мальчик рано осиротел, и его взял на воспитание родной дядя, ректор Киево-Братской коллегии. Ребенок получил хорошее духовное образование. Будучи уже взрослым, он окончил полный курс иезуитской коллегии в Риме.

Архиепископ обладал широким кругозором и был выдающимся государственным деятелем своего времени.

Петр Великий, убедившись в столь лояльном отношении монаха, вызвал его в столицу для реализации реформы. После образования Святейшего Синода Феофан Прокопович некоторое время возглавлял его, а затем стал его первенствующим членом. Он также являлся активным сподвижником и соратником Петра I в реформировании управленческого аппарата церкви с целью ликвидации ее автономности от государства и полного подчинения духовенства императору.

Петр I

Петр родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной в 1672 году. В детстве получил хорошее домашнее образование. С юных лет владел немецким, голландским, английским и французским языками

Кроме того, царевич в дальнейшем освоил множество разноплановых ремесел, уделяя особое внимание военно-морскому делу. Был чрезвычайно волевым, целеустремленным и работоспособным человеком

Государь представлял собой не совсем привычный для того времени тип личности: в силу особенностей воспитания, он не имел большой склонности к старым обычаям и московским придворным порядкам, но был очень чуток и восприимчив к немецкой и вообще заграничной культуре.

Масштаб изменений, произошедших в русском государстве по воле императора, трудно оценить однозначно.

Совершенно новая форма армии и флота, значительное увеличение масштабов государства, наличие выхода к морю, отношения с Европой, изменения внешнего вида русских придворных — все эти изменения давали повод для горячих дискуссий о деятельности правителя. Даже при жизни Петра мнения о его правлении и реформах были противоречивы. Ближайшие соратники во всем поддерживали и считали все начинания успешными. Народ в большинстве своем соглашался с раскольниками и считал Петра «антихристом».

Но и те, и другие признавали, что в государстве произошли радикальные перемены. Они дали толчок к развитию новой России, которая уже никогда не будет похожа на прежнюю.

История разработки и издания

В октябре 1718 Пётр указал Феофану (Прокоповичу) написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент».

К февралю 1720 проект «Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Пётр послал Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали своё мнение: «чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела».

Сенат издал Указ от 9 марта 1720 года «О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии». Текст Регламента с посыльными рассылался архиереям и архимандритам монастырей.

Проект был принят 25 января 1721 года с несколькими дополнениями. В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось.

Что такое духовный регламент

Регламент представлял собой юридический документ, изданный в виде манифеста. С его помощью утверждался правовой статус церкви в России, а также была учреждена Духовная коллегия в качестве высшего органа церковной власти и Святейший Правительствующий Синод, как государственное ведомство.

Данный документ фактически сделал из священнослужителей государственных чиновников. Это обстоятельство усугублялось тем, что контроль деятельности Синода осуществлял светский служащий — обер-прокурор.

Происхождение слова

Само слово регламент имеет польские корни (от польского reglament — правило). В Петровскую эпоху оно прочно вошло в русскую речь в значении «свод правил».

Значение понятия

Регламент предполагает свод каких-либо правил и законов, но здесь мы видим некие «рассуждения», которые скорее являются комментариями к закону, чем самим законом. Это попытка декларировать правила новой жизни в русском обществе, навязать новое мировоззрение.

Что такое духовный регламент

Регламент представлял собой юридический документ, изданный в виде манифеста. С его помощью утверждался правовой статус церкви в России, а также была учреждена Духовная коллегия в качестве высшего органа церковной власти и Святейший Правительствующий Синод, как государственное ведомство.

Данный документ фактически сделал из священнослужителей государственных чиновников. Это обстоятельство усугублялось тем, что контроль деятельности Синода осуществлял светский служащий — обер-прокурор.

Происхождение слова

Само слово регламент имеет польские корни (от польского reglament — правило). В Петровскую эпоху оно прочно вошло в русскую речь в значении «свод правил».

Значение понятия

Регламент предполагает свод каких-либо правил и законов, но здесь мы видим некие «рассуждения», которые скорее являются комментариями к закону, чем самим законом. Это попытка декларировать правила новой жизни в русском обществе, навязать новое мировоззрение.