Оглавление
«Вульгарный» напиток
Бочка с квасом — Харрисон Форман
Позиции кваса пошатнулись во второй половине XIX века, на верхах: квас и подобные кислые вкусы начали уходить из аристократического обихода и были записаны в так называемую «вульгарную» диету. Хотя по-прежнему он ценился в мелкочиновной, купеческой, мещанской и крестьянской среде.
О чем напоминал и лейб-медик Екатерины II в 1807 году: «Старейший из лейб-медиков доктор Рожерсон, бывший любимый лейб-медик великой Екатерины, находит, что кислая капуста, соленые огурцы и квас в гигиеническом отношении чрезвычайно полезны для нашего петербургского простонародья и предохраняют его от разных болезней, которые бы в нем развиться могли от влияния климата и неумеренного во всех случаях образа жизни».
Квас. На улице Горького — Николай Паламодов
В середине века началась индустриализация, и квас стали варить реже даже в обычных домах. Желая сохранить наследие, Российское общество охранения народного здоровья взяло покровительство над напитком и его производство начали открывать при госпиталях. Госпитальный квас уже целый век к тому моменту входил в обязательное довольствие армии, флота и заключенных. Где стоял полк, там должен был быть лазарет, а где был лазарет — был и ледник с квасом. Если кваса не хватало, об этом докладывали высшему руководству, с требованием немедленно выделить деньги на закупку солода.
Но последний «оплот» кваса рухнул, когда в 1905 году в полковых лазаретах и госпиталях его заменили на чай. Все из-за того, что квас гораздо труднее готовить и хранить в походах. С тех пор квас перестал быть неотъемлемым напитком русских людей и стал просто любимым. В советское время его начали наливать на разлив уже не из деревянных, а металлических желтых бочек, которые стояли по городу с наступлением жары и до осени.
Томас Тейлор Хэммонд
В постсоветской России началась бутылочная продажа кваса, его теперь можно купить в каждом магазине. Традиционные желтые бочки, кстати, до сих пор существуют. Квас в них стандартизированный и не может больше похвастаться разнообразием вкусовых оттенков, но и у такого «обычного» кваса есть свои фанаты.
Живопись и искусство
Живописное ремесло отражало неповторимую самобытность и мастерство славян, а архитектура и живопись древней Руси, обогатившись приемами из Византии, постепенно теряла ту сказочную простоту и свежесть, которые присущи древнеславянскому искусству. В ювелирных изделиях, таких как кольца, ожерелья, браслеты, серьги, которые покрывались тонким узором черни, было заложено новое великое монументальное искусство Византии.
Древние зодчие в поиске новых форм, создавали пластичные решения, которые воссоздавали в сооружениях идею устремленности всего строения вверх, к небесному своду. Католическая готика отражает такую же идею отражения духовности, потому храмовое строительство на Руси не существовало обособленно от европейской христианской культуры, а было одной из ее составляющих. Но сходство с традициями архитектуры Запада не явилось основополагающим при закладке церквей. Архитектура середины XII-начала XIII века воссоздает непревзойденный и яркий стиль, который называется древнерусским.
К одному из видов искусства так же можно отнести создание оберегов
История деревянного зодчества Древней Руси
История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.
Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество
На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.
Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.
Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси
Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.
Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.
Русское деревянное зодчество в советский период
Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.
Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.
Деревянное зодчество Руси в настоящее время
Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например,
До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье разбираются причины такого удручающего положения.
Каменная древнерусская архитектура до 9 века
Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)
Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить летописи «Повесть временных лет», которую написали более чем на 2 века позже после событий. Но Русь существовала уже до 862 года. Доказательством этого являются:
- упоминание о Руси, сделанное в 839 году в летописном своде Сен-Бертенского монастыря (Бертинские анналы);
- укреплённые и торговые поселения славян начала 700-х годов на территории, обозначаемой Древней Русью.
С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.
Древний оберег и связь с патриотизмом
Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.
Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен
При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.
Продавец кваса — Карл Булла
И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».
Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».
1.Памятники архитектуры Древней Руси
1.986-996 | Десятинаая церковь ( Успения Богородицы) в Киеве. | Владимир Святой. |
2.1019-1026 | Золотые ворота в Киеве | Ярослав Мудрый |
3.1037 | Собор Святой Софии в Киеве. | Ярослав Мудрый. |
4.1045-1050 | Собор Святой Софии в Новгороде | Ярослав Мудрый |
5. 1129 | Георгиевский собор во Владимире | Юрий Долгорукий |
6.1158-1161 | Успенский собор во Владимире | Андрей Боголюбский |
7.1164 | Золотые ворота во Владимире | Андрей Боголюбский |
8.1165 | Церковь Покрова -на-Нерли | Андрей Боголюбский |
9.1194-1197 | Дмитровский собор во Владимире | Всеволод Большое Гнездо. |
10. 1198 | Церковь Спаса на Нередице. Новгород | Ярослав Владимирович. |
Десятинная церковь в Киеве (Церковь Успения Пресвятой Богородицы)Реконструкция Н.Холостенко. |
Первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986 и 996 г. Разрушена в 1240 во время набега Батыя. По легенде она рухнула под весом народа, набившегося в неё и спасавшегося от монголов. Основатель: Владимир Святой.Построена греческими зодчими. |
Золотые ворота в Киеве |
Построены Ярославом Мудрым в 1019-1026 в честь победы над печенегами.Построен из плинфы- широкого обожжённого кирпича, применяемого в строительстве в Византии и на Руси в 10-13вв. Название получили от Золотых ворот в Константинополе.Предназначались для церемониального въезда В 1982 году в честь 15000-летия Киева ворота полностью реконструировали. |
Софийский собор в Киеве |
Собор построен в центре Киева в 1037г. по приказу Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. Крестово-купольный храм.Построен византийскими и киевскими мастерами. В 1740г перереконструирован. Первоначальный вид утрачен. Построен в стиле украинского барокко.Является всемирным наследством ЮНЕСКО. |
Софийский собор в Новгороде |
Собор построен в 1045-1050 Ярославом Мудрым. Крестово-купольный храм. В 1929 г. закрыт, открыт снова только в 1991 и освящён лично патриархом Алексием 2. |
Георгиевский собор во Владимире. |
Собор построен Юрием Долгоруким в 1129г. в честь своего небесного покровителя- Георгия Победоносца. Юрий- в крещении Георгий. В 18 и 19 вв. храм пристраивался. Находится во Владимире недалеко от Золотых ворот. |
Успенский собор во Владимире |
Собор построен Андреем Боголюбским в 1158-1161 г. До возвышения Москвы был главным храмом Владимиро- Суздальского княжества. Фрески Успенского собора писал Андрей Рублёв. В 1185-1189 храм значительно расширен Всеволодом Большое Гнездо. |
Золотые ворота во Владимире |
Построены в 1164 князем Андреем Боголюбским. Это были самые парадные ворота в 12-13 веках. Является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. |
Церковь Покрова на Нерли |
Церковь построена в 1165г. Андреем Боголюбским во Владимиро- Суздальском княжестве. Это первый храм, посвящённый празднику Покрова Богородицы. Памятник внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. |
Дмитриевский собор во Владимире |
Собор построен в 1194 г. Всеволодом Большое Гнездо. Впервые в русской архитектуре появляется обильная скульптурная декорация, храм кажется ажурным. |
Церковь Спаса на Нередице (Новгород) |
Церковь была построена в Новгороде в 1198 внуком Владимира Мономаха – Ярославом Владимировичем. |
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Зодчество Московского княжества
Древние традиции дошли и до московских земель. До сегодняшнего дня полностью сохранился Звенигородский Успенский собор на Городке. Его особенность заключается в богатом декоре и изящных пропорциях. А росписью занимались известные художники Даниил Черный и Андрей Рублев.
Расцвет московского зодчества историки связывают с итальянцем Аристотелем Фиораванти. По его проекту был построен пятиглавый Успенский собор. Архитектор сумел придать зданию важный и торжественный вид благодаря сочетанию красного кирпича и белого камня.
В средневековье также строили ряд палат Кремля, знаменитой стала Гранатовая. Такое название ей дали благодаря отделке фасада. Его декорировали бриллиантовым рустом. Варианты такого декора встречаются в итальянских сооружения эпохи Возрождения.
Изменил облик зодчества Иван Грозный, который возобновил форму шатра, используемую во время деревянного строительства. Таким способом возвели церковь Вознесения в Коломенском. На нее потратили очень много средств из государственной казны, поэтому изящное сооружение по определению стало единственным в своем роде.
Но более известен Храм Василия Блаженного. Его построили во времена правления Ивана Грозного в память о взятии Казани. Проект разрабатывали двое зодчих — Постник Яковлев и Барма. После окончания строительства царь приказал ослепить их для того, чтобы они больше не смогли нигде воздвигнуть такой же прекрасный храм.
Со времен существования Древней Руси до нынешнего дня дошло много архитектурных памятников, но они остались лишь незначительной частью великолепия, которое строили в те годы.
Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке
Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке
Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.
Ни единого гвоздя!
Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.
Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.
В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.
Общая характеристика[править | править код]
Строительство Новгорода ильменскими словенами. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Русское средневековое зодчество — важная часть истории русского общества, как и в большинстве стран Европы. Однако существенная разница между древнерусской архитектурой и средневековой архитектурой других европейских стран заключается в количестве сохранившихся построек. Если романская архитектура Франции или Италии насчитывает сотни сохранившихся памятников, то на всей древнерусской территории сохранилось в более или менее целом состоянии около 30 построек домонгольского периода, в то время как археологии известно около 200 памятников.
Древнерусская архитектура домонгольского периода чётко делится на три периода: во-первых, архитектуру Киевской Руси, во-вторых, архитектуру периода возникновения удельных княжеств XII века и, в-третьих, конца XII — первой трети XIII века.
Архитектура Киевской Руси развивалась с конца X до рубежа XI—XII веков. Первые каменно-кирпичные постройки, связанные с окончательным сложением древнерусского государства и принятием христианства, появились на Руси в самом конце X века. Греческие мастера возвели первые монументальные постройки в Киеве. Самостоятельная строительная артель сложилась в городе в середине XI века. Киев выступал единственным центром, где имелись квалифицированные кадры, строившие соборы также в Новгороде и Полоцке. Лишь в конце XI века при участии греческих мастеров возникла строительная артель в Переяславле. В этот период были заложены русские архитектурно-строительные традиции, существенно отличавшие местную архитектуру от византийской.
Второй этап развития древнерусской архитектуры охватывал период с начала до 80—90-х годов XII века. В нескольких наиболее крупных политических центрах Руси возникли собственные строительные артели, в некоторых землях развитие архитектуры пошло в собственном направлении — были созданы самостоятельные региональные архитектурные школы. В первой половине XII века возникли пять таких школ: киево-черниговская (охватывала Киевскую, Черниговскую, Рязанскую, Смоленскую и Волынскую земли), новгородская (Новгородская и Псковская земли), полоцкая, галицкая, владимиро-суздальская (Северо-Восточная Русь).
Третий этап в развитии древнерусской архитектуры проявился к концу XII века. Раньше всех новые тенденции проявились в полоцком зодчестве, отошедшем от веяний киевской школы. Композиционные приёмы полоцкой школы развивались с 1180 годов в самостоятельной смоленской архитектурной школе. Смоленские зодчие вели строительство и в других землях — Рязани, Новгороде и даже Киеве. В киево-черниговской школе переход к новым архитектурным формам завершился в 1190-е годы. Небольшая самостоятельная школа возникла в Гродно. В начале XIII века новые тенденции отразились в архитектуре владимиро-суздальской, новгородской и галицкой школ. К этому времени в региональных школах проявились первые признаки интеграции, сложения первых элементов общности, однако развитие русского зодчества на данном этапе было прервано монгольским нашествием.
В более позднем зодчестве прямое продолжение получили только две архитектурные школы — новгородская и владимиро-суздальская. Традиция владимиро-суздальской школы послужила источником для возникновения и развития московской школы.
Ярлыки
-
10 класс
(10) -
11 класс
(2) -
7 класс
(19) -
8 класс
(17) -
9 класс
(15) -
Альтруизм и эгоизм
(1) -
анимационный фильм
(1) -
Античность
(1) -
архитектура
(5) -
Архитектура — композиционная организация пространства
(1) -
архитектура Киевской Руси
(1) -
архитектура Месопотамии
(1) -
Архитектура России 18-20вв
(1) -
архитектура ХХ века
(1) -
Великий подвиг народа
(1) -
виды архитектуры
(1) -
Виды дизайна
(1) -
Виды и жанры пластических искусств
(1) -
виды искусства
(1) -
Возрождение
(3) -
Воспитание
(2) -
выдающиеся мастера кино
(1) -
Выдающиеся художники театра
(1) -
Выразительные средства архитектуры
(1) -
выразительные средства живописи
(1) -
выразительные средства музыки
(1) -
Вятские Поляны
(1) -
Графический дизайн
(1) -
Дизайн
(1) -
для интерактивной доски
(1) -
добро и зло
(2) -
Документальный
(1) -
дружба
(1) -
Жанры живописи
(1) -
живопись
(2) -
живопись Др.Египта
(2) -
Живопись России 18-20 вв
(1) -
жизнь человека — высшая нравственная ценность
(1) -
Закон об образовании
(1) -
Законодательство
(1) -
Запуск проектов
(1) -
знак
(1) -
Золотое правило нравственности
(1) -
игровой
(1) -
Искусство
(25) -
Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры
(1) -
Исторический жанр в живописи
(1) -
Классицизм. Баженов
(1) -
Клиповое мышление
(1) -
Композиция в дизайне и архитектуре
(1) -
Компьютерная графика и ее использование
(1) -
конструкция здания
(1) -
культура и мораль
(1) -
Курс «Учимся беречь энергию»
(1) -
Литература нач. ХХ века
(1) -
любовь и уважение к Отечеству
(1) -
Методика
(4) -
Мифология Месопотамии
(1) -
Мода и вкус
(1) -
Модерн и модернизм
(1) -
моральный долг
(1) -
Москва
(1) -
Московский кремль
(1) -
музеи
(1) -
музеи России
(1) -
нравственные идеалы
(2) -
Нравственный поступок
(1) -
образ
(1) -
образцы нравственности в культуре Отечества
(1) -
Основы светской этики
(31) -
особенности морали
(1) -
ОСЭ
(28) -
ОСЭ Добродетель и порок
(2) -
Первобытное искусство
(1) -
Поколение Z
(2) -
Примерная программа
(1) -
программа для ВУЗа
(1) -
Пространственно- временные виды искусства. Театр
(1) -
Рабочая программа по ИЗО
(1) -
Рабочая программа по ОСЭ
(1) -
Реклама в современном обществе
(1) -
Религия Др.Египта
(1) -
Ресурсы для образования
(3) -
Род и семья
(1) -
Роль графики в книгопечатании
(1) -
Роль изобразительного искусства в кино и театре
(1) -
Россия — наша Родина
(1) -
Санкт Петербург
(2) -
Свобода и моральный выбор человека
(1) -
Свобода и ответственность
(1) -
семейные праздники
(1) -
Сервисы для создания инфографики и интерактивного видео
(1) -
символ
(1) -
Синтез архитектуры и скульптуры в дворцово — парковых ансамблях
(1) -
скульптура
(2) -
Скульптура Древней Греции
(1) -
совесть
(1) -
специфика кино
(1) -
Специфика полиграфии. Шрифты
(1) -
справедливость
(1) -
Старые фото
(4) -
стили живописного искусства ХХ века
(1) -
стили и направления в архитектуре
(1) -
Стыд. Вина. Извинение
(1) -
Сценография
(1) -
театральный костюм
(1) -
Телеизображение. Особенности и возможности
(1) -
темы и содержание в искусстве
(1) -
Теория и история русского искусства
(1) -
Толерантность
(1) -
Требования к презентации
(1) -
урок
(18) -
ФГОСт
(34) -
фотография
(2) -
фотохудожники
(1) -
Фреска. Мозаика. Иконопись.
(1) -
Художественные промыслы
(1) -
Чарли Чаплин
(1) -
честь и достоинство
(1) -
Что значит быть моральным
(1) -
что такое светская этика
(1) -
школьная программа
(31) -
элементы зданий
(1) -
этикет
(1) -
Юмор
(1)
Кем на самом деле были Ночные ведьмы?
Штурман Елена Саликова и летчица Анна Высоцкая — Евгений Халдей/МАММ/МДФ
Экипаж ПО-2 состоял из летчика и штурмана. Штурманами в основном были студентки вузов. Полина Гельман училась на историческом, Ирина Ракобольская – на физическом факультете Московского университета, Раиса Аронова – в Московском авиационном институте. Они вносили в полк особую атмосферу: читали лекции, выпускали журналы, писали стихи.
Командиром 46-го Гвардейского авиаполка была Евдокия Бершанская, единственная женщина – кавалер полководческого ордена Суворова. Под ее командованием полк сражался до конца войны. Всего за годы войны летчицы 46-го Гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова авиаполка совершили около 24 тысяч боевых вылетов.
Летчицы 46-го гвардейского авиационного полка — Евгений Халдей/МАММ/МДФ
День Победы девушки встретили недалеко от Берлина. Они вспоминали своих подруг, не доживших до этого счастливого дня. В боях за Родину геройски погибли 33 летчицы. Девять летчиц стали Героями Советского Союза.
Крепостные и оборонительные постройки[править | править код]
Валы Переславского кремля в Переславле-Залесском
В истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств. С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.
Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной. Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове.
Псковский Кром (Кремль)
Основным видом городских укреплений были городские стены. Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под жилье и хозяйственные нужды. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах.
Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом
Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное»