Декоративно-прикладное искусство — виды, техники, примеры изделий

Оглавление

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.

Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации

Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа

При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, — это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки

Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

История прикладного искусства

Архитектура

Первым прикладным искусством, которое практиковалось главным образом, была архитектура. От египетских пирамид, зиккуратов Шумера и семи чудес древнего мира до точно организованных пропорций греческих храмов и прочного инженерного качества римских виадуков и мостов — архитекторы сочетают эстетику с математикой, создавая функциональную, но приятную структуру. С тех пор требования современного мира включают в себя жилищные и коммерческие проекты, в частности высотные здания и небоскребы.

Зиккурат

В ходе этой эволюции на архитектурные стили оказали влияние многочисленные школы и движения, в том числе:

  • Романская (c.775-1050),
  • Готическая (c.1150-1280),
  • Международная готическая (c.1300-1500),
  • Ренессансная (c.1400 -1530),
  • Маньеризм (ок. 1530-1600),
  • Барокко (ок. 1600-1700),
  • Рококо (ок. 1700-50),
  • Неоклассицизм (ок. 1750-1815),
  • Греческое и готическое возрождение (ок. 1800-1900),
  • Неоренессанс и неороманское возрождение (1849-1880),
  • Чикагская школа архитектуры (1880-1910),
  • Модерн (1895-1915),
  • Континентальный авангард (1900-25),
  • Школа дизайна Баухауза (1919-33),
  • Art Deco (1925-40),
  • Тоталитарная архитектура (Германия, СССР, 1928-1940),
  • Утопические городские строительные конструкции Ле Корбюзье (1887-1965),
  • Вторая чикагская школа (1940-70),
  • Международный стиль модернизма (1945-1970),
  • Высокотехнологичный корпоративный дизайн (1945-2000),
  • Деконструктивизм (1980-2000).

Коммерческий дизайн

Помимо архитектуры, прикладное искусство получило наибольшую поддержку от роста торговли в 19 веке, после промышленной революции. Конкурентоспособные производители и поставщики услуг должны были убедиться, что их продукты и услуги «хорошо выглядят» и функционируют должным образом. Этот спрос на улучшенную эстетику привел к созданию многочисленных школ дизайна и курсов, из которых появилось новое поколение промышленных дизайнеров. Позже, когда ассортимент продукции увеличился, и появились новые методы печати, к ним присоединились модельеры, графические дизайнеры и совсем недавно дизайнеры компьютерной графики.

Компьютерная графика

Декоративное искусство

Помимо архитектуры и дизайна, прикладное искусство также включает в себя декоративное искусство. Ранние примеры включают китайскую глиняную посуду (с 18 000 г. до н.э.), японскую глиняную посуду в стиле джоймон (с 14 500 г. до н.э.), а также резьбу по нефриту (с 4900 г. до н.э).

Гобелен и витражи были впервые разработаны в романский и готический период, в то время как дизайн интерьера, мебель, текстиль, изделия из стекла и другие предметы искусства достигли новых высот в период рококо (18 век) в Версальском дворце.

В течение последнего десятилетия 19-го века декоративное направление прикладного искусства было вновь оживлено Уильямом Моррисом и Движением искусств и ремесел, Движением возрождения кельтского искусства, бельгийской группой художников, известной как Les Vingt, международным стилем модерн (c .1895-1915), изысканные пасхальные яйца Фаберже (ок. 1885–1917), Баухаузская школа дизайна в Германии (1919–33) и арт-деко (ок. 1925–40).

Пасхальные яйца Фаберже

Одним из основных приложений для декоративно-дизайнерских работ были театральные декорации и костюмы, например, разработанные Леоном Бакстом (1866-1924) и Александром Бенуа (1870-1960) для Русских балетов.

Игрушка из Каргополя

Жители
русского севера круглый жемчуг называется каргапольчик. Так родилось название
города Каргополь. Здесь живут мастера народных глиняных игрушек. Она сделана
так же, как и Дымковская. Но картины и рисунки разные. Его цвета не очень
яркие, как и природа Севера. Темы произведений разнообразны: мадам, охотник,
гармонист, танцующая пара и другие. При росписи игрушек мастера выбирали те
цвета, которые им нравились: красный, оранжевый, золотой, желтый, коричневый,
болотный малиновый и др. Птицы с девичьими лицами, медведи играют гармошки,
богатырские лошади, сказочные поляки. Забавный Полкан — богатырь с солнечными
знаками на груди — символом каргопольской игрушки. Он наполовину лошадь,
наполовину человек, так что он оснащен большой силой.

Русская
деревянная игрушка имеет свой особый круг традиционных образов, тем и действий.
Народная игрушка похожа на сказку — все так, но не так. Это целая область
народного искусства, вобравшая в себя самые ценные традиции резьбы и росписи по
дереву. Это и веселая, и домашняя скульптура, созданная по законам пластического
искусства. Народный мастер прекрасно знает богатый язык декоративного искусства
и использует его в русской деревянной игрушке. Она характеризуется
выразительными формами и силуэтами, разнообразием ритмов, яркими контрастами,
гармоничными пропорциями. Точно вырезанные и расписанные животные, птицы и люди
очень привлекательны

Народный мастер отбирает в игрушках только самое важное,
характерное и типичное. Обычно одной фирменной детали удается выразить
характер, оживить картину

Главное в народных игрушках — умение сочетать
выразительные формы с цветом или фактурой материала. Мастера игрушки тонко
почувствовали и использовали разнообразные богатые пластические возможности,
благородный цвет, выразительную фактуру дерева. Деревянная игрушка красивая и
декоративная.

Каргопольская игрушка


Смотреть галерею

Каргополь — древний город, жители которого издавна занимались гончарным делом. Преимущественно они изготавливали посуду, однако некоторые мастера занимались глиняной игрушкой. Правда, в 1930 году промысел пришёл в упадок. Восстановление каргопольских мастерских произошло в 1967 году.

Каргопольские игрушки выглядят строже на фоне ярких дымковских и филимоновских. Гамму цветов составляют коричневый, чёрный и тёмно-зелёный цвета. Здесь много забавных образов, простых, но в то же время дышащих теплотой и юмором. Это бабы-крестьянки, бородатые мужики, куклы с прялками.

Майолика

Московский Музей прикладного искусства даёт возможность увидеть работы признанных мастеров мировой живописи, выполненных в не вполне свойственной им манере. Так, например, в одном из залов находится майолика Врубеля – камин «Микула Селянинович и Вольга».

Майолика представляет собой изделия из красной глины, расписанные по сырой эмали и обожжённые в специальной печи при очень высокой температуре. В Ярославской области художественно-прикладное искусство получило широкое распространение и развитие по причине большого количества месторождений чистой глины. В настоящее время в ярославских школах детей учат работе с этим пластичным материалом. Детское прикладное искусство — это второе дыхание для старинных ремёсел, новый взгляд на народные традиции. Однако это не только дань уважения национальным традициям. Работа с глиной развивает мелкую моторику, расширяет угол зрения, нормализует психосоматическое состояние.

Происхождение и история декоративного искусства

Первым типом декоративного искусства была древняя керамика, в частности японская керамика периода Дзёмон, впервые появившаяся около 14 500 г. до н.э. Она также была широко распространена примерно с 5000 г. до н.э. в ряде древних средиземноморских цивилизаций, прежде чем достигла своего апогея в следующих стилях: геометрического стиля, восточного стиля, черного и красного рисунка древнегреческой керамики. Еще одним ранним производителем декоративного искусства были кельты (c. 500-50 до н.э.), создавшие оружие и предметы ювелирного искусства из золота и бронзы. Позже кельтские ремесленники в Ирландии произвели ряд изысканных церковных предметов, а также другие произведения, такие как «Брошь из Тары» (c.700 н.э.), «Чаша из Ардага» (VIII / IX вв. Н. Э.), Чаша Дерринафлана (8-го / 9-го века н.э. и Крест Конга (12 век).

«Брошь из Тары» (c. 700 н.э.)

Эти орнаментальные традиции сохранились на европейских королевских судах короля Карла Великого I и более поздних правителей, с новыми формами искусства, которые разрабатывались в области гобелена и другого текстиля. Великая программа строительства христианского готического стиля финансировала развитие европейского витражного искусства. Витраж использовался во всех соборах Франции, Англии, Германии и других местах.

Во времена эпохи итальянского и северного ренессанса живопись и скульптура имели тенденцию быть более серьезными, чем декоративные. Важным событием в это время было создание знаменитой фабрики гобеленов в Париже (1667) во главе с Чарльзом Ли Бруном (1619-90) и фабрикой гобеленов Бове (1664), также в Париже.

Людовик XIV посещает «Отель Гобеленов». Шпалера по картону Шарля Лебрена, 1667 год.

После этого появилась школа рококо, которая дала огромный толчок декоративным ремеслам, таким как мебель, домашняя обстановка, стекло и текстиль. Если барокко было укоренено в архитектуре, стиль рококо был укоренен в дизайне интерьера. Выдвинувшись во дворце Людовика XV в Версальском дворце, стиль оказался исключительно популярным в некоторых частях Германии и Центральной Европы. Эпоха рококо также известна популярностью китайских декоративных мотивов, как в китайском стиле, так и в псевдо-китайском стиле украшений, который распространяется по всей Европе.

Ни социализм Французской революции, ни методы массового производства промышленной революции не способствовали эстетике декоративных ремесел. В результате, только в конце 19-го века, в реакции против машинных продуктов, декоративное искусство снова вышло на первый план. Это произошло благодаря Уильяму Моррису и Движению за искусство и ремесло, социальному и эстетическому движению, которое возникло из Общества выставок искусств и ремесел, основанного в 1888 году, хотя его корни относятся к 1850-м годам и эстетике искусствоведа Джона Рёскина (1819-1900). Движение отстаивало хороший дизайн и мастерство, в отличие от стандартизованных конструкций машинно-заводских продуктов.

На рубеже веков появилось еще одно дизайнерское движение, известное как Движение возрождения кельтского искусства. Пионеры ирландской интеллигенции, такие как У.Б. Йейтс и Леди Грегори, а также такие активисты, как Джордж Рассел, Оливер Сент Джон Гогарти, Падрейк Колум и Эдвард Планкетт, привели к мини-ренессансу кельтских проектов и кельтского искусства в целом. Кельтские ювелиры и металлисты начали копировать древние произведения.

Между тем, успехи в хромолитографии в Париже французского литографа Жюля Шере (1836-1932) привели к огромному повальному увлечению в Европе. Это объединилось в 1890-х годах с первым современным международным стилем дизайна, а именно модерном (популяризированным такими группами, как Венский сецессион ), который достиг пика на Международной выставке 1900 в Париже. Альфонс Муха (1860-1939) создает плакаты в стиле ар-нуво. Затем, когда ар-нуво начал терять свое преимущество, он был заменен функционализмом в плакатной литографии, о чем свидетельствует Леонетто Каппьелло (1875-1942). После Первой мировой войны мир получил очень влиятельную школу дизайна Баухауза, а затем появилось последнее крупное декоративное движение, известное как Art Deco. Этот стиль получил свое название от Международной выставки декоративно-прикладного искусства 1925 года в Париже. С тех пор было очень мало значительных новых стилей декоративного искусства, хотя влияние Поп-арта и минимализма оказало определенное влияние, как и нео-поп. В 1970-е годы в Америке феминистское художественное движение решительно выступало за традиционные женские декоративные ремесла, в том числе рукоделие, вышивку, стекло и керамику.

Творчество, связанное с литературой

Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.

В основе эпоса лежит художественное воспроизведение внешнего мира, когда носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Лирика — это непосредственное выражение чувств и мыслей писателя. В драматическом способе сочетаются два первых, когда действующие лица с самыми разными характерами представлены в одной пьесе с непосредственным лирическим самовыявлением.

Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:

  • Эпический – басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары.
  • Лирический – ода, элегия, сатира, эпиграмма.
  • Драматический – трагедия, комедия, драма, водевиль, шутка, сцена.

Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения – эпический. Форма – роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.

Поделка «Бычок»

Из ненужной канистры из пластика квадратной или прямоугольной формы несложно смастерить забавного бычка для украшения прогулочной площадки в садике.

Понадобятся:

  • 2 втулки от туалетной бумаги,
  • канистра или контейнер из пластика,
  • клей,
  • краска,
  • картон.

Порядок работы.

  1. Из втулок, разрезанных поперек, делают ножки бычка. Их приклеивают к канистре снизу.
  2. Из картона вырезают рожки и уши животного.
  3. Изделие окрашивают акриловой краской.
  4. После высыхания дорисовывают мордочку.

Бычок готов. В течение летнего сезона он будет радовать деток на прогулке.

Темы для поделок можно найти на профильных сайтах в интернете, а материал для творческих работ зачастую в прямом смысле слова валяется под ногами.

Декоративная живопись

С древних времён важное значение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасль искусства, в истории которого её развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но главным образом элемент её составляют орнаменты в строгом смысле слова, то есть красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (например роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т

п.). Мотивы декоративной живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошло в XIX веке в употребление название декоративное искусство (фр. l’art decoratif) для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, — словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkunste или Kunstgewerbe, а в России — прикладным искусством или художественной промышленностью.

Народное творчество

В произведениях искусств, созданных народом, отобрано и бережно сохранено главное, здесь нет места лишнему. Предметы народного творчества наделены самыми выразительными свойствами. Это искусство воплощает простоту и вкус. Поэтому оно стало понятным, любимым и доступным людям.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище предметами народного изобразительного искусства. Ведь они сохраняют тепло рук умельца, который понимает природу, умело отбирает для своих предметов только самое прекрасное. Неудавшиеся творения отсеиваются, остаются жить только ценные и великие.

Каждая эпоха имеет свою моду на интерьер жилища человека, который постоянно меняется. Со временем все более предпочтительными становятся строгие линии и прямоугольные формы. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой – народных талантов.

Изобразительное искусство в младших классах

Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников позволяет детям вернуться к истокам народной культуры, к духовному наследию. В современном мире изучение богатств национальной культуры — важнейшая задача нравственного воспитания детей, превращения их в патриотов своей страны. В народных промыслах воплощается душа нации, пробуждается историческая память поколений. Воспитать полноценную личность, развить ее нравственный потенциал, эстетический вкус детей нельзя, если разговоры о творчестве сведутся к абстрактным рассуждениям. Ведь произведения умельцев являются иллюстрацией лучших качеств народного характера: это пробуждение уважения к собственной истории и традициям, любовь к родине в целом и к месту где родился в частности, скромность, стремление к прекрасному, чувство гармонии.

Как организовать воспитательный процесс так, чтобы любовь к родине не была просто красивой фразой, а действительно соответствовала внутренней сущности подрастающего поколения? Что можно предпринять, если нет спектаклей, раскрывающих ярко и образно тему патриотизма? В этом вопросе, безусловно, требуется комплексный подход. Задачи нравственно-эстетического воспитания должны решаться системно.

Чтобы ребенок понял, о чем идет речь, предлагается на уроке рассмотреть произведение народного декоративного искусства (любое). Пример такого произведения поможет разобраться в вопросе.

Современная эпоха требует обращения к самым истокам искусства. Хранение, приумножение народного творчества, развитие его традиций – такие непростые задачи стоят перед учителями, воспитателями, деятелями искусства.

Характеристики декоративно-прикладного искусства в работе с детьми

Среди наиболее ярких черт народного ремесленничества выделяются необычайно точные, продуманные и верные характеристики конкретного образа, которые передаются с большой экспрессией, получение той формы, в которой народный мастер формулирует свою идею, всегда предельно лаконичной. Все мелочи отбрасываются, чтобы освободить место главному, что проявляется особенно отчетливо. Такая художественная интерпретация образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.

Еще одной характерной чертой произведений народного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания, характерные для творчества народных мастеров, делают их чрезвычайно привлекательными. Исследователь русского прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко различают 2 вида изображений — сюжетное и орнаментальное. Среди сюжетных картинок особого внимания заслуживают изображения животных и птиц. Эти картины часто имели символическое значение. Лев, леопард и орел символизировали силу, могущество, храбрость и отвагу сокола, картины молодой девушки весной и т.д.

Помимо символических образов, широко распространены и сказочные образы: птица сирийская, кентавр — наполовину человек — наполовину животное, единорог — лошадь с рогом во лбу, крылатое животное — стервятник и др. Они были созданы народной фантазией и использовались во всех видах народного искусства на протяжении многих столетий. С изображениями диких животных в основе, эти изображения также сохранили характерные черты народного собрания. Великое развитие народного искусства достигает орнамента. Орнамент — это сознательно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Главной характеристикой орнамента является ритм. Ритм — это определенный порядок схожих элементов. Ритм орнамента может быть простым или сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, как своего рода организация начала. Орнамент состоит в основном из разнообразных растительных форм, которые часто содержат изображения животных и птиц.

Филимоновская игрушка

Не меньшей известностью обладает центр народного промысла в деревне Филимоново под Тулой, где рождаются замечательные глиняные игрушки. Люди и животные, изготовленные мастерами, отличаются причудливостью формы и большой выразительностью. Это крестьянки, барыни, солдаты, коровы, наездники на лошадях, бараны. Филимоновские игрушки невозможно перепутать с другими, так как они несут свои неповторимые черты в форме лепки и росписи. Они играют всеми цветами радуги.

У ребёнка, увидевшего филимоновскую игрушку, обладающую нестандартными цветом и формой, пробуждается творческое начало.

Художественная роспись по дереву

Хохломская, мезенская и городецкая роспись узнаваемы не только в России, но и за её пределами. Мебель, туеса, короба, ложки, миски и прочая домашняя утварь из дерева, расписанная в одной из этих техник, считается олицетворением России. Легкая деревянная посуда, расписанная красками чёрного, красного и зелёного цвета по золотому фону, выглядит массивной и тяжёлой — это характерная манера хохломы.

Городецкие изделия отличает многоцветная палитра красок и несколько меньшая, по сравнению с хохломскими, округлость форм. В качестве сюжетов используются жанровые сценки, а также всевозможные выдуманные и реальные представители животного и растительного мира.

Декоративно-прикладное искусство Архангельской области, в частности мезенская роспись по дереву, представляет собой предметы утилитарного назначения, декорированные особыми рисунками. Мезенские мастера для своих работ используют только два цвета – чёрный и красный, то есть сажу и охру, дробный схематичный рисунок туесов, шкатулок и сундуков, фризы в виде каёмок из повторяющихся усечённых фигурок коней и оленей. Статичный мелкий, часто повторяющийся рисунок вызывает ощущения движения. Мезенская роспись – одна из наиболее древних. Те рисунки, что используются современными художниками, представляют собой иероглифические надписи, которыми пользовались славянские племена задолго до возникновения русского государства.

Мастера по дереву, прежде чем вытачивать из цельного бруска какой-либо предмет, обрабатывают древесину против растрескивания и усыхания, поэтому их изделия имеют очень большой срок службы.