Бог древней греции дионис и его значение в мифологии

Оглавление

Орфические гимны

Для каждого из богов у предусмотрительных эллинов были соответствующие песни, которые пели при приношении даров и жертв. Конечно, звучал и орфический гимн богини Персефоны — ведь без этого невозможно было получить богатый урожай.

Звучал он так:

О, гряди, Ферсефона, рожденная Зевсом великим,

Единородная, жертвы прими благосклонно, богиня!

Ты, жизнетворная, мудрая, ты, о супруга Плутона,

Ты под путями земными владеешь вратами Аида,

Ветка святая Деметры, в прелестных кудрях Праксидика,

Ты Евменид породила, подземного царства царица,

Дева, рожденная Зевсовым семенем неизречимым,

Мать Евбулея, чей образ изменчив, гремящего страшно,

Сверстница Ор светоносная, в блеске красы несказанной,

О вседержащая дева, плодами обильная щедро,

Смертным одна ты желанна, рогатая, в блеске прекрасном.

Вешней порою на радость тебе дуновения с луга,

Тело святое твое указуют зеленые всходы,

Осенью вновь похищаема ты для брачного ложа,

Ты одна — и жизнь, и смерть для людей многобедных,

Ферсефона — всегда ты «несешь» и всегда «убиваешь».

Внемли, блаженная, из-под земли урожай посылая

Дай процветание в мире, здоровье с целящею дланью,

Благополучную жизнь, что под тяжкую старость приходит

В царство твое, о царица, к Плутону, чья благостна сила.

Этот же гимн в переводе Гарсиа звучит несколько иначе:

О, Персефона, приди, дочь великого Зевса, богиня,

Единородная, к священнодействиям нашим, благая,

Жизнью дарящая, милая людям супруга Плутона,

Коей подвластны ворота Аида в глубинах сокрытых.

Любишь и правду и хитрость; пред Дием ты – смертным ходатай.

Ты родила Эвменид, о царица подземного мира,

Неизреченным рожденная семенем Зевсовым дева,

Мать Эвбулея гремучего, многообразного видом,

Орам соцарствуешь, дивная ликом, почтенная статью,

Ты – всевладычица, полная светом, обильная плодом

Дева с рогами, чей власти из смертных никто не избегнет.

Вешняя, любишь лугов зацветающих запах медовый,

Образ священный твой видим мы в завязи, в раннем побеге,

В пору ж осеннюю сходишь с земли ты на брачное ложе.

Ферсефонея – ты жизнь нам, но ты же – и гибель для смертных;

Всё ты выводишь на свет, но сама же и всё убиваешь.

Внемли, богиня блаженная! Даруй плодов изобилье,

Миром цветущая, здравьем, счастливой и долгой судьбою,

Старость же скорбная пусть удалится от нас, о Царица,

В темный чертог твой, пред очи благого владыки Плутона.

God Greece · Орфический гимн богине Персифона

Не смог пройти мимо столь интересного персонажа, как богиня Древней Греции Персефона и наш поэт А.С.Пушкин. Он посвятил ей следующее стихотворение:

Прозерпина

Плещут волны Флегетона,

Своды тартара дрожат:

Кони бледного Плутона

Быстро к нимфам Пелиона

Из аида бога мчат.

Вдоль пустынного залива

Прозерпина вслед за ним,

Равнодушна и ревнива,

Потекла путем одним.

Пред богинею колена

Робко юноша склонил.

И богиням льстит измена:

Прозерпине смертный мил.

Ада гордая царица

Взором юношу зовет,

Обняла, и колесница

Уж к аиду их несет:

Мчатся, облаком одеты;

Видят вечные луга,

Элизей и томной Леты

Усыпленные брега.

Там бессмертье, там забвенье,

Там утехам нет конца.

Прозерпина в упоенье,

Без порфиры и венца,

Повинуется желаньям,

Предает его лобзаньям

Сокровенные красы,

В сладострастной неге тонет

И молчит, и томно стонет…

Но бегут любви часы;

Плещут волны Флегетона,

Своды тартара дрожат:

Кони бледного Плутона

Быстро мчат его назад.

И Кереры дочь уходит,

И счастливца за собой

Из Элизия выводит

Потаенною тропой;

И счастливец отпирает

Осторожною рукой

Дверь, откуда вылетает

Сновидений ложный рой.

Символика, соратники бога виноделия

Античные картины и скульптуры донесли до нынешнего времени образ Вакха, как его представляли в те времена почитатели. Это юноша без бороды, черты лица мягкие, женственные. Самый важный атрибут его власти — посох (тирс), увенчанный сосновой шишкой — фаллический символ созидательного начала. Были и другие:

  • Виноградная лоза — признак плодородия, символ ремесла винодела.
  • Плющ — помогает против сильного опьянения.
  • Чаша — выпивая содержимое, человек забывал о божественном происхождении своей души. Для исцеления требовалась чаша разума, которая возвращала память и стремление вернуться на небо.
  • Пантера, рысь, тигр — животные напоминают о том, что культ имеет восточные корни.

Силен — постоянный спутник, наставник, воспитатель Диониса и большой мастер, который научил Диониса не только виноделию, но и пчеловодству, передал также свои знания об искусстве. Часто в свите была Мельпомена (муза трагедии).

Менады также были спутницами Диониса, они следовали за ним толпой. Свита была одета в оленьи шкуры, под которыми виднелись полуобнаженные тела похотливых девушек. Менады украшали себя листьями винограда, в руках держали атрибут своего бога — тирсу (жезл), увитую плющом. Волосы вакханок были спутаны, вместо пояса на них висели задушенные змеи. В безумном восторге женщины выкрикивали имя своего повелителя. Именно вакханалии положили начало театральному искусству, поэтому на сцене каждого античного театра в те времена была статуя Диониса.

В лесных долинах и на горных склонах вакханки ловили и растерзывали диких животных, чтобы напиться их крови. Приносили и человеческие жертвы — утаскивали в лес младенцев, разбивали им головы о камни, рвали их мясо зубами. Таким образом они приобщались к божеству. При помощи тирс высекали из скал мед и молоко. Увлекали за собой женщин, делая их жрицами своего культа.

Тайна рождения

Большой тайной окутана биография Диониса. Даже история его появления на свет остается загадкой. Один из мифов гласит, что его мать Семела была дочерью царя в Фивах. Красивой девушкой увлекся Зевс и стал частым гостем в ее доме. О похождениях Громовержца узнала его ревнивая супруга Гера и решила жестоко наказать соперницу. Она обратилась странницей, и предложила девушке попросить верховное божество показать свое истинное лицо. Зевс согласился на просьбу любимой и предстал в обличии метателя молний. Одна из них попала в дом царя Фив, разгорелся пожар. У Семелы, ожидавшей ребенка, начались преждевременные роды. Сгорая, она успела передать малыша Зевсу и доверила отцу его судьбу. Чтобы спасти новорожденного, верховный бог зашил его в свое бедро и проносил там три месяца, пока не настало время сыну появиться на свет заново, поэтому Диониса часто называют «дважды рожденный».

Основные атрибуты Диониса

Греческие художники и скульпторы старались придать определенный индивидуализм каждому персонажу мифологии. Самый простой способ это — наделить каждого конкретными атрибутами, по которым сведущий человек легко поймет, кто же изображен. И Дионис — вовсе не исключение.

Чаще всего его изображали с такими атрибутами, как:

  • виноградная кисть или лоза,
  • жезл, украшенный шишкой,
  • плющ.

Эти предметы подобраны вовсе не случайно. С виноградом всё понятно — именно из него изготавливают вино, да и сам сын владыки Зевса является покровителем виноградарства, виноделия.

С жезлом всё не так очевидно, хотя и легко объяснимо — сохранились данные о том, что при приготовлении вина древние греки использовали шишки.

Наконец, плющ. Эллины верили, что этот напиток защищает от опьянения. Неслучайно можно увидеть немало картин и росписи амфор и кубков, где изображены люди, на время застолий надевавшие венки из плюща.

На этом статья подходит к концу. Теперь читатель знает не только гимн богу Дионису, но и некоторые интересные факты, связанные с покровителем виноделия и выращивания винограда.

Скульптуры и картины

Нельзя сказать, что Дионис входил в число самых почитаемых богов. Но всё-таки его довольно часто изображали в виде скульптур и ещё чаще — на различной посуде, особенно на амфорах и кратерах, предназначенных для вина. Для полноты статьи будет полезно привести несколько наиболее интересных примеров.

Например, вот эта амфора, изготовленная в пятом веке до нашей эры, обнаруженная неподалеку от Рима, в месте под названием Вульчи, изображает Диониса с чашей и виноградной лозой.

А вот этот изящный барельеф из мрамора изображает не только самого Бахуса, но и его супругу Ариадну. Первый сжимает в руке свой верный тирс, увенчанный шишкой, а вторая играет на кифаре, услаждая слух мужа. Датирован барельеф примерно серединой первого века до нашей эры.

А вот на этой величественной скульптуре Вакх держит сразу два своих атрибута — кисть винограда в левой руке и короткий жезл с шишкой в правой. Статуя создана примерно во втором веке. Сегодня хранится в Эрмитаже.

На этом статья подходит к концу. Теперь читатель, которого интересует миф и описания бога Диониса, знает больше об этом весьма неоднозначно персонаже — начиная от биографии, заканчивая родом деятельности.

V. Основные мифы о Дионисе

Дионис и другие боги

* Мать Диониса, Семела, упросила Зевса показаться ей во всей полноте своего могущества — и погибла, сожженная огнем его перунов. Зевс спас дитя из чрева матери и доносил его в собственном бедре. Когда Дионис появился на свет, Гермес отнес новорожденного на гору Ниса и вверил его попечению трех нимф.* Дионис вырос и отправился странствовать по свету, обучая людей виноградарству и виноделию. Вокруг него собралось целое воинство вакханок и полубогов, во главе которых он вторгся в Индию.* Когда Гефест приковал свою мать Геру к волшебному трону, Дионис напоил Гефеста допьяна и уговорил освободить ее. Дионис и Гефест вернулись на Олимп вместе и были причислены к олимпийским богам.* Дионис отправился в подземный мир, вывел оттуда свою мать Семелу и привел ее на Олимп, где она приняла имя Тиона и стала богиней.
Питер Пауль Рубенс, «Смерть Семелы», до 1640 г.
Рождение Диониса из бедра Зевса. Апулийский краснофигурный кратер, ок. 405-385 до н.э., фрагмент росписи
Римский саркофаг со сценами триумфа Диониса в Индии. Мрамор, ок. 190 н.э.
Возвращение Гефеста на Олимп (справа — Гера, сидящая на волшебном троне). Аттический краснофигурный скифос, ок. 430-420 до н.э.
Гюстав Моро, «Юпитер и Семела». Холст, масло, 1894-1895

Любовные истории

* Дионис нашел на острове Наксос Ариадну, покинутую Тесеем, и взял ее в жены. Ариадна обрела бессмертие, а Дионис поместил ее свадебный венец на небо в виде созвездия Северной Короны.* Дионис полюбил прекрасного юного сатира по имени Ампел. Тот попытался оседлать дикого быка и был им растерзан. Из крови Ампела Дионис создал первую виноградную лозу.* Дионис соблазнил неприступную деву Авру, сотворив винный источник и овладев Аврой, когда та напилась до беспамятства. Узнав об этом, Авра впала в ярость и разорвала на части первого из двух близнецов, которых родила от Диониса.
Дж.М.У. Тёрнер, «Вакх и Ариадна». Холст, масло, 1840
Карточка №32 из набора «Зеркало Урании» (1825) с изображением созвездия Северная Корона
Роберт Фэган, «Вакх (Дионис), Ампел, Силен и менада». Холст, масло, 1793-1795

Милости и дары

* Дионис вознаградил своих кормилиц Нисиад, вернув им молодость и поместив на небо в виде звездного скопления Гиады.* Дионис обучил гостеприимного афинянина Икария искусству виноделия. Но пастухи, которых тот угостил вином, решили, что Икарий отравил их и забили его насмерть. В наказание Дионис наслал на Афины мор, от которого жители города избавились лишь после того, как искупили свое преступление и поклялись чтить Икария и его дочь как героев.* Этолийский царь Ойней принял Диониса как дорогого гостя и даже предложил ему разделить ложе со своей женой Алтеей. В благодарность бог подарил Ойнею виноградную лозу и обучил его искусству виноделия.
Нимфа Нисиада. Апулийский краснофигурный кратер, ок. 405-385 до н.э., фрагмент росписи
Дионис, Акме и Икарий. Мозаика из Дома Диониса в Пафосе (Кипр), III в. н.э.
Царь Ойней. Аттический белофонный лекиф, ок. 500 до н.э., фрагмент росписи

Немилость и гнев

* Фиванский царь Пенфей не пожелал признать Диониса богом и запретил своим подданным воздавать ему почести. Когда царь тайно пришел на гору Киферон, чтобы выследить женщин, поклонявшихся Дионису, бог наслал на своих вакханок безумие, и те растерзали Пенфея. * Фракийский царь Ликург напал с бычьим стрекалом на Диониса и вакханок и вынудил их искать убежища у морской богини Фетиды. Дионис вернулся и поверг царя в безумие: Ликург растерзал собственного сына, а затем и сам был убит дикими зверями на горе Пангей. * Тирренские морские разбойники захватили Диониса в плен, когда тот искал корабль, который доставил бы его на остров Наксос. Дионис вырастил на корабле виноградные лозы и призвал призрачных зверей. От ужаса разбойники бросились за борт и превратились в дельфинов. * Орхоменские царевны Миниады отказались участвовать в празднике Диониса, объявив его ложным богом. В гневе Дионис превратил их в летучих мышей.
Менады разрывают на части царя Пенфея. Фреска из Дома Веттиев в Помпеях, 62-79 н.э.
Ликург, удушаемый виноградными лозами. Горельеф на кубке Ликурга, стекло, IV в. н.э.
Дионис и тирренские морские разбойники. Аттический чернофигурный килик, ок. 540 до н.э.
Луиджи Адемолло, «Миниады». Иллюстрация к изданию «Метаморфоз» Овидия (Флоренция, 1832)

Семейная жизнь

В целом жизнь бог Аид и Персефона прекрасно уживались в подземном царстве. По крайней мере, в отличие от своего младшего брата владыка мира мёртвых не вился за каждой юбкой, не плодил сверх меры богов и полубогов.

А вот с детьми ситуация совершенно не однозначная. По некоторым данным Аид был бесплоден, поэтому не мог оставить потомство и супруги жили вдвоем, мудро управляя подземным царством.

Но также есть версия, что у них всё-таки была дочь по имени Агрианома. Но известно о ней очень немного — если она и упоминается, то очень редко, мельком. Подробных описаний и даже сведений о том, богом чего она являлась, не сохранилось.

Ещё сложнее дело обстоит с Загреем. Так, Эсхил при написании поэмы «Сисифа» говорит, что он был сыном Аида и Персефоны. Другой точки зрения придерживались другие поэты и историки — они считают, что настоящим отцом Загрея был вездесущий Зевс, который превратился в змея, чтобы проникнуть к Персефоне и познать её, после чего та и родила рогатого младенца. Существует также мнение, что на самом деле Загрей это не самостоятельный персонаж, а лишь прозвище — то ли Диониса, то ли Аида. Одним словом, дело довольно запутанное и однозначного мнения среди знатоков эллинского эпоса не существует до сих пор.

Похищение Ганимеда

Античные авторы приводят разные версии мифа о том, где встретились Зевс и Ганимед, и где, соответственно, Ганимеда похитили. Часто называют гору Иду, которая находилась неподалёку от Трои. Все происходило в Малой Азии, на северо-западном побережье. В других версиях упоминается античный город Дардан, находящийся неподалёку от сужающейся части пролива Дарданеллы. Также иногда указывают местность под названием Гарпагия.

Когда Зевс и Ганимед встретились, последний, согласно некоторым легендам, пас овец, принадлежавших его отцу. Такое простое занятие было типичным для юношей, которые ещё набирались опыта и учились у наставников. До определённого момента они не раскрывали свой статус и происхождение и вели тихую, мирную жизнь. В других вариантах Ганимед занимался охотой.

У разных писателей античности встречаются яркие и эмоциональные описания похищения Ганимеда. Например, такой отрывок есть у знаменитого римского поэта Вергилия. Вся сцена при этом пронизана пафосом и даже долей трагедии. Зевс в облике орла уносит юношу, в то время как его наставники как представителя царского рода пытаются остановить птицу. Гончие, сопровождавшие Ганимеда, лают на Зевса и отчаянно зовут хозяина. Однако похищение уже состоялось, и ничего нельзя сделать.

Похищение Ганимеда Юпитером. Шарль-Жозеф Натуар. Музей изящных искусств. Труа, Франция.

Не менее интересно и красиво описывается похищение у Стация, латинского поэта. Про Зевса в виде орла он пишет, что он «фригийский охотник» и упоминает, как бог с похищенным Ганимедом взлетает ввысь на своих рыжевато-коричневых крыльях. Родная Троя, где Ганимед родился и вырос, а также все земли вокруг тают, исчезают внизу. Спутники и товарищи царевича уже смирились с утратой и стоят, опустив головы. Только собаки гонятся за тенью орла или мелькнувшими среди облаков крыльями. Но и они уже устали заливаться лаем.

Пекко

Финно-угорское божество, которое почитали эстонцы, финны и саамы, причем, саамы и часть эстонцев поклонялись ему вплоть до 20-го века. Пекко был подателем благополучия, урожая и хмеля. Во время празднеств в его честь, которые проходили в конце лета, полагалось подносить пиво деревянному идолу, изображавшему это божество. Считалось, что этот дух довольно своенравен и не придет, если хорошенько не позвать его, поэтому праздник начинался с призывов: «Пекко, Пекко приходи пить пиво!». И он приходил.

В следующей части статьи мы расскажем о том, какие боги бухла были и существуют до сих пор в Азии, Африке и Америке.

Семейная жизнь

Несмотря на весьма неуживчивый характер и частые вспышки гнева, Дионис обзавелся супругой. Всем любителям эллинской мифологии хорошо знакомо имя Ариадны — той самой, которая помогла Тезею убить страшного Минотавра. Однако недальновидный герой обманул девушку, влюбившуюся в неё, и разбил ей сердце. Она даже хотела покончить с собой, сбросившись со скалы, но поблизости оказался шаловливый Дионис, греческий бог виноделия.

Влюбившись в девушку, он сделал её своей супругой. Вместе они прожили довольно долго, успев родить много детей. По разным данным их количество отличается — многие легенды сплетены, а их персонажи зачастую сливаются друг с другом. Но эксперты сходятся во мнении, что детьми Диониса и Ариадны являются:

  • Фоант,
  • Стафил,
  • Энопион.

С другими персонажами история не так однозначна, поэтому их имена не стоит и приводить, чтобы не было лишней путаницы.

Увы, век простых смертных недолог. А во времена Античности он был ещё более коротким. Ариадна скончалась во время родов. Тогда Дионис уговорил своего отца Зевса сделать несчастную женщину богиней, наделив её бессмертием.

Любопытно! В некоторых трудах встречается упоминание о том, что Ариадна не умерла, а была превращена в камень Персеем, воевавшим с Дионисом.

Впрочем, взбалмошный и развязный бог виноделия не отличался супружеской верностью. Поэтому были у него и дети на стороне. Например, сына Флианта его родила Арефирея, а Телета — наяда Никея.

Дальнейшая судьба Ганимеда

Ганимед занял своё место среди богов на Олимпе. Во многих легендах упоминается, что он – виночерпий, разливающий вино во время пиров. Также иногда упоминается, что он выступал как кравчий, то есть отвечал не только за напитки, но и в целом за стол во время празднеств. Ганимед должен был следить за тем, чтобы столы ломились от яств и боги ни в чём не нуждались, наслаждаясь пиром.

Изначально виночерпием была Геба, богиня юности, дочь Геры и Зевса. О том, как именно должность перешла от богини к Ганимеду, существуют разные легенды. Вот их версии:

  1. Ганимед и Геба просто разделили обязанности между собой.
  2. Геба осталась виночерпием всех богов, Ганимед же занял место именно виночерпия Зевса и подносил напиток только громовержцу.
  3. Ганимед полностью занял место Гебы, т.к. последняя вышла замуж за Геракла. После смерти герой Геракл вознёсся на Олимп, где его простила Гера. Она и дала в жёны Гераклу Гебу.
  4. В ещё одном варианте легенды Геба пролила божественный напиток, за что и лишилась своего места виночерпия.

Ганимед получает кубок от Гебы. П. П. Рубенс. Дворец Шварценберг. Вена, Австрия.

Так как Ганимед взошёл на Олимп, и гора стала теперь его домом, он обрёл бессмертие. Также юноша больше не старел. Мало кто из смертных спутников богов удостаивался такой чести. Фактически, из всех возлюбленных Зевса такой дар получил лишь Ганимед. С тех пор он сам мог называться богом.

Также в некоторых легендах упоминается, что в конце концов Зевс поместил Ганимеда на небо, сделав его созвездием.

В мифах часто встречается мотив, когда бог, желая наградить кого-то, помещает среди звёзд. Ганимед стал созвездием Водолей, которое находится рядом с созвездием Орла. Также в произведении «Энеида», которую сопровождают схолии (комментарии), можно найти упоминание, что на это решение повлияла Гера. Она ревновала, видя интерес Зевса к Ганимеду.

И. Э. Боде. Созвездие Водолея.

Похищение и исчезновение Ганимеда очень опечалили царя Троса. Однако Зевс не остался равнодушен к горю и страданиям царя. Он отправил к Тросу другого своего сына, бога Гермеса, посланца богов. Тот и передал троянскому царю, что его сын в порядке, что Ганимед стал бессмертным виночерпием на Олимпе и нынче пребывает среди богов. Это была больше честь для юноши. Для самого же царя это стало утешением.

Но царя также ждал и щедрый подарок от Зевса. По приказу громовержца Гермес передал Тросу прекрасных и сильных лошадей, тех самых, на которых ездят сами бессмертные боги. Эти кони передавались из поколения в поколение. На них ездил Эней, герой Трои, который привёл оставшихся троянцев Италию. Именно его потоки Ромул и Рем основали Трою.

В другой версии за то, что Ганимед был похищен Зевсом, громовержец отправил Тросу виноградную лозу из золота. Его выковал Гефест, сын Зевса и богини Геры, великий кузнец и создатель множества прекрасных вещей (в т.ч. молний Зевса).

Немного о культе Диониса

Интересной особенностью Вакха является тот факт, что он приобрел известность гораздо позже, чем другие боги Олимпа, например, Зевс, Гера, Арес, Аид и многие другие. Не стоит думать, что он появился значительно позже, чем они — упоминания о нем сохранились на табличках из глины, созданных ещё в 15 веке до нашей эры, то есть 3.5 тысячи лет назад!

Но вот популярность он стал набирать гораздо позже. Какое-то время его вообще не прославляли, судя по всему, не считая избыточное распитие вина допустимым — даже на пирах напиток обязательно разбавлялся водой в пропорции 1:3, а иногда и 1:4. Пика своей популярности Дионис достиг примерно в 6-7 веках нашей эры, то есть, спустя больше двух тысяч лет после появления!

Что интересно, большую часть людей, славящих Диониса составляли женщины, хотя встречалось среди поклонников и немало мужчин. Всё происходящее во время таких церемонией описывается одним простым словом — Вакханалия. Действительно, вино лилось рекой, что приводило к самым неприятным последствиям — начиная от безудержных оргий, заканчивая убийствами.

Неудивительно, что со временем власти начали применять довольно жесткие меры по тем, кто слишком ретиво славит Диониса. Празднества довольно сильно ограничили:

  • Отмечать праздник Вакха разрешили лишь раз в два года.
  • Для церемоний было выбрано определенное место — гора Парнас, добраться до которой мог далеко не каждый желающий.
  • Запрет на кровавые жертвы — их заменили плодами.
  • Запрет на оргии — вместо них устраивали костюмированные представления.

В остальное время его можно было славить, петь гимны, рассчитывая на помощь бога Диониса, но лишь в рамках ежегодного праздника урожая.

Так что, культ безудержного бога существенно укротили, заставляя людей вести себя более пристойно. И это не было лишним, учитывая, что творилось до этого на вакханалиях — неслучайно этот термин дошел до нашего времени через полторы-две тысячи лет.

Происхождение божества[править]

Дионис — Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Д. встречается на табличках критского линейного письма «В» ещё в 14 в. до н. э., распространение и утверждение культа Д. в Греции относится к 8-7 вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Психея

Ещё одна богиня удовольствия в Древней Греции – это Психея, девушка с крыльями бабочки. Психея считалась воплощение души и, возможно, её порывов, удовольствия души, а также дыхания. Изначально она была смертной царевной. Историю Психеи описывает древнеримский писатель Апулей в «Метаморфозах».

Психея наиболее известна по мифу о другом боге наслаждения, Эроте. Психея была невероятной красавицей, которую сочли даже более прелестной, чем Афродита. Богиня гневалась за то, что её позабыли, и строила козни против Психеи. Так, она приказал Эросу внушить Психее любовь к недостойному человеку – самому жалкому и некрасивому. Также оракул сказал её отцу, что девушка должна быть принесена в жертву чудовищу.

Однако девушку унёс в свой дом Эрос, где сочетался с ней браком. Каждый день он приходил к девушке под покровом тьмы, но Психея не должна была видеть юношу. Её сёстры, завидуя счастью, подговорили девушку всё же взглянуть на Эроса, которого называли чудовищем. Психея нарушила запрет, поэтому богу пришлось покинуть его. Лишь позже, после скитаний, они воссоединились. Психею приняли на Олимп, она получила бессмертие.

Амур и Психея. Антонио Канова. Лувр. Париж, Франция.

Образ любви Амура и Психеи очень распространён в искусстве. Они воплощают светлую и нежную любовь, удовольствие от взаимных чувств и ласк. Но иногда в мифах встречается интерпретация, согласно которой девушка мстит божеству за преследования.

Рождение Пана

Древнегреческий бог Пан не занимал почётного места на Олимпе, однако был достаточно почитаем. Его считали покровителем пастухов, плодородия и скотоводства. Кроме того, Пан являлся символом естественности и природных сил, с которыми взаимодействует человек.

Его родителями были бог торговли Гермес и нимфа Дриопа. Как я уже сказала, мать Пана, произведя на свет дитя, взглянула на него и обмерла от ужаса. Ребёнок родился с козлиными рогами и копытами, да ещё и бородой. Увидев такое “чудовище”, Дриопа закричала и умчалась в лес, оставив малыша одного на поляне. Однако любящий отец не бросил ребёнка. Гермес с теплотой отнёсся к новорожденному – пусть и столь необычному внешне.

Греческий бог Пан / payam_rockstar / artstation.com

Другие боги также отнеслись к Пану дружелюбно. Кстати, имя его подчёркивает основные функции. Исследователи считают, что оно связано с древнегреческим словом “пасти”. И это верно – Пан сам прославился как пастух и покровитель скотоводов.

Появившись на Олимпе, малыш сразу же развеселил всех богов, а Дионис, повелитель виноделия и празднеств, проникся к Пану особенной любовью. Вероятно, ещё тогда бог решил, что непременно включит ребёнка Гермеса в свою свиту.

Пол Рид, современный шотландский художник, так увидел Гермеса и Пана

Брак с Ариадной

Обаятельный молодой человек сразил не одно женское сердце. Перед покровителем виноделов не устояла даже красавица Афродита – древнегреческая богиня любви и красоты. Плодом их тайных отношений стал сын Приап. Дионису приписывают связь с Аврой, дочерью титана, которая родила ему близнецов. До женитьбы Дионис был весельчаком и ветреным юношей, но, создав семью с Ариадной, оказался прекрасным мужем.

Ариадна была дочерью царя Миноса, имевшего неограниченную власть на Крите. Когда на остров прибыл Тесей, готовый сразиться со страшным минотавром, девушка помогла смельчаку. Путеводная нить ее клубка вывела его и товарищей из лабиринта. Вместе со своей спасительницей герой отправились на корабле в Афины, но по дороге юноша вероломно бросил ее. В отчаянии Ариадна готова была попрощаться с жизнью, но появился Дионис и спас ее. Он не только утешил критскую красавицу, но и предложил ей стать его женой. В счастливом браке у пары родился сын Фоант. После этого великий Зевс, испытывающий особую любовь к младшему сыну, сделал Ариадну богиней и даровал ей бессмертие.

Аналоги в других мифологиях

Боги плодородия являются одними из самых уважаемых и почитаемых в мифах всех народов, занимающихся земледелием. Неудивительно, что во многих странах существовали аналоги Персефоны. Некоторых из них стоит перечислить:

  • римляне — Прозерпина,
  • славяне — Ярило,
  • скандинавы — Фрейя,
  • египтяне — Мин,
  • индусы — Манаса,
  • японцы — Инари,
  • ацтеки — Кецалькоатль.

И это лишь малая часть богов плодородия, которым в разное время поклонялись в разных уголках мира.

Если рассматривать её как богиню царства мертвых, то аналоги будут уже другими:

  • славяне — Мара,
  • скандинавы — Хель,
  • индусы — Яма,
  • японцы — Эмма, ацтеки — Миктлантекутли

Чествование Диониса

В культурных центрах древней Греции проходили праздники во славу греческого бога вина и виноделия. Их организацию брали на себя власти города, и они продолжались целую неделю. В это время все дела в городе приостанавливались, узников выпускали на свободу, государственные органы не работали, повсюду царило веселье. Праздники проводились ежегодно в марте и получили название Великие Диониссии. Торжества начинались с того, что эллины из храма выносили изображение бога Диониса и весь город заполняла шумная толпа. У статуи божества днем пел хор мальчиков, а вечером начинались развлечения ряженых. Актеры надевали козлиные шкуры и показывали зрителям веселые сценки. Для их выступлений был специально возведен театр Дионис, часть этого архитектурного памятника сохранилась по сей день на одном из склонов Акрополя. Творческие люди считали, что вино – подарок Диониса дарует им вдохновение и помогает им в искусстве. Поэтому бог вина и веселья пользовался особым почтением у художников и поэтов, ему они посвящали многие свои произведения.

В самом начале, получив вино из рук Диониса, люди устраивали шумные праздники, на которых главными были смех и радость. Вино веселило душу, придавало сил и поднимало настроение. Но постепенно простое веселье стало необузданным. Алкоголь превращал ночные празднества в честь бога виноделия в страшные зрелища. Пьянство доводило греков до того, что они облачались в звериные шкуры, поедали сырое мясо и при этом славили имя Диониса. Расслабленность и раскрепощение превращалось в безумство. Пьянство вело к тому, что люди переставали слушать свой разум и часто танцы заканчивались кровавым зрелищем и вакханалией.

Жестоко поступал Дионис с теми, кто отказывался признавать в нем божественное начало. Таких греков неотступно преследовало безумие. Существует легенда, по которой царь Ликург, отвергший бога виноделия, в безумном порыве зарубил топором собственного наследника, в тот момент ему показалось, что он срубает виноградную лозу. Сошли с ума дочери царя Миния, а одна из женщин в Аргосе в приступе безумия стала пожирать собственного младенца.

Культ

По легендам вокруг Диониса всегда кипела жизнь. Его окружали сатиры и менады, находившиеся в изрядном подпитии. Неудивительно, что попадаться на пути такой орды было откровенно опасно — опьяненные люди и полулюди могли разорвать любого неугодного богу путника. Кстати, именно так погиб прославленный поэт Орфей — его кровь на руках пьяных менад. Название таких празднеств — вакханалии — появилось от второго имени покровителя виноделия.

А вот как отмечался праздник бога Диониса на самом деле?

До нашей эры он вообще не входил в число наиболее почитаемых обитателей Олимпа. Силу он начал набирать, когда могущественная Эллада пришла в упадок — ориентировочно в 5-7 веках. Уж тут поклонники развернулись по полной!

Конечно, вино во время таких празднеств употреблялось без всякой меры. Причем если в обычные дни эллины сильно разбавляли его водой, то на праздниках пили спиртное в чистом виде, что приводило к разжиганию инстинктов. Поэтому на празднествах происходили самые разные инциденты — начиная с массовых оргий, заканчивая убийствами. Озабоченные этим власти приняли решение резко ограничить людей, восхваляющих Вакха. Запретили проводить праздники чаще раза в два года, да и место для них резко ограничили — только на горе Парнас. На остальной территории Греции вакханалии вообще запретили. Праздники же, которые устраивали садоводы и земледельцы, чтобы задобрить Бахуса, стали куда более скромными. Кровавые жертвы (раньше были и такие!) заменили скромным подношением плодов, а вместо безудержного пьянства и оргий оставили игры ряженых.

Ещё раньше борьбу с пьянством и вакханалиями начали в Риме. Когда местные жители переняли культуру греков, власти быстро поняли опасность чрезмерного поклонения Дионису. Поэтому уже во втором веке до нашей эры проводились масштабные репрессии против вакханалий и участников. Так что, здесь до настоящих оргий, какие встречались в Древней Греции, не дошло.

Похищение Персефоны Аидом

Это происшествие навсегда изменило жизнь не только юной богини, но и судьбу всего мира. Тем не менее, данная легенда является одной из самых известных в эллинском эпосе — ею вдохновлялись многие скульпторы, поэты, художники, сценаристы. Зачастую картины богини Персефоны изображают её именно в этот момент.

Началось всё довольно безобидно — Персефона прогуливалась по лугам в компании своих верных подруг океанид (дочери Океана и Тефиды). Погода стояла отличная, поля густо усыпали красивейшие цветы. Девушки и молодые женщины, подобно простым смертным, собирали из них букеты, плели венки.

Тут внимание Персефоны привлек сильный аромат незнакомого ей доселе цветка. Она отошла от своих подруг и вскоре увидела удивительной красоты нарцисс

Конечно, богине захотелось сорвать его, чтобы добавить в свой букет.

Увы, не ведала она, что цветок появился не сам по себе — его по просьбе Аида, бога подземного царства мёртвых, старшего брата Зевса, вырастила Гея — богиня земли — специально чтобы отвлечь внимание прекрасной девушки. Когда же она оказалась достаточно далеко от подруг, земля внезапно разверзлась и из огромной трещины вылетела золотая колесница, запряженная конями, черными как смоль

Управлял ею, соответственно, сам владыка мира мёртвых — Аид (он же Гадес, а в древнеримской мифологии — Плутон). Не тратя впустую время, он схватил Персефону и моментально скрылся в своих темных владениях

Когда же она оказалась достаточно далеко от подруг, земля внезапно разверзлась и из огромной трещины вылетела золотая колесница, запряженная конями, черными как смоль. Управлял ею, соответственно, сам владыка мира мёртвых — Аид (он же Гадес, а в древнеримской мифологии — Плутон). Не тратя впустую время, он схватил Персефону и моментально скрылся в своих темных владениях.