Оглавление
Историко-архитектурный и художественный музей
Музей объединяет несколько экспозиций (с независимой продажей билетов): • Выставка «Золотой теленок» – история местной ткацкой фабрики и традиции художественной вышивки. • Выставка «Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья». • Выставка «Художественная резьба по дереву» (в здании собора Михаила Архангела) – деревянные скульптуры XV–XIX вв. • Георгиевский собор – интерьер собора: камни, не использованные при реконструкции здания, могилы князей и росписи XVII вв. • Смотровая площадка и выставка «Монашеская келья» (в здании звонницы). Выставка представляет собой несколько узких залов с малоинтересными экспонатами, а со смотровой площадки открывается неплохой вид на город и окрестные поля. • Художественная галерея (в здании церкви Иоанна Богослова) – российское искусство XVI–XIX вв. • Экспозиция, посвящённая жизни П.И. Багратиона – музей знаменитого полководца Отечественной войны 1812 г.
Михайло-Архангельский монастырь и Юрьев-Польский музей
Юрьев-Польский музей был открыт 7 ноября 1920 года в качестве краеведческого музея в центральной части города, в кольце древнейших земляных валов XII века, в бывшем мужском Михайло-Архангельском монастыре, основанном в XIII веке.
Сохранившиеся постройки относятся к XVII-XVIII векам, а западная стена здания — к 1555 году.
Одной из самых знаменитых построек на территории бывшего монастыря считается шатровая колокольня, построенная в 1683 году.
Собор Михаила Архангела
На сегодняшний день по нескольким выставкам музея распределены 16 тысяч предметов старины и произведений искусства. В их числе находятся вещи аристократов, фарфоровые изделия, деревянные скульптуры. Основной считается выставка, посвященная борьбе с Наполеоном Бонапартом и Отечественной войне 1812 года. Работают следующие экспозиции: «Багратион — национальный Герой России», «Художественная выставка», «Колокольня. Смотровая площадка», «История мануфактуры Юрьев-Польского уезда» и другие.
Образование и культура
Город известен прежде всего тем, что здесь находится Тартуский университет (ранее известный как Дерптский университет; немецкий : Universität Dorpat ), основанный королем Швеции Густавом Адольфом в 1632 году. -cheek — известен как « Афины Эмайыги» или « Северный Гейдельберг ».
В Тарту также находятся Эстонский университет естественных наук , Балтийский оборонный колледж , Эстонская авиационная академия (ранее известная как Тартуский авиационный колледж) и Министерство образования и науки Эстонии . Другие известные учреждения включают Верховный суд Эстонии (воссозданный в Тарту осенью 1993 года), Эстонский исторический архив , Эстонский национальный музей , Эстонский музей спорта, а также старейший и известный театр страны Ванемуйне , где у них есть театр. уважаемая балетная труппа, а также театральные, оперные и музыкальные постановки.
В музыке существует Тартуская композиторская школа .
Большинство скульптур в Тарту посвящено историческим личностям. Среди них самые известные — памятник Барклаю де Толли на площади Барклая в центре города, памятник Целующим студентам на Ратушной площади и памятник Густаву II Адольфу на Кунингаплате .
Известные жители
С Юрьевецкой землёй связано немало известных в русской истории имён. Когда-то на Волге близ Юрьевца бывали Ермак и Степан Разин, позже — К. Минин и Д. Пожарский. И уж совсем по историческим меркам недавно здесь жили во время эвакуации в годы войны режиссёры А. Роу и А. Тарковский. В Юрьевце родились и выросли известные архитекторы братья Веснины, работали химики Реформатские.
Ещё одна интересная страница истории города связана с именем нижегородского священника Аввакума. Он был сослан сюда в 1652 году и наречён протопопом. Своими обличениями Аввакум за короткий срок восстановил против себя не только мирян, но и духовенство, и уже через восемь недель всё завершилось так: «Дьявол научил попов, и мужиков, и баб, пришли к Патриархову приказу, где я дела духовные делал, вытаща меня из Приказа собраньем — человек с тысячу и с полторы их было — среди улицы били батожьем и топтали, и бабы били рычагами, грех ради моих замертво убили и бросили меня под избяной угол». После этого инцидента Аввакум в Юрьевце больше не появлялся — ему пришлось тайно бежать, оставив семью. Позже, по иронии судьбы, Юрьевец стал одним из центров старообрядчества.
Очень красивый фильм о родном и милом сердцу городе создала Татьяна Голубева.
У устья Неглинной
Не хочется ставить под сомнение признанную легенду об основании Москвы, но насчет этого летописного известия есть некоторые сомнения, они подтверждаются археологами, и от них просто так не отмахнуться. Действительно, еще во времена Юрия Долгорукого Москва становится важным стратегическим центром на юго-западном рубеже Суздальской земли. Мы не можем ставить под сомнение то, что суздальский князь был очень дальновидным и деятельным. Он озаботился обеспечением защиты западных границ своего княжества и начал возводить целый ряд городов-крепостей. В 1156 году одна из летописей рассеивает наше сомнение и прямо сообщает, что «заложи Москву па устий же Неглинны, выше реки Яузы».
Отсюда можно сделать простой вывод, что населенный пункт был, но Москвой он стал именно при Юрии Долгоруком. Когда я ссылался на археологов, то их основные находки приходятся на 1956-1960 годы, когда начали строить Кремлевский дворец Съездов. Тогда и обнаружили остатки крепостной стены середины XII века, тянувшейся вдоль берега реки Неглинной. Город был обнесен высоким валом до 8 метров и в основании до 40 метров. За крепостной стеной прятались московские ремесленники, которых с каждым годом становилось все больше и больше. Ремесленники и служилые люди располагались на Боровицком холме, прямо под стенами Кремля на берегу Москвы-реки. Возле стен располагался торг и причалы.
Когда Юрий Долгорукий принял из рук отца Ростово-Суздальскую землю, это была слабозаселенная окраина Руси. Предыдущие князья особенно не озадачивались их заселением и развитием – а зачем, если можно было дождаться ротации и пересесть на более престижные княжеские столы на юге Руси. Юрий Долгорукий тоже был заложником этой системы, ждал нового княжеского места, но не забывал укреплять и свой край.
История Юрьева-Польского
Гостиницы Юрьева-Польского | Фото Юрьева-Польского | Карта Юрьева-Польского Погода Юрьева-Польского | Достопримечательности Юрьева-Польского Рестораны Юрьева-Польского | Сувениры Юрьева-Польского | Видео Юрьева-Польского
Юрьев-Польский или в некоторых источниках Юрьев-Польской был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Обычно все города в то время возводили рядом с природными защитными укреплениями: на берегу крутых рек, на холмах, рядом со скальными породами. Юрьев-Польский был создан на равнине, в излучине реки Колокши с очень пологими берегами. Отсюда он и получил свое второе название.
Во времена междоусобных войн город был основным центром Владимиро-Суздальского княжества, сочетая в себе торговые качества и функции защиты Ополья от нашествия кочевников. Городской вал имел трое ворот, от которых уходили дороги на Владимир, Суздаль и Переяславль-Залесский. Основной расцвет поселения был при правлении Святослава Всеволодовича в XIII веке. А во времена правления Ивана Калиты Юрьев-Польский вошел в состав Московского княжества. Затем было множество разорительных набегов кочевников, татаров-монгол и кровопролитных воин князей. Свою разрушительную лепту внесли в регресс города и польско-литовские завоевания.
В середине XVII века несмотря на кровавую и печальную историю Юрьев-Польский стремительно растет в торгово-экономическом плане. Находясь на большой Стромынской дороге, он соединял собою Суздаль и Москву. Купцы активно предлагали на торговых рядах зерно, лен, различные полотна и юфть. Благодаря этому, активно развиваются мануфактурные предприятия по производству тканей, текстиля, пряжи и бумаги. Экономический рост продолжался и во второй половине XIX века, когда через город прошла ветка железной дороги.
В войне 1812 года половину пятого полка Владимирского ополчения составляли жители Юрьев-Польского. Их самоотверженность и бесстрашие были лично отмечены Александром Первым. Император указал это в письме князю Голицыну, командовавшему полком.
Продолжая развиваться в сфере торговли, в Юрьев-Польском стали строить маленькие деревянные магазинчики на один фундамент и под общей крышей. Эта необходимость возникла из-за невозможности уже разместить всех торговцев в Гостиных рядах. В народе же бревенчатые срубы получили название – «варшавский базар». В начале XIX века Юрьев-Польский получил даже свой герб, в котором фигурировали две золотые корзины, полные вишни. После Октябрьской революции развитие города стало затухать, центр был перенесен дальше, ближе к Москве, и сейчас Юрьев-Польский – обычный провинциальный город.
Потеря независимости
В XIII веке Святослав основал Михайло-Архангельский монастырь. В 1238 году войска Батыя при взятии Юрьев-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. В 1252 году княжество унаследовал Дмитрий. Последним юрьевским князем был Иван Ярославович, который зимой 1339-1340 годов вместе с ордынцами ходит на Смоленск. Это было последним упоминанием независимого Юрьевского княжества. Около 1347-1348 года оно переходит в состав Великого княжения Владимирского. В 1382 году, когда Тохтамыш разграбил владения Дмитрия Московского, он поджёг и окрестности Юрьева.
Каменная резьба Георгиевского собора
В XVI веке в период хороших отношений Крыма с Россией в Юрьев-Польский передаётся крымскому вельможе Абдул-Латифу, родственнику Гирея. С 1552 года в Юрьеве жил князьком астраханский вельможа Кайбула (Абдалла). В это время мало что было сделано для процветания города.
В 1612 году Юрьев опять разрушили, на этот раз польско-литовскими войсками. Только во второй половине XVII века население города немного увеличилось, а с середины XVIII века жизнь здесь стала налаживаться. В 1778 году Юрьев-Польский стал уездным городом, а в 1781 получает свой герб.
МОНАСТЫРИ
Михаило-Архангельский монастырь
Главный монастырь города. Основан в XIII в., однако сохранившиеся до наших дней постройки датируются XVI–XVIII вв. Монастырь окружён каменной стеной с башнями: башни остались от укреплений XVI в., а многие стены были перестроены в XVIII в., уже без оборонительных функций. • Михайло-Архангельский собор (1729—1809) • Иоанна Богослова надвратная церковь (1654—1670) • Знаменская трапезная церковь (1625) • Георгиевская церковь из с. Егорье (1718)
Петропавловский монастырь
• Петропавловский собор (1843—1853) • Успенская церковь (середина XIX в.) • Колокольня Петропавловского монастыря (конец XIX в., псевдорусский стиль – высокое, хорошо заметное красно-кирпичное здание. Рядом с колокольней находится полуразрушенная монастырская трапезная.
Отчет: Таллинн четверть века спустя. Часть 2-я. Тарту, он же Юрьев, он же Дерпт, он же Дорпат
Активный туризм:
Комментарии: 3, последний от 21/08/2016. Copyright Новак Анатолий Владимирович Обновлено: 28/11/2011. 84k. Отчет. Путешествие:Европа Дата похода 21/08/2011 Маршрут: Таллинн*тарту*таллинн Иллюстрации/приложения: 256 штук. |
Аннотация:Эстоно-грузинский роман (ложка дегтя от Игоря). Медвежий угол Европы. Река Мать. Приключения реплики ладьи. Самый крупный рынок Эстонии и скульптура жизнерадостной свиньи. Город хороших идей. Памятник рождению 100-тысячного тартусца. Арочный на месте Каменного моста. Эстонская ·Пизанская башняЋ. Дом Екатерины для помещика Скрещеннопистолетова. Серпы и молоты. Ратуша, важня и фонтан с целующимися студентами. Цвета эстонского флага. 29 июня — День города. Каждому новорожденному по серебряной ложке. Пироговская горка и бутылочное пиво. Кафе ·WernerЋ: правильный бутерброд. Тартуский университет. Победитель Бронзового солдата. Памятник Яану Тыниссону. Дом Тампере. ·РасстрельныйЋ дом. Яановская церковь. Гильдия Святого Антониуса. Музей игрушки и ностальгия. Театральный дом. Король Густав II Адольф, основатель Дерптского университета. Пирамидальный дуб, посаженный шведской королевой. Нобелевский лауреат Вильгельм Фридрих Оствальд и место для второго. Холм Тоомемяги (Домберг), колыбель Тарту. ·Аллея профессоровЋ или ·медленная смертьЋ. Памятник Карлу Эрнсту фон Бэру: помыть голову шампанским в Вальпургиеву ночь. Земля Моргенштерна. Памятник Виллему Рейману. Жертвенный камень древних эстов. Эстонские монеты. Памятник Кристьяну Петерсону. Руины Домской церкви: происхождение названия и легенда о ключнице. Памятник Иоганну Шютте, истинному основателю Тартуского университета. Верховный суд Эстонии, бывшая университетская клиника. Чертов мост. Ангельский мост: пройти, закрыв глаза. Старый Анатомикум. Бюст Фридриха Фельмана. Пороховой погреб. Обсерватория с меридианом. ·Два ВильдеЋ. Пенсионный возраст по-эстонски. Памятник Барклаю де Толли. Мемориальная доска Джохара Дудаева. Скульптура ·Отец и сынЋ. Разрушенный Kaubahoov. Шоколад фабрики ·КалевЋ. Сувенирная беда. Дом с синим почтовым ящиком. Ресторан ·ПюсирохукельдерЋ из ·Книги рекордов ГиннесаЋ. Рыцарская улица. Дворянский особняк на улице Lai. Ботанический сад с памятниками. Мост Свободы. ·НордическийЋ памятник Калевипоэгу. Подвинутый памятник Фридриху Рейнхольду Крейцвальду. Памятник Оскару Лутсу. Билет до Таллинна. Контролер из чистого поля. ·SaastumarketЋ — магазины для бедных. Бывший двухэтажный дом.
Понять[править]
Тарту | |
эст. Tartu, ранее: Дерпт, Юрьев | |
Старая обсерватория в Тарту | |
Полезная информация | |
Население | 95074 (2012) |
Телефонный код | +372 7 |
Часовой пояс |
UTC+2 / UTC+3 |
Та́рту находится в 185 км юго-восточнее Таллина на берегу крупной реки Эмайыги (эст. Emajõgi), связывающей озеро Выртсъярв с Чудским озером. Население преимущественно эстонское (80%), основным языком является эстонский, а русский употребляется сравнительно редко, хотя владеют им многие.
Поселение древних эстов на месте Тарту возникло в V–VII вв. н.э. и, возможно, дало название современному городу (Тарбату, от эст. tarvas – зубр). Первое документальное свидетельство относится к 1033 году, когда Ярослав Мудрый пошёл походом на чудь и основал город Юрьев в соответствии со своим христианским именем. Позднее Юрьев неоднократно подвергался набегам местных племён, а в 1224 году был завоёван немецким орденом меченосцев и переименован в Дерпт – как ни странно, это название тоже происходит от древнего Тарбату. Хотя Новгородское и Псковское княжества неоднократно предпринимали попытки завоевания Юрьева-Дерпта, город оставался немецким на протяжении более чем трёх столетий и входил в Ганзейский союз, процветая за счёт торговли всё с теми же Новгородом и Псковом.
Во второй половине XVI века Дерпт оказывается в центре противостояния России, Швеции и Речи Посполитой, которые вели бесконечные войны за контроль над Ливонией. В 1582–1600 гг. город находился во власти поляков, успевших открыть здесь иезуитский коллегиум. Тем не менее, католичество не пользовалось популярностью ни среди немецких жителей города, ни среди завоевавших в 1600 году Дерпт шведов, поэтому коллегиум быстро закрылся, а ему на смену пришёл основанный в 1632 году университет. Впрочем, университет тогда тоже продержался недолго: в 1656 году его пришлось срочно перевозить в Таллин из-за очередной войны с Россией. В Таллине, однако, знания в тот момент не пользовались большим спросом, поэтому университет быстро заглох, был возрождён в Дерпте в 1672 и, наконец, окончательно закрыт (в своём шведском варианте) с началом Северной войны.
После Северной войны Дерпт входит в состав Российской империи, и на протяжении почти ста лет с городом не происходит ничего интересного кроме крупного пожара 1775 года, уничтожившего практически всю средневековую застройку. В 1802 году на волне увлечения просвещённой монархией Александр I возрождает университет, основная задача которого состоит в подготовке квалифицированных кадров для Российской империи. Хотя училось здесь множество русских, преподавали в основном иностранцы, из-за чего университет Тарту стал уникальным центром европейской культуры, а заодно и центром движения за независимость Эстонии. В частности, именно в Тарту был придуман и впервые изготовлен трёхцветный Эстонский флаг. В конце XIX века университет и сам город подверглись русификации – например, было возвращено древнерусское название Юрьев – но эти изменения не имели серьёзных последствий и были упразднены в 1918 году с провозглашением независимости Эстонии.
Тарту сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В Советское время город и университет продолжали развиваться, хотя последний и утратил некоторые вольные студенческие традиции. С восстановлением независимости Эстонии Тарту становится крупнейшим научным центром страны и, наряду с Таллином, её культурным центром.
История
Город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. По его приказу была сооружена почти круглая крепость, которая была обнесена сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 м, с деревянными стенами. На территории крепости, в 1234 году был возведён Георгиевский собор.
С 1212 года Юрьев-Польский — центр удельного княжества, во главе которого встал сын Всеволода Большое Гнездо Святослав. В период его правления в городской крепости основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь.
В 1216 году рядом с городом состоялась знаменитая Липицкая битва.
В 1238, 1382 и 1408 годах город разорялся монголо-татарским нашествием. В 1340 году вошёл в состав великого Московского княжества.
По велению Ивана Грозного был подарен сыну астраханского хана Абдулле Ак-Кубекову.
Во время смуты начала XVII века Юрьев-Польский был сожжён поляками. С середины XVII века начался экономический рост города, которому способствовало его нахождение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой.
В XVII—XVIII веках был заново отстроен ансамбль Михайло-Архангельского монастыря, в котором выделяются расположенная в западной части монастырской ограды надвратная Богословская церковь 1670 года, а также монументальная шатровая колокольня XVII века и Знаменская трапезная церковь.
С 1708 года — в составе Московской губернии (уездный город с 1778 года), с 1796 года — во Владимирской губернии.
11 июля 1919 года государственные учреждения города были разграблены бандой штабс-капитана царской армии Ефима Скородумова (Юшки).
В 1920 году был основан Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.
До 2010 года Юрьев-Польский имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 г. N 418/339 город был этого статуса лишён.
История Юрьева-Польского.
Название города Юрьев-Польский (или Юрьев-Польской) говорит о его основателе и местоположении. Город был назван в честь князя Юрия Долгорукого, в чём удостоверяет нас Никоновская летопись записью под 1152 годом: «Великий князь Юрий Суждальский мнози церкви созда и в своё имя град Юрьев заложи, нарицаемый Польский». Города на Руси ставились обычно на высоком крутом берегу при слиянии двух рек, которые служили оборонным дополнительным укреплением при нападении на город врагов. Город Юрьев заложили на равнине, в поле, хотя и при слиянии рек Колокши и Гзы. Чтобы отличать его от другого города Юрьева (Юрьев-Дерпт-Тарту), основанного ещё Ярославом Мудрым и названного в честь имени основателя (данного ему при крещении), новый Юрьев получил приставку Польский по безлесью и большим полям, окружавшим город. Юрьев-Польский выстроили во время активного строительства новых укреплённых городов-крепостей для отражения набегов кочевников и стал опорным центром Ополья. Крутых берегов и глубоких оврагов вокруг города не было. Единственной природной защитой города стала топь, а от врагов Юрьев защищали крепостные стены. Юрьевская крепость имела круглую форму, была обнесена высоким валом (до семи метров высотой) и деревянными стенами. Вал и стены трижды размыкались, образуя ворота на три дороги: на Владимир, Переяславль-Залесский и Москву. За крепостью стоял посад, жители которого укрывались за крепостными стенами в случае вражеского нападения.
В годы княжения Ивана Калиты Юрьев вошёл в состав Московского княжества, и в 1380 году юрьевцы храбро сражались на поле Куликовом под знамёнами князя Дмитрия Донского. Юрьев Польский часто подвергался опустошительным набегам ордынцев. Новгородская летопись сохранила сведения о набеге на русские земли войка хана Тохтамыша в 1382 году: «Прииде царь татарский Тохтамыш в силе велице на землю русскую, много пустоша земли русские: взял град Москву и пожже Переяславль, Коломны, Володимер и Юрьев». В 1408 году при очередном нашествии золотоордынцев во главе с Едигеем город был вновь сожжён, а многие его жители уведены в полон. С этого времени Юрьев-Польский теряет значение стратегической крепости и торгового города. Он часто отдаётся «в кормление» иноземцам, служащим московским князьям. Владели Юрьевом-Польским литовский князь Свидригайло Ольгердович, казанский хан Абдул-Летиф, астраханский царевич Кайбула.
С середины XVII века в городе начинается торгово-промышленный подъём. Развитию города и росту торговли способствовало его положение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой. Торговля велась главным образом зерном и льном. Из предметов ремесла в столицу везли полотно и юфть.
В Отечественную войну 1812 года Юрьев принял тысячи раненых и дал приют не меньшему числу беженцев. на защиту Отечества из города ушли полторы тысячи ополченцев, которые составили половину 5-го полка Владимирского ополчения. полк возглавил генерал-лейтенант князь Голицын, представитель дворянства Юрьевского уезда. Заслуги юрьевских ополченцев отметил император Александр I, который в феврале 1813 года в письме князю Голицыну изъявил им «особое благоволение и признательность».
В XIX веке Юрьев-Польский, как и ранее, сохранял немалое торговое значение
ещё во времена Петра Великого и его преемников активизация торговли в российских городах заставила власти уделять особое внимание в градостроительных планах торговым площадям и гостиным дворам. Новый Гостиный двор появился и в Юрьеве-Польском, где для каждого вида товаров стоял свой торговый ряд
В базарные дни торговая площадь города заполнялась палатками, шатрами, лотками и телегами крестьян, привозивших сюда свои товары. Роль города как промышленного центра Владимирской губернии особенно возросла во второй половине XIX века, когда через него прошла железная дорога.
Свой герб город получил в начале XIX века: «В верхней части медальона герб губернского Владимира, а в нижней в серебряном поле две золотые корзины, наполненные спелыми вишнями».
Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков
В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.
Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)
Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:
- превосходная белая кладка,
- строгая геометричность форм,
- творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
- влияние светских вкусов на церковные здания.
Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.
Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность
Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы
Научный центр АХХАА (AHHAA)
АХХАА — крупнейший научно-учебный центр в Эстонии и всей Прибалтике, находится именно в Тарту — городе университетов и студентов. Изначально АХХАА располагался в Таллине, но в 2011 году центр перенесли в Тарту, оставив в Таллине филиал, который закрыли в 2013 году.
Если у вас есть свободный день в Тарту, то обязательно посетите научный центр АХХАА. Несколько научных экспонатов можно посмотреть и без входного билета. На входе установлена наглядная система рычагов и дети без особого труда поднимают легковой автомобиль.
Тут же стоит зарядка для электромобилей.
Внутри у гардероба можно посмотреть на модель черной дыры и даже опробовать её в действии с помощью монетки.
Стол великана.
Необычные лавочки с тулья.
Видение князя Юрия
У Юрьевца давняя и славная история. Он основан на месте слияния трёх рек: Волги, Унжи и Немды. По самой распространенной версии, город основал владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодич и назвал по своему имени (другое название — Георгиевск). По легенде, великий князь владимирский Юрий Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, возвращаясь от племянников своих, сыновей покойного брата Константина, остановился отдохнуть в устье реки Унжи, левого притока Волги. Во время сна почудилось ему видение: на противоположном берегу среди непроходимой чащи стоит гора, а на ней — икона угодника Георгия Победоносца, перед которой горит свеча. Проснувшись, князь повелел идти вниз по Волге и, подойдя к заводи, именуемой и сейчас Юрьевой, стал внимательно смотреть на другой берег. Вдруг увидел, как с горы сквозь чащу леса пробивается луч света, похожий на сияющую звезду. Князь с боярином Василием по прозвищу Скороумный и со свитой переправился на правый берег Волги. Там, в лесу, на крутой горе, он якобы и обрёл чудотворную икону из своего сна. В память об этом гору назвали Георгиевской. Икону же, согласно летописи, писаную на доске шаровыми очертаниями, позже перенесли в московский Успенский собор.
Другая легенда гласит, что икона была высечена на камне. На месте обретения иконы князь повелел соорудить деревянный город. Назвал он его по своему имени Георгиевском или Юрьевом-Повольским (Поволжским).
Вид на ЮрьевецФото: slushano.ru
По второй версии, город основан князем Юрием в 1150 году. В «Избранных произведениях» В. Н. Татищева, где впервые опубликованы его записи при подготовке «Истории Российской», утверждается, что «городец на Волге в Белой Руси оной також Юрьев именован, построен Юрьем или Георгием II в 1150 году, ныне называется Юрьев Повольский, или Юрьевец, что в провинции Нижегородской на правом берегу реки выше Болохны 90 и ниже Кинешмы 60 вёрст».
Первая юрьевецкая крепость стояла на Георгиевской горе и была деревянной. На земляных валах, окруженных рвами, стояли высокие стены. До наших дней крепость не сохранилась: её разобрали для строительства защитной дамбы на берегу Волги. Сейчас в Юрьевце сохранились валы и рвы его последней крепости – Белый город.
Наука
Тарту на протяжении нескольких веков был интеллектуальным центром Эстонии и стран Балтии. Среди ученых из Тарту — пионер эмбриологии Карл Эрнст фон Бэр , пионер исследований поведения животных Якоб фон Юкскюль и теоретик культуры и семиотик Юрий Лотман . Иоганн Фридрих фон Эшшольц , балтийский немец, врач, естествоиспытатель и энтомолог, родился в Тарту. Он был одним из первых исследователей Тихоокеанского региона, сделав значительные коллекции флоры и фауны Аляски, Калифорнии и Гавайев. Лауреат Нобелевской премии по химии Вильгельм Оствальд учился и работал в Тарту. Тарту Школа является одним из ведущих научных школ в семиотике .
Основание Ярославля
Если судить по дате первого упоминания в летописи, Ярославль — древнейший из существующих городов на Волге. Он был заложен в период ростовского княжения Ярослава Мудрого (988—1010) на мысе над Стрелкой на месте или около языческого поселения Медвежий Угол. На естественно защищённом с трёх сторон участке построили Ярославский кремль.
Существует легенда, согласно которой Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов и во время одной из стоянок на него напал медведь, которого князь с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль.wikipedia
Памятный знак на легендарном месте основания ЯрославляНадпись: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль»
Структура
Академическая структура университета состоит из институтов и колледжей четырех факультетов ( valdkond ).
В основном университет находится в Тарту, но также работает в Нарве , Пярну , Таллинне и Вильянди . Нарвский и Пярнуский колледжи входят в состав факультета социальных наук, Вильяндиская академия культуры входит в состав факультета искусств и гуманитарных наук. В столице Эстонии расположены Таллиннский офис юридической школы, Таллиннское представительство Тартуского университета и Эстонский морской институт.
Факультет искусств и гуманитарных наук | Факультет социальных наук | Факультет медицины | Факультет науки и технологий |
---|---|---|---|
Школа теологии и религиоведения | Юридический факультет | Институт биомедицины и трансляционной медицины | Эстонский морской институт |
Институт истории и археологии | Школа экономики и делового администрирования | Институт семейной медицины и общественного здоровья | Институт Физики |
Институт эстонского и общего языкознания | Институт социальных исследований | Институт Фармации | Институт химии |
Институт философии и семиотики | Институт Образования | Институт клинической медицины | Институт молекулярной и клеточной биологии |
Институт культурных исследований и искусств | Институт Психологии | Институт стоматологии | Технологический Институт |
Колледж иностранных языков и культур |
Институт политических исследований Йохана Скайтта |
Институт спортивных наук и физиотерапии | Институт экологии и наук о Земле |
Вильяндиская академия культуры | Нарвский колледж | Институт компьютерных наук | |
Пярнуский колледж | Институт математики и статистики | ||
Тартуская обсерватория |
Исчезнувший город Мстиславль
Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Городище
В 11 километрах к северу от Юрьев-Польского, на правобережной стороне реки Гза, лежат руины овального городища площадью 19 тысяч квадратных метров. Они принадлежат уничтоженному древнерусскому городу Мстиславль, существовавшему примерно с X по XIV вв. Представляют собой кольцо и земляной вал, окруженный 5-метровыми рвами.
Предполагается, что в Мстиславле были срубные однорядные стены, достигавшие 3 метров в высоту до заборол, а вместе с заборолами — до 5 метров. Въезд в городище осуществлялся с северной стороны.
Запись в летописи, сделанная в 1135 году, является первым упоминанием о городище. Во время Золотой Орды и Монголо-татарского ига, в XIII веке, поселение было разорено. Окончательно стерт с лица земли город был во время советской власти, когда на территории Мстиславля была разрушена церковь Рождества Христова. Сейчас из зданий здесь можно увидеть только ветхую четырехъярусную колокольню, возвышающуюся над лугами.