Рейтинг стран мира по индексу демократии 2020

Оглавление

Формы и типы демократии

Заметим, что демократический режим страны теоретически может существовать в одной из двух форм: прямой и представительской. Если говорить об истории государственных формаций, то раньше всего появилась именно первая разновидность. Суть ее состояла в том, что народ сам, не доверяя это дело посредникам, осуществлял выборные и управленческие функции. Это те самые Афины и Новгород, о которых мы говорили в самом начале статьи.

Впрочем, такая демократия является устаревшей, так как она существовала в самом начале зарождения данной общественно-политической формации. В управлении тем же городом могло участвовать максимум пять-шесть тысяч человек. Все они могли собраться на подходящем по размеру поле и решить насущные вопросы методом прямого, открытого голосования.

Конечно же, современный демократический режим (черты которого мы уже описали) в такой форме существовать никак не может. Начать хотя бы с того, что даже в маленькой стране вполне может проживать несколько миллионов человек. Таким образом, вся современная демократия является представительской, когда между народом и властью стоят посредники в виде надзирающих, контролирующих органов.

Прямая форма «власти» может существовать только в пределах какого-то предприятия, фирмы или общественной формации, когда ее члены решают насущные вопросы путем открытого голосования.

Преимущества представительной демократии

В представительной демократии власть осуществляется представителями населения — депутатами и другими выборными органами исполнительных и судебных структур, основным призванием которых является выражение интересов различных классов, социальных категорий, слоев общества, политических партий и общественных организаций.

Сильной стороной представительной демократии считается широкий спектр возможностей для поиска и реализации эффективных решений. Данные условия формируются с помощью участия в процессе профессионалов, компетентных лиц, а также благодаря более рациональной организации политической системы.

Высокая компетенция лиц, принимающих государственные решения

Конкурентоспособность представительной демократии объясняется вопросом ответственности за решения, которую население в большинстве граждан не хочет возлагать на себя. Для того чтобы принять публично-властное решение необходимо ясно понимать задачи, действовать решительно, выражать политическую волю и принимать конкретную личную ответственность за результат действий.

Подобными качествами обладают профессиональные специалисты, которые имеют соответствующую квалификацию и опыт. Лица с высокой компетенцией, принимающие государственные решения во вверенной им гражданами зоне ответственности, демонстрируют более эффективные результаты.

Оперативная и эффективная политическая деятельность

Представительная демократия обеспечивает свободу общественного строя и высокую эффективность в решении общественных задач, благодаря чему государство приобретает политическую стабильность и порядок.

Оперативность и эффективность политической деятельности заключается в следующем:

  • рациональная организация политической системы;
  • четкое разделение труда;
  • высокая степень ответственности и компетенции лиц, которые принимают решения.

Условиями для достижения высокой эффективности государственной деятельности в режиме представительной демократии являются:

  • согласие граждан по ключевым вопросам совместного проживания в стране;
  • демократические принципы признаны подавляющим большинством населения;
  • преобладает индивидуалистическое сознание, при котором приоритет отдается ценности личности по отношению к коллективу;
  • нравственная готовность граждан идти на компромисс, уважать ограничения и соблюдать дисциплину.

Признаки демократии

Каждый из политических режимов обладает признаками, отличительными чертами, которые и являются их сущностью. Демократическая форма правления не исключение. У нее есть несколько признаков, которые выделяют ее на фоне остальных способов управления и которые определяют, что такое демократия.

  • Само слово означает власть народа. Именно народ при ней является главным и единственным источником власти.
  • Народ выбирает представителей власти – депутатов. Общество делает это только одним способом – честные, открытые, свободные выборы.
  • Власть не выбирается один раз и навсегда: отличительной особенностью демократии является то, что депутаты избираются на определенный и не очень долгий срок, по истечение которого выборы будут происходить заново.
  • Равенство прав любого человека – очередная особенность этого режима. У каждой личности есть права, которые она может отстаивать при помощи независимых механизмов – судов.
  • Все государственное устройство, весь государственный аппарат не сосредоточен у узкой группы лиц – он разделен на ветви власти: законодательную, судебную и исполнительную.
  • Если при тоталитаризме оппозиция всяческими способами пресекалась и уничтожалась, то демократия в этом вопросе отличается кардинально – оппозиция ведет свободную деятельность, высказывает свое недовольство, организует шествия, политические демонстрации, митинги и прочие формы выражения протеста и несогласия.
  • Независимые от государства средства массовой информации, которые свободно рассказывают о том, что происходит в стране – основа демократического устройства.

Вся сущность демократии заключается во власти народа – голосованиях, референдумах, демонстрациях, на которых общество выражает свои требования, предпочтения, несогласие и так далее.

Важно! Демократизм не гарантирует права и свободы абсолютно всем гражданам. Например, человек, который нарушил какой-либо закон, должен будет понести наказание в виде ограничения этих самых прав и свобод.

Похожие термины:

  • политическая научная категория, характеризующая систему общественных отношений в сфере производства, распределения и обмена, при которой обеспечивается реальное участие всех занятых в народном

  • две основные формы народовластия, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через сформированные им орга

  • основа организации управления в колхозах, один из важнейших принципов колхозного строительства. К. Д. служит важнейшим средством вовлечения крестьянских масс в управление социалистическим хозяй

  • в марксистской литературе — обозначение политической системы, утвердившейся в ряде стран Европы и Азии в 40-х гг. XX в. при поддержке СССР. Н.д. считалась промежуточной стадией при переходе от «буржуаз

  • форма осуществления народовластия путем прямого участия граждан в решении важнейших государственных и местных вопросов (референдумы, сходы и т.п.).

  • см. Демократия.

  • понятие, используемое политологами, социологами, специалистами в области конституционного права, означающее такой характер демократии в обществе и государстве, когда важнейшие вопросы жизни общ

  • система форм и средств, обеспечивающих участие работников в управлении производственной единицей (заводом, фабрикой, цехом и т. д.). В частности, создание и избрание совета трудового коллектива, ко

  • новый, высший тип демократии (см.), установленный в результате перехода государственного руководства обществом в руки рабочего класса и означающий подлинное полновластие трудящегося народа, дейс

  • предполагает два основных понимания. Во-первых, ее суть состоит в признании и поддержании политических и общественных сил в соответствии с их лояльностью относительно официальной государственно

  • совокупность основополагающих норм и принципов, традиционно присущих профсоюзам и закрепленных в их уставах. Демократические принципы и нормы призваны обеспечить власть членов профсоюзов в дея

  • (Л. Г. Морган) — термин, служащий для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков коллективизма и участия народа в управлении общественными делами на стадии разложения первобытнооб

  • государство народа, для народа и посредством народа, т.е. прежде всего народная власть, выражающая интересы народа, а не какого-либо класса.

  • процесс утверждения, углубления, расширения демократических начал в жизни общества или отдельных его сферах, звеньях, отношениях, институтах. Исходное понятие «демократия» (гр. demos — народ + kratos — вл

  • один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, справедливости, ответственности сторон в общественных о

  • данный принцип выражается в признании осужденного субъектом права. Данный принцип, выражаетйся в демократической сущности процессов исправительного воздействия на осужденных, широком участии в

  • новый тип международных соглашений, оформляющих и закрепляющих международное сотрудничество Советского Союза со странами народной демократии и направленных на всемерное укрепление мира и безо

  • отрасль права, регулирующая в этих странах имущественные отношения граждан и организаций в условиях переходного от капитализма к социализму периода. Гражданское право европейских стран народно

  • отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения в европейских странах народной демократии. Страны народной демократии Европы, ставшие на путь строительства социализма (см. Народно-демокра

  • это разновидность политической коррупции, которая проявляется в финансировании транснациональными корпорациями политических партий и политических деятелей для лоббирования их интересов в орг

Что такое правовое государство?

Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.

Для этой концепции характерно признание верховенства права над властью. При этом признаются:

1) приоритет личности и общества над государством;2) реальность прав и свобод каждого гражданина;3) взаимная ответственность государства и личности;4) независимость и авторитет суда;5) связанность власти правом.

Примеры недостатков демократии в странах мира

Многие государства руководствуются демократическими принципами для построения политических систем. К их числу можно отнести Францию, США, Швецию, Бельгию, Финляндию, Нидерланды, Австрию, Австралию, Канады и другие страны.

При демократии индивидуальные свободы сочетаются с законностью. К примеру, в Германии демократические институты и процедуры используются ограниченно, а на практике нередко применяются авторитарные приемы и методы. Во всех государствах, построенных на основе гражданских свобод, проводятся выборы, население в той или иной форме вовлечено в систему управления страной.

Демократические практики отличаются и приобретают разные формы, в которых кроме достоинств можно наблюдать и проявления недостатков демократии:

  • Во Франции существует демократическая система, но для того чтобы признать подсудимого невиновным, необходимо доказать данный факт самостоятельно, с помощью адвоката или прокурора.
  • В Таиланде суд вынес приговор о десятилетнем тюремном заключении для редактора журнала, который опубликовал статью о короле.
  • В Израиле происходит ранжирование политических партий.
  • В Российской Федерации существует традиция со времен Ивана Грозного, согласно которой на органы судебной системы может быть оказано влияние.
  • В США, где активно пропагандируются свободы общества, в течение 200 лет эксплуатировался рабский труд на законной основе.
  • Исходя из официальных данных мирового «Индекса цензуры», десятки журналистов в Белоруссии отбывают наказание за свободу слова в тюрьмах страны. Подобные ситуации наблюдаются в таких государствах, как Азербайджан, Мьянма, Бахрейн.

[править] Источники

  1. Евгений Беляков «Новые» революции (planetologija2005.narod.ru)

Политика и государство

Научные дисциплины и теории Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора 
Общие принципы и понятия Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Государственный суверенитет • Конституция • Круговорот конституций 
государства по политической
силе и влиянию
Великая держава • Империя • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава 
Виды политики Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика 
Форма государственного устройства Конфедерация • Унитарное государство • Федерация 
Социально-политические
институты и ветви власти
Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть • Пятая власть 
Государственный аппарат
и органы власти
Глава государства • Парламент • Правительство • Президент 
Политический режим Автократия • Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм 
Форма государственного правления
и политическая система
Абсолютизм • Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Премьер-президентская республика • Республика • Самодержавие • Социалистическая республика • Теократия • Тимократия • Этнократия 
Политическая философия,идеология и доктрина Анархизм • Европоцентризм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Национал-социализм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм • Франкизм 
Избирательная система Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная 
Политологи и
политические мыслители
Платон • Аристотель • Никколо Макиавелли • Монтескье • Жан-Жак Руссо • Бенито Муссолини •Томас Гоббс • Джон Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер 
Учебники и известные
труды о политике
«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги» 
Прочие политические теории Антинародное правительство • Делократия • Диктатура буржуазии • Диктатура меньшинства • Информационная теория демократии • Ответственность власти (безответственность власти) • Революционная ситуация • Самобалансируемая демократия • У вас есть две коровы • Цветная революция • Четвёртая политическая теория • Шоу-политика
КатегорияПорталПроект

Источники прав, их характеристика

Именно эта «троица» обеспечивает свободную и неприкосновенную жизнь, которую гарантирует демократический режим

Очень важно отметить то обстоятельство, что каждый гражданин может и должен обладать такими ресурсами, которые бы позволяли ему вести достойную жизнь. Каждый человек может жить в своем доме, на свободной земле, рожать, выращивать и воспитывать своих детей, прививая в них стремление к тем же нравственным идеалам и политическим устремлениям (гражданин может предпочитать тоталитарный, авторитарный, демократический режим)

Источник всех этих прав – не государство, не общество, даже не власть, а сама суть, сама природа. Из этого следует, что все эти права не только не могут быть попраны или ограничены, но они вообще должны изыматься из общегосударственных норм. Кроме того, личность имеет ряд прочих свобод и привилегий, которые обязаны быть ее неотъемлемой частью.

Нужно только понимать, что в любом правовом государстве существует некая грань (четко очерченная законодательством), через которую гражданин не может переступить. Это относится и к политическим взглядам: человек может говорить о каких-то достоинствах или недостатках любого политического режима, но он не должен и не имеет права призывать к свержению существующей власти в его пользу.

Кроме того, нужно помнить (это делают далеко не все общественно-политические деятели), что каждый человек имеет право на обоснованную корректную критику других людей (в рамках закона). Но и тот же каждый, в свою очередь, должен понимать, что столь же обоснованной критике его могут подвергнуть все остальные граждане, и ничего преступного в этом нет.

Демократия и диктатура

Как уже упоминалось, для всех демократических систем основной является идея верховенства воли народа того или иного государства. Являясь единственным безусловным носителем суверенитета, народ поручает управление государством специально избранным органам власти в соответствии с определенными условиями, зафиксированными в конституции.

Для диктаторских систем характерно господство элитарных идеологий, согласно которым суверенитет принадлежит лишь представителям некоторых сословий, национальностей, рас или классов. Политические системы подобного рода характеризуются такими режимами, как абсолютная монархия или различного рода диктатуры: партии, класса, военной хунты или личной власти диктатора. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

При демократической форме правления формирование государственной администрации происходит за счет представителей партии или партийной коалиции, которая пользуется наибольшей поддержкой граждан. Остальные партии являются оппозицией и изо всех сил стремятся заручиться народной поддержкой, чтобы победить на следующих выборах и получить власть в государстве. Для сохранения своих позиций действующая власть вынуждена оперативно реагировать на критику, прислушиваться к народу и корректировать при необходимости политический курс государства. Благодаря такому положению дел становится практически невозможным «накопление несправедливости» в политико-правовой системе, которая постоянно изменяется и совершенствуется.

Для диктаторских режимов, в которых власть опирается не на волю народа, а на аппарат принуждения, характерно иное политико-правовое развитие. В данном случае субъекты политической жизни существуют в таких условиях, что они вынуждены беспрекословно соглашаться со всеми несправедливостями, поскольку малейшее проявление недовольства грозит суровыми санкциями. Собственно, у них и нет никакой возможности заявить о несогласии с политическим курсом действующей власти, потому что в условиях диктатуры, как правило, официально запрещены все политические партии, кроме правящей, а средства массовой информации жестоко контролируются. 

В таких условиях корректировка политического курса возможна только самими представителями господствующей элиты. Однако для этого необходимо, чтобы они заметили растущее напряжение и пожелали совершить предупредительные действия, чтобы избежать народных волнений. Если же политические коррекции не принимаются, то накапливающаяся несправедливость оборачивается такой ситуацией, когда вред от следования режиму превышает кару за неповиновение. Начинается силовое противостояние диктатуре, которое, как правило, выливается в гражданскую войну и приводит к краху режима.

Таким образом, демократический режим, хоть и кажется мягким и либеральным, но на деле способен к постоянной эволюции, а также проявлению гибкости, которая обеспечивает устойчивость и долговечность политической системы. Диктаторский режим, наоборот, хоть и кажется твердой, устойчивой структурой, в действительности лишен какого-либо эволюционного потенциала, не способен изменяться в соответствии с требованиями времени, и потому зачастую оказывается недолговечным.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Основные принципы социал-демократии

В основе каждого политического движения стоят декларируемые им ценности – вся теория и практика выстраиваются таким образом, чтобы лучше всего их реализовать. Как отмечает учебник «Основы социальной демократии»: «Социальная демократия на нормативном уровне ориентируется на базовые ценности и основные права и свободы человека… В настоящее время мы говорим, как правило, о трёх базовых ценностях: свободе, равенстве/справедливости и солидарности». Вопрос свободы и толерантности мы рассматривали в соответствующей статье, где поясняли, что свобода не означает возможность делать всё, что угодно – она ограничена законами. Вопрос равенства и справедливости мы рассмотрели здесь. Опираясь на различных авторов, солидарность можно кратко определить следующим образом:

  • Коллективное взаимное чувство ответственности, которое обусловлено общими интересами;
  • Находит своё выражение в поведении, служащем благу сообщества и иногда не отвечающем собственной краткосрочной выгоде;
  • Выходит за рамки формального притязания на взаимную справедливость.

Наш журнал расширяет и конкретизирует список ценностей: мы приводим его в статье о прогрессивных ценностях – они и являются основой прогрессивной социал-демократии. На наш взгляд, они позволяют более полно прорабатывать стратегию современной политики социал-демократов.

В экономическом плане эсдеки выступают за смешанную экономику (другой термин – «скоординированная рыночная экономика»), социальное государство, прогрессивный налог, развитие обрабатывающей и/или инновационной промышленности. Прогрессивные социал-демократы лишь дополняют эти требования расширением принципов прогрессивного налогообложения и социального государства, а также добавляют некоторые другие штрихи – общую картину такой экономики мы обрисовали здесь.

Социал-демократы поддерживают светское государство, борьбу с расизмом и ксенофобией, гендерное равноправие. В вопросе получения рычагов для введения всех этих преобразований эсдеки выбирают демократический приход ко власти, а в условиях авторитарного государства – работу над созданием немонолитности и сотрудничество с демократическими движениями в рамках широкой коалиции (в условиях авторитарного правительства не исключена и революционная смена власти, при отсутствии у режима способности идти на компромисс).

Вместе с тем одна из сильных сторон социал-демократии – отсутствие догматизма и способность меняться, адекватно отвечая на современные вызовы. Авторы «Основ социальной демократии» отмечают:

Исландия (9,5)

В Исландии в результате референдума жителей страны после кризиса 2008 года было запрещено тратить средства государственного бюджета на покрытие долгов частных банков. Мало того, была даже принята новая конституция во избежание повторений подобных ситуаций. Это можно считать ярчайшим проявлением демократии.
Исландия стала первой страной, пострадавшей от финансового кризиса 2008 года. Долги местных банков выросли до 40 млрд евро (в 9 раз больше ВВП страны). Но рядовые исландцы не захотели покрывать долги банков. Через несколько месяцев после крупнейшего в истории страны обрушения банков исландцы вышли на улицы, протестуя против ставших причиной кризиса банкиров и способствовавших его усилению политиков. Пока в США шла инаугурация Обамы, исландский народ сверг собственное правительство и потребовал проведение референдума по государственному долгу. Новое правительство встало на путь протекционистской политики, что стало следствием действия прямой демократии.

Дания (9,20)

Как и прочие скандинавы, современные датчане настроены либерально, и это мировоззрение отражается в социальном и политическом устройстве этой страны. В послевоенной Дании действует соглашение, позволяющее ей хранить свои достижения, оставаясь в русле требований, предъявляемых к современному демократическому государству. В Дании произошло слияние демократии, монархии и рыночной экономики на фоне действия мощных систем социального обеспечения, являющихся одними из сильнейших в мире.
Дания является конституционной монархией с королём или королевой в качестве главы государства, а фолкетинг (парламент) формирует правительство страны. Правительство может быть сформировано меньшинством парламента, поэтому в этих условиях ему приходится ловко маневрировать между интересами разных политических сил. Если парламент выразит недоверие правительству, то оно должно либо уйти в отставку, либо назначить новые парламентские выборы.

Признаки современных демократических государств

  1. Современная демократия существует в форме представительской. Взаимодействие народа с государственным управлением происходит в форме делегирования полномочий избранным представителям (депутатам, конгрессменам), которые выражают его интересы и принимают решения от его имени.
  2. Демократия распространяется на сложные и неограниченные по размеру национальные или многонациональные государства.
  3. Признание множества интересов и возможность возникновения конфликтов как норм общественной жизни.
  4. Политический плюрализм и соединение права большинства на принятие решения с защитой права меньшинства и отдельного индивида на собственную позицию.
  5. Признание автономности личности и защита ее персональных прав.
  6. Ограничение власти в отношении ее вмешательства в деятельность гражданского общества, религиозных организаций, экономики.
  7. Развитость профсоюзов, общественных организаций и объединений, независимых от государства.
  8. Высокий уровень самоуправления, особенно местного.

Современная демократия отличается рядом принципов:

  • право свободно формировать политические партии и право партий бороться за власть во всей полноте, а не только частично;
  • признание народа высшим легитимным суверенным источником власти;
  • гуманизм – высокий уровень развития прав и свобод человека;
  • действенность обеспечения этих прав и свобод;
  • господство в стране законности и развитость системы законодательства;
  • выборность основных органов государства;
  • равноправие граждан и прежде всего равенство их избирательных прав;
  • подчинение меньшинства большинству при принятии решений;
  • граждане имеют не только права, но и несут ответственность за свой выбор;
  • многопартийность и существование альтернативности (в политике, культуре).

Недостатки современной демократии

Многие исследователи (Мюллер Я., Бреннан Дж., В. Браун) указывают на кризис или даже неминуемый крах современных демократий. Среди недостатков они указывают:

  1. Непрозрачность рынка. Оценка людей на основании их положения на рынке. Развитие класса прокариата – неуверенных в завтрашнем дне людей.
  2. Имитация выбора гражданами – выбор без выбора (все кандидаты одинаковы), популизм и радикализация массовых движений.
  3. Влиятельные эксперты и интеллектуалы пребывают на службе у либеральной экономической элиты. Ослабление профессиональности экспертизы («кухонная аналитика», «диванные эксперты»).
  4. Разочарованность масс в собственной влиятельности, углубление гражданской и политической пассивности.
  5. Манипуляция общественным мнением путем контроля СМИ со стороны крупных рыночных игроков. Унификация общественной сферы (необъективность СМИ, искусственное создание общественных конфликтов, замалчивание, формирование повестки дня).
  6. Усовершенствование техник пропаганды, отсутствие объективного мнения и блокирование естественной оценки здравомыслящих людей.
  7. Злоупотребление законом, монополия на насилие со стороны правительства в угоду собственным интересам (политическим, материальным), нередко – проявление неравенства.

Примечание

Одной из задач современных СМИ является не объективное освещение событий, но стремление породить неопределенность, страх, создать лишь иллюзию информированности.

Что такое недемократическое правительство

Недемократическое правительство — это правительство, которое не следует демократии. Недемократическим правительством может быть монархия, олигархия, аристократия, анархия, феодализм, теократия или любая другая форма управления. Давайте кратко рассмотрим некоторые из этих форм управления, чтобы понять особенности недемократического правительства.

монархия — государство, в котором абсолютная власть фактически или номинально находится в монархе (суверенный глава государства, обычно король, королева или император)

Олигархия — государство, в котором абсолютная власть принадлежит небольшой группе людей

аристократия — государство, в котором абсолютная власть принадлежит привилегированной группе

теократия — государство, в котором абсолютная власть принадлежит религиозным властям

Неравенство является основной характеристикой недемократического правительства. Простые люди не имеют равных прав с привилегированными правителями. Люди контролируются правительством, и люди не имеют права голоса при формировании правительства.

Ниже приведены некоторые основные черты недемократического правительства.

  • Люди не могут выбирать или менять лидеров.
  • У людей нет основных прав человека. Например, им не разрешается критиковать, протестовать или создавать противоборствующие стороны.
  • Все люди не равны.

    Власть лежит на правительстве или лидерах

Определения термина «демократия»

На сегодняшний день юридическая наука и политология дают несколько определений понятию «демократия»:

1. Особая форма организации государства, при которой власть принадлежит всем ее гражданам, которые пользуются равными правами на управление.

2. Устройство какой-либо структуры. Оно основывается на принципах равенства ее членов, периодичной избирательности органов управления и принятия решений большинством голосов.

3. Социальное движение с целью утверждения в жизни идеалов демократии.

4. Мировоззрение, основанное на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и национальных меньшинств.

Демократическое государство является олицетворением власти народа. При этом граждане имеют равные права на управление, а правительство действует в их интересах.

Концепции демократии: кто и как правит?

Идея демократии зародилась еще в античности. Свидетельствует об этом и древнегреческий перевод слова — власть народа. Конечно, античное понятие демократии очень сильно отличалось от того, которым мы пользуемся сейчас. В истории существовало еще несколько вариантов понимания этого термина. Одно из них было предложено в Раннее Новое время английскими философами Томасом Гоббсом и Джоном Локком. Это так называемая либеральная концепция демократии.

С этой точки зрения каждый человек в обществе должен быть самостоятельным, интересы общества должны полностью подчиняться его интересам. Вероятно, такая концепция была справедлива для XVII века, однако сегодня ее реализация в полной мере вряд ли возможна.

Вторая концепция демократии, которая существовала в Новое время, — это коллективистская концепция Жан-Жака Руссо. Одним из ее сторонников был известный философ Карл Маркс. В данной концепции демократия, наоборот, должна реализовывать задачи всего общества, а интересы человека в значительной степени должны быть подчинены интересам общественным. Третья концепция — плюралистическая. В соответствии с ней, интересы общества, безусловно, важны, но гораздо важнее интересы социальных групп. Ну и, наконец, последняя концепция демократии — элитарная.

В данном случае демократия представляет собой соперничество не отдельных людей, не социальных групп, а политических элит. Считается, что наиболее ярко эта концепция проявляется в Соединенных Штатах Америки. Действительно, на протяжении уже нескольких веков в США между собой соперничают две политические партии:

Демократическая и Республиканская. Формально никто не запрещает гражданам Америки создавать другие политические партии (и они, конечно, есть), но все равно на каждых президентских и парламентских выборах граждане выбирают только между двумя партиями.

«За Любу!», «За Веру!»

После выполнения задания, 1944 — Аркадий Шайхет/Частное собрание

Девушки-летчицы летали на маленьких тихоходных бипланах По-2. Их называли «кукурузниками» или «этажерками». На них до войны обучались летчики. Открытая кабина с плексигласовым козырьком не могла защитить экипаж не только от пуль, но даже от сильного ветра. Радиосвязи не было, скорость самолета всего 120 км/час, высота – 3 км.  Единственное вооружение – пистолеты ТТ. Пулеметы на этих самолетах появились только в 1944-м году.

Бомбового отсека не было, и бомбы подвешивались прямо под брюхо самолёта. Много бомб По-2 поднять не мог, но зато они попадали в цель с исключительной точностью. Мелкие бомбы штурманы возили у себя на коленях и сбрасывали руками через борт самолета. Девушки летали ночью, делая до десяти вылетов. Пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы. Перевозили летчицы и грузы для партизан: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, почту.

Летчицы 46-го женского авиационного Таманского полка, 1942 — Евгений Халдей/МАММ/МДФ

Немцы называли ПО-2 «рус фанер» из-за деревянного каркаса, обшитого фанерой. За каждый сбитый самолет немецкий летчик получал высшую награду – «железный крест».

На бомбах летчицы писали «За Родину!», но после первых погибших подруг появились надписи: «За Любу!», «За Веру!»