Микалоюс чюрлёнис: жизнь и творчество художника

Оглавление

Приближение

Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 года, в маленьком литовском городке Варене. Его отец служил органистом в церкви, а мать работала прислугой в богатой графской семье. Кастукас, так родные звали будущего художника, был старшим ребёнком. Кроме него, в большой и дружной семье росли четверо сыновей и четыре дочери. Младшие дети потом всю жизнь вспоминали об отеческой заботе и любви старшего брата. Мать семейства прививала детям любовь к искусству. Она была неплохо образована, хорошо владела немецким, польским и литовским языками, прекрасно пела и обладала редким даром рассказчицы.

Родители Константинаса

Детство Кастукас провёл в Друскининкае, тихом курортном городке на юге Литвы. Интересно, что «друска» в переводе с литовского означает «соль». Чюрлёнис и явит себя такой солью родной земли – самым известным литовским художником и композитором. А Друскининкай так и останется для него любимым уголком на Земле. Каждое лето он будет мчаться сюда, отдыхать от суеты городов под родным небом и черпать вдохновение, наслаждаясь любимыми просторами.

Некоторая детскость, взгляд на мир глазами ребенка, пройдёт лейтмотивом через всю творческую жизнь мастера. Воспоминания из счастливого детства внесут в его грустные и серьёзные картины мощный элемент созидающего света и раскрасят философские поиски брызгами простоты.

Музицировать на пианино Чюрлёнис начал под руководством отца, в шесть лет. Отец сразу заметил склонности мальчика к музыке и умело направлял его, давая первые уроки. Для небогатой семьи покупка нот – дорогое удовольствие, ведь за ними нужно было ехать в большой город. Но семья шла на такие траты – образование детей и раскрытие у них свободного творческого духа, являлось главной задачей семейного воспитания.

Некоторое время с Кастукасом фортепианной игрой занималась одна соседка, гувернантка в богатой семье. Но однотонные занятия быстро наскучили мальчику, и он заявил, что ему гораздо интереснее сочинять музыку, а не разучивать чужие пьесы. Уже тогда маленький Чюрлёнис любил подолгу импровизировать. Он погружался в пространство музыки, реальный мир отступал и растворялся, а на его место приходило нечто неведомое – истина, проявленная звуками.

Ноты маленький композитор записывать не успевал, не хотел отвлекаться от счастья, боялся спугнуть радость. Такое отношение останется у него на всю жизнь – никогда мастер не будет давать рутине мешать творческому порыву и отнимать время жизни.

«Тишина» 1907

Возношение

Осенью Чюрлёнис снова уехал в Петербург. Он вёз с собой новые картины и новые надежды. Это была его последняя отчаянная попытка обрести признание. Начались новые лишения, разочарования и бессонные ночи. Постоянное нервное напряжение выматывало душу мастера. Он становился более замкнутым, очень много курил и начал работать ночами.

Тем временем коварная болезнь уже готовилась обрушиться на трепетного и беззащитного человека. Она искала лазейки и быстро нашла слабое место в его душе – Чюрлёниса раздирала дилемма между экстатическим, огненным творчеством, в котором он сжигал себя без остатка, и колоссальной ответственностью перед молодой женой и будущим ребенком. Это противоречие было страшным испытанием и оказалось роковым в жизни мастера.

Кроме того Чюрлёнис обладал обнаженным и предельно честным восприятие мира. Он рассматривал окружающую его действительность глубже и серьёзнее, чем обычные люди. Социальное неравенство, обречённость и бесконечная нужда большинства людей ранили и травмировали душу впечатлительного гения. Он мечтал об ослепительном и прекрасном мире счастливых людей, созданных для творческих переживаний и духовных взлётов. Но реальность была не такой. Он видел вокруг себя лишь бесчисленное количество несчастных существ, занятых вечным поиском денег на пропитание и погруженных в кошмар бытовой суеты.

Его душевное равновесие постепенно смещалось в сторону хаоса, а творчество становилось всё более одержимым. Целыми ночами он работал над новыми проектами, но что-то конкретное не выходило из-под его кисти. Мастера накрыло дионисийское мельтешение образов – народные узоры в его эскизах бурно переплетались с нотами, краски смешивались с длительностью, а цвета с размерами. Случайные свидетели видели, как Чюрлёнис вычерчивал вензеля, кружочки и другие витиеватые знаки на предметах домашней обстановки. Вся реальность превратилась для него в полотно. Тень хаоса неумолимо сгущалась.

«Жертвенный алтарь» 1909
«Сказка королей» 1909

В начале 1910 года София забрала несчастного мужа из столицы и отвезла в родительский дом, в Друскинскай. После небольшого улучшения, болезнь обрушилась снова, уже с большей силой. Начались долгие мытарства художника по санаториям, клиникам и лечебницам. В некоторых заведениях ему запрещали рисовать, но это не помогало. От бессмысленного времяпровождения расстройство только усугублялось. Не спасло и рождение дочери. Оно прошло для Чюрлёниса практически незамеченным.

Но в это же время, пока мастер боролся с недугом, его картины начали своё триумфальное шествие. Выставки следовали одна за другой, в Москве, в Санкт-Петербурге и Вильнюсе. Имя Чюрлёниса постепенно стало популярным в широких художественных кругах, а его самого заочно приняли в общество «Мир искусства». Признание творчества пришло, но с небольшим опозданием.

Начало 1911 года Чюрлёнис провёл в клинике для душевнобольных. К концу зимы его состояние ухудшилось. Несчастный художник дожил до весны – это было его любимое время года, дающее силы и побуждающее к творчеству. Невзирая на запреты, прямо в больничной одежде, Константинас отправился на свидание с весной в тенистый парк. Он вдыхал свежий воздух, наслаждался и радовался как ребёнок. Но истощённый организм простудился и не смог справиться с новой напастью. В клинику приехали София и подруга всей жизни Мария Моравская. Но они застали Чюрлёниса в беспамятстве.

10 апреля 1911 года мастер скончался. Успокоилась мятущаяся душа художника.

Утихли замыслы, мечты и впечатления, которые он копил и складывал в своём добром и пламенном сердце…

«Закат» 1904
«Рай» 1909

Статья о Чюрлёнисе в Википедии

Наиболее полная коллекция картин Чюрлёниса

Работы (подборка)

Музыка

Органные пьесы
  •  : Фуга до-диез минор VL 86; Прелюдия до мажор VL 89; Фугетта соль минор VL 91; Мазурка с вариацией соль мажор VL 238;
  •  : 11 прелюдий и фугато с 94 по 105.
Пьесы для фортепиано
  •  : 4 прелюдии VL с 106 по 109;
  •  : Соната фа мажор VL 155; Соната до-диез минор VL 156 (признана утерянной); Тема с вариациями ре мажор VL 151;
  •  : 3 мазурки ВЛ 143-161-167;
  •  : Полонез ля мажор VL 173; Ноктюрн фа-диез минор VL 178; Экспромт фа-диез минор VL 181;
  •  : Ноктюрн до-диез минор VL 183; Полонез си-бемоль минор VL 190;
  •  : Вариации на тему Sefaa Esec VL 258; Вариации на тему Бесакас VL 265;
  •  : La Mer ( Jūra ), трехчастный цикл для фортепиано VL 317;
  •  : 16 прелюдий; Фуга си-бемоль минор VL 345.
Камерная музыка
  •  : Тема с вариациями си минор VL 80 для струнного квартета; Фуги соль мажор VL 81 и фа-диез минор VL 82, для струнного квартета;
  • —  : Струнный квартет до минор VL 83 (неоконченная).
Работает для оркестра
  • —  : В лесу ( Мишке ), симфоническая поэма VL 1;
  •  : Увертюра « Кястутис» для оркестра VL 2; Симфония ре минор VL 4 (неоконченная);
  • —  : «Мер» ( Юра ), симфоническая поэма VL 5;
  •  : Сотворение мира ( Pasaulio sutvėrimas ), симфоническая поэма VL 6 (неоконченная).
Хоровые произведения
  •  : Реквием для хора а капелла VL 13;
  •  : Cantata De Profundis для хоров и оркестра (или хоров и органа) VL 8-9;
  • —  : литовские народные песни гармонизируются для хоров а капелла;
  • — +1909  : Юрате , опера (незавершенный).

Картина

  •  : Траурная симфония ( Laidotuviu simfonija ), цикл из семи картин
  •  : День ( Diena ), картина
  •  : Ночь ( Нактис ), картина
  •  : Видение ( Regėjimas ), картина
  • —  : Всемирный потоп ( Тванас ), цикл из девяти картин
  •  : Правда . 91,6 х 67,4. Пастель на бумаге
  •  : Тихая . 42,2 х 72,7. Бумага, пастель, акварель, темпера.
  •  : Дружба . 73,4 х 63,5. Пастель на бумаге
  • —  : Сотворение мира ( Pasaulio sutvėrimas ), цикл из тринадцати картин ниже:
  •  : Лес . 62 × 72,8. Пастель на бумаге
  •  : Корабль . 85 × 68 см. Пастель на бумаге
  • —  : Зима ( Лиема ), цикл из восьми картин, в том числе:
    •  : Зима . 36 × 31,5. Бумага, темпера.
    •  : Зима . 36,7 х 31,3. Бумага, темпера.
  •  : Солнечная соната ( Соната Сауле ), состоящая из следующих четырех картин:
    • Аллегро . 63 × 59,5. Бумага, темпера.
    • Анданте . 63,2 х 58,4. Бумага, темпера.
    • Скерцо . 63 × 59,5. Бумага, темпера.
    • Финал . 63 × 59,6. Бумага, темпера.
  •  : Весенний цикл,

    Колокольня . 36,5 х 31,6. Бумага, темпера.

    включающий:

  •  : Весенняя соната ( соната Павасарио ), состоящая из четырех картин:
    • Аллегро . 72,8 × 62,8. Бумага, темпера.
    • Анданте . 72,4 х 62,6. Бумага, темпера.
    • Скерцо . 72,6 х 62. Бумага, темпера.
    • Финал . 72,6 х 62,2. Бумага, темпера.
  •  : Зодиак ( Zodiakas ), цикл из двенадцати таблиц ниже, включая:
    • Телец . 35,8 х 30,7. Бумага, темпера.
    • Богородица . 35,8 х 31,4. Бумага, темпера.
    • Стрелец . 35,8 х 30,5. Бумага, темпера.
  •  : Триптих Конте, в том числе:
    • Панель II  : 63 × 72 см. Бумага, темпера.
    • Панель III  : 72,4 × 62,8 см. Бумага, темпера.
  • —  : Триптих Райгардаса  ;
  •  : Летняя соната ( соната Васароса ), включая четыре картины
  •  : Звездная соната ( vaigždži sonata ), состоящая из четырех картин, в том числе:
    • Аллегро . 72,2 х 61,4. Бумага, темпера.
    • Анданте . 73,5 х 62,5. Бумага, темпера.
  •  : Морская соната ( Соната Юроса ), состоящая из трех следующих картин:
    • Аллегро . 73,4 х 63. Бумага, темпера.
    • Анданте . 73,3 х 62,4. Бумага, темпера.
    • Финал . 73,2 х 62,9. Бумага, темпера.
  •  : Диптих Прелюдия и фуга ( Preludias ir fugas )
  •  : Фантазийный триптих ( Fantazija ) — прелюдия, фуга и финал, в

    Убегаю . 62,6 х 73. Бумага, темпера.

    том числе:

  • —  : Серия сказок ( Пасакос ), включающая три следующие картины:
    • Сказка о королях ( Каралиų — Пасака ). 70,2 х 75,2. Холст, темпера.
    • Сказка о замке ( Пилис — Пасака ). 49,6 х 67. Бумага, темпера.
    • Крепость ( Твиртове — Пасака )
  •  : Жертвоприношение . 71 × 78,5. Бумага, темпера.
  •  : Ноев ковчег ( Nojaus arka ), картина
  •  : Жемайтийские кресты ( Žemaiči koplytstulpiai ). 36 × 31,2. Бумага, темпера.
  •  : Рекс , картина

«Фуга»

Многие его работы — яркие примеры синтеза искусств. Именно этого добивался Чюрленис. Картина «Фуга» — яркий пример. С ее помощью мы можем увидеть художественное и музыкальное значение произведения для автора.

Почему же художник назвал свою картину музыкальным термином? Ответ в образах, которые мы видим на полотне. Похожие друг на друга элементы чередуются и располагаются на нескольких уровнях. Все это явно напоминает мелодические ритмы музыкального произведения. Его ритм мы можем наглядно увидеть в образах, созданных художником.

При этом живописца постоянно мучили депрессии, с каждым годом справляться с ними становилось все труднее. В 1911-м он умер от внезапной простуды и полного психического истощения.

Литературное творчество Чюрлёниса

М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским. Самым ярким литературным образцом Чюрлёниса является поэтический Псалом: «Предо мной – высочайшие вершины, голые скалы и бездны. Это красиво. Это – бесконечно красиво. Но не знаю дороги, и боязно мне. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное! Один за другим – через долину и долгим речным берегом, и через поле большое, возделанное, тихое, а конец этого шествия в лесу скрывается, и шествию конца нет. Где истина, Господи? Иду, иду».

биография

Микалоюс Константинас Чюрленис родился в Сеной Варене , городе на юго-востоке Литвы, который в то время находился в составе Российской империи . Он был старшим из девяти детей своего отца Константинаса и матери Аделе, урожденной Радманайте (Радманн), происходившей из лютеранской семьи баварского происхождения. Как и многие образованные литовцы того времени, семья Чюрлениса говорила по- польски , и он начал изучать литовский язык только после встречи со своей невестой в 1907 году. В 1878 году его семья переехала в Друскининкай , в 30 миль. (50 км), где его отец стал городским органистом.

В доме в Вильнюсе, где жил Микалоюс Константинас Чюрленис, сейчас находится музей М.К. Чюрлениса.

Чюрленис был музыкальным вундеркиндом : он мог играть на слух в возрасте трех лет и свободно музыку с листа к семи годам. Через три года после начальной школы он пошел учиться в музыкальную школу польского князя Михала Огинского в Плунге , где с 1889 по 1893 год научился играть на нескольких инструментах, в частности на флейте. При поддержке «стипендии» князя Огинского Чюрленис учился фортепиано и композиция в Варшавской консерватории с 1894 по 1899 год. К выпуску в 1899 году он написал кантату для смешанного хора и симфонического оркестра под названием De Profundis под руководством композитора Зигмунта Носковского . Позже он посещал лекции по композиции в Лейпцигской консерватории с 1901 по 1902 год.

Он вернулся в Варшаву в 1902 году и изучал рисование в Варшавской школе изящных искусств с 1904 по 1906 год и подружился с польским композитором и художником Евгениушем Моравским-Домбровой. Его главным учителем в Варшаве был художник-символист Казимеж Стабровский , который также был основателем первых лож Теософского общества в Польше и передал Чюрленису интерес к теософии и другим эзотерическим предметам. После русской революции 1905 года , которая привела к ослаблению культурных ограничений для меньшинств Империи, он начал идентифицировать себя как литовец.

Он был одним из инициаторов и участником, то Первая выставка литовского искусства в 1907 году Дворец Вилейшиса , Вильнюс . Вскоре после этого было основано Литовское художественное общество , и Чюрленис был одним из 19 его учредителей.

В 1907 году он познакомился с Софией Кимантайте (1886–1958), искусствоведом . Благодаря этой ассоциации Чюрленис научился лучше говорить по-литовски. В начале 1909 года он женился на Кимантайте. В конце того же года он отправился в Санкт-Петербург , где выставил несколько своих картин. В канун Рождества Чюрленис впал в глубокую депрессию и в начале 1910 года был госпитализирован в психиатрическую больницу «Червонный двор» (Красная усадьба) в Марках , Польша, к северо-востоку от Варшавы . Находясь там пациентом, он умер от пневмонии в 1911 году в возрасте 35 лет. Похоронен на кладбище Расос в Вильнюсе. Он никогда не видел свою дочь Дануте (1910–1995).

Чюрленис чувствовал себя синестетом ; то есть он воспринимал цвета и музыку одновременно. Многие его картины носят названия музыкальных произведений: сонаты , фуги , прелюдии .

Зажжение

В 1889 году, хлопотами друга семьи, врача Юзефа Маркевича, Кастукас был зачислен в оркестровую школу князя Огинского, внука того самого Михаила Огинского, написавшего знаменитый полонез «Прощание с родиной». Школа находилась в городе Плунге, за 300 км от Друскининкая, и юному музыканту пришлось впервые покинуть стены родного дома.

Князь Огинский, известный филантроп и меломан, содержал бесплатную музыкальную школу с общежитием для оркестрантов. Для одарённых подростков из небогатых семей это был практически единственный шанс получить профессиональные музыкальные знания. Князь быстро разглядел в Чюрлёнисе незаурядный талант и прекрасные человеческие качества. Несмотря на большую разницу в возрасте, они подружились и относились друг к другу с большим уважением. Их дружба продолжалась около 15 лет, до самой смерти Огинского. Князь сыграл ключевую роль в становлении будущего мастера.

В годы учёбы Чюрлёнис изучил игру на флейте и занялся композиторской деятельностью. Музыка стала для него всем. Он погрузился в творчество полностью, с головой, впитывал новые знания и эмоции, вкушал музыкальную историю, воспарял в импровизациях. Игра в оркестре давала новые ощущения и переживания – чувство сплочения, общего дела и единого дыхания. Успехи Чюрлёниса в композиции позволили ему удостоиться большой чести – исполнять музыку собственного сочинения в составе оркестра. В такие моменты он словно пребывал у самого алтаря в прекрасном храме, имя которому «Музыка».

Во дворце, где располагалась школа, была огромная библиотека, а окрестности так и манили к чтению и размышлениям. Гуляя по парку и наслаждаясь красотами окрестностей Плунге, Кастукас начал рисовать. Просто так, без руководства, он зарисовывал всё, что попадалось ему на глаза – потаённые уголки парка, ухоженные домики местных жителей, лица друзей и коллег по оркестру. Но это было просто увлечением – главной страстью юного Чюрлёниса в те годы была музыка.

В 1894 году, благодаря материальной поддержке князя Огинского, Кастукас, уже ставший Константинасом, поступает на учёбу в Варшавский музыкальный институт. Это было не просто огромной удачей, но событием, похожим на чудо. Мир для Чюрлёниса расширился.

Цикл «Зима» 1907

Биография художника

Исследовать картины Чюрлениса одно удовольствие. Ведь приходится анализировать не только их художественные особенности, но и музыку, под которую они создавались, или которая звучала в этот момент в голове автора. Но сначала расскажем немного о самом авторе.

Микалоюс Чюрленис родился в 1875 году в городке Варене Виленской губернии. Сейчас это самый юг Литвы. Его детство прошло в курортном городе Друскининкае, который и сегодня считается «чемпионом» Литвы по привлечению иностранных инвестиций.

Сегодня в Друскининкае в парке отдыха открыт практически музей деревянных скульптур Чюрлениса на открытом воздухе.

Отец будущего художника был органистом. Мать эмигрировала из немецкого Регенсбурга после начавшихся там гонений католической церкви на евангелистов. В семье говорили на польском. До конца жизни все свои произведения и письма Чюрленис писал только на этом языке.

В юности у него обнаружились способности к музыке. Он начал заниматься в школе князя Огинского, которая располагалась в Плунгянах, на территории современной Литвы. Именно здесь началась его профессиональная музыкальная карьера. Он играл в княжеском оркестре.

По инициативе князя Чюрленис поступает в Варшавский музыкальный институт. После успешной защиты диплома получает в подарок от своего покровителя настоящее пианино.

Творчество М.К. Чюрлёниса

Подробности
Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века
Опубликовано 26.02.2019 18:22
Просмотров: 1822

М. Чюрлёнис – это уникальное явление в мировой культуре. Чем больше вглядываешься, вслушиваешься и вдумываешься в его творчество, тем яснее осознаёшь, что он создал свой художественный язык, который до сих пор не разгадан и не может быть переведён на общепринятый язык. Б. Леман сказал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал».

М. Чюрлёнис «Весть» (1904-1905). Бумага, пастель, 64,2х90,7 см. ВаршаваСовременники художника единодушно отмечают, что это был сердечный и открытый человек, довольно скромный. «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет», – так отзывалась о нём Галина Вельман, супруга английского консула в Варшаве. Единственное, чего он не переносил в людях, – это требование объяснить его творчество: «…почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства». Раз таковым было желание художника, то и мы будем придерживаться его принципов – только рассказывать и показывать, но не разъяснять. Смотрим, думаем и размышляем…

М. Чюрлёнис «Сказка» (1907). Из цикла «Сказка». Бумага, темпера, 62,2х71,9 смИ ещё одно высказывание: «Чурлёниса нужно смотреть, понимая, что в его картинах вообще нет излишних подробностей, как нет подробностей вообще – в них всё главное. Язык картин прост, ясен и целен, а само творчество Чурлёниса есть зрительное откровение прекрасного гармоничного мира, вечной беспредельной жизни» (В. Чудновский).Тот мир, который существовал в душе Чюрлёниса (и, к слову, существует в душе любого человека), он старался выразить одновременно на трёх языках: музыкальном, изобразительном и литературном. Но чаще он говорил всё-таки на музыкально-изобразительном языке: выражая музыку средствами живописи и создавая живописные полотна, используя музыкальную терминологию и звучание цвета . Может быть, поэтому и не можем мы до конца осознать его творчество, что не умеем мыслить одновременно на нескольких языках?В возрасте 28 лет он создал своё первое известное живописное произведение «Музыка леса», в котором звучат краски воздуха, воды и ели.

М. Чюрлёнис «Музыка леса» (1904). Холст, масло, 76х58,8 см (Варшава)Ещё одна картина из ранних его работ – «Покой». Она притягивает взгляд, будоражит воображение и фантазию. На неё можно смотреть долго и находить всё новые смыслы. Впрочем, это касается всех работ художника.

М. Чюрлёнис «Покой» (1904). Бумага, пастель. 42,2 x 72,7. Музей им. М.К. Чюрлениса (Каунас)

Творчество

А теперь поговорим о другом мире Чюрлёниса – творческом. И в нём всё гораздо сложнее. Чюрлёнис был разносторонне одарен. Композитор, художник и поэт, он мог пользоваться разными творческими языками – музыкальным, художественным, поэтическим…В своих стихах он говорил об этом так:

О, как трудно вместить в себя мир!..Сколько звуков в нем слышится,сколько красок сверкает!

Его черновики до сих пор полностью не разобраны, а уже известных произведений для фортепиано насчитывают более 50.

Цикл «Сотворение мира» (13 картин) (1905)

Картина I

Картина II

Картина III

Картина IV

Картина IX

Картина XI

Чюрлёнису принадлежит более 300 живописных произведений, в их числе «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты».

Цикл «Знаки зодиака» (12 картин)

«Водолей» (1906)

«Телец» (1906)

«Дева» (1906)Чюрлёнис создал новый вид искусства – «зримую музыку», где слиты музыкальные формы и их изобразительный аналог. Это серия живописных работ с музыкальными названиями: «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря».

М.К. Чюрлёнис «Прелюдия и фуга. Ангел» (1908)Прелюдия – самостоятельное музыкальное произведение. Ранее – предшествовала более длинному и сложному произведению, отсюда её название: от лат. praе – перед и лат. ludus — игра).Фуга – музыкальное произведение, в котором несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.

М.К. Чюрлёнис «Фуга» (1908)Эта картина как раз иллюстрирует плавный переход мелодии от одного голоса к другому (ёлки и возвышенности чередуются).

М.К. Чюрлёнис «Финал» (1908)

М.К. Чюрлёнис «Соната звёзд. Аллегро» (1908)Аллегро (итал. Allegro – весело, бодро, радостно). Музыкальный термин.

М.К. Чюрлёнис «Скерцо» (1908)Ске́рцо (итал. scherzo букв

«шутка») – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с выраженным ритмом.Но вот что важно знать. Многие современники художника (в широком смысле – творца) отмечали его особенность: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой»

Единственное, что могло его вывести из себя, – это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. Он негодовал: «…почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства». Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении его творчества. То есть как-то толковать, объяснять картины Чюрлёниса не стоит. Ну, если только пояснять какие-то общие детали.

М.К. Чюрлёнис «Ангел» (1904)Просто всматривайтесь в его картины. Возможно, тогда вы сами услышите и плеск волн, и лёгкий звук взмахов мельничных крыльев, и шорох кузнечиков в траве, и звук падающих на воду капель.Фантазия художника безгранична, и тот образ, который лежал в основе «зримой музыки», в общем-то не имел для него решающего значения. Пусть он не имеет значения и для нас. Но главное, что мы должны понимать в его творчестве – это глубокие размышления о мироздании, природе, человеке.Л. Я. Солодовниченко, изучавший творчество этого гениального художника, писал: «Микалоюса Константинаса нельзя воспринимать как художника, поэта или музыканта. Он поистине «синтетическая» личность. Каждый образ, представленный этим мастером, так многозначен, что он предстает перед зрителем как целая галерея образов. Только принимая Чюрлёниса как всеобъемлющую фигуру, можно приблизиться к пониманию его гениальности. Его музыка – игра цвета и поэзии. Его стихи музыкальны и красочны. Его картины звучат как прекрасные песни. Он был гениален во всем абсолютно».

М.К. Чюрлёнис «Новость» (1904)

М.К. Чюрлёнис «Сказка» (1907)

  • < Назад
  • Вперёд >

О художнике

Чюрленис — сын Литвы, напоенный ее воздухом, ее красотой, ее сказками и легендами. Он был композитором и художником. Должно быть, поэтому все его картины звучат. Все уди­вительно ритмичны и музыкальны. Часто они даже носят музыкальные названия: фуга, пре­людия, соната… Иногда указываются части — анданте, аллегро…

Мир его творений фантастичен, краски приглушенны, во многих картинах лейтмотив — грусть, отрешенность. Некоторые критики превозносили Чюрлениса именно за эту якобы воспеваемую им идею потустороннего мира, идею единого высшего духа. Другие, напро­тив, отрицали все его творчество как вымысел сумасшедшего. Все это крайности. Чюрленис был сыном своего времени, но он был человеком с крайне обостренным мировосприятием, че­ловеком тонко организованного душевного склада. Чтобы понять его творчество, надо знать основные философские увлечения его времени и основные моменты его биографии.

Родился Чюрленис в 1875 году в Варене (Южная Литва), в семье органиста. Детские годы провел в Друскининкае — живописнейшем крае. Музыку почувствовал и полюбил еще пяти­летним мальчиком. Девяти лет поступил в музыкальную школу князя М. Огинского и пробыл там до 1888 года. Потом перешел в консерваторию Варшавы, затем Лейпцига. Сочинения его высоко ценили самые строгие критики. Музыкантом он был серьезным и теоретически пре­красно подготовленным. Отсюда такое музыкальное восприятие окружающего, так точно схваченное и переданное в его картинах чувство ритма.

Живописцем Чюрленис был скорей от природы, чем профессионалом. Он не обладал бо­льшим техническим мастерством, свои композиции он подчинял настроению, музыкальному нарастанию и ослаблению звука, ритму.

Чувство гармонии и красоты у этого художника было поразительно.

Его взгляды на жизнь формировались в тот момент, когда студенчество Варшавы и Лейп­цига увлекалось философией Канта и Ницше, зачитывалось Достоевским, Эдгаром По, Лео­нидом Андреевым. Чюрленис, всегда бывший в центре студенческой жизни, поддается этим увлечениям. Заинтересовавшись культом Солнца и тайнами мироздания, начинает изучать древнюю Персию и Египет, а затем религию и философию Индии.

Художественное наследие Чюрлениса — более 300 картин. Они близки нам своей челове­чностью, музыкальностью, напряженным раздумьем.

«Весна», «Колокола» (1905 г.), «Зима», «Корабль» (1906 г.), «Лес», «Знаки зодиака» (цикл из 12 картин), «Весенняя» и «Солнечная» сонаты (1907 г.) и другие чудесные работы Чюрлениса привлекают нас теперь не своим идеализмом, отрешенностью, а, напротив, уди­вительно поэтическим настроением и предельно жизненным пейзажем. Причем пейзаж его картин — родной, литовский, и в этом нельзя сомневаться — там есть все приметы: старые мельницы, часовни, море.

В 1907 году Чюрленис переезжает в Вильнюс и всячески способствует развитию нацио­нального искусства. Он участвует в создании Литовского художественного общества, помо­гает устраивать первые национальные выставки, создает хор. Но, как это ни горько, на роди­не он оставался непонятым.

В 1909 году художник, женившись, переезжает в Петербург. Художественная жизнь Пе­тербурга захватывает его. Чюрленис не по силам много работает. Картины «Всадник» и «Рай» — лучшие произведения этого периода. Но нервное переутомление сказывается на его здоровье. Начинаются сильные головные боли. Чюрлениса помещают в лечебницу, где он умирает в 1911 году от кровоизлияния в мозг.

Горький называл Чюрлениса гением литовского народа. Однажды, беседуя с художником Ф. Богородским, он воскликнул: «Да-с, сударь, быт, жанр и прочее — все это хорошо. А где же мечта? Мечта где, я спрашиваю? Почему у нас нет Чюрленисов? Ведь это же музыкальная живопись!»

Синтез искусств в творчестве М. Чюрлёниса

Подробности
Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века
Опубликовано 17.11.2017 19:21
Просмотров: 2461

«Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе). Творчество Чюрлёниса невозможно охарактеризовать относительно какого-то определённого стиля или направления – он стоит в стороне от известных течений в живописи. Возможно, его творчество ближе к символизму или абстракционизму, но при этом оно рядом с музыкой. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал». А творчество человека, так щедро одарённого талантом проникать глубоко в самую сущность всего, что его окружало, понять и в самом деле непросто. Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Рерих Н. К. Чюрлёнис // Художники жизни. — М.: МЦР, 1993
  • Чюрлёните Я. К. Воспоминания о М. К. Чюрлёнисе. Пер. с литов. — Вильнюс, 1975
  • Ландсбергис В. В. Творчество Чюрлёниса. 2-е изд. — Л., 1975
  • Venclova A. М. К. Čiurlionis. — Vilnius, 1961
  • Шапошникова Л.В. На берегах иных миров. Тернистый путь красоты. — М.: МЦР, 2001
  • Leidykla Kronta. Чюрлёнис в Вильнюсе. — Vilnius, 2010

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , ,

Микалоюс Чюрлёнис: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Микалоюс Чюрлёнис: жизнь и творчество художника
4.9 (98.42%) 101 голос(ов)

биография

Около в Варшаве, с польским композитором Эугениуш Morawski-Домброве  (пл) ( — )

В году с писательницей Софией Кимантайте ( — ), на которой он женился в следующем году.

Родился в том же году , как Морис Равель , Чюрлёнис учился между и в фортепиано и композиции классов в Варшавской консерватории. С года он продолжил обучение в классе композиции у Карла Райнеке в консерватории Лейпцига ( Германия ), города, где он обогатил свою общую культуру (что очень универсально, поскольку до конца своей жизни он также интересовался астрологией). , химия , история , философия …). Затем он вернулся в Варшаву и в 1904 году поступил в Школу изящных искусств , также желая посвятить себя живописи . Затем последовало несколько лет, сопровождавшихся поездками в Германию и Австрию, во время которых он усовершенствовал свое художественное образование, где он вместе сделал двойную карьеру композитора и художника (прежде чем последний занял место). В году он посетил Прагу , Дрезден , Нюрнберг , Мюнхен, где, в частности , открыл для себя Макса Клингера , а затем вернулся через Вену, где его соблазнили выставки искусства и промышленности, а также церкви в стиле барокко. В Варшаве он какое-то время дирижировал созданным в этом городе литовским хором , для которого он написал несколько хоровых произведений a cappella (в частности, гармонизацию популярных песен). В году он переехал в Вильнюс , столицу Литвы, где стал одним из поборников национальной идентичности. Он участвует во всех художественных мероприятиях города, сочиняет оперу «Юрата», гармонизирует литовские народные песни, организует музыкальные вечера в «Международном и литовском художественном обществе». Его лучшие картины, получившие название «Сонаты», созданы в Вильнюсе. К сожалению, соотечественники равнодушны к его творениям, и он остается непонятым и одиноким в своих стремлениях. В году он был в Санкт-Петербурге ( Россия ), где познакомился с Сержем Дягилевым и, в частности, с Василием Кандинским . Там он также встречает своего товарища-литовца и старого друга из Вильнюса Мстислава Добужинского . Но он испытал материальные трудности и, вдобавок, проблемы со здоровьем, которые привели к пневмонии, от которой он умер в 1911 году , в том же году, что и Густав Малер .

В музыке он является автором около 300 композиций в различных областях (фортепиано — включая множество прелюдий и фуг -, орган , камерная музыка , оркестр , хоры …), одной из самых известных из которых является симфоническая поэма La Mer ( 1903 г.). — ), несомненно, его главное произведение (современник триптиха для оркестра, сочиненного под тем же названием в году Клода Дебюсси ). В лесу , также симфоническая поэма ( — ), струнный квартет до минор ( — ) и фортепианный цикл, также называемый La Mer ( ), — три других его основных сочинения.

В живописи, М. К. Чюрленис создает около 300 картин , в движении символизма и модерна , в том числе триптих адресации на тему моря еще раз, его Соната моря (*) в 1908 году , включающий в себя три движения под названием Allegro , Andante и Финал . Он часто «сочиняет» более того «сюиты» картин, названия которых регулярно относятся к музыке, в частности к другим «сонатам», таким как Соната Солнца (*) 1907 года , в четырех таблицах. Он также произвел амбициозные «циклы», такие как La Création дю Монд (*), цикл из тринадцати картин из — или The Zodiac (*), цикл из двенадцати картин с 1907 года и, кроме того, ряд изолированных картины и рисунки, в том числе три. сказок (*) с — , а также крестами Жемайтия (*) и рекс (*), два из его последних картин, с .

(*): См. Галереи ниже.