10 самых известных мюзиклов мира

Как создали мюзикл?

Начало 20 века – это расцвет европейской музыкальной сценической культуры. Впереди всех британцы, которые, кажется, штампуют коммерчески успешные музыкальные комедии. Но самым громким спектаклем была, безусловно, «Веселая вдова» Легара, а потом и «Шоколадный солдатик» Штрауса. В мюзикле (хоть официально он так еще не назывался) использовали классический сюжет – это было ново. Потом Первая Мировая отправила будущих звезд сцены кого на фронт, кого в тыл, кого в эвакуацию. Появление мюзиклакак официального жанра откладывалось.

А если быть точнее, откладывалось в Европе. Война полыхала в Старом Свете, а вот Бродвей и не собирался останавливать шоу. 20-е годы были закономерным периодом расцвета музыкальной комедии. «Розмари», «Плавучий театр», «Я пою о тебе», «Порги и Бес», все эти произведения по своей сути уже были мюзиклами, но на афишах такого названия еще не было. История появления мюзикла началась давно, а вот буквальный отсчет стартовал с «Оклахомы!». Это случилось уже в пору Второй Мировой, в 1943-ем. Впоследствии ее даже экранизировали.

Потому на вопрос, кто создал первый мюзикл, ответ – Р. Роджерс и О. Хаммерштайн. Добавила интереса к этой постановке ее историческая тематика. Из афиш исчезло слово-ограничитель «комедия», и музыкальная постановка ровно с этого времени перестала восприниматься как легкий жанр. Да, похожие по структуре, замыслу, сценическому решению постановки были и до «Оклахомы!», но мюзиклом на полном на то основании стала называться именно она. На Бродвее – вот где создан первый мюзикл, и документально тут точно не поспорить.

Мюзикл как жанр искусства. Отличие от водевиля и оперетты

Оперетту можно по праву считать предшественницей мюзикла. Она возникла в 19 веке в Европе, а в Америку пришла значительно позже.

Оба этих направления искусства имеют много схожих черт. Так, например, до начала 20-го века мюзикл называли «американской опереттой». После того, как в основу музыкальных произведений стали ложиться местные традиции и предпочтения, он стал самостоятельным жанром искусства. Оперетта воспринимается легким, комедийным жанром, в котором музыка – это существенная часть спектакля. В отличие от нее, в мюзикле главными являются диалоги, приближенная к эстрадной музыка, более сложное хореографическое и музыкальное оформление. Причем танцы – это неотъемлемая часть жанра.

Водевиль представляет собой комедийную пьесу с танцами и песенками-куплетами. Он более легкий в восприятии, менее затратный в плане производства и использования различных эффектов. 

Наиболее известные мировые мюзиклы

Известные мировые произведения, такие как

не теряют своей актуальности, их до сих пор ставят на Бродвее и в Лондоне.

Самым легендарным произведением, занесенным в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл-чемпион, является «Фантастикс». Он пользовался популярностью на протяжении 42 лет. За это время состоялось 17 162 представления.

Известнейшая постановка «Иисус Христос-суперзвезда», которая покоряла зрителей своей зрелищностью и трагизмом, ставилась по всему миру только на протяжении 33 лет (речь идет только об оригинальной постановке).  

«Иисус Христос — суперзвезда»

  • Жанр: драма, история
  • Дата выхода: 1971

Произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи.

Музыку для этого мюзикла написал Эндрю Ллойд Вебер. В отличие от традиционных постановок, в этой вся история рассказывается только с помощью песен. Также он стал оригинальным благодаря рок-музыке и современной лексике в текстах. Это и сделало постановку настоящим хитом.

Впервые рок-опера прозвучала в виде альбома в 1970 году, главную роль в ней исполнил солист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи. Через год оно было поставлено на Бродвее.

Сюжет

Повествование в ней идет о последних семи днях жизни Иисуса, которые проходят перед глазами Иуды Искариота, разочарованного учением Христа.

Уникальное произведение

Термин заимствован из английского языка в советскую эпоху, при
этом оригинальное «musical» – результат сокращения от «musical
comedy», что буквально переводится как «музыкальная
комедия».

Отбрасывание слова «комедия» из названия жанра оказалось
пророческим, поскольку сегодня эта составляющая стала
необязательной, а само понятие обрело достаточно узкое
значение:

Мюзикл – это особый жанр
музыкально-сценического искусства, представляющего собой
гармоничное сочетание нескольких театральных форматов
(драматического, музыкального, хореографического, вокального и
пластического).

И хотя мюзикл как жанр считается относительно новым, корни у
него достаточно древние, чтобы говорить об античном происхождении.
Так, еще на заре V века до н.э. в греческом театре стали
практиковать включение музыки и танцев в развлекательные
постановки, а чуть позже – элементы политической и социальной
сатиры.

Римляне же, переняв практически все формы и каноны греческого
театра, добавили в такие постановки и немного своего

Так, в
частности, обувь актеров стали подбивать металлическими пластинами,
что давало возможность зрителю слышать каждое движение танцоров, а
самих постановщиков эта «инновация» заставила задуматься о важности
спецэффектов

Но в любом случае – на всех этапах эволюции жанра – ключевыми составляющими мюзикла были и оставались три
компонента:

  1. музыка (обычно это от 4 до 6 основных тематических мелодий или
    ряд песен, музыкально связанных с основными мелодиями);
  2. лирика (элемент, который вместе с
    музыкой формирует музыкальную партитуру);
  3. либретто (непосредственно «пьеса»,
    она же – «история показа», представляющая собой
    разговорную/невокальную часть).

Во второй половине XIX века искусствоведы спорили, нужно ли
выделять мюзиклы в отдельный жанр, ведь их особенности были почти как у классической оперетты.
Однако если оперетта тяготела к воспроизведению канонов, создатели
мюзиклов позволяли себе экспериментировать.

Благодаря этому мюзикл вскоре
превратился в особую театральную форму, где музыке отводится не
какая-то из главных ролей, а всего лишь роль одного из средств
сценического монтажа – равно как и хореографии, пластике,
постановочным эффектам и т.д.

Джелейные кошки

О чем мюзикл, о котором говорится в настоящей статье? В нем рассказывается о племени бездомных животных, которые носят название джелейных. У этого клана есть свои традиции и обычаи, имеется также и старейшина, почитаемый всеми представителями рода. Этим вожаком является старый кот по имени Дьютерономи. Именно он будет главным гостем на кошачьем балу, который должен состояться в ночь, когда происходят события, описываемые в произведении.

На этом мероприятии выбирается достойнейший член племени, который получит в награду возможность посетить рай для кошек. Тот, кто побывает в этой неземной обители, возвращается снова молодым и полным сил. Сам вожак племени неоднократно побывал там.

Каждая из кошек мечтает о награде, и поэтому старается рассказать о себе, раскрыв свои лучшие качества. Повествователем же является один из самых почитаемых в клане котов — Манкустрап. Он же выступает в роли распорядителя бала, который представляет публике каждого из претендентов на получение приза.

Возникновение мюзикла как жанра, понятие и особенности

Зародился данный вид искусства в США в 20-е годы прошлого века. Однако как самостоятельное направление этот вид искусства был признан только в 40-х годах, когда на Бродвее с успехом был поставлен первый в истории мюзикл «Оклахома». Несмотря на то, что сами авторы называли произведение «музыкальной комедией», зрителями она была воспринята, как нечто новое, необычное. Позднее сами авторы назвали свое произведение просто «musical» – это и дало название новому жанру. «Оклахома» просуществовала на сцене пять лет. А в 2002 году снова вернулась на сцену.

Долгое время музыкальные представления были прерогативой исключительно американской индустрии развлечений. Только в 80-х годах прошлого столетия на лондонской сцене поставили «Отверженные» – с этого момента начинается история европейских постановок этого жанра.

Основные «три кита» жанра:

  • либретто, лирика и музыка в равной степени составляют основу произведения;
  • широкий жанровый диапазон – от комедии до драмы;
  • в основе лежат знаменитые литературные произведения;
  • большое количество задействованных лиц: режиссеры, сценаристы, костюмеры, осветители, хореографы, декораторы. 

Американская мечта

Самый американский жанр не может обойтись без воплощения на сцене американской мечты: ты можешь всё — нужно только захотеть по-настоящему. С первых постановок герои мюзиклов США «переизобретают себя», становятся сильнее, стремясь к мечте. И до сих пор обретают счастье, раскрывая свой потенциал и творческие способности. Лучший пример такого мюзикла — «Билли Элиот» на музыку Элтона Джона.

Алексей Франдетти

режиссер мюзиклов

— Когда я увидел этот спектакль, мне захотелось уйти из театра, потому что на сцене стояли маленькие убийцы моей профессии. Они гораздо круче меня пели, танцевали, играли. И существовали еще в пяти составах! Я понимал, что это такой «вышак», до которого наша страна не дотянется. Прошло десять лет. И начали появляться дети, с которыми можно поставить этот спектакль. Их не так много, но всё же. Другое дело, что этот мюзикл никогда не выйдет в России из-за темы и отдельных сцен. По крайней мере пока мальчик в платье у нас не сможет появиться в театре.

Доклад №2

Мюзикл представляет собой симбиоз из оперы, хореографии и драмы.  За счёт симбиоза трёх оперных жанров, мюзикл может показать наиболее яркое представление, чем могла бы показать опера или драма в одиночку.

Не последнюю роль в представлении мюзикла играет и хореография. Но в отличии от других представлений с использованием танцев, хореография мюзикла является более динамичной и более разнообразной. Разнообразию подвергается и оперная часть мюзикла. На протяжении всего мюзикла зритель может услышать песни с разным эмоциональным спектром, наиболее ярко показывающие переживания действующих лиц.

Отсчёт истории мюзикла можно считать 1866 год. Тогда на одной из оперных сцен Нью-Йорка сыграли романтическую комедию «Black Crook». Постановка носила яркие отличие от других спектаклей, которые ставились в американских и европейских театрах. Главным образом тем, что в спектакле использовались элементы мелодрамы, балета, оперы и комедии.  После «Black Crook»,  элементы других жанров ввёл в свою постановку и Джордж Эдвардс. Постановка называлась «Хористка», а сам Джордж отнёс произведение к жанру музыкальной комедии, или сокращено, «мюзикл». В своём произведении мистер Эдвардс сделал упор не на повествование, а на вокальные партии своих актёров, что в итоге, и определило вектор развития нового жанра.

Так продолжалось вплоть до начала Первой Мировой войны. Когда США взяли курс на нейтралитет, многие отправились в Новый Свет за мирным небом. Среди мигрантов оказались и композиторы, которые потом сыграют не последнюю роль в становлении мюзикла.

С наступлением 20-х годов, с подачи таких композиторов, как Джером Керн, Джордж Гершвин, Кол Портер, в мюзикл начинают добавляться элементы джаза, регги, а речь начинает преобладать американскими оборотами. С их же подачи начал усложняться и сюжет, благодаря чему за нитью повествования стало следить гораздо интереснее. С распространением мюзиклов начало развиваться и телевидение. Благодаря этому жанру на территории США появились первые телевизоры со звуком.

Середина ХХ века для мюзиклов стала переломной. Тогда за авторством Ричарда Роджерса и Хаммерстайна II вышли такие постановки, как «Оклахома!», «Карусель» и «Юг Тихого океана», отличавшиеся высокой проработкой сюжета и высоким уровнем драматургии. Спустя ещё некоторое время вышла «Вестсайдская история» за авторством Леонарда Бернстайна, где наибольшее время было уделено проработке танцев. Так середина ХХ века дала понять, что мюзикл – это не только сильные вокальные партии с американским колоритом. Мюзикл ещё может рассказать хорошую историю, переполненную драматизмом, и показать её через проработанные движения актёров.

С окончанием Второй Мировой и началом Холодной войны, мюзиклы продолжали своё развитие. Так костюмы становились дороже, декорации краше, а образы ярче. Апофеозом этого стали творения Эндрю  Уэббера «Кошки» и «Призрак оперы» вышедшие в 80х годах, где сочетались яркие образы, хорошее повествование, мощные вокальные партии и виртуозная хореография.

Не смотря на яркость образов и музыкального сопровождения, многие верили в то, что в мюзикле  саундтрек может играть только определённого жанра. Развеять это заблуждение был призван «Мулен Руж», в котором диапазон используемой музыки поражал. В постановке применялись и классические композиции, и танцевальные из середины ХХ века, и даже встречались оттенки современной музыки. Подкреплялось это вокальными партиями, поражавшими не меньше используемого саундтрека.

Появившись во второй половине XIV века, мюзикл прошёл через множество испытаний. Тогда мюзикл представлял собой лишь представление, где цепляющим элементом являлось пение актёров. С течением времени улучшались и другие аспекты, благодаря чему мюзикл обрёл своё лицо, став сплавом из вокала, хореографии и драматургии.

Когда-то мюзикл позволил продвинуть технологический прогресс вперёд. Но помимо этого его элементы стали применяться и в других отраслях искусства. Сейчас во многих фильмах и мультфильмах можно увидеть музыкальные номера, поражающие воображение. Номера держатся на тех же столпах, на которых держится и мюзикл (хореография, вокал и сюжет).

Сейчас мюзикл является неотъемлемой частью современного искусства, наравне с кино и театром. Когда-то эксперимент постановщиков из XIV века стал одним из популярных направлений искусства уже в ХХI. И что же будет дальше, остаётся загадкой.

5 класс (история)

Мюзикл в России

В нашей стране впервые этот жанр появился в середине XX века.

Что такое мюзикл в России? Изначально это были исключительно киноленты, в которых персонажи пели песни. Сложно чётко определить, каков точный жанр этих картин, – действительно ли это мюзиклы или правильнее будет назвать их музыкальными фильмами? Почему возникает такой вопрос? Потому что они были весьма отклонены от стандартов настоящего мюзикла. Они были созданы по собственным канонам. Тем не менее есть и такие советские фильмы, которые можно с уверенностью назвать мюзиклами. К ним можно отнести картины:

  • «Мэри Поппинс, до свидания».
  • «31 июня».
  • «Остров погибших кораблей».
  • «Обыкновенное чудо».
  • «Ханума» и т. д.

Первым фильмом, снятым в жанре мюзикла, стала картина Г. Александрова «Весёлые ребята», в которой принимал участие Л. Утёсов со своим джаз-бандом. Советский зритель получил возможность узнать, что такое мюзикл. В музыке к фильму преобладает джаз, что отвечает традициям Бродвея. В дальнейшем режиссёр снял ещё несколько фильмов такого рода.

В 60-е годы XX века были первые попытки поставить мюзикл на сцене. Подобные эксперименты проводил театр «Ленинградский». Здесь была поставлена даже легендарная «Вестсайдская история». В 80-е годы пришла эпоха рок-опер А. Рыбникова, которые ставил режиссёр М. Захаров на сцене Ленкома. Имели большой успех «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось». Последняя до сих пор идёт с неизменным аншлагом.

XXI век обозначился созданием таких отечественных постановок в жанре мюзикла, как:

  • «Граф Орлов».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Норд-Ост».
  • «Алые паруса».

Специфика жанра мюзикл

Мюзикл в качестве жанра 20 века выявил главные черты мировой культуры этого периода времени, главным направлением которого было — развлекательность и массовость.

Но ведь и до него уже было достаточно жанров, характеризующихся на данных признаках, так почему именно этот жанр стал более востребованным среди других и что определило его специфику?

Начнем с того что в мюзикле роли музыки, актерского мастерства, драматургии, хореографии равнозначны для постановки художественного образа, большое преимущество имеет искусство вокального актерского мастерства. Купите билеты в театр и сами убедитесь.

Также своеобразной чертой этого жанра стало либретто, в частности такие кинокартины как «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, или же «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, закрепив либретто как основное требование, на литературном бестселлере. После, кинокартину «В джазе только девушки», её яркие события или то что заинтересовало публику, можно было использовать как мотив для сюжета.

Появился обычай номинировать лучшее из мюзикла на литературную премию-Пулицеровскую, имя автора и композитора указывалось в афише(такие кинокартины как «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу и Абба Лернера.

Основу сюжета поддерживают как развлекательно-веселый сюжет где присуще место любовной интриги, так и социально весомые аспекты современного человека как в политическом смысле, так и в бытовом. Данная черта жанра во многом выделяет  мюзикл от оперетты , для которой свойственно выявлять любовно-лирическую историю, пропитанную бытовым юмором и сатирой, билеты в театр сатиры помогут вам понять эти нюансы.

Мюзикл в плане затрагиваемых проблем уходит глубже.

Для мюзикла свойственны актеры умеющие танцевать, петь, ритмично двигаться, ритмизованно разговаривать.

Таких артистов называют «синтетический актер». Такими актерами были Джулия Эндрюс, Андрей Миронов, Людмила Гурченко и т.д. К эталону жанровой специфики допускаются мюзиклы «Кошки», «Моя прекрасная леди», «Вестсайдская история» и т. д. Несомненно развитие жанра не произошло в одно и тоже время, блестящие приемы стали неотъемлемой частью современного жанра 20 века. Европейскому мюзиклу свойственно воздействие не только развлекательных жанров, но и вполне серьезного — оперетты с номерной структурой формы и всей ее системы.(Мюзиклы «Собор Парижской Богоматери», «Ромео и Джульетта» и др.).Помимо всего этого на развитие специфики мюзикла в большей мере оказала действие социально-культурная и историческая специфика возникновения высших учебных заведений искусства в США, в конечном счете театральной индустрии.

Развитие жанра

Бродвей стал лидировать, выпускать по несколько мюзиклов в год. А вот Уэст-Энд, наоборот, терял позиции.

В мире

Все действительно успешные постановки в Европу привозили из-за океана. История появления жанра мюзикла предполагает и общий успех, и зрительский запрос, и спектакли-хиты, которые заставляли померкнуть все остальные, даже убедительные с точки зрения коммерции шоу. Таковым примером можно назвать «Мою прекрасную леди» Ф. Лоу. К слову, либретто к постановке написано по «Пигмалиону» Б. Шоу. Сам Бернард Шоу долгое время не признавал мюзикл, все так же стереотипно считая его легким жанром. Но потом взял слова обратно.

Наконец, история развития мюзикла невозможна без золотого фонда, который не получится представить без «Вестсайдской истории». Постановка появилась в 1957-ом, благодаря невероятной музыке Леонарда Бернстайна и замечательной адаптации «нетленки», вечного сюжета «Ромео и Джульетты».

Уэст-Энд ожил с «Оливером» Л. Барта, диккенсовские мотивы смогли сделать музыкальными, и зритель принял такую трактовку. На Бродвее гастроли этого мюзикла, к слову, прошли весьма успешно. А ответила американская индустрия «Смешной девчонкой» с участием Барбры Стрейзанд, и таким безусловным козырем как «Кабаре» Дж. Кандера. В эту группу вечных хитов нужно отнести и мюзикл «Скрипач на крыше», который 8 лет подряд собирал залы на Бродвее, что сейчас трудно себе представить.

В 70-е случился кризис жанра, потому что рок- и поп-музыка уверенно выносили все со своего пути. Провалы бродвейских постановок в этом контексте были закономерны. Пришлось заискивать с модой, искать синтез искусств и не брезговать провокацией. Так появились «Волосы», «Чикаго», «Кордебалет». На Уэст-Энде, тем временем, командуют парадом Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер. «Иисус Христос – суперзвезда» и «Эвита» становятся классикой. И пока Америка и Британия выясняют, кто здесь круче, на рубеже 70-80-х появляются «Отверженные», ни на что не похожий мюзикл. Французская постановка удивила историческим масштабом и размахом, и собрала внушительную кассу.

Впрочем, Франция еще заявит о себе, и громко. Чего стоит «Нотр-Дам Де Пари», снискавший славу даже не в самых преданных мюзиклу странах. По крайней мере, на то время. Таковой можно было назвать и Россию.

В России

История возникновения мюзикла в России обязательно сделает крюк в 30-е, в страшное для страны время, когда реальностью был террор, а на экранах царила контрастирующая с ним жизнерадостность Орловой и Утесова. Да, шоу «Веселые ребята» можно считать первой предпосылкой советского мюзикла. Фильмы Александрова отчасти были калькой голливудских кинохитов, не по сюжету, так как по концепции, структуре, эстетике. А что делал Дунаевский: хит за хитом, это что-то невероятное. Даже сейчас, даже понимая условия создания этой музыки, ощущаешь, как гениально скроены «Широка страна моя родная» и «Легко на сердце от песни веселой».

В послевоенное время только в 60-е назрел вопрос адаптации жанра к советской сцене. В Ленинграде поставили «Вестсайдскую историю», в театре Ленсовета – «Трехгрошовую оперу», и, конечно, «Свадьбу Кречинского» в Ленинградском театре оперетты. Но, наверное, самым узнаваемым до сих пор остается «Юнона и Авось», ленкомоский шедевр от Захарова и Рыбникова.

В 90-е, когда стало можно все, и западные сюжеты, возможности и инструменты, кажется, сами шли в руки, решено было сделать первый масштабный мюзикл. Который учитывал бы все каноны, и который прогремел бы на всю страну. Так появился мюзикл «Метро», российская версия польского шоу.

Был сумасшедший кастинг – именно на репетициях «Метро» впервые встретились Игорь Сорин и Андрей Григорьев-Аполлонов, звездный мальчик из «Приключений Тома Сойера» и яркий манекенщик из Сочи. Впоследствии они соединятся в поп-группу, которая станет главным российским бойз-бендом 90-х. А еще в «Метро» появились молодые Антон Макарский и Виктория Морозова, Мигель, Павел Майков, Теона Дольникова, Теона Контридзе и др. Постановка стала популярной, мюзикл действительно прогремел.

Потом были «Нотр-Дам», «Чикаго», «42 улица»… Был и печальный «Норд Ост», трагическая история которого надолго откинула назад тему мюзиклов в российском шоу-бизнесе. Одно это слово ассоциировалось со страшными событиями, потому постановки даже на стадии идеи были уже провальными. Время шло, и искусство пробивало свои ростки сквозь дымку памяти. И сейчас в мюзиклы тоже вкладываются. Например, в 2020-ом на сцену России вышли «Шахматы», легендарный мировой хит на музыку солистов АBBA. И интерес к нему оптимистически велик.

Самые известные мюзиклы и их история

И еще немного о тех постановках, которые не просто остаются на слуху, а которые давно стали синонимом успеха и гениальности.

Как создавались шедевры – кратко о хитах:

  • История мюзикла «Ромео и Джульетта». Французское шоу, в котором и музыкально и поэтически блистал Ж. Пресгюрвик, дебютировало в 2001-ом. Классический сюжет был переложен на лад музыкального повествования, в разных странах мотивы несколько менялись (например, отсутствовал персонаж Смерть). В российской постановке Смерть играл, кстати, Николай Цискаридзе. Шоу успешно прокатилось по всему миру, его запись на дисках раскупили тиражом 14 миллионов. Россиянам мюзикл запомнился также хитом «Короли ночной Вероны», клип на который крутили все телеканалы.
  • История мюзикла «Нотр-Дам». Между прочим, Гюго, написавший «Собор Парижской Богоматери», считал, что произведение отлично подойдет для оперной постановки. Французско-канадский мюзикл стал абсолютным хитом и напомнил миру о творчестве Гюго, подарив тому новую волну популярности. Премьера случилась в Париже, в 1998-ом. Постановке даже удалось, благодаря невероятной востребованности, попасть в Книгу Рекордов Гиннеса. Самой первой написанной для мюзикла песней стала легендарная «Belle». В русской версии блистали Светлана Светикова и Теона Дольникова, а также Вячеслав Петкун, Антон Макарский, Анастасия Стоцкая, Эд Шульжевский и др.
  • История мюзикла «Призрак оперы». Автор этого произведения – Эндрю Ллойд Уэббер. Талантливая певица Кристина стала одержима обезображенным музыкальным гением: вот, если в двух словах, о чем знаменитая постановка. Авторы вдохновлялись одноименным фильмом 1925 года выпуска, мало понимая, как то же сделать на сцене. Но все получилось, и в 1986-ом году Уэст-Энд стал пристанищем нового шедевра. Визиткой мюзикла стала композиция, написанная Уэббером для своей возлюбленной Сары Брайтман. В итоге появившийся в Европе мюзикл стал самым долгоиграемым на Бродвее. Да, в истории с «Призраком оперы» есть долгий суд о плагиате, но кто об этом помнит? Скандалы утихают, а музыка, как ни крути, вечна.
  • История мюзикла «Кошки». И снова Уэббер! Только уже тема детских стихов Т. Элиота вдруг становится основой будущего супершоу. В Лондоне «Кошки» впервые удивили публику в 1981-ом, через год появились на Бродвее. Кассовый успех во всех тридцати странах, где он был поставлен! Мюзикл стал также одним из самых долгоиграемых шоу. История про ежегодный кошачий бал полюбилась по всему миру, очень часто мюзикл как основу берут для школьных постановок.
  • История мюзикла «Юнона и Авось». Вообще-то это рок-опера, но причислять ее к мюзиклу тоже справедливо. Музыку написал Алексей Рыбников, либретто – Андрей Вознесенский, а поставил будущее легендарное действо Марк Захаров. Спектакль стал визиткой Ленкома, и до сих пор является очень популярной постановкой. Юнона и Авось – это названия парусных судов из экспедиции Николая Резанова, русского путешественника и дипломата. История последних лет его жизни и несостоявшийся брак с юной Кончитой стали основой сюжета мюзикла. Впервые публика увидела постановку в 1981-ом, и трио Николая Караченцова, Елены Шаниной и Александра Абдулова считается золотым составом спектакля. Пьер Карден помог показать шоу на Западе. Сегодня главную роль в мюзикле исполняет Дмитрий Певцов, а Виктор Раков, Анна Большова и Алла Юганова взяли на себя другие главные роли. Самой известной темой рок-оперы стала песня «Я тебя никогда не забуду», одна из лучших русскоязычных музыкальных композиций в истории.

Мюзикл – живое искусство, синтез жанров и сценических концепций, который пытается открыть новые грани своих возможностей. Это тяжело, но возможно, потому что данному жанру такой фокус удавался уже не раз.

Концептуальный мюзикл

Концептуальный мюзикл зачастую не рассказывает конкретную историю. Его ядро — это определенная идея или концепция. Например, в «Компании» Сондхайма на сцене появляются пять семейных пар из Нью-Йорка и их друг-холостяк. Всё шоу — это не связанные друг с другом сцены из жизни и обрывки диалогов, через которые автор разбирается, что такое отношения.

Прямо сейчас можно увидеть мюзикл Стивена Шварца «Пиппин». Легендарный режиссер и хореограф Боб Фосси придал ему форму спектакля в спектакле. Герои мюзикла, странствующие средневековые комедианты, разыгрывают историю о сыне короля франков Карла Великого. В ней одержимый поисками славы и своего места в жизни принц Пиппин, нарочно подгоняемый и искушаемый Ведущим артистом, который постоянно вмешивается в действие, проходит испытания тщеславием, войной, властью и праздностью.

Алексей Франдетти

режиссер мюзиклов

— Существуют мюзиклы, к которым надо готовиться. Концептуальный мюзикл появился в 1973 году, когда состоялась премьера «Кабаре». Жанр перестал быть развлечением и превратился в сложносочиненный спектакль. Лучшие примеры этого типа — «Воскресенье в парке с Джорджем» Сондхайма (как и все его спектакли), «Прелюдии» — фантазия на тему того, что видел Рахманинов, когда его с помощью гипноза лечили от депрессии

Безусловно, стоит обратить внимание на «Хэйдстаун» Анаисы Митчелл, пересказывающий древнегреческий миф об Орфее и Эвридике в постановке Национального театра в Лондоне

Что посмотреть

Мюзикл

«Пиппин»

Ссылка

В других материалах «Бумаги» читайте обзор спектакля «Русская классика» по главным произведениям XIX века, у которого есть пять версий, а также материал о постановке «Трех толстяков» в БДТ, в которой гигантский Сталин ест людей, а с потолка сыплются тонны песка. И обязательно подписывайтесь на нашу культурную рассылку: в ней мы каждую неделю рассказываем, о трех культурных событиях в Петербурге, которые стоят ваших времени и денег.

Истории любви

Все мюзиклы — о любви. К женщине, мужчине, своему делу, Родине, деньгам. От «Вестсайдской истории» Бернстайна (которая совсем скоро выйдет в новой киноверсии Спилберга) до недооцененного мюзикла с говорящим названием «Аспекты любви» Ллойда Уэббера (шоу исследует и мимолетное увлечение, и отношения в браке, и любовь родителей и детей). Одной из самых захватывающих историй любви в мюзиклах Франдетти называет «Пробуждение весны», которую в начале ХХ века впервые в стране, в Петербурге, ставил Всеволод Мейерхольд.

В начале июня Франдетти представит в петербургском «Приюте комедианта» российскую премьеру мюзикла «Дорогой мистер Смит», по духу напоминающего «Джейн Эйр» и сериал «Аббатство Даунтон». В основу мюзикла на двух артистов лег эпистолярный роман — подборка посланий юной Джуди Эббот своему тайному попечителю, который спас ее от нищеты и дал шанс стать успешной писательницей.

Алексей Франдетти

режиссер мюзиклов

— Уникальна форма этого спектакля: камерных мюзиклов очень мало. С одной стороны, именно это дает нам возможность рассматривать зарождение любви под микроскопом. С другой, такой мюзикл возможен только с мощными исполнителями, потому что кроме них нам «нечем прикрыться», мастерство артистов — это главный трюк и козырь. Хотя в нашем случае мы еще объединяем красивую ретро-картинку с современными технологиями — прямым взаимодействием с видео.

Отличие мюзикла от музыкальных спектаклей других жанров

Чем же отличается мюзикл от своих предшественниц – оперы и оперетты? Между оперой и мюзиклом отличий достаточно много. С опереттой же – много общего.

Спектакль, где артисты, исполняющие роли, должны владеть различными вокальными техниками от классики до джаза, – вот что такое мюзикл. Опера более требовательна к вокальным данным артистов: чтобы исполнять оперные партии, необходим более сильный и яркий голос с широким диапазоном. Но, с другой стороны, солисты оперных театров поют исключительно в академической манере.

Спектакль, в котором артисты должны не только хорошо петь, но и обладать драматическим талантом. Именно так можно ответить на вопрос «Что такое оперетта?». И мюзикл – это также спектакль, где артист должен быть хорошим драматическим актёром и прекрасным вокалистом. Но, помимо этого, артисты здесь должны танцевать на высоком уровне. В оперетте актёры тоже исполняют танцевальные номера, но реже и не такие сложные. В мюзикле присутствуют различные танцевальные и вокальные жанры – джаз, эстрада, классика, рок, фольклор. В оперетте, как и в опере, манера пения и танца академическая.

«Чикаго»

  • Жанр: криминал, драма, комедия
  • Дата выхода: 1975

11 марта 1924 года в газете «Чикаго Трибьюн» журналистка Морин Уоткинс рассказала об актрисе варьете, убившей своего любовника, — это стало отправной точкой для сюжета мюзикла. В те времена рассказы о преступлениях на сексуальной почве были весьма популярны, и Уоткинс продолжила писать о них. 3 апреля 1924 года появилась ее новая заметка о женщине, застрелившей бойфренда. Позже Уоткинс написала пьесу «Чикаго».

В 2002 году вышел фильм «Чикаго» с Рене Зелльвегер (Рокси), Кэтрин Зетой-Джонс (Вельма) и Ричардом Гиром (Билли Флинн).

Описание

История мюзикла рассказывает о танцовщице кордебалета Рокси Харт, хладнокровно убившей своего любовника. В тюрьме Рокси знакомится с Велмой Келли и другими преступницами, а потом нанимает адвоката Билли Флинна, с помощью которого избегает наказания, а заодно становится настоящей звездой. Премьера мюзикла состоялась 3 июня 1975 года.