Партии черносотенцев в россии в период начала xx века

Оглавление

↑ Идеи черносотенцев

  • Ликвидировать парламент и Думу.
  • Создать при царе консультативный совет
  • .Русские должны получить в стране особый статус избранного народа.

Основная идеология черносотенцев заключалась в следующем:

  • Они были продолжателями идей Славянофилов;
  • Мифологизировалась история России, что мешало черносотенцам увидеть отсталость страны в политическом и экономическом аспектах;
  • Особая миссия народа представлялась как борьба со злом и построение мироустройства на основе христианской религии;
  • Представители движения были убеждены, что именно русские должны стоять у истоков духовного православного просвещения;
  • Идеальная форма государственного управления Россией – монархия, которая должна быть в постоянном взаимодействии с народов и церковью;
  • Россия должны объединить всех славян и стать центром их общей федерации;
  • Церковь и государство должны быть единым целым;
  • Бюрократии не должно существовать, все должен решать народ, т.е. приходская община.

Черная Сотня и украинский вопрос

Черносотенцы классифицировали украинцев как русских и пользовались поддержкой многих « москвичей », считавших себя русскими и отвергавших украинский национализм и идентичность. Черносотенное движение активно выступало против того, что оно считало украинским сепаратизмом, а также против продвижения украинской культуры и языка в целом и против произведений украинского поэта Тараса Шевченко в частности. В Одессе черносотенцы закрыли местное отделение украинского общества « Просвита» , организации, деятельность которой была посвящена распространению грамотности в украинском языке и повышению осведомленности об украинской культуре.

Подстрекательство к насилию

Анти- «черносотенная» сатира. Справка: «Обладатель этого документа не является ни студентом, ни интеллигентом и поэтому не подлежит избиению», выданная «Главным управлением черносотенцев».

Когда два депутата Думы , Григорий Борисович Иоллос ( Полтавская губерния) и Михаил Герценштейн (р. 1859, ум. 1906 в Териоки ), оба от Конституционно-демократической партии , были убиты черносотенцами, их печатный орган « Русское знамя» открыто заявил. что «настоящие русские убили Герценштейна и Иоллоса с ведома официальных лиц» и выразили сожаление по поводу того, что «только два еврея погибли в крестовом походе против революционеров». Черная сотня, как известно, применяла насилие и пытки к любому, кто, по их мнению, представлял угрозу для царя.

Предыстория

Черносотенцами называли членов не одной политической партии – применяя это понятие, говорили о:

  • «Союзе русского народа»;
  • «Русском собрании»;
  • «Белом двуглавом орле»;
  • «Союзе русских людей»

и других. Определение поначалу носило презрительный оттенок, однако сами черносотенцы подхватили его и даже гордились им, напоминая, что «чёрной сотней» в допетровской России называли посадских людей, плативших налоги.

Иными словами, «чёрная сотня» была в некотором смысле опорой государства. Черносотенцы начала XX в. тоже считали себя опорой России, но по сути являлись только поддержкой зашатавшегося трона.

Литература

  • Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. 1911—1917. — М.: РОССПЭН, 2001. — 472 с. — ISBN 5-8243-0244-8.
  • Лавриков С. В. Правомонархическое движение в Тверской губернии, 1905—1915 гг.: дисс. … канд. ист. наук : 07.00.02. — Тверь, 1996. — 204 с.
  • Размолодин М. Л. Черносотенные организации губерний Верхнего Поволжья в 1905—1914 гг. (на материалах Ярославской, Костромской и Владимирской губерний). — Ярославль: Изд-во Александр Рутман, 2001;
  • Размолодин М. Л. О консервативной сущности чёрной сотни / под ред. проф. Ю. Ю. Иерусалимского. — Ярославль: Нюанс, 2010.
  • Размолодин М. Л. Русский вопрос в идеологии чёрной сотни / под ред. проф. Ю. Ю. Иерусалимского. — Ярославль: Нюанс, 2010.
  • Стогов Д. И. Черносотенцы: Жизнь и смерть за великую Россию / отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Ин-т рус. цивилизации, Алгоритм, 2012. — 672 с. — ISBN 978-5-4261-0004-6.

История

  • Черносотенцы возводят своё происхождение к низовому нижегородскому ополчению Смутного времени, предводимого Кузьмой Мининым, которые «стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру, ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели» (В России XIV—XVII веков «чёрными» назывались земельные наделы чёрносошных крестьян и тяглого городского населения, то есть тех крестьян и городского населения, которые облагались налогами в пользу государства. В исторических источниках «чёрные» земли противопоставляются «белым» землям, которые находились во владении феодалов и церкви).
  • Черносотенное движение выступило в начале XX века под лозунгами защиты Российской империи и её традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности».

Первой организацией черносотенного толка стало «Русское собрание», созданное в 1900 году.

Существенным источником финансирования черносотенных союзов были частные пожертвования и сбор.

По мнению ряда учёных, участие известных деятелей в черносотенных организациях было впоследствии существенно преувеличено. Так, доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев считает, что

«Чёрная Сотня» 1905—1917 годов — это несколько крупных и мелких монархических организаций: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Русская монархическая партия», «Союз русских людей», «Союз борьбы с крамолой», «Совет объединённого дворянства», «Русское собрание», «Белый Двуглавый Орел», «Общество активной борьбы с революцией» и другие.

Черносотенное движение в разное время публиковало газеты «Русское знамя», «Земщина», «Почаевский листок», «Колокол», «Гроза», «Вече». Черносотенные идеи проповедовались также в крупных газетах «Московские ведомости», «Киевлянин», «Гражданин», «Свет».

Среди лидеров черносотенного движения выделялись Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Николай Марков, князь М. К. Шаховской.

В октябре 1906 года различные черносотенные организации провели в Москве съезд, где была избрана Главная управа и провозглашено объединение под крышей организации «Объединённый русский народ». Объединения фактически не произошло, и уже через год организация прекратила своё существование.

Небольшие по численности черносотенные организации умели, тем не менее, создавать видимость всенародной поддержки монархии

Так, незадолго до Февральской революции, когда председатель IV Государственной думы М. В. Родзянко попытался обратить внимание царя на растущее в стране недовольство, Николай II показал ему большую пачку телеграмм черносотенцев и возразил: «Это неверно. У меня ведь тоже есть своя осведомлённость

Вот выражения народных чувств, мною ежедневно получаемые: в них высказывается любовь к царю». Особенно убедительно действовали верноподданнические телеграммы черносотенцев на императрицу Александру Фёдоровну.

После Февральской революции 1917 черносотенные организации были запрещены и частично сохранялись на подпольном положении. Во время Гражданской войны многие видные лидеры черносотенцев примкнули к Белому движению. Некоторые видные черносотенцы со временем примкнули к различным националистическим организациям.

В популярной культуре

  • В романе Джека Лондона « Железная пята» 1908 года , который предсказывает подъем гипотетического националистического правительства в США, наемные бандиты, выступающие против рабочих , и лояльные режиму, используют имя черных сотен.
  • В романе Бернарда Маламуда « Фиксатор» 1966 года , в котором Яков Бок изображен как еврей, переживший погром и переехавший в Киев , Яков меняет свою фамилию на более русскую, и вскоре его нанимает член Черной Сотни.
  • В романе Эдварда Резерфурда 1991 года « Русская» молодой Бобров (одна из вымышленных семей, изображенных в романе) избит на улице бандой молодых черносотенцев за то, что он выглядит евреем и является сыном социал-демократа.
  • В « Корнях: Следующие поколения» друг-еврей чернокожих героев сериала шутит, что ку-клукс-кланцы , сожгшие его магазин, просто пикеры рядом с «Царской черной сотней».
  • В романе Анатолия Рыбакова 1988 года « Дети Арбата» , часть II, глава 13, действие которого происходит в Москве в середине 1930-х годов, старый район Шароков Охотный ряд описывается как имеющий много кладовщиков, которые были черносотенцами. В части III, главе 5, Ханлар Сафаралиев, нефтяник, убит головорезами из банды черносотенцев; Сталин произносит речь у могилы.

Примечания

  1. ↑ , с. 486—487.
  2. Черносотенцы — статья из Большой советской энциклопедии. 
  3. , с. 120.
  4. С. А. Степанов. «Чёрная сотня. Что они сделали для величия России?» // М.: Яуза-пресс, 2013
  5. Бизюкин С. С. Экономические воззрения правомонархического (черносотенного) движения в России в начале XX века // Взгляд из третьего тысячелетия: Сборник рефератов. Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина — Рязань, 2003.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 февраля 2008.
  7. Куликов С. В. Император Николай II в годы Первой мировой войны. СПб. 2000. С. 285
  8. Сибирская торговая газета. № 83. 12 апреля 1907 год. Тюмень
  9. ↑ . cyberleninka.ru. Дата обращения: 5 января 2021.
  10. Размолодин М. Л.  (недоступная ссылка). Сайт «Хронос». Дата обращения: 11 апреля 2012.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2010.
  12. Первая боевая организация большевиков. 1905—1907 гг. — М., 1934. — С. 221.
  13. Циркуляр Департамента полиции от 8 марта 1908 г. // Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX — начало XX вв.): Сборник документов. — М.: АИРО-XXI, 2001. — ISBN 5-88735-079-2
  14. Неформальные молодёжные сообщества Санкт-Петербурга: Теория, практика, методы профилактики экстремизма. / под ред. А. А. Козлова, В. А. Канаяна. — СПб., 2008. — С. 102.

Роль в погромах

Члены «Чёрной сотни» проводили рейды (с неофициального одобрения правительства) против различных революционных групп и погромы, в том числе против евреев.

Исследователь «чёрной сотни» историк Максим Размолодин считает, что этот вопрос является дискуссионным и требует дальнейшего изучения.

Черносотенные организации начали своё формирование не до, а после первой, самой сильной волны погромов. Доктор исторических наук историк черносотенного движения Сергей Степанов пишет, что в последующий период орудием черносотенного террора стали боевые дружины «Союза русского народа» и других крайне правых организаций. Максим Размолодин утверждает, что по мере разворачивания деятельности черносотенных организаций волна погромов начала спадать, на что указывали многие видные деятели данного движения и признавали политические противники.


Черносотенный погром 1905 года в Томске автор картины — Владимир Вучичевич-Сибирский

Сатира на членский билет черносотенных организаций: «Выдано предъявителю сего въ томъ, что онъ не студентъ и не интеллигентъ. А потому избіенію не подлежитъ»

Черносотенные организации наиболее активно действовали в регионах со смешанным населением (на территории современных Украины, Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости»), где было сосредоточенно более половины всех членов Союза русского народа и других черносотенных организаций. После организации черносотенного движения было зафиксировано всего два крупных погрома. Оба они произошли в 1906 году на территории Польши (Белосток, Седльце) где русские черносотенцы не имели большого влияния.
Лидеры черносотенного движения и уставы организаций декларировали законопослушный характер движения и осуждали погромы. В частности, председатель Союза русского народа А. И. Дубровин в специальном заявлении в 1906 году определил погромы как преступление. Хотя борьба с «еврейским засильем» была одной из основ движения, но его лидеры разъясняли, что она должна вестись не насилием, а экономическими и идеологическими методами, то есть преимущественно усилением дискриминации евреев. Погромы в 1906 — 1907 годах в основном устраивали уголовные элементы, жаждущие наживы, включая некоторые боевые дружины черносотенцев, слабо контролируемые СРН. Размолодин утверждает, что черносотенными газетами, при общей антисемитской направленности, не было опубликовано ни одного прямого призыва к еврейскому погрому.

Тем не менее, Сергей Степанов утверждает, что программные документы и реальная деятельность сильно различались между собой. Существуют факты, свидетельствующие об активной пропаганде черносотенцами антиреволюционного насилия. Джон Дойл Клир и Шломо Ламброзо приводят слова М. Дубровина, произнесённые перед 300 членами одесской организации СРН:

Всероссийские съезды

Черносотенцы организовали четыре всероссийских съезда с целью объединения своих сил. В октябре 1906 года они избрали так называемую главную управу (своего рода совет директоров ) новой общероссийской черносотенной организации Объединенный русский народ». Однако после 1907 года эта организация распалась, и все черносотенное движение стало слабее, поскольку количество членов неуклонно снижалось. Во время Февральской революции 1917 г. оставшиеся организации черносотенцев были официально ликвидированы.

Эмигрировав за границу, многие черносотенцы оказались в числе главных критиков Белого движения . Они обвинили движение не только в том, что оно не подчеркнуло монархизм как ключевую идеологическую основу, но и в том, что оно предположительно находится под влиянием классических либералов и масонов . Борис Брасол (1885–1963), бывший черносотенец, был среди тех, кто позже эмигрировал в США . Там он подружился с промышленником Генри Фордом , который дал Брасолу работу в газете The Dearborn Independent . Брасол также помогал в постановке «Международного еврея» .

Прекращение деятельности

Представители крайне правого крыла довольно рано почувствовали, что теряют позиции на политической арене. Число сторонников стало сокращаться, и определённую роль сыграла дискредитация черносотенцев наиболее радикальными представителями этого течения. Примерно к 1910 году уже было ясно: движение угасает.

Черносотенцы сыграли свою роль в политических играх начала XX столетия, пытаясь выступить оплотом неограниченной монархии, но по сути превратившись в силу, которая в конечном итоге помогала расшатывать трон. К моменту революционных событий 1917 года они утеряли доверие и политический вес. Консервативные взгляды черносотенцев к этому периоду истории абсолютно не соответствовали запросам времени.

Литература:

  • Степанов С.А. «Политические партии России: история и современность».
  • Кожинов В. «Черносотенцы и Революция».
  • Степанов С. «Чёрная сотня».

↑ Интересные факты о черносотенцах

Есть несколько моментов, на которые надо обратить внимание:

  • Обычно «черной сотней» называли посадское население, с которого взымались налоги. Так, Черная Сотня в Нижнем Новгороде, в 16 веке собралась вокруг Минина и уберегла страну от польского произвола.
  • Николай Второй принимал активное участие в деятельности Черносотенцев.
  • Во время выборов в первую Думу Черносотенцы набрали 9%.
  • Столыпиным был создан секретный фонд, который финансировал Черносотенцев.
  • Во время наиболее острой борьбы против революции был провозглашен слоган «Православие, Самодержавие, Русская народность».
  • После Перестройки в начале 1990-х гг. в России наблюдалось возникновение черносотенного движения.

Кто такие черносотенцы?

После Манифеста 1905 года, разрешившего свободу собраний и союзов, черносотенцы «вышли в свет».

Состав, численность

В крайне правых партиях изначально преобладающим звеном были духовенство и помещики. Их ряды активно пополнялись представителями буржуазии, богатого купечества. В городах их поддерживала часть мещан и ремесленников. А вот крестьяне почти не вступали в черносотенные союзы, поскольку поддерживаемые ими программы не содержали никаких пунктов, которые могли бы улучшить положение земледельцев. Более того, программы черносотенцев предполагали возможность продажи или аренды крестьянам только государственных земель (чаще всего пустующих и малопригодных), а помещичьи участки трогать было запрещено.

Численность членов черносотенных союзов была относительно невелика для огромной России, но всё же являла собой заметную цифру: согласно подсчётам историков, в начале XX в этих партиях насчитывалось до 410 тысяч членов и сочувствующих.

Основатель и главный идеолог движения

«Отцом» черносотенцев считают В.А. Грингмута. Филолог, публицист, в прошлом преподаватель, Грингмут основал «Русскую монархическую партию», главным принципом которой была борьба за сохранение самодержавия в России.

Грингмут пользовался немалым авторитетом в кругах духовенства и буржуазии, в его руках находился действенный инструмент формирования общественного мнения – газета «Московские ведомости», редактором которой он оставался до конца жизни.

Грингмут полагал: Российская империя должна быть монархическим государством, причём нельзя делать никаких уступок в пользу либерализма: никакого парламента, никакой думы – все нити власти должны сосредотачиваться в руках царя.

Известные приверженцы черносотенного движения

Первыми черносотенцами очень условно можно считать славянофилов, у которых они брали основные идеи. Это А.С. Хомяков, братья Аксаковы, В.И. Даль. Славянофилом был писатель Ф.М. Достоевский.

К «настоящим» черносотенцам принадлежали В. Пуришкевич, Д. Марков. Не скрывали правых взглядов и симпатии к черносотенцам Д.И. Менделеев, В. М. Васнецов. Среди элиты черносотенцами были братья Шереметевы, князь Трубецкой и многие другие.

Идеология

Истоки идеологии черносотенства берут своё начало в славянофильском течении. Многие её положения переплетались с официальной монархической доктриной, платформой националистов, а в некоторых случаях с октябристской программой[источник не указан 770 дней]. Черносотенцы противопоставляли себя марксизму и не признавали марксистского понимания истории[].

В сфере экономики черносотенцы выступали за многоукладность. Часть черносотенных экономистов предлагала отказаться от товарного обеспечения рубля.

Часть черносотенных идей — как программы организаций, так и обсуждаемые черносотенной прессой темы, — предполагала консервативное общественное устройство (имели место значительные споры по вопросу о допустимости парламентаризма и вообще представительных учреждений в самодержавной монархии) и некоторое обуздание «эксцессов» капитализма, а также укрепление общественной солидарности, формы прямой демократии.

Идеология и программы черносотенцев

Основным постулатом черносотенцев, объединявших сторонников неограниченной монархии, была формула «Православие, самодержавие, народность». Они почерпнули идею у министра просвещения Сергея Уварова. Этот яркий представитель монархизма отрицал законность любого проявления свободомыслия, выступал за ужесточение цензурных требований ко всем публикуемым произведениям и учебникам. Взгляды Уварова отличались консервативностью, а «православие, самодержавие и народность» он называл «последним якорем нашего спасения».

Надо отметить, что правительство обращало на черносотенцев особое внимание и не только поощряло их деятельность (включая даже погромы), но и финансировало их. В начале своей карьеры им помогал министр Столыпин, действуя через организованный собственными силами специальный фонд

В мае 1906 года был создан проправительственный «Совет объединённого народа», снабжавший денежными средствами черносотенные партии.

Партии черносотенцев носили различные наименования, однако идейные взгляды их членов и разработанные ими программы в целом совпадали. Представители этого крыла были нацелены на:

  • поддержание неделимости Российской империи (причём любыми путями и средствами);

  • усиление религиозной пропаганды (сохранение приверженности большинства христианским догматам);

  • ликвидация и недопущение в дальнейшем воссоздания и возможности функционирования Государственной Думы;

  • создание при монархе консультативного совета (который, однако, не обладал бы решающим правом голоса и мог бы только высказывать своё мнение);

  • укрепление позиций русской нации, приоритет русского народа, его главенствующее положение во всех политических, социальных и экономических вопросах.

Последний принцип постепенно менялся, ведущая роль, которую черносотенцы отводили русским в ущерб другим народностям, сменилась откровенным антисемитизмом. Вопрос отношения к евреям был особо болезненным для черносотенцев, их отношение становилось нетерпимым. Не исключено, что здесь оказал влияние тот факт, что многие важные государственные посты в империи занимали представители этой нации, кроме того, многие из них проявили блестящие предпринимательские способности.

Деятельность черносотенцев

Представители движения вели агитацию в храмах, зачитывая там обращения к народу, устраивали собрания. За период их легального существования было проведено 4 съезда.

После 1905 года черносотенные партии нередко стали связывать с организацией страшных погромов, направленных на представителей еврейской национальности. Действительно, таких случаев было немало. Черносотенцы старались разжигать межнациональную рознь, следуя запросам правительства, которое пыталось таким образом перевести фокус внимания населения с насущных проблем на искусственно выдуманные. Со временем часть погромов приобрела и иную направленность, в том числе против личностей, занимавших влиятельные посты, которые почему-либо не устраивали черносотенцев.

Важный момент: изначально представители движения относились и к террору, и к погромам резко отрицательно. Однако к 1907 году политика этих партий во многом изменилась.