Возникновение государства в афинах. государственный строй афин

Реформы Клисфена

В 560 г. до н.э. власть в Афинах захватил родственник Солона — Писистрат. Тирания династии Писистратидов просуществовала до 510 г. до н.э. После очередного восстания народа для прекращения смуты чрезвычайные полномочия получил в 509 г. до н.э. Клисфен, который должен был обезопасить демократический строй от возможности будущих узурпаций.

Вся территория Афин была поделена на 30 частей, с приблизительно равным количеством населения, названных тритиями.

Причем 10 тритий располагались в сельских районах, 10 — в приморских и 10 в городских кварталах. Три тритии (по одной из села, побережья и города) составляли административно- территориальную филу. Все филы делились на демы (всего насчитывалось около 100 демов), возглавляемые выборными старостами — демархами.

Совет 400 Клисфен заменил Советом 500. В его состав входили по 50 выборных членов от каждой из 10 фил.

Высшее военное управление сосредоточилось в руках Коллегии 10 стратегов, представлявших также одну из десяти территориальных фил.

Кроме того, каждая из 10 фил должна была сформировать батальон пехоты и подразделение конницы, а также снарядить за свой счет 5 боевых кораблей с командиром (навархом) и укомплектовать экипаж.

Дабы обезопасить демократию от необходимости отказаться от нее, Клисфен учредил институт остракизма (суда черепков). Сущность этой процедуры состояла в ежегодном определении гражданина, изгоняемого на 10 лет из Афин без конфискации его имущества. Обычно изгоняли самого умного и любимого народом человека, чтобы он не стал царем или тираном, ведь народоправство — это власть посредственных личностей. Решение об изгнании простым большинством выносило Народное собрание, при условии, что его участниками являлись не менее 6 тыс. человек.

Управление Афинами в додемократический период

До VII в. до н. э. в городе к управлению была допущена только знать. Власть в своих руках держал Ареопаг, заседавший на холме бога Марса и состоявший из девяти выборных архонтов. Они не только управляли Афинами, но и вершили суд, в основном несправедливый, придерживаясь интересов знати. Но самой одиозной фигурой из архонтов за время существования такой формы правления был Драконт, издававший абсурдные и жестокие законы.

Простым жителям Древних Афин жилось плохо. Они имели маленькие, самые неплодородные участки земли, где почти ничего не удавалось вырастить. Потому, чтобы заплатить налоги, они вынуждены были брать в долг под проценты у знатных и богатых. А поскольку отдать так называемые выплаты не могли, то постепенно отдавали в рабство тому, кому были должны, своих детей, жен, и даже самих себя. Такое пленение называли долговым, а на участки заемщикам устанавливали обозначающие камни для свидетельства.

Против долгового рабства среди демоса и ремесленников постепенно росло возмущение, которое в конечном итоге привело к восстанию.

Родоплеменная организация древних Афин. Синойкизм

Полисный этап греческой (в т.ч. афинской) истории, с точки зрения основных показателей социальноэкономического, политического и культурного развития, принято делить на три основных периода:

  • гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений (героическая эпоха);
  • архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) — возникает полисное общество и государство;
  • классический период (V-IV вв. до н.э.) — расцвет греческой цивилизации и культуры.

Нас, прежде всего, интересует характеристика социальной организации греческих племен гомеровского (догосударственного) периода.

Анализируя произведения древнегреческой литературы — «Одиссею» и «Илиаду», можно сделать вывод, что на Балканах в начале I тыс. до н.э. существовали автаркичные семейные хозяйства, земледелие и скотоводство являлись почетными занятиями, торговля презиралась, отсутствовала монетная денежная система, морской разбой отнюдь не осуждался, а кумирами социума были воины- аристократы, такие как Ахиллес.

Весь спектр общественных отношений регулировался обычаем и силой оружия.

Греки жили родами, которые объединялись в фратрии (братства). Несколько фратрий составляли филу (племя).

В науке выделяют следующие особенности отношений, имевших место среди членов рода:

1. Род избирал своего старейшину для мирного времени и военного предводителя (вождябазилевса). В выборах участвовали на равных правах лишь мужчины, держащие в руках оружие.

Род по своему усмотрению смещал старейшину и вождя; в решении этого вопроса также принимали участие мужчины, держащие в руках оружие.

Никто из членов рода не имел права вступать в брак внутри рода.

Имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода.

Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь и защиту, и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими. В деле защиты своей безопасности каждый член рода полагался на покровительство рода и мог рассчитывать на это; тот, кто причинял зло ему, причинял зло всему роду. Отсюда из кровных уз родства возникала обязанность кровной мести.

Род имел определенные имена или группы имен, пользоваться которыми во всем племени мог только он один, так что имя каждого отдельного человека точно указывало, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно были связаны и родовые права.

Род мог усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены своего племени.

Каждый род соблюдал свои религиозные церемонии и празднества.

Каждый род имел свое место погребения.

Род имел совет — демократическое собрание всех членов рода (мужчин-воинов).

Общеплеменная система управления копировала родовую организацию греческих племен. Так, старейшины родов составляли Совет старейшин. Все мужчины собирались на народное собрание. Во время войны избирался племенной вождь — базилевс, который командовал дружиной, вершил правосудие и выполнял религиозные церемонии.

В VIII веке до н.э. при легендарном базилевсе Тезее произошло объединение (по-гречески «синойкизм») четырех племен (ахейцев, дорийцев, ионийцев, этолийцев), населявших Аттику, в единый народ.

Вместо Совета старейшин отдельных племен был создан объединенный Совет в Афинах.

Все население города и прилегающих территорий делилось на три группы:

  • эвпатридов (благородных);
  • геоморов (землевладельцев);
  • демиургов (ремесленников).

Племенных базилевсов заменил архонт. Первоначально архонт избирался из числа эвпатридов пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н.э. стали выбирать девять архонтов на 1 год.

Для контроля за базилевсами эвпатриды создали ареопаг, заменивший Совет старейшин. Этот орган являлся главным законодателем и судьей. Он выбирал архонтов и руководил народным собранием.

Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага.

В VII веке до н.э. страна была разделена на 48 небольших территориальных округов (навкрарий), жители каждого из которых должны были поставить один корабль для флота, снарядить его экипажем, а также выставить двух вооруженных всадников. Деление населения по навкрариям производилось без всякого учета племенной принадлежности.

Таким образом, реформы мифического Тезея дали первый толчок к формированию полисного государства.

Участники

Всё начиналось с племенных сходок, которые в городах-государствах переросли в собрания граждан, решавших основные вопросы жизнедеятельности. Их начало датируется VI столетием до н. э. Форумы собирались с периодичностью до 10 раз в году, а позднее стали регулярными, и происходили не реже трёх раз в месяц. Кто приглашался на народное собрание в Древней Греции? Политические права принадлежали только мужчинам. Условия два: они должны быть свободными гражданами, включёнными в специальные списки, и иметь возраст старше 20 лет. Не допускались рабы, метеки (переселенцы), женщины и дети.

Приблизительные расчёты историков таковы: из 450 тысяч жителей Аттики в пору расцвета пользовались гражданскими правами лишь 35. На собраниях же присутствовало всего несколько тысяч. Древние греки не соблюдали кворум, но для принятия важных решений требовалось не менее 6 тысяч граждан.

Главным достижением демократии было отсутствие имущественного ценза. Более того, в конце «золотого века» участникам народного собрания платили небольшие деньги. Это делалось для того, чтобы крестьяне, мелкие торговцы и ремесленники могли отрываться от работы без ущерба для себя. На главном форуме можно было одновременно встретить знатных и богатых граждан в роскошных гиматиях и бедных крестьян в хламидах, войлочных шляпах и с посохами в руках.

Известны три места, где происходили важнейшие сходы в Афинах:

  • склон холма Пникс, расположенный близ Акрополя;
  • рыночная площадь, или агора;
  • Пирей, небольшой портовый пригород столицы Древней Греции.

Место собрания обносили со всех сторон верёвкой красного цвета. Самые сильные рабы, вооружённые кинжалами и хлыстами, выполняли роль полицейских. Специальные контролёры проверяли входящих за оцепление и сверяли со списками. Посторонних, по их приказу, рабы прогоняли прочь. На холме Пникс устанавливались скамьи, но чаще люди рассаживались прямо на земле, где пили и ели в течение дня, ведь народное собрание в Древней Греции начиналось с раннего утра, а завершалось с наступлением сумерек. По традиции выполнялся ритуал принесения жертвы богам. Жрецы проносили среди собравшихся убитых поросят, после чего читалась молитва, возвещавшая о начале форума.

Гелиэя

В качестве уступки демосу по решению Солона были созданы новые судебные ораны, назвавшиеся Гелиэя. В новом суде имелись представители всех классов афинского общества. Это создало совершенно новый правопорядок, коренным образом отличавшийся от всех предыдущих. Судебные органы впервые в истории стали работать на всех свободных людей страны. Люди могли рассчитывать на свободное обращение в суд без посредников, выступать в роли свидетеля или быть адвокатами ответчика. Кроме этого, им давалось право преследовать собственных врагов — ранее это разрешалось лишь представителям знати. С другой стороны, новые судебные органы могли лишить любого человека гражданства Афин. Это могло случиться с теми, кто не имел твердой гражданской позиции во время смут и междоусобиц. Люди, лишенные гражданства, были вне закона.

Перикл во главе управления Афинами.

Наибольшего могущества Афины достигли в то время, когда во главе управления Афинским государством стоял Перикл.

Он происходил из знатного рода и владел крупным имением, в котором работали десятки принадлежавших ему рабов.

Перикл был образованным и талантливым человеком. Даже в Афинах, где было много хороших ораторов, Перикл славился своим красноречием. Держался он спокойно и величаво, но когда произносил гневную речь, греки говорили, что Перикл подобен Зевсу, мечущему во врагов громы и молнии.

В 443 году до н. э.народное собрание избрало Перикла первым стратегом.

1 Оратор — человек, произносящий речь.

Перикл стремился объединить под властью Афин всю Грецию. Если кто-либо из союзников не хотел подчиняться Афинам и платить взносы в союзную казну, то афинское войско и флот заставляли его покориться. Часто Перикл предводительствовал в этих походах и сурово расправлялся с непокорными союзниками.

Во время правления Перикла строительство в Афинах велось в необычайно больших размерах.

Так как Перикл действовал в интересах большинства демоса, народное собрание в течение 15 лет, вплоть до его смерти, избирало его на должность первого стратега.

Эпоха классической Греции: начало

Теперь поговорим о времени, когда начало зарождаться афинское государство. Эта эпоха возникла через несколько веков после загадочной гибели Микенской цивилизации. В этот период в центральной области Древней Греции Аттике, стали образовываться города-государства, с прилегающими к ним пахотными землями, называемыми полисами. В разное время происходило возвышение то одних территорий, то других. Все полисы Древней Греции боролись за ведущее положение. Особенно Спарта и Афины.

Поскольку афинские земли были небогаты водой и плодородными почвами, здесь по большей части развивались не земледелие и скотоводство, а ремесла. Уже в VIII-VII вв. до н. э. в Афинах было открыто большое количество мастерских горшечников, кузнецов, сапожников, которые торговали своим товаром в лавках. В предместьях Афин развивались виноградарство и выращивание оливок, а также изготовление оливкового масла.

Очищение Афин Эпименидом Кносским

Прежде всего надо было избавить афинян и от тяготевшего над ними чувства, что боги прогневаны на них за оскорбление святилищ казнью соучастников мятежа Килона. В Аттике были после этого неурожаи, заразные болезни; они считались посылаемыми в наказание народу от богов, и дух его был угнетен страхом. При таком подавленном настроении афинян, продолжавшемся даже и после изгнания Алкмеонидов, невозможно было исцелить бедствия, произведенные раздорами; потому Солон призвал в Афины пользовавшегося величайшим уважением у всех греков жреца-прорицателя, критянина Эпименида Кносского, чтоб он жертвоприношениями и обрядами очищения примирил богов с прогневавшими их афинянами.

Эпименид Кносский был благочестивый человек с глубоким нравственным чувством, импонирующим характером и могущественным даром слова. О нем говорили, что он, как это делали восточные пророки и святые, провел иного лет в отшельничестве, питался только плодами и кореньями; что он много лет пролежал в пещере, объятый глубоким сном, и получил откровения от Зевса критского. Он дружил с Солоном и охотно принял его вызов приехать в Афины, примирить народ с богами. Он воздвиг в Афинах новые жертвенники, совершил жертвы на них, совершил обряды очищения, торжественным процессии. Таким образом, Эпименид при участии Солона очистил от осквернения холм Ареса, храмы и весь город; народ почувствовал себя примиренным с богами и получил веру в то, что они будут милостивы к нему. Правительство хотело наградить Эпименида Кносского, предлагало ему целый талант; он отказался, и возвращаясь на родину взял только ветвь с оливкового дерева Афины. Афиняне поставили в честь его статую; он был изображен сидящим и задумавшимся. Следующие поколения рассказывали о нем легенды, исполненные чудес, и придававшие его жизни сверхъестественную продолжительность.

Ободрившись своим примирением с богами, афиняне почувствовали доверие к своим силам и стали способны действовать отважно. Они показали это, вскоре потом предприняв, по предложению Солона, священную войну против города Криссы в защитудельфийского оракула ; их союзниками были Сикион и фессалийцы

Разрушив Криссу, проклятую амфиктионами, они приобрели себе признательность дельфийцев и поддержку влиятельного Дельфийского оракула. Глава семейства Алкмеонидов, Алкмеон, сын Мегакла, получивший вместе с другими изгнанниками позволение возвратиться на родину, действовал в этой войне очень энергично и своим усердием к Дельфийскому храму снял со своего рода проклятие. Одержав позже победу в состязании колесниц в Олимпийских играх (572 г.), он приобрел новую честь своему роду и своему отечеству.

Какие выгоды получали афинские граждане.

Рост числа рабов в Аттике и господство Афин над союзниками были выгодны не только богатым афинянам, но и всем афинским гражданам.

Из афинской казны стали выдавать вознаграждение за заседания в суде и за другую службу государству. Благодаря этому и феты могли занимать государственные должности. Немало афинян жили на это вознаграждение. Недаром в одном шуточном произведении V века до н. э. говорилось:

  • Ах, отец мой, если б судьи
  • Не сидели на собранье,
  • Где бы добыл ты нам на завтрак,
  • Нам на ужин?

В праздники фетам выдавали небольшие деньги на посещение театра. Бывали и бесплатные раздачи зерна афинским гражданам.

В Афинах строились великолепные здания. На это расходовались деньги из афинской казны и из казны морского союза. На строительстве получали хороший заработок плотники, каменотёсы, бронзовых и золотых дел мастера и другие ремесленники, а также возчики и моряки, доставлявшие материалы к месту постройки.

Пользоваться всеми этими выгодами граждане могли только благодаря сильному Афинскому государству. Оно поддерживало их власть над рабами и заставляло союзников выплачивать взносы. Поэтому все граждане, весь афинский демос были заинтересованы в укреплении Афинского рабовладельческого государства.

Литература

  1. Алексеев Н.Н. Идея государства. СПб., 2001.
  2. Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.
  3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1984.
  4. Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб., 2003.
  5. Грант М. Классическая Греция. М., 1998.
  6. Древний мир в памятниках его письменности: В 3 ч. Ч. 2: Греция. М., 1921.
  7. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908.
  8. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1903.
  9. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2002.
  10. Ковлер А.И. Очерки по истории парламентаризма // Парламенты мира: Сб. М., 1991.
  11. Котляревский С.А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора. СПб., 1907.
  12. Маринович Л., Кошеленко Г. Становление афинской демократии // Античная демократия в свидетельствах современников: Сб. М., 1996.
  13. Полибий. Всеобщая история: В 2 т. М., 2004. Т. 1.
  14. Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб., 2002.
  15. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима (III — I до н.э.). М., 1977.

Система государственного управления в Спарте

Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Все устройство воспитания и быта имело своей задачей сделать из спартиата крепкого выносливого воина. Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс. Кроме илотов была еще одна группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители), они были лично свободными, но не обладали правами спартанского гражданства.

О политической организации Спарты можно судить по так называемой «Ликурговой ретре» (Ликург – легендарный древний спартанский законодатель) По этому документу в Спарте были следующие органы государственной власти: народное собрание (апелла) – оно принимало или отвергало предложения герусии; герусия (совет старейшин), состоящая из 30 геронтов, в число которых входили два базилевса (царя). Базилевсы исполняли функции военачальников, главных жрецов. Назначение герусии состояло в том, чтобы сдерживать власть басилевсов и препятствовать демократическим стремлениям народа.

Позднее в Спарте появился еще один орган – эфорат. Он представлял собой комиссию из пяти человек, функции которой сводились в основном к контролю над басилевсами и герусией.

показать содержание

Народное собрание в Афинах.

В V веке до н. э. все афинские граждане участвовали в народном собрании, избирали должностных лиц и могли быть избраны сами.

Народное собрание в Афинах созывалось 3-4 раза в месяц. Присутствовало на собрании обычно несколько тысяч человек. Решения принимались большинством голосов.

Цветная иллюстрация X. Народное собрание в Афинах. Народное собрание изображено во время голосования. Голосовали в Афинах или путём поднятия рук, или путём опускания в урны белых и чёрных камешков. Стоящие на возвышении люди подсчитывают голоса. Со ступенек сходит оратор, только что закончивший свою речь. В центре, на переднем плане, — группа аристократов; они не голосуют за предложение, поддерживаемое большинством демоса (народа). Справа — стражник с бичом. По указанию должностного лица он прогоняет с собрания человека, не имеющего прав гражданина. Вдали возвышается над равниной афинский акрополь.

Собрание принимало законы, объявляло войну, заключало мир, распоряжалось казной Афин и морского союза.

Народное собрание обычно не жалело средств на укрепление военных сил Афинского государства. У Афин был сильнейший в Греции военный флот и значительное войско. Кроме войска, у Афинского государства были стражники и полицейские.

На высшие должности народное собрание избирало тех людей, которые защищали интересы большинства граждан и укрепляли рабовладельческое государство.

Афинская рабовладельческая демократия.

Управление в Афинах греки называли демократией, что значило «власть демоса». Нигде в древнем мире не участвовало в управлении государством так много людей, как в Афинах.

Однако афинскими гражданами были далеко не все жители Афин. В число граждан допускались только мужчины, у которых и отец, и мать были свободными афинянами. Женщины, а также уроженцы других городов, хотя бы они жили в Афинах десятки лет, не могли даже присутствовать на народных собраниях.

Состоять в числе граждан было не только почётно, но и очень выгодно. Чтобы не допустить уменьшения своих доходов, получаемых из казны, граждане зорко следили, как бы в их число не попали посторонние люди.

Афинский демос был заинтересован в укреплении рабовладельческого строя и усилении рабовладельческого государства. Демократия в Афинах была властью рабовладельцев, она была рабовладельческой демократией. Главной её задачей было удерживать господство афинских граждан над рабами и власть над союзниками.

  • < РАБСТВО В ГРЕЦИИ В V ВЕКЕ ДО Н. Э.
  • -> БЫТ СВОБОДНЫХ ГРЕКОВ. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. >

История Афин

Основание города Афины теряется в глубине веков. По преданию, город существовал ещё до Микенской эпохи.

Согласно Платону, в его диалоге «Тимей» сообщается, что египетские жрецы богини Исиды рассказали Солону, посетившему Египет, о существовании в прошлом, еще 9.600 лет до н.э., процветающего города с названием «Афины».

Первыми жителями Афин считаются пеласги.

По преданию, во время правления Кекропа – первого мифического царя Афин (II-III тысячелетие до н.э.), именем которого и был назван первый акрополь (Кекропия), жителями Афин были ионийцы, переселившиеся на землю Аттики. Затем город был переименован в честь богини мудрости Афины, подарившей ему благодатное маслинное дерево – источник жизни и богатства, в связи с чем она и завоевала титул покровительницы города в споре с богом морей Посейдоном.

Знакомый всем миф о Тесее и Минотавре свидетельствует о тесной связи Афин с Критом ещё в Минойскую эпоху, когда отец Тесея, Эгей, восседал на афинском троне, который перешел после его смерти сыну.

Во время Троянской войны Афины выступили на стороне Микен, послав против Трои почти 3.000 солдат на 50 кораблях во главе с Менесфеем. В то время, ещё с III тысячелетия до н.э., действовали рудники в Лаврионе, добывая для города олово и серебро, а позже, в железный век, и железо. Изделия из керамики, производство оливкового масла, меда и вина, а также пентелийского мрамора способствовали в совокупности высокому росту торговли, что в скором времени принесло городу небывалый экономический расцвет.

Первым законодателем Афин считается Дракон, издавший в VII веке до н.э., так называемые, Драконовы законы, увековеченные им на мраморе. На смену жестким Драконовым мерам пришли законы Солона – «сейсахфея», освободившие жителей Аттики от долгового бремени.

В «Золотой век» (500-300 век до н.э.) Афины стали культурным и интеллектуальным центром Европы. То, что мы сегодня называем «культурой Запада», основывается во многом на культуре Древней Греции. В это время стратегом Афин был Перикл и, несмотря на то, что его правление длилось всего 32 года, V век до нашей эры назван его именем. Историк античности Фукидид называл Перикла «первым среди афинян», поскольку он, по его мнению, сочетал в себе основные «добродетели» великого государственного мужа: ум, красноречие, патриотизм и бескорыстие.

История Древней Греции разделяется на несколько основных периодов по главному центру развития культуры. Афины связаны прежде всего с классической культурной эпохой. Однако упоминание об этом городе встречаются и в связи с цивилизацией, развивавшейся гораздо раньше на острове Крит. Это знаменитый миф о Минотавре, в котором противостоящими сторонами были царь острова Крит Минос и сын царя Афин Эгея Тесей. Имеется связь с Афинами и в легенде о Дедале и Икаре. Потому интересно будет проследить историю развития Афинской культуры как с точки зрения мифологии, так и с точки зрения исторических фактов.