Хазары и другие народы, которые могут быть предками чеченцев

Оглавление

Чеченцы – потомки хазар?

Версия о том, что чеченцы являются потомками библейского Ноя, имеет продолжение. Ряд исследователей утверждает, что евреи Хазарского каганата, которых многие называют 13-м коленом Израиля, не исчезли бесследно. Разгромленные киевским князем Святославом Игоревичем в 964 году они ушли в горы Кавказа и там заложили основы чеченского этноса. В частности, часть беженцев после победного похода Святослава встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.

В советских архивах сохранилась копия любопытной инструкции НКВД от 1936 года. В документе разъяснялось, что до 30% чеченцев тайно исповедуют религию предков иудаизм и считают остальных чеченцев низкородными чужаками.

Примечательно, что Хазария имеет перевод в чеченском языке – «Красивая страна». Начальник Архивного управления при президенте и правительстве Чеченской Республики Магомед Музаев по этому поводу замечает: «Вполне возможно, что столица Хазарии находилась на нашей территории. Мы должны знать, что Хазария, которая просуществовала на карте 600 лет, являлась самым могущественным государством на востоке Европы».

«Многие древние источники указывают на то, что долина Терека была населена хазарами. В V-VI вв. эта страна называлась Барсилия, и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар», – писал знаменитый востоковед Лев Гумилев.

Некоторые чеченцы до настоящего времени уверены, что являются потомками хазарских евреев. Так, очевидцы рассказывают, что во время Чеченской войны один из лидеров боевиков Шамиль Басаев говорил: «Эта война – реванш за разгром хазар».

Современный российский писатель — чеченец по национальности — Герман Садулаев тоже считает, что некоторые чеченские тейпы — потомки хазар.

Имена

Чеченские имена включают в себя три составляющих:

  1. Заимствованные из других языков имена, преимущественно через русский язык.
  2. Исконно чеченские имена.
  3. Имена, заимствованные из арабского и персидского языков.

Большое количество старых имен образовано от названий птиц и животных. Например, Борз — волк, Леча — сокол. Есть имена, содержащие структуру глагольной формы, имена в форме независимых причастий, образованные от прилагательных и качественных прилагательных. Например, Дика переводится «хороший». Есть в чеченском языке и составные имена, которые составлены из двух слов: солтан и бек. Из русского языка заимствованы в большей части женские имена: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.

Важно при произношении и написании имен помнить о диалекте и его различиях, так как произнесенное по-разному имя, может иметь разный смысл, например, Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог

Автохтонная теория

Однако есть много доводов против того, что предки чеченцев вообще прибыли откуда-то. Многие учёные склонны считать, что основные пути древних миграций вели с Кавказа на Ближний Восток, а не наоборот. В частности, и шумеры, и хурриты, и урарты расселились с севера.

Далее, непонятно, если чеченцы действительно происходят от одного из этих культурных народов, то почему при своём расселении они утратили многие достижения цивилизации, и среди них важнейшее – письменность. И непонятно, что могло побудить их переселяться из цветущих краёв с благоприятным климатом в дикие горы. Все великие переселения народов происходили как раз наоборот: с бесплодных земель на более плодородные.

Название Нахчуван, фигурирующее в чеченских преданиях, указывает, скорее всего, не на историческую Нахичевань (ибо это название армянское и не могло появиться раньше VI века до н.э.), а на некую область, с которой связано самоназвание чеченского народа – нохчи.

Примечания[править | править код]

Комментарииправить | править код

  1. Ранее в нахских языках выделяли до девяти классов; более поздние исследователи упростили описание системы, и число выделяемых классов снизилось до пяти.

Источникиправить | править код

  1. ↑ , с. 156.
  2. ↑ .
  3. Коряков Ю. Б. Атлас кавказских языков. — М., 2006. — С. 26.
  4. ↑ , p. 149.
  5. , p. 150.
  6. , p. 103—104.
  7. , p. 61—62.
  8. ↑  (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 5 апреля 2021.
  9. ↑ , p. 150—151.
  10. ↑ , с. 156—165.
  11. Старостин С. А. Несколько новых хурритских этимологий // Вестник древней истории. 1995. № 2. С. 133.
  12. , p. 151—153.
  13. ↑ , p. 153—154.
  14. , p. 154—155.
  15. , с. 165.
  16. , p. 103.
  17. ↑ , p. 162.
  18. , p. 173.
  19. , p. 165.
  20. ↑ , p. 162—163.
  21. , p. 163—164.
  22. , p. 180.
  23. , p. 157, 159.
  24. , p. 159—161.
  25. , p. 164.
  26. , p. 157—158.
  27. , p. 155—157.
  28. ↑ , p. 165—166.
  29. , p. 166—170.
  30. , p. 177—179.
  31. , p. 158.
  32. ↑ , p. 171.
  33. ↑ , p. 181—182.
  34. : «Н.-д. я. включают нахские и дагестанские языки, которые, по мнению ряда ученых, образуют два отдельных ответвления нахско-дагестанской языковой семьи (к гипотезам, ушедшим в прошлое, следует отнести выделение нахских языков как одной из четырех составляющих иберийско-кавказской языковой семьи). По другим версиям, нахская подгруппа (в том числе чеченский, ингушский и бацбийский языки) включается в нахско-дагестанскую семью наряду с языковыми подгруппами, традиционно объединяемыми как дагестанские, а именно: а) аваро-андо-цезcкие языки (аварский; андийские языки: андийский, ботлихский, годоберинский, каратинский, ахвахский, тиндинский, багвалинский, чамалинский; цезские языки: цезский, хваршинский, гинухский, бежтинский, гунзибский); б) лакский язык; в) даргинский язык (по мнению ряда лингвистов, группа языков, включающая, в частности, урахинский, акушинский, кайтагский, кубачинский и, возможно, другие идиомы, квалифицируемые обычно в качестве диалектов); г) лезгинские языки (лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, арчинский, крызский, будухский, удинский); д) хиналугский».
  35. Нахско-дагестанские языки // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — С. 353—354. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).: «Распадаются на нахскую, аваро-андо-цезскую, лакскую, даргинскую и лезгинскую подгруппы с различной степенью родства».

Традиции

Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны.

Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так. Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь.

Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций.

Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома».

Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать.

Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде. Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку. Кроме хозяйства, мать мужа должна соблюдать все традиции и семейные обряды. Самую старшую в семье женщину всегда считали хранительницей домашнего очага.

Очень некультурным читается перебивать старшего и начинать разговор без его просьбы и разрешения. Младшие должны всегда пропускать старшего, вежливо и почтительно с ним поздороваться. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдной пощечине. Если дети подрались, родители первым делом отругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и недопустимо, и сам отказаться от этой привычки.

Существует у этого народа обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях. Распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при людях сдержанно. У чеченцев до сих пор сохранился культ огня и очага, традиция клятвы и проклятия огнем.

Множество обрядов и ритуалов связано с оружием и войной. Считалось позором и трусостью достать при враге или обидчике из ножен шпагу и не воспользоваться ею. В 63 года у мужчин наступал возраст развязывания пояса, он мог выходить на улицу без оружия. И по сей день у чеченцев сохранился такой обычай как кровная месть.

Свадьба у чеченцев состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запрещалось видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье является одновременно праздничным нарядом для девушек и молодых женщин. Шьют его из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. С обеих сторон в области груди пришивают украшение в виде серебряных пуговиц кубачинского производства. Платье дополняется серебряным поясом кавказского типа. На голову надевают белый платок, который покрывает полностью голову и волосы невесты. Иногда надевают поверх платка фату.

Жилище

Чеченцы живут аулами — селениями. Из-за природных условий местности жилища отличаются. У чеченцев, живущих в горах, дома построены из камня и называются сакли. Строили такие сакли и из самана, их можно возвести за неделю. К сожалению, многим так и приходилось делать, когда на селения часто нападали враги. На равнинах строили преимущественно турлучные дома, опрятные и светлые внутри. Для строительства использовалось дерево, глина и солома. Окна в домах без рам, но оснащены ставнями для защиты от ветра и холода. У входа есть навес, который защищает от жары и дождя. Отапливались дома каминами. В каждом доме есть кунацкая, которая состоит из нескольких комнат. В них хозяин проводит весь день и к вечеру возвращается к семье. У дома есть двор, обнесенный плетнем. Во дворе строят специальную печь, в которой пекут хлеб.

При строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность обороняться, если нападет враг. Кроме того, поблизости должны были располагаться сенокосы, вода, пахотная земля и пастбища

Чеченцы берегли землю и для строительства жилья выбирали места даже на скалах.

Самыми распространенными в горных селениях были одноэтажные дома с плоскими крышами. Строили чеченцы и дома в 2 этажа, башни в 3 или 5 этажей. Жилой дом, башня и хозяйственные постройки вместе назывались усадьбы. В зависимости от рельефа гор, застройка усадеб была горизонтальной или вертикальной.

Откуда пошел чеченский народ?

Ранний этап истории формирования чеченского народа остается сокрыт от нас мраком истории. Возможно, предки вайнахов (так именуют носителей нахских языков, например, чеченцев и ингушей) мигрировали из Закавказья на север Кавказа, но это лишь гипотеза.

Вот какую версию выдвигает доктор исторических наук Георгий Анчабадзе:

«Чеченцы — древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя “Кавказ”, от которого и произошло название местности. В грузинской историографической традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги».

Есть и альтернативные версии. Одна из них гласит, что вайнахи — потомки ушедших на север хурритских племен, заселивших Грузию и Северный Кавказ. Подтверждением этому является сходство языков и культуры.

Не исключено также, что предками вайнахов являлись тигриды – народ, обитавший в Месопотамии (в районе реки Тигр). Если верить старинным чеченским хроникам — тептарам, точка исхода вайнахских племен находилась в Шемааре (Шемаре), откуда они расселились на Север и Северо-Восток Грузии и на Северный Кавказ. Но, скорее всего, это относится лишь к части тухкумов (чеченских сообществ), так как есть свидетельства о расселении по другим маршрутам.

Большинство современных кавказоведов склоняются к тому, что чеченская нация сформировалась в XVI—XVIII веках в результате объединения вайнахских народов, осваивающих предгорья Кавказа. Важнейшим объединяющим фактором для них стала исламизация, происходившая параллельно с заселением кавказских земель. Так или иначе, нельзя отрицать, что ядром чеченского этноса являются восточные вайнахские этногруппы.

Генетика

Чеченские ветераны Великой Отечественной войны

Генетические тесты чеченцев показали, что их корни в основном находятся на Кавказе, а также имеют незначительные связи и влияния с Ближнего Востока и Европы. Как и в случае со многими другими северокавказскими народами, чеченцы широко связаны с европейскими популяциями по Y-ДНК (отцовская сторона) из всех европейских регионов, но узко ближе к западным европейцам с точки зрения митохондриальной ДНК (материнской стороны).

Исследование мтДНК 2004 года показало, что чеченцы различаются по митохондриальному геному: 18 различных гаплогрупп из 23 образцов. Это коррелирует со всеми другими северокавказскими народами, такими как ингуши , аварцы и черкесы, у которых митохондриальная ДНК очень разнообразна.

Самое последнее исследование чеченцев, проведенное Балановским и соавт. в 2011 г. отобрали в общей сложности 330 чеченцев из трех населенных пунктов (одно в Малгобеке , одно в Ачхой-Мартане и одно из двух мест в Дагестане) и обнаружили следующие частоты: Слабое большинство чеченцев принадлежат к гаплогруппе J2 (56,7%) , который ассоциируется со средиземноморским , кавказским населением и популяциями плодородного полумесяца . Другие заметные ценности были обнаружены у тюрков Северного Кавказа ( кумыки (25%) и балкарцы (24%)). Примечательно, что J2 внезапно рушится при въезде на территорию ненахских народов Северо-Восточного Кавказа, упав до очень низких значений у дагестанских народов. Подавляющая часть чеченского J2 принадлежит к субкладу J2a4b * (J2-M67), из которых самые высокие частоты обнаруживаются среди нахских народов: чеченцы составляли 55,2% согласно исследованию Балановского, а ингуши — 87,4%. Другие известные гаплогруппы, которые постоянно появлялись на высоких частотах, включали J1 (20,9%), L (7,0%), G2 (5,5%), R1a (3,9%), Q-M242 (3%) и R1b-M269 (1,8%, но намного выше в самой Чечне по сравнению с дагестанцами или ингушскими чеченцами). В целом, тесты неизменно показывают, что чеченцы наиболее тесно связаны с ингушами, черкесами и другими северокавказцами , иногда демонстрируя родство с другими народами в некоторых тестах. Исследование Балановского показало, что ингуши — самые близкие родственники чеченцев.

Российский военный историк, генерал-лейтенант Василий Потто так описывает внешность чеченцев: « Чеченец красив и силен. Высокий, стройный, с резкими чертами лица и быстрым решительным взглядом, он поражает своей подвижностью, ловкостью, ловкостью ».

Чеченская свадьба

Помните, какой скандал разгорелся пару лет назад из-за женитьбы 47-летнего чеченского силовика Нажуда Гучигова на 17-летней Луизе Гойлабиевой?

СМИ и соцсети возмущались слишком юным возрастом невесты, 30-летней разницей с женихом, были убеждены, что ее выдают насильно и находили признаки «глубокого страдания» девушки на фото и видео. Луиза со скорбным лицом сторонилась своего суженого, пребывала в прострации, как под наркотиками и передвигалась с трудом, будто на грани обморока.

Вдобавок всех шокировал тот факт, что выпускница школы стала Гучигову второй женой. С первой, более подходящей ему по возрасту, он связан так называемым мусульманским браком, который заключается муллой, без штампа в паспорте и ценится чеченцами превыше официального брака в ЗАГСе.

Однако, чтобы все это переварить, нужно в принципе понимать местные нравы. Давайте посмотрим.

Закон разрешает регионам в отдельных случаях снижать планку брачного возраста до 16 лет, а с учетом особых обстоятельств – до 14 лет. В Чечне активно этим пользуются, так что 17-летние невесты здесь совсем не редкость.

Если девушка с парнем встречаются до свадьбы, они не имеют права приближаться друг к другу, прикасаться, вести разговоры на интимные темы. Из уважения к старшим им даже нежелательно показываться вместе, так что зачастую приходится общаться через посредников и обсуждать только будущую семью и совместное хозяйство.

Сама свадьба для чеченской невесты скорее тяжкое испытание, чем праздник. В течение всего торжества она, скромно потупив взгляд, стоит в украшенном углу (считается, что на почетном месте), не участвует в беседах, не танцует. Ей нельзя глазеть вокруг, выражать радостные эмоции, а вот плакать допускается и даже желательно.

Она не имеет права присесть или отлучиться со своего места. Бывает, она вовсе прикрыта от всех занавеской, которую отодвигают, только если гости просят показать невесту. К ней подходят родственницы жениха, заглядывают под фату. С молодыми девушками она может разговаривать, а пожилым должна отвечать только «да» или «нет», либо молча слушать, опустив глаза.

Присесть и поесть невеста может только с разрешения матери и сестер мужа – те сами должны посадить ее где-нибудь далеко в стороне от общих столов, чтобы никто из старших не застал ее за трапезой.

Кстати, именно старики, а не молодожены являются главными и самыми почетными участниками свадебных торжеств в Чечне и на Кавказе в целом. В одном зале с ними невеста проводит свой свадебный день, даже не видя жениха, который все это время находится с друзьями в отдельном помещении. Он не участвует в общем застолье, хотя его сторона оплачивает всю свадьбу.

Родня невесты (кроме сестер) на свадьбе не присутствует, для них празднование заканчивается в тот момент, когда девушку забирают из дома.

В последние годы власти ввели ряд запретов, чтобы молодежь не отходила от скромных национальных традиций. К примеру, на чеченской свадьбе (если она празднуется не дома, а в ресторане или других общественных местах) мужчине и женщине нельзя сближаться в танце более чем на расстояние вытянутой руки, нельзя совершать акробатические движения, поскольку они считаются «неприличными», а также танцевать двум и более парам одновременно.

Также, по идее, запрещена пальба из оружия, из-за которой кавказские свадьбы пользуются дурной славой. Тем не менее «джигиты» продолжают ее устраивать, хотя, по свидетельству знатоков, никакая это не старинная традиция – раньше на свадьбах били в барабан.

И, наконец, о многоженстве. Местные журналисты признаются, что оно очень распространено в Чечне, да и в соседнем Дагестане и в целом одобряется обществом

Опрошенные ими девушки и женщины говорят, что согласились бы пойти вторыми женами, тем более что старшая и младшая жены живут каждая в своем доме, а муж обязан оказывать обеим одинаковое внимание. Глава Чечни Рамзан Кадыров вообще считает нужным узаконить на Кавказе исламское многоженство

Аварцы и кумыки

К востоку от Чечни, на левом берегу реки Сулак, расположена историческая область Салатавия. Сейчас она населена, в основном, аварцами. Впрочем, встречаются здесь и кумыки, и чеченцы-аккинцы (ауховцы), и представители других народов Дагестана. При этом сами салатавцы с давних времен называют себя «нахбак», что может свидетельствовать об их генетической связи с чеченцами. Об этом историк Магомед Баширов написал в статье «К вопросу истории и этногенеза Салатавии и западно-дагестанских (присулакских) обществ», которая вышла в журнале «Genesis: исторические исследования» (No 4, 2021 г.).
М.С.-Э. Баширов считает, что самоназвание салатавцев «нахбак» имеет чеченские корни, и в его основе лежит слово «нах» (народ, люди). А название самой Салатавии, по мнению исследователя, восходит к тейпу Салой, представители которого проживают как в Чечне, так и в Дагестане.

Историк предположил, что массовое переселение чеченцев на эти земли началось после нашествия завоевателя Тамерлана, который в 1395 г. разгромил войско хана Золотой Орды Тохтамыша. После победы в битве на Тереке «Железный хромец» буквально разорил Салатавию, разрушив местные поселения. После ухода армии Тамерлана на опустевшие земли перебрались жители соседней Чечни. Они основали здесь новые поселения, что подтверждается большим количеством топонимов, имеющих чеченское происхождение.

Впоследствии в Салатавию переселились представители некоторых народов Дагестана. Вероятно, за долгие века они частично смешались с новыми соседями.

В любом случае, жители двух кавказских республик состоят друг с другом в родстве, пусть и не самом близком. На этот факт, в частности, указал кандидат философских наук Б. М.-Г. Харсиев. Он отметил, что лингвисты, проводившие реконструкцию пра-северокавказского наречия, выявили у нахских и дагестанских языков четкие фонетические соответствия и совпадения в чередовании звуков.

Автохтонная теория

Однако есть много доводов против того, что предки чеченцев вообще прибыли откуда-то. Многие учёные склонны считать, что основные пути древних миграций вели с Кавказа на Ближний Восток, а не наоборот. В частности, и шумеры, и хурриты, и урарты расселились с севера.

Далее, непонятно, если чеченцы действительно происходят от одного из этих культурных народов, то почему при своём расселении они утратили многие достижения цивилизации, и среди них важнейшее – письменность. И непонятно, что могло побудить их переселяться из цветущих краёв с благоприятным климатом в дикие горы. Все великие переселения народов происходили как раз наоборот: с бесплодных земель на более плодородные.

Название Нахчуван, фигурирующее в чеченских преданиях, указывает, скорее всего, не на историческую Нахичевань (ибо это название армянское и не могло появиться раньше VI века до н.э.), а на некую область, с которой связано самоназвание чеченского народа – нохчи.

Языковое родство

Строгие научные данные требуют ограничить этот разброс прежде всего данными лингвистики. Язык чеченцев принадлежит к нахско-дагестанской группе, которую, вместе с абхазо-адыгской группой, включают в состав кавказской языковой семьи. Впрочем, в последние годы большинство лингвистов сочли, что и нахско-дагестанские языки, и абхазо-адыгские имеют статус отдельных языковых семей.

Таким образом, самыми близкородственными к чеченскому языками оказываются языки ингушей и горских народов Дагестана – это на уровне языковой семьи. Генетические связи нахско-дагестанских языков прослеживаются с абхазо-адыгской и хуррито-урартской языковыми семьями. Последняя – семья вымерших языков, однако её представители в древности создали великие цивилизации на Ближнем Востоке.

Все сближения чеченского с языками индоевропейской семьи – арийской (индоиранской) и армянской групп – носят характер поздних заимствований. То же относится и к языкам картвельской (грузинской) семьи, которую раньше тоже считали группой в составе кавказской семьи.

Итак, среди древних арийцев не было предков чеченцев. То же следует сказать и о пропавших коленах Израиля, так как с семитскими языками чеченский язык также не обнаруживает родственных черт. Тем более, не могли дать начало чеченцам и хазары (если считать их, как некоторые делают, «13-м коленом Израиля»), так как те пришли на Северный Кавказ только в конце I тысячелетия до н.э. Между тем, чеченцы, судя по всему – один из самых древних коренных народов Кавказа. Во всяком случае, жили они там уже за несколько тысяч лет до нашей эры.

Известные личности

Среди чеченского народа много выдающихся личностей в политике, спорте, творчестве, науке и журналистике:


Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе

  • Мовсар Минцаев, оперный певец;
  • Махмуд Эсамбаев, народный артист СССР, мастер танца;
  • Умар Бексултанов, композитор;
  • Абузар Айдамиров, поэт и писатель, классик чеченской литературы;
  • Абдул-Хамид Хамидов, драматург, яркий талант чеченской литературы;
  • Каты Чокаев, языковед, профессор, доктор филологических наук;
  • Раиса Ахматова, народная поэтесса;
  • Шерип Инал, киносценарист и кинорежиссер;
  • Харчо Шукри, художник-каллиграфист;
  • Салман Яндаров, хирург, ортопед, кандидат медицинских наук;
  • Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе;
  • Салман Хасимиков, 4-х кратный чемпион по вольной борьбе;
  • Заурбек Байсангуров, боксер, дважды чемпион Европы, чемпион мира в первом и полусреднем весе;
  • Лечи Курбанов, чемпион Европы по карате Кёкусинкай.

Подготовка к свадьбе

В основе подготовки к свадьбе лежит наряд невесты. Платье девушки должно быть нарядным, цвет особого значения не имеет. Подбираются красивые аксессуары, которые придадут внешнему виду торжественности.


Не стоит забывать, что по чеченским обычаям за невесту нужно заплатить выкуп. Когда молодая девушка полностью готова, за ней приходит брат жениха, но ему преграждает путь сестра невесты, требуя выкуп. Сумма калыма озвучивалась муллой. Но зачастую те, кто выкупал невесту, платили большую сумму.

Выкуп является символом благодарности и щедрости к родителям невесты. Перед днем свадьбы обязательно проводился интересный обряд «чокхи» – ритуальное купание. Набиралась ванна с водой, в которую добавлялись настои из целебных трав. На кожу девушки наносили рисунки в виде полос после процедуры купания.

К подолу свадебного платья мать девушки или подруга обязательно пришивала новую иголку, тем самым оберегая новобрачную от сглаза.

Как родилось слово «чеченец»?

Представители этого народа проживают не только на территории Чечни, но и в некоторых районах Дагестана, Ингушетии и Грузии. Всего в мире насчитывается более полутора миллионов чеченцев.

Наименование «чеченец» появилось еще задолго до революции. Но в дореволюционную эпоху и в первые десятилетия советской власти чеченцами часто называли и некоторые другие малые кавказские народы – например, ингушей, бацбийцев, грузинских кистин. Есть мнение, что это в сущности один и тот же народ, отдельные группы которого в силу исторических обстоятельств оказались изолированы друг от друга.

Версий происхождения слова «чеченец» несколько. Согласно одной из них, оно является русской транслитерацией слова «шашан», которым обозначали этот народ соседи-кабардинцы. Впервые же он упоминается как «народ сасан» в персидской летописи XIII—XIV веков под авторством Рашида-ад-Дина, где речь идет о войне с татаро-монголами.

По другой версии, это обозначение происходит от названия селения Большой Чечень, где в конце XVII века русские впервые столкнулись с чеченцами. Что же касается названия селения, то оно восходит к XIII веку, когда здесь находилась ставка монгольского хана Сечена.

Начиная с XVIII века этноним «чеченцы» появился в официальных источниках на русском и грузинском, а впоследствии его позаимствовали и другие народы. В состав России Чечня вошла 21 января 1781 года.

Между тем, ряд исследователей, в частности, А. Вагапов, полагают, что данный этноним использовался соседями чеченцев задолго до появления русских на Кавказе.