Богородская игрушка

Оглавление

ДЛЯ ЗАБАВЫ И КРАСОТЫ

Оказавшись в фабричном музее-магазине, я вновь почувствовала себя ребенком. Стеллажи за прилавком заполнили игрушки и деревянные скульптуры. Вот знакомые с детства расписные курочки на подставке, под ней — круглый баланс. Раскрутишь его, и курочки дружно начинают стучать клювами. Вот кот-рыбак с лукавой мордашкой — тоже подвижная игрушка. А еще множество различных зайчиков, мишек, мышат. Все куклы расписаны яркими красками, так и хочется взять в руки. Я постучала молоточками кузнецов, “поклевала” курочками, “покормила” зайчика морковкой… Наш фотокорреспондент долго раскачивал баланс “кота-рыбака”, а когда деревянная лапка с удочкой начала движение, залился счастливым смехом. За развлечениями журналистов с улыбкой наблюдала методист музея Наталья Вьюнник.

У нас многие “впадают в детство”, — рассказала Наталья. — А когда приходят школьники, их невозможно оторвать от прилавка. Выбрать — проблема, хочется купить сразу все. Для маленьких детей наши игрушки — самые лучшие: приводишь игрушку в движение — развивается рука, и грызть можно — дерево все-таки. Мы расписываем гуашью, а потом покрываем масляным лаком, он безвреден.

Богородская игрушка: история

Существует несколько преданий, рассказывающих уже на протяжении более чем 300 лет о появлении первой вырезанной из дерева фигурки. Одна из них повествует о крестьянской семье. Мать для своих детей вырезала из чурбачка веселую игрушку, которую прозвала «аукой». Дети недолго играли с ней, а затем бросили ее за печь. Из интереса муж решил прихватить с собой ауку на базар, чтобы показать торговцам. Народу так понравилась сделанная забавная игрушка, что они ее сразу купили, а, вдобавок, заказали и еще партию.

Существует и иное поверье. Согласно ему неизвестный житель Сергиева Посада вырезал из дерева куклу, которая была величиной в 9 вершков. Сделана она была из чурака липы. Взяв с собой свое творение, он отправился к Лавре, к купцу Ерофееву. Купец, не долго думая, согласился продать куклу и поместил ее в своей лавке в качестве украшения. Однако, спустя несколько минут к нему обратился покупатель, который сразу же приобрел куклу и заказал у купца еще партию.

Как развивалось ремесло?

История возникновения этого промысла очень интересна. Большинство крестьянского населения, жившее в селе Богородское и в Сергиевом Посаде, занималось резьбой. Однако все резчики полностью зависели от скупщиков, промышлявших в Сергиевом Посаде. Именно для них крестьяне и выполняли заказы по вырезанию игрушек. Сергиевский промысел заключался в покупке у крестья необработанных игрушек. В дальнейшем полученный материал обрабатывался, расписывался и продавался.

История возникновения этого промысла очень интересна

Рассвет богородского ремесла датируется 19 столетием. Среди резчиков в это время наиболее прославился Ф. С. Балаев, А. Н. Зинин, А. Я. Чушкин. С этими людьми были связаны следующие важнейшие даты формирования рукоделия:

  • в 1913 году под предводительством перечисленных мастеров была основана артельная мастерская, в результате чего богородская игрушка получила полную самостоятельность и освободилась от скупщиков;
  • с 1923 года при артели организовывается школа, которая обучает детей с возраста 7 лет рукоделию вырезания из дерева забавных фигурок;
  • с 1960 году артель приобретает статус фабрики.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

ЛЕГЕНДЫ И ТРАДИЦИИ СЕЛА БОГОРОДСКОЕ

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию.

С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря — одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка — это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”. 

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

КУРОЧКИ ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Помимо статичных скульптур богородские мастера создают игрушки с движущимися конструкциями. Наиболее известные: мужик и медведь с кувалдами, «плясун» с пружиной внутри, курочки, клюющие зерно на кругу.

Сюжеты для богородских игрушек всегда брались из повседневной жизни. Например, сапожник чинит обувь, лесорубы управляются с деревьями, гусары восседают на конях. Сегодня же появились медведи в сопровождении космических спутников, футболисты и даже чистящие ковры пылесосы.

– И все равно наши курочки остаются популярными, – рассказывает расписчица Наталья Травина. – Недавно поступил корпоративный заказ на целую партию курочек, которые будут стоять на кругу с логотипом компании.

Игрушки раскрашивают гуашью, после чего покрывают лаком на масляной основе. Сохнуть изделие оставляют на ночь.

– Утром, когда все готово, счищаем остатки краски, потом игрушка попадает на стол упаковщице, после – на продажу, – говорит Травина. – В день крашу до 50 фигурок. Основные цвета – белый, красный и черный.

В советское время на Богородской фабрике художественной резьбы по дереву работали около 800 мастеров, в начале 90-х годов – 400. Сейчас здесь всего 33 сотрудника, мастера преимущественно пенсионного возраста.

– Раньше навыки передавались от отца к сыну, сегодня молодежь не хочет этим заниматься, – сетует Андрей Чернов.

Черты игрушки

Движущиеся игрушки, народный быт, жизнь жителей леса — основные особенности богородского промысла. Мастера богородского дела — это сказочники, которые живут в вымышленном мире. Для того чтобы создавать шедевры, нужно обладать богатой фантазией и воображением, наблюдательностью и заинтересованностью в любом деле. Очень часто мастерами становились люди, выросшие на домашних сказках.

Древняя традиция русских мастеров гласит, что успех зависит от фантазии. «Маховая» резьба — это изделия без эскизов, трафаретов, без которых сейчас не обходится любой мастер.

Характерная черта — древесина. Материалом для таких художественных изделий выступают осина, ольха и липа. Эти 3 дерева с древней Руси считают мягкими и податливыми. Например, липа не оставляет зазубрин. Некоторые шутят, что работа с ней «идет как по маслу».

Прочтите это: Резьба по дереву птицы: фото интересных идей для творчества

Вся работа напоминает сказку. Не зря символом богородского промысла, гербом выступает гроза леса — медведь. Известная работа, встречающаяся в детских мультфильмах и сказках, «Кузнецы» совмещает в себе все особенности богородской резьбы. По историческим данным, этому изделию более 300 лет.

Виды

История богородских игрушек насчитывает несколько столетий, их внешний вид и особенности остаются такими же, как и много лет назад. Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные и подвижные игрушки.

На картинках чаще избражен первый вариант, так как он составляет большую часть от всего разнообразия товаров. Это различные скульптуры, детские фигурки и погремушки, настенные изображения, а также резные часы и элементы мебели.

Подвижные игрушки же изготавливаются для детей старшего возраста и содержат в себе движущиеся или съёмные детали. Например, подвижными делали маленьких кукол, чтобы позволить им двигать ногами, руками и другими частями тела. Вспомните также мужика и медведя, по очереди ударяющих крошечным молотком по деревянной наковальне, или цыплят, то наклоняющихся за зерном, то поднимающихся обратно.

Подобные фигурки, как правило, имели в своей конструкции пружины, кнопки или рычажки. Благодаря надёжному скреплению всех деталей, такие игрушки отличаются высоким качеством, прочностью и долговечностью.

Особенности мастерства

Наверное, не было бы такого огромного количества изделий без богородского ножа. Богородский нож назван в честь села Богородское, является основным инструментом богородской резьбы. Это нож с прямым коротким клинком.

Сейчас в Интернете много вариантов создания ножа. Примеры схем приведены на фото:

Мастера богородского дела используют нож для обтески, резки и т.д. Он простой по форме, легко изготавливается. Если хочется вырезать мордочку зверушки, ручки или глазки, то нож поможет в таком деле.

Прочтите это: Резьба по металлу своими руками: виды и необходимые инструменты

Виды изделий не поменялись со времен древней Руси. Это все тот же народный быт и сказочные звери. Поэтому игрушка имеет свою изюминку и самобытность.

Богородская роспись

Помимо игрушек мировую популярность получила и богородская роспись. Свою известность промысел получил благодаря тому, что роспись украшала забавные вырезанные из дерева игрушки и имела свои индивидуальные особенности:

  • она отличалась яркостью красок;
  • на игрушках рисовался незамысловатый мотив, который полностью освобождался от мелких деталей и нюансов;
  • все сюжеты отличаются жизнерадостностью, народным юмором;
  • эта роспись по дереву родилась путем смешения городецких и хохломских мотивов, которые были переработаны в индивидуальные элементы.

Благодаря этим особенностям городецкая игрушка максимально приближается к детскому пониманию, восприятию: она лишена мелких деталей не только в росписи, но в самой резьбе. Возможно, именно поэтому богородская игрушка по сей день славится со всем мире.

ФАБРИКА ДЕРЕВЯННЫХ ИГРУШЕК

В начале прошлого столетия в селе Богородское появилось первое производство — кустарно-игрушечная артель Андрея Чушкина. Позже артель получила название “Богородский резчик”. В советское время промысел процветал, в артели, ставшей в 1960 году фабрикой художественной резьбы, работали 300 человек, были крупные государственные и зарубежные заказы. Сейчас ситуация изменилась. Пройдя по фабричным цехам, я поразилась — в каждом из них работало не более пяти мастеров, а большинство помещений попросту пустовало.

По словам начальника отдела продаж Андрея Лунева, в последнее десятилетие штат сотрудников фабрики уменьшился ровно вполовину. И заказов стало гораздо меньше, в основном — выставки и столичные вернисажи. Да еще столичные конкуренты-кустари замучили. “Режут грубую подделку и толкают ее перекупщикам за копейки. Естественно, что она будет стоить дешевле, чем наши работы. Вот люди и покупают, по незнанию”. Андрей показал фабричный и кустарный варианты игрушки “Кузнецы”. Разницу видно сразу. В игрушке, сделанной руками богородских резчиков, соблюдены пропорции, вырезаны мельчайшие детали фигурок мужика и медведя. А подделка больше похожа на неуклюжую работу школьника младших классов.

В последнее время не хотят люди идти работать на фабрику. Зарплата — более чем скромная. Некоторые “мастера-эксклюзивщики” работают на дому, выполняя сложные, оригинальные заказы фабрики, и получают процент от их стоимости. Рядовой резчик на потоке получает на фабрике не больше полутора тысяч рублей, живописцы — около тысячи. Резчики в творческих мастерских “богаче”, оклад дотягивает до 2500, да и работа у них интереснее. Раз в месяц они должны представить на художественный совет фабрики две игрушки для выпуска на потоке, плюс — эксклюзивные заказы. В этом случае можно заработать еще и проценты с каждого. Остальные сотрудники не видели ни премий, ни “13-й зарплаты” с начала 90-х. Коллектив заметно “постарел”, молодые, окончив местное художественнопромышленное училище, либо уезжают на заработки в Сергиев Посад, либо занимаются резьбой на дому, а свои изделия сдают перекупщикам.

Технология изготовления

Изображаемые на картинках богородские фигурки изготавливаются одним конкретным инструментом – ножичком «Щучка». С его помощью мастера распиливают чурки мягкого дерева на несколько частей – как правило, их получается от трёх до пяти, и начинают тонкую работу.

Считается, что, чем лучше кусок дерева, используемый для резьбы, тем качественнее сделанная из него фигурка. Таким образом, из материала без гнили, сучков и испорченных частей делались дорогие игрушки, выставляемые на продажу, а щепки и обрезки использовались для вырезания домашних фигурок.

Далее начинался процесс «оживления» изготовленной игрушки, то есть создание полноценного цветного персонажа. Стоит отметить, что нанесение краски и узора не доверялось простому крестьянину: этим занимались более квалифицированные мастера своего дела.

Богородская резьба по дереву

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева. В основном для изготовления игрушек используют липу, ольху, осину. Такой выбор обусловлен тем, что мягкая структура дерева значительно облегчает работу мастера, а, значит, и ускоряет ее. Липовые бревна заготавливаются заранее и проходят 4-хлетнюю просушку, проводящуюся по особой технологии. Из-за такой длительной подготовки материалов, их заготовка производится непрерывно. Готовые бревна отправляются на зарубку, после чего в руки к мастерам попадают уже специальные заготовки.

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева

Резчик с помощью лекала размечает рисунок, а затем приступает к вырезанию формы игрушки. В процессе резки используется специфический богородский нож, а также стамески. Мастер вырезает отдельные части игрушки, после чего они отправляются в специальный цех и собираются там. Окрашивание заготовок производится на заключительном этапе. Иногда резная игрушка не подвергается росписи. В этом случае ее просто покрывают лаком и дают тщательно просохнуть. Такие игрушки вполне возможно уже делать в старшей группе детского сада. Картинки для образца можно распечатать уже готовые.

Основные особенности

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку «Кузнецы». Она была придумана более 300 лет назад и представляет собой интересно вырезанные фигурки мужика и медведя, которые бью по очереди по наковальне. Игрушка приводится в действие при движении планок относительно друг друга.

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку

Еще одной известной поделкой считаются «Курочки». Ее отличительной особенностью является планка и баланс, который приводит конструкцию в движение. В результате выполненных движений птицы по очереди начинают клевать зерно. Сюжеты таких игрушек неслучайны, ведь большинство из них крестьяне черпали из собственной жизни, а также народных сказок. Именно в них в качестве героев выступали: медведь, простой деревенский мужик, птицы.

ИСТОРИЯ ОДНОГО МАСТЕРА

Андрей Чернов работает здесь около 30 лет. Он приехал в Подмосковье из Норильска в 1985 году.

– Окончил училище по специальности резчик по дереву 5-го разряда, – вспоминает он. – Думал, приду на фабрику и как начну работать! Но не тут-то было. Старожилы делали скульптуру за пять часов, а у меня уходило два дня. Тогда я понял: самое ценное – это опыт.

Сегодня, чтобы сделать маленькую фигурку, Андрею Чернову нужно несколько часов, на скульптуру побольше уходит: от трех до семи дней. Рисунки и эскизы резчики придумывают сами.

– Настоящая богородская игрушка делается из липы, – продолжает Чернов. – Это пластичный материал, с которым удобно работать.

По словам Ирины Воливецкой, в год закупается около ста кубов дерева на сумму 1 млн руб. Сначала оно поступает на склады, где сушится в течение двух лет, и только потом попадает в зарубочный цех, чтобы мастера могли сделать заготовки.

История богородской деревянной игрушки насчитывает более 350 лет. Отличительная особенность фигурок – отсутствие явных деталей и строгих форм. Это позволяет детям развивать творческий подход и фантазию во время игры.

Специальности

Богородское художественно-промышленное училище обучает студентов по таким специализациям, как:

  • декоративно-прикладное искусство;
  • народные промыслы.

Выпускники училища получают специальности мастеров резьбы и росписи по дереву, а также мастеров прикладного искусства.

Продолжительность обучения

Срок обучения в училище после окончания 9 классов общеобразовательной школы составляет 4 года. Если абитуриент окончил 11 классов, его ждет 3-х летнее обучение. Учебное заведение предлагает только дневную форму обучения.

Трудоустройство

Сегодня в училище насчитывается около 40 студентов. Несмотря на то, что в настоящее время народное прикладное искусство переживает не лучшие времена, выпускники Богородского художественно-промышленного училища всегда успешно трудоустраиваются. Многие находят свое место в творческих студиях, фабриках художественной резьбы, открывают собственный бизнес или идут преподавать в школы. 

Богородское художественно-промышленное училище – это настоящая кузница творческих кадров для предприятий народных художественных ремесел. Заведение ежегодно выпускает несколько десятков лучших резчиков по дереву. Обучение в училище имеет скорее практический характер и позволяет реализовать все творческие замыслы.

Форма обучения: Очная

Вид обучения: Платное, Бесплатное

Стоимость обучения: 15360 — 24720 рублей в год

Обучение производится на базе 9 или 11 классов

Курсы: подготовительные курсы начинают работу с 12 октября 2015 года

Дни открытых дверей: 16 ноября 2015 года

Специальности:

Экзаменационные предметы:

математика, русский язык

Все про учебу в художественном училище.

https://youtube.com/watch?v=%2522.%2524code.%2522

СОХРАНИТЬ И ПРОСВЕТИТЬ

В этом году региональные власти выделили более 700 тыс. руб. на сохранение и развитие народных промыслов. Поддержку из бюджета получат девять подмосковных предприятий.

По словам Ирины Воливецкой, поучаствовать в конкурсе на предоставление субсидий фабрике мешают объективные причины. Дело в том, что основная прибыль здесь складывается за счет сдачи в аренду помещений. Непрофильная деятельность имеет не только плюсы, но и минусы: предприятие может получить господдержку только в том случае, если более 50% его доходов поступает от реализации изделий народного промысла.

– Тем не менее мы сотрудничаем с подмосковными властями, про нас не забывают, – продолжает исполнительный директор. – Например, нам бесплатно выделяют 4 кв. м на выставке «Ладья» (проходящая в Москве в «Экспоцентре» выставка народных промыслов России. – Прим. ред.). Также мы каждый год проводим Фестиваль народных промыслов в Богородском. В следующем году областное Министерство культуры обещает предоставить нам дотацию на проведение мероприятия.

Оксана Косарева, и.о. министра культуры Московской области:

– Промыслы для Подмосковья – это не только имидж, но и экономика, ведь создаются рабочие места, обеспечивается занятость на территории каждого муниципалитета. Имидж – потому что я не представляю ни одного туристического маршрута в регионе без посещения музеев промыслов, расположенных на территории предприятий.

ОТ МЕБЕЛИ ДО ЭКСКУРСИЙ

Богородские игрушки продаются в магазине при фабрике и через интернет. Средний чек покупки – 600–800 руб. Берут, как правило, курочек на кругу, дятлов на палочке и кузнецов. Реже покупают авторские деревянные скульптуры, стоимость которых достигает нескольких десятков тысяч рублей. Основные клиенты фабрики – это перекупщики, то есть магазины и галереи.

Факт! Огромной интерес к богородской игрушке сегодня проявляют туристы из Китая.

– Есть ценители, которые хотят настоящую богородскую игрушку, а ее можно купить только у нас, – говорит Ирина Воливецкая. – На рынке много контрафакта, который делают из некачественного материала.

Сегодня на Богородской фабрике всерьез обсуждается вопрос, чтобы клеймить свою продукцию, то есть на каждую игрушку ставить именной штамп. А для увеличения спроса здесь развивают новое направление – изготовление мебели. В ассортименте уже появились первые скамейки и стулья.

Администрация предприятия активно ищет дополнительные способы получения дохода. В первую очередь это организация экскурсий, в рамках которых можно осмотреть фабрику, музей, самостоятельно собрать игрушку из заготовок и раскрасить ее. Цены на подобные услуги весьма умеренные: 1,2 тыс. руб. за групповую экскурсию, мастер-класс можно посетить за 300 руб.

– Рядом с фабрикой находится Троице-Сергиева лавра, которую посещает из года в год огромное количество людей, – говорит Ирина Воливецкая. – Туристические агентства прокладывают маршрут таким образом, чтобы показать и наше предприятие.

Кстати! Богородская фабрика выпускает 5 тыс. изделий в год.

Исторические факты

В старинном селе Богородское недалеко от г. Сергиев Посад разместилось знаменитое село, где основным промыслом является производство деревянных скульптур и игрушек. Откуда мастера черпают вдохновение? Наверное, на них действует холм, на котором и расположилось село, возможно, берег реки Куньи. Крепостные Троице-Сергиева монастыря стали первооткрывателями этого искусства. Они заложили основы художественного промысла обработки дерева. Именно с тех времен село стало центром народного творчества.

Сам же город Сергиев Посад считался историческим центром игрушечного дела в России. Недаром его называют и в наши времена «столицей игрушечного царства». Такой промысел являлся крестьянским производством. Когда наступал перерыв в работе, то начинали создавать изделия. Можно сказать, что такая работа приобрела сезонный характер — с осени до ранней весны.

Известное произведение рук мастеров богородской резьбы «Пастушок» появилось именно в то время. Не менее важными стали другие представители классики — львы, львята, собаки и щенята.

Прочтите это: Резьба по книгам своими руками для начинающих: шедевр для книголюбов

По историческим сведениям, народный быт был основой всех произведений. Достаточно вспомнить игрушки «Рубка капусты», «Пряха», «Сеятель», «Дровосеки» и т.д. Некоторые работы представлены на фото.

Изучаем историю богородской резьбы по дереву с фото

Насчет возникновения резного дела существует не одна легенда. Согласно одной из них, игрушки из дерева резал и дарил приходским детям сам Сергий Радонежский. Кроме этого, есть предание, которое гласит, что купец, проезжая мимо Богородского села, купил деревянную куклу у одного из мастеров, желая украсить ей свою лавку. Куклу сразу же купили с большой выгодой, и купец сразу заказал партию таких же игрушек на продажу.

Еще один известный сказ – про куклу Ауку. В нем речь идет о том, что мама, желая сделать игрушку для своих детей, пыталась сшить ее из ткани, но она быстро порвалась. Тогда она связала ее из соломы, но дети быстро растрепали и эту куклу. После она решила вырезать фигурку из дерева, и дети назвали ее Аукой. Сначала они любили ее и играли с ней, но позже забросили на печь, и она лежала без дела. Тогда отец забрал ее на ярмарку, где и продал за хорошие деньги.

В этой семье, а позже – и в других семьях этого села люди научились делать кукол из дерева не только для своих детей, но и для продажи. Таким образом, появился народный промысел резьбы игрушек из дерева. Промысел – это дело, которым занимается и зарабатывает вся семья целиком, включая детей, и этим же делом заняты все или большинство семей в населенном пункте. Таким образом, в Богородском были разработаны инструменты для резьбы по дереву, а позже выделились свои особенности и техники резьбы. Так, существует богородский нож, которым высекаются эти фигурки. Их обычно делают из треугольных брусков, что придает изделиям характерную форму. Одной из характерных черт игрушек можно назвать то, что мастера не красят их, а используют лак или даже очень мелкую наждачную бумагу. Поэтому большинство игрушек имеют светлый приятный цвет натурального дерева.

Что касается советского периода богородской резьбы, государство и идеология сильно повлияли на тематику скульптуры. Например, во время войны необходимо было вырезать не просто солдатиков, но советских солдат в форменных мундирах. Также появились такие поделки, как фигурки Ленина, Олимпийский мишка и и другие. Знатоки уверяют, что это плохо повлияло на фабрику, ведь богородская игрушка потеряла свою самобытность и некоторую схематичность.

В 1923 году мастера объединились в артель, при которой открылась школа резчиков, а в 1960 году была открыта фабрика богородской резной игрушки. Эта школа резьбы по дереву связана с именем известных мастеров Поленовой и Ворноскова, которые впоследствии основали целое течение резного дела, получившее название Абрамцево-Кудринской резьбы. Оно характеризуется комбинацией рельефной и геометрической резьбы с определенными элементами орнамента, чаще всего здесь встречаются растительные мотивы и картинки.

Пример абрамцево-кудринской резьбы.

Как сделать богородского медведя своими руками?

Одним из символов богородской игрушки является медведь. Сделать его своими руками можно из следующих материалов:

  • липового бруска;
  • стамесок;
  • ножа;
  • топора.

Для того чтобы сделать богородского медведя, необходимо следовать инструкции:

  1. Первым делом необходимо найти кусочек липы, на которой располагается минимальное количество сучков. Эти элементы могут не только испортить внешний вид изделия, но и сделать его хрупким. Дерево следует срезать в зимний период, так как в это время в нем меньше всего сока.
  2. Бревно кладется на воздух под навес и просушивается на протяжении 2-3 лет. Кора оставляется в форме колец только на краях бревна. Это необходимо для того, чтобы дерево не растрескалось во время высыхания.
  3. Готовое бревно распиливается на чурки.
  4. Из чурки с помощью топора вырезается подходящий по размеру брусок.
  5. С помощью ножей изделию придают общий контур: намечается голова медведя, его туловище, направление лап.
  6. Затем с помощью стамески прорезается шерсть на лапах. Она должна быть направлена вниз.
  7. Затем по периметру лап делаются углубления для того, чтобы придать игрушке очертания зверя, сделать его объемным.
  8. Потом прорезается шерсть на теле. Делается это свободными движениями с помощью стамески в направлении сверху вниз.
  9. Последним этапом формирования медведя считаемся вырезание его морды. Для этого прямым горизонтальным движением ножа следует обозначить нос животного, а затем его длину, обрубив лишнее.
  10. От носа делается скос наверх, где с помощью стамески прорезаются глаза.
  11. На голове с помощью тонкой стамески формируются уши. Углубляется шея, а затем голова покрывается шерстью. На ней следует использовать стамеску чуть меньшего размера, чем для обработки тела.

Выполненная резьба должна быть покрыта лаком. Для этих целей необходимо использовать лак для древесины.

РАБОТЫ МАСТЕРОВ

Кроме традиционной игрушки мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники. Эти работы я видела на фабричном складе и в творческих мастерских резчиков. Хотела купить часы, в обрамлении фигурок пингвинов — оказалось дороговато, около пяти тысяч.

Иногда “веселые” заказчики попадаются, — рассказывает резчик творческой мастерской Сергей Паутов. — Однажды пришел мужик, из крутых, и заказал резную ступу, в подарок теще. С намеком, так сказать. А работник русского музея в Германии попросил выполнить несколько скульптур в откровенных эротических позах. Я так и не понял, зачем русскому музею такие экспонаты. Заказывают резных чертей, и даже деревянные ботинки. Несколько лет назад приходилось делать панно — портрет Лужкова, такой подарок хотел преподнести столичному мэру бывший губернатор Подмосковья Тяжлов. Теперь вот поступил заказ на Путина и Громова.

Заключение

Итак, рассказ о деревянных игрушках подошёл к концу. В завершение хотелось бы вспомнить о советских мастерах, вписавших свои имена в историю богородской резьбы. Это Балаев, Зинин, Пронин, Баринов и многие другие умельцы.

Конечно, в наш век высоких технологий предпринимаются попытки создания станков и приборов, способных полностью заменить работу мастера, но ручная резьба всё равно остаётся самой красивой и дорогостоящей.

Посмотрите на фото богородских игрушек внимательно, и вы сможете увидеть тонкую работу рук мастера, которая по достоинству ценилась с давних времени и до сих пор. Необычайный интерес представляет фантазия скульптора, который способен из простой липовой чурки создать расписную детскую игрушку. Поэтому как раньше, так и сейчас, такие забавы остаются занимательными и крайне полезными для ребёнка.