Династия маурьев

Оглавление

Содержание

Фотография 1881 года, показывающая разрушенную цитадель Старого Кандагара («Зор Шар»), где была обнаружена греческая надпись.

Кандагарская греческая надпись находилась на окраине индийского царства, недалеко от границы с греко-бактрийским царством и Ай-Ханумом .

Эдикт — это греческая версия конца 12-го указа (который описывает моральные предписания) и начала 13-го указа (который описывает раскаяние и обращение короля после войны в Калинге ), что делает его частью Большой Скалы. Эдикт . В этой надписи параллельно не используется другой язык, в отличие от известной двуязычной каменной надписи Кандагара на греческом и арамейском языках, обнаруженной в том же районе.

Греческий язык, использованный в надписи, находится на очень высоком уровне и демонстрирует философскую изысканность. Он также демонстрирует глубокое понимание политического языка эллинского мира в III веке до нашей эры. Это говорит о наличии высококультурного греческого населения в Кандагаре в то время.

Происхождение, детство

Ашока был внуком Чандрагупты и сыном Биндусары. Мать Ашоки была Субхадранги, дочерью бедного брамина по имени Чампаканагар. По легенде, отец отдал её в гарем потому, что получил предсказание, что сын его дочери станет великим правителем. Статус Ашоки в гареме был весьма низкий, у него было много братьев от более знатных жён царя, и ещё старший брат от той же матери.

В детстве Ашока был очень живым и резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником.

Ашока не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

Обзор содержания

Фрагмент столпа из Меерута (?) С указами, написанными письмом брахми (около 238 г. до н.э.)

Надписи выражали желание короля сделать буддийские учения известными по всей империи как основу своего правления. Будда и Дхарма неоднократно упоминались в указах, но в основном они концентрируются больше на моральных и этических утверждениях, чем на религиозной практике. Философские аспекты буддизма, а именно Четыре благородные истины и Восьмеричный путь , не встречаются в текстах. Произошло ли это из-за того, что он хотел, чтобы тексты были в целом понятными для широких масс населения, или потому, что это содержание было формализовано позже — или и то, и другое — еще окончательно не выяснено. Содержание указов повторяет ряд центральных тем:

  • обращение короля в буддизм
  • Описание его усилий по распространению Дхармы
  • моральные и религиозные убеждения короля, основанные на Дхарме
  • его усилия по претворению в жизнь этих убеждений в форме социальной и мирной политики.

Сам Ашока упоминается в надписях как Пиядаши .

Международная трансляция

  • В Мьянме он выходит в эфир под названием «ဘုန်း မီး နေလ မဟာ အ သော က» в рейтинге « 5 плюс» .
  • В Камбодже он выходит в эфир под названием ព្រះបាទ អសោក по сети Cambodian Television Network .
  • В Индонезии он начал выходить в эфир под названием Ashoka 11 мая 2015 года на канале antv .
  • На Шри-Ланке он выходит в эфир под названием « Адираджа Дхармашока» по телеканалу «Дерана» с 23 мая 2015 года.
  • в Таиланде он выходит в эфир под названием อโศก มหาราช на канале 3 «Семья»
  • во Вьетнаме он выходит в эфир под названием Ashoka Đại Đế на канале THVL 1 в 12:00 trưa.
  • в Гане под названием Ашока Самрат на Джой Прайм .
  • в Кении на канале KBC под названием Ashoka в 18:30.

Надписи Ашоки

Этот памятник древнеиндийской культуры называют еще и эдиктами правителя. Надписи царя Ашоки представляют собой набор из 33 текстов, выбитых на стенах пещер и на каменных колоннах. Такие эдикты были найдены не только на территории Индии, но и в Пакистане. Колонны царя Ашоки стали первым достоверным свидетельством распространения буддизма. Обломок одной из них с выбитым текстом на брахми находится в Британском музее. Предполагаемая дата его создания – 238 г. до н. э.

Надписи царя Ашоки освещают довольно узкий круг вопросов, касающихся принятия и дальнейшего распространения буддизма представителем рода Маурьев, религиозные и нравственные законы, а также заботы правителя о благополучии не только подданных, но и животных.

В истории было множество царей, которые стремились запечатлеть свои победы, достижения и многое другое на камне. Однако только Ашока делал это на столбах и скалах. Именно они призваны вести людей от смерти прямо к бессмертию, от неведения к истине, к свету из темноты.

Помимо пещерных храмов и величественных колонн Ашока повелевал строить и ступы. Эти курганообразные культовые сооружения также символизировали о распространении буддизма во вселенной, а также власть над нею.

Колонны ставились на всей территории, где правил царь Ашока. Описание жизни царя, а также его Указы высекались и на скалах. Причем многие из подобных монументов сохранились и до сегодняшних дней. Географическое расположение подобных текстов на камне обеспечивает исследователей самой достоверной информацией, говорящей о том, где правил царь Ашока и каковы были размеры его владений. А сами надписи – это не что иное, как основной источник, рассказывающий о деятельности великого правителя.

Архитектура

Зал Четырех Небесных Королей и Пруд Свободной Жизни в храме.

Зал Махавиры в храме.

Храм царя Ашоки занимает площадь застройки 23 400 квадратных метров (252 000 квадратных футов), а общая площадь, включая храмовые земли, леса и горы, составляет более 124 100 квадратных метров (1336 000 квадратных футов).

Вдоль центральной оси являются Shanmen , Свободный пруд жизни, Четыре Небесных Королей зал , Махавира зал , зал шариры, Дхарма зал и буддийские тексты библиотеки . Есть более 625 залов и комнат с обеих сторон, в том числе Guru зал, Cheng’en зал, Колокольня , Drum башня , Abbot Hall, монастырский Столовая, Монастырский приемов и зал для медитации.

Зал Четырех Небесных Королей

Майтрейя хранится в Зале Четырех Небесных Царей, а позади его статуи находится статуя Сканда . Статуи Четырех Небесных Королей закреплены в левой и правой части зала. Под карнизом находится мемориальная доска с китайскими иероглифами « 八 吉祥 地 », написанная бывшим достопочтенным мастером Буддийской ассоциации Китая Чжао Пучу .

Махавира Холл

Махавира зал семь номеров в ширину и 14 метров (46 футов) в высоту. Зал, в котором хранятся статуи Шакьямуни , Амитабхи и Бхайсаджьягуру . Статуи двух учеников помещены перед статуей Шакьямуни, старшего зовут Кассапа Будда, а среднего возраста зовут Ананда . В центре карниза зала находится мемориальная доска с надписью « 觉 行 俱 圆 ». Еще одна мемориальная доска с надписью «善 狮子», написанной Императором Цяньлун, висит во внутренней части зала. В задней части зала хранится статуя Гуаньинь, где слева стоит Шанцай, а справа — Лунню . А статуи Восемнадцати Архатов стоят по обе стороны зала.

Библиотека буддийских текстов

Двухэтажная библиотека буддийских текстов имеет пять комнат в ширину и 12,5 метра в высоту. В зале сохранились два комплекта китайских буддийских канонов, напечатанных в периоды Юнчжэн и Цяньлун династии Цин.

Последние годы правления Ашоки и наследники

Источники рассказывают, что к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампади (Самирати, Сампрати) стал наследником престола. Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампади распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине не выполнялись. Фактически власть сосредоточилась в руках Сампади. Ашока, как рассказывают источники, с горечью должен был признать, что его приказы стали лишь мёртвой буквой, а он лишился царства и власти, хотя формально и оставался царём.

По сообщению некоторых источников, Сампади был последователем джайнизма, его поддерживали крупные сановники. В стране в это время создалось трудное финансовое положение, вспыхивали восстания. Одно из крупных волнений произошло в Таксиле, где во главе недовольных встал местный правитель.

В заговоре против царя, как повествуют источники, принимала участие и царица Тишьяракшита, тоже противница буддизма. Показательно, что в одном из самых поздних эдиктов приказ отдаётся не от имени Ашоки, как ранее, а от имени царицы. Приказ касался различных даров, то есть того острого вопроса, который, судя по буддийским текстам, формально и привёл к конфликту царя с его окружением. Можно предполагать, что совпадения эпиграфического свидетельства и данных буддийской традиции далеко не случайны. Они отражают реальную картину последних лет царствования Ашоки.

Его наследникам уже, очевидно, не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле. Свидетельства источников о прямых наследниках Ашоки разноречивы, но есть основания полагать, что в Паталипутре царём стал Сампади, или Дашаратха, которого некоторые пураны считают сыном и преемником Ашоки. Подобно Ашоке, Дашаратха носил титул «милый богам» и оказывал покровительство адживикам, о чём свидетельствуют его эдикты о дарении им пещер.

В дальнейшем империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 до н. э. вследствие заговора.

Обращение царя Ашоки в буддизм

В начале своего правления Ашока был успешным генералом, который расширил свою империю с помощью военных кампаний, укрепил свое правление и основал первую великую индийскую империю. После особенно кровавой и дорогостоящей битвы, в которой он победил армию Калинги на территории нынешнего штата Орисса , он, наконец, завершил свои кампании и обратился к буддизму. Эти события рассказываются в рок-эдикте:

Став последователем учения Будды, Ашока путешествовал по стране и посетил несколько важных для буддизма мест, таких как Лумбини , место рождения Сиддхартхи Гаутамаса , Бодхгая , место, где он изучил Бодхи («просветление», «пробуждение»). ) и стал Буддой, или Исипатаной (недалеко от сегодняшнего Сарнатха ), где состоялась первая беседа Пробужденного. Во всех этих местах он поставил каменные столбы с начертанными на них указами. Указ о Столпе Ашоки в Сарнатхе гласит:

Средневековая Индия: период раздоров и междоусобиц

В Средние века Индия не имела на своей территории сильного государства, объединяющего большую часть территории. Под властью того или иного правителя собирались народы, образуя небольшие многочисленные государства. Однако их вражда не позволяла создать мощную империю. Раджи и махараджи, управляющие своими государствами, стремились к захвату новых территорий и не были готовы к диалогу.

В пятом веке на территорию современной Индии стали вторгаться иноземные захватчики. Несмотря на слабость большинства правителей иностранцам так и не удалось закрепиться на индийских землях. Хотя данные попытки продолжались на протяжении столетия.

В шестом и седьмом веках делались попытки объединить несколько народов под властью одного правителя. Однако подобные государства существовали только до смерти своего создателя, затем они распадались в результате борьбы наследников за власть.

В одиннадцатом веке ситуацией междоусобиц воспользовались мусульмане. Они смогли проникнуть на территорию Индии и захватить большое количество земель. Через два столетия большая часть полуострова была захвачена мусульманскими войсками. Таким образом образовался Делийский султанат со столицей в городе Дели.

Новое государство практически полностью уничтожило все памятники культуры индийской цивилизации. Храмы и святыни были разрушены, а на их месте строились мечети и другие религиозные сооружения.

Власть мусульман была настолько сильна, что их армия сумела оказать достойное сопротивление монголам в тринадцатом веке. Однако через столетие устои государства смог поколебать Тамерлан, это привело к ослаблению султаната. Он потерял часть своих территорий и к первой четверти шестнадцатого века стал основой для появления новой сильной империи, созданной Великими Моголами в Индии.

Калинга

Через восемь лет после восшествия на трон Ашока объявил войну государству Калинга (Орисса).

В своём эдикте Ашока сообщает, что во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек

Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи

Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвящённом завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Мауриев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоёванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страданий».

Традиция считает, что, увидев множество трупов, причинённые страдания и разрушения, Ашока почувствовал сильное раскаяние, что привело его к принятию буддизма и укреплению веры.

Детство (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Царь Ашока родился в 304 г. до н. э. в семье правителя Биндусары — второго из представителей могучей династии. Мать Ашоки, Субхадранги, среди прочих жен императора имела достаточно низкий статус. Ее отец, будучи бедным брамином, отдал свою дочь в гарем, так как, по легенде, получил предсказание о том, что его внуку уготован путь великого правителя. Наверное, именно поэтому так и назвали мальчика. Ведь личное имя царя Ашоки буквально означает «лишенный печали».

Такой же низкий статус, как и у матери, был в гареме у будущего правителя. У него было большое количество братьев, рожденных от других жен царя, обладающих высоким положением уже по своему происхождению. Был у Ашоки и один родной старший брат.

В детстве будущий пимператор был резвым и очень живым ребенком. Единственное занятие, которое приходилось ему по душе, – охота. Мальчик увлеченно занимался любимым делом. Вскоре он стал хорошим охотником.

Ашоку нельзя было назвать красавцем. Однако не было ни одного принца, превосходящего его в храбрости и доблести, искусности в управлении и любви к приключениям. Именно поэтому будущего царя Ашоку уважали и любили не только все чиновники, но даже простые люди.

Все перечисленные выше черты характера юноши были замечены его отцом Биндусаром, который, несмотря на молодость сына, назначил его на пост наместника Аванти.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

`bottomLinkPreText` `bottomLinkText` This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit). Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply. Images, videos and audio are available under their respective licenses.

{{current.index+1}} of `items`.`length`

  • Credit:
    • Uploaded by: `current`.`info`.`uploadUser` on {{current.info.uploadDate | date:’mediumDate’}}
  • License: {{current.info.license.usageTerms || current.info.license.name || current.info.license.detected || ‘Unknown’}}
  • License: {{current.info.license.usageTerms || current.info.license.name || current.info.license.detected || ‘Unknown’}}
  • View file on Wikipedia

Приход ко власти

https://youtube.com/watch?v=_Gr13lserzc

Shahrukh Khan and Karina Kapoor (Asoka The Great )

Все видео

Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём.

Старшим сыном Биндусары был Сусема, но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царём, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придёт в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.

О дальнейших событиях источники приводят противоречивую информацию. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь. Но он был убит при попытке захватить город.

Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.

Как говорят легенды, Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих сведений. В надписях на камне, сделанных по его распоряжению, братья Ашоки упоминаются с любовью.

В пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.

Награды

Год Наградное шоу Категория Результат
2015 г. Индийская премия Телли Лучший детский актер (Сиддхарт Нигам) Победил
Лучший исторический / мифологический сериал Назначен
Лучший актер второго плана (драма) (Самир Дхармадхикари) Назначен
Лучшая женская роль второго плана (драма) (Паллави Субхаш) Назначен
Золотые награды Лучшее историческое шоу Победил
Лучший актер (дебют) (Сиддхарт Нигам) Победил
BIG Star Entertainment Awards Самый интересный телевизионный актер (женщина) (Паллави Субхаш Ширке) Назначен
Самый интересный телевизионный актер (мужчина) (Сиддхарт Нигам) Назначен
Самое интересное телевизионное художественное шоу Назначен
2016 г. Золотые награды Лучший актер второго плана (мужчина) (Самир Дхармадхикари) Назначен
Лучшая мужская роль второго плана (женщина) (Паллави Субхаш) Назначен
Лучший актер в отрицательной роли (женщина) (Prinal Oberoi) Назначен

Воин Будды

В то время, когда царь Ашока (фото с его изображением смотрите ниже) еще только вступил на трон, в Индии насчитывалось несколько религий.

В их числе были индуизм и буддизм. Однако стране была необходима единая общая религия. А политике царя Ашоки более всего соответствовал буддизм. Ведь это направление выступало против территориальных и узкокастовых ограничений и за единое государство. Именно поэтому дальнейшее правление царя Ашоки осуществлялось в соответствии со взглядами буддизма. Правитель Индии полностью принял дхарму — «праведность», а также «закон нравственности». Его общественная деятельность стала подчиняться не силе. Основой всех деяний стала «власть дхармы».

Во время правления царя Ашоки в Индии в Паталипуре был созван третий буддийский собор

На нем правитель сделал акцент на важности этнических норм поведения. Особенно он настаивал на том, что необходимо проявлять терпимость в отношении других религий

Стоит отметить, что учения Ашоки по своему распространению и значению стоят рядом с деятельностью самого Будды. Ведь представитель рода Маурьев привел буддизм на Цейлон. Кроме этого, могучие потоки этой религии охватили большую часть территории Азии. Затем послания Будды достигли стран Ближнего Востока, а также средиземноморского бассейна. Учение оказало облагораживающее влияние на население Центральной Азии, Афганистана и Монголии.

Все это позволило буддизму стать мировой религией и отыгрывать цивилизующую роль во многих азиатских государствах, придя на смену довольно примитивным общинным культам. Достигло это направление Египта и Сирии.

Заключение

Ашока был способным императором, героем, проповедником буддизма. Посвятил свою жизнь благосостоянию своих жителей. На протяжении своего правления он изучал законы Будды. И сейчас его империя справедливости остается идеалом для всего мира.

https://youtube.com/watch?v=W0Jw1v21Fcw

Завершение правления (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Судя по информации, содержащейся в исторических источниках, царь Ашока преподносил столь щедрые дары для развития буддийской общины, что в конце концов разорил казну государства. Случилось это уже к исходу периода его правления.

Сыновья Ашоки, Тивала, Кунала и Махендра, распространяли учение Будды по миру. Тем временем внуки правителя начали борьбу за получение права наследовать трон.

Пробуддийская политика, которую проводил Ашока, вызывала недовольство джайнов и последователей брахманизма. Сановники царя рассказали Сампади, главному претенденту на трон, о слишком щедрых дарах правителя. При этом они потребовали их отмены. Сампади приказал не выполнять распоряжения императора и не отдавать буддийской общине пожалованные им средства. Ашока должен был с горечью признать, что формально он еще оставался у власти, но фактически уже потерял ее.

Сампади являлся последователем джайнизма. При этом его всецело поддерживал определенный круг крупных сановников. Страна в этот период испытывала трудности. Ее финансовое положение было тяжелым, временами то тут, то там вспыхивали восстания простого люда. Одно из самых крупных волнений было отмечено в Таксиле. Причем возглавил его не кто иной, как местный правитель.

Участницей заговора против императора стала царица Тишьяракшита, которая была противницей буддизма. Подтверждает это тот факт, что один из поздних эдиктов был отдан не Ашокой. Он был подписан именем царицы. Это был приказ, в котором говорилось о преподношении различных даров. Другими словами, в эдикте поднимался тот острый вопрос, который и стал основой конфликта Ашоки с его окружением.

Исходя из данных некоторых источников, в конце своего правления царь стал чувствовать отвращение к жизни. Именно поэтому как буддийский монах он совершил паломничество, которое позволило бы ему успокоить ум. Он пришел в Таксилу и уже остался там навсегда. Ашока, любимый людьми и Богом, покинул эту землю в 72 года.

Наследники великого правителя не смогли сохранить единую империю. Они разделили ее на две части – восточную и западную. Центром первой из них стал город Паталипутр. Столицей западных территорий оказался г. Таксил.

Источники, в которых говорится о прямых наследниках Ашоки, дают противоречивые сведения. Однако многие исследователи полагают, что царем Паталипутры стал Сампади. Далее некогда могущественная империя пришла в упадок и вследствие заговора в 180 г. до н. э. пала.

Дневной бонус

С введением нового Культурного Поселения Древний Египет мы добавили в него цену на дороги. При этом было увеличено количество валюты поселения при его старте и ежедневный сбор с посольства. То же самое касается и поселения моголов.

Пазл

В этот раз вы не обнаружите никакого дополнительного интерактивного строения на окраине вашего развивающегося города моголов. То есть не будет никакой дополнительной опции, доступной по завершению 6 заданий культурного поселения (как, например, Торговец в Феодальной Японии, Местный рынок у Ацтеков и т.д.). Тем не менее, вы все еще можете получить дополнительную награду по достижению каждого этапа.

Пожалуйста, имейте в виду, что вы можете расположить эти дипломатические постройки где угодно в вашем городе, но дополнительными бонусами они вас обеспечат лишь тогда, когда вы их правильно присоедините к вашему зданию посольства!

На данный момент целая Империя Великих Моголов представляет собой мини-игру и пазл, который вам нужно решить. Есть два вида дипломатических построек, две малых и три больших. Они обладают механикой присоединения и сетов, которые приумножат красоту и производство вашего отдаленного поселения.

Бонус присоединения Малые постройки дипломатии Бонус сета Большие постройки дипломатии

Аллея Водный канал

Чатри,Балдахин,Чарбах

Малые дипломатические постройки обладают способностью образовывать цепочку. Это означает, что вы можете присоединять их к разным сторонам вашего посольства, или если быть точным, ко входам! Когда вы соединяете эти постройки, вы увеличиваете общее количество очков дипломатии в вашем поселении.

Вы можете присоединить либо Водные каналы к боковым сторонам, либо Аллеи к парадной лестнице посольства (Аллеи не дадут никаких бонусов, если будут присоединены к задней части вашего посольства).

Вместе с тем, у больших дипломатических построек есть способность создавать сеты. Это означает, что вы можете собирать дополнительные культурные товары каждый день, расположив уникальные большие постройки по соседству с вашим посольством (где угодно возле посольства, необязательно по сторонам или перед главным зданием).

Всего есть три разных дипломатических постройки, и для максимально возможного увеличения потенциала вашего поселения вам нужно будет всех их соорудить. Вы можете набрать до трех бонусов от сета. Впрочем, они предоставляются только при расположении разных сетов построек! Иными словами, если вы расположите три одинаковых больших дипломатических постройки, вы получите лишь один бонус, а не три! Так что постарайтесь избежать здесь повторений.

Трудность поселения Империи Великих Моголов заключается в том, чтобы соединить вместе все эти постройки. Это непростая задача, поскольку вам нужно будет решать, какие расширения стоит открывать, а какие препятствия убирать. Кроме того, вам понадобится освобождать место для жилых и товарных построек.

Постройки моголов

Помогая Акбару Великому, вы используете улучшения для открытия различных жилых, культурно-товарных и дипломатических построек

Пожалуйста, обратите внимание, что стоимость здания регулируется вашей эпохой. Расходы, представленные ниже, основываются на стоимости Колониальной эпохи

Здесь вы можете увидеть, когда и какие строения можно построить:

Религиозная политика

Существует одна весьма важная вещь, которую сделал царь Ашока, для того чтобы распространить среди людей дхарму. Он ввел совершение паломничества. Произошло это спустя два года после окончания калингской войны.

Паломничество началось с посещения Ашокой Самбодхи. Она известна тем, что здесь Будда получил просветление. Правитель побывал и в других похожих местах, находящихся в его державе.

Подобные действия были крайне важны. Ашока покровительствовал буддизму, но при этом не стал его фанатом, проводя на протяжении всего своего царствования политику терпимости к различным религиозным направлениям. Подтверждением этому является факт того, что царь преподносил в дар пещеры аджевикам. В тот период они были одними из основных соперников буддистов, пользуясь значительным влиянием среди народа. Также Ашока посылал представителей своей власти в общины к брахманам и к джайнам. Этим правитель добивался гармонии между различными направлениями религии.

Изменение мировоззрения

Индийский царь Ашока сумел добиться своего

Калинга была весьма важной областью в торговом и стратегическом отношении, и ее присоединение значительно усилило империю. Однако здесь Ашока наткнулся на упорное сопротивление местных жителей

И простой люд, и знать не хотели мириться с приходом новой власти, из-за чего к ним были вначале применены самые суровые методы наказания. Но после, для того чтобы разрядить обстановку, Ашока даже предоставил этой области большую самостоятельность.

Тем не менее на этих территориях не обошлось без кровавых битв. Было взято в плен 150 тыс. человек. Убитыми насчитали 100 тыс. человек. Но и это еще не все людские потери. Ведь многие умерли от голода и ран.

От масштабов устроенной бойни, от принесенных войной страданий и горя Ашока сам пришел в ужас. Это и стало началом его духовной и нравственной трансформации, а также отказа от насильственных действий.

Правителя мучили угрызения совести. Он испытывал глубочайшую печаль, и в результате раздумий раскаялся и навсегда отрекся от ранее намеченного пути. После войны с Калингой Ашока перестал вести политику завоеваний. В дальнейшем маурийский император старался прибегать к дипломатическим и идеологическим приемам. Свое влияние в незавоеванных областях он укреплял, направляя туда специальные миссии и чиновников. Они обещали местному населению заботу и любовь императора, а также его всяческую поддержку.

Ашока Великий: от жестокого царя до милосердного буддиста

Царь Ашока считается одним из величайших правителей Индии. Он был третьим царём империи Мауриев. Его военные успехи уступают достижениям его деда в этой области, но Ашока в первую очередь вошёл в историю как правитель-буддист. Его вклад в поддержание буддизма и морали сделал его выдающейся фигурой в индийской истории.

Обширная империя

Империя Мауриев ― крупнейшее в истории царство на индийском континенте. Во время расцвета империя Мауриев занимала не только территорию современной Индии, но и Бутан, Непал, Бангладеш, Пакистан, Афганистан и часть Ирана. Большая часть этих земель была завоёвана во время правления Чандрагупты Маурья, первого правителя династии и деда Ашоки.

Статуя Чандрагупты Маурья, первого правителя династии и деда Ашоки. Public Domain

Борьба за трон

Ашока родился в 304 г. до н.э. у императора Биндусары и Субхадранги. Его мать имела достаточно низкий статус среди других жён императора. Кроме младшего брата у Ашоки было несколько сводных братьев. По одной из легенд, в борьбе за трон Ашока убил 99 братьев. Он пощадил лишь младшего брата Виташоку.

Ещё в раннем возрасте Ашока продемонстрировал потенциал военачальника и руководителя. Шансы Ашоки унаследовать трон были низкими из-за старших братьев. Но из-за способностей Ашоки при дворе начали считать, что Биндусара оставит трон ему, и братья почувствовали себя неуверенно. Особенно Сусима, старший сын Биндусары, которому было что терять.

Сусима решил устранить младшего брата. Он убедил отца отправить Ашоку в Таксилу (территория современного Пакистана) для подавления восстания. План Сусимы провалился, потому что Ашоку встретили там с распростёртыми объятиями, и бунты затихли без кровопролития.

В следующем году (275 г. до н.э.) Биндусара заболел и умер. Между Ашокой и его братьями началась борьба за трон. Ашока победил и стал третьим правителем империи Мауриев.

Индийский рельеф, в центре предположительно изображён Ашока. Амаравати, район Гунтур, Индия. CC By SA 3.0

Жестокое начало правления

Считается, что в первые несколько лет правления Ашока был жестоким царём.

По легенде, он решил проверить министров на преданность и приказал им срубить все фруктовые деревья и цветы, и оставить только деревья с шипами. Министры были озадачены таким приказом и переспросили.

После того как они попросили повторить приказ три раза, Ашока впал в ярость, «достал меч и срубил головы 500 министрам».

По другой легенде, Ашока построил камеру пыток, которую называли «ад Ашоки». Здание было красивым снаружи, но страшным внутри. Его построили по просьбе Гирики, палача Ашоки, который вдохновился пятью пытками ада.

Две легенды о преображении Ашоки

По первой легенде, жертвой Гирики стал буддийский монах по имени Самудра. Гирика пытал его, но не смог причинить вреда Самудре.
Новость о чуде достигла императора. Ашока встретился с Самудрой.

Монах сурово отчитал его и приказал построить 84 000 ступ в соответствии с пророчеством Будды, чтобы обеспечить безопасность всех существ.

Ашока раскаялся, разрушил камеру пыток, казнил палача и исполнил требования Самудры.

Послы Ашоки заключают мир. Иллюстрация из «Истории наций» Хатчинсона. После завоевания Калинги Ашока раскаялся и стал верующим буддистом. Public Domain

Ашока принимает буддизм и распространяет учение

После принятия буддизма император начал пропагандировать буддийскую религию в своей империи и за её пределами. Это видно из его указов, которые вырезали на скалах и столбах, чтобы все могли прочесть. Эти приказы касаются различных областей жизни и приняты под влиянием буддийского учения. Например, один из указов связан с охраной животных.

«Раньше на кухне царя Пиядаси каждый день убивали сотни животных для приготовления карри. Но теперь, после принятия этого указа, разрешено убивать только трёх животных: двух павлинов и оленя, оленя ― не каждый день. В некоторые дни не убивают даже этих трёх животных».

В Британском музее размещён фрагмент одного из столбов Ашоки, на котором написано о милосердии правителя.

«Я думаю над тем, как принести счастье всем людям, не только своим родственникам или жителям столицы, но и тем, кто живёт далеко от меня. Я отношусь с одинаковым уважением ко всем. Я одинаково отношусь ко всем сословиям. Я почтил представителей всех религиозных учений приношениями. Считаю своей обязанностью наносить личные визиты людям».

Камень с одним из указов Ашоки, Гуджарат, Индия. CC by SA 3.

Упадок империи и религии

Благодаря покровительству Ашоки статус буддизма повысился, но ненадолго. Ашока умер в 232 г. до н.э., а империя Мауриев пала 50 лет спустя. Буддизм исчез в Индии. Тем не менее благодаря Ашоке буддизм стал одной из мировых религий и по-прежнему популярен в соседних с Индией странах.

Внутренняя политика

Ашока запретил жертвоприношения. Использование принудительных работ также было упразднено. Был составлен список охраняемых животных, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов. Было налажено производство и экспорт медицинского сырья с целью употребления не только для медицинских нужд, но и в ветеринарии, а также создана сеть соответствующих медицинских учреждений. Развлечениям прежних правителей Ашока предпочитал паломничества, раздачу подарков и встречи с простыми людьми.

По всей империи Ашока инициировал строительство объектов социального назначения. Была создана сеть университетов, бесплатных гостиниц, каналов, ирригационных систем и пр. Была также обновлена и всеиндийская система дорог.

Но самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных.

Ашока даже создал нечто подобное институту правозащитников. Для этого он расширил состав верховных государственных чиновников (махаматр), добавив к ним «махаматр дхармы». Их обязанностями были наставления в практике дхармы, а также забота о поддержании справедливости во всех уголках империи. В том числе и инспекция тюрем:

Надписи Ашоки

Этот памятник древнеиндийской культуры называют еще и эдиктами правителя. Надписи царя Ашоки представляют собой набор из 33 текстов, выбитых на стенах пещер и на каменных колоннах. Такие эдикты были найдены не только на территории Индии, но и в Пакистане. Колонны царя Ашоки стали первым достоверным свидетельством распространения буддизма. Обломок одной из них с выбитым текстом на брахми находится в Британском музее. Предполагаемая дата его создания – 238 г. до н. э.

Надписи царя Ашоки освещают довольно узкий круг вопросов, касающихся принятия и дальнейшего распространения буддизма представителем рода Маурьев, религиозные и нравственные законы, а также заботы правителя о благополучии не только подданных, но и животных.

В истории было множество царей, которые стремились запечатлеть свои победы, достижения и многое другое на камне. Однако только Ашока делал это на столбах и скалах. Именно они призваны вести людей от смерти прямо к бессмертию, от неведения к истине, к свету из темноты.

Помимо пещерных храмов и величественных колонн Ашока повелевал строить и ступы. Эти курганообразные культовые сооружения также символизировали о распространении буддизма во вселенной, а также власть над нею.

Колонны ставились на всей территории, где правил царь Ашока. Описание жизни царя, а также его Указы высекались и на скалах. Причем многие из подобных монументов сохранились и до сегодняшних дней. Географическое расположение подобных текстов на камне обеспечивает исследователей самой достоверной информацией, говорящей о том, где правил царь Ашока и каковы были размеры его владений. А сами надписи – это не что иное, как основной источник, рассказывающий о деятельности великого правителя.