Как «батюшки в погонах» окормляют российское воинство

Оглавление

На смерть вместе с паствой

Но для простых солдат и матросов, как и для большинства офицеров, все эти пертурбации были чем-то далеким и неважным — гораздо важнее было то, какие конкретно люди окормляли их роту или корабль. И надо отметить, что среди флотских и армейских священников большинство всегда составляли такие, кто мог не только утешить мятущуюся душу, но и вдохновить на подвиг, а то и повести за собой.

История русского военного духовенства знает не один подобный пример — и не один пример того, как проявившие себя в боях священники становились кавалерами военных орденов. Так, первым среди них ордена Святого Георгия IV степени был удостоен в 1813 году полковой священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский. Вместе со своей паствой он принимал участие во всех сражениях Отечественной войны 1812 года, проявив необычайную храбрость и стойкость, поскольку не покидал строя даже после нескольких ранений. О награждении отличившегося в битве под Малоярославцем ходатайствовал другой герой того же сражения – генерал от инфантерии Дмитрий Дохтуров, который так писал в своем прошении на имя фельдмаршала Михаила Кутузова: «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Это ранение вкупе с другими ранами и привели к тому, что 24 ноября 1813 года во время Заграничного похода русской армии уже на территории Франции отец Василий умер, но полка своего он так и не оставил.

А первым среди флотских иеромонахов высочайшей воинской награды был удостоен иеромонах 45-го флотского экипажа Иоанникий (Савинов). Он был отмечен, согласно представлению к награде, «за совершение отличного подвига при вылазке с 10 на 11 марта 1855 года» во время обороны Севастополя. Когда сопротивление противника стало слишком уж ожесточенным, и русские моряки пали духом, иеромонах в полном облачении и с поднятым к небу крестом буквально повел их за собой, и воспрянувшие воины выбили французов из траншей

Но и после этого отец Иоанникий не оставил поля боя, обратив свое внимание на раненых, не делая различий между русскими и французами, и трудился над ними до тех пор, пока не потерял сознания вследствие тяжелой контузии

Офицеры крейсера «Варяг», в первом ряду второй слева — командир корабля капитан первого ранга Всеволод Руднев; крайний справа — корабельный священник иеромонах Михаил (Руднев)

Всего орденом Святого Георгия VI степени с 1812 по 1904 годы были награждены пятеро армейских и флотских священников. А в годы Первой мировой войны это число выросло еще на 11 человек! Тогда же золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте — аналога золотого георгиевского оружия «За храбрость», заслужить которое в русской армии почиталось за особую честь, — удостоились еще 227 представителей армейского духовенства (а за всю историю этой награды ее получили 538 священнослужителей). Но цена, заплаченная за эти подвиги, была большая: свыше 4000 военных священников погибли или были искалечены на фронтах Первой мировой.

Литература

  • Сост. Григорьев А. Б., «История флотского духовенства», серия «Крест и якорь» (Вахтенный журнал), изд. «Андреевский флаг», г. Москва, 1993 г.
  • Ред. кол. Гаєцький Роман, Закаляк Ярослав, Тимкевич Антін, Шипайло Євген; «Ювілейний збірник 50 ліття (Братство колишніх Вояків 1-ої Української Дивізії Української Національної Армії 1943—1993 SS-Freiwilligen Division Galizien)», Крайова Управа ЗСА, Printed in USA.
  • Д-р І. Нагаєвський (Rev. I. Nahayewsky Ph.D.), «Спогади польового духовника (A Soldier Priest Remembers)», вид. «Українська книжка» (Published by Ukrainian Book Co.), Торонто (Toronto-Ontario), 1985 р.
  • Ред. Мчедлова М. П., Аверькова Ю. И., Басилова В. Н. и др., «Религии народов современной России. Словарь. (А—Я)», изд. «Республика», г. Москва, 1999 р.
  • Ред. Колодний А., Лобовик Б. (Українська асоціація релігієзнавців Відділення релігієзнавства Інституту філософії НАН України), «Релігієзнавчий словник», вид. «Четверта хвиля», м. Київ, 1996 р. — 389 с.
  • Шевченко В. М., «Словник-довідник з релігієзнавства», вид. «Наукова думка», 2004 р. — 557 с.
  • Яблоков И. Н., «Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению», изд. «Гардарики», 2000 г. — 536 с. ISBN 5-8297-0060-3.

Как армия сопоставляется с верой

Всем известно мнение, что без сильного войска не бывает и сильной страны. Православная вера разделяет взгляд на то, что обязанность каждого мужчины — защищать свою Родину. Армия — это настоящая школа жизни, ее можно сравнить с микромоделью целого мира со своими правилами, порядками и уставом.

Интересно! Вопрос о том, может ли христианин служить в войсках, поднимался еще в IV веке, когда христианство было гонимо и процветало язычество.

Тем не менее древними отцами было постановлено, что если христианин пренебрегает службой в войсках, он отлучается от церковного общения. Это было в очень тяжелые для христианства века, когда солдат не мог назвать себя верующим открыто.

Современная армия, наоборот, всецело поощряет распространение веры среди солдат. Даже атеистическое командование признает, что вера поднимает боевой дух, придает сил солдатам, что позитивно отражается на службе. Сегодня при многих войсковых частях действуют специальные передвижные храмы, которые переезжают с места на место вместе с солдатами, которые могут практически полноценно участвовать в церковной жизни.


В современной армии поощряется участие солдат в церковных службах

С духовной точки зрения, сложно переоценить значение церкви для военнослужащего. Подвергая риску собственную жизнь, верующий солдат всегда знает, что и волос не упадет с его головы без Промысла Божиего. Конечно, пребывая под защитой Господа, служить будет намного легче.

Что же касается заповеди «Не убий», то тут надо понимать, что если речь идет о защите Отечества — его надо защищать. Конечно, всегда лучше не доводить до военных конфликтов и решать разногласия на уровне дипломатии. Но к сожалению, в современном мире все чаще проблемы на уровне государств решаются силой. Если возникает военный конфликт и Родине грозит опасность — каждый мужчина должен взять в руки оружие и защищать свою землю.

Православие знает множество примеров воинов, которые были удостоены венца святости после своей смерти. Это, к примеру, святой Иоанн Воин, святой князь Александр Невский, святой Илья Муромец. Эти люди участвовали в военных сражениях, убивали других людей, но это не помешало им стать святыми.

Важно! Примеры святых воинов православной церкви не означают, что заповедь «Не убий» утратила свою актуальность. Но защита своей земли и своего народа не является убийством в том смысле, в котором его осудил Господь

Из более современных святых, которым довелось служить в военных войсках, интересен пример святого Паисия Святогорца. Будучи в молодости уже очень благочестивым христианином, он переживал, как будет служить в армии, где придется брать в руки оружие и, возможно, стрелять в других людей.

Юноша горячо молился Господу, чтоб Он отвел его от убийства даже врага. И Господь услышал молитву праведника — будущий святой старец благополучно отслужил и отдал долг Родине связистом, ни разу не выстрелив в другого человека. Как видим, воинская служба никак не помешала юноше в будущем стать известным старцем, которого после смерти канонизировали в лике святых.

Изобретая молитвы

Институт военного духовенства порождал и курьёзы. В европейских странах и США в ходе секуляризации общества в XIX веке военные священники, проходившие службу в специфической военной среде, часто перенимали привычки и обычаи окружавших их офицеров. Так что порой было не вполне понятно, может ли называться святым отцом вон тот джентльмен — который охотно пьёт и сквернословит.

(Источник фото)

Пародию на такого капеллана вывел Я. Гашек в образе фельдкурата Отто Каца.

Его проповеди были необыкновенно увлекательны, остроумны и вносили оживление в гарнизонную скуку. Он так занятно трепал языком о бесконечном милосердии божьем, чтобы поддержатьпадших духом» и нечестивых арестантов, так смачно ругался с кафедры, так самозабвенно распевал у алтаря свое — Изыдите, служба окончена. Богослужение он вел весьма оригинальным способом. Он изменял весь порядок святой мессы, а когда был здорово пьян, изобретал новые молитвы, новую обедню, свой собственный ритуал, — словом, такое, чего до сих пор никто не видывал.

Но подобные капелланы были скорее объектом военного фольклора, нежели героями реальной жизни. История же знает немало деяний и героических подвигов, которые совершили военные священники. Однако это уже совсем другой рассказ.

Другие статьи из рубрики «Крупный план»

20 мая 2016
Серьезнее, чем взрослое кино (часть 3)
Где учат на мультипликаторов и может ли быть православная анимация? Окончание беседы с кандидатом культурологии Марией Шеметовой

20 февраля 2013
Воспоминания тюремного священника
После того, как меня рукоположили во иереи в 1991 году, я вспомнил евангельский призыв, что пастырь должен оставлять девяносто девять мирно пасущихся овец и идти к одной заблудшей, и решил посетить тюрьму с целью духовного окормления заключенных.

17 августа 2016
Чемоданчик скорби, радости рюкзак

В его жизни было всё: подпольные концерты, стадионы и похмельная тоска в пустой квартире. Сегодня Денис Красиков из рок-группы «Близнецы» — счастливый отец большого православного семейства. У него любимая и любящая жена, уютный дом, хорошая работа и надежные друзья. 

19 января 2013
В космос — с Богом!
Наверное, все помнят атеистический аргумент хрущевских времен: «Гагарин в космос летал,
Бога не видел». Хотя некоторые очевидцы (например, космонавт Алексей Леонов) утверждают, что Гагарин, наоборот, сказал Хрущеву, что видел Бога, а тот приложил палец к губам: «Тс-с‑с, никому не говори!»
Есть еще «контрлегенда»: то одному, …

13 февраля 2014
Эффект «Пространства»
Обычный человек, входя в храм, не оставляет за порогом свои переживания, комплексы и застарелые душевные травмы, порой очень сильно мешающие воцерковлению. Еще сложнее человеку «с проблемами в общении». Если первый может пренебречь психологической помощью, второму она просто необходима. Как можно организовать такую помощь на приходе, показывает …

Примечания

  1. А.Маррей . Капеллан // Католическая энциклопедия. Т.2. — М., 2005. — стлб.779.
  2. 12Леонтьева Татьяна Геннадьевна. Православное духовенство в годы Первой Мировой войны // Россия и современный мир. — 2014. — № 2 (83). — С. 104—119. — ISSN 1726-5223.
  3. Священников ВДВ обучат применению десантируемого православного храма (неопр.) .
  4. Новости религий (англ.). www.ng.ru. Дата обращения: 22 декабря 2018.
  5. Why building Falcon Circle was ‘right thing to do’ > United States Air Force Academy > Display (неопр.) . web.archive.org (20 мая 2017). Дата обращения: 22 декабря 2018.
  6. National Native American Veterans Memorial (англ.). National Native American Veterans Memorial. Дата обращения: 22 декабря 2018.
  7. MCCAIN STATEMENT ON THE ESTABLISHMENT OF THE NATIONAL NATIVE AMERICAN VETERANS’ MEMORIAL — Speeches — United States Senator John McCain (неопр.) (недоступная ссылка). www.mccain.senate.gov. Дата обращения: 22 декабря 2021. Архивировано 23 декабря 2021 года.
  8. Banerjee, Neela . Use of Wiccan Symbol on Veterans’ Headstones Is Approved (англ.),The New York Times (24 April 2007). Дата обращения 22 декабря 2021.

Храм в юрте

После возвращения на «гражданку» Баир поступил в буддийскую школу при Иволгинском дацане и стал монахом.

Город Кяхта, где теперь служит капеллан, расположен на границе с Монголией. На территории части нет дацана, потому всё, что нужно для проведения молебнов, обустроили в юрте. По словам ламы, служивые нуждаются в духовной поддержке не меньше гражданских, поэтому такой полевой храм очень востребован. Баир-лама регулярно совершает религиозные обряды и ритуалы с солдатами и их родственниками. Иногда приходится выезжать домой к молодым людям, чтобы благословить родных и близких. Также он посещает госпиталь и медчасть, чтобы подбодрить захворавших ребят. Рады ламе и на полигоне, где он в походных условиях совершает богослужения и общается с военными в индивидуальном порядке. Солдаты и офицеры интересуются в основном сутью ритуалов или просят «посмотреть», что ожидает их в этом году.

История

Знак Архиепархии капелланов ВМС США. Знак Департамента капелланов УГКЦ (Украина) 2011 год. Происхождение термина «капеллан» связано с именем св. Мартина Турского. По легенде, в один из дней святой встретил нищего, и нищий стал умолять его, чтобы святой дал ему что-нибудь из своей одежды, дабы прикрыть лохмотья. Мартин разрезал свой плащ на две части и передал просившему одну. На следующую ночь епископу был сон, что в тот день Иисус Христос предстал перед ним в виде нищего. Вторая часть плаща св. Мартина Турского стала реликвией Меровингов и называлась «капа» (доныне капа — часть облачения католических священников). Короли франков брали капу в боевые походы, где она должна была сохранить их от опасности. Священник, отправляющийся вместе с войском, со временем стал называться капеллан, то есть «хранитель капы».

У католиков капеллан (позднелат. capellanus, clericus de capella) в Средние века (первое свидетельство термина относится к 781 году) — духовное лицо, относящееся к составленной из аристократов и церковных иерархов придворной капелле, позднее, вплоть до XVII века — «домашний» священник, совмещавший церковные обязанности (руководство «частным» богослужением) с обязанностями секретаря. При больших средневековых дворах со временем выделился верховный капеллан (archicapellanus, в должности епископа или аббата), в обязанности которого могли входить не только богослужение и управление делами патрона, но и его официальное представительство за границей (наподобие современных дипломатов). По мере расширения и статусного роста придворных капелл возникло разделение обязанностей; так, в позднем средневековье (первое свидетельство — в 30-х годах XIV века) руководство музыкальным сопровождением богослужения было отделено от капеллана и вверено «магистру капеллы» (magister capellae), капельмейстеру, административно подчинявшемуся (архи)капеллану. Отдельную должность занял (также подчинявшийся верховному капеллану) руководитель канцелярии, канцлер. Со временем придворная канцелярия, как и музыкальная придворная капелла, приобрели самостоятельный статус. В конце концов (примерно с XVIII века), должностные обязанности капеллана были сведены к богослужению. Согласно современному Каноническому праву (ККП 564) капеллан — «священник, которому поручено постоянное пастырское попечение о какой-либо общине или особой группе христиан, осуществляемое по нормам универсального и партикулярного права».

Примечания

  1. [odonvv.ru/forum/25-116-1 Священники в армии]
  2. [andrei-stoliar.ru/post178168318/ Воинская присяга в русской армии]
  3. Невзоров Н. «Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России.» СПб., 1875. С. 64.
  4. Ключарев Н. Чем занимались в русской армии священнослужители // Армия. 1992. № 19. С. 42.
  5. [www.rusfront.ru/3393-polkovye-svyaschenniki-v-rossiyskoy-armii.html Полковые священники в Российской Армии.]
  6. [rusplt.ru/region-news/ufa/predstaviteli-bashkirii-prinyali-uchastie-v-zasedanii-mejreligioznogo-soveta-rossii-421417/ Итоги заседания МСР от 27.08.2015]
  7. 1234 [www.pokrov.all-nsk.ru/publics/newspaper_01/text_11.htm С именем святого Георгия]
  8. [www.pokrov.all-nsk.ru/publics/newspaper_02/text_11.htm С именем святого Георгия]
  9. [krymology.info/index.php/%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85_%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_(%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2) Иеромонах Иоанникий (Савинов)]
  10. [www.church.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0087.html Из истории военного духовенства]

С крестом на груди и парашютом на спине

Октябрьская революция вместе с прежней русской армией уничтожила и институт военного духовенства, в который к тому времени входили не только православные священники, но и другие христианские капелланы, а также муллы и раввины. Только в начале 1990-х годов в российскую армию вновь вернулись священники, начавшие окормлять «христолюбивое воинство», как поминают защитников России на церковных службах. В 1995 году в Московском патриархате появился специальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, а десять лет спустя воссоздали Военное благочиние Санкт-Петербургской епархии.

Полковые священники ВДВ готовятся к зимним прыжкам

Несмотря на долгий перерыв, вернувшиеся в российскую армию военные священники мало чем отличаются от своих предшественников прежних веков. Как и они, современное военное духовенство готово сопровождать своих подопечных где угодно: известны случаи, когда полковые священники ВДВ вместе с обыкновенными бойцами совершают прыжки с парашютом, а уж в том, чтобы вместе с паствой отправиться на маневры, для них и вовсе нет ничего необычного. Восстанавливаются полковые церкви и появляются варианты мобильных полевых церквей (в том числе и десантируемых), спуск на воду новых кораблей российского ВМФ не обходится без обязательной молитвы и благословения, да и в дальних походах моряки могут исповедаться и причаститься у корабельного священника.

Заслуги военных священников оценены не только орденами и золотыми наперсными крестами. Например, на Братском кладбище на Северной стороне Севастополя, где похоронены участники Первой обороны, есть памятник полковому священнику Брянского егерского полка протоиерею Василию Смирнову, умершему от болезни и контузии 21 декабря 1855 года и перезахороненного на Братском кладбище в 2005 году. А 5 октября 2014 года на центральной площади Малоярославца Российское военно-историческое общество установило скульптурную композицию «Полковому священнику». Она возведена напротив монумента Героям Отечественной войны 1812 года, а прообразом священника, попирающего французские пушки и вздымающего православный крест, стал первый священник-кавалер ордена Святого Георгия отец Василий Васильковский.

Монумент «Полковому священнику», установленный РВИО в Малоярославце

Средневековье: благочестивые христианские воины

Христианские священники видели в средневековых армиях один из лучших объектов для проповеди. Тем более что после крещения варварских князей и королей их воины в глубине души всё равно оставались язычниками. Этого не следовало допускать. К тому же дружинники быстро превращались в графов, баронов и бояр — и, приобщившись к новой вере, могли нести её свет уже в собственные земли.

Священники продолжали сопровождать войско в походах и после распространения христианства по всем уголкам Европы. Герцог или князь, выступая на войну, брал с собой несколько клириков, которые и проводили церковные службы для солдат.

Положение дел изменилось с началом эпохи Крестовых походов. Во-первых, войско теперь сопровождали официальные посланники папы римского. А во-вторых, появились духовно-рыцарские ордена, воины которых были монахами. Некоторые из них были рукоположены в священники и могли с полным правом исполнять все христианские обряды.

«Праздник — жди обстрела»

Молодые военнослужащие в небольшой храм на территории части, образно говоря, протоптали тропинку. С батюшкой обсуждают дела житейские (вплоть до «что делать? запас носков закончился»), делятся тревогами. «Здесь, вдали от дома, я для них своего рода олицетворение семьи — духовный, но отец, — говорит иерей Владимир Первушин. — Поэтому беседую, поддерживаю, помогаю проблемы решать. О вере тоже говорим, конечно. Объясняю доходчиво, что Вселенная — огромная, сложная система. А в любой системе есть оператор. Кто ею управляет? Кто руководит? Какие с Ним должны быть отношения? Какие должны быть отношения с Отцом, тем более если это Отец всего?»

Что касается проблем, то отец Владимир сетует: главная сегодня — сквернословие. Бранные слова обладают злой силой. Приходят на службу хорошие мальчики, в чьих семьях был принят чистый язык общения, нахватаются этой заразы, а потом смотришь — человек-то деградирует. С этим помощнику командира тоже приходится бороться, используя силу добра и убеждения. «А вот дедовщина, скорее всего, скоро станет атавизмом, — говорит отец Владимир. — Какая дедовщина, когда ребята один год служат?»

Статья по теме

«Пытаюсь возвращать улыбки». Как священник словом помогает пережить болезнь

Хотя раньше не раз бывало, что армейский священник, окормлявший и другие части, вмешивался в конфликты «духов» (новобранцев) и «дедов». Как-то, вспоминает отец Владимир, именно к нему за помощью решился обратиться парнишка, которого, скажем так, долбили представители землячества. Этих ухарей все боялись, слова против не смели сказать — из последних сил терпели издевательства. Отец Владимир добился того, чтобы «первогодка» перевели в другое подразделение. А агрессивные «деды» притихли — во-первых, тайное стало явным, а во-вторых, поняли, что есть тот, кто не боится им противостоять.

Отец Владимир вообще бесстрашный. Когда в Сирии, где он духовно поддерживал наших военнослужащих, ему сказали: «Батюшка, вы почему без оружия? Возьмите автомат», он взял в руки наперсный крест и ответил: «Вот моё оружие». А когда в Рождество начался обстрел и все укрылись в бомбоубежище, остался в полевом храме и провёл праздничное богослужение. «Там, я заметил, часто было так: если какой-то наш праздник — жди обстрела, — рассказывает отец Владимир. — А Рождественскую службу я всё-таки провёл, предварительно завесив окна маскировочным материалом. И горела у меня одна маленькая свечка».

От командировок в Сирию он мог отказаться, но даже не помыслил это сделать. «Как бы я потом в глаза бойцам смотрел?» — говорит. «Но у вас же семья и девять детей, они же могли остаться… Ну, вы понимаете», — недоумеваю я. Отец Владимир на это философски замечает: «Жена меня поняла — она сама из офицерской семьи. И потом… Теоретически я могу поехать из части домой в Среднеуральск и на трассе встретиться с заснувшим за рулём дальнобойщиком. На всё воля Божья».

История

Присяга новобранцев 3-го гренадерского Перновского короля Фридриха-Вильгельма IV полка.

В 1647 году во втором военном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданном Московской типографии в царствование Алексея Михайловича, в главе, определяющей жалование воинским чинам, уже значится полковой священник.

С 1706 года с приходов стал взиматься специальный сбор — подможные деньги — в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. До XIX века военные священники подчинялись местному епархиальному начальству по месту расположения частей войск.

В 1797 году во главе всего Военного и морского духовенства в административном и судебном отношениях был поставлен обер-священник армии и флота, ему было поручено «главное начальство» над полковыми священниками. Первым обер-священником русской армии и флота высочайше утверждён протоиерей Павел Озерецковский, ему было дано право прямого доклада Императору, минуя Святейший Синод.

Полковые священники представляли наиболее многочисленный отряд военного духовенства, они приравнивались к офицерам в чине капитан и получали практически полный капитанский рацион: жалованье в сумме 366 рублей в год, столько же столовых, не считая других видов довольствия. За выслугу устанавливались прибавки к жалованью: за 10 лет службы в военном ведомстве — 25 % от жалованья, за 20 лет — половина жалованья.

К концу XIX века в русской армии и на флоте насчитывалось около 5 тысяч лиц из числа военного духовенства. Численный состав священников в русской армии определялся штатами, утвержденными военным министром.

Главной задачей священника в военное время, кроме совершения богослужений, было влияние на свою паству личным примером, твердостью духа в сложнейших ситуациях, стойкостью в исполнении воинского долга. Они участвовали также в принятии присяги новобранцами.

В бою место нахождения полкового священника должно было быть на передовом перевязочном пункте, где скапливались раненые, нуждавшиеся в моральной поддержке и медицинской помощи. Поэтому от священника требовалось помимо выполнения своих прямых функциональных обязанностей уметь выполнять обязанности медперсонала. В случаях необходимости, когда того требовали обстоятельства, полковые священники находились и среди сражающихся.

В русской армии полковыми священниками были священнослужители разных конфессий — христианства, иудаизма, ислама (полковой мулла).

Современность

24 января 2010 года Министром обороны Российской Федерации — России подписано положение «Об организации работы священнослужителей с военнослужащими в воинских частях Российской Федерации», на основании чего в вооружённых силах вводится должность полковых священников (в тех частях, где существуют для этого предпосылки). Инициатива исходила от Министерства обороны. Независимо от этого, во всех епархиях давно и плодотворно работают отделы по взаимодействию с вооруженными силами России.

В августе 2015 года на заседании Межрелигиозного совета России было рассмотрено предложении о создании неформальных рабочих групп из представителей традиционных религий при помощниках начальников территориальных УФСИН по работе с верующими и воинских частях. Высказываясь относительно состава групп, культуролог Юсуф Малахов отметил, что в штат режимных учреждений для исполнения целей нравственного направления не должны назначаться духовные лица во избежание конфликта интересов различных централизованных организаций, когда каждая из них будет пытаться назначить своего человека, и предложил определить на эти позиции действующих офицеров, которые смогли бы совмещать привычную службу с религиозной деятельностью, тем самым можно избежать и лишних расходов на подготовку новых кадров.

«Военный» отдел нашего времени

Военное благочиние Санкт-Петербургской епархиимитрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимирахрама во имя Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной«военный» отделархиман­д­рит Алексий (Ганьжин)В ведении военного благочиния Санкт-Петербургской епархии находится 31 храм и 14 часовен, включая восстанавливаемые и проектируемые.
Штатного духовенства ― 28 клириков: 23 священника и пять диаконов. Благочиние окормляет 11 военных вузов.

иерей Анатолий ЩербатюкНа сегодняшний день отделом достигнуты соглашения о сотрудничестве между епархией и Ленинградской военно-морской базой, пограничным управлением ФСБ России по Ленобласти, фельдъегерской службой УГФС России по Северо-Западу, Ленинградским военным округом, а также с ГУВД, Северо-Западным региональным командованием внутренних войск МВД РФ, ГУФСИН, Всероссийской полицейской ассоциацией, Управлением Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков.

«Содержать себя в добром порядке во образ другим»

Появление второго царского распоряжения было связано с тем, что у так называемого «белого» (то есть женатого) духовенства идея службы на флоте поддержки поначалу не нашла. И тогда было принято решение к службе на флоте привлекать «черное» духовенство, то есть монахов, не имеющих семей и больше привычных к уставной строгости.

Отвечать за отбор и отправку священников на флот доверили архимандриту Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге Феодосию (Яновскому). Выбор этот не был случайным: архиепископ Феодосий был весьма близок к Петру, а кроме того, отличался высокими организаторскими способностями. Потому государь и повелел священников на флот «брать из Александро-Невского монастыря», поскольку люди эти были уже привычны к суровому балтийскому климату и отличались преданностью своему настоятелю. К тому же еще в 1718 году старшим над теми «39 священниками», которых надлежало иметь на кораблях, был назначен насельник Александро-Невской лавры отец Гавриил (Бужинский).


Светлая заутреня на рейде Порт-Артура. Иллюстрация из журнала «Огонек» 1905 года, художник Алексей Ганзен

В январе 1720 года Петр Первый утверждает своим указом первый в истории русского флота важнейший документ — «Морской устав». В этом всеобъемлющем своде морских правил, законов и требований уже содержится отдельный пункт, касающийся священников на кораблях: глава IX «О священниках». Ее первый пункт касается начального священника – того, который «имеет управление над всеми священниками во флоте» и должен находиться на корабле аншеф-командующего флотом. Второй и третий пункты называются «О священнике на каждом корабле» и определяют нормы и правила поведения флотских священников. Им, в частности, предписывалось «содержать себя в добром порядке во образ другим… дабы не прельщать людей непостоянством или притворною святостью и бегать корысти, яко кореня всех злых».

Отдельно оговаривались требования к службам. Священнику надлежало «отправлять службу Божию по надлежащему». Как гласил устав, «на котором корабле будет определена церковь, тогда священник должен оную в добром порядке иметь и в воскресные и в празднуемые дни, ежели жестокая погода не помешает, литургию отправлять». Ему же предписывалось «поучение словесное, или на письме читать в наставление людям, а в прочие дни молитвы положенные».

Новое время: под знамёнами императоров и королей

В Новое время, с появлением абсолютистского государства и регулярных армий, военному уставу стали подчиняться малейшие нюансы солдатской службы. В том числе вопросы духовной жизни.

Так в XVII веке в полках европейских армий появились капелланы — священники, постоянно приписанные к отдельной воинской части.

Большие военные молитвы перед сражением совершались наподобие парадов: с построением войск ровными линиями, в парадной форме, под развёрнутыми знамёнами. Такие обряды стали обязательным элементом военного пейзажа XVII–XIX веков.

Россия здесь не уступала Западу: полковые священники были узаконены военным уставом 1647 года. Пётр Великий, с его любовью к артикулу, детально описал структуру и задачи военного духовенства в документе 1716 года. Отныне каждая армия получала обер-полевого священника, который командовал полковыми священниками.

Оный имеет управление над всеми полевыми Священниками… Такожде в сумнительных делах имеют от него изъяснение получать… Когда ссоры и несогласии между полковыми священниками произойдут, тогда должен он оных помирить и наставлять их к доброму житью; пачеже сам он в достоинстве чина своего учен, осмотрителен, прилежен, трезв и доброго жития должен быть, дабы он ни в чем собою к соблазну другим случая не подал, чтоб об о его чину с поруганием и соблазном не рассуждали.

При Павле I обер-священник стал старшим уже не в полевой армии, а над всеми духовными лицами армии и флота.

Следующих реформ пришлось ждать почти целый век. Император Александр III учредил звание протопресвитера военного и морского духовенства. В его подчинении оказалось всё духовенство, служившее в полках, на кораблях, в крепостях, гарнизонах и военных учебных заведениях. Пресвитер стал высшим церковным чином, который мог получить простой священник, не становясь монахом. А объёму его полномочий и числу подчинённых могли позавидовать многие митрополиты.