Японские боги и демоны. японские боги счастья, удачи, смерти и войны

Оглавление

Незначительные ками

  • Амацу-Микабоши (天津 甕 星), ками звезд, существовавших до Котоамацуками .
  • Аманозако
  • Амацумара — ками, работающие с железом.
  • Ajisukitakahikone (阿 遅 鉏 高 日子 根 神) — ками земледелия и грома.
  • Амацухиконе считается третьим сыном Аматэрасу.
  • Амэ-но-хохи (天 菩 比 神, 天 穂 日 命) считался вторым сыном Аматэрасу .
  • Амэ-но-Наэмасу (天 苗 加 命), как говорят, сын Фуцунуши .
  • Амэ-но-Кояне (天 児 屋 命или 天 児 屋 根 命) Мужское божество, он считается «первым в ведении божественных дел», а также помощником первого императора Японии . Он также считается предком семьи Фудзивара .
  • Амэ-но-осихомими (天 忍 穂 耳 命)
  • Амэ-но-вакахико (天 若 日子, 天 稚 彦)
  • Атаго Гонген
  • Амэ-но-Таджикарао , во многих версиях — это ками, которые вытягивают Аматэрасу из Амано-Ивато .
  • Адзуми-но-изора (阿 曇 磯 良) — ками на берегу моря. Он считается предком народа адзуми .
  • Аменохоакари , (天 火 明 命) бог солнца и земледелия.
  • Футодама — ками, совершивший гадание, когда Аматэрасу прятался в пещере.
  • Фуцунуши (経 津 主 神) Главное божество в святилище Катори .
  • Ханиясу-но ками , два божества, рожденные из фекалий Идзанами.
  • Ходери был божеством щедрости моря и очарованным рыбаком .
  • Hoori
  • Исэсухико (伊 勢 都 彦 命) — бог ветра.
  • Исикори-купол-но Микото (石 凝 姥 命), бог обработки металлов.
  • Кая-но-химэ , богиня растительности, травы и полей.
  • Кавая но ками, ками из туалета.
  • Кава-но-ками бог рек.
  • Кагу-цучи , ками огня.
  • Канаяго-ками / Канаяко-ками (金 屋子 神), ками из металла и металлообработки, который, как полагают кузнецы, живет в основном в регионе Чугоку. Подобно Инари , Канаяго может быть мужчиной или женщиной.
  • Кисшотен (吉祥 天), богиня удачи; также известный как Kichijōten , Kisshoutennyo (吉祥 天 女) и как Kudokuten (功 徳 天), Kisshōten — это синтоистская адаптация, через буддизм , от индуистской богини Лакшми .
  • Конджин
  • Котоширонуши
  • Куэбико (久 延 毘 古), бог знаний и сельского хозяйства, представленный в японской мифологии как чучело, которое не может ходить, но обладает всесторонним осознанием.
  • Кураоками (闇 龗) — легендарный японский дракон и синтоистское божество дождя и снега.
  • Кушинадахиме
  • Кукурихимэ-но Ками (菊 理 媛 神), богиня, почитаемая в святилище Сираяма Химэ .
  • Кудзурю , младшее водное божество.
  • Кодзин (三宝 荒 神) — бог огня, очага и кухни .
  • Кукуночи считается предком деревьев.
  • Мицуханомэ , водяные ками.
  • Морея
  • Накисавамэ , ками, рожденный из слез Изагани после смерти его жены.
  • Несаку , звездный бог.
  • Нигихаяхи-но-микото (饒 速 日 尊)
  • Осирасама ( я: お し ら 様)
  • Шинацухико , ками ветра.
  • Сукуна-Бико-На (少 名 毘 古 那) Маленькое божество медицины и дождя, которое сотворило и укрепило землю с Окунинуши .
  • Сумиёси сандзин , боги моря и парусного спорта.
  • Сарутахико Оками (猿 田 毘 古 神), ками Земли, который привел Ниниги на Японские острова.
  • Seidai Myojin , бог спорта, закрепленное в Shiramine Shrine в Киото, особенно поклонялись кэмари и футбола .
  • Таджимамори (田 道 間 守), бог, получивший токидзику но кагу но ми в Токойо-но-куни и провозглашенный «богом вагаси » (сладостей, кондитерских изделий).
  • Тамайори-химэ , мать императора Джимму .
  • Такицухико, ками, который, как считается, приносит дождь.
  • Тацута-химэ и Тацута-хико , пара ветряных ками, порождающих осень .
  • Та-но-ками (田 の 神) — это ками, который, как полагают, наблюдает за сбором рисовых растений или приносит хороший урожай японскими фермерами.
  • Тоёке-Омиками , богиня еды. Она также дочь Вакумусуби .
  • Торенто-но-ками, Божество поддержки и благодарности.
  • Угадзин , ками урожая и плодородия, представленные в виде тела змеи и головы мужчины или женщины. Они могут быть производными от Уканомитама .
  • Угаяфукиэдзу , отец первого императора Японии.
  • Уканомитама , ками, связанный с едой и сельским хозяйством.
  • Уке Моти (保 食神) считается богиней еды. После того, как она извергла пищу из своего тела, она была убита отвращением Цукуёми или Сусаноо.
  • Ватацуми в некоторых версиях считается тем же богом, что и Рюджин .
  • Вакумусуби , ками из сельского хозяйства.
  • Вакахиру-ме , ками восходящего солнца, считалась дочерью или младшей сестрой Аматэрасу .

Синтоизм – путь богов

Необходимо кратко сказать о традициях, которые дали жизнь пантеону японских богов. Первым из них, конечно же, является синтоизм, что означает «путь богов». Его история уходит вглубь истории так далеко, что на сегодняшний день невозможно однозначно установить ни время, ни характер его возникновения. Единственное, что можно утверждать с абсолютной точностью, — это то, что синтоизм зародился и развивался на территории Японии, оставаясь неприкосновенной и самобытной традицией, вплоть до буддийской экспансии, не испытавшей на себе никакого влияния. Мифология синтоизма очень своеобразна, культ уникален, а миросозерцание довольно трудно для глубокого понимания.

В целом синтоизм сосредоточен на почитании ками – души или некой духовной сущности различных существ, явлений природы, мест и неживых (в европейском понимании) вещей. Ками могут быть злобные и благожелательные, более или менее сильные. Духи-покровители рода или города тоже ками. Этим, а также почитанием духов предков синтоизм схож с традиционным анимизмом и шаманизмом, присущим почти всем культурам и языческим религиям на определенной стадии становления. Ками – это японские боги. Имена их часто довольно сложны, а порой и чрезвычайно пространны – вплоть до нескольких строчек текста.

Японские боги войны

Когда Идзанами умерла, рождая своего последнего отпрыска, Идзанаги пришел в ярость и убил его. Синтоистский миф сообщает, что в результате этого на свет появилось еще несколько ками. Одним из них был Такэмикадзути – бог меча. Вероятно, он первый, с кого берут начало японские боги войны. Такэмикадзути, однако, не воспринимался как просто воин. Он был тесно связан именно с мечом и воплощал в себе его сакральный смысл, представляя собой, если так можно выразиться, душу меча, его идею. И уже как следствие этого, Такэмикадзути связывался с войнами. Вслед за Такэмикадзути ками, связанным с битвами и сражениями, является бог Хатиман. Этот персонаж искони покровительствовал воинам. Когда-то, в эпоху средних веков, он также почитался в качестве патрона самурайского клана Минамото. Затем его популярность возросла, он стал покровительствовать самурайскому сословию в целом, заодно заняв видное мест в синтоистском пантеоне. Кроме того, Хатиман исполнял функции хранителя императорской крепости и самого императора вместе с его семейством.

Другие важные существа

Мифология Японии – предмет долгих разговоров, а количество персонажей может исчисляться сотнями. Расскажем о других, наиболее популярных героев мифов и легенд.

Тануки – забавные барсуки или енотовидные собаки, которые способны приносить счастье. Они подшучивают над человеком, любят выпивать сакэ, а их мошонка может становиться просто невероятных размеров, что иногда сам тануки укрывается под ней. Считается, что чем больше она, тем больше будет счастья.

Японский енот Тануки

Кицунэ – одно-, пяти- или девятихвостая лиса с серебристой шерсткой, которая умеет обращаться в человека и даже заводить семьи с людьми. Они могут быть как привязанными к людям и добрыми по отношению к ним, так и злыми.

Лиса-оборотень Кицунэ

Кирин – японский божественный дракон. В отличие от китайского брата Ци-Линя, у него на каждой ноге не 5 пальцев, а 3.

Дракон Кирин

Бог Ято, настоящее имя которого Ябоку – относительно современный персонаж, больше известный по произведению в жанре фэнтези-манга «Бездомный бог». Это божество гибели, который был почти забыт и у которого нет своего святилища.

«Бездомный бог» Ябоку

Тенгу – человекоподобное существо с покрасневшим лицом, злобным выражением и большим длинным носом. Его тело отличается огромными размерами, иногда имеет крылья. Тенгу очень силен и искусен в сражениях.

Тэнгу

Аякаси – змей, живущий в водоемах и морях и достигающий в длину 2 километров.

Морской змей Аякаси

Бакэ-нэко – кошка—оборотень, демон, способен вселяться в людей. Их отличает несколько хвостов. Поэтому многим котятам раньше купировали хвост, чтобы они не раздваивались, а после смерти хозяина кота или кошку закрывали, чтобы душа в них не вселялась.

Кошка Бакэ-нэко

Божества стихий и событий

В Японии, исконно синтоистской стране, практически у каждого природного явления или события, будь то ветер, огонь, смерть, война, удача, были свои боги. Рассмотрим главных из них.

  • Гром – Райдзин. Часто его изображают в тандеме с покровителем ветра, причем Райдзин принимает образ то змея, то ребенка. Он производит гром, когда бьет в барабаны, а также способен вызвать дождь.
  • Ветер – Фудзин. Это один из самых старых божеств из пантеона религии синто, которые существовали еще до сотворения людей. Внешне он выглядит как мужчина с сильной мускулатурой, а на его спину водружен большой мешок с ветрами.


Фудзин и Радзин — боги ветра и грома Каждый раз, когда мешок раскрывается, на землю обрушивается ветреная погода. Впервые же Фудзин открыл его, когда мир только создавался, чтобы рассеять туман и открыть дорогу солнцу. На руках Фудзина всего 4 пальца, каждый из которых отвечает за определенную сторону света, а на ногах – 2, олицетворяющие небеса и землю.

Японцы в древности очень боялись Кагуцути, а потому молились ему, приносили подношения, проводили ритуалы в храмах, веря, что это их спасет от пожаров. Также он считался покровителем кузнецов.

Даже сейчас некоторые японцы чтят добрую традицию отмечать Хи-мацури. Это праздник приходится на начало года, и в ходе него люди зажигают в храме особый факел и приносят его в дом.

Луна – Цукиеми. Нередко он предстает в образе женщины. Брат божества – Сусаноо, сестра – Аматэрасу, они появились вместе, когда Идзанаги омывался после возвращения из Ёми.


Цукиеми — богиня Луны Цукиеми также отвечает за морские приливы и отливы, которые напрямую связаны с циклами луны. Одна из легенд гласит, что однажды они страшно поругались с Аматэрасу, богиней Солнца, и с тех пор стараются избегать друг друга. Именно поэтому они не встречаются: Аматэрасу господствует днем, а Цукиеми – ночью.

Смерть – Эмма. Он управляет дзигоку – именно так называется японский ад – и судит души усопших. Его тело больших размеров, лицо ярко-алое, на котором находятся большие покатые глаза и борода.


Японский бог смерти Эмма Обычно Эмма облачен в традиционную одежду японцев, а на голове красуется корона, на которой по-японски можно прочитать «царь». Божество окружает целое полчище духов, которые помогают ему справляться с мертвыми, к примеру, доносят души до дзигоку. Сейчас его чаще всего используют как способ устрашения непослушных детей.

Война – Хатиман. В отличие от других, он имел реальный прототип – воина по имени Одзи, который участвовал в сражениях во имя народа Японии, проявлял невероятную преданность отечеству.


Хатиман — бог войны Впоследствии он стал покровителем самурайского сословия, стрел и лука, а также императора и его династии. На картинах его изображали по-разному — то стариком-кузнецом, то маленьким мальчиком.

Счастье – его покровителей было целых семь. Хотей отвечал за сострадание и добро, Дайкоку – богатство, Бишамон – процветание, Дзюрозин – долгие годы жизни, Фукурокудзю – мудрость, Бэдзайтен – искусству и науке. Однако все они имели инородное происхождение, придя из китайской и индийской культуры.

И только Эбису был по-настоящему японцем. Он покровительствует удаче, физической работе, рыбной ловле, здоровью новорожденных.


Эбису — бог удачи

Согласно легенде, он был первым сыном Идзанаги и Идзанами, и тогда его звали Хирако. Из-за того, что его родители неправильно провели свадебный ритуал, он родился неполноценным – без костей. Когда родители от него отказались, отправив на лодке по морю, он долго плутал по волнам, а затем его прибило к берегам острова Хоккайдо.

Через какое-то время Эбису удалось отрастить конечности, у него появились кости, и тогда, еще трехлетним малышом, он стал богом удачи. В народе его прозвали смеющимся божеством и стали изображать в высоком головном уборе, держащим крупную рыбу и удочку. Ежегодно в современной Японии проводится праздник в честь Эбису.

Легенды о журавлях

Японцам нравится эта свободолюбивая птица, о которой сложено множество легенд. Вот одна из них. Когда-то давно один юноша спас журавля, превратившегося в прекрасную девушку. Они поженились и были счастливы, пока юный муж не узнал ее тайну, увидев, как она ткет полотно из своих перьев. Тогда возмущенная девушка вновь обернулась журавлем и покинула своего возлюбленного.

Другая история о мастере оригами. Всю жизнь он складывал разные фигурки из бумаги, а потом дарил их соседским детям. Как-то раз он преподнес одну из фигурок странствующему монаху, который напророчил мастеру богатство и известность, если тот останется верен своему призванию.

Смотреть галерею

Мастер даже во время войны продолжал делать свои фигурки, вкладывая в них свою душу. Однажды его журавлик, взмахнув крыльями, полетел. И тогда война закончилась. Так он стал символом мира и исполнения желаний. Об этом и повествует японская легенда о журавлике: любое желание сбудется, если сложить 1000 таких фигурок.

Виды божеств Японии

Богов Японии, невероятно много, они принадлежат к разным периодам творения мира. Разные боги, разных периодов имеют неоднозначное значение в мифологии и потому их классификация довольно сложна, и тяжело воспринимается теми, кто мало знаком с культурой и религией Японии.

Условно можно разделить богов Японии на:

— Первых богов — Кото Амацуками. Их название переводится как Уважаемые небесные боги. Это группа из пяти Ками появившихся в начале мира. Их имена: Амэ-но Минакануси но Ками (главный бог), Такамимусухи-но ками (бог завоевания и господства), Камимусухи-но ками (бог рождения), Умаси Асикаби Хикойи-но ками, Амэ но Токотати-но ками.

От этих пятерых божеств пошли целых 7 поколений небесных богов. Последними представителями которых стали Идзанаги и Идзанами. Эти двое создали японию и породили множество божественных детей.

— Дети Идзанаги и Идзанами, пожалуй, относятся к следующему поколению богов. А созданные Идзанаги после возвращения из царства мёртвых: Аматерасу, Цукуёми и Сусаноо, тем более.

— Потомки перечисленной тройки богов можно отнести к третьему поколению. Впрочем, это спорно.

— Четвёртый тип божеств, это, пожалуй, привнесённые из других религий.

— Пятым типом можно назвать, души людей или других существ, ставших божествами.

— Шестым духи рода или великого предка.

— Отдельно можно выделить ками появившиеся из душ умерших.

— И наконец безымянные ками, олицетворяющие явления природы или какую-то местность.

Впрочем, предложенное тут деление не является точным. Более сложное и качественное деление и взаимосвязь конкретных видов божеств Японии можно изучить, познакомившись ближе с культурой и религией этой страны. Предложенное же тут деление должно стать лишь подспорьем, чтобы читатель в общих чертах понимал видовое многообразие и сложность богов и структуры их пантеона.

Японская мифология — демоны

Уже упоминалось, что мифология этой страны уникальная и многогранна. Есть в ней и темные силы и многие японские демоны играли важную роль в жизни древних людей, но в современном мире некоторых представителей темных сил боятся как дети, так и взрослые. Среди самых известных и интересных можно выделить:

  1. Демоны Они внешне похожи на людей, но только они огромные, с клыками, рогами и красной кожей. Их аналогами в Европе являются черти. Они очень сильные и отрубленные врагами части тела у них сами собой отрастают. В бою они используют палицу из железа с шипами. Они обладают возможностью превращаться в людей. Считается, что человек, который не контролирует свой гнев может превратиться в Они.

Демон лис в японской мифологии носит название Кицуне. Его всегда представляют с одним, пятью или девятью хвостами. Это животное способно принимать форму человека, обладает огромными знаниями и магическими способностями. В некоторых сказаниях Кицуне имеет способность вселяться в людей, создавать огонь и входить во сны людей.

Включает бестиарий японской мифологии быкоподобную химеру Гюки, которая живет в водопадах и прудах. Она нападает на людей и выпивает их тени, что приводит к смерти человека. Может этот демон принимать облик красивой женщины.

Синтоизм – путь богов

Богатая японская мифология берет свое начало в синтоизме – главной религии Страны восходящего солнца. Она основана на обожествлении природных явлений. Древние японцы верили, что любой предмет имеет духовную сущность. Поэтому синтоизм – это поклонение различным божествам и духам умерших. Эта религия включает в себя тотемизм, магию, веру в чудодейственную силу амулетов, талисманов и ритуалов.

Большое влияние на синтоизм оказал буддизм. Это проявляется в главном принципе религии Японии – жить в гармонии и единстве с окружающим миром. По представлениям японцев, мир – это среда, в которой вместе сосуществуют люди, духи и божества.

Особенность синтоизма заключается в том, что здесь нет строгой границы между такими понятиями, как добро и зло. Оценка действий состоит в том, какие цели ставит перед собой человек. Если он уважает старших, поддерживает дружеские отношения с окружающими, способен на сочувствие и помощь, то он является добрым человеком. Зло в понимании японцев – это эгоизм, злоба, нетерпимость, нарушение социального порядка. Так как в синтоизме нет абсолютного зла и добра, отличать их способен только сам человек. Для этого он должен жить правильно, в гармонии с окружающим миром, очищая свое тело и сознание.

Призраки и демоны

В Японии существует огромное количество разных демонов и духов, что их иногда не так-то просто отличить друг от друга. Но мы с вами попробуем разобраться.

Обакэ – это духи, которые, однако, могут иметь плоть и кровь. Но они меняют образы, играя роль своеобразных оборотней, чаще всего – животных. Людей пугали их крики и вой, которые якобы периодически случались по ночам и предвещали собой беды.

Но обакэ не обязательно были злыми. Бывало, что они помогали людям, особенно в благодарность, когда те защищали их и членов их семьи. Помощь нередко заключалась в защите от нечисти.

Отдельно выделяют ёкай – призраков, которые имеют вид не обычных людей или животных, а странных сущностей, например, одноглазых, длинношеих. Если сравнивать с русской мифологией, то их можно поставить в один ряд, к примеру, с лешими или водяными.

Ёкай

Они обитают в определенных местах, но не стремятся встречаться с человеческим родом. Например, японский водяной зовется Каппа.

Ёкай также могут быть как злыми, так и добрыми. Чаще всего им соответствует огненная стихия и северо-восточная сторона. Любопытно, что в холодное время года их почти не встретишь.

Еще один вид духов – юрэй. Это неприкаянные души усопших, которые могут спокойно бродить по миру живых и мстить людям. Чаще всего ими становятся, если над телом при погребении не было совершено должных обрядов, или человек стал жертвой насилия, вследствие чего умер, или он совершил суицид.

Японский призрак Юрэй

Юрэй часто обитают в нежилых домах, храмах, горах, пещерах, лесах. Цвет их кожи – красный, черный или синий, лица уродливые и пугающие, руки болтаются внизу, а вместо ног и вовсе пустота. В последнее время юрэй изображают облаченными в белое кимоно, в которых японцы обычно хоронят людей, и у них длинные черные волосы – считается, что волосы растут даже после смерти.

Также существуют духи бэнши. Они способны перевоплощаться в других существ, чем нередко обманывают людей: влюбляют их в себя или, наоборот, внушают панический ужас. Пример такого духа – Норапотонн с синей сферой вместо головы.

Вера в различных духов не отпускает японцев даже сейчас. Каждый год они проводят Хякки Яко – «ночной парад сотни демонов», своеобразный фестиваль призраков. К слову, пугающее зрелище.

В традиционной культуре

Синигами — это относительно новое понятие в японском фольклоре. До сих пор не ясно, в какой момент слово синигами

в японской культуре стало служить как имя собственное для персонифицированной смерти — возможно, этот образ был заимствован из Китая, где мифология предполагала наличие нескольких типов божеств смерти и проводников душ, или же из Европы, где образ Смерти также персонифицирован, в период Сэнгоку.

Синигами были быстро замечены художниками, писателями и поэтами той эпохи, и вскоре синигами появился в рассказе к альбому гравюр Сюнсэна Такэхары «Сто иллюстрированных историй» 1841 года. Вероятно, это было первым появлением синигами в японской литературе.

Синигами дважды появляется в пьесе «Самоубийство влюблённых на острове Небесных сетей

» по произведению Тикамацу Мондзаэмона (1721 год). Значительное распространение образ получил в эпоху Мэйдзи (1868—1912 гг.) и вскоре повсеместно был принят японцами.

Концепция синигами также может быть использована в более широком смысле по отношению к любому божеству смерти, потому как синигами — довольно новый термин, который практически не связан с синтоизмом и редко используется в традиционных повествованиях.

В древних произведениях в качестве ками смерти выступают:

Эмма

Эмма (яп. 閻魔), также известный как Яма — бог-властитель ада «дзигоку», судья мёртвых.

Идзанами

Идзанами (яп. イザナミ) — синтоистская богиня, супруга Идзанаги. Являлась богиней созидания, но позже стала нести смерть в мир людей.

Мифы об Идзанаги и Идзанами

Первая пятерка богов сотворила Идзанаги и прекрасную девушку Идзанами, его верную спутницу, для того чтобы они создали японскую землю. Тогда пара жила на небесах, на мосту из хрусталя. Чтобы узнать, как спуститься вниз, они сбросили в океан особое оружие, щедро усыпанное драгоценностями – алебарду, или по-японски нагината, и от брызг образовался первый остров под названием Оногоро.

Идзанаги и Идзанами

Идзанаги и Идзанами спустились на Оногоро и стали там жить. Тогда же они создали восемь великих японских островов: Садо, Ики, Цусима, Оки, Авадзи, Ие, который позже стал называться Сикоку, Ямато – в будущем Хонсю, Цукуси, переименованный позднее в Кюсю.

Однажды молодые люди решили устроить свадьбу, и Идзанами первой поприветствовала своего жениха, что было нарушением традиций – первым должен заговорить мужчина, а не женщина. Несмотря на это молодые все равно поженились.

Супруги стали первыми богами, которые могли рождать детей-богов. Вскоре у них родились два чада: Авасима и Хируко, но они были некрасивы и глупы. Тогда Идзанаги и Идзанами уложили своих детей в корзину-лодку и отправили в море.

Они стали спрашивать богов, что же они сделали не так, за что их постигла такая кара, и на это последовал ответ – дело в том, что во время свадьбы первым должен говорить жених. Тогда супруги вновь провели церемонию, на этот раз по всем правилам, и стали жить счастливо.

У молодых родился целый божественный пантеон. В последнюю очередь родился бог огня Кагуцути, или, как его еще называют, Хомусуби. Во время родов он нанес множественные ожоги своей матери, чем убил ее.

Согласно японским мифам, боги тоже смертны, и Идзанами попала в царство мертвых, именуемое Ёми. Идзанаги не смог простить сыну такой выходки, жестоко убил его, а от ударов возникло еще несколько божеств.

Идзанаги сам отправился в Ёми, чтобы спасти любимую. Там царил жуткий холод и кромешная темнота, и поначалу он даже не мог отыскать супругу. Когда же он ее нашел, та согласилась вернуться с ним, но для начала хотела немного отдохнуть.

Она попросила мужа не заходить в спальню, но тот не сдержал своего слова, и увиденное поразило Идзанаги – его жена превратилась в полугниющую плоть, покрытую язвами и насекомыми. Он с ужасом бежал из королевства мертвых, закрыв дверь туда огромным булыжником.

Идзанами со злостью начала кричать, что ежедневно за его поступок будет забирать в свое царство по тысяче душ. Но супруг ответил, что тогда он ежедневно будет рождать по полторы тысячи людей. Именно так на землю пришли смерть и рождение.

После возвращения из Ёми Идзанаги провел очистительный ритуал. Раздеваясь, он ронял на пол драгоценности, умываясь, опускались на землю капли воды, и из них появлялись боги. Выделяют трех главных из них:

  • Аматэрасу – богиня Солнца, одна из самых основных в пантеоне, ее имя переводится как «с прекрасным ликом», появилась из левого ока Идзанаги.
  • Цукуеми – владыка ночи и лунного светила, родился из правого глаза.
  • Сусаноо – властитель моря, воды, стихий, дождя, града и снега, сотворен из носа.

Синкретический характер синтоизма

Обычно словом «синто» называют комплекс верований, сложившийся в Японии с древнейших времён.

Не существует материалов, которые бы показывали, каким было синто в древние времена, поэтому подробно сказать о нём мы не можем. Неизвестно, существовала ли некая целостная система, которую можно назвать «синто». Если да, то вероятнее всего, что на ее становление повлиял ряд факторов, например:

  • В основу системы верований легли обычаи, связанные с поклонением силам природы, сложившиеся в период Дзёмон (ок. 12 000-300 до н. э.), на этапе охоты и собирательства;
  • С появлением рисоводческой культуры периода Яёй (III в. до н. э. — III в. н. э.) люди начали поклоняться глиняным фигуркам-догу, которые символизировали плодородие, одновременно сюда проникает шаманизм с Корейского полуострова;
  • Бронзовое оружие и зеркала из Китая использовались знатью в качестве священной утвари и объектов поклонения;
  • Пришедшие из Китая натурфилософия, астрология, вера в бессмертных святых оказали влияние на почитание правителей и погребальные обряды;
  • Местные общины и знать почитали собственных богов-покровителей удзигами (родовых божеств), строили для них святилища.

Все эти факторы смешались, а в качестве некой особенной религии «синто» этот комплекс верований начинает восприниматься уже после прихода буддизма, когда люди ощущали отличие этих верований от буддизма и противились внедрению новой религии.

Синтоистские мифы. Часть 3

Так как про центральных богов синтоизма было рассказано в прошлых статьях, посвящённых этой теме, сегодня я посчитала уместным поведать вам о не менее важных богах, которые покровительствуют людям различных профессий. Эту группу богов также называют 7 богами счастья.

Первый из покровителей — бог богатства Дайкоку. Его считают покровителем крестьян и хранителем кухни. В большинстве случаев этого бога изображают полным мужчиной, сидящим на двух мешках с рисом и держащим за левым плечом котомку с сокровищами. В руках бог держит молоток счастья, каждый удар которого может исполнить желание.

Животным-посланцем бога богатства считают мышь, что, в прочем, понятно, если вспомнить, как бережно эти грызуны хранят свои съестные запасы. Изначально Дайкоку был известен как индийское божество Махакала, а позже перешёл в китайскую религию, откуда плавно перекочевал в синтоизм.

Следующий бог — Бисямон, покровитель войнов. Его принято изображать в полном боевом облачении. В одной руке Бисямон всегда держит миниатюрную копию пагоды, из которой он обычно и достаёт свои сказочные дары.

Помощником представителей различных профессий считается Эбису. Он помогает как морякам с их уловом, так и купцам в торговле. Выглядит бог как рыбак — под мышкой он держит морского леща, а в руке удочку. Именно морской лещ в Японии является рыбой, якобы приносящей удачу.

Из всей семёрки выделяется Фукурокудзю, так как он считается не столько богом, сколько китайским мудрецом-отшельником. К числу благодетелей же его относят за способность творить чудеса. Выглядит Фукурокудзю как низкий лысый старичок с очень длинной седой бородой. В руке он держит свиток, в котором, как говорят, записаны все мудрости мира. Неудивительно, что этот персонаж покровительствует по большей части именно знаниям. Также говорят, он может подарить тому, кого встретит, долголетие.

Похожий на Фукурокудзю по внешности, бог Дзюродзин специализируется именно на долголетии. В руках он также носит свиток, но никто не может точно сказать, что в нём написано — одни думают, что там собраны знания о жизни каждого человека и животного, другие считают, что в свитке описан секрет долголетия и счастливой жизни. Бога всегда сопровождает одно из преданных ему животных — черепаха, журавль или олень.

Самый почитаемый из семи богов — Хотей, бог удачи, довольства и счастья. Он, как и многие боги, пришёл в японское верование из Индии. У Хотея есть мешок, из которого он может достать любую вещь, и при этом мешок совершенно не пустеет. Мы могли бы сравнить этот божественный гаджет с известной каждому из нас скатертью-самобранкой. В отличие от других богов, Хотей смертен.

Последняя из богов — Бэнтен, единственная представительница прекрасного пола в компании заумных бородачей. Эта богиня считается покровительницей творческих людей, символом музыки, рисования, мудрости и добродетели. Изображают девушку непременно держащей в руках маленький струнный инструмент бива. Спутником Бэнтен выступает змея, чему предшествует интересная легенда.

Давным-давно царь озера, огромный змей, терроризировал несколько прибрежных деревень. Видя страдания людей, Бэнтен согласилась выйти за монстра замуж, взяв с него обещание больше не приносить вреда. Эдакая японская интерпретация «Красавицы и чудовища».

Старая японская легенда гласит,что в канун Нового года в один из портов приплывает корабль, с которого сходят все вышеперечисленные боги. Думаю, было бы интересно наблюдать это зрелище. А на сегодня сказка на ночь закончена

Спасибо за внимание

<�Синтоистские мифы. Часть 2

Пиноккио из японских легенд>