Оглавление
Смотри и думай
Корчак – прежде всего врач, который наблюдает за пациентом, и педагог, наблюдающий за воспитанником. Он заметил однажды, что улыбка, слезы, внезапно вспыхнувший румянец — это для педагога такие же важные симптомы, как для врача температура или кашель. Отсюда, от постоянных вдумчивых наблюдений – его тонкое, почти интуитивное понимание детской психологии: когда надо пожалеть, когда обнять, когда рассмешить…
Детская жизнь для него была просто человеческая жизнь – точно так же достойная внимания и уважения, как и жизнь взрослого человека. Чуть не самое знаменитое высказывание Корчака – «Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке». Он всю жизнь призывал ценить в ребенке человека. Радоваться ему каждую минуту. Уважать его – а не собственные мечты о будущем. С уважением отнестись даже к его праву умереть. Он был врач в эпоху до антибиотиков. На его глазах умирали дети – и кто-то должен был сказать родителям.
Его знаменитая книга «Как любить ребенка» — неровная, конспективная, афористичная, — скорее заметки по ходу полета мысли, пронумерованные для удобства, чем серьезный трактат о воспитании, — эта книга каждой своей строчкой утверждает человеческое достоинство ребенка, никем еще не замеченное. Корчак открывает для педагогики ребенка как человека, а не как объект приложения воспитательных усилий. Он видит: ребенок такой же, как мы, — ему только не хватает опыта.
В следующие десятилетия человечество изучало намеченный Корчаком материк, ликвидируя белые пятна, пытаясь понять ребенка во всей сложности его чувств, во всем своеобразии его развивающегося мышления, в динамике становления личности. Человечество, будто торопясь нагнать не сделанное, наиграться, как взрослый, у которого в детстве не было игрушек, заделывало пробелы, замеченные Корчаком, который упрекал цивилизацию в том, что она ничего не сделала для детей: «Взгляните-убогие детские площадки, щербатая кружка на заржавевшей цепи у колодца-и это в парках богатейших столиц Европы! Где дома и сады, мастерские и опытные поля, орудия труда и познания для детей, людей завтра? Еще одно окно, еще один коридорчик, отделяющий класс от сортира,- все, что дала архитектура; еще одна лошадь из папье-маше и жестяная сабелька — все, что дала промышленность; лубочные картинки на стенах и вышивка-немного; сказка — но это не мы ее придумали».
Читаешь Корчака – и как будто смотришь мультфильм, в котором за словами старого доктора, перепечатанными на машинке, проступает сначала пунктиром, границами, а потом всеми красками сегодняшний мир – с его детскими площадками, игрушками, с современной наукой о детстве и представлениями о современная наука о детстве, современные представления о правах ребенка… Впрочем, в сегодняшнем мире он бы тоже разглядел и горе, и болезнь, и неадекватность взрослых, не умеющих даже отвечать на детские вопросы.
Собственно, главные корчаковские заповеди матерям сводятся к уважению, вниманию, наблюдению за сложной динамикой детства — и работе мысли: смотри и думай. В приюте Корчак вел множество записей, фиксирующих самые мелкие мелочи: записывал не только результаты взвешиваний, но и как дети спали, что видели во сне, почему ссорились… Он уже по поведению ребенка при пробуждении мог понять, кому нездоровится, кому приснился страшный сон, кто не в духе и сейчас с кем-нибудь поссорится…
Во всем этом не было никакого подвига. Он знал – как врач и воспитатель – что ребенку нужно, понимал, что надо сделать, чтобы нужное у ребенка было. У него была воля и настойчивость – ходить, стучать, убеждать, писать грозные, грубые, смешные, вежливые письма благотворителям, чтобы дети были сыты и одеты.
Жизнь в кошмаре
С началом Второй мировой войны, когда нацисты оккупировали Варшаву, Януш Корчак и его ученики столкнулись с серьезными трудностями.
В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» Корчак был перемещён в Варшавское гетто. Там он по-прежнему отдавал все свои силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты.
Когда ситуация ухудшилась до предела и фашисты начали истреблять жителей гетто, Корчак продолжал поддерживать своих воспитанников.
Он делал все возможное, чтобы в тех чудовищных обстоятельствах имитировать полноценную жизнь, и таким образом дать детям надежду на то, что скоро все пройдет.
Однако всеобъемлющий страх смерти все больше завладевал сердцами детей, которые всё видели и хорошо понимали, несмотря на попытки учителя оградить их от жестокой реальности. Беспощадная, тотальная деморализация жителей гетто усугублялась ежедневными расстрелами посреди улиц.
Подробности этих дней детально описаны в дневнике великого педагога.
Это кажется невероятным, но измученный и истощенный 64-летний Корчак отклонил все предложения тайных почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на стороне врага. Соратник Корчака Игорь Неверли рассказывал:
«Для него сняли комнату и приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица – техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения… Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни и опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?»
Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак всячески пытался убедить руководство гетто в том, что его дети здоровы и очень работоспособны, и могут шить военную одежду для немецких солдат.
Таким образом, он старался ухватиться за любую возможность, которая бы помогла сохранить жизнь несчастным детям. Однако все его старания оказались напрасными.
6 августа 1942 г. все 192 ребенка из приюта были отправлены в концентрационный лагерь Треблинка. Вместе с ними были депортированы Януш Корчак, его верная подруга Стефания и еще 8 воспитателей.
Интересные факты о Януше Корчаке
- До сегодняшнего дня, неизвестно в каком году родился писатель. В 1878 или 1879? Считается, что путаница появилась потому, что отец долго тянул с оформлением документов для сына.
- Януш очень любил детей, она написал более 20 книг о воспитании, среди них самые известные это «Как любить ребёнка» и «Право ребёнка на уважение». Они актуальны и сейчас.
- Януш Корчак – это псевдоним писателя. На самом деле его зовут Эрш Хенрик Гольдшмит.
- Уже с 5 класса, когда Янушу было лет 15-16, он начал работать репетитором.
- Корчак был основателем и руководителем варшавского приюта Дом Сирот для еврейских детей в течение 30 лет.
- Еще в юные годы, умел рассказать школьные предметы так, что дети думали, что ничего интереснее в жизни нет. Для этого использовал сказки, интересные диалоги и другие педагогические уловки.
- 1942 года, находясь в «лагере смерти» Януш Корчак отвергнув все предложения, о спасении своей жизни. Вместе со своими воспитанниками он добровольно пошел в газовую камеру.
- Ежегодно, 23 марта, в Польше и Белоруссии запускают воздушных змеев в память о Януше Корчаке и детях, погибших в гетто.
- В столице Украины писатель написал всемирно известную и популярную книгу «Как любить ребенка».
- Во время Первой Мировой войны Корчак работал военным врачом.
1. Король Матиуш Первый
Это история о юном мальчике Матиуше, который потерял своих родителей. В связи с этим на его маленькие плечи ложится тяжкое бремя: в наследство Матиуш получает трон короля. Мальчик чувствует большую ответственность перед своим народом и от всей души желает сделать их счастливыми
Так как он сам еще ребенок, он акцентирует внимание и на помощь детям в своем королевстве. Однако для свершение этих грандиозных плано, ему нужно решить немало других задач…Получится ли?
2. Король Матиуш на необитаемом острове
Это вторая часть книги о юном короле Матиуше. Хоть мальчику и удалось сделать жизнь своего народа несколько лучше, он, не имея достаточного опыта, не смог решить ряд проблем. В связи с этим в его королевстве случился переворот. Матиуш лишился власти и был отправлен на необитаемый остров. Справится ли юноша с новыми трудностями на своем пути?
3. Когда я снова стану маленьким
Герой повести — взрослый учитель, который вернулся в свое детство. Он снова маленький мальчик, но с большим опытом и многими знаниями. Теперь он осознает, что детские годы – это самый интересней период в жизни человека.
Эта книга будет интересна как взрослым, так и детям. Она раскрывает значимость детей в жизни взрослых. И дает нам понять, что проблемы детей… Книга о том, что дети имеет право на уважение и внимательное отношение ко всему, что происходит у них в жизни.
4. Кайтусь-чародей
Мальчик по имени Кайтусь мечтает стать настоящим волшебником. Он желает обзавестись шапкой-невидимкой, ковром- самолетом и многими другими чудесами. Однако волшебником стать не просто! Необходимо многому научиться и долго тренироваться. Юному чародею удается сделать свое первое волшебство… Вот только если ты колдуешь просто для себя, как долго будет длиться радость от этого?
Маленький бизнесмен
Эта повесть об американском мальчике, который решил организовать свое дело. Однако, его желание не одобряет его отец. Он желает, чтобы сын пошел по стопам мужчин в его семье (его и его отца). То есть, стал либо обычным рабочим, либо крестьянином. По мнению отца, бизнесмены просто используют чужой труд для обогащения. Как же поступит мальчик?
Фото: автора, архив. оzon.ru
Культурные ссылки
Помимо театра, оперы, телевидения и экранизации его произведений, таких как « и , был выпущен ряд работ о Корчаке, вдохновленных им или изображающих его в качестве персонажа.
Почтовая марка Израиля, 1962 г.
Биографии и наследие
- «Король детей: жизнь и смерть Януша Корчака » Бетти Джин Лифтон (1989/2018), известная биография о самоотверженной жизни Януша Корчака с детства и вплоть до Марша последнего, который он взял со своими сиротами из Варшавского гетто. к вагонам для перевозки скота, идущим в Треблинку.
- Влиятельный педагог и издатель иврита двадцатого века Зеви Шарфштейн представил Корчака в своей работе 1964 года « Великие преподаватели иврита» (גדולי חינוך בעמנו, Rubin Mass Publishers, Иерусалим, 1964).
- Любить каждого ребенка: мудрость для родителей под редакцией Сандры Джозеф.
Художественные книги
- Млечного от Джерри Спинелли (2003) — доктор Корчак работает детский дом в Варшавегде главный герой часто посещает его
- Моше эн Рейзеле (Мосье и Рейзеле) Карлина Стоффельса (2004) — Мосье отправляют жить в приют Корчака, где он влюбляется в Рейзеле. Действие происходит в период 1939-1942 гг. Оригинал на голландском языке, имеется перевод на немецкий язык. По состоянию на 2009 год английской версии нет.
- После того, как по Моррис Глайцман (2005), частично вдохновлен Корчака, показывая характерсмоделированный после него
- Разжигание итальянского триллера Альберто Валиса (Felici Editori, 2011). Жизнь Корчака голосом сироты из Варшавского гетто. По состоянию на 2019 год нет перевода на английский язык.
- Туннель время: Королевство детей от Galila Рона-Федер Amit (2007) является израильским детской книгой в серии Time Tunnel , что происходит в детском доме Корчака.
- «Книга Арона » Джима Шепарда (2015) — это художественное произведение, в котором доктор Корчак и его приют в Варшавском гетто являются главными героями книги.
- Хороший доктор из Варшавы Элизабет Гиффорд (2018), роман, основанный на реальной истории молодой пары, пережившей варшавское гетто, доктора Корчака и его приюта.
Сценические пьесы
- Доктор Корчак и дети от Erwin Силуана (1957)
- Корчака Дети от Джеффри Хэтчер (2003)
- Пример доктора Корчака от Дэвида Грейга (2001)
- Детские Республики по Хан Москавитчу (2009)
- Chlodnagaden nr. 33 Робер Парр с музыкой Майкла Рамлёзе, Театрет Fair play (англ .: The Fair Play Theater)
- Monsieur Fugue (1967) Лилиан Атлан частично основан на истории Корчака.
Фильм
Sie sind frei, доктор Корчак ( Мученик ), сценарий Бена Барзмана и Александра Рамати , режиссер Александр Форд (1975)
Корчак посценарию Агнешки Холланд , режиссер Анджей Вайда (1990) в роли Войцеха Пшоняка
Восстание (2001), режиссер Джон Авнет, сценарий Авнет и Пол Брикман
Палле Грандицкий изображал Корчака.
«Отважное сердце Ирены Сендлер» (2009), режиссер Джон Кент Харрисон. Кшиштоф Печински сыграл доктора Януша Корчака.
Жена смотрителя зоопарка (2017), режиссер Ники Каро
Арношт Гольдфлам сыграл Корчака.
Телевидение
Студия 4: Доктор Корчак и дети — Би-би-си адаптация пьесы Сильвана, написанная и поставленная Рудольфом Картье (13 марта 1962 г.)
Музыка
- Каддиш — поэма / песня Александра Галича (1970)
- Лицом к стене — Януш Корчак — мюзикл Клауса-Петера Рекса и Даниэля Хоффмана (1997), представленный Музыкальным театром fuenf brote und zwei fische, Вюльфрат
- Сироты Корчака — опера на музыку Адама Сильвермана, либретто Сьюзан Губернат (2003)
- Корчак — мюзикл Ника Стимсона и Криса Уильямса (2011), представленный Молодежным музыкальным театром Великобритании в Театре Роуз в Кингстоне в августе 2011 года.
- Король Маттиас I — опера на музыку Вигго Эдена из произведений Корчака, мировая премьера которой состоялась в Летней опере Хёэра (Швеция) 9 августа 2012 года.
- Маленькая рецензия из альбома Where the Darkness Goes , Awna Teixeira, 2012
- Януш — пьеса для фортепиано на музыку Никола Гело (2013)
Новая опасность
На самом пике своей популярности Януш получил предложение исполнить Турецкого в шоу «Кабаре Ольги Липиньской». Несмотря на то, что роль была второго плана, актер настолько искусно исполнил ее, что она доминировала даже над главными персонажами. Опасность для Гайоса заключалась в том, что теперь поклонники начали отождествлять его с усатым Турецким, одетым в обычный ватник. Сам актер сильно боялся оказаться в новой ловушке, поскольку предложений о съемках в кино на тот момент поступало очень мало.
Недостаток работы он переносил довольно болезненно, что наносило большой удар по амбициям парня. У него возникало ощущение, что режиссеры не воспринимают его всерьез. И только в начале 80-х годов его начали замечать и приглашать на различные проекты. Одним из наиболее успешных оказался фильм «Туман», в котором Януш сыграл амбициозного крестьянина, стремительно продвигающегося по социальной лестнице. Но сломать всеобщий стереотип ему удалось только после фильма «Маятник» режиссера Филиппа Байона. В нем актеру досталась роль больного психиатрической больницы, страдающего шизофренией.
Люди стали бдительнее: в России впервые снизилось число краж со счетов
Персонализированные подарки и признание: как удержать лучших сотрудников
Спрос и оклад: стоит ли работать физиотерапевтом в России и какие зарплаты
Тернистый путь познания
Янош Корчак родился в Варшаве. Как отмечают некоторые продвинутые историки, в еврейской семье, которая ассимилировалась с польским населением. Ребенок появился на свет 22 июля 1878 года. В метрической книге записано имя, данное мальчику родителями при рождении – Эрш Генрик Гольдшмит. Через много лет, будучи зрелым человеком, он взял себе псевдоним Януш Корчак. Польское Королевство в те времена являлось составной частью Российской империи. Начальное образование Генрик получил в русской гимназии. Нравы здесь были суровыми, но и знания гимназисты получали качественные.
Подростку пришлось, что называется, на собственной шкуре испытать все «прелести» палочной дисциплины. Естественная человеческая любовь здесь воспринималась как проявление слабости. В биографии отмечается, что мальчик учился хорошо, много читал, переводил стихи и пытался писать сам. Тем временем отец серьезно заболел, и его поместили в платную клинику. Семейный бюджет существенно оскудел. Гимназисту пришлось подыскивать работу. Уже в 15 лет Генрик стал заниматься репетиторством. Интересно отметить, что занятия он проводил для своих ровесников.
В 1898 году, окончив гимназию, будущий врач и писатель поступил на медицинское отделение Варшавского университета. В этом же году он написал пьесу под названием «Каким путем?» и подписался псевдонимом Януш Корчак. Как тогда было принято, студент параллельно интересуется особенностями работы учебных и лечебных заведений. Весной 1905 года получившего диплом врача призывают в армию и направляют на Дальний Восток – уже идет война с Японией. Поездки на дальние расстояния позволяют Янушу узнать как живет простой народ и как взрослые относятся к детям. В большинстве случаев увиденное его не радует.
Вторая мировая война, гетто, последний поход
Как офицер польской армии Корчак после начала 2-й Мировой войны записался добровольцем на военную службу, но его не приняли в силу возраста.
Во время немецкой оккупации он носил польскую военную форму. Не принимал также вмененной нацистами дискриминационного мечения евреев звездой Давида, считал осквернил символа. Последние месяцы своей жизни провел в варшавском гетто. Неверли (впоследствии биограф Корчака) пытался найти для него фальшивые «арийские» документы, но врач отказался оставить гетто. В гетто Корчак снова продолжил регулярно вести дневник, который начал еще в сентябре 1939 году. Перед этим более двух лет он ничего не записывал, потому всю его энергию поглощала опека над воспитанниками из Дома Сирот и другая деятельность, шире связана с положением детей в гетто. Впервые дневник был опубликован в Варшаве в 1958 году. Последняя запись датирована 4 августа 1942
Утром 6 августа 1942 территорию Малого гетто окружили подразделения СС, украинские и литовские полицейские. Во время так называемой «большой акции» (главного этапа уничтожения немцами жителей Варшавского гетто) Корчак раз отказался под предложения спасения, потому что не хотел оставлять детей и работников «Дома Сирот». В день депортации из гетто Корчак повел своих питомцев на Умшляґпляц, откуда отправлялись эшелоны в лагеря смерти. В этом походе участвовало около 200 детей и несколько десятков воспитателей, в частности Стефания Вильчинская. Этот последний поход стал легендой, одним из военных мифов и частым мотивом воспоминаний, которые, однако, не всегда единодушны в подробностях.
По другим версиям, дети шагали четверками и несли флаг Короля Мацюся И, героя одного из романов их воспитателя. Каждый из детей нес с собой любимую игрушку или книжку. Один из ребят во главе процессии играл на скрипке.
Януш Корчак погиб вместе со своими воспитанниками в гитлеровском лагере смерти в Треблинке.
1948 — Корчак посмертно получил Крест Кавалера Ордена Возрождения Польши.
Решением Сейма год 70-летия со дня гибели выдающегося врача и педагога (2012) был объявлен в Польше «Годом Корчака».
Остров среди безумия
Со временем он стал знаменит – и как писатель, и как Старый Доктор — ведущий радиопередачи о детях; это открывало двери и помогало добывать средства. Правда, этот выбор неуклонно требовал другого: отказа от собственной семьи, от личной жизни, от частного человеческого счастья. Вообще трудно сказать, был ли он счастлив – с его тягой к рефлексии, с боязнью наследственного сумасшествия, с его обостренным чувством справедливости и личной ответственности, с его еврейством по крови, но не по культуре – в любимой и антисемитской стране.
Его популярность была такова, что после начала Второй мировой, когда Варшава была стремительно оккупирована, никто не верил, что знаменитый приют знаменитого Старого Доктора кто-то посмеет тронуть. У многих детей были родственники в Варшаве, но никто не знал, где детям будет безопаснее, где лучше – у родственников поодиночке или вместе в приюте. Корчак считал, что лучше держаться вместе. Верил, что ни у кого не поднимется рука на приют. Даже когда приют переселили в гетто – он еще верил, что удастся спасти и детей, и приют. Беспрестанно искал деньги, еду, еду, деньги…
Он даже пытался спорить с немцами о принципах: принципиально не носил повязку с изображением звезды Давида, потому что считал, что она делает его только евреем, хотя он еще и поляк… Немецкий полицейский спорить о принципах не стал, а просто отправил его в тюрьму. Из тюрьмы он вышел старым и больным. Продолжал работать, решать ежедневные задачи – но стал пить. Одному из посетителей, который увидел его не слишком трезвым, сказал: «Надо пытаться жить… хоть как-то».
В голодном гетто, где на улицах лежали неубранные трупы, он ставил со своими детьми спектакли, устраивал концерты, звал к ним интересных взрослых. На одной из таких встреч родился гимн приюта:
Белый и черный, желтый и красный,
Перемешайте, люди, все краски.
Братья и сестры, сестры и братья,
Люди, раскройте друг другу объятья.
Все мы — созданья Единого Бога,
Всем нам указана Богом дорога.
Всем нам дарован общий Отец.
Вот что понять мы должны, наконец.
Остров нормальности среди безумия, очаг тихого сопротивления сжирающей мир заразе.
Выдающийся педагог и писатель
Януш Корчак – всемирно известный выдающийся польско-еврейский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Его имя – символ самопожертвования, огромной любви и уважения к детям.
Свою педагогику Корчак основывал на полноправном партнерстве взрослого и ребенка, уважении прав детей, ставил цель формирования у детей ответственности, навыков самовоспитания, самостоятельности и способности противостоять суровым реалиям жизни
Особое внимание уделял изучению природы ребенка, его осознанию себя в мире.. Сказки и педагогические произведения Корчака удивляют поразительной способностью понять душу ребенка, его переживания и проблемы
Труды Корчака написаны доступным языком. В них серьезность и убедительность рекомендаций сочетается с увлекательной формой повествования – яркими метафорами, проникновенным лиризмом
Сказки и педагогические произведения Корчака удивляют поразительной способностью понять душу ребенка, его переживания и проблемы. Труды Корчака написаны доступным языком. В них серьезность и убедительность рекомендаций сочетается с увлекательной формой повествования – яркими метафорами, проникновенным лиризмом.
Самая известная роль
Съемки во многих известных фильмах были только началом. Настоящий успех ждал Януша еще впереди. В 1989 году он исполнил свою самую успешную и запоминающуюся роль. В картине «Футбольный покер» он сыграл судью Яна Лагуна. Премьера состоялась 31 марта в кинотеатре Relax в Варшаве. В этот же период актер кардинально изменил свой имидж, из-за чего ему доставались роли преимущественно полицейских, гангстеров и наемных убийц. Наиболее известными фильмами с его участием являются «Экстрадиция», «Последняя миссия», «Экзекутор» и «Баловень удачи». Было немало успешных ролей и в театре, например, большой успех получил спектакль «Нюрнберг», «Месса за город Аррас», «Гардеробщик».
Что учесть и каких ошибок следует избегать при выборе: советы застройщиков
«Оснований нет»: россиянам стали чаще отказывать в досрочной пенсии
Важные документы и не только: что нужно убрать со стола для продуктивной работы
Личная жизнь
После выхода на экраны многосерийного фильма о бравых танкистах, кажется, что все полячки поголовно влюблялись в Януша (и это несмотря на его невысокий рост в 169 см), а поляки теряли головы от Полы Раксы.
Первая жена Гайоса не караулила кумира и не закидывала восторженными письмами с прилагаемыми фотографиями — встреча с ней произошла в больнице Вроцлава, куда актер попал прямо со съемочной площадки: на него, дремавшего в траве, наехал грузовик. К счастью, все обошлось, и вскоре после выписки из медицинского учреждения Януш и Зоя сыграли свадьбу. Брак, однако, просуществовал недолго.
Януш Гайос и Эльжбета Гайос
Второй избранницей стала актриса Эва Мёдыньская («Нет розы без огня», «Бескрайние луга»), но построить семейное счастье у пары не вышло.
Затем артист повел под венец телепродюсера Барбару Набялчик, подарившую супругу единственную дочь Агату, но и на этом долгожданная гармония в личной жизни не наступила. Зато все сложилось с четвертой женой Эльжбетой.
Отношение к роли Янека Коса
Этот персонаж сделал актера популярным не только в Польше, но и во многих странах постсоветского пространства. Однако, несмотря на это, у актера к этой роли сложилось двоякое отношение. Основная причина этого заключается в том, что его поклонники постоянно отождествляли Януша именно с образом этого персонажа.
Но сильно обременяла и большая популярность. Скромный по натуре, Гайом не мог даже спокойно пройтись по улице. Проходящие ребятишки стреляли в него из рогаток и дергали за волосы, а позволить себе личный автомобиль актер на тот момент не мог. На протяжении многих лет Януш пытался бороться с образом Янека Коса, но все было напрасно.
В Счетной палате предложили разрешить брать одну льготную ипотеку на человека
Как не попасть под влияние осенней хандры на работе
Козрог как пример: мужья этих 3 знаков зодиака всегда добьются карьерного успеха
В перерывах между съемками в кино молодой человек работал в Театре имени Стефана Ярача. Он был одним из немногих актеров, причисленных к числу самых популярных. В начале 70-х годов актер перешел в драматический театр, которым руководил Густав Голубка, где благодаря своему упорству, трудолюбию и большому таланту ему удалось сломать общественный стереотип. Здесь он словно переродился и показал себя совершенно с другой стороны.
Взрослые не слышат детей
По рождению он был подданным Российской империи. Учился в русской гимназии с ее казенными порядками. Едва отучившись на врача, служил в русской армии – был призван в качестве военврача на фронт в русско-японскую войну, бывал в Харбине и Мукдене. Служил военврачом в Первую мировую – у него уже был свой сиротский приют, который ему пришлось оставить на долгих четыре года войны. Он прекрасно говорил по-русски, в его библиотеке было множество русских книг.
«Дом сирот» на улице Крохмальной. Комната Корчака находилась в аттике Фото с сайта lib23.irk.ru
Пожалуй, когда он выбирал себе род занятий – а задумывался он прежде всего о писательстве, конечно, — примером для него был русский доктор Чехов. Он, еврей, не знал ни идиша, ни иврита; родным для него был польский, родной страной – Польша; еврейских детей он старался приобщить к радости и музыке польского языка. Когда ему предложили однажды сравнить в газетной статье польских детей и еврейских – и с теми, и с другими он уже работал в летних лагерях – он сердито ответил, что и те, и другие одинаково смеются и плачут в одинаковых обстоятельствах.
Он вообще не делил детей по национальностям. Он просто ходил по домам и лечил детей, и задумывался о том, как помочь этим детям: даже если их вылечить сейчас, кто избавит их от сырых подвалов, где они живут, от криминальной среды, от соломенных подстилок, на которых они спят? Если лечить детей – надо как-то лечить и общество, в котором они живут. Впрочем, все чаще он задумывался над тем, что для того, чтобы вылечить общество, надо начинать с детей: больные взрослые не воспитают здоровое поколение.
В 1910 году ему предложили возглавить приют для еврейских детей. Для приюта было построено особое здание; осиротевшим детям из бедных семей оно казалось роскошным: чистые кровати, фаянсовые унитазы, центральное отопление…
Дети, правда, вовсе не стремились жить по законам, которые им навязывал странный доктор, в непривычной чистоте, требовавшей труда и самодисциплины. Некоторые даже боялись застеленных кроватей – никогда на таких не спали. Стены стали изрисовывать, дисциплину соблюдать не хотели, протестовали и буянили. Но за первые полгода – научились уважать странного сдержанного человека, видеть его правоту, ценить его справедливость. И жизнь в приюте постепенно стала налаживаться.
Доктор Корчак еще по своей работе в летних лагерях знал, что дети вовсе не желают подчиняться незнакомому взрослому, что авторитет придется завоевывать трудно и с боем, что социальные сироты – вовсе не трогательные малютки, которые с нежностью откликаются на любое движение души старших… Это для сегодняшних воспитателей азы педагогики, хотя завоевание авторитета всегда дается тяжело – а он был первопроходец. Еще до Макаренко, еще до республики Шкид, — он пытался справиться любовью с детьми, которых воспитала улица, и интуитивно искал решения, и находил их.
Пожалуй, у него не было алгоритмов
Было умение наблюдать, чувствовать детей, понимать их; было желание слушать и прислушиваться, считать детскую жизнь не менее важной, чем взрослая. Было обостренное чувство справедливости и ощущение своей персональной ответственности
Самое новое и самое неожиданное для своего времени в педагогике Корчака – это безусловное уважение к реенку. Так же, как любимого им Чехова, его больно ранит пренебрежение к детям, глухота взрослых к детским чувствам и потребностям – глухота повсеместная, общепринятая: взрослые не слышат детей, не понимают их, помыкают ими, отмахиваются от них, грубят им и унижают их. Корчак – разбирается, слушает, вникает, сопереживает – и ищет способа переделать мир, сделать его дружелюбным к детям. Child-friendly, это уже понятие из нашего времени – а мысль еще корчаковская.
В своем приюте он постарался выстроить справедливый, понятный, разумный и уважительный мир, детскую республику со справедливыми законами и судом, которому был подсуден и он сам, точно так же, как и другие взрослые и дети в приюте. Он сказал однажды: врач лечит тело, учитель воспитывает душу, а судья занимается совестью – если ты сам себя не судишь.
Он издавал вместе с детьми детскую газету «Малый Пшеглёнд» при взрослой еврейской газете «Наш Пшеглёнд» — и в ней старался разговаривать с детьми на самые сложные темы, включая политические.
Самоуправление, самостоятельность, труд, серьезность в общении – пожалуй, рано или поздно к этому приходит каждый педагог, старающийся организовать детский коллектив на разумных началах.
Биография Януша Корчака
Настоящее имя Януша Корчака – Эрш Хенрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 г. в Царстве Польском, входившим в состав Российской империи. Януш рос в обеспеченной еврейской семье, так как его отец, Юзеф Гольдшмидт, был преуспевающим юристом.
В ассимилированной еврейской семье, в которой Януш родился и вырос, его называли на польский манер Генриком. У него была младшая сестра Анна.
Детство и юность
Детство будущего педагога трудно было назвать радостным. Отношение к евреям оставляло желать лучшего, вследствие чего семья Корачака постоянно сталкивались с какими-то трудностями.
К тому же в учебных заведениях того времени преподаватели были весьма суровыми. Когда мальчик пошел учиться в гимназию, он на собственном опыте испытал все ужасы тогдашнего педагогического воспитания.
Януш Корчак в детстве
Учителям разрешалось наказывать учеников самым жестоким образом. С детьми постоянно разговаривали на повышенных тонах и в грубой манере, и даже подвергали публичной порке.
Интересен факт, что преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе детям 10-11 лет преподавалась латынь, во втором – французский и немецкий, в третьем – греческий. По окончании гимназии выпускникам вручалось «Свидетельство».
Из этого периода жизни, будущий педагог вынес важный урок: взрослые детей не уважают. Он замечал, как детей толкают, как на них кричат без всякого повода и как несправедливо сурово наказывают, если они нечаянно кого-то заденут.
В будущем Корчак напишет о детях как о беззащитном и угнетенном классе, как о маленьких людях под пятой больших людей:
Когда Янушу исполнилось 11 лет, у его отца обнаружились признаки душевной болезни, в связи с чем его регулярно помещали в специальные клиники.
Лечение стоило дорого, и очень скоро семейство Гольдшмитов, заложив все ценное имущество, оказалось в тяжелом материальном положении.
15-летний педагог
С пятого класса Януш начал подрабатывать репетиторством, а чтение поэзии и сочинение собственных стихов стали для любознательного юноши единственным отвлечением от житейских проблем.
Несложно догадаться, что многие ученики 15-летнего педагога были его ровесниками. Однако они внимательно слушали Януша, поскольку ему удавалось необыкновенно интересно преподносить даже самый скучный и трудноусваиваемый материал.
Для самого Корчака это был довольно мрачный период жизни. Нередко к нему относились как к прислуге, потому что его одежда выдавала трудно скрываемую бедность. Более того, его преследовали тяжелые мысли о болезни отца и ужас от того, что подобное может передаться ему по наследству, и он тоже закончит жизнь в приюте для умалишенных.
Юность
В 1889 году семья Гольдшмитов сталкивается с серьезной проблемой: у отца Эрша начинает проявляться душевная болезнь, и он месяцами не выходит из депрессии, которая порой сменяется чрезмерной агрессией. Дед решает поместить его в специальное заведение для лечения, но финансовое положение семьи резко ухудшается из-за чрезмерно высокой стоимости стационарного содержания душевнобольного отца. В безвыходной ситуации Эрш начинает искать работу и некоторое время подрабатывает на жизнь частным репетиторством, отдавая все деньги на лечение папы.
К 1898 году финансовое положение семьи нормализовалось. Отцу Януша стало значительно легче, поэтому врачи даже разрешили ему ненадолго уезжать к родным, но с условием его ежедневного возвращения для обязательных медицинских процедур. К тому моменту Корчаку приходит время поступать в высшее учебное заведение. Поскольку парень живо интересуется медициной, он выбирает Варшавский университет и становится студентом медицинского факультета, где начинает углубленное изучение этой сложной специальности. Параллельно он находит подпольные педагогические курсы и втайне от деда и отца ходит на занятия, получая еще одно образование.