Антропология

Оглавление

Похожие термины:

  • учение о природе и сущности человека, его физическом, психическом и духовном началах, о силах и потенциях, которыми он обладает; ее задача — восстановить целостность человека.

  • учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и кон

  • наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этно­логических, этнографических, лингвистических, соци

  • педагогика развития, воспитания, обучения человека с учетом его биологических особенностей.

  • наука о сущности человека и смысле человеческого существования с позиций православного мировидения и миропонимания. Специфика подхода к человеку в этой науке состоит в рассмотрении его целостны

  • одно из ведущих структуралистских направлений в антропологии, которое занимается выявлением и сравнением когнитивных категорий в разных культурах.

  • учение о природе, условиях развития и становления субъектности, внутреннего мира человека.

  • отрасль антропологии, изучающая место и роль человека в познании и преобразовании социальной действительности.

  • наука, изучающая физическую организацию человека, ее изменчивость во времени и пространстве. Традиционно представлена тремя разделами: морфология, антропогенез, этническая антропология (расовед

  • (Gender anthropology, anthropological study of gender) – научная дисциплина, выделившаяся из комплекса антропологических дисциплин во второй половине ХХ века, изучает два взаимосвязанных круга проблем: проблемы андроце

  • междисциплинарная область знаний, сформировавшаяся на стыке культурной антропологии, социологии, общей психологии и этнопсихиологии, изучающая связи «культура-природа», «культура—социальная ор

  • Термин «антропология» в своем специальном значении закрепился за дисциплиной, изучающей природное происхождение человека и рас, изменчивость строения тела человека во времени и территориально.

  • воспроизведение в содержании образования более или менее полноценного образа человека, который может стать важным средством развития личности учащегося.

  • научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиций к-рой д

  • научное направление в этнографии и культурной антропологии, внесшее идею эволюции в изучение культуры (Э.Б. Тейлор, Дж. Фрейзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственност

  • сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — А. Веселовский). А.ш. объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и е

  • гр. – природосообразная человеку) – ветвь антропологии, занимающаяся исследованием особенностей обучения и воспитания людей с учетом их исторического и культурного прошлого и настоящего, социа

  • ветвь антропологии, в рамках которой изучаются особенности психической жизни человека, его душевного состояния и проявления в единстве его филогенеза и онтогенеза. Антропологические психологи (

  • течение в социологии во 2-й половине 19 — начале 20 вв. (Ж. Гобино, Ж. Лапуж, Х. Чемберлен, О. Аммон, Ф. Гальтон, К. Пирсон). Теоретики Р.-а.ш. переносили на человеческое общество биологические законы борьбы з

  • гр. – природосообразные человеку) – мифы, посвященные теме происхождения (сотворения) человека. В славянской, в том числе и русской мифологии эта тема широко представлена. Позже она разрабатывала

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины,  изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую.

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это –  направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 – 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях  Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 – 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог  Эжен Дюбуа (по образованию – военный врач, 1858 – 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 – 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 – 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же – автор концепции ортогенеза – внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 – 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 – 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942–…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой  – специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг ), что  прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Какие есть разделы антропологии?

Антропология изучает человека в целом, но у неё есть много разделов, и каждый отвечает за свою более узкую область.

В зависимости от того, чему уделяется большее внимание — биологическим характеристикам человека или его культурным признакам или расовой принадлежности — антропологию разделяют на направления:

  • социально-культурная,
  • физическая (биологическая),
  • философская,
  • медицинская,
  • юридическая (или антропология права).

Социально-культурная антропология

Изучает социализацию человека, то есть влияние социума на поведение индивида, объединение человека в общество — от первобытных до современных. Наука занимается также изучением культуры человека, его традиций, языка, религии.

Так как зачастую общности людей и их культурные ценности неразделимы, социальную и культурную антропологию объединяют в одно направление.

В России чаще применяют термин этнология. Это наука, изучающая отношения между этносами, различия между ними и то, как они сосуществуют.

Физическая (биологическая) антропология

Изучает строение тела и биологическое разнообразие человека. Путём исследований наука пытается выяснить, почему мы отличаемся друг от друга, а также пытается найти связь между нашим телом и личностью.

Учёные разбираются в:

  • морфологии (строение тела человека, параметры, физические характеристики),
  • генетике (гены и наследственность),
  • эволюции (то, как человек физиологически адаптируется).

Философская антропология

Изучает вопросы существования человека через философию. Пытается понять и осмыслить человека. Отвечает на такие вопросы, как: для чего существует человек, какая у него сущность и место в мире.

Философская антропология возникла в 20 веке. Она изучает идеи учений, которые предшествовали появлению этого раздела:

  • теоцентризм: в центре мира — Бог;
  • антропоцентризм: в центре мира — человек;
  • космоцентризм: человек — часть космоса;
  • экзистенциализм: в центре — «Я» человека и его свободный выбор.

Читайте подробнее про Теоцентризм и Экзистенциализм.

Медицинская антропология

Наука занимается исследованием здоровья и благополучия людей. То есть выясняет:

  • методы лечения, которые использовались ранее и используются сейчас людьми,
  • как в разных обществах относятся к здоровью,
  • уровень медицины и знаний о ней у разных народов.

Этот раздел науки тесно связан с физической и социально-культурной антропологией.

Юридическая антропология (или антропология права)

Изучает социум людей через правовые источники. То есть каким образом человек создавал право в обществе и чем он при этом руководствовался.

Наука также изучает правовую культуру различных обществ. Она пытается ответить на вопрос, какая правовая система может соблюсти права человека и учесть при этом его интересы: социальные, национальные, исторические, возрастные, расовые, гендерные и т. д.

Предыстория социальной антропологии

Формирование антропологии как науки и особой исследовательской области началось в Европе на закате эпохи Просвещения – в конце XVIII века. Однако всестороннее изучение человека и его образа жизни вызывало интерес ещё у древних греков. Известный как «отец истории», а порой и «отец антропологии», греческий историк Геродот в V веке до н.э. создавал подробные описания «варварских» народов и сравнивал их нравы и верования с афинскими .

Такая прото-антропология представляла собой в основном описания, не нацеленные на создание теории или объяснительных моделей. В связи с этим, более «надёжным» предком современной антропологии можно считать мусульманского интеллектуала Ибн Хальдуна, автора труда «Мукаддима» («Введение в историю»), созданного в конце XIV века н.э. Во «Введении» представлен анализ причин экономического подъёма и спада разных государств. При этом в работе Хальдуна можно обнаружить и задел на развитие теории, так как автор указывал на необходимость учитывать различия форм сплочённости (social cohesion) в разных обществах для объяснения социально-исторических и политических изменений .

Направления

Традиционно выделяют несколько в разной степени обособленных друг от друга и взаимосвязанных дисциплин.

  • Антропология медиа — занимается изучением потребления и создания материалов СМИ.
  • Визуальная антропология — занимается изучением человека на основе фото-видеоматериалов с помощью таких выразительных средств, как: кинематограф, фотоискусство, телевидение, и других.
  • Кибернетическая антропология — занимается изучением человека как кибернетической системы, функционирующей на основании определённых программ.
  • Педагогическая антропология — рассматривает воспитание как антропологический феномен.
  • Религиозная антропология — богословское или философское учение о сущности человека, развиваемое в русле теологии и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений. Самоопределение предмета антропологии в богословии — раскрытие учения церкви о человеке.
  • Социальная и культурная антропология — дисциплина, достаточно близкая к этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В контексте проблемного поля и методологии социально-культурной антропологии также выделяются в качестве специфических дисциплин лингвистическая, когнитивная, политическая, экономическая, историческая антропология и антропология права.
  • Феминистская антропология — междисциплинарный подход к изучению антропологии (археологический, биологический, культурный, лингвистический), направленный на преобразование существующих исследований, социальных практик, а также выработку научных знаний с учётом феминистской теории.
  • Физическая антропология — изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Включает палеоантропологию и прикладную дисциплину судебная антропология. Рассматривает человека в качестве биологического вида в контексте его эволюции и в сравнении с его ближайшими родственниками — современными и ископаемыми человекообразными приматами. Одним из основных разделов палеоантропологии является расоведение, исследующие расы человека (проблемы классификации современных рас, их географическое распространение, историю формирования и т. д.).
  • Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.

Физическая (биологическая) антропология

Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.

В рамках физической антропологии существует три раздела:

Антропогенез. Данный раздел изучает происхождение и эволюцию человека, пытаясь понять механизмы и причины, которые привели к появлению современных биологических особенностей нашего организма и поведения. Продолжительность процессов, изучаемых в рамках данного направления, измеряется десятками и сотнями тысячелетий.

Этническая антропология (расоведение). Данный раздел изучает этнические и расовые особенности людей

Важно не проводить лишних параллелей между расоведением и расизмом, который всегда был формой ущемления человеческих прав. Расоведение является наукой, которая изучает естественные особенности людей, принадлежащих к определенному этносу, а также причины, из-за которых возникли данные особенности.

Морфология

Этот раздел изучает, как зависят физиологические и психологические особенности человека от возраста, пола, этнической принадлежности и прочих условий.

Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.

↑оПХНПХРЕРМШЕ МЮОПЮБКЕМХЪ ЮМРПНОНКНЦХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ

юМРПНОНЦЕМЕГ: ХГСВЕМХЕ ПЮММХУ ЯРЮДХИ ЩБНКЧЖХХ ЮБЯРПЮКНОХРЕЙНБ, «ПЮММХУ Homo», БШЪБКЕМХЕ ДПЕБМЕИЬХУ ЛХЦПЮЖХИ ЦНЛХМХД, СРНВМЕМХЕ НЯНАЕММНЯРЕИ ЩБНКЧЖХХ ЮТПХЙЮМЯЙХУ, ЕБПНОЕИЯЙХУ Х ЮГХЮРЯЙХУ ЮПУЮМРПНОНБ, СЯРЮМНБКЕМХЕ БХДНБНЦН ЯРЮРСЯЮ МЕЮМДЕПРЮКЭЖЕБ Х ХУ ПНКХ Б ЯКНФЕМХХ ЯНБПЕЛЕММНЦН БХДЮ ВЕКНБЕЙЮ, НОПЕДЕКЕМХЕ ЛЕЯРЮ Х БПЕЛЕМХ ТНПЛХПНБЮМХЪ БХДЮ Homo sapiens sapiens.

пЮЯНБЕДЕМХЕ: НОХЯЮМХЕ ЯНБПЕЛЕММШУ ПЮЯНБШУ РХОНБ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ, БШЪБКЕМХЕ ЦЕМЕРХВЕЯЙНИ НЯМНБШ ПЮЯНБШУ ОПХГМЮЙНБ, ХГСВЕМХЕ ХЯРНПХХ, ЛЕЯРЮ Х БПЕЛЕМХ ТНПЛХПНБЮМХЪ ЯНБПЕЛЕММШУ ПЮЯ Х ЩРМНЯНБ, ХГСВЕМХЕ ОПНЖЕЯЯНБ ЛЕРХЯЮЖХХ Б ЯНБПЕЛЕММНЯРХ, ХГСВЕМХЕ ЯКНФЕМХЪ МНБЕИЬХУ ПЮЯНБШУ ЙНЛОКЕЙЯНБ, АНПЭАЮ Я ПЮЯХГЛНЛ.

лНПТНКНЦХЪ: ЛНМХРНПХМЦ ГДНПНБЭЪ ДЕРЕИ Х ОНДПНЯРЙНБ, НРЯКЕФХБЮМХЕ ЪБКЕМХИ ЮЙЯЕКЕПЮЖХХ Х ПЕРЮПДЮЖХХ, БШЪБКЕМХЕ ЯБЪГЕИ ЯПЕДЮ-ЯНЖХСЛ-НПЦЮМХГЛ, Ю РЮЙФЕ ЯНЛЮРХВЕЯЙХУ, АХНУХЛХВЕЯЙХУ Х ЦЕМЕРХВЕЯЙХУ ОПХГМЮЙНБ ЛЕФДС ЯНАНИ, ОНХЯЙ МНБШУ ГМЮВХЛШУ ОПХГМЮЙНБ ДКЪ ПЮММЕИ ДХЮЦМНЯРХЙХ Х ОПНТХКЮЙРХЙХ АНКЕГМЕИ (Б РНЛ ВХЯКЕ ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШУ), ЯОНПРХБМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ, ЮМРПНОНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЯРЮМДЮПРХГЮЖХЪ Х ЩПЦНМНЛХЙЮ.

Основные показатели

Чезаре Ломброзо, Энрико Ферри и Рафаэль Гарофало были одними из самых выдающихся представителей итальянской школы криминальной антропологии..

Чезаре Ломброзо

Он был итальянским врачом, родившимся в Вероне, Пьемонт (1835), с проблемами в изучении человеческого поведения. В возрасте 20 лет он хотел показать, что интеллект был чужд женщинам.

Он изучал медицину в Университете Павии, но в конечном итоге окончил медицинский хирург в Университете Вены. Его докторская диссертация была названа Изучение кретинизма в Ломбардии’.

В 1871 году, наблюдая за черепом преступника по имени Виллелья, он определил несколько аномалий в этом. С этого момента он считал, что на преступное поведение влияют определенные деформации черепа и что эти деформации имеют сходство с некоторыми видами животных..

Идея Ломброзо состояла не в том, чтобы установить генетически-криминальную теорию, а скорее в том, чтобы найти критерий или отличительный образец между преступником и психически больным. Однако с этим открытием, которое изменило его жизнь, он начал свои исследования в области криминальной антропологии, когда сам крестился.

Будучи директором приюта между 1871 и 1872 годами, он изучал различия между преступниками и сумасшедшими. Он опубликовал свой Воспоминания о преступных убежищах, где он установил, что преступник на самом деле пациент с очень точными пороками развития черепа.

Убежища для преступников

Ломброзо считал, что психически больные должны находиться не в тюрьмах, а в учреждениях, ориентированных исключительно на них. По его словам, преступники также не должны находиться в тюрьмах, но их следует интернировать в приюты для преступников..

15 апреля 1876 года он опубликовал Экспериментальный антропологический трактат правонарушителя. Эта дата будет официально рассматриваться как формальное рождение криминологии как науки.

В 1878 году он открыл бесплатный курс психиатрии и криминальной антропологии. Таков был успех, что студенты университета оставили учебу, чтобы зарегистрироваться и пройти курс. Два других представителя криминальной антропологии, Энрико Ферри и Рафаэль Гарофало, стали его учениками в 1879 году..

В этом же году официально родилась Позитивная школа, чьи идеи раскрываются Archivio di psichiatria e anthropologia criminale.

Ломброзо считал, что существует «криминальный тип» в результате наследственных и дегенеративных факторов, а не окружающей среды. Его идеи были сначала отклонены, но затем успешно применены в лечении преступного безумия.

Энрико Ферри

Ферри тоже был итальянцем. В 1882 году он опубликовал свою книгу под названием Социализм и преступность. Ранее в своей диссертации он пытался продемонстрировать, что свободная воля — не более чем фикция; по этой причине моральная ответственность должна быть заменена социальной ответственностью.

Он руководил Scuola di Applicazione Guirídico-Criminale, который предлагал курс по преступности, разделенный на четыре модуля: преступник, преступление, санкции и процедура.

Он посвятил свои усилия обеспечению того, чтобы в итальянском законодательстве был позитивистский уголовный кодекс. Для этого в 1921 году он представил законопроект, подготовленный комиссией, которую он возглавлял.

Однако из-за политической ситуации его нельзя было одобрить до 1930 года, когда он уже умер.

Рафаэль Гарофало

Гарофало также был частью Позитивной школы, где он опубликовал несколько работ, которые послужат социологической поддержкой и юридическим руководством для новой школы. В них он установил такие понятия, как опасность и специальная и общая профилактика.

Его самой важной работой была книга криминология. Другие его самые выдающиеся работы были Недавние исследования о казни и Положительный критерий штрафа

Автор был обеспокоен практическим применением криминологической теории на законодательном и судебном уровнях. Он установил, что наказания будут применяться в соответствии с классификацией правонарушителя, а не совершенного преступления.

Гарофало выступал против абсолютного детерминизма своих коллег, с которыми у него были заметные философские различия; он был сторонником смертной казни.

Какими личностными качествами должен обладать антрополог?

Требования к антропологу варьируются, в зависимости от сферы применения профессиональных знаний. Как правило, у работодателей существует стандартный набор требований:

  • опыт,
  • высшее образование,
  • коммуникативные навыки,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • организованность.

Кроме того, в данной профессии важны такие личностные качества, как:

Интерес к изучаемому объекту, любознательность;
Наблюдательность и внимание к мельчайшим деталям;
Аналитический ум, логическое мышление;
Увлеченность науками;
Скрупулезность, усидчивость, терпение, интеллектуальный уровень.

Работа антрополога зачастую не ограничивается научной и экспертной деятельностью на кафедре института, в научном центре или лаборатории. Иногда необходимо на месте ознакомиться со средой обитания изучаемого объекта, и специалисту нужно быть готовым к выезду на место находки, жить в местах с некомфортными условиями. Поэтому профессия антрополога больше подходит мужчинам.

Где можно получить профессию антрополог?

Убедившись в осознанности профессионального выбора и выбрав нужное направление, остается подыскать нужный факультет ВУЗа, где можно получить специальность. Чтобы стать специалистом в области социально-культурной антропологии, выбирайте ВУЗы гуманитарной направленности – например:

  • Московский гуманитарный университет;
  • Учебно-научный центр при Российском государственном гуманитарном университете;
  • Казанский Федеральный университет;
  • РГПУ им. А. И. Герцена.

При выборе физиологической антропологии, обращают внимание на ВУЗы, в которых на биологических факультетах есть нужная специальность. Это:

  • МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Уральский Федеральный университет;
  • Оренбургский госуниверситет;
  • РУДН.

Источники изображений: delai-vibor.com, punktum.ru, mirkosmosa.ru, ru.wikipedia.org

Российский государственный гуманитарный университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 137 600,00 ₽

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Екатеринбург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 116 700,00 ₽

Томский государственный университет

Томск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 112 700,00 ₽

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Омск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 96 480,00 ₽

Орловский государственный университет

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 86 230,00 ₽

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Казань

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат 83 400,00 ₽

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Нальчик

История развития антропологии

Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.

Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.

В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.

Научные общества, конференции, съезды

Организационному объединению антропологов и этнографов служит международный союз антропологических и этнографических наук. В ряде стран мира существуют национальные антропологические общества. В СССР функционирует антропологическая секция Московского общества испытателей природы (МОИП). Специалисты по морфологии человека являются членами Всесоюзного научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов (ВНОАГЭ). При Научном совете АН СССР по комплексным проблемам физиологии человека и животных создана проблемная комиссия по антропологии.

Международные конгрессы антропологических и этнографических наук (МКАЭН) созываются с периодичностью в пять лет (раньше — четыре года): I МКАЭН — 1934 году (Лондон), II — 1938 году (Копенгаген), III — 1948 году (Брюссель), IV — 1952 году (Вена), V — 1956 году (Филадельфия), VI — 1960 году (Париж), VII — 1964 году (Москва), VIII — 1968 году (Токио), IX — 1973 году (Чикаго).

Вопросы морфологии человека обсуждаются на международных конгрессах анатомов, а в нашей стране — на всесоюзных съездах анатомов, гистологов и эмбриологов.

См. также Антропоморфизм, Человек.

Библиография: Анучин Д. Н. О задачах и методах антропологии, Рус. антропол. журн., т. 3, № 1, с. 62, 1902; Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека, М., 1962, библиогр.; Бунак В. В., Нестурх М. Ф. и Рогинский Я. Я. Антропология, М., 1941; Быстров А. П. Прошлое, настоящее, будущее человека, Д., 1957, библиогр.; Вопросы антропологии, под ред. В. П. Якимова, М., 1970, библиогр.; Гинзбург В. В. Элементы антропологии для медиков, Л., 1963, библиогр.; Левин М. Г. Очерки по истории антропологии в России, М., 1960, библиогр.; Минаков П. А. Значение антропологии в медицине, Рус. антропол. журн., т. 3, № 1, с. 89, 1902; Нестурх М. Ф. Приматология и антропогенез (Обезьяны, полуобезьяны и происхождение человека), М., 1960, библиогр.; Обезьяна — объект медицинских и биологических экспериментов, под ред. Б. А. Лапина, Сухуми, 1963, библиогр.; Пашкова В. Очерки судебно-медицинской остеологии, М., 1963, библиогр.; Рогинский Я. Я. и Левин М. Г. Основы антропологии, М., 1955,библиогр.; Dzieriykra J-Rogalski Т. 1 Modrzewska K. Zarys antropologii dla medyköw, Warszawa, 1955; Каданов Д. и Мутафов С. Основни въпроси на медицинската антропология, Съвр. мед., кн. 2, с. 23, 1964, библиогр.; Loth E. Anthropologie des parties molles (muscles, intestins, vais-seaux, nerfs p6riph6riques), P., 1931, bibliogr.; Martin R. u. Sailer K. Lehrbuch der Anthropologie, Bd 1—3, Stuttgart, 1956—1962; Montagu A. Anthropology and medical education, J. Amer. med. Ass., v. 183, p. 577, 1963; Olivier G. Anatomie anthropologique, P., 1965; Stloukal M. Symposion über die Anwendung der Anthropologie in der Medizin, Anthropologie, Bd 5, S. 64, 1967.

Б. A. Никитин