Оглавление
Расставание со скрипкой. От оркестровщика к композитору
В 1948 -1951 годах Ян Френкель руководил оркестром Мосэстрады и по совместительству работал аранжировщиком в Музфонде СССР.
Скрипку пришлось оставить: он больше не мог долго играть из-за проблем с сухожилиями -сказались последствия тяжелых условий службы на фронте. А вот в Производственном комбинате Музфонда Ян Френкель проработал более 10 лет, до 1960 года. Сначала корректором, затем аранжировщиком — делал переложения для оркестра произведений других композиторов. Эта практическая «школа» позволила ему стать одним из лучших оркестровщиков в стране.
В 1960-1961 годах Ян Френкель являлся старшим музыкальным редактором оркестра кинематографии.
И, конечно, композитор продолжал создавать собственные произведения. Главным образом -инструментальные. Сочинял камерную музыку, правда, никому кроме самых близких друзей ее не показывал, писал эстрадные пьесы, произведения крупной формы для симфонического и эстрадно-симфонического оркестров, а позже — музыкальное сопровождение к радиопостановкам.
В 1950-годы его произведения входили в репертуар инструментальных ансамблей и эстрадных оркестров под управлением Н. Минха, В. Людвиковского, Э. Рознера, Л. Утесова. Инструментальная музыка Яна Френкеля впервые прозвучала в радиоэфире в исполнении оркестра под управлением Геннадия Рождественского — это была «Сюита» в четырех частях.
В числе инструментальных сочинений 1950-х годов: пьесы для эстрадного оркестра, концертино для скрипки с оркестром, танцевальная сюита для симфонического оркестра, Сюита «Мультипликации» для симфонического оркестра. Некоторые произведения этого десятилетия были созданы Яном Френкелем в соавторстве с композитором Ильей Шаховым.
В 1960 году Яна Френкеля приняли в Союз композиторов СССР. Этот год во многом стал переломным в карьере композитора, ознаменовав новый период его творческой биографии. Ян Френкель продолжил работать в области инструментальной музыки, но несколько в другом ракурсе: в 1961 году им была написана музыка к мультфильму «Две сказки» режиссера Леонида Амальрика. Так началась композиторская фильмография Яна Френкеля, включившая в себя более семидесяти кинофильмов, документальных фильмов и мультфильмов. В жанре киномузыки он проработал всю жизнь. Писал также для радио, театральных и эстрадных постановок. К сожалению, инструментальная музыка Яна Френкеля почему-то не была до конца оценена — после 1960 года ее редко исполняли на концертах и практически не записывали на пластинки.
Автор — о себе:
Наталья Кучевская — магистрант Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена. Автор ряда научных публикаций, а также статей для широкого круга читателей. Музыкальный руководитель фольклорного ансамбля «Korale», продюсер концертного объединения профессиональных музыкантов «Август», член Петербургского Союза музыкальных деятелей.
Тема магистерской диссертации — творчество Яна Френкеля в контексте отечественной музыкальной культуры 1960-1980-х годов. Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Скафтымова Л.А. В 2019 году получена рекомендация к написанию кандидатской диссертации.
Музыкой Яна Абрамовича Френкеля заинтересовалась еще в детстве. Со временем открывала для себя разные грани творчества Яна Френкеля как композитора, аранжировщика, исполнителя. В 2015 году творчество Яна Френкеля стало предметом научного изучения.
Организовала три концерта, посвященных творчеству Яна Френкеля с участием профессиональных певцов и инструменталистов, лауреатов международных конкурсов. Провела ряд интервью с современниками Яна Френкеля — его родственниками, коллегами, друзьями: внуком композитора — Яном Френкелем-младшим, внучатым племянником Яна Френкеля — Семеном Харитоном, Иосифом Кобзоном, Левоном Оганезовым, музыковедом Юрием Коревым, композиторами Александром Колкером и Александром Нагаевым, референтом председателя Союза композиторов России Татьяной Назаровой, дочерью поэтов Константина Ваншенкина и Инны Гофф Галиной Ваншенкиной, дочерью фронтового товарища Яна Френкеля — Иосифа Мирмовича — Татьяной Ивановой (Мирмович), заведующей нотной библиотекой Московского дома композиторов Мариной Савельевой и другими персонами, дочерью композитора Игоря Шамо — Тамарой Шамо.
Выражаю огромнейшую благодарность всем, кто оказал и оказывает мне помощь в работе!
Целями своей деятельности я вижу систематизацию творческого наследия композитора, всесторонний анализ его музыки и привлечение внимания музыкантов-исполнителей и широкого круга слушателей к инструментальной и вокальной музыке Яна Френкеля.
В перспективе хотелось бы выпустить книгу о Яне Френкеле.
Эта статья написана по материалам интервью Яна Френкеля, его публицистических работ, архивных данных, полученных мной в РГАЛИ (Москва), публикаций музыковедов Ларисы Закошанской и Нины Завадской, ряда опубликованных воспоминаний современников композитора, интервью, взятых мной у родственников и коллег композитора, а также единственной на сегодняшний день книги о творчестве Яна Френкеля, принадлежащей перу Татьяны Журбинской и других данных из библиотечных фондов Санкт-Петербурга и Москвы.
Сердечно благодарю Семена Харитона и его семью за предоставленные фотографии из семейного архива и сведения о семье Френкелей, а также за моральную поддержку и ценные советы!
Песня «Погоня». Слушать онлайн. Видео
https://vk.com/video_ext.php
Песня «Погоня» («Усталость забыта, колышется чад») Яна Френкеля на стихи Роберта Рождественского. Исполняет Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Виктора Попова. Фрагмент концерта «Творческий вечер композитора Яна Френкеля в Колонном зале Дома Союзов». 1982 г.
«Я с удовольствием пишу песни для детей, с азартом сочинял музыку к детским картинам «Приключения желтого чемоданчика», «Чудак из 5 «б», «Кыш и Двапортфеля», «Это мы не проходили» и к другим, песни: «Ты за партой сидишь, капитан», «Дедушка-дедуля». Люблю выступать перед пионерами — хороший народ!»
Композитор очень много ездит, невозможно перечислить географию его гастролей, встреч. Ему интересны и нужны встречи с людьми, он должен знать, чем живет молодежь, что ее волнует. Френкель много пишет для армии и флота. В Чите композитор вместе с Михаилом Таничем написал по просьбе воинов новую песню «Как тебе служится».
… Как тебе служится,
С кем тебе дружится
В дальнем твоем далеке?
Для моряков — «И все-таки море», «Океан», «Сколько видано»…
Везде с нетерпением ждут композитора. И он в своих концертах обязательно наряду с другими исполняет «Журавли». Если бы композитор написал только две песни — «Русское поле» и «Журавли» — его имя уже вошло бы в музыкальную песенную сокровищницу.
«Помимо поэта, переводчика и композитора, создателем песни «Журавли» следует назвать и ее первого исполнителя — Марка Бернеса, — говорит Френкель
— Кстати, он первый и обратил внимание на стихи Р. Гамзатова
Именно Бернес сумел убедить поэта и переводчика в необходимости некоторых переделок стихотворного текста, доведя его до песенного, и только после этого познакомил с текстом меня. Я был поражен интуицией художника. Так еще неродившуюся песню мог чувствовать только большой артист. Стихи взволновали и меня, они стали бесконечно близки и дороги мне. Стихи и музыка слились воедино — они стали частью моей жизни. Наверное, это и есть счастье композитора».
Песня о подвиге солдат, песня-плач, пронзительная память о тех, кого нет, возвышенная, гордая.
Как Френкелю предложили подписать антисионистское письмо
Ян Френкель часто бескорыстно поддерживал молодых талантливых композиторов и исполнителей. Например, с большой теплотой вспоминали о нем композиторы Марк Минков и Александр Нагаев, отметив, что именно Ян Абрамович помог им сделать первые важные шаги на пути к признанию. Незаменим он был для коллег и в бытовых, почему-то действительно сложно решавшихся тогда, вопросах — получении телефона, машины, квартиры, обеспечении делегаций гостиничными номерами. Люди вспоминали, что каждый раз, жертвуя своим временем, Ян Френкель ходил просить за того или иного человека по инстанциям, и ему шли навстречу, ведь к тому времени его профессиональный авторитет и известность были так высоки, что отказать ему просто не могли.
Всем были известны его несгибаемая принципиальность и честность. Хотя эти качества порой доставляли ему неприятности. Так, например, журналист Александр Кикнадзе рассказывал в одной из своих публикаций, что однажды Яну Френкелю позвонили и сообщили о присвоении очередного звания, но заметили, что перед этим, ему «хорошо было бы подписать» одно антисионистское письмо. В ответ на это предложение Френкель просто уехал на неделю в Подмосковье, никого не поставив в известность о своем местонахождении. Таким образом, письмо он не подписал, а Народным артистом СССР после этого стал только через несколько лет — в 1989 году, за несколько дней до смерти. По воспоминаниям одного из руководителей Союза композиторов, Владислава Казенина, это звание всенародно любимому композитору «наверху» давать не хотели под весьма абсурдным предлогом: «Какой же он народный артист, если он композитор?»
Трудный путь к признанию
Популярность песен Френкеля стала настолько масштабной, что вызвала нехорошую зависть у именитых композиторов. Такой стремительный взлет бесследно пройти не мог. Началась травля Яна Френкеля. Его творчество нещадно критиковали в Союзе композиторов, называя бесперспективным.
На одном из заседаний даже был поднят вопрос об исключении его из сообщества профессионалов. Все было очень серьезно, ситуация накалялась. Но вмешался Д. Шостакович. Когда настала его очередь высказать свое мнение по поводу творчества Яна, мэтр лаконично ответил: «Очень мелодично». Его оценка резко изменила ход всего заседания.
Парикмахер и курсант «нестандартного роста»
22 июня 1941 года Ян Френкель собрался с друзьями на футбольный матч, но началась война. А уже 6 июля юношу мобилизовали на трудовой фронт на Донбасс. Тогда же все члены его семьи были эвакуированы в город Чкалов (ныне — Оренбург). Как рассказывал Ян Френкель впоследствии в радиопередаче Вильяма Савельзона «Встречи на улице Оренбургской», в этом городе, на улице Девятого Января, жила сестра его отца.
Спустя какое-то время юный музыкант смог приехать к семье в Чкалов, где первые месяцы помогал отцу работать, осваивая азы парикмахерского дела, так как на тот момент у него не было скрипки. Когда наконец удалось приобрести инструмент, Ян Френкель стал работать в эстрадно-джазовых коллективах, пребывавших в то время в эвакуации в Чкалове, играл в «джаз-оркестре» областного театра эстрады. Известно также, что он выступал в кинотеатре «Октябрь» на Советской улице. Отметим, что в ту пору в Чкалове нашли временный приют многие деятели культуры и творческие коллективы, например, работал там Малый оперный театр из Ленинграда , где у Яна Френкеля было много друзей-музыкантов.
В 1942 году будущий композитор решил пойти на фронт, для чего, согласно свидетельству родственников, исправил в документах год своего рождения, приписав себе сразу несколько лет. Так официальным годом рождения Яна Френкеля стал 1920-й. В военкомате ему поверили: юноша был очень высок ростом и хорошо сложен (во взрослом возрасте рост Яна Френкеля составлял около двух метров). В сентябре 1942 года его направили на учебу в Чкаловское зенитно-артиллерийское училище. Сохранилось необычное свидетельство сослуживца Яна Френкеля, командира роты Иосифа Мирмовича, о том, что из-за «нестандартного» роста Яну не хватало продовольственного пайка, и Иосиф Яковлевич постоянно брал для него добавку, а еще курсанту Френкелю приходилось перешивать форму.
В военном училище Ян Френкель написал одну из первых, а, возможно, и самую первую песню «Шел пилот по переулку» на слова В. Дыховичного и А. Раскина. По-видимому, опубликована она не была, рукопись этого произведения также пока не обнаружена, а возможно, уже не существует.
Биография
Родился 21 ноября 1920 года (по иным источникам — в 1925 году) в Киеве в семье парикмахера. Учился игре на скрипке под руководством отца.
В 1938—1941 годах учился в КГК имени П. И. Чайковского по классу скрипки у Якова Магазинера и по классу композиции у Бориса Лятошинского. С началом Великой Отечественной войны, будучи высокого роста, приписал себе около 5 лет и поступил в Оренбургское зенитное училище. Играл на скрипке в оркестре кинотеатра «Аврора».
По окончании училища в 1942 году принимал участие в боевых действиях, был тяжело ранен и после лечения с 1943 года до конца войны служил во фронтовом театре, играя на рояле, скрипке, аккордеоне.
После войны с 1946 года жил в Москве, делал оркестровки крупных произведений и играл на скрипке в различных ресторанах столицы.
Свою первую песню («Шёл пилот по переулку» на слова М. Слободского и А. Раскина) Ян Френкель написал в 1942 году, будучи курсантом, однако по-настоящему ощутил призвание композитора-песенника только в 1960-е, когда получила известность его песня «Годы» на стихи Марка Лисянского.
В дальнейшем судьба подарила ему таких соавторов, как Михаил Танич, Игорь Шаферан, супруги Константин Ваншенкин и Инна Гофф.
В 1969 году, благодаря идее Марка Бернеса, появилась облетевшая весь мир песня «Журавли» на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева. В 2010 году, в телепередаче, посвященной 65-летию Победы, песню очень нетипично исполнил Валерий Леонтьев. Он использовал все свои певческие данные, сделал вокальную аранжировку, но в начале и конце песни подражал исполнению Бернеса.
Ян Френкель выступал в концертах с исполнением собственных песен, обычно публика пела вместе с ним. Его произведения были в репертуаре Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона, Георга Отса, Нани Брегвадзе, Геннадия Каменного, Марка Бернеса, Эмиля Горовца, Майи Кристалинской, Раисы Неменовой, Михаила Чуева, Анны Герман.
Писал музыку к драматическим спектаклям, кинофильмам, мультфильмам. Снялся как актер в трех фильмах.
Автор ряда статей на музыкально-публицистические темы.
Михаил Танич писал, что Френкель «был очень талантливым мелодистом, тактичным и обходительным человеком в жизни — из тех людей, у которых не бывает врагов» (М. И. Танич, «Играла музыка в саду», М., «Вагриус», 2000).
Ян Френкель скончался 25 августа 1989 года в Риге. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Семья
Проживал с семьей в коммунальной квартире на Трубной площади в Москве.
Его вдова Наталия Михайловна, урождённая графиня Лорис-Меликова, актриса, умерла в середине 1990-х, дочь Нина с 1980 года проживает в Италии, внук — Ян Френкель-младший — музыкант (пианист и аранжировщик) Оркестра академии береговой охраны США, с 2011 г. директор музыкального отделения Кадетского корпуса Академии береговой охраны США.
Сын клезмера, или образец чистой игры
Ян Абрамович Френкель родился 21 ноября 1924 года в Киеве. О том, как официальным годом его рождения стал 1920-й, мы расскажем чуть ниже. Отец Яна — Абрам Натанович Френкель был родом из Речицы Гомельской области, работал парикмахером, а также был музыкантом-клезмером — играл на скрипке на еврейских свадьбах и праздниках. Здесь надо отметить, что до революции парикмахеры-музыканты не были необычным явлением: часто они ездили из местечка в местечко, предлагая свои услуги — и подстричь и сыграть! Помимо этого Абрам Френкель преуспел в преподавании игры на скрипке: так, один из его учеников, Михаил Владимирский, стал лауреатом Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов.
Отец Яна Френкеля — Абрам Натанович Френкель
Мать Яна Френкеля — Нехума Нухимовна (Нина Наумовна) Дымерец по профессии была белошвеей и происходила из украинского города Дымер.
Мать Яна Френкеля — Нехума Нухимовна Дымерец
В семье Френкелей было пятеро детей: два мальчика и три девочки. По старшинству: Михаил, Мария, Татьяна, Ян и Зоя.
Раннее детство Яна Френкеля прошло в поселке Пологи Запорожской области Украины. Возможно, семья переехала туда из-за волны погромов в Киеве. Мать Яна Френкеля долго болела и скончалась в 1936 году, когда Яну было всего 12 лет. Сохранилось свидетельство, что уже во взрослом возрасте Ян Абрамович часто подчеркивал, что слово «мать» нужно писать только с большой буквы. Детей семье помогла вырастить няня Мария.
Семья была дружной. До школы старшие сестры учили маленького Яна читать. А еще любил он изучать географическую карту, которая висела на стене, знал ее наизусть.
Из всех детей именно Яна отец решил всерьез обучать игре на скрипке. Уже в 4 года он дал ему в руки инструмент. Отец занимался с ним сам по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке».
Ян Френкель в детстве
В 1934 году в Киеве открылась десятилетняя музыкальная школа-интернат для одаренных детей при Киевской консерватории. Отбор способных детей проводился по всей Украине. В это время игру Яна Френкеля услышал профессор Киевской консерватории Яков Самойлович Магазинер. Преподаватель был поражен чистотой интонации, тем, как мальчик «сжился» со скрипкой, и взял его в свой класс. В дальнейшем профессор Магазинер демонстрировал Яна Френкеля студентам как образец чистой игры на скрипке.
По сохранившимся сведениям, в те годы семья Френкелей в Киеве поселилась на Жилянской улице, а рядом, на Большой Васильковской, располагалась парикмахерская, где работал Абрам Френкель.
Завершение жизненного пути
В конце 80-х годов врачи обнаружили у Яна Френкеля рак. Лечение композитору не помогало, болезнь стремительно прогрессировала. Из-за плохого самочувствия композитор часто оказывался в госпитале. Летом 1989 года Ян Абрамович решил сменить больничные стены на морской пейзаж. Композитор уехал с семьей в Ригу и там умер 25 августа. Тело перевезли в Москву на автомобиле.
Памятник на могиле Яна ФренкеляПохороны композитора прошли на Новодевичьем кладбище. Провожали Френкеля под звуки его музыки. Поминки по Яну Абрамовичу были организованы в ресторане Всероссийского театрального общества. Почтить память композитора пришли его друзья и коллеги. Вдова Яна Френкеля, Наталья Михайловна, ушла из жизни через несколько лет после смерти супруга.
Начало карьеры певца Яна Френкеля
После того как война закончилась, Ян Абрамович поселился в Москве. Он выступал по вечерам в ресторанах столицы, кроме того, делал оркестровки произведений.
То, что его призвание – быть поэтом-песенником, Френкель понял лишь в шестидесятые. Песня «Годы» приобрела немалую популярность. Стихи принадлежали Марку Лисянскому.
Ему посчастливилось работать с Михаилом Таничем, с Михаилом Матусовским, с Инной Гофф, с Игорем Шафераном и другими талантливыми авторами. Френкель часто ездил со своими песнями по стране, исполняя их в клубах и переполненных залах. Обычно зрители, зная все песни наизусть, пели их вместе с талантливым композитором-песенником. Френкелем в 1969-ом году была написана песня «Журавли».Ян Френкель — ЖуравлиСтихи принадлежали Расулу Гамзатову. В журнале их нашёл и показал Френкелю Марк Бернес, он же попросил написать к ним музыку. Ян Абрамович с помощью переводчика Наума Гребнёва переработал текст и написал музыку. Так родилась новая песня. Первым её исполнял Бернес, уже, будучи смертельно больным в присутствии многих военачальников.
Когда он закончил петь, маршал Конев выразил восхищение и поблагодарил исполнителя и автора. На похоронах Марка Бернеса прозвучала в том числе и эта песня.
После появления «Журавлей», Расул Гамзатов и Ян Френкель стали большими друзьями, они дружили всю жизнь.
Песня была настолько популярной, что некоторые коммунисты выступали за то, чтобы её запретить, писали письма в Политбюро ЦК. Брежнев же разрешил исполнение.
Френкель с государственным хором города Тулы записал ряд своих песен. Кроме того, он писал музыку к мультфильмам, драматическим спектаклям и кинофильмам.Ян Френкель — Вальс расставанияЕму нравилось работать с кинорежиссёрами. Френкель знал, что как только песня появлялась в фильме, она получала новую жизнь. В семидесятых годах началась работа над Гимном Советского Союза, а именно – над его новой музыкальной редакцией. Для этого привлекли всех ведущих композиторов-оркестровщиков. Комиссию возглавили Г. Свиридов и Д. Шостакович. На рассмотрение была представлена масса вариантов, однако самым совершенным вариантом посчитали тот, который представил Ян Френкель.
Гениальный композитор принимал участие в съёмках трёх фильмов, играя там эпизодические роли. Один из них – это «Новые приключения неуловимых», где Френкель появился в эпизоде, играя на скрипке.
все песни: Ян Френкель
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:10Ян Френкель
Погоня (OST Неуловимые мстители) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:10Ян Френкель
Погоня (OST «Неуловимые мстители», инстр. версия) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:00Ян Френкель
из к/ф «Бегущая По Волнам» -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:08Ян Френкель
Неуловимые мстители — Погоня -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:56Ян Френкель
Для тебя на стихи Игоря Шаферана -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:46Ян Френкель
Вальс расстования -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:35Ян Френкель
Ну что тебе сказать про Сахалин… -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:08Ян Френкель
Русское поле из к/ф Неуловимые мстители -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:14Ян Френкель
Русское поле (муз. Яна Френкеля — ст. Инны Гофф, 1966 г.) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:44Ян Френкель
Ну,что тебе сказать про Сахалин -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:48Ян Френкель
Калина красная (муз. Яна Френкеля — сл. народные в обр. Евгения Синицына) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:33Ян Френкель
Для тебя, для тебя, для тебя… (Радио СатурнFM saturnfm.com) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:35Ян Френкель
Бедная овечка (муз. Я. Френкель — ст. Р. Гамзатов) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:35Ян Френкель
Я спешу, извините меня -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:10Ян Френкель
Погоня — инстр. -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:14Ян Френкель
Русское поле -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:23Ян Френкель
Студенческая дорожная -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:36Ян Френкель
Журавли (муз. Яна Френкеля — ст. Расула Гамзатова, рус. текст Наума Гребнёва) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:55Ян Френкель
Баллада о гитаре и трубе -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:00Ян Френкель
И всё-таки море (муз. Яна Френкеля — ст. Игоря Шаферана) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:04Ян Френкель
Страдания -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:36Ян Френкель
Журавли -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:12Ян Френкель
Сколько видано (муз. Яна Френкеля — ст. Игоря Шаферана) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:37Ян Френкель
Август (исп. Аида Ведищева) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:18Ян Френкель
Боюсь -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:47Ян Френкель
Тополя -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:08Ян Френкель
Как тебе служиться -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:18Ян Френкель
Текстильный городок -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:24Ян Френкель
Студенческая дорожная -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:20Ян Френкель
Годы -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:26Ян Френкель
В маленькой комнате возле серванта… -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:40Ян Френкель
Повезло -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:47Ян Френкель
Старый вальсок -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:45Ян Френкель
Тропка уходит (муз. Яна Френкеля — ст. Константина Ваншенкина) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:59Ян Френкель
Шахтерский характер -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:08Ян Френкель
Романсы — Русское поле -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:33Ян Френкель
Роман (муз. Яна Френкеля — ст. Константина Ваншенкина) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:10Ян Френкель
Северный флот не подведёт -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:06Ян Френкель
Десантная строевая -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:38Ян Френкель
Песни военных годин -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:12Ян Френкель
Погоня!..в горячей крови -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:16Ян Френкель
Журавли(исп. Дмитрий Хворостовский) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:36Ян Френкель
Судьба -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:09Ян Френкель
Белые журавли — Музыка: Ян Френкель Слова: Расул Гамзатов -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:46Ян Френкель
Вальс расставания (м. Ян Френкель, сл. К.Ваншенкин) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:53ЯН ФРЕНКЕЛЬ
Вальс расставания -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:47Ян Френкель
Вальс расставания -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:42Ян Френкель
Вальс расставания -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
01:57Ян Френкель
В ноль часов и ноль минут -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:03Ян Френкель
Журавли
- 1
- →
Расцвет карьеры
После окончания войны Ян продолжил музыкальную карьеру, поселившись в Москве. В конце 40-х годов никого не интересовала ни национальность Френкеля, ни его настоящий возраст. Музыкант делал обработки известных произведений, исполняя их в дорогих ресторанах города. В те годы Френкель переписывал партитуры для членов Союза композиторов СССР и занимался аранжировками их произведений. Благодаря связям в музыкальных кругах Ян Абрамович познакомился с талантливыми поэтами-песенниками своего времени.
Сотрудничество с Михаилом Таничем, Робертом Рождественским, Константином Ваншенкиным, Инной Гофф привело к появлению целого ряда шлягеров. Карьере композитора помогали известные музыкальные деятели. Когда Френкель оказался под угрозой исключения из Союза композиторов ему помог Дмитрий Шостакович. Он положительно отозвался об одной из песен Яна Абрамовича, положив конец травле музыканта завистниками.
Многие песни Френкеля рождались в условиях его тесной комнатушки в коммунальной квартире. В такие минуты композитор бежал в общий коридор и напевал по телефону новую мелодию одному из друзей. На заднем плане плакали дети, ругались соседи, но музыканта не останавливали бытовые трудности. Так появились на свет песни: «Кто-то теряет, кто-то находит», «Калина красная», «Я спешу, извините меня» и другие.
https://youtube.com/watch?v=uCAQ9Uy363Q
В семидесятых годах талантливый композитор укрепил свои позиции после того, как выиграл конкурс на новую оркестровую версию гимна СССР. К работе были привлечены ведущие композиторы страны. Комиссию, определившую победителя, возглавлял Дмитрий Шостакович, который ранее помог Френкелю избежать исключения из Союза композиторов.
В семидесятые годы Френкель раскрылся не только как композитор, но и как талантливый аранжировщик. Он умел подбирать композиции к фильмам так, что они мгновенно врезались в память. Кинорежиссеры выстраивались в очередь, чтобы пригласить Яна Абрамовича работать над музыкой к своим картинам. За годы творчества Френкель участвовал при создании более шести десятков фильмов.
Ян Френкель в фильме «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые»
Не удержался артист и от искушения попробовать себя в качестве актера. Он снялся в эпизодических ролях в четырех фильмах. Самым запоминающимся его образом на киноэкране стал гарсон Луи-Леонид в фильме «Корона Российской империи». Картина была одной из частей цикла лент, которые пропитаны музыкой Френкеля. Он написал для фильмов о неуловимых мстителях композиции: «Погоня», «Песня Яшки-цыгана», «Русское поле» и другие.
Яна Абрамовича связывала тесная дружба со многими артистами. Одним из его друзей был Андрей Миронов. Прославленный советский актер неоднократно исполнял песни Френкеля во время съемок в кинофильмах. Свидетельствами этой дружбы являются многочисленные общие фото и воспоминания коллег.
Андрей Миронов и Ян Френкель
Френкель писал музыку не только для кино и эстрады. Ему хорошо удавались мелодии к мультфильмам. Первый анимационный фильм с музыкой Френкеля вышел в 1962 году, а последний – в 1986 году. Мелодии Френкеля сопровождали сценические выступления Марии Мироновой и Александра Менакера, а также выходки легендарного комического дуэта «Тарапунька и Штепсель». Звучала музыка Яна Абрамовича и в телеспектаклях.
https://youtube.com/watch?v=7OsRQGF68R8
Френкель стал прекрасным кинокомпозитором, благодаря своему тонкому вкусу и любви к художественным произведениям. Из поездок и командировок Френкель всегда привозил с собой несколько интересных экземпляров редких книг. За годы жизни композитор собрал хорошую библиотеку. Ян Абрамович выступал в любых погодных и природных условиях. Его не останавливало отсутствие отопления и света, дождь или другие препятствия. В его жизни был случай, когда слушатели разобрали часть стены дома, чтобы вынести из него рояль, необходимый для выступления любимого композитора.